Главная · Паразиты в организме · Предисловие. Специальная психология Специальная психология как психологическая практика. Аномальный ребенок в структуре общества

Предисловие. Специальная психология Специальная психология как психологическая практика. Аномальный ребенок в структуре общества

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
1.2. Общие и специфические закономерности психического развития
1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
ГЛАВА 2. УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
2.2. История психологопедагогического изучения умственно отсталых детей
2.3. Социальнопедагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
Моторика
Внимание
Интересы
Восприятие
Память
Мышление
Речь
Личность умственно отсталого ребенка
Деятельность
Мотивационнопотребностная сфера
Самооценка и уровень притязаний
2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Определение. Причины. Классификация
3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
Сенсорноперцептивные функции
Особенности моторики
Внимание
Память
Особенности мышления
Особенности речевого развития
Игровая деятельность
Особенности эмоциональной сферы
3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
Особенности внимания
Восприятие
Память
Мышление
Особенности речевого развития
Особенности эмоциональноволевой сферы и личности
ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии
Методы сурдопсихологии
Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии
4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
Социальнопедагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни
4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
4.5. Жестовая речь глухих
4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей
4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения
5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
Деятельность при нарушениях зрения
Внимание при нарушениях зрения
5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
5.7. Осязание
5.8. Представления
5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
5.10. Память
Узнавание наглядного материала
Непроизвольное запоминание наглядного материала
Вербальная память
Отсроченное воспроизведение
Запоминание рассказов
5.11. Мышление детей с недостатками зрения
Нагляднодейственное мышление
Нагляднообразное мышление
Понятийное (словеснологическое) мышление
Мыслительные операции
5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов внешнего мира при глубоких поражениях зрения
Формирование зрительных образов внешнего мира на основе остаточного и нарушенного зрения при слепоте и слабовидении
5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
5.15. Эмоциональноволевая сфера при нарушениях зрения.
Особенности эмоций и чувств у слепых
Эмоциональные состояния
Воля слепых
5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
6.1. Определение, этиология, основные формы
6.2. Психическое развитие при детском церебральном параличе
6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
8.1. Направления практического применения психологических исследований
8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Введение 3
1. Основные этапы биографии В.И. Лубовского 4
2. Идеи В.И. Лубовского в области олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта 5
Заключение 9
Список литературы 10

Введение

Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.
В основе олигофренопедагогики лежат те же источники, что и в общей педагогике. Поэтому своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, равно как и дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов.
У истоков отечественной олигофренопедагогики в сотрудничестве с педагогами стояли такие врачи и физиологи. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А. Власовой, Л.. Выготского, А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Ф.М. Новика, Г.Я. Трошина и др. Большой вклад в разработку основ обучения и воспитания умственно отсталых детей и изучение психологии детей с нарушениями интеллекта внес В.И. Лубовский.
Цель работы – изучить вклад научно-педагогической деятельности В.И. Лубовского в развитие олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта.
1.
2. Основные этапы биографии В.И. Лубовского
Лубовский Владимир Иванович - российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета». После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский институт инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1951 г.
С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. - заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического факультета МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был главным редактором журнала «Дефектология».
Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов («Динамика развития детей-олигофренов», 1963; «Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии», 1978).
В работах В.И. Лубовского исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии («Дети с задержкой психического развития», 1984). В связи с этим В.И. Лубовским ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ («Обучение детей с задержкой развития», 1981).

