Главная · Правильное питание · Диагностика психических состояний в период кризиса. Методы диагностики психических состояний. Психодиагностический инструментарий, применяемый в психологии кризисных и экстремальных состояний

Диагностика психических состояний в период кризиса. Методы диагностики психических состояний. Психодиагностический инструментарий, применяемый в психологии кризисных и экстремальных состояний

Аналитическая справка

по результатам исследования

факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков

обучающихся 3-11 классов МБОУ Будённовской СОШ №80

март 2017 г.

Важным этапом работы по профилактике суицида в школе является мониторинг психофизического развития детей с целью выявления детей группы «риска», имеющих проблемы в обучении, поведении, в том числе, имеющих суицидальные проявления. Таблица факторов суицидального риска заполняется классными руководителями 5-11 кл. Итоги мониторинга подводятся два раза в год, в октябре и марте. Обращается внимание педагогов на объективность оценивания поведенческих, личностных качеств обучающегося, так как педагоги, общаясь с ребенком, могут увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, уход в себя, неоправданную агрессивность и т.д. Анализ результатов заполнения таблиц показал, что по-прежнему лидируют такие факторы, как «неполная семья» (50%).

Факторы риска социальной ситуации (изменение места учебы в течение учебного года, недавняя перемена места жительства, разрыв отношений с другом) отмечается у 18 учащихся (53%). Изменения произошли за счет того, что, во-первых, в школу прибыли новые учащиеся, а во-вторых, вернулись дети, находящиеся в приюте.

Суицидальные знаки (резкое изменение стиля поведения и способов общения, стремление к изоляции, подавленность, смена аватара или ник-имени в социальных сетях), хотя и не ярко выражены, но все-таки еще остаются у 1 учащейся (1,3%).

За прошедший период проведена профилактическая работа с детьми группы социального риска, а также учащимися, имеющими суицидальные знаки. Под особый контроль педагогов были взяты учащиеся, испытывающие отвержение сверстниками. В 3А и 7А классах проведена диагностика психологического микроклимата в классе, консультации родителей и классных руководителей по результатам диагностики. В 3А классе проведено анкетирование родителей по вопросу взаимоотношения детей в классе. На классных родительских собраниях родители получили информацию о наиболее эффективных методах воспитания толерантности у детей.

С детьми группы социального риска проведена диагностика познавательной и эмоциональной сферы. Результаты тестирования доведены до сведения классных руководителей; педагогом-психологом даны рекомендации классным руководителям и педагогам по работе с детьми с повышенной тревожностью для того, чтобы они могли скорректировать воспитательную работу с данными учащимися. С ребятами проводились занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей; развитию навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме,

Учащиеся обучались способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативным импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтным ситуаций

С учащимися группы суицидального риска велась работа с состоянием тревожности, по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

Проведена психологическая коррекция конфликтного и агрессивного поведения.

Учащаяся 9 класса (группы суицидального риска) вовлечена в общественно значимую деятельность - является школьным медиатором. У девочки отмечается положительная динамика в межличностных отношениях, отношениях с опекуном. У обучающейся 8 класса стрессовая ситуация, связанная с разрывом отношений, затянулась. Учебная мотивация снизилась. В последнее время ученица стала проявлять интерес к нашумевшим сайтам группы смерти. С ней проведена разъяснительная работа. С родителями ученицы проведена беседа. Учащаяся объяснила свой интерес тем, что хотела сама проверить, что пишут на этих сайтах, но на данный момент все ссылки заблокировала, и сайт не посещает.

Педагогу-психологу:

Наблюдение за учащейся, беседы и консультации по обучению способам снятия эмоционального напряжения.

Классным руководителям:

    Осуществлять тесную взаимосвязь с родителями учеников по вопросу ликвидации пробелов в знаниях, реализации индивидуального подхода к результатам обучения и воспитания ребенка.

    Консультативная помощь семьям и подросткам по предупреждению суицидального поведения.

Родителям:

1. Быть последовательными в своих действиях, не запрещать подростку безо всяких причин то, что вы разрешали раньше.

    Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям, одноклассникам.

    Доверять своему ребенку, принимать его таким, какой он есть.

Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи

1. Критерии кризисного состояния

Понятие психологического кризиса

Кризисная психология и кризисная психотерапия – это новые об­ла­сти науки и практики, поэтому ключевые понятия, такие как кризис­ и кризисное состояние, пока еще не имеют четких дефиниций. К тому же в клинической теории кризиса эти понятия обычно связываются с травматическим или катастрофическим событием, а в кризисном психологическом консультировании наряду с этим используется представление о кризисе как о состоянии, характерном для критиче­ских периодов в естественном течении человеческой жизни. Это последнее понимание кризиса заимствовано из психологии развития.

Таким образом, различаются психологическое и клиническое определения кризиса. Психологи понимают кризис как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, дискретный момент развития личности1. Характерно то, что человек не может преодолеть кризис способами, известными ему из прошлого опыта.

В клинической теории кризиса это понятие используется для обозначения такой реакции на опасные события, которая переживается как болезненное состояние2. Это понимание кризиса, сужая границы понятия, оказывает влияние на формирование критериев кризисного состояния. Например, в клинической теории кризиса одним из основных критериев считается наличие недавней ситуации, опасной для здоровья или жизни человека. Однако, если мы будем определять кризис как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, понимание кризисной помощи и представление о тех, кто в ней нуждается, станет более широким.

Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Все психологические и физические ресурсы используются для разрешения кризиса и облегчения состояния. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это – нормальная реакция человека на аномальные события.

В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций. С другой стороны, в том случае, если человек реагирует на кризис, прежде всего, дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться, а болезненное состояние – усилиться. Развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду3.

Негативные изменения в результате кризиса (осложненные кризисы)

Многие негативные изменения мыслей, чувств, поведения и физического состояния в кризисном состоянии по симптомам соответствуют некоторым категориям международной классификации психических болезней (здесь и далее – МКБ-10). Очень часто характер изменений не достигает уровня заболевания, проявляясь в комплексе изменений, характерных для разных групп расстройств.

Рассмотрим эти группы в порядке категорий МКБ-10.

Депрессивный эпизод (32)

Рекуррентное депрессивное расстройство (33)

Социальные фобии (40.1)

Специфические (изолированные) фобии (40.2)

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (41.2)

Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации (43)

Бессонница неорганической природы (51.0)

Ночные ужасы (51.4)

Кошмары (51.5)

Отсутствие или потеря полового влечения (52.0)

Сексуальное отвращение и отсутствие сексуального удовлетворения (52.1)

Вагинизм неорганической природы (52.5)

Тревожное расстройство личности (60.6)

Хроническое изменение личности после пережитой экстремальной ситуации (60.2)

Расстройство сексуальных отношений (66.2)

Конечно, на почве пережитой кризисной ситуации могут возникнуть (или обостриться) и иные нарушения. Фактически все категории МКБ-10 так или иначе соотносятся с рассматриваемой темой. Поэтому не представляется возможным предложить единый универсальный рецепт кризисной психотерапии. В каждом конкретном случае приходится проводить тщательную индивидуальную диагностику и индивидуально составлять план терапии, включающий в себя комбинацию разнообразных приемов, не только тех, о которых идет речь в следующих разделах пособия, но и многих других.

Затяжной, хронический (осложненный) кризис приводит к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам, суицидальному поведению.

Практическое задание

Прочитайте по любому изданию комментариев к МКБ-104 описание названных выше категорий. В какой комбинации можно встретить эти нарушения как последствия следующих травматических событий: участие в боевых действиях; изнасилование; смерть ребенка при родах; разбойное нападение на улице; незаслуженный арест и заключение в тюрьму; дорожно-транспортное происшествие, приведшее к потере автомобиля?

Типология кризисов: травматические кризисы; кризисы становления; кризисы развития и кризисы жизни

Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям5, т. е. ситуациями угрозы потери здоровья, жизни (природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т. п.6). Подобные события независимо от их результатов существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний – травматического и посттравматического стресса и других невротических и психических расстройств7.

Кризисы становления

На разных этапах жизни люди могут переживать психологические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Без этого невозможна социализация, поскольку по мере превращения ребенка во взрослого требования к нему и его ответственность возрастают. Вот несколько примеров таких испытаний: поступление в школу, экзамены, первая работа, безработица, смена работы или специальности, эмиграция.

