Главная · Паразиты в организме · Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи Э эйдемиллер юстицкис семейная психотерапия

Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи Э эйдемиллер юстицкис семейная психотерапия

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системной и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.

Глава 1. Семья как единица психологического анализа Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике
1.1.1.Семья и ее современные модели
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи
1.2. Семья как система
1.2.1. Понятие семьи как системы
1.2.2. Параметры семьи как системы
1.2.2.1. Структура семейных ролей
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы
1.2.2.3. Семейные правила
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия
1.2.2.5. Семейные мифы
1.2.2.6. Семейная история
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз

Глава 2. Методы семейной диагностики
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М.
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г.
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье
2.6.2. Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании
2.7. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М.
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART).
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО).
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР).

Глав а 3. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи Добряков И. В.
3.1. Зачатие
3.2. Беременность
3.2.1. Тест отношений беременной
3.3. Родовая травма
3.4. Постнатальный период
3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание
3.6. Перинатальная семейная психотерапия
3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка
3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка
3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.

Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
4.1. Определение системной семейной психотерапии
4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
4.3. Основные техники системной семейной психотерапии
4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии
4.5. Пример использования системной семейной психотерапии

Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии
5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии
5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности
5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности
5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности
5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи
5.3. Метод и техники аналитико-системной семейной психотерапии
5.3.1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями

Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В.
6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии
6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии
6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии
6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии
6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии

Глава 7. Семейное психологическое консультирование Никольская И. М.
7.1. Общие сведения о психологическом консультировании
7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования
7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения
7.4. Стадии психологического консультирования
7.5. Случай психологического консультирования Полины А.

Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии Никольская И. М.
8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии
8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании
и психотерапии взрослых клиентов 226
8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании
Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.
9.1. Общие сведение об аналитической психодраме
9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями

Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем Добряков И. В.
10.1. Рассказывание историй как проективная техника
10.2. Сказка «Гуси-лебеди»
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом
10.4. Групповая форма работы с пересказом

Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии Никольская И. М.
11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера

Заключение
Толерантность и идентичность современного психотерапевта Эйдемиллер Э. Г.
Литература
Приложение. Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия . Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл. ISBN 5-9268-0204-0

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системиой и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

Скачать

Оглавление
Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М........6
Глава 1. Семья как единица психологического анализа
Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М........................................................... 10
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике.........................10
1.1.1.Семья и ее современные модели.........................................................................10
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие
и дисфункциональные семьи..............................................................................13
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения......................................................................14
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи................................................................16
1.2. Семья как система..............................................................................................................19
1.2.1. Понятие семьи как системы................................................................................19
1.2.2. Параметры семьи как системы...........................................................................21
1.2.2.1. Структура семейных ролей...................................................................21
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы......................................................22
1.2.2.3. Семейные правила....................................................................................24
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия..................................................................25
1.2.2.5. Семейные мифы........................................................................................27
1.2.2.6. Семейная история....................................................................................28
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы......................................................................29
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи....31
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи.......................................................................32
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации............................................................32
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга............................................................33
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз... 35
Глава 2. Методы семейной диагностики............................................................37
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М...................................................................................37
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М...............................49
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В................................58
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М... 63
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)
Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.......................................................68
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г....................................................................................................................73
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье......................................................73
2.6.2. Диагностика типов негармоничного
(патологизирующего) воспитания...................................................................76
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании.........77
z./. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М......91
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).......... ................91
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири...............93
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART)........95
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО)......................... ..............98
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР)............................................. 100
Глава 3. Перинатальные аспекты психологии
и психотерапии семьи Добряков И. В.................................................104
3.1. Зачатие................................................................................................................................. 105
3.2. Беременность.................................................................................................................... 106
3.2.1. Тест отношений беременной............................................................................ 110
3.3. Родовая травма................................................................................................................. 119
3.4. Постнатальный период.................................................................................................. 121
3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание................................ 125
3.6. Перинатальная семейная психотерапия................................................................. 132
3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка................................................ 134
3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка................... 135
3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.................................................................................... 138
Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.......................140
4.1. Определение системной семейной психотерапии............................................... 140
4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии....... 143
4.3. Основные техники системной семейной психотерапии.................................... 143
4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии............................ 149
4.5. Пример использования системной семейной психотерапии........................... 151
Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия
Эйдемиллер Э. Г............................................................................................................154
5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии...... 154
5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа
в семейной системной психотерапии....................................................................... 155
5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности............................................................................................... 155
5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности..........................155
5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности................................ 164
5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи...................... 172
5.3. Метод и техники аналитико-системной
семейной психотерапии................................................................................................. 177
5.3.1. Пример аналитико-системной семейной
психотерапии больной с фобиями................................................................. 179
Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В...........................183
6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии......................183
6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии...................................................184
6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии.......................191
6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии............193
6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии......................194
Глава 7. Семейное психологическое консультирование
Никольская И. М..........................................................................................................200
7.1. Общие сведения о психологическом консультировании..................................200
7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования....................202
7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения..................204
7.4. Стадии психологического консультирования.......................................................209
7.5. Случай психологического консультирования Полины А.................................216
Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании
и психотерапии Никольская И. М...................................................................223
8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии.............223
8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании
и психотерапии взрослых клиентов..........................................................................226
8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании................................................................235
Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.................269
9.1. Общие сведение об аналитической психодраме..................................................269
9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями...................................................274
Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии
семейных проблем Добряков И. В...............................................................280
10.1. Рассказывание историй как проективная техника............................................280
10.2. Сказка «Гуси-лебеди»...................................................................................................283
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом.....................................................288
10.4. Групповая форма работы с пересказом..................................................................298
Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера
в системной психотерапии Никольская И. М......................................307
11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера. 307
11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера................311
Заключение.................................................................................................................................320
Толерантность и идентичность современного психотерапевта
Эйдемиллер Э. Г.................................................................................................................320
Литература..................................................................................................................................325
Приложение. Шкала семейной адаптации
и сплоченности FACES-3 ......................................................335

Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования». Профессор, доктор медицинских наук, врач высшей категории.

Один из создателей семейной психотерапии в России. Соавтор первой в СССР монографии по семейной психотерапии «Семейная психотерапия» (1990) и монографии «Психология и психотерапия семьи» (1999).

Совместно с Н.В. Александровой разработал модели краткосрочной аналитической психодрамы и аналитико-системной семейной психотерапии.

Круг научных интересов: индивидуальная аналитическая психотерапия, групповая аналитическая психотерапия (аналитическая психодрама), аналитико-системная семейная психотерапия.

Мировоззрение: психоанализ, системный, синергетический и нарративный подходы.

Биографическая справка

Родился 26 ноября 1943 г. В 1961 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, в 1962 г. перевелся в 1-й Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова, который и закончил в 1967 г.

С 1967 по 1968 г. обучался в интернатуре по психиатрии в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П. Павлова на базе Республиканской психиатрической больницы Марийской АССР в г. Йошкар-Оле. Затем работал эпилептологом, участковым психиатром в Республиканском психоневрологическом диспансере МАССР, цеховым психиатром в лечебно-трудовых мастерских психоневрологического диспансера Ждановского района г. Ленинграда. В этот период жизни находился под сильным влиянием идей А.В. Снежневского, Д.С. Озерецковского, В.К. Смирнова и Сильвано Ариети.

С 1970 по 1975 г. обучался в клинической ординатуре и аспирантуре по психиатрии в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева у А.Е. Личко. Затем работал в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева младшим научным сотрудником. С этого момента идеи психоневрологии в общем и психотерапии в частности стали ведущими в мировоззрении.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию «Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте», в 1994 г. - докторскую диссертацию: «Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах». В результате проведенных исследований сформулировал концепцию патологизирующего семейного наследования. Наравне с В.К. Мягер и А.И. Захаровым стал создателем семейной психотерапии в СССР.

С 1982 г. работает в СПбМАПО в должностях ассистента, доцента, профессора. В 1990 г. основал и возглавил курс детско-подростковой психотерапии, в 2002 году после создания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии стал ее заведующим.

Основатель и член Координационного Совета Санкт-Петербургской Гильдии тренинга и психотерапии, член Координационного Совета Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов, заместитель главного редактора журнала «Психическое здоровье детей и подростков».

Основные работы:

Учебно-методические

  1. Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2005. - 1120 с.
  2. Психотерапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. - Т. 1. - С. 97-148.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. - Т. 1. - С. 149-232.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
  5. Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Речь., 2007. - 400 с.
  6. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Спб.: Речь. - 2010. - 425 с.

Научные

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с.
  2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.- 656 с.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. - 2005. - Т. 9. - № 2. - С. 16-21.
  4. Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. - 2005. - № 2. - С. 45-55.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Современная нарративная психотерапия // Психическое здоровье. Ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. - 2008. - № 5. - С. 62-67.
  6. Эйдемиллер Э.Г. Духовное измерение психотерапии и психотерапия духовностью // Психотерапия. - 2010. - № 2. - С. 53-60.

