Главная · Правильное питание · А семенович нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: упражнения, методы, принципы, отзывы. Расстройства слухового восприятия

А семенович нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: упражнения, методы, принципы, отзывы. Расстройства слухового восприятия

КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра клинических основ специальной психологии и специальной педагогики

Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа


Печатается по решению Методического Совета Центра Отдел нейропсихологии

к.п.н. А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Б.А. Архипов, Е.В. Сафронова, Н.А. Иванова, В.М. Шегай, Т.Н. Ланина

Под редакцией проф. А.В. Семенович.

Введение

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Те есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом - мишень».

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т. д. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией

Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела, первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело»

Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния

Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая….», исходит из того, что воздействие на сенсо-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех. ВПФ. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащее большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методологически «Комплексная нейропсихологическая коррекция.» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего - в ракурсе учения о 3 функциональных блоках мозга); учении Л.С.Цветковой о нейропсихологии и реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза».

Методически - на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Пособие включает 3 раздела, содержание которых отражает иерархически организованную трехуровневую систему комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте, ввиду универсальных закономерностей единого онтогенетического процесса

Здесь нет специальных пунктов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дислексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулинй). Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, укачанные процессы являются чрезвычайно с южной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т. д.) и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструктами. Заметим, что практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.

С другой стороны нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно, как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедической литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в классических трудах школы Л.С.Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Существенно продуктивнее для читателей будет обращение к первоисточникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.

«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» - это книга, в которой изложены основные теоретически-прикладные основы данного направления в науке. Ученный в своей работе исследует фундаментальные закономерности нейропсихологической коррекции в педагогике.

В издании вы найдете описание таких методов работы:

  • замещающий онтогенез, в роли основного средства коррекции и абитилитации, а также как метод профилактики возможных проблем;
  • разнообразные техники нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

Введение

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в пси­хическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюда­ется в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не вы­являют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучае­мости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, все­возможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагоги­ческие методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом-ми­шень», во многих случаях перестали приносить результаты и в про­цессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируют­ся дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

Описанные к настоящему моменту нейропсихологические синд­ромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстри­ровать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дизадаптации. Соответственно только их сво­евременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющих­ся трудностей. А в более широком контексте нейропсихологии детс­кого возраста - к своевременной профилактике, абилитации, грамотно­му прогнозированию процессов онтогенеза.

Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в пси­хическом развитии разделяются на два основных направления. Пер вое - собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формиро­вание тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-ре-чевой памяти, счетных операций, письма и т.д.

Второе направление - методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориенти­рованные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осоз­нание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербаль­ных компонентов общения для улучшения психического самочув­ствия и взаимодействий с другими людьми. Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направ­ления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводят­ся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вво­дятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популя­ции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптималь­ным является системный подход к коррекции и абилитации психи­ческого развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комп­лексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Для дифференциально-диагностической квалификации и кор­рекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппа­рата. Адекватна в этом смысле разработанная нами технология «Комп­лексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее Фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в
990-1997 гг. {Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок,

1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова,1996; Архи­пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова,
2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз-очными вариантами развития. Имманентными составляющими этой
единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и про гнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов разви­тия в норме, субнорме, патологии и т.д.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочте­ние именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанав­ливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, напри­мер, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математичес­кими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержа­щей большое число телесно-ориентированных методов, должно проис­ходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Настоящее издание включает три части. Первая посвящена основ­ным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагоги­ческого сопровождения процессов развития. Представлен «метод за­мещающего онтогенеза» как базовая технология нейропсихологичес-кой коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте. Приведена краткая схема (алгоритм) нейропсихологического сопро­вождения процессов развития.

Вторая часть содержит описание иерархически организованной трехуровневой системы комплексной нейропсихологической коррек­ции и абилитации отклоняющегося развития. Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте ввиду универсальности закономер­ностей единого онтогенетического процесса.

Здесь нет специальных разделов, посвященных нейропсихологи­ческой коррекции чтения (дизлексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий). Это связано с наличием двух соображений. Во-пер­вых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и опера­циональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.), и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов являются залогом адекватного фор­мирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем

Учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструкта­ми. Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую при­водит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточ­ности по математике или русскому языку и литературе.

С другой стороны, нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедичес­кой литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в клас­сических трудах школы Л.С. Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Су­щественно продуктивнее для читателей будет обращение к первоис­точникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.
Итак, содержание второй части книги как в зеркале отражает те пласты (уровни) психической деятельности, которые станут объек­том психолого-педагогической работы. В нейропсихологическом кон­тексте конкретные психотехники и процедуры каждого из описы­ваемых уровней коррекции имеют свою специфическую «мишень» воздействия.

Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований го­ловного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимально­го статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушар-ных взаимодействий и их динамических перестроек; 2-го - на стаби­лизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специ­ализации левого и правого полушарий; а 3-го уровня - на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга, что приводит в онтогенезе к за­креплению конролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является Целью и результатом нормального онтогенеза.
Интериоризация предлагаемого материала (только на первый взгляд кажущегося простым и понятным) предполагает скрупулезное освоение базовых постулатов нейропсихологии, не говоря уже о вла­дении принципами системно-эволюционного анализа и непременном обучении у опытных специалистов.

Подчеркнем - у опытных и знающих специалистов, а не у тех, кто где-то когда-то присутствовал на чьих-то обучающих семинарах, а сегодня предлагает вам (если, конечно, вы достаточно платежеспо­собны) за короткий срок сделать из вас волшебников. Вам предстоит помогать страдающим детям и их не менее страдающим родителям. А согласно правилу ЮНЕСКО: «Эксперименты над живыми людьми позволительны только с их полного согласия». Посему, прежде чем начинать обучение, постарайтесь как можно более тщательно выби­рать себе учителей и учебники; одна из ярких примет нашего времени - бездумное «сканирование» малограмотными людьми абсолютно непоня­тых ими идей в эклектичный дайджест под собственным именем.

Последующая упорная практическая отработка накопленных зна­ний, непременно включающая постоянную, подчас даже нелицепри­ятную рефлексию, позволит накопить соответствующий опыт, ис­пользовать свою интуицию и творчество. Ведь очевидно, что методы, содержащиеся в каждой из глав, могут быть расширены и дополнены другими, аналогичными; несколько модифицированы (без утери со­держания) в зависимости от ваших профессиональных интересов, а также исходных возможностей и возраста ребенка.

Для того чтобы на наглядных примерах проиллюстрировать, ка­ким образом могут быть сформированы психолого-педагогические технологии на базе «метода замещающего онтогенеза», в данное из­дание включена третья часть, где представлен ряд дидактических разработок нейропсихологической коррекции и абилитации приме­нительно к конкретному обучающему процессу. Предложенные про­граммы могут быть использованы как трамплин для приобретения вашего индивидуального профессионального почерка; как образцы (раппорты) создания психолого-педагогических технологий. Мы на­деемся, что изложенные в данном пособии идеология и структура психокоррекционного воздействия позволят более эффективно ре­шать задачи, стоящие перед любым профессионалом, работающим над проблемой отклоняющегося развития. Думается, что подготовлен­ный специалист, читающий данную книгу, при необходимости смо­жет не только ассимилировать накопленный нами опыт, но и разви­вать его, используя разработанный алгоритм.

В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность всем, кто стоял у истоков создания метода замещающего онтогенеза: их имена уже упоминались выше в ссылках на литературные ис­точники. Без их ежедневной скрупулезной работы теоретический кон­структ, заложенный в основе данной нейропсихологической техноло­гии, просто не был бы материализован, апробирован и внедрен в практику. Неоценимый вклад в разработку идеологии и научно-прикладной базы метода замещающего онтогенеза внесли канд. психол. наук Л.С. Назарова, В.В. Можайский и В.М. Шегай; а также Н.Д. Бари-нова, Н.А. Иванова, Т.Н. Панина и О.Ю. Михалева, любезно предос­тавившие свои авторские разработки, вошедшие во вторую часть на­стоящего издания.

