Главная · Правильное питание · Косьма и дамиан святые. Святые бессребреники косма и дамиан ассийские. Чудеса совершенные святыми бессребрениками после смерти

Косьма и дамиан святые. Святые бессребреники косма и дамиан ассийские. Чудеса совершенные святыми бессребрениками после смерти

Святые мученики Косьма и Дамиан известны как целители и чудотворцы. В молитве Косме и Дамиану верующие находят спасение от болезней тела и духа.

Житие Космы и Дамиана

Бессребреники и родные братья Косма и Дамиан жили в III веке от Рождества Христова. Росли они в Риме, в христианской семье. Всю жизнь посвятили служению Господу, ведя праведную и целомудренную жизнь. За преданность Господь даровал им силу исцеления, которую они использовали мудро и во благо. Братья бескорыстно помогали всем нуждающимся, слава об их милосердии распространилась далеко.

О братьях узнал даже император Карин, ему не понравилось то, что братья обращают народ в христианство. Когда за Космой и Дамианом послали воинов, люди, которым они помогали, укрыли их. Тогда солдаты собрались схватить других христиан, братья не могли этого допустить и сдались добровольно. Целителей посадили в темницу, а после повели на суд. Даже под угрозой наказания Косма и Дамиан не отказывались от своей веры. Господь показал Карину свою силу, наслав внезапную болезнь. Это чудо заставило уверовать многих свидетелей, которые принялись просить братьев исцелить императора. Сам Карин взмолился к ним, и братья помогли ему. Император даровал свободу Косме и Дамиану, и они продолжили своё дело – помогать людям.

Успех и всеобщая любовь к братьям вызвали зависть у их наставника, обучавшего Косму и Дамиана врачеванию. Он считал, что они всему обязаны ему. Желая отомстить, старец позвал своих учеников в лес, якобы за поисками лекарственных растений. Заведя Косму и Дамиана вглубь, он убил их, а тела сбросил в реку.

Мученики Косьма и Дамиан окончили свой путь на земле неожиданно, но память о них жива и сейчас. Каждый год церковь отмечает день памяти братьев 14 июля.

О чем молятся Косьме и Дамиану?

Будучи врачами при жизни, Косма и Дамиан почитаются как целители и теперь. Молитву святым Косьме и Дамиану Римским читают при разных недугах и болезнях. Простуда, хроническое заболевание, опухоль, язва – со всеми этими проблемами помогут бороться святые. Зависимость от наркотиков, алкоголизм также считаются болезнями. Молитва Косьме и Дамиану об исцелении очень сильная, к её прочтению нужно относиться серьезно и с чистыми помыслами.

Родители, бабушки и дедушки читают молитву святым о здравии своих детей и близких. Они помогают всем просящим, защищают и поддерживают.

Святые вели праведный образ жизни, как наставлял Иисус Христос. Они известны своим целомудрием и добродетелью. При разладе в семье нередко читают молитву бессребреникам Косме и Дамиану от измен.

Молитвы Косме и Дамиану

Тропарь, глас 8

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод:

Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.

Кондак, глас 2

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод:

Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Молитва бессребреникам Косме и Дамиану Римским об исцелении

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая перед операцией

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Жития мучеников-бессребреников Космы и Дамиана

Свя-тые му-че-ни-ки-бес-среб-рени-ки бра-тья Кос-ма и Да-ми-ан жи-ли в III ве-ке по Рож-де-стве Хри-сто-вом в Ри-ме, в пе-ри-од го-не-ний на хри-сти-ан, воз-двиг-ну-тых им-пе-ра-то-ра-ми-языч-ни-ка-ми. По-дви-гом сво-ей жиз-ни свя-тые яви-ли под-лин-но хри-сти-ан-ское упо-треб-ле-ние че-ло-ве-че-ско-го та-лан-та: та-лант есть дар Бо-жий, ко-то-рый над-ле-жит ис-поль-зо-вать не в це-лях ко-ры-сти, но для слу-же-ния Бо-гу и лю-дям.

Свя-тые Кос-ма и Да-ми-ан ра-но оси-ро-те-ли. Остав-шись вдо-вой в мо-ло-до-сти, Фе-о-до-тия вос-пи-та-ла сво-их сы-но-вей в хри-сти-ан-ском бла-го-че-стии. Ос-нов-ным за-ня-ти-ем бра-тьев бы-ло вра-чеб-ное де-ло, в ко-то-ром они весь-ма пре-успе-ли. Свя-тые бра-тья Кос-ма и Да-ми-ан счи-та-ли се-бя слу-жи-те-ля-ми Бо-жи-и-ми, ис-це-ляв-ши-ми лю-дей по их ве-ре. Они не бра-ли за свой труд ни-ка-кой пла-ты. Вра-че-ва-ние бес-среб-рен-ни-ки Кос-ма и Да-ми-ан со-че-та-ли с про-по-ве-дью сло-ва Бо-жия, разъ-яс-ня-ли боль-ным, что они со-вер-ша-ют ис-це-ле-ния бла-го-дат-ной си-лой Хри-сто-вой, при-зы-вая их к ве-ре во Хри-ста Спа-си-те-ля, ко-то-рая от-кры-ва-ет путь к под-лин-но-му вы-здо-ров-ле-нию - спа-се-нию ду-ши.

Свя-тые бра-тья Кос-ма и Да-ми-ан бы-ли окле-ве-та-ны за-вист-ни-ка-ми и вы-зва-ны в Рим к им-пе-ра-то-ру Ка-ри-ну. Им-пе-ра-тор по-тре-бо-вал от-речь-ся от Хри-ста и при-знать язы-че-ских бо-гов, на что свя-тые от-ве-ти-ли ре-ши-тель-ным от-ка-зом. Ко-гда им-пе-ра-тор стал устра-шать их пыт-ка-ми, свя-тые, же-лая вра-зу-мить его, воз-зва-ли к Бо-гу. Вне-зап-но шея им-пе-ра-то-ра ис-кри-ви-лась та-ким об-ра-зом, что он не мог по-вер-нуть го-ло-вы. То-гда Ка-ри-на и мно-гих сви-де-те-лей объ-ял страх Бо-жий. Им-пе-ра-тор по-ка-ял-ся пред бра-тья-ми и ис-по-ве-дал пе-ред все-ми свою ве-ру во Хри-ста, и тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние. Свя-тые Кос-ма и Да-ми-ан бы-ли немед-лен-но от-пу-ще-ны на сво-бо-ду. По-сле воз-вра-ще-ния в свое се-ле-ние близ Ри-ма они про-дол-жи-ли преж-нее бо-го-угод-ное де-ло.

Вы-сок был по-двиг свя-тых це-ли-те-лей, но Бо-гу бы-ло угод-но еще силь-нее воз-вы-сить их чрез невин-ное му-че-ни-че-ство. Они по-стра-да-ли от за-ви-сти вра-ча, быв-ше-го неко-гда их учи-те-лем. Этот врач за-ма-нил их в го-ры и там убил. По-сле кон-чи-ны свя-тость вра-чей-бес-среб-рен-ни-ков Кос-мы и Да-ми-а-на († 284) бы-ла под-твер-жде-на мно-ги-ми чу-дес-ны-ми зна-ме-ни-я-ми ми-ло-сти Бо-жи-ей.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод: Святые и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили , даром подайте и нам.

Кондак бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Молитва бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святым чудотворцам и бессребреникам Косме и Дамиану Римским

Песнь 1

Ирмос: Тристаты крепкия, Рождейся от Девы, безстрастия во глубине души тричастное потопи, молюся, да Тебе, яко в тимпане, во умерщвлении телесе победное воспою пение.

Двоице световидная мудрых безсребреник, Троице Честней со всеми избранными предстоящи, молися, память твою светоносную творящим просветитися Духа Божественными светлостьми.

Превысоцы умом в сущих вещех явльшеся, невещественна блистания Духа, мудрии, приясте, святии. Темже тьму недугов разрешаете всегда посещении Божественными, безсребреницы.

Недреманно душевное стяжавше око ко исполнению Божию Божественных заповедей, спящим в недузех, славнии, к доброму здравию возбуждаете благодатию, милостивии Богоноснии безсребреницы.

Богородичен: Спаса и Бога от чистых Твоих кровей воплотила еси, Чистая, показавшаго нам врачи душам нашим, Пречистая, спасительны и теплы заступники, честныя безсребреники, Духом.

Песнь 3

Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся, но Тобою, Отчею Ипостасною Мудростию, Христе, несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.

Миро благовонно исцелений Божественный храм ваш источает священно, тучи духовныя, страсти злосмрадныя отмывая всегда.

В Небесных селех водворяющеся всегда, сень вашу присно источник исцелений, премудрии, показуете благодатию Вседержителя.

Плотския страсти воздержания броздою обуздавше, духовныя зари пребогатно приясте, темже исцеленьми мир обогащаете.

Богородичен: Краснейшу в женах Тя Бог избра и из Тебе плотски, Чистая, родитися благоизволи, почиваяй во святых Своих.

