Главная · Правильное питание · Церковный ладан: что это такое и как пахнет

Церковный ладан: что это такое и как пахнет

Многие, придя в храм впервые, ощущают очень приятные аромат — это фимиам, ароматный дым, который восходит при воскурении ладана. Давайте разберемся, церковный ладан — что это такое, и для чего он нужен, а также узнаем, как его с пользой дома применять.

Кто читал Евангелие, тот помнит: когда родился Иисус, волхвы принесли в подарок ему большие по тем временам ценности: ладан, золото и смирну. Ладан, собственно, в основной своей составляющей — смола ливанского кедра Босвеллия (Boswellia), имеющая ряд полезнейших для нас свойств, о которых поговорим ниже. Это настоящий аравийский ладан, именно он наиболее полезный. Собственно, основная задача ладана — принесение жертвы Богу, и вместе с ней — наших молитв, которые вместе с дымом ладана возносятся к небесам.

Сейчас продается множество разновидностей ладана более низкого качества, в виде осколков стекла или цветных камушков, которые практические не имеют полезных свойств аравийского ладана, производятся маленькими заводиками, и совершенно не подходят для окурения в лечебных целях. Это оманский ладан, или же эфиопский, сомалийский, которые имеют выраженный аромат хвои.

Применение ладана с древности имеет такой смысл — ароматный дым возносится к небесам, вознося ко Господу наши молитвы и чаяния. Но — в древности его применяли часто для приема почетных гостей, для лечения больных, усмирения бесноватых. А также ладан тогдашние модницы применяли для продления красоты тела. Ведь ладан может тонизировать, регенерировать кожу, воспаления снимать, рубцы рассасывать и так далее.

Древняя Аюрведа до сей поры использует ладан при хронических болезнях, (артрит, бронхит), с успехом. Ученые подтвердили, что да, ладан содержит определенные вещества, которые приостанавливают воспалительные процессы, помогая при артритах, ревматизме.

Церковный ладан: полезные свойства

Как приятно пахнет ладан в церкви, вы замечали? И на душе спокойнее как-то становится, и мысли уже в другое русло направляются, и добро хочется делать, и близких простить. Под воздействием ароматов ладана в грехах раскаиваешься, и стать лучше хочется, достойнее нести в себе образ Божий. А ведь ладан действительно имеет множество полезных свойств, давайте чуть подробнее разберемся, какие целебные и лечебные свойства имеет церковный ладан, и чем полезно вдыхание его ароматов для человека.

Натуральный ладан (а сейчас всяческих подделок полно, учитываем это) — мощное средство для здоровья, в древности ценившееся выше золота. Ладан — мощный иммуностимулятор, утверждают ученые, недавно проводившие исследования этого ценного продукта. Он лечит душевную боль, подавляет микробы, дарит спокойствие. В древности ладаном окуривали больных, и они шли на поправку. Потому как, оказывается, ладан убивает бактерии и вирусы и очищает пространство.

Воздух, насыщенный частицами ладана, проникая в наш организм, побеждает стресс, избавляет от бессонницы, и помогает со всякими страхами справиться. Древний врач Амирдовлат Амасиации утверждал: ладан укрепляет разум, и память возвращает. Даосы утверждали, что способен ладан жизнь продлевать.

Итак, давайте подобьем итоги, и выделим наиболее полезные свойства ладана:

  • омолаживает кожу
  • успокаивает нервы
  • предотвращает воспалительные процессы
  • дезинфицирует
  • регенерирует
  • освежает память
  • помогает очистить легкие курильщиков
  • убивает вирусы и бактерии, очищает воздух
  • помогает с тягой к курению бороться
  • очищает жилище от отрицательной энергии

Как использовать дома натуральный ладан

Ладан можно и дома применять по необходимости и душевному влечению, хоть ежедневно. Для каждения существуют специальный домашние кадила и уголь в таблетках. Но если не знаете, как без кадила разжечь ладан, подскажем: просто в металлической ложке разжечь уголек, положить на него или рядом с ним кусочек ладан и окуривать помещение. Сначала уделить внимание иконам, затем пройтись по всему дому от входа по часовой стрелке, читая молитвы, которые будут возноситься к Богу: «Иисусова молитва», «Отче наш».

Изначально лучше выйти из помещения (или стать под вытяжкой, возле окна), разжечь таблетку — она начнет дымиться и искрить, из нее за это время выделятся химические соединения, затем можно уже зайти в дом, положить кусочек ладана и начать воскурение.

