Главная · Правильное питание · Есенин гой ты русь моя родная размер. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…. Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Есенин гой ты русь моя родная размер. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…. Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы


В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Содержимое страницы

Как Иван Грозный провел в России первую военную реформу?

Первую широкомасштабную военную реформу связывают с деятельностью Ивана IV (Грозного). С объединением русских земель вокруг Москвы, удельные князья были вынуждены переходить на службу к Великому князю, занимая должности в государственной администрации. Вместе с ними переходили в Москву и двор с дружиной, которые сливались с московским дворянством. Уже при Иване III начинает складываться значительное служилое сословие , основу которого составили воины поместного войска, получающие за службу наделы земли с проживающими на них крестьянами. На поместное войско и сделал ставку Иван IV. На «Соборе примирения» в 1549 году 18-летний царь заявил о необходимости перемен в стране и определил их направленность. Его идеи подхватили дворянские публицисты Иван Пересветов, Ермолай Еразм и другие (в России и тогда было немало просвещенных людей) и возвратили царю в виде «челобитных» с предложением конкретных преобразований. Возглавил «партию реформ» Алексей Адашев. Под его руководством была упорядочена служба дворян и значительно повышена боеготовность армии.

Создается централизованная система управления и снабжения войск через специальные органы - приказы (Разрядный, Стрелецкий, Поместный, Пушкарный и т.д.). Все функции по руководству поместным войском были возложены на Разрядный приказ , который вел учет ратников, расписывал (разряжал) их по полкам, проводил смотры и определял годность к несению службы, участвовал в назначении воевод. На случай войны основные чины Разрядного приказа находились при царе и создавали своеобразный «генеральный штаб». В начале 50-х годов царь запретил местнические споры в период боевых действий. А к воеводам из князей и родовитых бояр стал назначать «заместителей» из менее знатных, но более опытных в ратном деле дворян. Серьезные меры были приняты по упорядочению комплектования и прохождения службы в поместном войске. Служба стала пожизненной и наследственной, что закрепило «Уложении о службе» 1556 года. При необходимости выступить в поход, владельцы вотчин и поместий прибывали на сборные пункты «конными, людными и оружными».

После проведения смотров их расписывали по полкам для выступления в походы, назначали на охрану пограничных рубежей или на несение гарнизонной и осадной службы. Была создана система контроля, теперь уклоняться от службы стало опасно, можно было лишиться не только поместья, но и жизни. Детей служилых людей по достижении ими 15 лет записывали в «дети боярские» - низший чин провинциального дворянства, закрепляли за ними участки земли для «кормления», и с этого времени для них начиналась многолетняя военная служба. В интересах мелкого дворянства была перестроена система поземельного обеспечения и проведено «уравнение в землях» в зависимости от занимаемых чинов. Когда свободных земель не хватало, их изымали из княжеских, боярских и монастырских владений. Распределением поместий ведал Поместный приказ, который был тесно связан с Разрядным. Поместное войско внесло весомый вклад в защиту рубежей государства и расширение его границ. В середине XVI века оно достигало 50-80 тысяч человек (без вооруженных дворовых людей, которые шли в поход с помещиками и могли насчитывать еще 100-150 тысяч).

В связи со стремительным расширением рубежей государства сил поместного войска оказалось недостаточно, и стали создаваться стрелецкие полки. В 1550 году летописец отметил: «Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек». Стрельцы - первое постоянное войско в России с четко выраженными элементами регулярной армии: постоянная структура полков, наличие воинских чинов, регулярное жалование, единообразное вооружение и форменная одежда, проведение боевой подготовки. Стрельцы набирались на добровольной основе, военная служба для них становилась постоянной профессией (для многих - наследственной). Управление ими находилось в ведении Стрелецкого приказа. Примечательно, что в этот период в самостоятельный род войск выделяется артиллерия (наряд). Ее стали подразделять на крепостную, осадную и полевую. Была введена полковая артиллерия, каждому стрелецкому полку стали придавать до четырех небольших пушек. Особым элитным формированием с выраженными военно-карательными функциями стала опричнина, которую царь создавал как политический противовес князьям и «крамольному» боярству. Главная цель опричнины - защита царя, утверждение самодержавной власти и физическое уничтожение неугодных. Первоначально отряд опричников насчитывал тысячу человек, но затем увеличился до шести тысяч, а по подсчетам некоторых историков - до 20 тысяч.

Опричнина имела жесткую иерархию, сложную систему подбора кадров и проверки на лояльность царю. Даже внешний вид опричников должен был наводить ужас на людей, для этого использовалась специальная форма и атрибуты. Вопреки сложившемуся мнению, опричники, основную массу которых составили мелкопоместные дворяне, «прославились» не только кровавым террором и бесчинствами, но и показали высокие боевые качества в Ливонской войне, боях с крымскими татарами, особенно в битве при Молоди в 1572 г. Важным направлением военных преобразований Ивана Грозного стало создание системы охраны пограничных рубежей России. Первой была создана «береговая служба» - ежегодно весной на берег Оки стали высылать пять полков: большой полк - к Серпухову; правой руки - к Калуге; левой руки - к Кашире; передовой - к Коломне; сторожевой - к Алексину. Для разведки выделялся сильный подвижной отряд - ертоул. При поступлении тревожных известий полки выступали к границе со степью, перекрывая направления возможных набегов.

Во второй половине XVI века было закончено создание надежной системы защитных укреплений (засечных черт) на южных рубежах России. Она состояла из цепи городов и острогов, обнесенных рублеными стенами или тыном из заостренных бревен в сочетании со рвами, валами, завалами из деревьев. За состоянием засечных черт следила постоянная стража. Завершала систему пограничной охраны сторожевая и станичная служба, законодательно закрепленная в 1571 году «Боярским приговором о станичной и сторожевой службе». Были созданы «пограничные заставы» - сторожи, которые контролировали до 40 километров границы и состояли из 4-10 сторожей - детей боярских и казаков. Часть сторожей находилась на местах с хорошим обзором и удобными подъездами, а остальные по 2-3 человека выезжали в степь для поиска следов крымской конницы. Станицы выполняли роль подвижных сторожевых застав, они состояли из 4-6 человек и на несколько недель выезжали глубоко в степь для раннего обнаружения вражеской конницы. Можно по-разному оценивать личность и деятельность Ивана IV, но одно бесспорно - в период его царствования была создана военная организация, способная решать сложные внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинулись за Урал и к берегам Каспия.

Итоги военной реформы Ивана Грозного:

  • Упорядочение системы комплектования и военной службы.
  • Организация централизованного управления армией.
  • Создание постоянного стрелецкого войска, основы будущей регулярной армии.
  • Единая централизованная системы снабжения армии.
  • Организация пограничной службы.

Военные реформы Петра Первого

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.
По замечанию видного русского историка Василия Ключевского : "Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.
В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).
К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.
При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии , на флоте – эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте – генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).

В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.
Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию.
Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.
Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Итоги военных реформ Петра I:

  • Создание регулярной армии и флота, основанных на системе рекрутского набора.
  • Упразднение ранее существовавших и создание новых унифицированных, четко разделенных на рода войск соединений, одетых в одинаковую форму, вооруженных одинаковым оружием и т.п.
  • Появление армейского устава и введение единой системы воинского обучения и воспитания.
  • Централизация военного управления.
  • Учреждение должности главнокомандующего, создание полевого штаба.
  • Открытие военных школ для подготовки офицерских кадров.
  • Проведение военно-судебных реформ.

Военная реформа Александра II

Военная реформа Александра II - одна из «великих реформ», проведённых в период царствования Александра II в 1860-х - 1870-х годах. Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические.

Организационные реформы

Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. Доклад Военного министерства от 15.01.1862 года ставил следующие задачи:
Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов.
Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.
Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.
Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.
К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.

Новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.
В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:

Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.
Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.
Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года - Одесский.

В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого были теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.

Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.
Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60-70-х годах XIX века:

На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.
В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.
Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.
Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.
В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

Технологические реформы

В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 году ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают винтовку Бердана, а в 1870 - её модифицированную версию. В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877-1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядными нарезными винтовками.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.В годы царствования Александра II российский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер.

Итоги военных реформ Александра II

  • сокращение численности армии на 40 %;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
  • создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
  • отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
  • перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
  • введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 20 лет, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет - 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
  • разработка и введение в войска новых воинских законов.
  • Военная реформа в 1905-12 гг.

    Военная реформа в 1905-12 гг. проводилась исходя из выводов, сделанных после поражения России в русско-японской войне. В основе деятельности военного министра В.А. Сухомлинова на 1907-10 лежал доклад: «О мероприятиях по обороне государства, подлежащих осуществлению в ближайшее 10-летие».
    Во-первых , проведена реорганизация военного управления: учреждено (1905) независимое от военного министерства Гл. управление Генштаба (с 1908 в составе Воен. мин-ва), созданы Высшая аттестац. комиссия (1906), Морской генеральный штаб (1906), подчиненный Морскому министру.
    Уточнены функции центральных органов. В 1905 учрежден Совет гос. обороны как центральный руководящий орган (до 1909). В 1909 реорганизованы управления арт., инж. и военно-учеб. ведомствами, ген. инспектора подчинены воен. министру.
    В центральном, полевом и местном воен. управлении усилилась централизация.
    Россия делилась на военные округа. Упразднены резервные и крепостные войска, составлявшие св.15% общей численности армии.
    Созданы корпусные авиаотряды (по 3 самолета каждый), корпусная и полевая тяжелые артиллерии.
    Сформировано 7 новых пех. див. и 1 стрелк. бригада. В штат пех. див. вошла арт. бригада (48 ор). В штат пех. полка введена пулеметная команда (8 станк. пулеметов Максим).
    В 1907 в кав. восстановлены полки улан и гусар. Усилены инж., ж.-д., войска связи.
    Созданы первые авиац., автоброневые, ж.-д. и хим. части. В 1912 начато формир. 67 отд. авиац. отрядов по 6 сам. в каждом.
    Автомоб. подразд. появились в 1906 в виде автомоб. команд при ж.-д. батальонах. В 1910 на их базе формируются первые автомоб. роты и создаются автомоб. команды.
    В 1910-13 саперные батальоны включены в арм. корпуса из расчета один батальон на корпус.
    Во-вторых, осуществлен переход к территориальной системе комплектования и отказ от экстерриториальной. Созданы корпусные, дивизионные и полковые р-ны пополнения. С 1911 введена допризывная военная подготовка.
    Принят новый закон о воин. повинности , сокративший сроки службы в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 до 5 лет и льготы от призыва по семейному положению, но расширивший льготы по образованию. Запас делился на 2 разряда по возрасту. Лица молодого возраста предназначались для пополнения полевых войск, старшего-тыловых.
    В-третьих, предприняты меры по повышению качества подготовки офицерских кадров. В 1910 введены новые программы для воен.-учеб. заведений, усилилась их специализация. Значительное место отводилось отработке практических навыков и приемов. Создано 8 новых кадетских корпусов, 6 воен. уч-щ, 2 авиац. школы и др. спец. в.-у. з. Юнкерские уч-ща приравнены к воен. уч-щам. В 1911 открыта интендантская акад., для подготовки офицеров тыловых учреждений.