Введение

Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения процессов развития
Глава 1. Теоретические аспекты
§1. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста
§2. Три функциональных блока мозга (III ФБМ)
§3. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе
Глава 2. Научно-прикладные аспекты

Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза
Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза в коррекционно -абилитационную практику
§1. Коррекция и абилитация функционального статуса лобных отделов мозга (3-й ФБМ)
§2. Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково -корковых и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ)
§3. Коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга
и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ)

Часть II. Комплексна я нейропсихологическая коррекция и абилитация процессов
развития в детском возрасте

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма
Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ)
Глава 1. Дыхательные упражнения
Глава 2. Массаж и самомассаж
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
§1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация
§2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара
§3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ)
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
Глава 2. Зрительный гнозис
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные » представления
§1. Освоение телесного пространства
§2. Освоение внешнего пространства
§3. Пространственные схемы и диктанты
§4. Конструирование и копирование
§5. «Квазипространственные » (логико -грамматические) речевые конструкции
Глава 4. Кинетические процессы
§1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
§2. Графические способности
§3. Последовательность, ряд. Время
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико -фонематические процессы
§1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
§2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух
Глава 6. Мнестические процессы
§1. Тактильная и двигательная память
§2. Зрительная память
§3. Слухо -речевая память
Глава 7. Номинативные процессы

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ)
Глава 1. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
Глава 2. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
Глава 3. Коммуникативные навыки
Глава 4. Причинно -следственные отношения. Последовательность
Глава 5. Произвольное внимание. Синестезии
Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность
и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение

Часть III. Дидактические материалы

Программа 1. (Е.В. Пив оварова)
Курс индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет
Курс групповых занятий с детьми 5-6 лет

Программа 2. (М.В. Евлампиева, Т.Н. Ланина, М.В. Черенк ов)
Курс занятий с детьми 5-10 лет
1. Внимание
2. Дыхательные упражнения
3. Общий двигательный репертуар
4. Игры с мячом
5. Растяжки
6. Глазодвигательный репертуар
7. Базовые сенсомоторные взаимодействия.
8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность
9. Мелкая моторика
10. Соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы
11. Зрительный гнозис
12. Пространственные и «квазипространственные » представления
13. Слуховой гнозис
14. Фонематический слух
15. Память
16. Номинативные процессы
17. Интеллектуальные процессы, обобщающая и смыслообразующая функции речи

Программа 3. (Т.Н. Ланина)
Курс занятий с детьми 4-7 лет
Блок I. Разминка
Блок II. Растяжки рук
Блок III. «Море»
Блок IV. Пальчиковая гимнастика
Блок V. «Глазодвигательный репертуар»
Блок VI. «Артикуляционный праксис
и межсистемные взаимодействия»
Блок VII. Механическая гимнастика для рук
Литература

И коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня нейропсихологическая диагностика и коррекция распространяются на новые практические сферы.

Цели и задачи

И коррекция в детском возрасте направлена на:

  1. Определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей.
  2. Становление и развитие дефицитарных психологических процессов. Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.

Ключевые положения

В работе специалисты опираются на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Программа должна выстраиваться согласно степени развития мозговых процессов. Вектор формирования функций - снизу вверх, слева направо, изнутри наружу. Закономерности процесса интериоризации - базис программы, по которой проводится нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий - уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. В рамках программы должны предусматриваться занятия в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.

Особенности разработки программы

Методы нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка. Для этого проводится системный анализ данных. От особенностей строения высших функций будут зависеть направления работы по обучению при нарушенном развитии. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии с концепцией А. Р. Лурии). Особое внимание уделяется установлению Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.