Когда уголь покраснеет, и начнет немного сереть, вот тогда на него можно класть ладан. Греческий ладан рекомендуют класть рядом, чуть коснувшись угля. Ведь запах ладана тогда будет тоньше и мягче.

Виды ладана

Рецептов приготовления ладана много — в древности в каждом монастыре свой рецепт был, особенно славятся своим чистым ладаном греческие монастыри на АФОНЕ.


Для домашнего лечения самым эффективным будет ладан Архиерейский, так как в нем большое количество целебных масел, что при сгорании ладана попадают в наш организм. Если нет Архиерейского, его может заменить Алтарный, тоже богатый по составу, или же можно смешивать разные сорта ладана.

Ладан для применения в домашних условиях лучше купить в церкви, потому как можете попасть на подделку и вместо пользы получите лишь неприятные ощущения.

Из литературных произведений и по собственному опыту мы знаем, что ладаном всегда пахнет в церкви, что ароматный дым ладана сопровождает торжественные церковные обряды. Об очень старом или безнадежно больном человеке говорят, что он "дышит на ладан". Всем известна такая поговорка: "боится как черт ладана". Раньше считалось, что ладан отгоняет несчастья. Мешочек с ладаном носили на шее как талисман, он назывался ладанка. В домах перед иконами ставили ла-данницу - небольшой сосуд из меди в виде шара с крестиком наверху. Ладан вошел и в быт, и в поговорки русского народа. Ладан - это ароматическая смола вечнозеленых кустарников - ладанников. Их листья чуть покрыты волосками. Они и выделяют пахучую смолу, которую мы называем ладаном. Волоски бывают одиночные или собраны в пучки. Нежные цветки ладанников с белыми, розовыми, красными лепестками похожи на цветки шиповника, и поэтому растение называют иногда "скальной розой". Удивительно, что у этого ароматического растения цветки не имеют ни нектара, ни запаха. Куст ладанника зацветает утром. Все цветки одновременно раскрываются, но к середине дня их лепестки уже опадают. На цветки слетаются пчелы, шмели, жуки, мухи. Любопытно, что когда они собирают пыльцу, тычинки быстро, прямо на глазах, отгибаются наружу и открывают рыльце для опыления. Через 10-15 секунд тычинки снова принимают вертикальное положение. К осени на кустах уже висят и качаются на длинных плодоножках плоды-коробочки. Зрелые коробочки раскрываются тремя или пятью створками и из них высыпаются трехгранные, как у гречихи, семена. Если они попадают на влажную почву, то покрываются слизью и разбухают. Высыхая, слизь прочно приклеивает семена к комочку почвы, ногам, лапам, шерсти животных и птиц. Ладанники предпочитают сухие, открытые, солнечные места. Они растут в прериях и пустынях Америки, в светлых сосновых и можжевеловых лесах Средиземноморья, в Южном Крыму, на Западном Кавказе, в Иране, в Западной и Средней Азии. Некоторые виды ладанников растут на юге Швеции и даже на Кольском полуострове и севере Канады, где зимой бывают сильные морозы. Самый обширный род в семействе ладанников - солнцецветы. Их более 100 видов кустарников или трав. Свое название они получили потому, что их желтые, реже белые цветки при ясной, солнечной погоде обращены к солнцу и поворачиваются вслед за ним. В аравийских и египетских пустынях, где беспощадно греет солнце, в трещинах скал, на песке и гальке растет солнцецвет каирский. С началом дождей на нем появляются крупные, плоские, почти без волосков листья. Потом в их пазухах появляются побеги с совсем другими листьями. Они мелкие, узкие, завернуты по краям и покрыты таким густым войлоком волосков, что кажутся серыми. В самую сильную жару растение сбрасывает и эти листья. А когда снова выпадают дожди, все оно покрывается мелкими цветками, свисающими вниз на длинных цветоножках. Все ладанники устойчивы к жаре, а семена ладанников особенно хорошо и быстро прорастают после пожаров. Странные это растения - пожары способствуют их прорастанию, когда другие погибают в огне. Животные не трогают их листья, защищенные колючками и довольно сильным ароматом. Благоухающая смола ладана высоко ценилась в прошлом веке как лекарство. Ею окуривались дома заболевших чумой. На Востоке и в Египте окуривание ладаном придавало торжественность ритуалам и церемониям. В наши дни парфюмеры добавляют ладан в шампуни, кремы и духи.