    В.-у. з. делились на 4 разряда:
    1) высшего и ср. типа для подготовки офицеров действит. службы (7 академий, 3 мор. высшие школы, стрелковая, кав., электротехн., воздухоплавательная и др. офицер. школы);
    2)средние спец., готовившие обер-офицеров, командные и инж.-техн. кадры (прапорщиков, поручиков и подпоручиков) из выпускников кадет. корпусов и ср. общеобразоват. школ (11 пех., 3 кав., 2 казачьих, 2 арт., 1 инж., 1 военно-топогр., 4 военно-мор. уч-ща, 2 авиац. школы, школа для подготовки воен. инж. путей сообщения и др. школы, офицер. классы Пажеского корпуса для подготовки офицеров в гвардию);
    3) средние общеобразовательные (28 кадет. корпусов, 7 подготовит. школ и общие классы Пажеского корпуса);
    4)низшие спец. школы (технич., пиротехнич., мореходные, оружейные, минная и другие), готовившие тех. специалистов (обер-офиц. и унтер-офиц.).
    В-четвертых, несколько улучшилась боевая подготовка войск. В 1909-12 приняты новые уставы (в том числе полевой) и наставления. Боевая подготовке поощрялись материально. На занятиях в Николаевской морской акад. с 1909 рассматривались вопросы использования авиации в войне на море. В 1911 на маневрах Петроградского, Варшавского и Киевского военных округов летчикам ставилась задача не только на проведение разведки и поддержания связи, но и на уничтожение аэростатов и самолетов противника. В 1911 принято Положение об авиационной службе в русской армии.
    В-пятых, важная роль отводилась экономическому и финансовому блоку проблем. Россия располагала мощной военной промышленностью: свыше 20 крупных казенных и ряд частных заводов. Важную роль сыграло накопление свободных денежных средств и создание золотого запаса, а также достижение бездефицитного государственного бюджета в 1910 и 1911.

    В-шестых, шло оснащение армии новыми видами техники и вооружения. В 1909-10 поступили 122-мм и 152-мм гаубицы, 107-мм скорострельные пушки. Создана в 1909 первая звукометрическая станция, способная определять местоположение стреляющих орудий. В армейских корпусах приняты на вооружение радиостанции. С 1910 Россия стала приобретать за рубежом самолеты. Первый в России дирижабль «Кречет» построен в период с 1908-10.
    В-седьмых, с 1906 началось восстановление военно-морского флота. В 1907 царь утвердил «Малую судостроительную программу», разрешив отпускать Морскому министерству на судостроение в течение четырех лет по 31 млн. руб. ежегодно. Введено новое положение об Адмиралтейств-Совете. На смену броненосцам приходят линейные корабли. На протяжении 1912-15 строилась серия из 24 подводных лодок типа «Барс». Выработка и осуществление судостроительных программ связаны с деятельностью морского министра И.К. Григоровича (1911 и 1914-для Черноморского флота, 1912-для Балтийского). В 1908-12 началось строительство первых в мире тральщиков. Морское министерство до I мировой войны провело через законодательные органы четыре судостроительные программы. Общая стоимость их достигла 820 миллионов рублей. Царь одобрил «Закон о флоте».
    В-восьмых, в ходе военной реформы росло материальное положение военнослужащих. В 1908 устанавливалась выплата дополнительных денег. Принят новый Устав о пенсиях. Военный историк А.М. Зайончковский так характеризовал состояние русской армии: «В общем мы вступили в войну с хорошими полками, с посредственными дивизиями и корпусами и плохими армиями и фронтами».

    «Революционные» военные реформы 1917-18 г.г.

    Рождение «несокрушимой и легендарной» Красной Армии на обломках имперской. Эта реформа затрагивала в основном организационные моменты, и серьезно перетрясла как офицерский корпус, так и саму систему управления войсками. Многие элементы «революционной реформы» с современной точки зрения кажутся полной нелепостью, и вскоре в этом убедились и сами её авторы. В собственно «военном» плане большевики не стали изобретать ничего нового и продолжили уже сформировавшуюся до них линию. Военные реформы 1917-18 г.г.:

    • Отмена воинских званий и знаков различия, уравнивание в правах офицеров и рядового состава.
    • Армия управляется решениями солдатских комитетов и советов солдатских депутатов. Командиры - вплоть до командира полка – избираются общим собранием частей их непосредственного подчинения, командиры выше полкового уровня - на совещаниях и съездах комитетов соединений.
    • Армия расформировывается и создается заново, по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

    Уже меньше года спустя после обозначенных реформ, в апреле-мае 1918 года от принципа добровольного призыва отказались в пользу всеобщей воинской повинности, а командиров стали назначать «сверху», а не избирать.