Москва, Академия, 2003 год.
Общие проблемы специальной психологии.
Предмет, задачи и методы специальной психологии.
Общие и специфические закономерности психического развития.
Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.
Умственно отсталые дети.
Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей.
Социально-педагогические условия жизни умствен отсталых детей на современном этапе развития общества.
Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
Умственно отсталые дети со сложным дефектом.
Задержка психического развития.
Определение. Причины. Классификация.
Задержка психического развития в дошкольном возрасте.
Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
Дети с нарушениями слуха.
Сурдопсихология как раздел специальной психологии.
Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха.
Предмет и задачи сурдопсихологии.
Методы сурдопсихологии.
Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии.
Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте.
Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка.
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни.
Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте.
Жестовая речь глухих.
Особенности психического развития слабослышащих детей.
Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития.
Дети с нарушениями зрения.
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих.
Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста.
Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения.
Деятельность и внимание при дефектах зрения.
Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.
Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения.
Осязание.
Представления.
Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.
Память.
Мышление детей с недостатками зрения.
Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения.
Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения.
Речь и общение при нарушениях зрения.
Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения.
Дети с церебральным параличом.
Определение, этиология, основные формы.
Психическое развитие при детском церебральном параличе.
Олигофрения у детей с церебральным параличом.
Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
Слепоглухие дети.
Прикладные проблемы специальной психологии.
Направления практического применения психоло-.
гических исследований.
Адаптация. Коррекция и компенсация функций.
Психодиагностика нарушений развития у детей.
Психологическая служба в специальных (коррекционных).
образовательных учреждениях.

В монографии рассматриваются теория и практика психологической диагностики нарушений психического развития. Представленные в книге методики особо значимы для своевременного выявления причин трудности в учении и недостатков поведения школьников; они также позволяют наметить пути коррекции развития аномальных детей.

Для дефектологов и психологов.

Предисловие

Реализация программных установок XXVII съезда КПСС и постановления февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС требует подъема системы народного образования на качественно новый уровень, в том числе и системы специальных школ и дошкольных учреждений. В ближайшее время специальным детским учреждениям предстоит совершенствовать подготовку аномальных детей к школе, переходить (по крайней мере, частично) к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста. Решение этих задач требует не только более тонкой дифференциации специальных учреждений и такого комплектования, при котором создаются оптимальные условия для обучения детей каждой категории аномального развития, но также выявления нарушений развития в более ранние сроки, чем это делается сейчас. Это, в свою очередь, требует улучшения отбора детей в различные специальные детские сады и школы, т. е. усовершенствования диагностики.

Существующая система отбора практически обеспечивает достаточно надежную диагностику выраженных нарушений развития, однако не может быть признана совершенной. Одним из наиболее слабых звеньев этой системы является психологическое обследование. Ограниченность диагностических возможностей такого обследования определяется, во-первых, почти полным отсутствием методик, специально созданных или приспособленных для выявления и дифференциации нарушений развития психики при различных аномалиях. Во-вторых, сама процедура психологического обследования ребенка (как, впрочем, и остальных разделов обследования) в достаточной мере не разработана, нет правил и рекомендаций, которым можно следовать, отсутствует единообразие в ее организации и проведении. В-третьих, психолог хотя и предусмотрен в качестве члена медико-педагогической комиссии, но привлекается к ее работе не всегда, а психологические методики и психологические данные широко используются членами этих комиссий, поскольку без таковых обойтись невозможно.

Лубовский Владимир Иванович, 14.12.1923 - 09.11.2017

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор дефектологического факультета Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ. Член диссертационного совета при МГППУ.

Член редакционного совета журналов «Культурно-историческая психология», «Клиническая и специальная психология».

После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский институт инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии факультета философии МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1951 г.

В 1975 г. защитил докторскую диссертацию.

С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. - заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО.

В 1992 г. возглавил лабораторию психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО.

С 1970 по 1984 г. был главным редактором журнала «Дефектология».

В 1985 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1989 г. - действительным членом АПН СССР, с 1993 г. - академик РАО.

Сфера научных интересов:

  • теоретические основы специальной психологии
  • психологическая диагностика
  • диагностика нарушений развития у детей
  • особенности психического развития детей с интеллектуальными нарушениями

Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов.

Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

В.И. Лубовский активно участвует в разработке специальной терминологии как для теоретических нужд специальной психологии, так и с целью знакомства широкой общественности с научной и практической работой в этой сфере.

Наиболее значительные публикации:

  • Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
  • Terminology of Special Education. - UNESCO, 1977.
  • Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., 1978.
  • Обучение детей с задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М., 1981.
  • Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR // Prospects, 1981, Vol. 11 (4).
  • Власова Т.А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
  • Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  • Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1995, № 1.
  • Лубовский В. И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии, 1996, № 6.
  • Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология, 2006, № 3.
  • Басилова Т. А., Валявко С. М., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Лонина В. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учебное пособие. 6-е издание. - М., 2009.

Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета».