Главная · Паразиты в организме · Лётчик Гулаев. Гулаев николай дмитриевич

Лётчик Гулаев. Гулаев николай дмитриевич

Лётные лики

Н.Д. Гулаев - лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, третий из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной, генерал-полковник авиации.

Родился 26 февраля 1918-го в Аксае Ростовской области. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.

В 1938-м вступил в РККА. В 1940-м окончил Сталинградское авиаучилище, затем служил в авиации ПВО.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го ИАП (205-я истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву присвоено 28 сентября 1943-го за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.

В начале 1944-го Гулаев становится комэском. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Airacobra Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Н.Д. Гулаевым.

Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го ИАП (205-я истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я воздушная армия,2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д. Гулаев удостоен 1 июля 1944-го за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и три - в группе.

Записки на полях: В 1944-м были обнародованы указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Н.Д. Гулаева третьей «Золотой Звездой», а также ряда лётчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград - по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения наград. Данные указы были аннулированы. У ведомого Гулаева С.З. Букчина - иная версия этой истории. По ней никакого указа о присвоении третьей звезды не было, а дебош был совсем по другой причине.

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях сбил лично на И-16, Як-1 (?) и Аэрокобре 57 самолётов противника и 4 - в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. В 1950-м окончил ВВА им. Жуковского, а в 1960-м - Военную академию Генерального штаба. С 1955-го в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле. С 1979-го генерал-полковник авиации Н.Д. Гулаев в отставке.

Жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Бронзовый бюст дважды Героя установлен в Аксае Ростовской области. Мемориальная доска установлена в Ярославле на доме, где он жил. Его именем названа улица в Аксае и детский оздоровительный лагерь ВВС в Анапе.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя ордена Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя ордена Красной Звезды, зарубежными орденами и медалями.

/Про Гулаева много интересного рассказывали...
Говорят, когда его к 3-й звезде представляли, то в начале 1945-го они в гостинице "Москва" отметелили югославскую делегацию. Мол, приехали на награждение, пошли отмечать. Возвращаются, а им, извиняйте, мол, номера ваши заняты, пожалте в другие... Ну и кроме югославов патрулям комендантским досталось. Дошло до Сталина, дело-то подсудное. Тот решил: уголовное дело закрыть, представления отозвать, всех отправить на прежние должности на фронт - пусть дерутся на фронте...

Сбил он, уверяют, больше самолётов противника, тоже друзьям записывал свои трофеи...
Молвят, что после войны для политработников была мука, когда приходилось просить его выступать, рассказывая о героических эпизодах.Потому как матершинник был страшный. Сперва-то ничего, начинал справно, как в "Красной звезде". А потом увлекался: "И тут как я его йоппнул!, бля, нах" и т.д. и т.п...

А умер, рассказывают, когда запрыгивал в автобус, чтоб ехать в Сочи, на отдых в санаторий им. Фабрициуса... Сердце остановилось. Мгновенно...

Словом, колоритный был мужик... Данные, естественно, не из архивов - из всемирной сети Инета, из застольных разговоров ветеранов-авиаторов. Потому и не включил в основную часть. Но всё же решил довести до вашего сведения... За что купил - за то и продаю:-))/

ГУЛАЕВ Николай Дмитриевич (26 февраля 1918, станица Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского, ныне город Аксай Ростовской области — 27 сентября 1985, Москва) — лётчик, дважды Герой Советского Союза(1943, 1944), генерал-полковник авиации(1972). В феврале 1955 — сентябре 1958 — командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО(город Ярославль).

Родился в семье донского казака. Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в станице Аксайской, в 1935 году — школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935—1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка(в Западном особом военном округе).

В июне 1941 — лётчик 162-го истребительного авиационного полка(Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку(город Кузнецк Пензенской области). В апреле-августе 1942 — командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, в августе-октябре 1942 — командир звена 487-го истребительного авиационного полка ПВО. На истребителях МиГ-3 и Як-7Б участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО. В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрильи при 3-й запасной авиационной бригаде(город Саратов).

В мае 1943 — августе 1944 — заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го(с октября 1943 — 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка(205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия). Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Львовско-Сандомирской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково(Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. Всего за время войны совершил 205 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-7Б, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55(один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали« Золотая Звезда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан Гулаев Николай Дмитриевич награждён второй медалью« Золотая Звезда».