    Военная реформа 1924-1925 годов и Красная Армия

    Завершение гражданской войны, переход к восстановлению разрушенного военными невзгодами народного хозяйства ставило перед молодой Советской республикой в том числе и задачи обеспечения обороноспособности и организации новой армии. Поэтому на повестку дня были поставлены широкие преобразования в целях укрепления вооруженных сил, сокращения их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны. Комплекс таких мероприятий, непосредственно затронувший военную организацию СССР, известен как военная реформа 1924-1925 годов. Ее подготовкой и осуществлением занималась специальная комиссия под руководством видного государственного и военного деятеля тех лет, активного участника гражданской войны М.В. Фрунзе.

    Военная реформа включала в себя мероприятия по перестройке и укреплению Вооруженных сил Советского Союза. Была принята так называемая смешанная система устройства Вооруженных сил, позволявшая в то время при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные вооруженные силы. Смешанная система устройства Вооруженных сил предусматривала сочетание кадрового и территориального принципов комплектования Красной Армии. Она поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их отвлечением от производительного труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение пяти лет) на военные сборы сначала сроком на три, потом – на один месяц в году.

    Остальное время бойцы работали в промышленности и сельском хозяйстве. Такая система широкого обучения военнообязанных в случае необходимости обеспечивала быстрое развертывание достаточно подготовленного боевого состава вокруг кадрового состава дивизий. При этом расходы на обучение военному делу одного бойца в территориальной части за пять лет были гораздо меньше, чем в кадровой части за два года. Эта система, конечно, уступала по уровню боевой подготовки традиционному кадровому принципу комплектования армии, однако в условиях послевоенных трудностей восстановления народного хозяйства и осуществления задач по его коренной реконструкции создание полностью кадровой армии, способной надежно обеспечить оборону страны, было пока невозможно. Военной реформой предусматривались меры по упорядочению организационно-штатной структуры Вооруженных сил, по качественному обновлению командного состава.

    По мере ее осуществления была реорганизована система снабжения Вооруженных сил, заложена плановая система боевой подготовки. В Красной Армии вводились новые уставы, началось ее техническое переоснащение, была изменена система переподготовки кадров командного состава, при этом краткосрочные курсы были заменены 3-4 годичными военными школами. В целях профессиональной подготовки высшего звена командования в стране создавались 6 военных академий. В армии вводилось единоначалие, пришедшее на смену коллегиальному методу командования и управления войсками, широко распространенному после октября 1917 года и отражавшему не только сущность социалистического переворота, но и тогдашние настроения народных масс, защищавших в рядах Красной Армии завоевания революции. Однако опыт гражданской войны и начало социалистического строительства показали неизбежность перехода к единоначалию в армии, что, безусловно, способствовало ее укреплению. В ходе военной реформы 1924-1925 годов были усовершенствованы органы управления Вооруженными силами. Центральный и местный аппараты военного управления были реорганизованы.

    Новый штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) становился основным ее организующим центром. Управление войсками упростилось, повысилась оперативность в работе. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета в январе 1925 года стал М.В. Фрунзе. Мероприятия военной реформы были закреплены в Законе о военной службе, принятом в сентябре 1925 года. Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми гражданами страны, одновременно определивший и организационную структуру Вооруженных сил.

    Военные реформы 1937-39 гг.

    Реформы этого периода, под стать времени – они вновь сводятся к организационным моментам, в основном, касающихся «затягивания гаек», то есть увеличению ответственности военнослужащих.

    • Создан Главный Военный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, занимающиеся вопросами военного строительства.
    • Увеличение числа военных округов и комиссариатов, создание военных отделов в местных партийных органах.
    • Водится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г. (после - заместитель командира по политической части, политрук).
    • Увеличен срок военной службы, снижен призывной возраст, удлинен срок пребывания в запасе.
    • Весь личный состав вооруженных сил обязан принимать присягу.
    • Более строгие наказания за дезертирство и самовольные отлучки из части.

    Военные реформы периода Отечественной войны 1914-1945 г.г.

    • Изменение системы организации высшего командования, создание оперативных объединений и армейских корпусов.
    • Всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
    • Более эффективная структурная организация вооруженных теперь это: фронт, армия, корпус, дивизия, бригада, полк, батальон, рота, взвод, отделение.
    • Издан Боевой устав пехоты (1942 г.).
    • Деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.
    • Введение новых знаков различия.
    • Учреждено Главное управление тыла.
    • Республиканские, областные и районные комитеты партии обязывались развернуть в тылу врага сопротивление.
    • Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов.