Развитие познавательной сферы

Ее формирование начинается в первые дни жизни ребенка. В первую очередь маленький человек включается в семейную (домашнюю) жизнь. Здесь он получает огромное количество ощущений: он видит окружающих людей, его кормят, он испытывает разные прикосновения к телу, слышит голоса, шумы и пр. Как известно, в различные возрастные периоды развитие психики детей происходит неравномерно. К примеру, становление двигательных функций наиболее интенсивно в 1,5-2 года. Ребенок в этом возрасте учится управляться с предметами, со своим телом. После 1,5 лет активизируется речевое развитие. У ребенка начинает накапливаться словарный запас, происходит освоение фразовой речи, наступают периоды вопросов и словотворчества. Каждой функции соответствует сенситивный возраст, в котором она развивается наиболее интенсивно. После своего формирования она начинает выступать в качестве основы для становления следующих по сложности психических процессов.

Первый мозговой блок

Он считается энергетическим. Первый блок обеспечивает необходимый тонус нервной системы, способствует поддержанию оптимального состояния бодрствования. Нормальная активность организма возможна только при стабильной его работе. Возникающие нарушения в функциях первого мозгового блока не позволяют ребенку выполнять задания, осуществлять какую-либо деятельность, играть.

Снижение активности

Это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и минимальна. Определяющее значение в таких ситуация будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, - упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.

Информационный мозговой блок

Он отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Зрительные нарушения

Как в таких случаях выполняется нейропсихологическая коррекция в детском возрасте? Упражнения должны быть направлены на опознавание:

  1. Реальных предметов. Если у ребенка есть сложности в их узнавании.
  2. Реалистичных изображений. Ребенок учится определять соответствие между картинкой и предметом.
  3. Зашумленных изображений. После того, как ребенок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки.
  4. Конструирование изображений. В этом случае ребенок учиться узнавать картинку по ее фрагменту.

Расстройства слухового восприятия

В этом случае нейропсихологическая коррекция детей с ЗПР включает в себя задания на различение:

Понимание речи

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребенка учат понимать простые отдельные слова. По просьбе взрослого он дает какую-то картинку или предмет. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции (также - от простых к сложным, двух- или трехступенчатым). В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребенок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.

Тактильные расстройства

Рассмотрим, как в этом случае проводится нейропсихологическая коррекция. В упражнениях, в первую очередь, должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребенок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нем. Ребенок должен четко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.

Развитие памяти

Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребенка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом. Проще говоря, ребенок, который плохо запоминает информацию на слух, может с легкостью по памяти нарисовать 5-6 картинок. Однако зачастую дети не умеют использовать эти способности. Нейропсихологическая коррекция проводится с учетом хронологии развития памяти. Изначально она появляется на людей и события, имеющие эмоциональное значение для ребенка. Так, в первую очередь среди людей он выделяет маму, затем тех, с кем связаны определенные переживания (с кем-то ему нравится играть, кого-то боится). Игровые занятия должны закреплять информацию в памяти - сначала простую, затем сложную. Здесь можно использовать разнообразные стихи, скороговорки, песни и пр.

Нарушение внимания

Оно проявляется во всех сферах активности. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться даже на интересных играх, он отвлекается на любые шумы (ветер за окном, упавший предмет и пр.). Нейропсихологическая коррекция также осуществляется по ходу игры. Сначала специалист наблюдает за ребенком, определяет предметы и игрушки, которые ему интересны. Ими можно привлекать внимание малыша. Далее ребенок учится сосредотачиваться на какой-либо интересной игре кратковременно. Задача здесь состоит в удержании внимания на протяжении нескольких минут. Педагог использует для этого дополнительные стимулы. Далее нейропсихологическая коррекция детей включает в себя занятия по распределению внимания. Так, ребенку предлагают не одну, а несколько игрушек. Он учится взаимодействовать с ними одновременно. В результате игра становится интереснее. Далее задачу можно усложнить: положить несколько игрушек не прямо перед ним, а по разные стороны, увеличив, таким образом, игровое пространство.

Нейропсихологическая коррекция: отзывы

Чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающих условиях, воспринимать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, он должен определять различие и сходство между явлениями и предметами, уметь их классифицировать, прослеживать связь событий. Развитие наглядно-действенного мышления - первая задача, которую ставит нейропсихологическая коррекция. Отзывы специалистов и родителей свидетельствуют о том, что в ходе практических занятий у ребенка происходит:

  1. Осознание функционального назначения различных предметов.
  2. Формирование представлений о различиях и сходствах объектов, их размерах.
  3. Понимание причинно-следственных связей между событиями.

При выполнении заданий на развитие наглядно-образного мышления, как показывают наблюдения, у ребенка формируется понимание соответствия картинки, предмета и слова, его обозначающего. На более сложном уровне он устанавливает связь между иллюстрацией и событием. Те дети, которые не применяют в общении речь, учатся выражать желания с помощью картинок. Например, если ребенку хочется пить, он показывает взрослому изображение чашки, если погулять - иллюстрацию одежды и так далее. Такой способ организации жизни и общения применяется при взаимодействии с аутичными детьми. Кроме этого, ребенок начинает понимать смысл сюжетных картинок и их серий.

Третий мозговой блок

Он отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребенок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.

Межполушарное взаимодействие

Оно имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.

Пальчиковая гимнастика

Зависимость формирования речи ребенка от уровня развития общей моторики доказана экспериментально. Как показывают исследования, если объем движений соответствует возрастному периоду, то способность детей выражать вслух свои мысли также будет в пределах нормы. За счет развития общей и пальчиковой моторики повышается работоспособность коры мозга. Педагог может использовать упражнения, сопровождаемые речью детей, включенные в основную программу логопедических занятий в качестве физкультминуток.

Релаксация

Упражнения на расслабление проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием. Например, они летят на облаке, чувствуют теплый ветерок на своих щеках. Упражнение можно закончить словами: "Ну вот, ветер стал прохладным, и нам захотелось обратно на землю".

Занятие по логоритмике

В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:

  1. Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.
  2. Танец.
  3. Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.
  4. Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.
  5. Песня в сопровождении жестов.
  6. Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.
  7. Разучивание четверостиший с использованием движений.
  8. Логопедическая гимнастика.

Особенности проведения

Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения. Желательно, чтобы все сидели в кругу или расположились полукругом. В этом случае дети будут хорошо видеть педагога, синхронно с ним проговаривать и повторять материал.

Значение занятий

Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе совместных игр становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта. Занятия для дошкольников, таким образом, должны быть разнообразны.

Заключение

Представленная выше программа считается универсальной. На ее основании строится нейропсихологическая профилактика и коррекция большого спектра нарушений: от довольно тяжелых сочетаний расстройств речи, явной задержки умственного развития до изолированных сбоев отдельных процессов. Элементы, которые включены в программу, успешно используются в работе со школьниками, испытывающими сложности при освоении образовательной программы.

Перед началом коррекционно-развивающего занятия необходимо установить начальный уровень развития функций мозга у ребенка. В соответствии с этим следует выбирать тот этап, с которого нужно проводить работу. К примеру, при наличии грубых речевых расстройств целесообразно начать с музыкальных и сенсорных занятий для повышения активности ребенка. При выраженных нарушениях, когда развитие происходит очень медленно, работа может растянуться на несколько лет. В этих случаях, не прекращая занятий по формированию основных функций, нужно уделять внимание применению полученных навыков в жизни.

Если нарушения не очень грубые, следует определить стадии, которые были пройдены ребенком самостоятельно. Работа начинается с последней из них. При соблюдении последовательности программы можно добиться явных положительных результатов.