Кризисы развития и кризисы жизни

Эти кризисы связаны с особенностями человеческого существования и постоянными изменениями в жизни человека. Появление новых качеств, физиологических и психологических, зачастую требует перестройки всего организма и личностных изменений, что само по себе может быть трудным и болезненным. С точки зрения статистической нормы кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретная история жизни имеет свою вариацию кризисных периодов. Приведем ряд примеров подобных кризисов.

Половое созревание – период физиологического и психологического взросления может быть кризисным периодом, поскольку подросткам трудно контролировать свои эмоции и сексуальное влечение. Свойственное возрасту стремление эмансипироваться от родителей порождает множество конфликтов. С этим периодом часто связана первая любовь, которая также может привести к кризису, особенно если чувства безответны. Хотя первая влюбленность далеко не всегда надолго сохраняет свою интенсивность, многие ее «жертвы» знают, что ощущение потери при разрыве может быть таким же сильным и оставлять не менее болезненный след, как и при расставании с близким человеком, с которым проведена большая часть жизни.

Начало супружеской жизни. Процесс адаптации партнеров к нуждам и потребностям друг друга сопровождается напряжением, которое может привести к кризису отношений. Часто кризис в начале совместной жизни означает не утрату взаимных чувств, а необходимость научиться жить вместе.

Отцовство и материнство . Беременность, рождение ребенка требует осознания разницы между состояниями «только мы вдвоем» и «мы – семья», ответственности и заботы о ребенке. Этот период также связан с сильным напряжением, которое может привести к серьезному кризису у обоих супругов, кризису семьи.

Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности. Выкидыш, который обычно происходит в течение первых трех месяцев беременности, может быть серьезным ударом, особенно если супруги хотят иметь ребенка. Проблема усложняется,если у женщины и раньше были выкидыши или трудности, связанные с беременностью. Искусственное прерывание беременности на ранних стадиях также может привести к кризису, так как женщина может испытывать сильное чувство вины, даже если она решила или добровольно согласилась сделать аборт. Решение сделать аборт уже само по себе может быть причиной многочисленных серьезных проблем в зависимости от того, было ли это решение принято самой женщиной, либо под давлением мужа (других людей).

Менопауза – может привести к многостороннему кризису у женщины, ее мужа, их отношений. Многие женщины воспринимают потерю способности к деторождению как однозначный признак того, что определенная фаза жизни заканчивается. Они могут переживать депрессивные состояния. Гормональные изменения также вызывают физический дискомфорт, что усугубляет проблемы.

Обособление детей от родителей, уход из родительского дома. Родители могут переживать стресс, чувствовать себя не нужными, что может привести к кризису. Кризис становится еще серьезней, если дети не хотят поддерживать близкий контакт с родителями. Тогда изоляция, которой так боялись родители, становится реальностью.

Болезнь. Тяжелое заболевание, в результате которого человек становится частично или полностью нетрудоспособным, – это сильный стресс, который ведет к кризису. С началом заболевания для некоторых людей заканчивается жизнь, к которой они привыкли. Больному необходимо смириться с инвалидизацией, но это нелегко. Его близкие люди в свою очередь встают перед необходимостью приспособить их жизнь к произошедшим изменениям и заботиться о нем.

Смерть близкого человека. Это событие может вызвать травматический кризис, если оно неожиданно, смерть безвременна и трагична. Однако, поскольку каждый человек неизбежно сталкивается с угасанием и смертью близких людей, мы можем говорить и о жизненном кризисе, как, например, в случае смерти близкого очень старого человека. И даже если это событие естественно и закономерно, оно заставляет страдать и горевать об умершем, по-другому увидеть свою собственную жизнь и изменить систему ценностей.

В отличие от травматических кризисов, когда серьезная психологическая травма связана с травматической ситуацией8, кризисы развития и жизненные кризисы развиваются в течение определенного периода. Можно условно выделить следующие стадии таких кризисов:

1. Развитие кризисной проблематики.

2. Пик проблемы.

3. Кризис.