    Изучение истории показывает, что военное дело в различные эпохи не было одинаковым. Оно совершенствовалось и развивалось вместе с изменением общественно- экономических условий, вместе с развитием производства. Новые социально- экономические и политические условия, складывавшиеся в том или ином государстве, порождали, прежде всего, новые принципы комплектования, методы воспитания и обучения войск, вели к созданию качественно новых армий. От немногочисленных дружин и ополчений, состоявших из пеших или конных воинов, вооруженных холодным оружием, армия пришла к современным массовым вооруженным силам, оснащенным многочисленной и разнообразной боевой техникой.

    Армии раннефеодальных государств состояли из постоянных отрядов (дружин) крупных феодалов (князей) и народного ополчения, создаваемого на период войны. Постоянные отряды составляли опору феодальной власти. На период войны из них выделялся Командный состав для народного ополчения. Основу феодальных отрядов /дружин/ составляла конница. На Руси, в связи с необходимостью отражать, агрессию немецких рыцарей татаро-монгольских завоевателей, оставалась высокой роль народного ополчения, поэтому пехота постоянно составляла главные рода войск.

    Новаторство в военное дело было внесено известными полководцами Александром Невским и Дмитрием Донским. Характерными чертами их военного искусства были всесторонняя оценка обстановки и тщательная подготовка к войне и бою, моральная подготовка народа и войск к борьбе с врагом, умелый выбор момента начала войны и направления главного удара, решительность и целеустремленность, стремление к внезапности и разгрому противника по частям.

    С конца XV в. на Руси начинается активный процесс образования централизованных феодально-абсолютистских государств. Феодальное ополчение с его сепаратистскими тенденциями /стремление к отделению/, низкой дисциплиной и плохой организацией было ненадежной опорой великокняжеской власти в ее борьбе за создание централизованного государства

    Со второй половины XV в. основной военной силой Русского централизованного государства становится поместное войско, создаваемое за счет мелкого и среднего дворянства, заинтересованного в сильной центральной власти. За свою службу в армии дворяне получали от государства земельные наделы /поместья/ и крепостных крестьян.



    Поместная система позволила создать многочисленное войско. Кроме поместного дворянского войска в войнах участвовали отряды покоренных удельных князей, городское и сельское ополчение, а также казаки, несшие с XV в. службу на южных окраинах Русского государства.

    Начало первым коренным военным реформам на Руси было положено Иваном Грозным. В середине XVI в. он дополнительно к дворянскому поместному войску /ополчению/ создал постоянное стрелецкое войско, которое комплектовалось из добровольцев, свободных /крепостных/ крестьян и горожан. За свою службу стрельцы получили от государства небольшие земельные участки, денежное жалование и право беспошлинной торговли. Жили они со своими семьями в стрелецких слободах, вблизи крупных городов, занимались ремеслом и торговлей, проходили боевую подготовку. Стрельцы в то время являлись лучшей, наиболее боеспособной частью русского феодального войска.

    Появление в середине XVI в. в Русском государстве стрелецкой пехоты /стрелецких полков/ и общий рост количества огнестрельного оружия привели к дальнейшим изменениям в способах ведения боя. Глубина боевого порядка уменьшилась, а фронт увеличился. Таким образом, обеспечивалось одновременное участие в бою наибольшего количества огнестрельного оружия. Это явилось началом перехода к линейной тактике, отдельные элементы которой появились в русской армии во время Казанского похода 1552 г. При отражении атак татарской конницы русские стрельцы стихийно развертывались в линию и успешно отражали вражеские атаки.



    Развитие военно-теоретической мысли в эпоху феодализма подготовило условия для разработки уставов, которые являлись отражением единства взглядов по вопросам вооружения, организации армии первым военным уставом, разработанным М.И.Воротынским /русский полководец, возглавлял Большой полк при штурме Казани/, был устав сторожевой и пограничной службы.

    Таким образом, в эпоху феодализма на Руси произошли изменения в организации вооруженных сил; начался переход от ополчения к постоянной армии.

    В армии зарождается новый род войск - артиллерия и новый вид обеспечения войск - инженерное. В организации феодальной армии ярко отразилось стремление к централизации управления и снабжения. Войска от само обеспечения перешли к централизованному государственному снабжению через систему складов.

    Глубокое понимание задач, возникших перед Россией, проявил, став единоличным правителем, Петр Великий. Что собою представляли при Петре 1 военные реформы?

    Русская армия до Петра 1 прошла долгий путь развития от феодального поместного ополчения к постоянной армии полков "нового строя". Однако в существовавшей организации сохранились многочисленные пережитки старого, не соответствовавшие новым условиям.

    Организация армии не отвечала стоявшим перед Русским государством задачам. Необходимо было ликвидировать все отжившие и превратить постоянную армию в регулярную.

    Реформы Петра явились крупным этапом развития не только русского искусства, но и европейского.

    Петр 1 заложил основы для дальнейшего развития русской регулярной армии. Он почти на сто лет раньше, чем, в Западной Европе, установил новую, прогрессивную систему комплектования армии - принудительную воинскую повинность.

    С первых лет Северной войны /1700 - 1721 г.г./ был введен рекрутский набор в армию и на флот, что обеспечило постоянное пополнение вооруженных сил и их рост.

    К 1725 году в русской армии имелись 40 пехотных полков (до 70 тысяч человек), в том числе гвардейские - Преображенский и Семеновский, 33 кавалерийских /до 38 тыс. чел. /, артполк и инженерные войска, гарнизонные и ланд милиция /до 79 тыс. чел. / и регулярные войска /казаки, калмыки и др. /.

    Служба в армии и на флоте была пожизненной. Офицерский корпус комплектовался в основном из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные учебные заведения / Навигацкая, Инженерная, Артиллерийская школы, Морская академия и др. /.

    Петр 1 указом 1705 г. ограничил прием иностранных офицеров на службу в русскую армию. Порядок службы в армии и на флоте регулировался Воинским Уставом: /введен в 1716 г./ и Морским Уставом /1720г/.

    Высшим организационным соединением в армии были дивизии, или генеральства. Дивизии включали в себя разное количество пехотных и кавалерийских полков в зависимости от стоящих перед дивизиями задач. Состав полков тоже был непостоянным.

    Петр 1 принял на вооружение своей армии наиболее совершенное оружие того времени- ружье. Заслуга Петра заключается в том, что он раньше, чем кто-либо из его современников, понял значение ружья в условиях линейной тактики и смело ввел его на массовое вооружение армии.

    Реорганизация центрального аппарата управления армии началось одновременно с созданием новой армии. Новой армии должна была соответствовать и новая, более централизованная, система управления.

    С созданием новой армии было положено начало и основанию генерального штаба. В 1702 г, была централизована военно-судебная служба армии во главе с генерал-аудитором. Внесены были и существенные изменения в тактике.

    Боевой порядок русской армии отличался простотой и давал возможность войскам маневрировать на поле боя.

    В 1716 г. богатый опыт организации, управления, полевой и боевой службы войск был обобщен в Воинском уставе. Устав явился результатом длительного труда Петра и его сподвижников. В Уставе были изложены основы обучения и воспитания войск, полевая служба и тактика всех родов войск.

    Петр 1 понимал, что недостаточно вооружить и обучить армию по-новому, а необходимо ее по-новому и воспитывать.

    В своих уставах, многочисленных указах и обращениях к армии Петр 1 требовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть во всем примером для солдат. Петр говорил, что авторитет офицера основывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдатах, храбрости в бою и строгой дисциплине. Он неоднократно подчеркивал, что офицер должен не только иметь постоянное попечение об одежде и пище солдатской, но и справедливо относиться к солдату, памятуя, что солдат является основой силой армии.

    Петр 1 настойчиво воспитывал своих военачальников, ободрял их при неудачах и награждал при успехах. Однако он требовал от них всегда энергичных и решительных действий.

    Петр уделял большое внимание воспитанию солдат. Он стремился внушить солдатам, что они сражаются за Отечество.

    В результате этих мероприятий по обучению и воспитанию войск русская армия стала регулярной армией.

    Историческая заслуга Петра 1 состоит в том, что он изменил принципиальные основы формирования армии и поднял ее на высоту, недосягаемую для наемных армий Западной Европы.

    В Отечественной войне 1812 года выдающийся русский полководец М.И. Кутузов противопоставил искусству Наполеона, рассчитывавшего на разгром, русской армии в одном сражении, искусство всенародной войны, войны на истощение и полный разгром врага, творческий учет национально освободительного характера войны, решительность, высокую активность, многообразие форм и методов решения задач войны и боя.

    Важным этапом в истории военного строительства в России в XIX в. стала военная реформа 1860-1870 г.г., которая "осуществлялась под руководством военного министра Д. А. Милютина. Опыт се реализации ценен для нас, прежде всего тем, что данная реформа /как и сегодня/ проводилась с учетом кардинальных общегосударственных преобразований. И это закономерно, так как изменения социально-политических условий на каждой стадии исторического развития государства обусловливают и преобразования в военной сфере. Отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений в России, обусловившие трансформацию национальных интересов, бурный научно-технический процесс, создали предпосылки для проведения крупномасштабных мероприятий по созданию массовой армии. Их основным содержанием стали введение всеобщей /всесословной/ воинской повинности, системы подготовки обученного резерва запаса, реорганизация боевой подготовки войск, их перевооружение на нарезное стрелковое оружие.

    На протяжении первых восьми лет военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных им реформ в области организации армии и управления войсками. В области организации армии была создана такая система, которая позволяла в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям. Эта система являлась шагом вперед по сравнению с существовавшей ранее организацией войск. Армия обладала определенным количеством находившихся в запасе обученных кадров, необходимых для ее развертывания во время войны. Однако и новая организация армии не обеспечивала должного развития вооруженных сил в свете быстрого роста армий главнейших европейских государств.

    Поэтому и новая организация армии при сохранении старых принципов комплектования обладала лишь ограниченными возможностями.

    Одним из важнейших вопросов военных преобразований явилось перевооружение армии. Весь период перевооружения армии условно подразделялся на два этапа: первый примерно до 1366 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап с 1366 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казенной части, вооружения.

    На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы. Основные положения боевой подготовки войск нашли свое наиболее полное выражение в учебнике тактики проф. Военной академии М.И.Драгомирова. Драгомиров выдвигал следующие три условия "рационального" обучения войск:

    1. "Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное".

