Главная · Правильное питание · Квота для инвалидов на предприятии. Правила квотирования рабочих мест. Извещение для Центра занятости

Квота для инвалидов на предприятии. Правила квотирования рабочих мест. Извещение для Центра занятости

Для российских граждан, которые относятся к малозащищенной категории населения, применяются программы социальной политики, направленной не только на защиту их прав, но и на улучшение качества жизни. Правительством было рассмотрено и утверждено ряд нормативных актов, определяющих порядок трудоустройства инвалидов на предприятиях, реализованный за счёт квотированного регулирования их соотношения по отношению к общему числу работников.

Что такое квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов определяет минимальное количество рабочих мест, зарезервированных для граждан, которым сложно трудоустроиться без использования возможностей программы социальной защиты. Величина квоты рассчитывается в процентном отношении к общему числу работников, определяемому по утверждённому штатному расписанию. Согласно Трудовому Кодексу, предприятие обязано принять на работу инвалида, направленного уполномоченными органами для трудоустройства, при условии несоблюдения компанией требований квот, обусловленных неукомплектованностью штатами, в необходимом соотношении работников.

Зачем применяется квотирование

В мире нестабильной экономической ситуации найти работу трудно даже здоровым гражданам. А если человек является инвалидом, что ограничивает его возможности и способности, то трудоустроиться ему ещё сложнее. Пенсии по инвалидности невелики, а такой категории людей деньги часто нужны на лечение, что вынуждает их искать работу. Введённым в действие законодательством о квотировании, государство решило помочь безработным гражданам, являющимся инвалидам.

Согласно утвержденным нормативным требованиям, субъектам предпринимательской деятельности, использующим наёмный труд, вменяется в обязанность трудоустроить определённое количество малозащищенных граждан.

Кто может пользоваться льготным правом

Государственная политика, содействующая трудоустройству, направлена на ряд категорий граждан, которым самостоятельно сложно найти работу, по причине отнесения к непопулярной категории работников:

  • инвалиды;
  • не достигшие 18 лет;
  • пожилые люди, предпенсионного возраста;
  • освобождённые после пребывания в местах лишения свободы;
  • беженцы;
  • родители, одинокие или многодетные;
  • уволенные с военной службы;
  • без опыта работы после окончания среднего профессионального заведения, в возрасте 18-20 лет.

Читайте также: Виды и формулы расчета рентабельности

Механизм реализации

Как правильно оформить инвалида на работу

Квотируемое рабочее место представлено в виде вакантной должности, которая заблаговременно резервируется государством. Она предназначается для трудоустройства особой категории граждан, которым самостоятельно трудно найти работу.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов применим для субъектов предпринимательской деятельности, вне зависимости от отрасли хозяйствования.

Его разносторонние цели заключаются в обеспечении гарантий при проведении мероприятий, предоставляющих возможность трудоустройства, самореализации, карьерного роста и получения образования. Рабочее место, выделенное инвалиду по квоте, должно позволять работнику осуществлять профессиональную деятельность без нанесения вреда своему здоровью.

Как подготовить рабочее место для инвалида

Для этого нужно учитывать некоторые важные параметры, которые необходимо выяснить о потенциальном работнике. К ним относится состояние здоровья и перечень медицинских противопоказаний. Также важно принимать во внимание вредные производственные факторы на рабочем месте.

Применяемые льготы для инвалидов

Положение о квотировании рабочих мест в организации для инвалидов определяет необходимость их резервирования в количестве, зависящем от списочного количества работников. Если, штатное расписание предприятия предполагает численность работников меньше 35 человек, то квотированию подлежит 1 место. При трудоустроенных 100 работниках, следует резервировать не менее 4 мест. Для крупных предприятий, в штате которых более 100 человек, резервировать для трудоустройства инвалидов следует 2-4 процента от общего количества работников.

Если в штатном расписании субъекта предпринимательства учтено меньше 35 работников, то организация может не участвовать в социальной программе и не подавать соответствующую отчётность.