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию(Монино). В 1950—1951 — командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов(город Таганрог Ростовской области). С 1951 — старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне-декабре 1952 — старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В 1952—1955 — старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны. В феврале 1955 — сентябре 1958 — командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО(город Ярославль).

В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 — декабре 1963 — командир 15-й дивизии ПВО(город Самарканд, Узбекистан), в декабре 1963 — ноябре 1966 — командир 2-го корпуса ПВО(город Ржев ныне Тверской области). С ноября 1966 — 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 — ноябре 1974 — командующий 10-й отдельной армией ПВО(город Архангельск).

В 1974—1976 — заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в 1976—1979 — помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев — в запасе.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва(1971−1975).

Награждён двумя орденами Ленина(28.09.1943; 8.10.1943), орденом Октябрьской Революции(4.03.1975), 4 орденами Красного Знамени(15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени(22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды(22.02.1955; 26.10.1955), медалью« За боевые заслуги»(20.06.1949), другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 2-й степени, иностранными медалями.

Бронзовый бюст Н. Д. Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москве, Архангельске и Ярославле на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапе Краснодарского края.


Гулаев Николай Дмитриевич
Родился: 26 февраля 1918
Умер: 27 сентября 1985 (67 лет)

Биография

Николай Дмитриевич Гулаев (1918-1985) - лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, третий из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации.

До войны

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.

Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.

В 1938 году вступил в РККА. В 1940 году окончил Сталинградское авиационное училище, затем служил в авиации ПВО.

Война

Николай Гулаев в кабине своей «Аэрокобры»

На фронтах Великой Отечественной войны - с августа 1942 года. Лётчик-истребитель старший лейтенант Н. Д. Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.

В начале 1944 года Н. Д. Гулаев становится командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.

Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н. Д. Гулаев удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.

В 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Н. Д. Гулаева третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения наград. Данные указы были аннулированы. У ведомого Гулаева - Букчина С. З. другая версия этой истории. По ней никакого указа о присвоении третьей звезды не было, а дебош был совсем по другой причине.

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях сбил лично 55 самолётов противника и 5 - в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов (первый - И. Н. Кожедуб - 64 лично сбитых самолётов; второй - Г. А. Речкалов - 61 лично сбитый самолёт).

После войны

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С 1955 года в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле. С 1966 года по 1974 год в звании генерал-полковника командовал 10-й армией ПВО, в это время жил и служил в городе Архангельске. На доме, где он жил в Архангельске, установлена мемориальная доска.

С 1979 года генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев в отставке.
Жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года.

Награды

Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
Два ордена Ленина
Орден Октябрьской Революции
Четыре ордена Красного Знамени
Два ордена Отечественной войны I степени
Два ордена Красной Звезды
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За взятие Вены»
Медаль «За освобождение Праги»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Медаль «За безупречную службу» I степени
Иностранные награды:
Орден Тудора Владимиреску II степени (СРР)
Медаль «30 лет Болгарской Народной Армии» (НРБ)
Медаль «30 лет Победы над фашистской Германией» (НРБ)
Медаль «За укрепление дружбы по оружию» (ЧССР)

Память

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н. Д. Гулаева установлен в городе Аксае Ростовской области.

Дважды Герой Советского Союза Гулаев Николай Дмтриевич

Историки военного искусства называют Гулаева «лучшим лётчиком-снайпером двадцатого столетия», дотошно высчитав, что на 57 лично сбитых самолётов врага он затратил 69 воздушных схваток (эффективность - 0,82). У Кожедуба она составила 0,51, а у разрекламированного немецкого аса Хартмана - 0,4. Другое достижение Гулаева останется незыблемым, видимо, навсегда: 42 победы подряд в 42 боях. По свидетельствам сослуживцев, фактических побед у него значительно больше, но он «раздарил» их семейным товарищам, дети которых голодали в тылу: ведь за сбитые самолёты врага тогда неплохо платили. Приземлившись после результативного боя, он порой говорил: «Запишите сбитого фашиста на счёт моего ведомого, это он его уничтожил».

Родился Н.Д. Гулаев в 1918 году в станице Аксайской под Ростовом, работал слесарем на одном из ростовских заводов, учился в аэроклубе, перед войной окончил Сталинградское авиационное училище.

Первый же его боевой вылет 3 августа 1942 года под Сталинградом был нестандартным. Вылетев без приказа (его подначил на это механик), Гулаев в ночном бою с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик «Хе-111». Прибывший на аэродром генерал сказал: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде». Примерно на таких контрастах продолжалась и его дальнейшая фронтовая биография.

Лётчик-истребитель старший лейтенант Н.Д. Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода. Вот несколько эпизодов. В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Разогнав самолёт на малой высоте и приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго «Юнкерса» открыл огонь, но Гулаев сбил и его. Он пытался атаковать третий самолёт врага, но кончились патроны, и наш лётчик решился на таран. Левым крылом своего «Як-1» он ударил по правой плоскости «Юнкерса», и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края в расположении нашей стрелковой дивизии. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание.

В начале июля 1943 года четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала группу из 100 (!) самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

Ровно через месяц, после краткого инструктажа, он впервые вылетел на «Аэрокобре» и уничтожил вражеский бомбардировщик, через два дня мощной очередью по кабине сбил «Ю-88», назавтра - двух «Ме-109», 29 октября - ещё одного «мессера», а закончил месяц, сбив модифицированный «Хе-111» с усиленным вооружением и бронированием. В составе 27-го авиаполка он в течение года добился выдающихся побед в воздушных боях. Трижды Гулаев одерживал по 4 победы в день, ещё дважды уничтожал по 3 самолёта, а в семи боях делал дубль. На его счету в числе 57 сбитых самолётов - 9 двухмоторных бомбардировщиков, 5 «рам» («Фокке-Вульф-189»), 15 пикировщиков «Юнкерс-87». Столь весомый расклад трофеев абсолютно не характерен для лётчиков фронтовой авиации, список побед которых составляли главным образом истребители. При этом надо помнить, что Гулаев почти никогда не находился в режиме «свободной охоты», позволявшей заметно увеличить счёт побед. В его задачу входило, как правило, прикрытие наземных целей: аэродромов, переправ и железнодорожных узлов.

28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Н.Д. Гулаеву за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года он стал командиром эскадрильи. В одном из боёв над рекой Прут Гулаев во главе 6 истребителей «P-39» атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично им!

30 мая над Скулянами Гулаев сбил 4 самолёта за один день. «Ю-87» и «Ме-109» он уничтожил в одной атаке своим фирменным приёмом: после смертоносной очереди по «Юнкерсу» резко развернув «кобру» навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьёзно ранен в правую руку. Сконцентрировав все силы и волю, лётчик сумел привести истребитель на аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Пришёл в себя только в госпитале, после операции. 1 июля 1944 года гвардии капитан Н.Д. Гулаев удостоился звания дважды Героя Советского союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолета противника лично и 3 - в группе.

О второй Золотой Звезде Николай Дмитриевич узнал после очередного приземления из боевого вылета. Радостные однополчане потребовали обмытия награды: мол, спирт будет наш, а закуска с тебя. Но где же взять достойные деликатесы? Гулаев говорит: «Я хряка привезу». Оказывается, он видел с воздуха, где пасутся свиньи. Ас Гулаев подлетел к деревне, посадил самолёт между сараями, нашёл хозяйку, которая обрадовалась деньгам. Хряка погрузили в бомболюк, и самолёт чудом оторвался от земли: слишком уж мало места было между сарайчиками. В небе хряк начал вести себя неспокойно, самолет кренило то в одну сторону, то в другую, но штурмовик приземлился на родном аэродроме. Обмывали Золотую Звезду всем полком.

Однажды в очень непростом бою Гулаеву удалось сбить истребитель-разведчик, ежедневно круживший над нашими позициями. Выбросившегося с парашютом немецкого пилота доставили в штаб. Им оказался полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. На допросе тот сказал: «Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал...» Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, «русского медведя», а перед ним стоял молодой невысокий человек (у Гулаева было прозвище «Колобок»).

Командование ВВС летом 1944 года приняло решение об отзыве лучших асов с фронта, чтоб сохранить цвет нашей авиации и дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии. Когда Гулаев понял, что его рапорты об оставлении в действующей армии бесполезны, то попросил дать ему три дня на последние боевые вылеты. И три дня подряд - 10, 11, 12 августа - методично сбивал по «Фокке-Вульфу».

По сравнению с публичной славой Кожедуба и Покрышкина вокруг Гулаева, можно сказать, стояла тишина. Помимо элементарной зависти к герою было ещё одно обстоятельство, способствовавшее прижизненному его забвению. В 1944 году его представили к третьей Золотой Звезде Героя Советского Союза. В «Известиях» был опубликован Указ, и Гулаев с другими награждаемыми прибыл в Москву. За день до церемонии он зашёл в ресторан гостиницы «Москва» позднее своих товарищей, и места для него не оказалось. Там уже восседали представители военной делегации Румынии, длительное время воевавшей на стороне Гитлера. Услышав от администратора, что «вам места пока нет», Гулаев вспылил: «Как это нет? Моим врагам есть, а Герою Советского Союза - нет?!..» Смолчали бы новоиспечённые союзники, глядишь - всё бы и обошлось. Но кто-то из них на отчётливом русском бросил оскорбительную для героя фразу. И тут же от сильного удара отлетел в угол фойе. На шум прибежали товарищи, открылась пальба, зазвенели люстры, за «пресмыкательство» досталось от лётчиков и администрации ресторана. О международном скандале доложили Сталину. Резюме вождя было таким: «Немедленно отправить в часть. И пусть молит Бога, что так легко отделался. Храбрый какой, устраивает международные разборки у ворот Кремля». Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении был аннулирован.

После войны Николай Дмитриевич одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году он окончил академию имени Жуковского, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в войсках ПВО страны, в том числе командовал Ржевским корпусом, а затем, уже в звании генерал-полковника авиации, был командующим 10-й армией ПВО в Архангельске.

Гулаев хорошо знал Владимира Высоцкого, тот по приглашению командующего выступал в 1968 году в армейском Доме офицеров в Архангельске, что очень не одобрили большие люди в партийной власти. Есть версия, что свои знаменитые песни «Смерть истребителя (Я - Як-истребитель…)» и «Песня лётчика (Их - восемь, нас - двое…)» Высоцкий написал после встреч и разговоров с истребителем-асом Гулаевым.

На Севере произошел ещё один скандальный случай, повлиявший на карьеру Николая Дмитриевича. Норвежские погранслужбы нажаловались на Гулаева, что он якобы охотился на белых медведей на их территории, используя боевые вертолёты. После этой кляузы Гулаев был переведён в Москву на штабную работу, затем отправлен в отставку, очень переживал по этому поводу и прожил после этого довольно недолго.

Бронзовый бюст героя установлен на его родине в городе Аксае, мемориальные доски - в Ростове-на-Дону, Ярославле и Архангельске. Настало время увековечить память о дважды Герое Советского Союза Николае Дмитриевиче Гулаеве и в городе воинской славы Ржеве, где он командовал 32-м корпусом ПВО.

Гулаев Николай Дмитриевич (1918-1985).

Военный летчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.
Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.
В 1938 году вступил в РККА.
В 1940 году окончил Сталинградское авиационное училище, затем служил в авиации ПВО.
На фронтах Великой Отечественной войны — с августа 1942 года. Лётчик-истребитель старший лейтенант Н.Д.Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.
В начале 1944 года Н.Д.Гулаев становится командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.
Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д.Гулаев удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.
В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях сбил лично 57 самолётов противника и 4 — в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов (первый — И.Н.Кожедуб — 62 лично сбитых самолёта; второй — А.И.Покрышкин — 59 лично сбитых самолётов).
После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.
В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского , а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба.
С 1955 года в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле.
С 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев в отставке.

Награды:
-две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-орден Октябрьской Революции;
-четыре ордена Красного Знамени;
-два ордена Отечественной войны 1-й степени;
-два ордена Красной Звезды.

Н.Д.Гулаев в кабине своего истребителя Р-39.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Гулаев Николай Дмитриевич.

Список источников:
Гулаев, Николай Дмитриевич. Cайт «Герои Страны».
В.Печорский. Ас из первой десятки.