1. Развитие кризисной проблематики. Можно описать два варианта такого развития: а) накопление нерешенных, второстепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки. Незначительная последняя проблема обычно является той каплей, которая переполняет чашу терпения; б) либо человек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представлениям. В процессе приближения этого события развивается кризис. В качестве примеров можно привести приближение важного экзамена, который необходимо сдать, чтобы продолжить обучение, тяжелую болезнь с предполагаемым смертельным исходом; наступление менопаузы; период, когда дети покидают родительский дом, выход на пенсию.

На стадии развития кризиса человек постоянно думает о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно; как следствие, могут возникать тревожные симптомы: ощущение, что «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройство сна. Приближающееся событие принимает неясное очертание в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.

2. Пик проблемы. Страх перед тяжестью проблемы может быть настолько сильным, что, когда она достигнет своего пика, у человека не остается психологических ресурсов. Решающая ситуация – экзамен, смерть, развод, побег из дома, потеря работы и т. д. – оказывает громадное давление на человека, который уже исчерпал большую часть психологических сил.

3. Кризис (после события). Поскольку для кризиса характерно субъективное ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию: разрешить проблему всеми известными способами. Если же кризисная ситуация приобрела травмирующий характер, последующий кризис похож на травматический. Кризис – «поворотный пункт»9, может привести или к разрешению проблемы, приобретению нового опыта, развитию личности, или к развитию болезни, регрессии, стагнации.

Практическое задание

В кризисной психологии составлены перечни внешних стимулов (событий), которые часто приводят к кризисным состояниям. Попробуйте, пожалуйста, сначала дополнить этот список другими кризисными событиями, затем предложите своим коллегам ранжировать общий список в отношении того, что в максимальной степени могло бы затронуть и «выбить их из колеи», и в заключение дополнить список событиями, которые, на их взгляд, могут положить начало развитию кризиса.

Оказались ли ваши дополнения на первых или последних ранговых местах?

Много ли поступило дополнений?

Чем вы это можете объяснить?

Кризисные события: Смерть родственников. Смерть близких людей, друзей. Ограбление на улице. Ограбление квартиры. Потеря собственности, крупных сумм денег. Стихийное бедствие, приведшее к потере собственности. Публичное унижение. Изнасилование. Измена любимого (любимой). Неожиданно низкая оценка на экзамене. Вынужденная разлука с любимым (любимой). Развод. Вынужденная смена места жительства. Дорожная катастрофа. Физическое увечье. Болезнь. Старение. Резкое ухудшение материального положения. Участие в боевых действиях. Провал на экзамене. Потеря работы.

Психическое состояние - устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, следует прежде всего отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

Состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее.

Страх , по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций.

Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая интенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом.

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктом воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее интеллектуальной переработки.


Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс - это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации .

Фрустрация - это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач.

Самой распространенной группой методов диагностики функционального состояния являются опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Это субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний.

Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния”, “Рельеф психического состояния” и т.д.

Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН , направленная на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенная по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. При этом ответ может быть в простой форме (да, нет) или в более сложной дифференцированной (нет, совсем не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно). В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора , Опросник MBI , Методика “Прогноз ”, Методика диагностики состояния агрессии Басс А. – Дарки А. и т.д.

Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения " Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник психических состояний школьника " и "Опросник психических состояний учителя ". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.

С одной стороны, применение субъективно-оценочных методов в диагностике психических состояний дает возможность :

· качественно интерпретировать психическое состояние;

· отделить одно состояние от другого и выяснить его феноменологическое содержание;

· оценить интенсивность испытываемого состояния;

· осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка более чувствительна к динамике состояния;

· получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;

· выяснить индивидуальную картину переживаний;

· достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

При этом использование субъективно-оценочных методов диагностики имеет ряд недостатков , которые необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов:

· возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;

· собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так и содержащихся в диагностических шкалах;

· расхождение в точности и широте описания состояний за счет разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;

· влияние состояния самого респондента на момент обследования (например, при сильном эмоциональном возбуждении точность самооценки снижается);

· зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает свое состояние выше, чем пессимист).

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы.

К первой группе относятся физиологические методы , которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей (вегетативных проявлений): частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д.

К данной группе относятся такие методики как Релаксационно-активационный тест (РАТ), направленный на определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций; Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции; “Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека” доктора биологических наук М.П. Мороз, в основе которой лежит анализ показателей вариационной хронорефлексометрии - динамических характеристиках времени простой зрительно-моторной реакции.

Физиологические методы регистрации психических состояний дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании психики человека. Нередко объективные характеристики, основанные на физиологических данных, оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками, поскольку психофизиологические данные, полученные для разных людей в одинаковой ситуации или для одного и того же человека в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. Но существуют также и ограничения , с которыми связано использование психофизиологических методов:

· психофизиологические методы дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;

· они чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия человека и среды;

· методы данной группы ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;

· использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния, так как при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний очень часто бывает разной, то есть одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических показателей, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические измерения (например, увеличение частоты сердечных сокращений может наблюдаться при различных состояниях - утомлении, тревоге, страхе, а укорочение времени простой сенсомоторной реакции может свидетельствовать как об оптимальном состоянии человека, так и о неоптимальном (состоянии монотонии);

· при использовании только физиологических методов не учитывается зависимость психических состояний от индивидуальных особенностей личности и сознательного характера процессов саморегуляции.

Ко второй группе данных методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся психологические проективные методики . Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. К данной группе относятся такие методики, как Метод цветовых выборов (МЦВ), “Методика изучения фрустрационных реакций” С. Розенцвейга. Преимущество этих проективных методов перед субъективно-оценочными методами в диагностике психических состояний в том, что они меньше провоцируют реакции защитного характера.

В мировой психологической практике для диагностики кризисных состояний разработан и используется целый комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает структурированное клиническое диагностическое интервью и клиническая диагностическая шкала. Данные методики включают ряд диагностических модулей (блоков вопросов), обеспечивающих диагностику психических расстройств по различным критериям психического здоровья: аффективным, когнитивным, тревож­ным, вызванным употреблением психоактивных веществ и т. д. Конструкция интервью позволяет работать отдельно с любым модулем. В каждом модуле даны четкие инструкции, позволяющие психологу по мере надобности перейти к беседе от одного к другому блоку вопросов. При необходимости для постановки окончательно­го диагноза могут привлекаться независимые эксперты.

К другим наиболее часто используемым в мировой прак­тике методикам диагностики кризисных психических состояний относятся: шкала оценки тяжести воздействия травматического события (Impact of Event Scale-Revised, IOES-R); Миссисипская шкала для оцен­ки посттравматических реакций; опросник Бека для оценки депрессии; опросник для оценки выраженности психопатоло­гической симптоматики SCL-90-R (шкала Дерогатиса); шкала ПТСР из MMPI; шкала оценки тяжести боевого опыта Т. Кина. Однако необходимо учитывать, что указанная батарея бы­ла разработана на основе критериев классификации психических болезней DSM-III-R, принятой в США и ряде других стран. Несмотря на полученные данные о возможности использования их рус­скоязычных версий, вопрос о дальнейшей работе над созда­нием или адаптацией специализированных психодиагности­ческих методов, направленных на измерение признаков кризисных состояний, а также других последствий психической травматизации, остается одной из первоочередных задач в этой области психологии. Надо отметить, что в отечественной психологии разработан первый психодиагностический инструмент для этих целей, успешно зарекомендовавший себя, - Опросник травматического стресса (ОТС).

Необходимо также учитывать специфику психодиагности­ки кризисных состояний: первым этапом при ее проведении является уста­новление в анамнезе испытуемого самого факта переживания им травматического события, т.е. уже на этом этапе происхо­дит актуализация индивидуального травматического опыта и сопутствующей ему постстрессовой симптоматики. Опыт показывает, что процесс обследования травматизированных клиентов предъявляет к психологу-диагносту требования, от­носящиеся не только непосредственно к его компетенции профессионала, но и к умению оказывать «первую психотера­певтическую помощь». Таким образом, методы стандартизо­ванной психодиагностики в работе с лицами, страдающими кризисными психическими состояниями, представляют интерес не только в плане установления диагноза, но и в плане оптимизации психокоррекционных и реабилитационно-восстановительных мероприятий, проводи­мых с пациентами - носителями данной группы психиче­ских нарушений.

В ходе данного исследования проводим анализ психологического состояния мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста.

Целью работы было показать, что в период 40-45 мужчины и женщины испытывают психологическое состояние, которое можно назвать кризисным, а также показать гендерные различия протекания кризиса.

Задачи работы:

    Методика Г. Шихи ”исследование изменений образа жизни в четырех измерениях”. (Приложение 1)

Гипотеза исследования: в возрасте 40-45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным, однако протекание этого состояния происходит по-разному.

В работе использовался опросник по качествам изменения, выделенным Шихи.

В работе была исследована группа из десятерых мужчин и десятерых женщин в возрасте от 40 до 45 полных лет.

Описание выборки приведено в Таблице 1.

Таблица 1 - Описание выборки испытуемых

Семейное положение

Количество детей

Основные проблемы

Относительно легко переживает кризис, но мало общается с детьми, ”ушёл в работу“

Анатолий Ш

В разводе

Жалеет, что женился, живёт случайными заработками, злоупотребляет спиртным

В разводе

Плохие отношений с бывшей женой, которая не дает видеться с детьми. Причина развода – «мало зарабатывал»

Повторно Женат

Жалеет, что женился второй раз. Злоупотребляет спиртным. Считает, что «все женщины одинаковые»

Евгений М

Проблемы в браке из-за спиртного

Андрей И

Не был женат

Считает, что зря прожил жизнь

Аркадий Б

Проблемы в браке

Виктор Г

Собрался разводиться, надоел нынешний брак

Сергей З

Женат повторно

Проблемы в браке

Владимир П

Женат повторно

Ушёл к любовнице

Женщины

Анастасия О

Дети выросли, а с мужем нет общих интересов, проблемы в браке

Проблемы в браке

Разведена

Проблемы в отношениях с противоположным полом, с детьми не общается

Не может найти работу по душе, проблемы в общении с противоположным

Виктория Г

Проблемы в отношениях с коллегами из-за вспыльчивости

Проблемы в браке

Маргарита П

Проблемы в браке

Ульяна Я

Проблемы в браке

Разведена

Проблемы в общении с противоположным полом, испорчены отношения с детьми

Проблемы в браке

Анкета на выявление изменений в стиле жизни

Учитывая, что в переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:

внутреннее ощущение себя по отношению к другим.

чувство безопасности и опасности.

восприятие нехватки времени

ощущение физического спада

нами были разработаны по 10 вопросов на каждый из этих факторов кризиса.

Респондентам было предложено ответить на эти вопросы, «да, иногда, нет». При этом ответу «да» присваивалось 2 балла, ответу «иногда» – 1 балл, ответу «нет» - 0 баллов. Таким образом, выраженность каждого фактора кризиса могла быть от 0 до 20 баллов.

Значение факторов определяется суммой ответов на следующие вопросы:

внутреннее ощущение себя по отношению к другим: 1,5,9,13,17, 21,25, 29, 33, 37

чувство безопасности и опасности: 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38

восприятие нехватки времени: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

ощущение физического спада: 4,8,12,16,20,24,28,32,26,40

Уровень от 0 до 6 - слабо выражен фактор кризиса

От 7 до 14 – средняя степень выраженности фактора кризиса

От 15 до 20 – фактор кризиса явно выражен.

Интегральный показатель уровня кризиса:

от 0 до 24 - слабо выражен фактор кризиса

От 25 до 59 – средняя степень выраженности фактора кризиса

От 60 до 80 – фактор кризиса явно выражен.

Низкий уровень кризиса означает отсутствие кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка, чувство безопасности, ощущение достаточности времени и нормальное физическое самочувствие.

Средний уровень кризиса соответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколько пониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление.

Высокий уровень кризиса соответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватная самооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение цейтнота, сильное физическое утомление.

    Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (Приложение 2). Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений. Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит - 0

    Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова. (Приложение 3)

Проводится опрос, определяется сумма отмечен­ных номеров ответов (они одновременно являются баллами).

1-9- депрессия отсутствует, либо незначительна

10-24- депрессия минимальна

25-44- легкая депрессия

45-67- умеренная депрессия

68-87- выраженная депрессия

88 и более - глубокая депрессия