Отчетность

Регулирование потребностей граждан

В каждом регионе формируется отдельный список нуждающихся в трудоустройстве граждан. Приоритетное право помощи имеют инвалиды. Остальным категориям оказывается содействие в обеспечении нормальных жизненных условий исходя из экономического положения, возможностей федерального бюджета, а также наличия резервов на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории конкретного региона. Регулирование значений квот для инвалидов и остальных категорий граждан осуществляется в соответствии со статистическими данными, формирующими списки нуждающихся в помощи.

«Квотирование рабочих мест для инвалидов»

Специально для сайта www.сайт

Синеокова Анна Юрьевна, Налоговый консультант

Вопрос: Какие существуют обязанности у организации в обеспечении занятости инвалидов? Сколько их должно быть в штате? Обязан ли сотрудник сообщать о том, что он инвалид? Порядок представления сведений для обеспечения занятости инвалидов в органы государственной власти (в том числе организациями, имеющими обособленные подразделения).

Ответ: В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан.

В частности статьей 24 Закона №181-ФЗ предусматриваются следующие обязанности для работодателя в обеспечении занятости инвалидов:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

1. Создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (ст. 21, 24 Закона №181-ФЗ).

Размер указанной квоты определяется законодательством субъекта Российской Федерации и может составлять не менее 2 и не более 4 процентов к среднесписочной численности работников.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 280-25) установлено, что по городу квота составляет 2,5 процента к среднесписочной численности работников (для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек).

Необходимо отметить, что законодательством не установлены какие-либо условия в отношении квотирования рабочих мест в зависимости от группы инвалидности.

До 1 января 2005 года статьей 21 Закона №181-ФЗ было предусмотрено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Ее размеры и порядок внесения определялись органами государственной власти субъекта РФ.

В частности, статьей 2 Закона №280-25 для организаций Санкт-Петербурга была предусмотрена ежемесячная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере величины прожиточного минимума.

Однако в связи с внесенными в Закон №181-ФЗ изменениями с 2005 года не предусмотрена замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Данные положения были также исключены из законов субъектов РФ, и в том числе из Закона Санкт-Петербурга, как не соответствующие федеральному закону.

2. Создание инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

При приеме на работу, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.

Статьей 65 Трудового Кодекса РФ установлен перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. Данный перечень не содержит указания о необходимости представления документа, подтверждающих факт инвалидности работника.

Вместе с тем в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.

Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

Из изложенного можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, работник может не сообщать работодателю о наличии у него инвалидности.

Вместе с тем, если сотрудник желает воспользоваться предусмотренными для него льготами и гарантиями, он должен уведомить работодателя об инвалидности.

Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому данное уведомление может быть сделано в свободной устной или письменной форме.

Необходимо также приложить документы, подтверждающие инвалидность работника:

  • справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 №1031н);
  • -индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н).

Согласно ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.

Согласно положениям ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Однако для самого работника-инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ может быть сделан в любое время в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.

Таким образом, работник может не сообщать работодателю об инвалидности или отказаться от реализации своей ИПР на основании абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ.

Отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение (абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ).

Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).

Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т.д.) имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду. В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

3. Предоставление информации для организации занятости инвалидов

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее - Закон РФ №1032-1).

Порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квоты определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона РФ №1032-1).

Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10 утверждена ежемесячная учетная форма отчетов работодателей по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Указанная форма представляется в СПб ГУ «Центр занятости населения районов Санкт-Петербурга» в 2-х экземплярах по месту расположения организации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Чтобы определить количество вакантных мест для заполнения данной формы, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников организации. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа.

Среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется организацией в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 №435 (далее - Указания).

Необходимо отметить, что вышеуказанным Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10, а также иными нормативными актами, не предусмотрен особый порядок заполнения и представления учетной формы по инвалидам организациями, имеющими обособленные подразделения.

В частности, являются неурегулированными вопросы:

  • представляется ли учетная форма в районное отделение Центра занятости населения Санкт-Петербурга по месту нахождения каждого обособленного подразделения,
  • -определяется ли среднесписочная численность, и соответственно - количество вакантных рабочих мест, в целом по организации или отдельно по головной организации и каждому обособленному подразделению, находящемуся в других районах Санкт-Петербурга, а также в других городах и субъектах РФ.