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис

Психология и психотерапия семьи

Нашим Учителям -

нашим родителям, нашим детям,

нашим родственникам,

нашим клиентам и

У каждого семейного психотерапевта была первая семья, с которой он работал, – та, которая, собственно, и помогла сделать «великое открытие» – понять, что у пациентов, оказывается, есть семьи. Один из нас сделал такое открытие в 1970 г. Подросток с шизофренией и его мать вместе явились на сеанс психотерапии. Мать – энергичная властная женщина – сама заняла свободный стул напротив психотерапевта, сев рядом с сыном, и принялась руководить его поведением. Стало понятно, что они составляют вместе единое целое. Но знания и опыт Э. Г. Эйдемиллера ничего об этом не говорили. Куда полезнее оказался здравый смысл и искреннее стремление просто понять, что происходило в этой семье, вместо того чтобы приклеивать ей психиатрический ярлык. Об этом первом своем «семейном сеансе» Э. Г. Эйдемиллер рассказал на конференции молодых ученых. К удивлению, его рассказ слушали с интересом, а комиссия присудила за него премию. Однако в действительности от работы с первой семьей осталось больше вопросов, чем ответов. Какая-то часть ответов была получена в работе со второй семьей, но зато появились и новые вопросы. Так началось для нас то, что продолжается уже почти 30 лет, – семейная психотерапия.

Многие специалисты – психологи и психиатры, и в первую очередь детские, специфика работы которых и заключается в необходимости вступать в контакт с родителями психически больных детей, выслушивать их жалобы – накапливали собственный опыт в семейной психотерапии. Зачастую сообщения родителей бывают единственным источником информации о том, как рос, развивался и как заболел ребенок, кроме того, родители этих детей нуждаются в утешении и поддержке, и все эти задачи приходится решать в комплексе.

Индивидуальный стиль каждого психотерапевта – В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, А. А. Щеголева, Э. П. Кузнецовой, Е. А. Шаповал, А. С. Спиваковской и других – предопределял своеобразие работы с семьями. У нас была возможность встречаться с ними в формальных и неформальных условиях и обмениваться опытом.

Литературы о семейной психотерапии на русском языке практически не было, за исключением наших собственных статей. Знакомство с зарубежным опытом происходило в ходе личных встреч с такими выдающимися психотерапевтами, как В. Сатир, К. Витакер, С. Кратохвил, С. Ледер, О. Бах, супруги Кноблох и Шнайдер, Б. Фурман, Киршти Хааланд, А. Куклин и Д. Г. Барнс. Прочтение монографии С. Минухина «Семьи и семейная терапия», вышедшей в 1974 г., открыло для нас новый мир структурной психотерапии.

Первую нашу теоретическую статью, посвященную семейной психотерапии, нам удалось опубликовать лишь в 1989 г. в журнале «Семейная психиатрия» под редакцией Д. Хайуэлса в Великобритании. Мы испытывали большие трудности с концептуализацией собственного психотерапевтического опыта. Кроме того, чтобы издать монографию по медицине, необходимо было либо принадлежать к ограниченному кругу лиц, для которых были открыты двери издательств, либо искать себе могущественного соавтора, либо иметь сильные, но далекие от науки аргументы в пользу ее опубликования.

Только сильная дружеская поддержка Б. Д. Карвасарского позволила нам работать начиная с 1985 г. над монографией «Семейная психотерапия», которая была опубликована в 1990 г. в Ленинградском отделении издательства «Медицина».

Эта книга была написана в результате нашей дружбы и совместной творческой работы, которая началась в 1974 г., когда В. Юстицкис приехал на стажировку в Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева. Это было время упоенных, жестких, а порой и жестоких дискуссий о необходимости появления среди врачей медицинских психологов, о месте и роли психологических тестов в клиническом исследовании психически больных, о возможностях и эффективности психотерапии, особенно групповой, при неврозах, алкоголизме, шизофрении и психосоматических заболеваниях.

Многие психиатры еще в студенческие годы слышали от своих уважаемых учителей, что самая большая ошибка, которую может допустить психиатр, заключается в том, что вместо «объективного» психопатологического анализа им может быть допущен «субъективный» психологический анализ болезни пациента. Тех психиатров, которые занимались психологией и психотерапией, ортодоксальные психиатры считали фрондерами и едва ли не предателями. В какой-то мере взаимное недоверие сохраняется и по сей день.

Мы хотим назвать имена тех, с кем вместе в конце 60-х – начале 70-х гг. создавали семейную психотерапию в СССР, – Валентины Карловны Мягер, Александра Ивановича Захарова. В 1969 г. В. К. Мягер опубликовала первую в СССР статью о семейной психотерапии.

В память об этом Э. Г. Эйдемиллер и А. 3. Шапиро организовали в 1999 г. Международную конференцию, которая называлась так же, как данная монография.

В 1978 г. вышел под редакцией В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого сборник трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях» – первый в СССР сборник, посвященный теоретическим и практическим аспектам семейной психотерапии. В нем были представлены исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е гг. Это было своеобразное подведение итогов: кто и что сделал на ниве семейной психотерапии.

Развитие семейной психотерапии в России прошло несколько этапов.

Вначале семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники». Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммировав психопатологические профили, понять сущность семьи как суммы входящих в нее индивидуальностей. Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медикаменты, занятия AT, сеансы гипноза и т. д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.