Седален, глас 8

Исцелений датели, и чудотворцы, и чудес светильники светоприемнии всем явистеся духовною благодатию, страстный бо пламень верою прохлаждаете и верным в ней смысл согреваете. Тем врачевство душевное стяжавше, Божественную церковь вашу, к нейже прибегающе, вопием: Богоносцы безсребреницы, молите Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память вашу.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Живоносными действы, всяческими деянии, смертоносныя страсти человеков исцеляете, световиднии столпи, забрала недвижима, винограда истиннаго Божественныя лозы.

Сосцы церковнии, иже млеко проливающе исцелений, просвещений, безсребреницы, питающе всех Божественными брашны, да восхвалятся радостными песньми.

Врачевство показася храм ваш, святии, обуреваемым небурно пристанище и спасительно, воньже притекающе, вси приемлем тишину и лютых избавление.

Богородичен: Милости мя, Дево, яже в Тебе, сподоби, рождшая Слово, едина воистину Милостивное, едино милостивны святыя показавшее, целители и чудотворцы в концех.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына всем воспевающим Тя мир подавающая.

Божественными светлостьми яве облистаеми, весь обходите мир, вся человеки просвещаете, тьму отъемлюще страстей, демоны прогоняюще, Богоноснии безсребреницы.

Яко два просвещаете светильника поднебесную, духодвижно, Богоносцы, всю тварь обходяще, и иже на одре болезней посещающе, и от бед изымающе.

Недугующим исцеление, страстей избавление подающе безсребренно, всем предстатели велицы явистеся, всем помощницы с Богом, всем заступницы, Богоноснии безсребреницы.

Богородичен: Мудрость породила еси Божию Ипостасную, Пречистая Дево Богородице, святыя премудры показавшую, имиже зломудреца падеся шатание и лютая ухищрения.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Не хитростию человеческою, но Божественною благодатию очищаете недуги человеков, славнии, сего ради сошедшеся, по долгу вас ублажаем.

Любовию ко Христу, Богоноснии, связаеми, всю злобу демонов разрушаете Божественною благодатию, сего ради ваше совершаем торжество.

Яко суще винограда Божественнаго прозябения, вино нам исцелений, сущим в сетовании недугов, точаще, веселия исполняете, безсребреницы.

Богородичен: Храм Тя чист содела, Владычице, Пречистое Слово, Еже Божественный храм безсребреник величая в чудесех и знамениих всегда.

Кондак, глас 2

Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

Икос

Всякаго разума и мудрости преходит слово мудрых врачев, и всем разум подают: Вышняго бо благодать приемше, невидимо здравие даруют всем. Отонудуже и мне повести благодать даровася пети, яко Богоносныя угодники Христовы и служители, исцелений множество подающия, болезни бо всех избавляют, мир исцеляюще чудесы.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Отверзающе источник Богоданный, святии, всем реки источаете чистых исцелений, отмывающе страстей сквернения и демонов злобу всегубительную.

Укрепляема Вседержителя Духа благодатию, здравие болящим всегда подает двоица безсребреник Твоих досточудная, Слове Божий, Мудросте и Сило.

Свят един еси, прославляя святыя Твоя, мир бо тех ради избавляеши от бед и просвещаеши зовущия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Богородичен: Жезл из корене Иессеева Ты прозябла еси, цвета Христа израстивши, Марие, яко цветцы, чудесы украсившаго Своя безсребреники угодныя.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Нази всякия явистеся вражия злобы, святии, Божественным Духом, нам бывше одежда спасения, и оставления вина, и лютых пременение, вопиющим: вся дела, благословите, Господня, Господа.

Сынове по причастию Божии, Дамиане и Космо, бывше, верою отеческий жребий ныне обретосте, Небесное наслаждение и чудес светлое воистину действо, и вопиете: вся дела, благословите, Господня, Господа.

Кропленьми вашими боголепными скверну омыйте душевную нашу, и болезненныя, святии, прожените страсти, и демонская стремления отымите, яко предстателие и яко целителие наши милостивии.

Яко крин, яко цвет мысленный, яко шипцы, Духом украшени, нам явистеся, святии, благовоние воспущающе и злосмрадие страстей отгоняюще, вопиющим: вся дела, благословите, Господня, Господа.

Богородичен: Умерщвляется смерть Тобою, Жизнь бо родила еси Ипостасную, Христа Бога, Пречистая, и предстатели жизни нашея показавшаго, безсребреники врачи, вопиющим: благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева.

Песнь 9

Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть; Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси. Тем Тя вси величаем.

Се ныне что добро, или что красно, якоже пишет, но токмо, еже жити ныне братии в единомышлении, в месте светозарне, в селех Небесных, во славе неувядающей, яже по достоянию ублажаем.

Яко велик сий храм, чудесы всегда украшаемь, воньже присно приходяще, Космо и Дамиане досточуднии, здравие требующим подаваете, темже достойно блажими есте.

Днесь срадуются нам, блаженнии, в памяти вашей, Ангели и Божественнии апостоли, пророцы и преподобнии и вси праведницы, с нимиже радостно водворяющеся, за весь мир молитеся.

Божественная двоице и светозарная, безсребреннии, и Богоноснии, и всечестнии, оставление согрешений, и исправление жития испросите, и всех лютых избавление восхваляющим вас всегда.

Богородичен: Света жилище, Чистая, была еси, вся озарившаго и светоносны и святы показавшаго, ныне тьму отъемлюща страстей душетленных Духом, Пречистая едина Приснодево.

Светилен

Кое довольно будет слово безсребреник изрещи благодать исцелении? Ибо суть по Бозе всей вселенней врачеве и спасителие.

Акафист святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, Римским

Кондак 1

Избраннии чудотворцы, страстотерпцы Христовы и врачеве премудрии, туне подающии здравие в болезнех сущим, похвальная восписуем вам, заступником нашим и в скорбех помощником: вы бо сосуди благодати суще, исцеляете душевныя и телесныя наша язвы. Темже славяще Бога, дивнаго во святых Своих, вас усердно ублажаем:

Икос 1

Ангельскому жительству поревновавше, вся земная презрели есте и, подвигом мученичества венчавшеся, лицезрения Господа сил сподобилися есте. Молитеся убо за ны прилежно, к помощи вашей притекающих и похвальная вам вопиющих:

Радуйтеся, молитвенницы теплии о чтущих святую память вашу; радуйтеся, оставленных врачами неоскудно исцеляющии.

Радуйтеся, яко дом, имение и вся родителей стяжания ни во чтоже вменили есте; радуйтеся, нищия милосердием вашим препитавшии.

Радуйтеся, страждущия сердоболием утешавшии; радуйтеся, чистотою и святостию Ангелом уподобившиися.

Радуйтеся, светильницы Божественнаго света; радуйтеся, небеснии человецы, земнии Ангели.

Радуйтеся, яко христианом есте прибежище непостыдное; радуйтеся, все житие свое даже до последняго издыхания в служении Господу истощившии.

Радуйтеся, всесветлое благодати приятелище, Духа Святаго сосуди; радуйтеся, всем призывающим вас скории помощницы.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 2

Видя Господь Бог добрая ваша начинания и велие ко благочестию усердие ваше, яко вся земная и благая мира сего уметы вменивше, в непрестаннем труде любве ради ближняго пребысте и души своя благими нравы украсили есте, преисполни вас Духа Святаго, Егоже лучами озаритися и нам испросите у Христа Бога, да купно с вами поем Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом истиннаго богопознания царя нечестиваго научили есте, вразумив того силою словес ваших, имиже дерзновенно Христа проповедасте. Темже дерзновение ваше похваляюще, взываем сице:

Радуйтеся, лестию нечестиваго царя не уловленнии; радуйтеся, истину Христову дерзновенно пред ним исповедавшии.

Радуйтеся, прещения его не убоявшиися; радуйтеся, нечестивых соборища посрамившии.

Радуйтеся, небоязненнии проповедницы истины; радуйтеся, служения идольскаго истребителие.

Радуйтеся, веры православия поборницы; радуйтеся, исповедницы непоколебимии, духа терпения и ревности о славе Божией исполненнии.

Радуйтеся, немолчнии велений Господних провозвестницы; радуйтеся, вернии наставницы богомудрия.

Радуйтеся, Царствия Христова надежнии нам ходатаи; радуйтеся, и по смерти вашей нас не оставляющии.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 3

Силою Вышняго, данною вам еще во временней жизни, прияли есте власть чудесно исцеляти всякия недуги; по смерти же вашей наипаче прослави вас Бог многими чудотворении, да вси притекаем к вам, молящеся о исцелении от недугов телесных, паче же душевных, и Богу велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще, яко многоценное сокровище, многоцелебныя мощи ваша, радуемся и, любовию воспевающе данную вам от Бога благодать исцелений, благодарно зовем:

Радуйтеся, теплии о нас к Богу предстателие; радуйтеся, еллинская мудрования ни во чтоже вменившии.

Радуйтеся, Рима светильницы всесветлии; радуйтеся, омраченных стран просветителие.

Радуйтеся, мужества и терпения наставницы; радуйтеся, яко неповинне каменное побиение претерпевше, кончину мученическую улучили есте.

Радуйтеся, любве ради Христовы пострадавшии, и нас небесных благ причастники приимите; радуйтеся, раби Божии, от Господа Христа венцы победы приемшии.

Радуйтеся, дивный и прекрасный смирения и кротости образ всем показавшии; радуйтеся, непоколебимое православия основание.

Радуйтеся, светлая страстотерпцев славо; радуйтеся, добрии целебницы, ни от когоже мзды за исцеления вземшии.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 4

Буря ярости велия царя Карина не возможе поколебати души вашея, и егда вернии в некоей пещере вас скрыша от яти вас ищущих, волею воином предстали есте, вопиюща: нас поимите, мы бо есмы, ихже ищете, неповинных же отпустите. Таже веригами обложени бывше, в Рим отведостеся. Мы же, веру вашу и вериги лобызающе, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше римстии людие велию вашу ко страждущим любовь и чудесное врачевание ваше, отвсюду устремляхуся к вам с верою в целебную благодать Божию, в вас действующую; приемлюще же скорое исцеление, прославляху Бога, вас же, милосердых целителей своих, величаху, воспевая сице:

Радуйтеся, Бога истиннаго непреборимии проповедницы; радуйтеся, оружие Креста Христова добропобедно вземшии.

Радуйтеся, блазии врачеве, страждущим скории помощницы; радуйтеся, вся немощныя туне врачующии.

Радуйтеся, и ныне исцеления обильно источающии; радуйтеся, милостивии утешителие в бедах и скорбех сущим.

Радуйтеся, во всяких обстояниих нас защищающии; радуйтеся, безпомощных спасительное призрение.

Радуйтеся, праведных преславное украшение; радуйтеся, предстательство наше крепкое.

Радуйтеся, прилежнии о нас к Богу молитвенницы; радуйтеся, всем, верою призывающим вас, скории помощницы.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 5

Боготечным воистину путем шествовасте, раби Христовы, егда во узах в Рим ведоми, за еже идолом не послужисте, Христови же единому поработасте, горькая испытания терпели есте, святии; но вся претерпесте за возлюбльшаго вас Христа. Темже великому терпению и крепцей любви вашей ко Господу дивящеся, купно с вами поем Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видев царь, яко силою Христовою исцеле, хвалу Тому воздаде; мы же, славяще Бога, ублажаем вас, славных угодников Его, вопиюще сице:

Радуйтеся, горняя паче дольних возлюбившии; радуйтеся, ангельскому житию на земли поревновавшии.

Радуйтеся, яко, многобожие отринувше, родительскаго благочестия не отступили есте; радуйтеся, яко вся имения своя, по словеси Господню, нищим раздали есте, да Христа приобрящете.

Радуйтеся, не словом точию, но множае паче делом и непрестанною к Богу молитвою иных поучившии; радуйтеся, неоскудный источник исцелений и ныне являющии.

Радуйтеся, излиянием чудес, данных вам от Бога, нас обогащающии; радуйтеся, в самих себе храм Богу уготовавшии.

Радуйтеся, скорое нищих услышание; радуйтеся, скорбных приятное попечение.

Радуйтеся, ненадежных известное надеяние; радуйтеся, болящих скорое врачевание.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 6

Проповедницы имене Христова в животе своем бывше, и ныне силу Того свидетельствуете чудесы, от иконы вашея источаемыми, и якоже веры иногда жены некия не презресте, но во сне явльшеся ей, облегчение в недузе даровали есте; сице и наших молений и пений гласы услышите, о святии безсребреницы! Вере же и любви людей ваших внемлите и покров нам свыше даруйте, хвалящим вас и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия, яко свет, правда ваша, егда укоряема на судищи царя, дерзновенно рекосте нему: не волшебною хитростию врачуем болезни, но силою Спаса нашего Иисуса Христа, якоже Той заповеда, глаголя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, туне приясте, туне дадите. Темже дерзновению вашему дивящеся, ублажаем вас сими:

Радуйтеся, образ твердости и веры нам показавшии; радуйтеся, райския радости присно наслаждающиися.

Радуйтеся, премудрии сеятелие благочестия; радуйтеся, славнии проповедницы православия.

Радуйтеся, учителие, к Небеси наставляющии; радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпнии хранителие.

Радуйтеся, теплии послушателие молящихся вам; радуйтеся, ко спасению изящнии и вернии путеводителие.

Радуйтеся, благочестно и богоугодно жити хотящим блазии наставницы; радуйтеся, ходатаи благих всем, почитающим память вашу.

Радуйтеся, добре течение свое скончавшии; радуйтеся, венцы правды от Владыки Христа приявшии.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 7

Хотяще силу Христову злочестивому царю открыти, Духа Святаго исполнени рекосте: буди посрамлен, о Карине, и с богами твоими! И абие ему лице изменися, и выя совратися, и, молящеся к вам, глаголя: се ныне вижду, яко раби есте Истиннаго Бога. Молю убо вас, да якоже иных уврачевасте, сице исцелите и мене, да и аз купно с вами воспою Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивнии о нас молитвенницы, целителие душ и телес наших и ходатаи спасения вечнаго, благодарным сердцем воспевающе хвалебную песнь Богу, даровавшему нам таковых великих чудотворцев, приносим и вам похвалы сицевыя:

Радуйтеся, Ангелов терпением вашим удивившии; радуйтеся, божественным сиянием чудес своих вся просветившии.

Радуйтеся, скории от всяких болезней и безмезднии врачеве; радуйтеся, заступлением вашим разслабленныя исцеляющии.

Радуйтеся, от неисцельных болезней здравы воздвизающии; радуйтеся, достойне совершившии земный подвиг жития вашего.

Радуйтеся, о нас, обнаженных добрых дел, присно к Богу предстательствующии; радуйтеся, яко сиянием премудрости, от Господа вам данныя, всех верных просвещаете.

Радуйтеся, молитвенницы о нас и заступницы наши предивнии; радуйтеся, доблии страстотерпцы Христовы.

Радуйтеся, кровьми своими землю освятившии; радуйтеся, идольское безумие обличившии.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 8

Странное мирови житие ваше видяще, устранимся и мы того сует и, ум на небеса преложше, возопиим к вам, святии безсребреницы: утолите болезни, источая благодатная врачевания всем, усердно к помощи вашей притекающим и вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Все житие ваше на земли любовию к Богу и к ближним исполнивше, святии безсребреницы Космо и Дамиане, скории и ныне помощники являетеся всем, с верою призывающим вас; не точию бо близ притекающим ко святым мощем вашим, но и далече сущим исцеления источаете. Темже приносим вам похвалы сия:

Радуйтеся, Единому Богу, в Троице славимому, верно послужившии; радуйтеся, единое еже на потребу премудро избравшии.

Рядуйтеся, яко в неустанном труде и подвизе дни и нощи ваша без всякаго уныния препроводили есте; радуйтеся, яко сицевым вашим тесным и скорбным житием славу Божию в человецех умножили есте.

Радуйтеся, доблии Христовы последователие; радуйтеся, яко научители и творцы Христовых заповедей явилися есте.

Радуйтеся, яко именами велиих в Царствии Небеснем наречени бысте; радуйтеся, славою Христовою весь мир озарившии.

Радуйтеся, яко страданием вашим безстрастие прияли есте; радуйтеся, яко мученическою смертию безсмертие стяжали есте.

Радуйтеся, яко Ангели, на небеси и на земли прославленнии; радуйтеся, яко Богу ныне венценосни предстоите.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 9

Всякое естество человеческое удивися сиянию в вас благодати Божией, святии Космo и Дамиане, егда нечестивый царь Карин, узрев чудеса, от имени Господа Иисуса Христа вами творимая, уверова и прослави Бога. Темже и мы, славяще давшаго вам сицевую силу, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанная недоумеют довольно изобразити обилие любве вашея, еюже преисполнени бысте, святии угодницы, к человеком о Господе. Сего ради из глубины сердец наших вопием к вам:

Радуйтеся, Господу своему даже до смерти поработавшии; радуйтеся, огнем любве Божия воспаляеми, огнь жертв идольских угасившии.

Радуйтеся, ближняго паче самих себе возлюбившии; радуйтеся, яко болящия и недужныя посещали есте.

Радуйтеся, нужды убогих предварявшии; радуйтеся, печальных утешителие.

Радуйтеся, отчаянных заступницы; радуйтеся, сирых питателие.

Радуйтеся, люте страждущим помощницы; радуйтеся, угнетенных свободителие.

Радуйтеся, яко, добре течение скончавше, ко Христу вознесостеся; радуйтеся, яко в Царствии Его водворяетеся.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 10

Спасти хотя многия, яви нам Господь вы, чудотворцы Своя: кто бо не умилится, видя ваше безмерное ко всем сострадание; кто ли вы не ублажит, яко не токмо человеки от недуг исцеляете, но и скоты милуете; не отрините убо и наших молитв, но на вся ны неоскудно великия и богатыя ваша милости излейте, да вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стены есте всем, похваляющим чудеса ваша, о безмездницы, и к заступлению вашему прибегающим; стены и забрала есте, ограждающия от всех бед усердно в помощь вас призывающим. Темже убо и нас от нищеты, напастей, недугов и скорбей оградите, молимся и тепле вопием к вам:

Радуйтеся, адамантов крепость в терпении превозшедшии; радуйтеся, неповинно от зависти сребролюбца пострадавшии.

Радуйтеся, славнии в бедах заступницы; радуйтеся, немощных и обидимых укрепление.

Радуйтеся, крепцыи в напастех защитителие; радуйтеся, убогих и нищих всещедрии обогатителие.

Радуйтеся, алчущих милостивии кормителие; радуйтеся, болезньми и тяжкими недуги одержимых премудрии уврачевателие.

Радуйтеся, с верою к вам притекающим от всех скорбных обстояний теплии защитителие; радуйтеся, яко память ваша всеми славима на земли.

Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех; радуйтеся, яко от Бога препрославлени есте.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 11

Пение всеумиленное, ныне нами приносимое, несть довольно к похвалению преславных подвигов и трудов ваших, яже Христа ради подъяли есте в животе своем; обаче дерзающе просим, усердное моление наше приемше, и нас от бед своими молитвами избавите, да умиленным сердцем воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный и небесный ум явили есте иногда пред Карином, заблуждение того обличая; ныне же нетлением мощей ваших и множеством чудес православие утверждаете. Темже благодарственно зовем:

Радуйтеся, Ипостасное Слово дерзновенно проповедавшии; радуйтеся, силу идольскую добропобедно упразднившии.

Радуйтеся, яко вами попрася служение бесом; радуйтеся, яко вами поклонение Христу проповедася.

Радуйтеся, учителие премудрии; радуйтеся, всех добродетелей неленостные исполнителие.

Радуйтеся, яко по трудех земных в селениих небесных ликовствуете; радуйтеся, яко и по преставлении своем нас не оставляете.

Радуйтеся, яко всем, с верою призывающим вас, скорую помощь подаете; радуйтеся, святии врачеве, яко болезни наша исцеляете.

Радуйтеся, молитвы верных не отревающии; радуйтеся, и о нас недостойных у Престола Божия ходатайствующии.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 12

Благодать, юже даде вам Господь Бог, целити вся недуги душевныя же и телесныя, днесь собра нас, да почтим память вашу, святии безсребреницы Космо и Дамиане, благоговейно убо взирающе на честную икону вашу и со умилением сердца к ней припадающе, молим избавитися всем нам от всяких зол и болезней, да воспоем вси Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса ваша, восхваляем труды и подвиги, ублажаем мученическую кончину, почитаем ходатайство и сильное заступление ваше о всех, требующих помощи вашея; величаем подателя всех благ Бога, даровавшаго нам толико дивных молитвенников, и со умилением зовем:

Радуйтеся, Иисуса Господа верно проповедавшии; радуйтеся, истины Его доблии свидетелие.

Радуйтеся, теплии о нас у Престола Его предстатели; радуйтеся, телес наших благосострадательнии врачеве.

Радуйтеся, Царствия Небеснаго и вечных благих наследницы; радуйтеся, по Бозе все наше упование.

Радуйтеся, миро благовонное исцелений источающии; радуйтеся, страстей злосмрадие молитвами своими отревающии.

Радуйтеся, исцелений дателие и чудес источницы; радуйтеся, светоноснии столпи церковнии и забрала недвижимая.

Радуйтеся, винограда истиннаго божественныя лозы; радуйтеся, двоице световидная мудрых безсребреников.

Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.

Кондак 13

О предивнии безсребреницы, чудотворцы, целителие и славнии угодницы Божии, Космо и Дамиане, приимите моления сия наша, от сокрушеннаго сердца возносимая; исцелите многообразныя недуги наша и теплым предстательством вашим испросите нам от Христа Бога избавление от всех бед и напастей, прощение прегрешений наших и благую надежду вечнаго спасения, да сподобимся с вами и со всеми святыми в безконечныя веки воспевати Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельскому жительству…» и кондак 1-й «Избраннии чудотворцы…».

Молитва первая

Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите, юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воли Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от иступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и всемощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным людем на враги победу и одоление. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия. Аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Память святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается в Православной Церкви 14 ноября по новому стилю.