Согласно устным разъяснениям, полученным в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, организации, имеющие обособленные подразделения, представляют учетную форму в районное отделение Центра занятости населения по месту регистрации юридического лица. При этом в разделе 2 учетной формы указывается среднесписочная численность работников организации по г. Санкт-Петербургу.

Представление сведений в отношении квотируемых рабочих мест для инвалидов по обособленным подразделениям, находящихся в других регионах страны, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренных законодательством этих субъектов Российской Федерации. Поэтому перед подачей таких сведений рекомендуется уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

Информация о местах нахождения, графике работы, справочных телефонах, адресах электронной почты органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, представлена в Приложении №1 к Административному регламенту исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - Административный регламент).

Непредставление или несвоевременное представление работодателем сведений (информации) в отношении количества вакантных рабочих мест для инвалидов, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность - предупреждение или штраф в размере (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 руб. для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 руб. для юридических лиц.

Следует отметить, что контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. Порядок и сроки проведения административных процедур при реализации полномочий по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регулируется Административным регламентом.

Основаниями для проведения внеплановой документарной проверки являются в том числе:

  • -невыполнение квоты для приема на работу инвалидов;
  • -поступление материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, содержащих информацию о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты;
  • -обращения граждан с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц организации, выразившиеся в необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты.

Обращаем Ваше внимание, что работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора инвалидам в пределах установленной законодателем квоты.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Однако сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.

Налоговый консультант

М.А. Кокурина, юрист

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Как правильно создать резерв рабочих мест

Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места - только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

На все эти вопросы мы и ответим. Сразу отметим, что порядок квотирования рабочих мест регулируется региональным законодательство м. Мы приведем наиболее часто встречающиеся в регионах показатели и правила. Не забывайте, что в вашем субъекте они могут быть другими, поэтому сверьтесь со «своим» законом, который обычно так и называется - «О квотировании/о порядке квотирования рабочих мест».

Какие организации обязаны соблюдать квоту

Итак, квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройство мп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1 .

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 челове к ; см., например, . Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 челове кЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Среднесписочная численность работников определяется:

  • за период, указанный в региональном законе (например, в Республике Карелия фирмы отчитываются ежегодно и численность работников берется по состоянию на 1 октября текущего год аст. 2 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - ежеквартальн оч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 );
  • в порядке, предусмотренном для заполнения статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Например, в компании работает всего 200 человек - 50 из них в головном офисе в Москве, 150 - на производстве в Солнечногорске. Вы должны выполнить квоту:

  • в головном офисе по московскому Закону зарезервировать два места (50 х 4%)ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;
  • на производстве по Закону Московской области - четыре места (150 х 3% = 4,5, округляем до 4)ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ .

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Сколько мест нужно квотировать

Резервирование рабочих мест предусмотрено:

  • федеральным законодательством - для инвалидо вст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ;
  • региональным законодательством, в частности, для таких категорий:

Молодежи (например, граждан в возрасте 18- 20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразовани яп. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ , детей в возрасте 16- 18 лет из семей, потерявших кормильц аподп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО );

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семе й;

Женщин, имеющих детей в возрасте до 3 летп. 4 ст. 4 Закона Камчатского края от 11.06.2009 № 284 ;

Людей предпенсионного возраст аст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ ;

Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидо вп. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ .

Размер квоты составляет, как правило, 2- 4% среднесписочной численности работников организации. Из закона своего региона вы можете узнать точный размер:

  • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты - 2% для некоммерческих организаций и 3% - для коммерчески хст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз );
  • квоты для конкретной категории работнико вч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (например, в Москве 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства молодеж иЗакон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин уч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшени яч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ , так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и выш еч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Когда квотирование считается выполненным

Итак, какие действия вы должны предпринять, чтобы квота для приема работников считалась выполненной.

Заполнить квотируемые рабочие места

Заполнение проходит двумя способами:

  • <или> человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
  • с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии - не менее 3 месяцев в течение календарного год аст. 4 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - не менее 15 дней за меся ц;

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя - федеральным законодательством это не предусмотрено.

  • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном 30-днев -ном отпуске);
  • <или> вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат ыч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Подать сведения

Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:

  • <или> утвержденной региональными нормативными актами;
  • <или> произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.

Такой отчет надо подавать ежемесячн оп. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 , если региональным законодательством не установлено иной периодичности. В региональных законах смотрите и конкретные сроки представления отчетности по квоте.

Там же могут устанавливаться дополнительные обязанности компаний в сфере квотирования рабочих мест. Например, московские работодатели должны становиться на учет в государственное казенное учреждение «Центр квотирования» в течение месяца со дня регистрации в налоговых органах.

И именно в этот Центр нужно представлять отчет по форме № 1-кво -ти-ро-ва-ние ежеквартально - до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2.1 Положения о квотировании, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП .

Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот ыст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

После представления в орган занятости сведений о квоте уже не нужно искать потенциального работника из квотируемых категорий. Ваша обязанность - только рассмотреть кандидатуру такого сотрудника, когда его пришлет орган занятости или он обратится за трудоустройством к вам самостоятельно.

Всегда четко указывайте требования к работнику в информации о вакансии, документируйте процесс собеседования с кандидатами на квотируемую должность при помощи анкет, тестовых заданий по профессиональной тематике. Так у вас будет возможность доказать, что отказ в приеме на работу по квоте был обоснованным, если у соискателя нет, к примеру, необходимого образования, опыта работы, квалификации.

Ответственность за несоблюдение квоты

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя)ст. 5.27 КоАП РФ .

Если трудинспектор выявит:

  • <или> необоснованный отказ в приеме на работу инвалид аст. 5.42 КоАП РФ (например, фирма имеет среднесписочную численность более 100 человек, у вас на собеседовании был инвалид, из его тестового задания видно, что он подходит по профессиональным качествам, но вы не приняли его на работу, указав, что «мест нет»);
  • <или> непредставление вами в службу занятости информации о выполнении квот ыст. 19.7 КоАП РФ ,

то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в судстатьи 28.3 , 23.1 КоАП РФ .

Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000- 10 000 руб.), так и для компании (до 50 000 руб.)ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500- 4000 руб.ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комисси юст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судь ест. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ .

Налоги и взносы

Никаких специальных налоговых преференций для работодателей, обязанных резервировать рабочие места для разных категорий работников, нет, за исключением некоторых льгот компаниям, где работают инвалиды.

Страховые взносы

На выплаты в пользу работника-инвалида организация начисляет страховые взносы на обязательное страхование по пониженным тарифам: в 2012 г. в ПФР - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%, в 2013- 2014 гг. - 21%, 2,4%, 3,7% соответственн оп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

По «несчастному» страхованию есть льгота в части выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов независимо от группы - им взносы рассчитываются в размере 60% страхового тариф аст. 2 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ .

Налог на прибыль

Льгота есть только для организаций, у которых:

  • численность работников-инвалидов - не менее 50% среднесписочной численности работников без учета инвалидов-совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов - не менее 25% всех расходов на оплату труда.

Такие компании могут учитывать траты на инвалидов (например, улучшение условий их труда, переобучение, стажировка, взносы на содержание общественных организаций инвалидов) в составе прочих расходо вподп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ .

НДФЛ

Не облагаются НДФЛ суммы:

  • <или> потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации для работников-инвалидов - протезы, слуховые аппарат ы , если это чернобылец, военнослужащий, ставший инвалидом при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, человек, получивший инвалидность вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • <или> в размере 500 руб. в меся цподп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это инвалид с детства или инвалид I и II групп.

Если инвалид имеет право на оба указанных вычета, то предоставляете максимальный из них независимо от величины годового дохода работника, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Имейте в виду, что компенсационную стоимость квотируемого рабочего места будет сложно учесть в расходах: Минфин и ФНС прямо говорят, что этого сделать нельзя. Ведь компенсации вместо трудоустройства, к примеру, молодежи - это добровольные взносы, федеральными законами они не предусмотрен ыПисьма Минфина от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1 ; ФНС от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ . Скорее всего, вам придется через суд доказывать право на включение компенсационной выплаты в налоговые расходы. При этом судебные решения в пользу налогоплательщиков имеютс я

Мало кто из трудоспособного населения задумывается о том, насколько тяжело приходится лицам с ограниченными возможностями.

Ведь инвалидам необходимо не только приспосабливаться к повседневной жизни и социуму, но и терпеть постоянное пренебрежение особенно со стороны работодателей, которые предпочитают принимать на работу граждан, не имеющих проблем со здоровьем, несмотря на то, что инвалиды 3 и 2 группы способны справляться со многими видами деятельности не хуже.

Именно поэтому на законодательном уровне и предусмотрена норма, позволяющая обеспечить лиц с ограниченными возможностями рабочими местами в соответствии с их знаниями, квалификацией и физическими возможностями.

Определение понятия

На каждом предприятии с учетом специфики работы, а также сферой деятельности разрабатывает штатное расписание, которое содержит ряд должностей различного уровня, от руководства, до простых тружеников. При этом к претендентам на каждую вакансию предъявляются определенные требования, в частности, квалификацию, знания, опыт, навыки и другие возможности, используемые при выполнении определенного круга обязанностей.

Естественно в виду того, что каждая профессия подразумевает различные требования, как по интеллектуальным, так и по физическим возможностям, на определенную должность, по сути, можно принять любого человека, если он будет соответствовать заданным требованиям. Допустим, для исполнения обязанностей системного администратора большая физическая сила не нужна, а вот высшее образование, а также математический склад ума просто необходим.

То есть на оговоренную должность руководство компании может принять того же инвалида-колясочника, который с большим успехом будет решать виртуальные задачи в пределах своих обязанностей, причем без особых проблем. А так как работодатели заключать трудовые договора с оговоренной категорией лиц по собственной воле не стремятся, на государственном уровне предусмотрена норма, подразумевающая квотирование нескольких вакантных мест для инвалидов.

То есть, по сути, квотой является создание рабочих мест, изначально приспособленных под лиц с ограниченными возможностями, и резервирование оговоренных вакансий государством именно для дальнейшего трудоустройства инвалидов с целью их социальной адаптации и предоставлением возможности реализовать себя как в профессиональном плане, так и в личном.

Законодательная база вопроса

Так в частности, в рамках ст.21 ФЗ №181 предприятия, имеющие среднесписочную численность тружеников более 100 человек, обязаны резервировать, а соответственно и предоставлять рабочие места для инвалидов в пределах 2-4%, то есть из 100 должностей, как минимум четыре должны быть предоставлены для трудоустройства лицам с ограниченными возможностями. Если же в компании задействовано более 35 сотрудников, но не свыше сотни, резервированию подлежит хотя бы 1 место труда, то есть 3%.

При этом, учитывая, что специфика некоторых учреждений сопряжена с вредными условиями , квотирование вакансий предусмотрено только для должностей с нормальными условиями занятости, что подразумевает вычет опасных профессий из фактической численности работников, с последующим процентным расчетом исходя из полученной суммы. Также в силу оговоренной нормы от квотирования мест труда будут освобождены и те учреждения, которые организованы общественными объединениями инвалидов, в связи с тем, что в штате оговоренных организаций большинство работников изначально будут являться лицами с ограниченными возможностями.

Следует отметить, что вопрос резерва мест труда для инвалидов регламентирован не только ФЗ №181, но и ФЗ №1032-1 «О занятости населения» , где в ст.13 закреплена норма об обязательном предоставлении вакансий лицам с ограниченными возможностями, которые заняты поиском работы. Также, учитывая, что вопрос трудоустройства лиц указанной категории, по сути, является достаточно проблематичным, порядок квотирования регламентирован и на региональном уровне , в частности, в г. Москва принят закон №90, а в Питере – Закон №280-25.

Порядок трудоустройства

В силу ФЗ №181 все компании, невзирая на форму собственности, при наличии штатной численности работников свыше трех десятков обязаны предоставлять хотя бы одно рабочее место для инвалида, но это в теории. На практике же далеко не все лица с ограниченными возможностями могут полноценно трудиться даже при наличии зарезервированной вакансии, ведь для некоторых из них нужно создать специальные условия , в частности, оборудовать места труда специальными приспособления теми же пандусами и поручнями либо иными локациями.

Именно поэтому во исполнение ст.22 ФЗ №181 в некоторых организациях на основании утвержденного перечня компаний на региональном уровне, создаются рабочие места именно для инвалидов, полностью оборудованными в соответствии с требованиями Приказа Минтруда №685н и в количестве соответствующем квоте. В отношении остальных учреждений, в порядке норм ст.21 ФЗ №181 соблюдается общее требование о предоставлении мест лицам с ограниченными физическими возможности пропорционально к среднесписочной численности тружеников, в частности не менее 3%.

Какие профессии могут быть зарезервированы

Конечно, в силу своего физического состояния, инвалиды могут быть задействованы далеко не на всех предприятиях, а значит и должностях, учитывая, что условия их занятости должны соответствовать индивидуальному реабилитационному плану. Именно поэтому в компаниях резервируются именно те места труда, которые изначально созданы для оговоренной категории либо могут быть адаптированы под физические возможности инвалида.

Также в рамках ФЗ №1032-1 лица с ограниченными возможностями по предложению Центра занятости по тем профессиям, овладение которыми позволяет данной группе лиц не только без особых усилий выполнять порученные задания, но и быть конкурентоспособными на общем рынке труда по вакансиям, утвержденным Приказом Минтруда №150.

В частности, наиболее распространенными профессиями являются:

То есть инвалиды обучаются именно тем профессиям, которые подразумевают умственную нагрузку, а не физическую, хотя в некоторых случаях, эмоциональные всплески данной категории тоже противопоказаны. Соответственно профессия для обучения в любом случае подбирается индивидуально с учетом физических возможностей инвалида, отраженного в медицинском заключении.

Как узнать о вакансии и устроиться на работу

Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости . То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.

Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.

Можно ли избежать квот

На основании норм ст.21 ФЗ №181 требований к резервированию мест для лиц с ограниченными возможностями не предъявляются только к тем учреждениям, которые организованы сообществом инвалидов, в частности, те же общественные объединения либо компании, уставной капитал которых состоит из взносов перечисленных, инвалидами в общественные фонд.

Также не требуется квотирование и тем организациям, где среднесписочная численность сотрудников не превышает 35 человек, что отражено в ФЗ №181. Но в виду того, что порядок квотирования вакансий для лиц с ограниченными возможностями регламентируется еще и на региональном уровне, некоторые компании, даже несмотря на сравнительно небольшой штат, все же могут обязать принять на работу хотя бы 1 инвалида.

Существующие проблемы

Несмотря на то, что нормы, подразумевающие резервирование либо создание рабочих мест для инвалидов, приняты еще в 1995 году, многие работодатели по-прежнему не соблюдают установленные рамки, учитывая, что административная ответственность в порядке ст.5.42 КоАП РФ предусматривает всего лишь штрафные санкции в размере 10000 тысяч . А ведь даже для средней компании оговоренная сумма является каплей в море, соответственно, действенных рычагов по обязательству учреждений исполнять нормы закона пока что нет.

Также дополнительной проблемой является бытовые аспекты . В частности, даже если место труда будет найдено, общественный транспорт, который в принципе не предназначен для лиц с ограниченными возможностями, станет одним из самых главных препятствий, которое затруднит передвижение инвалида к работе к началу смены. А если офис компании расположен еще и в многоэтажном доме без лифта, добраться до своего рабочего места без посторонней помощи вообще будет невозможно. То есть, в настоящий момент инвалиды как бы и защищены законом в части поиска занятости, но вот в плане бытовых проблем вопрос пока что не решен.

О резервировании должностей для граждан с ограниченными возможностями смотрите в следующем видеосюжете:

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

ФАЙЛЫ

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.