Храм - это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?

Ладан сопровождает службу

Что это такое? Благовоние для совершения каждения на богослужении. И один из маленьких ответов на вопрос, чем пахнет в церкви. Ладан - это ароматическая древесная смола.

Виды ладана

Существует несколько видов данного благовония:

    Аравийский ладан. Его еще называют настоящим. Произрастает, соответственно, в Аравии.

    Сомалийский ладан. У него есть еще два названия - абиссинский и африканский. Корни лежат в Эфиопии и Сомали.

    Индийский ладан. Растет, как видно из названия, в Индии. И еще в Персии.

Как он выглядит

Эта ароматная смола представляет собой твердые капли. Все они разнятся по размерам, желтого цвета и полупрозрачные.

Запах

В церкви пахнет ладаном, и это не удивительно. Ибо он принимает участие во всех церковных службах. Каждение без ладана невозможно. А какой же у него запах? Аромат ладана сладок, с небольшими лимонными "вставками".

Свеча

Одним из постоянных "спутников" богослужения являются свечи. И не только на службе они - помощники. Люди, приходя в храм, в первую очередь приобретают свечку, чтобы поставить ее перед иконой. Поэтому к запаху ладана можно смело добавить запах свечей, когда приходят на ум размышления о том, чем пахнет в церкви.

Виды свечек

Церковные свечи бывают двух видов - восковые и с примесью церезина. Церезин - это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.

Восковая свеча

Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча - это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: "На тебе, Боже, что мне негоже". И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?

Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое - это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное - он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.

Свеча - это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.

Церезиновые свечи

В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи - это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.

Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос "чем пахнет в церкви?", вспоминаются только приятные запахи, то после общения с "подделками"-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.

Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.

Миропомазание

Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром - маслом с добавлением различных благовоний.

Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.

А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.

Совершать грехи так просто

Вспомним, как поет Круг: "В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто...".

Что там дальше, кто вспомнит? "Но не просто искупать". Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и...? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.

Смысл исповеди - в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.

Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.

Суеверия

Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать желаемое за действительное. Так называемый "сбой в программе". Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.

Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.

Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: "Как же, держите карман шире".

Бессмысленно и беспощадно

Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: "Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное".

А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж - человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.

И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: "Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами". Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.

Еще один запах

Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.

Резюмируем

Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.

Воск - это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.

Ладан - ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.

Миро - масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.

Заключение

Из статьи мы узнали, чем пахнет в церкви. Получили краткую информацию о том, какой бывает ладан и свечи, что такое миро, для чего все это используется. Учли и то, что суеверия и вера - вещи абсолютно разные. Почерпнули для себя знания о злых церковных бабушках.

Поэтому, подводя итог, хочется сказать, что не стоит обращать внимания на всякие кривотолки, иногда встречающиеся в церковной среде. Бог все видит: и наши восковые, чистые свечи, и наши открытые Ему души.

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4902) раз

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент - запахи . В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ла́дан (по-еврейски - lot ) - ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) - тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной - свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

2. Ми́ро - ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание - таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


3. Лампадное масло (елей) - растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

4. Восковые свечи - источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.


Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров - в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви - это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.


Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами - преходящими и плотскими - стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние - это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания» , - говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

"Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром..., - пишет американский одоролог Р.Райт, - более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить".

"Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, "безразличных" запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную" [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. - М., 1977. - С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

"Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас", а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)".

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: "Я всё и во всём" . Благоухание - это состояние небесного . Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», - говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», - т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: "...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное - на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех..." . Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом - Мария Магдалина, Саломия и другие - после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы - Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».


Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых - алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: "Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих "обыкновенных" запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, - прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых...".

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. "Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу" [Исх. 29,41]. "На нём Аарон будет курить благовонным курением" [Исх. 30,7]. "Возьми себе самых лучших благовонных веществ... Это будет миро для священного помазания" [Исх. 30,23-25], - читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жерт-воприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <...>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония - ладан и смирна - наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана - ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование - дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: "Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано "душа" (вместо обычного "человек"). Потому что: "Кем, - сказал Господь, - обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне" [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа. Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - "Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!"

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан "Запахи христианского богослужения"