Главная · Правильное питание · Факторы влияющие на безопасность работы. Психофизиологические факторы условий труда. Влияние усталости на безопасность труда

Факторы влияющие на безопасность работы. Психофизиологические факторы условий труда. Влияние усталости на безопасность труда

Основные понятия и положения темы.

Контроль исходного уровня знаний.

Роль человеческого фактора в безопасности деятельности очень велика, особенно важны психофизиологические особенности виновников и жертв несчастных случаев.

В связи с этим психофизиологические аспекты безопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, где изучаются закономерности происхождения и функционирования психического отражения человеком объективной реальности в процессе безопасной трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что естественная система защиты человека не всегда может обеспечить требуемую безопасность в условиях техносферы. Необходимы искусственные средства защиты. Чтобы разрабатывать искусственные системы безопасности, средства коллективной и индивидуальной защиты, необходимо знать характеристики человека и его роль в системах безопасности.

В системе безопасности человек выполняет три роли:

1. является объектом защиты;

2. выступать средством обеспечения безопасности;

3. сам может быть источником опасности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяются несколько направлений, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учётом психических свойств человека.

Психология безопасности изучает психологические (зависящие от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.

Вопрос о влиянии психофизиологических качеств человека на происхождение несчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психологический факторы.

Слуховой фактор – глухота (неправильное определение источника шума, неправильное распознаванию звукового сигнала, отсутствие восприятия звукового раздражителя).

Зрительный фактор – цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект.

К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройство мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компонента: психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память); свойства (темперамент, характер); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения).

Условия труда – совокупность факторов производственной среды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются:

Санитарно-гигиеническая обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне – микроклимат, механические колебания, излучения, температуру, освещение и др.;

Психофизиологические элементы: рабочая поза, физическая нагрузка, нервно-психологическое напряжение и др., которые обусловлены самим процессом труда;

Эстетические элементы: оформление производственных помещений, оборудования, рабочего места, рабочего инструмента и др.;

Социально-психологические элементы, составляющие характеристику так называемого психологического климата.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. К ним относятся: хронические пылевые бронхиты, вибрационная болезнь, отравление различными токсичными веществами и др. Профессиональные заболевания, в зависимости от тяжести и сроков выявления, могут сопровождаться и не сопровождаться утратой трудоспособности. В тяжелых случаях они могут привести к инвалидности.

Факторы, влияющие на безопасность труда

В процессе труда на человека воздействует множество разнообразных факторов производственной среды, которые в совокупности определяют то или иное состояние условий труда.

Производственные факторы подразделяются на технические, эргономические, санитарно-гигиенические, организационные, психофизиологические, социально-бытовые, природно-климатические, экономические.

Технические факторы отражают уровень автоматизации и механизации производственных процессов; наиболее полное использование оборудования и рациональную организацию рабочего места; применение электронно-вычисли-тельной и управляющей техники; наличие и исправность коллективных средств защиты, защищенность опасных зон и др.

Эргономические факторы характеризуют установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека в рассматриваемом технологическом процессе; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физиологических нагрузок; профессиональный отбор.

Это касается скоростных параметров техники, объема поступающей от рабочих органов информации, уровня организации рабочего места, удобства расположения органов управления и индикации, конструкции сиденья оператора, обзорности рабочей зоны и т. д.

Эстетические факторы отображают соответствие эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды.

Санитарно-гигиенические факторы показывают состояние производственной санитарии на рабочих местах (качество воздушной среды, уровень вредных веществ и излучений, шума, вибраций, состояние освещения и др.). Они должны соответствовать требованиям ГОСТов, ССБТ и т. д.

Организационные факторы характеризуют режим труда и отдыха на предприятии; дисциплину и форму организации труда, обеспеченность рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ); состояние контроля за трудовым процессом и, в частности, за охраной труда; качество профессиональной подготовки работающих и др.

Психофизиологические факторы отражают напряженность и тяжесть труда, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения работающих друг с другом и др.

Социально-бытовые факторы включают общую культуру производства, порядок и чистоту на рабочих местах, озеленение территории, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, столовыми, медпунктами, поликлиниками, столовыми, детскими дошкольными учреждениями и др.

Природно-климатические факторы – это географические и метеорологические особенности местности (высота над уровнем моря, рельеф местности, частота и вид осадков, температура, влажность, ионизация и подвижность воздуха, атмосферное давление и др.).

Экономические факторы включают в себя повышение технической вооруженности труда: наиболее полное использование оборудования, рациональную организацию рабочего места, выбор оптимальной технологии. Устранение и уменьшение ненужных затрат рабочего времени, строгая регламентация темпа и ритма работы также относятся к экономическим факторам.

Условия труда зависят от того или иного сочетания производственных факторов и, в свою очередь, влияют на производительность и результаты труда, на состояние здоровья работающих.

Благоприятные условия улучшают общее самочувствие, настроение человека, создают предпосылки для высокой производительности, и, наоборот, плохие условия снижают интенсивность и качество труда, способствуют возникновению производственного травматизма и заболеваний.

Создание здоровых и безопасных условий труда – главная задача администрации предприятия, нанимателя.

Опасные и вредные производственные факторы

Трудовая деятельность человека протекает в условиях определенной производственной среды, которая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное влияние на работоспособность и здоровье человека.

Опасный производственный фактор – такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002-2003).

Вредным производственным фактором называется такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Физические факторы – движущиеся машины и механизмы, острые кромки, высокое расположение рабочего места от уровня земли (пола), падающие с высоты или отлетающие предметы, повышенный уровень вредных аэрозолей, газов; ионизирующих и других излучений; напряжения в электрической цепи; напряженности магнитного и электромагнитного полей, статического электричества; шума, вибраций, повышенная или пониженная температура, подвижность, влажность, ионизация воздуха, атмосферное давление, отсутствие или недостаток естественного света, пульсация светового потока, повышенная контрастность, прямая или отраженная блесткость.

Биологические факторы включают различные биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы), а также макроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические факторы – физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Химические факторы – токсические вещества различного агрегатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и многие другие химические вещества.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005-88).

Факторы безопасности труда

Из процесса трудовой деятельности можно выделить с одной стороны работающего человека, с другой - производство, куда включается предмет и орудия труда, а также окружающая среда.

Для защиты человека от производственных опасностей предусмотрена система безопасности труда. Эта система включает целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев.

Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда.

Психофизиологические факторы безопасности труда

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности.

Во-первых, человеку присущ целый комплекс безусловных рефлексов, которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальных условий окружающей среды в организме возникают ответствующие реакции, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т.д. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в способности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скрытых возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т.д. Как названные, так и другие показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора - его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, а также от жизненного опыта. Это дает ему возможность гибко использовать подобные факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути и методы безопасного решения возникающих задач в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. У различных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак, можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.

  • 1. Чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции.
  • 2. Фактор, определяющий особенности психического отражения и психических функций человека.
  • 3. Фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний умений.
  • 4. Фактор, характеризующий направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотренные факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. При этом человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия.

Таким образом, человек является сложной самоорганизующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата, подвергая себя при этом минимальному риску. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические качества по противодействию опасности, он может компенсировать это за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.

Анализ нарушений правил безопасной работы свидетельствует о том, что в их основе лежат различные индивидуально- психологические и физиологические особенности человека, которые в различных ситуациях по-разному сочетаются друг с другом. Предварительно в общем виде рассмотрим основные группы индивидуальных качеств, влияющих на безопасность труда.

Индивидуальные особенности. Первую группу индивидуальных особенностей, играющих важную роль в соблюдении правил охраны труда, составляют личностные качества.

Они характеризуют нравственное лицо человека и степень его социальной полезности. К ним прежде всего относятся мотивы (внутренние побуждения) взгляды, ценностные представления, интересы, склонности, потребности.

Применительно к проблемам безопасной работы особое значение приобретает осознание работником необходимости строгого соблюдения правил охраны труда, наличие установки на недопустимость нарушений этих правил. Осознание серьезных последствий, к которым приводят нарушения правил охраны труда.

К личностным качествам относятся и черты, выражающие отношение к деятельности, окружающим людям, к себе, к вещам. Показано, что нарушение правил охраны труда, обусловлено такими качествами, как безответственность, халатность, лень, беспечность, неряшливость, пассивность, что обычно характеризует характер человека.

Личностные качества характеризуются устойчивостью. Они связаны с привычными способами поведения. Свойства личности формируются под вли­янием социальных условий.

Вторую группу устойчивых индивидуальных особенностей человека, существенно влияющих на его трудовую деятельность, составляют свойства темперамента.

Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения.

В отличие от свойств личности они имеют биологическую основу. Свойства темперамента обусловлены особенностями работы, мозга: силой процессов возбуждения и торможения, их подвижностью и уравновешенностью.

К свойствам темперамента относятся подвижность, медлительность, быстрота и легкость переключений, импульсивность, уровень работоспособности, активности, эмоциональная возбудимость, зависимость поведения и реакций преимущественно от внешних воздействий или внутренних факторов (мыслей, образов, переживаний). Различные сочетания этих свойств характеризуют типы темперамента. Различают следующие четыре типа темперамента.

Сангвиник- человек с высокой эмоциональной возбудимостью: его легко заинтересовать, увлечь новым делом. Он подвижен, отличается высоким темпом реакций, легко переключается с одной работы на другую, имеет повышенную активность, быстро отзывается на внешние воздействия. Тип нервной системы - уравновешенный (уравновешенность -характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга).


Холерик-человек с повышенной эмоциональной возбудимостью, проявляющейся в неуравновешенности поведения. Он подвижен, склонен к импульсивным действиям, характеризуется высокой энергичностью. Тип нервной системы - неуравновешенный.

Флегматик-человек мало эмоциональный, спокойный, медлительный, испытывает затруднения при переключении на новое задание, энергичный. В его поведении и реакциях преобладает зависимость, от внутренних факторов. Тип нервной системы - инертный.

Меланхолик-человек, характеризующийся тревожностью, легкой

ранимостью, низкой активностью, замедленным темпом реакций. Его поведение и -реакции в значительной мере обусловлены внутренними факторами. Он теряется и опускает руки, когда встречается с трудностями и препятствиями. Тип нервной системы - слабый. (Сила-способность нервной системы выдерживать сильные раздражители.)

Установлено, что ряд особенностей темперамента (повышенная эмоциональная возбудимость, сильно выраженная тревожность, импульсивность) имеют отношение к безопасности труда. В связи с этим в условиях аварийной ситуации менее надежными оказываются представители меланхолического и холерического типов темперамента. При оценке влияния темперамента на безопасность труда необходимо учитывать и то обстоятельство, что от него зависит быстрота оценки аварийной ситуации и принятия решения о выборе правильных действий в ней.

Третья группа индивидуальных особенностей человека, влияющих на безопасность труда, характеризует его опыт. В качестве элементов опыта

выступают знания, умения, навыки и привычки. Известно, что в число психологических предпосылок несоблюдения правил и инструкций по охране труда, приводящего к несчастным случаям, входят незнание этих правил и отсутствие прочных навыков безопасной работы. Уровень обученности и тренированности - один из факторов надежности работы человека.

Четвертая группа индивидуальных различий работников связана с особенностями их внимания и познавательной деятельности (мышления, памяти, воображения, работы органов чувств).

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания, поэтому оно является необходимым условием успешного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени: развития различных свойств внимания: концентрации (степени сосредоточения), объема (характеризующегося числом объектов, которые одновременно может удерживать человек в поле своего внимания), устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте), распределения (умения одновременно выполнять разные действия), переключения (быстроте перехода от одного действия к другому или от одного объекта к другому).

Низкие качества концентрации, распределения, устойчивости и переключения внимания выступают как предпосылки для возникновения несчастных случаев.

Важнейшим условием безопасности работы является внимательность - способность человека направлять свое внимание в нужном направлении и обеспечивать его активный уровень.

Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность, труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников. Надежность работы человека зависит и от особенностей его двигательной сферы (психомоторики): скорости и точности движений, их координации, согласованности с процессами восприятия. Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и согласованности между сенсорными и моторными процессами.

Рассмотренные особенности выступают в единстве и характеризуют индивидуальность человека, как целостное уникальное образование, в котором взаимодействуют свойства, относящиеся к различным иерархическим уровням.

Индивидуальными свойствами различных уровней являются социально-психологические свойства (социальные роли, статус в группе и коллективе), свойства личности, элементы опыта, свойства темперамента, психические процессы, свойства организма (в частности, свойства нервной системы).

Состояния. Наряду с перечисленными индивидуальными характеристиками работников существенную роль в безопасности труда играют их состояния : состояние тревоги, напряженности, утомления и т. д. Разумеется, эти состояния обусловлены устойчивыми индивидуальными особенностями человека, в частности, они зависят от его темперамента. Ho они зависят и от других факторов: от условий труда, его организации, характера взаимоотношений в коллективе. Они зависят и от особенностей здоровья человека.

Можно выделить три группы состояний , характерных для рабочего в
трудовой деятельности.

Первые состояния могут быть длительными и относительно устойчивыми на протяжении продолжительного периода и характеризовать общее, характерное для работника отношение к деятельности: заинтересованность трудом, удовлетворенность избранной профессией и т. п.

В процессе работы проявляются вторые - временные, ситуативные состояния . Они являются эпизодическими и вызваны различными ситуациями деятельности (неполадки в работе оборудования, разговор с руководителем в резкой форме и т.д. и т. п.).

Третью группу составляют состояния , возникающие периодически в процессе трудовой деятельности. Так, в начале рабочего дня для человека характерно состояние врабатывания, вхождения в ритм производственной деятельности. Постепенно она перерастает в повышенную работоспособность. Через определённое время наступает понижение работоспособности, утомление.

Социально-психологические факторы . Необходимо выделить еще одну группу психологических условий, влияющих на безопасность труда. Речь идет о социально-психологических факторах, прежде всего о межличностных отношениях, психологическом климата в трудовом коллективе. Обстановка в коллективе, вызывая определенные состояния, проявляется в безопасности труда. Климат существенно зависит от стиля работы руководителя. Межличностные отношения необходимо рассматривать в единстве с индивидуальными особенностями работников. С одной стороны, положение работника в системе межличностных отношений (его авторитет, признание или наоборот) является его существенной индивидуальной характеристикой. С другой стороны, от различных индивидуальных особенностей отдельных членов коллектива зависит общая обстановка, психологический климат в коллективе.

Влияние внешних факторов . Наконец, существуют ряд внешних факторов влияющих на уровень
защищенности. Действие их на психику человека непосредственно не
ощущается и не осознается человеком. К ним относятся такие как влияние фаз
Луны, активности Солнца, погодных условий.

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это - физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов.

В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.

Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементарной оценке совокупности условий труда.

Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.

Эти условия дополняют друг друга, поскольку каждый конкретный случай может требовать учета специфических условий трудового процесса и влияния его на психофизиологические показатели работоспособности человека.

Рассмотрим классификацию тяжести труда и способы ее оценки.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда был принят так называемый эффект Сеченова. Его суть заключается в том, что если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида на другой вид деятельности показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект). В случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы (отрицательный эффект).

При определении качественного функционального состояния организма учитываются также феномен растормаживания и характер реакции человека на иные сигналы. Феномен растормаживания состоит в том, что при повышении утомления проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются.

Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований были использованы, кроме того, следующие показатели:

Соотношение между «рабочими» и «обеспечивающими» функциями организма;

Длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха;

Конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда;

Количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышения производственного утомления;

Структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы;

Технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.).

В соответствии с медико-физиологической квалификацией, разработанной НИИ труда на основе указанных критериев все работы могут мыть разделены на шесть категорий тяжести.

Первая категория тяжести (легкая) - это работа, выполняемая в оптимальных условиях внешней среды и при оптимальной величине физической и умственной нагрузок. Реакция организма свидетельствует об оптимальном варианте нормального функционирования, т.е. трудовая нагрузка соответствует физиологическим возможностям организма. Такие условия у здоровых людей способствуют улучшению самочувствия, достижению высокой работоспособности и производительности труда.

Ко второй группе тяжести относится работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. Предельно допустимые концентрации и дополнительный уровень вредных и опасных производственных факторов не превышает требований нормативно-технических документов. Работоспособность не нарушается, профзаболеваний нет.

Третья категория тяжести предусматривает работу, при которой в результате повышенной нагрузки или неблагоприятных условий труда формируется реакция организма на грани патологической, т.е. реакция, свойственная предболезненному состоянию организма. Отдых или улучшение условий труда позволяют быстро устранить негативные последствия.

При четвертой категории тяжести работы у практически здоровых людей формируются более глубокие пограничные состояния, физические показатели ухудшаются, возникают производственно обусловленные состояния предзаболевания.

К пятой категории отнесена работа, при которой в связи с неблагоприятными условиями труда у практически здоровых людей в конце рабочего периода формируется реакция, характерная для патологического функционального состояния организма. После полноценного отдыха эти состояния могут исчезнуть. Однако у некоторых лиц они могут перейти в производственно обусловленные профзаболевания.

Шестая категория тяжести характеризуется особо неблагоприятными условиями труда. Патологические реакции развиваются быстро и имеют необратимый характер, сопровождаясь тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов.

Основными мерами по снижению физической и нервно-психической напряженности являются следующие:

Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

Совершенствование организации рабочих мест;

Организация приемов и методов труда;

Оптимизация темпа работы;

Оптимизация режима труда и отдыха;

Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

Научно обоснованное установление норм обслуживания оборудования и норм времени его обслуживания с учетом объема информации, который работник может правильно воспринять, переработать и принять своевременное и правильное решение;

Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

Чередование работ разной сложности и интенсивности;

Оптимизация режимов труда и отдыха;

Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

Компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.