В последние годы катастрофически падает уровень психологического здоровья детей. Причин тому множество: и ухудшение экологии, и болезни мамы в период беременности, хромосомные нарушения плода, патологии родов, травмы и нейроинфекции в постнатальном периоде, педагогическая запущенность и, как ни странно, опережающее развитие.

За консультацией нейропсихолога часто обращаются родители детей с дефектами речи, задержками развития и перинатальной патологией, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, проблемами поведения и обучения, психосоматическими нарушениями. Кто такой нейропсихолог? Чем он может помочь? Как проходит консультация? Давайте обо всем по порядку.

Нейропсихолог – это не врач, а, чаще всего, клинический психолог, прошедший соответствующее обучение. Детский нейропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ) с их взаимосвязью с работой мозга ребенка (выявляет первопричину различных отклонений в развитии мышления, внимания, памяти, восприятия, организации движений, саморегуляции и поведения, определяет сильные стороны в развитии ВПФ (на которые можно опереться в дальнейшей работе) и разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий).

Диагностика начинается со знакомства психолога с ребенком и его родителями. Пока специалист и ребенок общаются, родителю предлагается заполнить анкету о развитии ребенка (анамнез). Далее ребенку даются специальные задания (пробы), оценивающие состояние его ВПФ: ребенок рисует, решает задачи, запоминает слова, называет картинки в альбоме. Для каждого возраста подбираются соответствующие задания. Диагностика длится от 30 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка. Затем проводится беседа с родителем. Нейропсихологическое обследование проводится с помощью нейропсихологических методов А.Р. Лурия, адаптированных для детского возраста.

Комплексное диагностическое исследование ребенка позволяет выявить общий уровень психофизического развития ребенка, его индивидуальные особенности и потенциальные возможности. Исходя из этого даются рекомендации и разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводятся в игровой форме, соответствуют возрасту ребенку и уровню его психического развития. Чаще всего, в занятиях используется комплексный подход – сочетаются специально подобранные двигательные упражнения (сенсомоторная коррекция) и задания на развитие внимания, мышления, межполушарного взаимодействия…(когнитивная коррекция). Таким образом запускаются механизмы активизации и саморегуляции нервной системы. Один курс нейрокоррекции составляет 20-25 занятий (желательно 2 раза в неделю).

Помощь ребенку не ограничивается только занятиями с нейропсихологом. Родители также обучаются использованию игрового взаимодействия с ребенком, им разъясняют важность соблюдения режима дня, общеукрепляющих процедур. Нейропсихолог может дать рекомендации родителям обратиться к смежным специалистам – неврологу, остеопату, логопеду, психотерапевту. Не следует опасаться таких рекомендаций, таким образом осуществляется комплексный подход к решению сложившейся проблемы.

В конце курса проводится повторная диагностика для того, чтобы сравнить результаты до коррекции и после, посмотреть динамику развития.

Детский мозг необычайно пластичен и при правильном подходе к сложившейся проблеме происходит регресс дефекта (т.е. повышается положительная динамика, исчезают негативные симптомы). Таким образом, нейропсихологический подход позволяет выявить отдельный фактор, препятствующий овладению определенными знаниями и умениями, скорректировать его и повысить адаптацию ребенка в массовом дошкольном/школьном учреждении и семье, и развить его способности.

Специалист ЦНиР
Нейропсихолог, клинический психолог
Хлебникова И.В.

Детский медицинский психолог, нейропсихолог
Окончила МГППУ по специальности психолог, преподаватель психологии.
Дополнительное образование: МГППУ (перинатальный психолог); МИОО – психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста; РНИМУ им. Пирогова (клинический психолог); НИЦ детской нейропсихологии им. Лурия (нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте); Институт кинезиологии – антистрессовая кинезиология.
Основные направления профессиональной деятельности: Нейропсихологическая, патопсихологическая и психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков; Консультации родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.

Ведет занятия и приемы в ЦНИР:

Нейропсихологическая коррекция (групповое занятие, группы 3-5 чел), 60 мин.
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин.
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин.