Главная · Паразиты в организме · III. Гигиенические требования к уроку

III. Гигиенические требования к уроку

Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

  • обеспечение на уроке условий для правильного функционирования организма - важный фактор здоровьесбережения учащихся;
  • нормальное протекание физиологических процессов является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
Рассмотрим основные из этих требований.

1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

VII . Оценка санитарно – гигиенических условий урока.

    Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

    Соответствие мебели возрасту учащихся.

    Уровень освещенности, чистота помещений.

    Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей.

    Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

    Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

    Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

    Наличие отвлекающего то темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

    Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

Общие выводы по уроку.

    Оценка самоанализа.

    Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

    Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

    Недостатки урока, диагностика причин, недостатков, конкретные предложения по их устранению.

Данные наблюдений заносятся в тетрадь посещений (для каждого учителя в отдельности) по следующей форме:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Отводятся 3 листа для обобщения записей:

1-ый лист – «Плюсы в работе»

2-ой лист – «Над чем надо работать»

Полный анализ урока (пример)

    Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.

    Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

    Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).

    Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

    Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).

    Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.

    Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

    Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

    Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме «Обращение. Знаки препинания при нем». Учит работать с текстом, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.

    Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

    Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

    Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

    Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).

    Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

    В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

    Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов.

    Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.

    Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.

    Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

В наше время все больше руководителей образовательных учреждений осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Специфика оценки успешности работы школы, ее руководства и отдельных педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении выделить необходимые аспекты в привычных позициях экспертизы. Подчеркну, что предлагаемые критерии оценки урока являются для вас лишь ориентирами. Полновесную психолого-педагогическую экспертизу урока должны проводить специалисты, обученные такой работе и владеющие необходимым диагностическим инструментарием.

Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария - эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7–10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог - тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

Отсутствие времени на вопросы учащихся;

Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Поскольку посещение урока руководством - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ - сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Руководителю любого уровня - тем более самого высокого - необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...

1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, поведение детей и учителей), что сделанные заключения в немалой степени касаются не оцениваемых показателей, а психологической готовности класса и учителя к демонстрации своих достижений. «Эффект присутствия» смещает результаты как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому не стройте иллюзий или устанавливайте в классе вместо себя скрытую камеру!

2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока - и воздушная, и эмоционально-психологическая - это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.

Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.

Задавайте «открытые» вопросы («зачем?», «почему?») - и несколько «открытий» вам обеспечено !

4. Фиксируя психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога, не забывайте о собственном выражении лица и целях своего визита на урок: или вы «педагогическое ГАИ», больше всего заинтересованное в назначении штрафных санкций, или опытный советчик, помогающий получить обратную связь и избежать ошибок в работе своих коллег.

Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

5. Проверяя, как заботятся о здоровье учащихся педагоги, искренно поинтересуйтесь, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Напомните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!» И не забывайте о собственном здоровье!

Методика оценки урока с точки зрения сохранения здоровья учеников

Позиции, по которым идет оценка

Степень трудности предмета учтена при составлении расписания

Режим проветривания соблюдается

Температурный режим соблюдается

Продолжительность урока соответствует возрасту

Стиль общения

Либеральный

Демократичный

Психотравмирующие ситуации на уроке

Позиция учителя

Взрослый

Родитель

Физкультпаузы

Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости

Отмечена усталость

Положительный эмоциональный настрой

Оценка результатов:

7-10 баллов – высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;

4-6 баллов – средний уровень;

  • Публичный отчет моу «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» за 2012-2013 учебный

    Публичный отчет

    ... позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик ... язык 3 3 Алгебра и начала анализа 2 2 Геометрия 1 1 Информатика... уроки : 1-й урок ... и проведении гимназических... здоровьесбережению ... подготовке ... виде ...

  • Анализ работы мбоу «старицкая средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год

    Документ

    3 ступень Виды заболеваний Количество учащихся... уроки , аспектный анализ уроков ... проведения Г(И)А. Информационные источники по подготовке к Г(И)А» (РМО учителей математики) - Куденко Н.М.: «Подготовка к Г(И)А на уроках ... позиции здоровьесбережения ... методике ...

  • Уроков. Технология анализа урока

    Урок

    Принципах здоровьесбережения . Причин... анализа »; б) «по следам анализа », наращивания, преобразования; в) с предварительной подготовкой ... содержанием и методикой урока . Так... проведения этого вида работы на уроке ... социальной личностной позиции . уроки развития...

  • Основные гигиенические требования к организации и проведению урока.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Основные гигиенические требования к организации и проведению урока.
    Рубрика (тематическая категория) Медицина

    В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста͵ контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

    Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и в связи с этим проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

    1. Учётпродолжительности активного внимания учащихся данного возраста соответствует продолжительности усвоения нового учебного материала (6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

    2. Доступность ипоследовательность излагаемого учебного материала;

    3. Чередование различных видов деятельностии отдыха .

    В ходе комбинированного урока крайне важно чередовать различные виды деятельности (практическая работа͵ рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа͵ доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа͵ продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления нужно изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределœению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, крайне важно переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

    Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др.
    Размещено на реф.рф
    Важно заметить, что для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

    4. Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических) .

    5. Утомление и переутомление учащихся

    Различают два типа утомления. Первый тип – компенсированное утомление (скрытое утомление). Это преодолеваемое утомление, при котором сохраняется работоспособность благодаря волевым усилиям человека. Второй тип – некомпенсированное утомление , развивающееся вслед за компенсированным утомлением. Главным его признаком является резкое снижение работоспособности. В значительной степени оно проявляется в конце уроков, учебного года. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается в нервных центрах коры головного мозга вследствие дефицита в них медиатора (норадреналина, серотонина и др.) и проявляется субъективным чувством усталости. При утомлении в нейронах коры больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения.

    Учителю нужно помнить, что утомление учащихся приводит к снижению не только работоспособности, но и дисциплины в классе. По этой причине его крайне важно предупредить. В этой связи важно своевременно использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья ребенка.

    У школьников подвижного (сангвиников) и смешанного типов ВНД утомление протекает в течение двух стадий (фаз).

    Первая фаза утомления характеризуется ослаблением торможения, повышением возбудимости нейронов коры (по И.П. Павлову это ʼʼохранительное возбуждениеʼʼ). У учащихся появляется двигательное беспокойство, нарушается дисциплина, снижается качество, скорость и точность выполняемых заданий, Эту стадию можно снять, уменьшив учебную нагрузку. Вместе с тем, нужно переключить учащихся на другой вид деятельности: перейти от лекционной формы изложения к беседе, от беседы к графической работе, опросу учащихся, тестовым заданиям и др.
    Размещено на реф.рф
    В случае если двигательное беспокойство и возбудимость учащихся не ликвидированы и учитель заставляет учащихся интенсивно работать, повышает голос, то развивается вторая стадия утомления. Задача же учителя – не пропустить даже первые признаки утомления и предотвратить его развитие.

    Втора фаза утомления у подвижного типа детей характеризуется усилением торможения нейронов коры головного мозга и ослаблением возбуждения (по И.П. Павлову - ϶ᴛᴏ ʼʼохранительное торможениеʼʼ). Она наблюдается у младших и средних по возрасту школьников. Учащиеся же старшей школы могут продолжать работу, поскольку у них развиты самоконтроль и самосознание. Ввиду вышесказанного признаки начального и последующего утомления у них бывают внешне не выражены. Во время второй фазы утомления дети становятся равнодушными, не реагируют на замечания учителя, его не слышат. Утомление второй фазы можно снять только в процессе отдыха на перерыве. По этой причине учителю важно своевременно заметить первые признаки утомления на уроке, возникающие в первой его фазе.

    Для учащихся младших классов характерны свои особенности утомления. Как известно, у детей первого класса нет навыков письма, игры на инструменте. Процесс овладения письмом, игрой на инструменте осуществляется мелкими червеобразными мышцами кисти, которые у детей 6–8 лет слабо развиты. Во время же письма, игры на музыкальном инструменте, движения большого пальца объединяются с движениями указательного и среднего. Такая деятельность кисти у ребенка 7 лет еще не установилась, а нервные центры, которые управляют этими движениями, работают с большим напряжением и быстро утомляются. По этой причине максимальная продолжительность непрерывного письма для детей 1-го класса – 10 минут, а для учащихся 8–11 классов – 25 –30 мин. Далее нужно прейти к другому виду деятельности. Аналогичным образом должна регламентироваться и продолжительность игры на инструменте.