    2. Учить солдат боевому деду нужно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения получали сразу ясное понятие о назначении как всего того, что им дается, так и о своем собственном.

    3. Учить преимущественно примером, т.е. показывать, что и как делать, прибегая к изустным объяснениям только в случае "действительной необходимости".

    Проблема подготовки офицерских кадров занимала значительное место в общем плане военных преобразований. Так, на базе офицерскими классов Михайловского артиллерийского и Николаевского инженерного училищ были созданы две военные академии: артиллерийская и инженерная. Существовавшая Военная академия была переименована в Николаевскую академию генерального штаба. На базе ряда кадетских корпусов были созданы военные училища, которые ежегодно могли выпускать свыше 400 офицеров.

    Прежняя система управления в российском геостратегическом пространстве не могла обеспечить эффективное функционирование и жизнедеятельность армии.

    Потребовались новые подходы. Была образована административно-территориальная военно-окружная система управления /15 округов/, что позволило упорядочить руководство войсками на обширной территории России, более качественно решать задачи управления переводом их с мирного на военное положение, подготовки резервов, накопления запасов материальных средств. Идея создания военных округов проверена временем, оправдала себя и остается актуальной.

    Русско-турецкая война 1877-1878 годов явилась серьезной проверкой военных реформ, обнаружив ряд существенных недостатков, как в организации армии, так и в вооружении и обучении войск. Преобразования вооруженных сил России, носившие объективно буржуазный характер, встречали противодействие со стороны реакционных кругов, пытавшихся сохранить в неизменном виде феодальные порядки в армии.

    Поражение России в русско-японской войне /1904-1905 годов/ потребовало проведения военной реформы, которая и была осуществлена в 1905-1912 годах. В ходе ее проведения удалось повысить профессиональный уровень и омолодить офицерский корпус, улучшить его материальное положение. Были приняты новые программы обучения для военных училищ и уставы для войск, сокращены сроки службы. Совершенствовалось качество вооружения - в первую очередь артиллерийского. Из всех ранее проведенных военных реформ впоследствии были извлечены опыт и соответствующие уроки при создании Красной Армии, а ныне и Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Вопрос № 2: "Основное содержание военной реформы 1924-1925 гг."

    По окончании гражданской войны 1918-1920 г.г. Красная Армия постепенно переводится на мирное положение, уменьшаются расходы на ее содержание, началась демобилизация старших возрастов. К концу 1924 года работа по переводу армии на мирное положение в основном была завершена. Численность Вооруженных Сил с 5,6 млн. сократилась до 526 тыс. человек, Однако в ходе затянувшейся демобилизации нарушилась твердая система прохождения военной службы, что привело к нарушению планомерной боевой подготовки. Кроме того, осуществление программы военного строительства, намеченных партией, осложнял ось антипартийной деятельность Троцкого, возглавлявшего в тот период Реввоенсовет СССР.

    В целях быстрейшего устранения недостатков и укрепления Вооруженных Сил ЦК партии наметил мероприятия, практическое осуществление которых вошло в историю как военная реформа 1924-1925 гг.

    ВОЕННАЯ РЕФОРМА имела цель перестроить все стороны деятельности Красной Армии в соответствии с новыми условиями жизни советского государства и задачами мирного труда. Советского народа. Военная реформа предусматривала проведение следующих мероприятий:

    1. "Организационная перестройка аппарата управления ".

    Антипартийная деятельность Троцкого и его сторонников мешала укрепить Красную Армию и успешно провести военную реформу. Поэтому были приняты меры к полному очищению аппарата военного ведомства от троцкистов.

    В январе 1925 года Троцкий был отстранен от занимаемой должности, а затем выведен из состава Реввоенсовета. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета был назначен М.В. Фрунзе. В результате проведенных мероприятий штатная численность центрального аппарата сократилась к концу 1924 года на 23%. Главное ее заключалось в том, что коренным образом менялись стиль и методы работы органов управления Вооруженных Сил.

    2. "Принцип территориального и национального строительства и установление твердого порядка прохождения службы личным составом".

    Одним из важнейших вопросов военной реформы было создание территориальных формирований. Многочисленная кадровая армия в тех условиях не могла обеспечить надежную оборону страны.

    Необходимо было готовить обученные резервы без отрыва от производства. С этой целью в Красной Армии наряду с кадровыми создавались территориальные части и соединения.

    Кадровые войска находились в приграничных военных округах и Военно-Морском флоте. Внутренние округа имели территориальные соединения, которые включали постоянный состав (командный), административно-хозяйственный, медицинский и переменный (рядовой) состав, проходивший краткосрочные сборы в течение пяти лет; технические войска, в том числе и внутренних округов, имели кадровый состав.

    Важным мероприятием явилось принятие в 1925 году Закона "Об обязательной Военной службе", которым закреплялся классовый принцип комплектования войск и устанавливались сроки прохождения службы гражданами СССР. В кадровых частях сухопутных войск служба продол жалась 2 года, в авиации - 3 года, во флоте- 4 года. Действительная служба в территориальных формированиях слагалась из краткосрочных сборов в течение пяти лет. После окончания этой службы воины зачислялись в запас, где состояли до 40-летнего возраста.

    3. "Мероприятия по изменению организационно-штатной структуры

    частей и соединений".

    Военной реформой была четко определена структура Вооруженных Сил. В их состав включались:

    Сухопутные войска;

    Военно-воздушные Силы;

    Военно-Морской Флот. В октябре 1924 года были введены в действие

    новые штаты сухопутных войск, которые устанавливали четкую единую организацию всех родов войск.

    Высшим тактическим соединением: Сухопутных войск являлся стрелковый корпус. В его состав входили 3 дивизии, 2 артиллерийский дивизиона и другие подразделения.

    Стрелковая дивизия была основным тактическим соединением. Она имела 3стрелковых и 1 артиллерийский полк, кавалерийский эскадрон и другие подразделения.

    Вторым по численности родом войск была конница. Высшим соединением конницы являлся кавалерийский корпус, состоящий из 2-3 дивизий, артиллерийского дивизиона и подразделений обслуживания.

    Реорганизации подвергались и другие рода войск Сухопутных войск.

    В авиации создавались эскадрильи трех отрядного состава (18 самолетов). Военно-морские силы состояли из Балтийского и Черноморского флота, а также из ряда озерных и речных флотилий.

    4. "Введение единоначалия в армии".

    Большое значение для дальнейшего укрепления Вооруженных Сил имело единоначалие, введенное в марте 1925 года.

    5. "Перестройка организации боевой подготовки и воспитания личного состава "

    Большое внимание в ходе осуществления военной реформы уделялось боевой подготовке и воспитанию личного состава. Начиная с 1925 года начали издаваться новые уставы и наставления. Армия и флот получили временные уставы: дисциплинарный, внутренний и гарнизонной службы и различные руководства, отразившие первые достижения в разработке Советской военной теории.

    В новых уставах и наставлениях современный бой рассматривался как общевойсковой бой, успех которого достигается во взаимодействии всех родов войск.

    6. "Мероприятия по усилению партийно-политической работы "

    В связи с перестройкой Вооруженных Сил был проведен ряд мероприятий по укреплению политаппарата и улучшению партийно-политической работы в армии и на флоте.

    С целью повышения политической подготовки командного и политического состава в частях создавались полковые школы, организовывались курсы и были установлены систематические политзанятия.

    В результате проведения военной реформы необходимо было добиться сохранения высокой мобилизационной готовности страны при минимальных материальных затратах.

    Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» было написано Есениным в 1914 году. Это стихотворение о бесконечной любви к своей родине. Поэт описывает Русь во всей её красе:

    Хаты - в ризах образа...

    Не видать конца и края -

    Только синь сосёт глаза.

    Лирический герой восхищается родиной с её полями, «низенькими околицами» и церквами. Он наслаждается тем, что проводит время именно здесь:

    Побегу по мятой стежке

    На приволь зелёных лех

    Поэт очень тонко чувствует всё, чем «богата» Русь. Каждый звук, запах - ничего не остаётся без внимания:

    Звонно чахнут тополя...

    Пахнет яблоком и мёдом...

    И гудит за корогодом

    На лугах весёлый пляс...

    Есенин, как самый откровенный поэт серебряного века, хотел выразить свою искреннюю любовь и благоговение к родине. Данное стихотворение можно назвать одним из самых сильных признаний в любви и верности России.

    Поэт готов отказаться от райской жизни, лишь бы никогда не покидать родного края.

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою.»

    Для лучшего выражения тёплого чувства к России поэт использует различные художественные средства. Обращаясь к Руси, Есенин использует древнерусское слово «Гой», тем самым показывая уважение к древним традициям и фольклору. Он сравнивает себя с «захожим богомольцем», чтобы подчеркнуть преклонение перед верой русского народа, ведь русские - православные. Поэтом применяются метафоры «синь сосёт глаза», «звонно чахнут тополя», «гудит весёлый пляс», «прозвенит девичий смех» - для наибольшего выражения образности и необычности самых обычных вещей.

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма - женская, чередующаяся с мужской. Это сделано для поддержания ритма и мелодичности, стихотворение легко читается и запоминается.

    Стихотворение производит приятное ощущение с первых же строк. Создаётся чувство лёгкости и счастья, наслаждения просторами прекрасной страны. И вместе с тем - это произведение является сильным и наполненным чувством патриотизма. Бесконечное уважение и любовь к родине - вот то, к чему стоит стремиться.

    Читает В. Лановой

    ("Гой ты, Русь, моя родная")

    Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты - в ризах образа...
    Не видать конца и края -
    Только синь сосет глаза.

    Как захожий богомолец,
    Я смотрю твои поля.
    А у низеньких околиц
    Звонно чахнут тополя.

    Пахнет яблоком и медом
    По церквам твой кроткий Спас.
    И гудит за корогодом
    На лугах веселый пляс.

    Побегу по мятой стежке
    На приволь зеленых лех,
    Мне навстречу, как сережки,
    Прозвенит девичий смех.

    Если крикнет рать святая:
    "Кинь ты Русь, живи в раю!"
    Я скажу: "Не надо рая,
    Дайте родину мою".

    Читает Василий Лановой

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
    Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
    Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
    Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.