Главная · Правильное питание · Кто такие русалки

Кто такие русалки

Первым, кто занялся увлеченным изучением русалок, стал Израиль. Многие специалисты утверждали, что эти существа обосновались на священных землях. Начало истории пришлось на небольшой пляж в Кирьят-Яме, где была найдена несколькими людьми настоящая русалка.

По отзывам очевидцев женщина в чешуе ежедневно выбиралась вечером на берег на несколько минут. Некоторые приезжие не верили слухам, принимая факт за розыгрыш или отдыхающая туристка.

Но у красивой женщины был виден хвост зеленого цвета. Когда существо заметило, что на него смотрят, оно мгновенно нырнуло в воду, скрывшись в ней. Ранее в этих районах подобное явление не было обнаружено.

Русалку в древних мифах всегда отображали в одном образе – прекрасной молодой девушки с чешуйчатым хвостом. Это существо может иметь пару ног, а хвосты не только подобны рыбьим, но и дельфиньим, а в некоторых случаях и змеиным.

Русалка забирает человеческую жизнь для продолжения своей молодости. С этой целью она выходит на берег, поет песни и ожидает жертву. Наиболее часто наблюдаются у небольших рек и озерах.

Российский фольклор считает девушку незаменимой спутницей водяного. С 2012 года Кирьят стал местом обитания большого наплыва туристов. Предлагается премия человеку, который хотя бы на фотографии принесет доказательство появления русалки. Но до сих пор прекрасная дева не попала в объективы камер.

За все время были найдены тысячи очевидцев этих дивных созданий. Например, мужчина, занимающийся выловом рыбы, во время нахождения в океане, отчетливо слышал странные звуки, доносившиеся со дна.

Люди, находившиеся в тот момент на палубе отмечали, что это было пение русалки. Девушки настолько красиво пели, что трое из команды попытались прыгнуть с корабля на голос.

Рядом с берегами Антарктиды несколько людей в разное время наблюдали существ, отдаленно похожих на русалок. У японцев подобное явление с рыбьим хвостом называется «ningen». Но в данном случае в японских водах присутствует существо менее похожее на человека по причине сильной бледноты. Их тело более худое и вытянутое, а хвост удлиненный.

В Средневековые времена возле таинственного английского замка Orfold в Суффолке поймали настоящего водяного. Существо сразу было перенесено в королевский музей, где ему предоставили все условия для существования, но водяной вскоре сбежал.

Согласно сказаниям полу человек не произнес за все время ни слова, а его единственной едой была рыба.

В Диведе одновременно более десяти людей увидели прекрасную девушку, которая купалась в море. Сначала ее приняли за странную туристку, купающуюся во время грозы, но затем заметили выступающий из-за спины хвост. Этому происшествию практически 200 лет, но о нем до сих пор все знают.

Еще одним случаем, связанным с появлением русалки можно считать Зимбабве около 15 лет назад. Работники, находящиеся на водохранилище, вынуждены были бросить свою работу по причине населявших водоем русалок, от страха мужчины больше не возвращались на проклятое место. Этот случай получил популярность в виде отчета, опубликованного в местной прессе.

Рождение детей русалок

Не стоит забывать о том, что каждую мифологию подтверждали реальные факты. Существуют разные виды мутации плода, например порфирия – реальный вампиризм в человеке. Но еще и другой, не до конца изученный – синдром сирены, что также внесло свои суеверия на счет русалок.

Синдромом сирены (сиреномелией) является аномальное эмбриональное развитие, при котором у ребенка в утробе сращиваются ноги. После рождения это имеет разный вид: конечности срастаются полностью на всю длину, или же частично.

Бывают случаи, когда младенец появляется на свет с одной громадной ногой, которая делает его похожим на русалку. Если вовремя не провести операцию, и не разделить сросшиеся конечности, младенец умрет.

Взрослые люди, которые имеют синдром сирены, даже после хирургического вмешательства не способны передвигаться, но они хорошо и свободно себя чувствуют в воде.

Один из симптомов болезни – чрезвычайное пересыхание кожи, что приносит дискомфорт, а иногда и боль. Поэтому человек вынужден постоянно увлажнять свою нижнюю часть.

Отмечается, что женщин рождается втрое больше с этим диагнозом, чем мужчин. Ученые переводят между легендой и научным объяснением параллель. Возможно одна из девушек с синдромом сирены находилась отдаленно на берегу, а когда увидела других людей, испугавшись насмешек, сбежала.

Вопрос о существовании мифических существ волнует людей многие столетия. Одни уверены, что это выдумки, другие доверяют фактам. Давайте разберемся вместе.

В статье:

Существуют ли русалки в реальной жизни - правда и вымысел

Кто такие русалки? Это удивительные существа, которые описываются в преданиях и мифах, распространенных на всей планете. Подтверждение существования морских созданий можно встретить в различных источниках.


Все они датированы разным временем. Те, кому удавалось встретиться с русалками, по-разному. Также существам приписывают различные качества и поведение.

В Европе мы часто слышим название «русалка ». Древние греки предпочитали слово «сирена ». Римляне верили, что нимфы и нереиды на самом деле существуют. Также это существо часто называли ундиной .

Колдуны и маги считают, что русалка - это мистическое существо, сгусток энергии, дух воды, приходить на помощь. Но это бестелесное создание, способное управлять стихией воды.

Русалки, найденные людьми в разных частях мира, отличаются внешне от героев книг и мифов. Ученые предполагают, что существует несколько их видов. Также есть мнение, что эти монстры не просто непохожи друг на друга, а располагаются на различных этапах развития.

Это подтверждает теорию о том, что человек является потомком этих морских существ, ведь жизнь зародилась в океане. К сожалению, данная версия еще не доказана, поэтому воспринимать ее как аксиому нельзя. Но большое количество примеров в истории подтверждают, что сирены есть на самом деле.

Настоящие русалки существуют - шокирующие факты

Если мы обратимся к документам, то обнаружим, что в XII веке в исландских хрониках Speculum Regale упоминается странное существо. Оно имело туловище женщины и хвост рыбы. Назвали ее «Маргигр ». Более о судьбе этой дамы ничего не известно.

В 1403 году в Голландии произошла ситуация, которая была описана в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное ». В ней повествуется о том, что после жуткого шторма на суше люди обнаружили странную девушку. Ее выбросило из воды. Нереида была вся в тине и имела плавник вместо нижних конечностей.

Люди отвезли ее в город, переодели, научили готовить еду и заниматься хозяйством. Как именно делала это женщина, используя плавник вместо ног, в источнике не указывается. За 15 лет, которые существо пробыло среди людей, оно не научилось говорить и постоянно пыталось вернуться в родную стихию. Но это не увенчалось успехом, и сирена умерла среди жителей деревни.

15 июня 1608 года два человека, которые отправились в путешествие с мореплавателем Г. Гудзоном, обнаружили в воде живую сирену. Они утверждали, что это была обворожительная девушка с голой грудью, прекрасными черными косами, а ее нижняя конечность в точности напоминала хвост макрели. Более никто это существо из команды не видел и подтвердить слова матросов не может.

Доказательство того, что русалки существуют - удивительный подросток

В XVII веке испанский журналист Икер Хименес Элизари сделал заметку в газете, опубликовав записи, которые он нашел в архивах монастыря. В них говорилось о Франсиско дела Веге Касаре, проживающем в Лиерганесе (Кантабрия).

Этот молодой человек отличался способностью очень хорошо плавать. Легенда гласит, что в 16 лет юнец пошел купаться и его затянуло в пучину. Подростка люди тогда не нашли.

Спустя некоторое время недалеко от места его пропажи моряками было обнаружено необычное создание. Это был все тот же парень, но с белоснежным кожным покровом и чешуей на туловище.

На конечностях между пальцами были плотные перепонки. Юноша не говорил, а только издавал странные звуки. Существо обладало нечеловеческой силой, так как для того, чтобы его поймать, понадобились 10 человек.

Пленника отвезли в храм францисканцев. Там в течение трех недель юношу подвергали ритуалам экзорцизма. Через год подростка вернули домой, его мама призналась в том, что ее сын не совсем человек. Спустя два года необычное создание убежало и скрылось в морской глубине.

Доказательства существования монстров в XVIII–XIX веках

В 1737 году было опубликовано еще одно доказательство существования русалок. На этот раз информацию предоставило издательство «Gentleman’s magazine» . История произошла в Англии. Рыбаки вместе с уловом подняли на палубу странное существо и в страхе забили его насмерть.

Очевидцы утверждают, что монстр издавал человеческий стон. Когда рыбаки пришли в себя, то разобрали улов и поняли, что перед ними сирена мужского пола. Внешность существа была отталкивающей, тем не менее, монстр походил на людей. Труп русалки долгое время демонстрировался посетителям музея в Экстере.

«Scot’s magazine» в 1739 году поразил читателей интересным материалом, в котором говорилось о том, что люди с судна «Галифакс » поймали настоящую нереиду. Однако подтверждений этому факту нет, так как команда была вынуждена приготовить и съесть пойманное существо. Произошло это недалеко от острова Маврикий. Экипаж заверяет, что плоть этих монстров очень мягкая, похожа на телятину.

31 октября 1881 года стало знаменательно тем, что в этот день одно из бостонских издательств огласило новость о выловленном трупе удивительного создания. Удалось определить, что монстр был женского пола. Верхняя часть его тела идентична людской, но все, что ниже живота, являлось хвостом рыбы. Это был далеко не последний случай, когда в XIX столетии люди находили подтверждение существования русалок.

Есть ли русалки - история времен СССР

Долгое время эта история не разглашалась, и мало кто мог узнать подробности происшествия. В 1982 году на западном берегу озера Байкал должны были проводиться тренировки боевых пловцов. Именно там вооруженные силы СССР нашли удивительное чудовище.

Аквалангистам надо было опуститься на глубину в 50 метров. Люди уверяли, что именно там они неоднократно замечали странных существ, которые в длину достигали 3 метров и были покрыты блестящей чешуей. На голове у нимф находились странные шлемы круглой формы. Аквалангисты уверяли, что это были не люди, так как передвигались они очень быстро, не имея специальных костюмов и аквалангов.

Командующий учениями был уверен, что подводникам необходимо найти общий язык с существами и вступить в контакт. Для этого необходимо было выловить одну нереиду. Команду хорошо снарядили и подготовили к заданию. Группа состояла из 8 бойцов, которые должны были четко выполнять инструкции.

Но операция была прервана, так как, когда люди приблизились к существу и попытались набросить на него сеть, оно силой мысли вытолкнуло их на берег водоема. Из-за того, что случилось это резко, а во время всплытия не было важных остановок, все участвующие в операции заболели кессонной болезнью. Трое погибли уже через пару суток, а остальные на всю жизнь остались инвалидами.

Странные монстры в США

В Соединенных Штатах Америки жители небольших городов нередко сталкиваются с подобными существами. Летом 1992 года в поселке Ки-Бич (Флорида) рядом с берегом были замечены необычные существа, напоминавшие людей, но нижняя часть тела у них была как у тюленей.

На конечностях монстров были большие перепонки. Сирены имели огромные головы и выпуклые глаза. Когда рыбаки постарались приблизиться к существам, те быстро отплыли и скрылись в морской глубине. Через некоторое время рыбаки достали свои сети из воды. Они были разрезаны, а улов выпущен.

Также странный экспонат не так давно был представлен в краеведческом музее города Тумстоун . Посетители осматривали труп диковинного объекта, который, на первый взгляд, сильно напоминал морскую корову. Но верхняя часть тела животного была похожа на людскую - руки, плечи, шея, уши, нос, глаза. Также присутствовали достаточно хорошо развитые ребра.


Русалка - миф или реальность? С абсолютной точностью ответить на этот вопрос пока нельзя. Известны не только мифы и предания о русалках. Есть немало документально зафиксированных, пока только на бумаге, встреч с ними. Историк и писатель Александр Горбовский собирает такие факты и свидетельства.

Свидетельств такого рода слишком много, чтобы на них просто махнуть рукой. Иногда очевидцев было несколько, некоторые заверяли свои показания у нотариуса, а другие подкрепляли их клятвой на Библии. Для знаменитых путешественников и мореплавателей, таких как Христофор Колумб и Генри Гудзон, встречи с русалками в открытом море были вполне заурядными явлениями.

До наших дней сохранилось описание случая, произошедшего в 1403 году в Западной Фрисландии. Моряки после шторма нашли на берегу запутавшуюся в водорослях русалку. Люди взяли ее к себе, одели, научили прясть пряжу и кланяться перед распятием, но говорить она не могла. Девушка пыталась бежать, однако каждый раз ее возвращали обратно. Выдержав в неволе 14 лет, русалка умерла.


С развитием судоходства свидетельств стало больше. Так, Христофор Колумб в 1492 году отметил, что у берегов Кубы водятся русалки «с петушиным оперением и мужеподобными лицами». В 1531 году поглазеть на выловленную в Балтийском море русалку имел возможность весь двор польского короля Сигизмунда II, но, к сожалению, недолго - на третий день пленница скончалась.


Известный мореплаватель и открыватель новых земель Генри Гудзон, плавая неподалеку от Новой Земли, в корабельном журнале своей рукой записал: "Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины... у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.". Записал это в корабельном журнале тот самый Гудзон, ответственный и авторитетный путешественник и географ, чье имя носят залив в Канаде, река и пролив, открытые им.


В России русалки были "высокими бледными и печальными"; о них писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и "Абердинский альманах" обещал путешественникам, что они "обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий".


Миссионер, итальянец, отец Францис из Павии, который в 1701 году посетил Анголу, не поверил сначала, когда местные жители ему рассказали, что в их озере обитают русалки. Тогда, чтобы ему доказать, отловили в сети одну и предъявили ему. Миссионер детально ее осмотрел и описал в своих записках, добавив, что через сутки после того, как ее поймали, она, к сожалению, умерла.


Русалками заинтересовался даже Петр 1. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со своим приятелем. Священник был убежден в правдивости рассказов о русалках. "Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, - писал он, - то, в частности, эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование таких городов, как Константинополь, Рим, Каир, только потому, что им не пришлось их увидеть".


Еще одно официальное свидетельство датируется 1830 годом. На Гебридских островах, обитатели поселения Бенбекулы, увидели юную русалку, весело плещущуюся в море. Несколько мужчин пытались подплыть к ней и поймать, но она легко от них уплыла. Тогда один мальчишка стал швырять в русалку камнями и попал. Спустя несколько дней в двух милях от места, где ее видели в первый раз, труп маленькой русалки был выброшен на берег. Наблюдателями было зафиксировано следующее: «Верхняя часть существа размером с упитанного ребенка трех-четырех лет с ненормально развитой грудью. Волосы длинные, темные и блестящие, кожа белая, мягкая и нежная. Нижняя часть - как хвост лосося, но без чешуи».


В 1890 году учитель Уильям Монро прогуливаясь по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс, на камне, выступавшем из моря, заметил существо, похожее на сидящую обнаженную женщину. Нижняя часть тела была под водой, но Монро видел обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Через несколько минут существо соскользнуло с камня в моpe и скрылось из вида. После долгих внутренних колебаний спустя 12 лет Монро послав заметку в лондонскую "Таймс". В письме он очень осторожно и сухо описал это создание. "Голова была покрыта волосами выше указанного цвета (каштановые), слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие; зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт; груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличие перепонок, но насчет этого я не уверен".


Монро сказал, что хотя другие, заслуживающие доверия люди утверждали, что видели это существо, он им не верил, пока не увидел его самостоятельно. И, увидев, убедился в том, что это существо было русалкой. Он выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению "существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что неспособен постичь..."


31 октября 1881 года американские газеты сообщили о том, что в заливе выловлено тело русалки. Находку доставили в Новый Орлеан, где выставили на всеобщее обозрение. "Это морское чудо хорошо сохранилось, - писал репортер бостонской газеты, сам внимательно осмотревший русалку. - Голова и тело ее убедительно показывают женское ее начало. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы - все это совершенно человеческое. Волосы на голове светлые, шелковистые, несколько дюймов в длину. Кисти рук завершаются, однако, не пальцами с ногтями, а когтями, напоминающими когти орла. Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали, что водится в здешних водах, - чешуя, плавники и точно такой же хвост.


Многие опытные рыбаки и рыболовы-любители освидетельствовали ее и в один голос сказали, что ничего подобного в своей жизни они не встречали. Ученые мужи точно так же оказались в полной растерянности. Их заключение было, что, поскольку русалка - сказочный персонаж, они не берутся классифицировать ее или отнести к какой-то известной группе живых существ".


В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Алексавдер Ганн снова встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пыталс спасти застрявшую в расщелине овцу, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой. У нее были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза и изогнутые дугой брови. Она был необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражен больше - он, русалка или собака. Однако первой дала выход своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но все же больше разгневана. Позднее он сказал своему другу: "То, что я видел, - правда. Я действительно встретил русалку". Через 50 лет, прогуливаясь в том же месте, две девочки наткнулись на русалку, оставленную на мели отливом. По описанию она походила на ту, что встретилась Ганну.


Пожалуй, последняя такая волнующая встреча произошла в 1957 году во время путешествия Эрика де Бишопа на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота из Таити в Чили. Вахтенный матрос доказывал всем, что видел непонятное существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, выпрыгнувшее из воды на палубу. Прикоснувшись к незваному гостю (гостье?), моряк получил в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. На руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя.

Вместо ног. Кожа у них белоснежно-белая. Русалки обладают мелодичным и гипнотизирующим тембром голоса. Согласно преданию, ими могли стать девушки, которые погибли до замужества или по причине разбитого любовью сердца, а также маленькие некрещеные или по каким-то причинам проклятые дети. На вопрос о том, кто такие русалки, некоторые мифы дают ответ, что они являются дочками Водяного или Нептуна и относятся к

Происхождение названия

Русалки предпочитают не только соленую морскую воду, но комфортно себя чувствуют в пресной озерной. Предположение о том, кто такие русалки и каково происхождение их названия, основывается на этимологии слова «русло» - имеется в виду излюбленное место русалок. Называют этих мифических созданий по-разному: нимфы, сирены, купалки, чертовки, ундины, вилы.

Легенды о русалках

В старину люди считали, что общение с русалкой - довольно опасная штука. Сначала она привлекает к себе прекрасным мелодичным голосом, а потом щекочет до обморочного состояния и уносит в пучину. Бытует предположение, что русалки ненавидят каленое железо, поэтому, уколов эту речную нимфу иголкой, можно спасти свою жизнь.

Объектом интереса русалок всегда были мужчины. Считалось, что маленьких детей они не трогали, а иногда помогали заблудившимся малышам найти дорогу домой. По своей прихоти могли утопить или, наоборот, спасти попавшего в беду человека. Также морские красавицы любят яркие вещи, которые могут украсть или попросить. Живут русалки дольше людей, но они все же уязвимы, хотя раны на их теле заживают достаточно быстро.

Среди русалочьих игр стоит упомянуть запутывание рыбацких сетей, вывод из строя топление лодок. Наиболее активны эти вредные создания во время «русалочьей недели» в июне, в старину так называли Троицкую неделю. Самым опасным считается четверг, когда купаться в одиночку и вечером себе дороже.

Есть ли доказательства существования русалок?

Вопрос о том, кто такие русалки и существуют ли они в действительности, будоражит людское воображение уже довольно долгое время. Хотя многие отрицают возможность существования таких существ, как русалки, единороги, вампиры, кентавры, все же есть в человеческом сознании вера в чудеса. Тем более что всем известная поговорка «Нет дыма без огня» заставляет задуматься о возможности существования таких существ. Ведь в фольклоре различных народов мира имеется огромное количество историй об обнаженных обольстительницах с рыбьим хвостом.

С приходом христианства, появилась идея появления души у русалки, если она навсегда откажется от моря и будет жить на суше. Такой выбор был довольно сложен, редко кто на него решался. Есть одна грустная история о шотландской русалке из VI века, которая полюбила одного священника и молилась о приобретении души, но даже мольбы самого монаха не переубедили морскую красавицу предать море. Серо-зеленые камни на берегу острова Ионы до сих пор называют слезами русалки.

Прекрасные и ужасные

Основным источником рассказов про русалок были мореплаватели. Даже скептик Колумб поверил в их реальность. Когда он путешествовал в районе Гвианы, то, не представляя, кто такие русалки, повествовал, что собственными глазами лицезрел трех необычных, но почему-то мужеподобных, существ с хвостами, как у рыб, развлекавшихся в море. А может это просто сексуальные фантазии, тоска и неудовлетворенность в любви и ласке месяцами путешествовавших мореплавателей? Тогда рассказы о недоступных и манящих морских обольстительницах вполне объяснимы, и, глядя на тюленей, они представляли себе голых полуженщин, заманивающих их волшебным пением.

Вопросом о том, кто такие русалки и существуют ли они вообще, интересовался даже Петр I. Известно его обращение к священнослужителю Франсуа Валентину из Дании, который описывал одну сирену из Амбойны, вблизи Пятьдесят человек тому были свидетелями. Он утверждал, что если и стоит верить каким-либо историям, то только об этих чудесных созданиях.

Верить или не верить?

Подобно современным историям об инопланетянах, слухи о русалках быстро распространялись после очередного Нет точного определения, объясняющего однозначным образом, кто такие русалки. Фото, которые существуют, не дают 100 % гарантии подлинности. Вызывающие интерес морские создания не всегда описывались как обворожительные нимфы, иногда это были довольно неприятные и безобразные создания с большими ртами и торчащими наружу острыми, как шипы, зубами.

В Средневековье многие европейские церковные здания были декорированы выточенными фигурками ундин. Немногие, конечно, могут честно признаться в своей вере в их существование, но все же истории о русалках продолжают будоражить людское воображение.

Русалки в мифах восточных славян

Ответ на вопрос о том, кто такие русалки и как они появились, может дать восточнославянская мифология. Русалками могли стать не только некрещеные младенцы, но и девушки, покончившие свою жизнь самоубийством или находившиеся в положении. Процесс родов проходил уже в загробном мире. В восточной мифологии воображаемый образ русалки описывался в виде нагой или в белой рубашке, вечно юной и невероятно красивой девы с длинными волосами цвета болотной тины и венком на голове. Одновременно можно найти в народных поверьях страшный и безобразный образ этого мифического персонажа. Кто такая русалка? В мифологии восточных славян она представлялась как чрезмерно тощая или, наоборот, с крупным телосложением, большой грудью и растрепанными волосами. Эта демоническая нимфа была всегда бледная, с холодными длинными руками.

Обитали русалки в глубоких водоемах и болотах, а определенные источники указывают, что они могли прятаться также на облаках, под землей и даже в гробах. Там они находились целый год, а во время Троицкой недели, когда наступало время цветения ржи, выходили порезвиться и становились видимыми для народа.

Чем грозит знакомство с русалкой?

Кто такая русалка и что она делает, можно узнать в старинных былинах, согласно которым они не переносят молодых особ женского пола, а также пожилых людей. А вот деток и молодых мужчин привлекают обаянием и могут запугать до смерти, а могут, наигравшись, отпустить восвояси. Следует опасаться их очаровательного голоса, обладающего гипнотическими свойствами. Человек может несколько лет стоять неподвижно, слушая русалочье пение. Предупредительным сигналом такого пения является звук, напоминающий стрекотание сороки.

Соблазнившись на неземную красоту русалки, можно навеки остаться ее рабом. Народ верил, что тот, кто познал любовь ундины или вкусил хоть раз ее поцелуй, в скором времени серьезно заболеет или наложит на себя руки. Спасти могли только специальные амулеты и определенное поведение. Увидев русалку, нужно было перекреститься и нарисовать воображаемый круг защиты. Также спасти могли два крестика на шее, спереди и сзади, так как русалки имеют обыкновение нападать со спины. Можно было также попытаться отмахнуться от злодейки или ударить палкой по ее тени. Согласно старинному поверью, русалки ненавидят запах крапивы, полыни и осины.

Русалочка из сказки

Заводя разговор на тему русалок, невозможно не вспомнить сказку Ганса Христиана Андерсена. Смелая Русалочка спасает жизнь принца во время ужасного шторма, а затем производит обмен со злой колдуньей, потеряв при этом свой волшебный голос и обретя возможность ходить. Каждое движение приносит нестерпимую боль, но все равно без своего голоса она не в состоянии покорить принца. В итоге она проигрывает сражение и превращается в морскую пену.

Мультфильм от Уолта Диснея про русалочку Ариэль имеет более оптимистичную концовку: «они поженились и жили долго и счастливо». Эти так полюбившиеся сказочные истории вплели в себя множество элементов из повествований об этих существах. Это и пленительный голос, и возможность выбора суши или моря, а также запретные романтические отношения между человеком и русалкой. В остальном, конечно, это художественный вымысел, но все же в результате сложился положительный образ хвостатой красавицы.

Волшебные сирены являются популярными героями в фольклоре различных народов и культур, и интерес к тому, кто такие русалки, не угасает в настоящее время.

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193
  28. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 165