Житие Космы и Дамиана, Асийских чудотворцев
Братья Косма и Дамиан являются раннехристианскими святыми, жившими около IV века. Из жития известно, что хотя они родились и жили в Малой Азии, их отец происходил из Греции. Он умер, когда братья были совсем юными, и потому их воспитанием занималась мать, бывшая христианкой. Таким образом, Косма и Дамиан с детских лет воспитывались в благочестивой среде. Когда они подросли, то пожелали обучаться врачебному искусству. Обладая талантом в медицине и большой христианской любовью к людям, святые братья скоро прославились как хорошие врачи, которые были способны исцелять самые сложные болезни. Отличаясь глубокой верой, Косма и Дамиан совершали лечение больных людей с молитвой к Богу, и это делало их врачебный труд особо успешным. Святые братья заботились не только о телесном, но и о душевном здоровье приходящих к ним людей. Косма и Дамиан дали благочестивый обет, по которому никогда не брали платы за свое лечение, и благодаря этому они стали называться бессребрениками. Успех в исцелении больных сделал их известными по всей Малой Асии и привлекал к ним большое количество страждущих.
В житии святых бессребреников сохранилось предание о том, как однажды к святым врачам пришла некая женщина по имени Палладия, имевшая тяжелое заболевание. Братья исцелили ее, и в благодарность за оказанную помощь она принесла в дар Дамиану три яйца, прося принять это маленькое приношение во имя Пресвятой Троицы. На такую просьбу Дамиан не мог отказать и взял дар Палладии. Когда Косма услышал об этом, то весьма опечалился, подумав, что его брат нарушил данный Богу обет и пожелал использовать данный дар чудотворения с корыстной целью. Перед своей смертью он завещал не хоронить Дамиана рядом с ним. Вскоре после смерти Космы Дамиан также скончался, и люди, погребавшие его, были в недоумении, где должна находиться его могила, поскольку боялись нарушить завещание Космы. Согласно преданию, неожиданно пришел верблюд, который когда-то был исцелен святыми братьями, оказывавшими помощь не только больным людям, но и зверям. Он, к удивлению окружающих, провозгласил человеческим голосом, что Дамиан не нарушал обета бессребреника, но принял дар Палладии во имя Пресвятой Троицы. Тогда было решено похоронить братьев вместе. Мощи святых были погребены в Месопотамии, в городе Фереман, и от них также совершалось множество исцелений.

Почитание святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Руси
После Крещения Руси началось широкое народное почитание чудотворцев Космы и Дамиана. Благодаря преданию о заговорившем верблюде, рассказанному в житии святых, братьев-чудотворцев стали почитать не только как помощников и целителей людей, но и покровителями животных. День памяти святых назывался «Кузьминки», и этот праздник особо отмечался крестьянскими девушками, которые собирались на посиделки, встречая зиму. Считалось, что святые покровительствуют тем, кто собирается вступать в брак, поэтому им девушки молились об удачном замужестве. Кроме того, кузнецы также почитали святых Косьму и Дамиана своими покровителями, и в этот день считалось грехом проводить работы, связанные с кузнечным делом.
В народном календаре существовало множество примет, которые позволяли определить по погоде в день памяти Космы и Дамиана то, будет ли зима снежной, а следующий год урожайным.
Народная любовь к этим святым выразилась в том, что на Руси было построено множество храмов, освященных в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Кроме того, существовало большое количество населенных пунктов, которые также были названы именами святых братьев-целителей.

Тропарь, глас 8:
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2:
Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.

Величание:
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва:
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Косма и Дамиан Асийские

Косма и Дамиан родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать - Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме

Косма и Дамиан - братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-285). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их - Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.

Вопрос о числе святых и их различении

Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год - 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) - почитает их особыми службами. В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре - «иже от Асии», а в июле - «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю:

«Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники».

Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии».

Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.

Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Однако, в жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 - 1440 гг.) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время - верблюда, который приходит на похороны святого Космы Асийского. Таким образом, здесь мы имеем либо смешение сюжетов (жития Асийских и Аравийских святых), которое отразил художник в своей росписи, либо наоборот, разведение одной истории на несколько самостоятельных в православной традиции.

Традиции почитания святых у славян

Крым

В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».

Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память о святых бессребрениках Косме и Дамиане жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Восточные славяне. Месяцеслов

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий - молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу - значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ” (1Тим.5:5).

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: “даром получили, даром давайте ” (Мф.10:8) . Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении – где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане .

Помощь святых Космы и Дамиана

Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем однако не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: “святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне”! Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.

Малх

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

– Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: “пришлю тебе знак и возьму тебя к себе”.

Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.

– Меня, – сказал он, – прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

Женщина сказала:

– Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

– Клянусь силами Космы и Дамиана, – не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:

– Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Женщина, кланяясь им, говорила:

– Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, – скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.

Они сказали:

– Мы – рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.

Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, – как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:

– Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков , Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище ; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Покланяюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.