    Учителю также следует помнить, что у младших школьников сильно выражена двигательная доминанта. Длительное торможение учителœем этой доминанты во время урока вызывает у детей значительное утомление. К примеру, долгое сидение вызывает у младших школьников утомление соответствующих нервных центров коры головного мозга, отвечающих за сокращения мышц спины, шеи, предплечья, кисти и т.д. По этой причине младшим школьникам нужно давать возможность активно двигаться на перерывах, лучше на свежем воздухе в теплое время года под присмотром дежурного учителя. На занятиях нужно переключение на другой вид деятельности. К примеру, на уроке музыки чередуют следующие формы работы: пение, слушание музыки и рисование, музыкальный диктант, танцевальные движения под музыку и др.

    Переутомление - ϶ᴛᴏ продолжительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма и требующее длительного отдыха. Переутомление проявляется в нарушении психических функций. При переутомлении у школьников наблюдается раздражительность, ослабление психофизиологических процессов – внимания, мышления, памяти. Часто проявляются головная боль, расстройство сна, потеря аппетита͵ снижение зрения, раздражительность, плаксивость и т. д. При переутомлении необходимы длительный отдых, соблюдение строгого режима в школе и дома.

    Основные гигиенические требования к организации и проведению урока. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные гигиенические требования к организации и проведению урока." 2017, 2018.

    Таблица 4.4.

    Гигиенические критерии рациональной организации урока

    Факторы урока

    Уровни гигиенической рациональности урока

    «рациональный»

    «нерациональный»

    Плотность урока

    Не менее 60%

    и не более 75-80%

    Количество видов учебной деятельности

    Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

    Для 1-4 классов:

    не более 7-10 минут;

    Для 5-11 классов:

    10-15 минут

    более 15 минут

    Частота чередования различных видов учебной деятельности

    Смена не позже чем через:

    7-10 минут (1-4 классы);

    10-15 минут (5-11 классы)

    смена через 15-20 минут

    Количество видов преподавания

    не менее 3

    Чередование видов преподавания

    чередование

    видов преподавания

    не чередуется

    Наличие эмоциональных разрядок (количество

    Место и длительность применения ТСО

    В соответствии с гигиеническими нормами٭

    В произвольной форме

    Чередование позы

    позы чередуются в соответствии с видом работы; учитель наблюдает за посадкой учащихся

    частые несоответствия позы виду работы; поза не контролируется учителем

    Таблица 4.5.

    Продолжительность непрерывного применения технических средств

    обучения на уроках

    Непрерывная длительность (мин.), не более

    Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

    Просмотр телепередач

    Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

    Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

    Прослушивание аудиозаписи

    Прослушивание аудиозаписи в наушниках

    Требования к компьютерным средствам обучения (ТСО):

      Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам

    – яркость - не менее 35 кд/м 2 и не более 120 кд/м 2 ;

    – отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости - не более ±20%.

      Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).

      В оформлении электронных страниц КСО следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне. При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне. Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев.

      Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 1–4 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.6.

    Таблица 4.6.

    Объем текста единовременного прочтения, количество знаков, не более

    Кегль шрифта, пункты, не менее

    Высота прописной буквы, мм не менее

    Группа шрифтов (примеры гарнитур)*

    рубленые (Arial, Verdana, Helvetica и т.п)

    Рубленые

    или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

    Рубленые

    Рубленые

    рубленые или с засечками

    Рубленые

    Рубленые

    *Следует применять гарнитуры, разработанные иди адаптированные

    к использованию для предъявления информации на экране дисплея

      Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.

      Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,3 мм.

      Кегль шрифта в таблицах должен быть не менее 10 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,5 мм, с возможным выводом одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы. На отдельных электронных страницах кегль шрифта в ячейках должен быть не менее 12 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 3 мм. Расстояние между колонками текста в таблице должно быть не менее 12 мм.

      Шрифтовое оформление словарной части КСО должно соответствовать параметрам, изложенным в таблице.

      Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:

      узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;

      более четырех различных цветов на одной электронной странице;

      красный фон;

      «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.

      В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний, кроме узкого и курсивного. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

      Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц КСО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.

      Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий для учащихся, занимающихся в первую смену – 16 часов, для обучающихся во вторую смену – 9 часов. Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Физиологически оптимально, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5–2-часового пребывания на свежем воздухе. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: для учащихся 2-3 классов до 1,5 часов, в 4–5-х классах – до 2 часов, в 6-8 -м классе – до 2,5 часов, в 9-11х классах – до 3,5 часов. Учитель должен давать индивидуальные задания таким образом, чтобы с ним ученик справился в пределах отведенного (рекомендуемого) времени. Для создания условий для полноценного отдыха детей следует минимизировать объем домашних заданий на каникулы и выходные дни.

    Уроки физической культуры, обеспечивающие основную часть потребности в двигательной активности учащихся, также должны быть организованы гигиенически грамотно. Урок должен обеспечить реальную нагрузку организму ребёнка и восстановление функционального состояния к началу следующего урока.

    Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) должна составлять на занятиях в зале не менее 70%, и не менее 80% - на воздухе. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.

    В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части - 3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.

    В зависимости от состояния здоровья (или на основании справок о здоровье) учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

    Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом.

    С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

    Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

    Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося.

    Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

    Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависят от продолжительности урока и учета некоторых гигиенических требований при его проведении. Многолетний опыт привел к установлению 45-минутной продолжительности урока. Удлинение урока ведет к более резкому утомлению учащихся. Однако возрастные особенности высшей нервной деятельности учащихся требуют дифференцированного подхода к установлению длительности урока. Для детей 7-летнего возраста, т. е. для школьников I класса, 45-минутный урок чересчур длинный. Исследования показали, что последние 10 мин урока в I классе слишком утомительны для учащихся и педагогически неэффективны. Сокращение уроков в I классе до 35 мин значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня. Для учащихся средних и старших классов 45-минутная продолжительность урока вполне целесообразна. Она позволяет сделать урок достаточно содержательным и не допускает чрезмерного утомления.

    Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает не­которые изменения от его начала к концу.

    Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают пять фаз: 1) переход на новый уровень; 2) установление максимального уровня работоспособности; 3) оп­тимальная работоспособность; 4) неустойчивая работоспособность; 5) падение работоспособности.

    Длительность первой фазы на 1-м уроке составляет приблизительно 10 мин, на каждом последующем — 5 мин. Период оптимальной работоспособности характеризуется наибольшей активностью, и длительность его обусловливается продолжительностью активного внимания, зависящей от возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов. К концу урока активность, внимание и другие психические функции снижаются.

    При планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часто использовать для относительно легкой ум­ственной работы.

    Длительность объяснения нового материала различна в разных классах и зависит от длительности активного внимания учащихся. У учащихся младших классов длительность активного внимания

    составляет 15-20 мин, у средних - 25-30 мин, и поэтому длительность объяснения нового материала на уроках не должна превышать этих величин. В старших классах в связи с увеличением длительности активного внимания новый материал можно объяснять в течение 30-35 мин. Уроки-лекции целесообразно проводить только в X классе, где учащиеся могут сосредоточенно, без перерывов заниматься одним и тем же видом деятельности около 45 мин.

    На сроки возникновения утомления оказывает влияние и характер объяснения. Установлено, что объяснение по типу беседы менее утомительно, чем объяснение по типу лекции. Беседа, когда учитель ставит вопросы, активизирующие мыслительную и творческую способности учащихся, когда школьники активно участвуют в разборе нового материала, делает урок более интересным, способствует более легкому усвоению и запоминанию.

    Большое значение для отдаления утомления имеет разнообразие видов деятельности. Необходимо объяснение материала перемежать с записями в тетради, рассказ - с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач - с устным счетом п т. п. Такое чередование занятий переключает внимание, способствует возникновению возбуждения в различных участках коры головного мозга, что ведет к сохранению работоспособности в течение более длительного времени.

    Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и, наоборот, малоинтересный рассказ приводит к раннему наступлению утомления и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести его, от поведения учителя, его речи. Тихая, монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния, и учебный материал воспринимается с трудом.

    При проведении урока необходимо учитывать тот факт, что вторая сигнальная система, как филогенетически поздняя надстройка к высшей нервной деятельности человека, более истощима, чем первая. Кроме того, у девочек 11-13 лет и мальчиков 13-15 лет в силу нейроэндокринной перестройки, связанной с развитием, наблюдается ослабление второй сигнальной системы и как результат этого - усиление функции первой сигнальной системы. Поэтому все школьники, особенно начальных и средних классов, легче воспринимают раздражители первой сигнальной системы, непосредственно воздействующие на органы чувств. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учетом функциональных возможностей первой сигнальной системы, т. е. с максимальным использованием наглядных пособий.

    В настоящее время на уроках по разным дисциплинам все шире используются технические средства обучения (ТСО). Применение их увеличивает объем информации и интенсивность умственной нагрузки, позволяет в более интересной и доходчивой форме излагать учебный материал, вызывает у школьников положительные эмоции, что повышает эффективность учебного процесса. Эффективность ТСО обусловлена и увеличением наглядности, что делает уроки с использованием ТСО целесообразными и с гигиенических позиций. Однако несоблюдение некоторых гигиенических условий при использовании ТСО может способствовать возникновению раннего утомления и перенапряжения центральной нервной системы.

    Среди ТСО наиболее широкое распространение в школе получили программированное обучение, телевидение, диафильмы и учебное кино. Программированное обучение может проводиться через использование печатного программированного материала и программированной звукозаписи. Работоспособность школьников, обучающихся по печатным карточкам, несколько выше по сравнению с работоспособностью учащихся, обучающихся по традиционному методу. Это объясняется заинтересованностью учащихся, их активной мыслительной деятельностью и хорошей организацией урока. Однако уроки с использованием программированных звукозаписей нуждаются в строгом дозировании. Предельно допустимая продолжительность работы с программированными звукозаписями должна составлять на уроках математики 15-20 мин, а на уроках русского языка - 20-25 мин. Но даже при соблюдении этого требования уроки с программированными записями очень утомительны, поэтому применять их более чем на двух уроках подряд нецелесообразно. Не следует также использовать звукозапись в самом начале и конце урока, на последних уроках, во второй половине 4-й четверти, так как проведение уроков с использованием программированных звукозаписей па фоне сниженной работоспособности школьников приводит к резкому ухудшению функционального состояния их центральной нервной системы.

    Телевидение как техническое средство обучения имеет целый ряд гигиенических и педагогических преимуществ. Однако при организации просмотра телевизионных передач необходимо учиты­вать, что большой объем информации, напряжение зрения на уроках с применением телевидения приводят к быстрому возникновению утомления у учащихся. Сроки возникновения утомления у учащихся на таких уроках зависят от длительности передачи, от ее содержания и условий просмотра. Предельно допустимая длительность просмотра телевизионных передач на уроке не должна превышать для учащихся I−II классов 15−20 мин, III−IV − 20−25 мин, V−VI − 20−25 мин и VIII-X - 25-35 мин.

    Не менее важное значение имеет содержание передачи. Передача, построенная по типу беседы, лекции, т. е. с преобладанием слова над изображением, вызывает у школьников значительное функ­циональное напряжение центральной нервной системы и приводит к раннему утомлению. Телевизионные передачи, где слово ведущего чередуется с показом интересных кадров, вызывают положительные эмоции у детей, способствуя тем самым сохранению у них устойчивой работоспособности на протяжении всего урока.

    Длительность показа диафильмов составляет для учащихся I-II классов 5-7 мин, III-IV - 15-20 мин, V-VI - 20-25 мин; продолжительность учебного кино для учащихся I-IV классов 15-20 мин, V-VII - 20-25 мин и VIII-X - 25-30 мин. При демонстрации диафильмов необходимо избегать частой смены уров­ня освещенности в помещении, так как это утомляет зрение. В целях охраны зрения рекомендуется постепенное включение и выключение общего освещения. Еще лучше использовать установки, позволяющие при просмотре диафильмов, диапозитивов и учебного кино не затемнять помещения.