Главная · Паразиты в организме · Факторы психического развития ребенка. Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка Факторы психического развития с примерами

Факторы психического развития ребенка. Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка Факторы психического развития с примерами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (социальных) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

1. Социальные и генетические факторы развития

Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Жизненные события, образование, работа и другой опыт протекают в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца. Генетические факторы становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни.

Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Общая среда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.

Постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта.

Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы. Тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т.п.).

2. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур -- разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек -- «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, -- до концепции современного «ситуационализма» в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.

Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог А.Г. Асмолов считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, А.М. Эткинд обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью. Выход из различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

Хотелось бы отметить теорию В. Штерна, он писал, что её концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие -- только неодинаковое в разных случаях -- в его осуществлении». Иными словами, В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г. Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В. Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В. Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В. Штерна и Г. Олпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Но, А.Н. Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В. Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.

А в другой теории, был поднят вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе (З. Фрейда), а затем в индивидуальной психологии (А. Адлера), аналитической психологии (К. Юнга), а также многих представителей неофрейдизма (Э. Фромм, К. Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество».

Заключение

генетический средовой личностный психический

Развитие человека - неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья. В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация или задержка его развития может только специалист в области психологии развития.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.: Питер, 2000.

3. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. "Наследственная" и "средововая" детерминация развития личности. Возрастные циклы в развитии человека.

    реферат , добавлен 17.05.2009

    Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Схема системной детерминации развития личности.

    лекция , добавлен 25.04.2007

    Возрастные периоды становления личности в процессе онтогенеза человека, истоки возникновения личностного кризиса и его возрастная динамика. Типологизация кризисов психического развития человека в период от рождения до юности, от молодости до старости.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды. Исследование готовности к школе у детей с задержкой психического развития. Микросоциальные условия и формирование самоотношения и самооценки учащихся.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Методологические и понятийные основы возрастной психологии, история и этапы ее развития, современные достижения. Сравнительное описание концепций возрастного развития в западной и отечественной психологии. Проблема детерминации психического развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие дефекта - физического или психического недостатка, вызывающего нарушение нормального развития ребенка. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2011

    Чем определяется психическое развитие человека? Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Стадиальность и непрерывность психического развития. Проблемы периодизации развития.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2002

    Основные положения периодизации психического развития личности. Анализ особенностей психического развития личности на различных возрастных этапах. Общие закономерности, темп, тенденции и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Периодизация психического развития в детском возрасте как фундаментальная проблема возрастной психологии. Сущность и особенности гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, общая характеристика ее возрастных эпох и кризисов развития.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития или возрастная психология изучает психическое развитие человека от рождения до конца жизни.

Система основных понятий психологии развития

Категории Понятия
1. Макро-характеристики человека Индивид Субъект Личность Индиви- дуальность
2. Основные линии (ряды) развития Онтогенез Жизненный путь
3. Факторы психического развития Наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность
4. Общие закономерности Неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность
5. Возраст в широком смысле Паспортный
Биологи- ческий Интеллек- туальный Социаль- ный Психологи- ческий
6. Возраст в узком смысле Стадии, периоды, фазы жизни, сензитивные периоды, возрастные кризисы
7. Возрастные психологические особенности Социальная ситуация развития, основные противоречия, ведущая деятельность, психические новообразования.

МАКРОХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Когда психологи говорят о человеке, то имеют ввиду четыре его макрохарактеристики: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Индивид («один из вида») – понятие, которое характеризует принадлежность конкретного

человека к биологическому виду «Homo sapiens».

Субъект («носитель субъективного») – носитель предметно-практической активности и познания. Субъективность человека проявляется в жизнедеятельности, общении и самосознании.

Личность – социализированный индивид, субъект и объект общественных отношений и исторического процесса.

Индивидуальность характеризует неповторимость, уникальность каждого человека

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ (РЯДЫ) РАЗВИТИЯ

Онтогенез – индивидуальное развитие человека как индивида, становление его как представителя «Homo sapiens». Основные события онтогенеза отражают качественные изменения в возрастном и половом созревании организма, физическом развитии и т.д.

Жизненный путь – индивидуальная история человека как субъекта, личности и индивидуальности. (Вехи жизненного пути – поступление в школу, окончание, вступление в брак и т.п.) Главное содержание жизненного пути – процесс социализации индивида, т.е. превращение его в личность.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности и сознании.

Факторы психического развития – это относительно постоянные условия, детерминирующие развитие психики, личности в течение всей жизни человека. Их делят на две группы: биологические и социальные.



Наследственность представлена генетической программой , которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой психического развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны психического развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.

Половой диморфизм – фактор половых различий. Изначально пол обусловлен генетически. Однако, биологический пол еще не делает человека мужчиной или женщиной, для этого необходимо усвоить психологию пола (ценности, манеры общения, поведения, особенности самосознания). Половой диморфизм нарастает к юношескому возрасту, стабилизируется в зрелости и сглаживается в старости.

Среда . Среда как фактор психического развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.

Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).

Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации и пр.



Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение не должно приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка, оно должно быть развивающим, идти впереди развития и стимулировать его, опираться на «зону ближайшего развития», т.е. на тот круг задач, которые пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого. Именно разрешение противоречий между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития учащихся способствует продвижению их в психическом развитии. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

  • II.1.3. Причины умственной отсталости.
  • 11.1.4. Особенности развития познавательной
  • II.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
  • Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями
  • II.2.7. Предмет и задачи психологии детей
  • 11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных
  • 11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с зпр
  • Динамика проявлений наиболее устойчивых признаков зпр церебрально-органического генеза на протяжении детства, %
  • II.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
  • Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с зпр
  • Особенности восприятия и понимания эмоций человека
  • Особенности коммуникации
  • Мотивационно-потребностная сфера детей с зпр
  • Особенности образа я при зпр
  • II.2.6. Особенности деятельности детей,
  • Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте
  • Учебная деятельность
  • Саморегуляция деятельности
  • Способность к волевой регуляции
  • 11.2.7. Вопросы психологической диагностики
  • Уровни развития ребенка по шести психосоциальным параметрам
  • Числовое выражение вариантов ответа
  • Раздел III. Психическое развитие
  • Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)
  • III.1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
  • III.1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
  • III.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
  • III. 1.7. Психологическая диагностика
  • Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)
  • Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
  • III.3.7. Предмет и задачи логопсихологии
  • III.3.4. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
  • Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
  • Глава 4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  • III.4.3. Специфика двигательного развития
  • III.4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
  • III.4.6. Особенности деятельности
  • Раздел IV. Психическое развитие
  • Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Iy.1.7. Предмет и задачи психологии детей с рда
  • IV.1.2. Исторический экскурс
  • IV.1.1. Причины и механизмы возникновения
  • IV.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
  • IV.1.6. Особенности деятельности
  • IV.1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме
  • Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности
  • IV.2.7. Предмет и задачи психологии детей
  • IV.2.2 исторический экскурс
  • IV.2.3. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров
  • IV.2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития
  • История развития ребенка с рда
  • Раздел V. Психология детей со сложными нарушениями развития
  • V.7. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития
  • V.2. Исторический экскурс
  • V.3.. Причины сложных нарушений развития.
  • V.4. Особенности развития познавательной сферы
  • V.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы
  • V.6. Особенности деятельности
  • V.7. Психологическая диагностика
  • Раздел VI. Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики)
  • VI. 1. Первичное выявление детей
  • VI.2.Общие вопросы психолого-педагогической
  • Лист адаптации
  • Раздел VII. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений
  • VII 1. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции
  • VII.2 психолого-педагогические методы
  • VII..3. Методы опосредованной коррекции
  • Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников
  • Раздел I. Общие вопросы специальной психологии
  • Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации
  • Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка 49
  • Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями
  • Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа
  • Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) .... 151
  • Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлoпсихолопия)... 187
  • Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) 227
  • Глава 4. Психология детей с нарушениями функций
  • Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения
  • Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма.... 335
  • Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности.... 359
  • Раздел V. Психология детей со сложными нарушениями развития
  • Раздел VI. Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики)
  • Раздел VII. Методы профилактики и коррекции
  • 1.4. Факторы психического развития человека

    Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

    Но сначала рассмотрим условия нормального развития ребенка.

    Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М.Дульневым и А. Р.Лурия.

    Первое важнейшее условие - «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

    Второе условие - «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

    Третье условие - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

    Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

    Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи.

    Основная дихотомия (деление на две части) традиционно идет по линии или врожденности (наследуемости) каких-либо особенностей организма, или их приобретенное™ в результате средовых воздействий на организм. С одной стороны, это теория преформизма (заданности и предопределенности психосоциального развития человека) с отстаиванием прав ребенка как активного творца своего собственного развития, обеспеченного природой и наследственностью (представлена, в частности, в работах французского философа и гуманиста XVIII в. Ж.Ж.Руссо), с другой стороны, сформулированное английским философом XVII в. Джоном Локком представление о ребенке как «чистой доске» - «tabula rasa», - на которой окружающая среда может сделать любые записи.

    Л.С.Выготский, являющийся выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Т. 3. - С. 31).

    По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

    пренаталъные (до начала родовой деятельности);

    катальные (в период родовой деятельности);

    постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).

    Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.

    К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

    хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

    инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

    венерические заболевания (гонорея, сифилис);

    эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

    несовместимость по резус-фактору;

    алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

    биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постна-тального развития;

    Серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленностъ;

    Гипоксические (кислородная недостаточность);

    токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

    патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

    мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистро-фические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

    хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

    Механизмы генетических влияний

    Начало любому живому организму дает объединение материнских и отцовских клеток в новую клетку, которая состоит из 46 хромосом, объединенных при нормальном развитии в 23 пары, из которых впоследствии формируются все клетки нового организма. Сегменты хромосом называются генами. Информация, содержащаяся в генах одной хромосомы, содержит огромное количество сведений, превышающих объем нескольких энциклопедий. Гены содержат информацию как общую для всех людей, обеспечивающую их развитие как человеческого организма, так и определяющую индивидуальные различия, в том числе появление тех или иных отклонений в развитии. За прошедшие годы накоплен огромный материал, показывающий, что многие формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловлены. Динамика индивидуального развития и специфика созревания различных психических функций в постнатальный период онтогенеза, безусловно, зависит от социокультурных влияний. Однако эти влияния оказывают разное воздействие на мозговые структуры и их функционирование, так как генетическая программа их развития разворачивается последовательно, в соответствии с закономерностями созревания различных уровней нервной системы, и в частности различных отделов головного мозга. Современные клинико-генетические сведения следует учитывать при изучении закономерностей становления различных психических функций в онтогенезе и при подборе тех или иных способов коррекции различных недостатков в развитии.

    Появившаяся в последние десятилетия новая отрасль науки - социобиология, находящаяся на стыке биологии, психологии и социально-гуманитарных наук, ввела понятие «репродуктивный императив». Имеется в виду, что условием выживания любой популяции, в том числе и человеческой, является обязательное закрепление на генном уровне тех способов поведения и психических особенностей, которые служат сохранению популяции. Отношения «родитель-ребенок» рассматриваются социобиологами как первичный социум, эволюционно-генетическая задача которого - воспроизводство генов. Родительская привязанность в данном контексте рассматривается как величина, обратно пропорциональная уровню рождаемости: чем выше рождаемость, тем слабее родительская привязанность. Эволюционно-генетической целесообразностью объясняется и происхождение альтруистического поведения по отношению к биологическим родственникам и собратьям по виду.

    Традиционно принято обозначать гены одной пары, расположенные, в свою очередь, в парных хромосомах, как доминантные (D) (это те из них, которые определяют, какое именно качество будет передано новому организму, например цвет волос, цвет глаз и т.д.) и рецессивные (d) (те, которые смогут повлиять на возникновение того или иного качества только при соединении в паре с другим рецессивным геном, определяющим то же качество). Учитывая, что наследуемое качество определяется именно сочетанием генов в паре, могут быть следующие сочетания: DD - родителями переданы доминантные гены; Dd - одним из родителей передан доминантный ген, другим - рецессивный и dd - оба родителя передали рецессивные гены. Предположим, что оба родителя не имеют никаких дефектов развития, но являются скрытыми носителями глухоты (т. е. и у того и у другого ген глухоты является рецессивным). Рассмотрим генетический механизм появления глухого ребенка у данной пары слышащих родителей (рис 3)

    Если бы родители были глухие и имели доминантный ген - D глухоты, то глухота была бы унаследована в первом (1), втором (2) и третьем (3) случаях.

    К патологии развития могут приводить также недостаток или избыток хромосом, т. е. если их меньше или больше 23 пар. В большинстве случаев хромосомная аномалия приводит к гибели плода еще в утробе матери или к преждевременным родам и выкидышам. Однако существует достаточно распространенная аномалия в развитии - синдром Дауна, встречающаяся в соотношении 1:600-700 новорожденных, при которой причиной системных нарушений психофизического развития ребенка является появление дополнительной хромосомы в 21-й паре - так называемая трисомия.

    Хромосомные аномалии отмечаются приблизительно в 5 % случаев установленных беременностей. В результате внутриутробной гибели плодов их численность уменьшается приблизительно до 0,6% родившихся детей.

    С целью предупреждения появления детей с наследственной патологией развития проводятся генетические консультации, целью которых является определение схемы наследуемости того или иного патогенного признака и возможности его передачи будущим детям. Для этого изучаются кариотипы1 родителей. Данные относительно вероятности рождения нормального ребенка и ребенка с патологией развития сообщаются родителям.

    Соматический фактор

    Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка, является невропатия. Невропатия рассматривается как полифакторное нарушение врожденного происхождения, т.е. возникшего в период внутриутробного развития или в период родов. Ее причиной могут быть токсикозы матери первой и второй половины беременности, патологическое развитие беременности, приводящее к угрозе выкидыша, а также эмоциональные стрессы матери во время беременности.

    Перечислим основные признаки невропатии (по А. А. Захарову):

    Эмоциональная неустойчивость - повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости.

    Вегетативная дистопия (расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов) - выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов: расстройствах желудочно-кишечного тракта, головокружениях, затруднении дыхания, тошноте и др. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, колебаний давления, рвоты и т. д. при возникновении трудностей в адаптации к детским учреждениям.

    Нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных страхов, отказа спать днем.

    А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей матери, психологическая неудовлетворенность матери брачными отношениями, в частности их стабильностью. Обнаружена большая зависимость данного симптома от эмоционального состояния матери у Девочек, чем у мальчиков. Отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отношений с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в отсутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями.

    Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состояниями внутренней эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.

    Общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил организма - ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др. При этом болезнь часто начинается с какого-либо сильного эмоционального переживания, связанного, например, с трудностями адаптации к детскому саду или разлукой с близкими и т.п.

    В развитии данного состояния большую роль играет общее состояние матери во время беременности, и в частности плохое эмоциональное самочувствие, сильное переутомление, нарушения сна.

    Минимальная мозговая ослабленностъ - проявляется в повышенной чувствительности ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте.

    В развитии данного состояния, по имеющимся данным, также играет роль общее плохое состояние матери во время беременности, сильные испуги, страх перед родами.

    Психомоторные нарушения (непроизвольное обмачивание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные нарушения, в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьезные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью.

    Возникновению у ребенка данных нарушений способствуют физические и эмоциональные перегрузки матери во время беременности, нарушения у нее сна.

    Первые проявления невропатии диагностируются уже на первом году жизни, что проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном и часто измененном по времени суток сне, «закатываниях» при плаче.

    Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию трудностей адаптации к социальным требованиям, негативным изменениям личности как в сторону повышенной зависимости от окружающих, так и в направлении развития депрессивных состояний, потере интереса к жизни.

    При своевременной организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться.

    При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

    Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудняющей их личностно-социалъное развитие и успешное обучение.

    В современной зарубежной психологии существует даже специальное направление «педиатрическая психология» («Pediatric Psychology»), целью которого является разработка научных и практических аспектов психологического сопровождения детей и подростков с различными соматическими заболеваниями.

    Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А.Г.Арина, В.Е.Каган, Р.А.Даирова, С.Н.Ратникова), так и зарубежных исследователей (В.Александер, М.Шура, А.Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболевание создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в системе специального образования (в группах и классах для детей с задержкой психического развития), так и включенными в единый образовательный процесс со здоровыми детьми.

    Индекс повреждения головного мозга

    Современные представления о механизмах работы головного мозга, обеспечивающих высшие психические функции человека и их возрастную динамику, базируются на материалах, раскрывающих структурно-функциональную организацию интегративной деятельности мозга. В соответствии с концепцией А. Р. Лурия (1973) психика обеспечивается согласованной работой трех функциональных блоков (рис. 4). Это блоки:

    регуляции тонуса и бодрствования (I);

    приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации (2);

    программирования и контроля психической деятельности (3).

    Каждая отдельно взятая психическая функция в условиях нормального развития обеспечивается согласованной работой всех трех блоков головного мозга, объединенных в так называемые функциональные системы, представляющие собой сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, расположенных на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении той или иной приспособительной задачи (рис. 4, текст 3).

    «...Современная наука пришла к выводу, что мозг как сложнейшая система состоит по крайней мере из трех основных устройств, или блоков. Один из них, включающий системы верхних отделов мозгового ствола и сетевидной, или ретикулярной, формации и образования древней (медиальной и базальной) коры, дает возможность сохранения известного напряжения (тонуса), необходимого для нормальной работы высших отделов коры головного мозга; второй (включающий задние отделы обоих полушарии, теменные, височные и затылочные отделы коры) является сложнейшим устройством, обеспечивающим получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, слуховые и зрительные приборы; наконец, третий блок (занимающий передние отделы полушарий, в первую очередь лобные доли мозга) является аппаратом, который обеспечивает программирование движений и действий, регуляцию протекающих активных процессов и сличение эффекта действий с исходными намерениями. Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения; однако тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.

    Если болезненный процесс (опухоль или кровоизлияние) выведет из нормальной работы первый блок - образования верхних отделов ствола мозга (стенки мозговых желудочков и тесно связанные с ними образования ретикулярной формации и внутренних медиальных отделов больших полушарий), то у больного не возникает нарушения ни зрительного, ни слухового восприятия или каких-либо других дефектов чувствительной сферы; его движения, речь остаются сохранными, он по-прежнему продолжает владеть всеми знаниями, которые получил в прежнем опыте, Однако заболевание приводит в этом случае к снижению тонуса коры головного мозга, что проявляется в очень своеобразной картине нарушения: внимание больного становится неустойчивым, он проявляет патологически повышенную истощаемость, быстро впадает в сон (состояние сна можно искусственно вызвать, раздражая при операции стенки желудочков мозга и тем самым блокируя импульсы, идущие через ретикулярную формацию к коре головного мозга). Его аффективная жизнь изменяется - он может стать либо безразличным, либо патологически встревоженным; страдает способность запечатления; организованное течение мыслей нарушается и теряет тот избирательный, селективный характер, который оно имеет в норме; нарушение нормальной работы стволовых образований, не меняя аппаратов восприятия или движения, может привести к глубокой патологии «бодрствующего» сознания человека. Нарушения, наступающие в поведении при поражении глубоких отделов мозга - мозгового ствола, ретикулярной формации и древней коры, были внимательно изучены рядом анатомов, физиологов и психиатров (Мэгун, Моруцци, Мак Лин, Пенфилд), так что мы можем не описывать их ближе, предложив читателю, который пожелал бы подробнее ознакомиться с механизмами, лежащими в основе работы этой системы, обратиться к известной книге Г.Мэгуна «Бодрствующий мозг» (1962).

    Нарушение нормальной работы второго блока проявляется совсем в иных чертах. Больной, у которого ранение, кровоизлияние или опухоль привели к частичному разрушению теменных, височных или затылочных отделов коры, не испытывает никаких явлений нарушения общего психического тонуса или аффективной жизни; его сознание полностью сохраняется, его внимание продолжает концентрироваться с той же легкостью, как и раньше; однако нормальный приток поступающей информации и нормальная ее переработка и хранение могут глубоко нарушаться. Существенной для поражения этих отделов мозга является высокая специфичность вызываемых нарушений. Если поражение ограничено теменными отделами коры, у больного наступает нарушение кожной или глубокой (проприоцептивной) чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, а поэтому теряется четкость движений; если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух; если оно располагается в пределах затылочной области или прилежащих участков мозговой коры, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информации продолжают восприниматься без всяких изменений. Высокая дифференцированность (или, как говорят неврологи, модальная специфичность) остается существенной чертой как работы, так и патологии мозговых систем, входящих в состав второго блока головного мозга.

    Нарушения, возникающие при поражении третьего блока (в состав которого входят все отделы больших полушарий, расположенные впереди от передней центральной извилины), приводят к дефектам поведения, резко отличающимся от тех, которые мы описали выше. Ограниченные поражения этих отделов мозга не вызывают ни нарушений бодрствования, ни дефектов приема информации; у такого больного может сохраниться и речь Существенные нарушения проявляются в этих случаях в сфере движений, действий и организованной по известной программе деятельности больного. Если такое поражение расположено в задних отделах этой области - в передней центральной извилине, у больного могут нарушаться произвольные движения руки или ноги, противоположной патологическому очагу; если оно располагается в премоторной зоне - более сложных отделах коры, непосредственно примыкающих к передней центральной извилине, мышечная сила в этих конечностях сохраняется, но организация движений во времени становится недоступной и движения теряют свою плавность, ранее приобретенные двигательные навыки распадаются. Наконец, если поражение выводит из работы еще более сложные отделы коры лобной области, протекание движений может оставаться относительно сохранным, но действия человека перестают подчиняться заданным программам, легко отщепляются от них, и сознательное, целесообразное поведение, направленное на выполнение определенной задачи и подчиненное определенной программе, заменяется либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления, либо же инертными стереотипами, в которых целесообразное действие подменяется бессмысленным повторением движений, переставших направляться заданной целью. Следует отметить, что лобные доли мозга несут, по-видимому, еще одну функцию: они обеспечивают сличение эффекта действия с исходным намерением; вот почему при их поражении соответствующий этому механизм страдает и больной перестает критически относиться к результатам своего действия, выправлять допущенные им ошибки и контролировать правильность протекания своих актов.

    Мы не будем останавливаться подробнее на функции отдельных блоков головного мозга и на их роли в организации поведения человека. Это мы сделали в ряде специальных публикаций (А. Р.Лурия, 1969). Однако уже сказанного достаточно, чтобы увидеть основной принцип функциональной организации человеческого мозга: ни одно из его образований не обеспечивает целиком какую-либо сложную форму человеческой деятельности; каждое из них принимает участие в организации этой деятельности, вносит свой высокоспецифический вклад в организацию поведения». (Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., L970.-C. 16-18.)

    Помимо указанной выше специализации различных отделов головного мозга, необходимо иметь в виду еще и специализацию межполушарную. Уже более века назад было замечено, что при поражении левого полушария в основном возникают речевые расстройства, которых не наблюдается при поражении аналогичных зон правого полушария. Последующее клиническое и нейропсихо-логическое изучение данного феномена (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, А.В.Семенович, Э.Г.Симерницкая и др.) закрепило представление о левом полушарии как отвечающем за успешное развитие речевой деятельности и абстрактно-логического мышления, а за правым - обеспечение процессов ориентировки в пространстве и времени, согласованности движений, яркости и насыщенности эмоциональных переживаний.

    Таким образом, необходимым условием нормального психического развития ребенка является необходимая нейробиологическая готовность со стороны различных мозговых структур и всего мозга в целом как системы. Еще Л. С. Выготский писал: «Развитие высших форм поведения требует известной степени биологической зрелости, известной структуры в качестве предпосылки. Это закрывает путь к культурному развитию даже самым высшим, наиболее близким к человеку животным. Врастание человека в цивилизацию обусловлено созреванием соответствующих функций и аппаратов. На известной стадии биологического развития ребенок овладевает языком, если его мозг и речевой аппарат развиваются нормально. На другой, высшей, ступени развития ребенок овладевает десятичной системой счета и письменной речью, еще позже - основными арифметическими операциями» (Т. 3. - С. 36).

    Однако необходимо помнить, что формирование мозговых систем человека происходит в процессе его предметной и социальной активности, «завязывающей те узлы, которые ставят определенные зоны мозговой коры в новые отношения друг с другом».

    Концепция А. Р.Лурия и его последователей о мозговых основах организации целостной психической деятельности человека является методической основой для выявления самого факта отклонения от нормального онтогенеза, структуры отклонения, определения наиболее нарушенных и сохранных мозговых структур, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогического процесса.

    Синдром органического дефекта в детском возрасте был описан Гельницем под названием органического дефекта. Это обобщенное понятие различных по этиологии функциональных и па-тол ого-анатомических нарушений центральной нервной системы, возникающих в процессе ее развития и приводящих к более или менее выраженным отклонениям в развитии ребенка. На медицинском языке их называют одним общим понятием «энцефалопатия» (от греч. encephalos - головной мозг и pathos - страдание). Более подробное описание конкретных отклонений в развитии, возникающих в результате органического синдрома, дано в гл. II.

    Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

    Выделяют следующие факторы развития ребенка:

    • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
    • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
    • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
    • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
    • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

    Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

    Биологические факторы развития ребенка

    Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

    Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

    Факторы психического развития ребенка

    К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

    Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

    Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

    • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
    • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
    • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
    • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

    Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

    Социальные факторы развития

    Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. 4.1 из 5 (7 голоса)

    На психическое развитие каждого человека влияет ряд факторов, главными из которых являются следующие: активность развития личности, генетическая предрасположенность, окружающая действительность, и обучение.

    Факторы и закономерности психического развития

    1. Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Так, активность ребенка проявляется в его поступках, которые он выполняет по просьбе взрослых, в манере поведения и в самостоятельных действиях.
    2. Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).
    3. Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

    Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития , стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

    Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни. Так как оно состоит из стадий, то, когда появляется новая, более высокая стадия, предыдущие остаются в виде одного из уровней новосоздавшейся.

    Условия и факторы психического развития

    К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

    1. Общение малыша со взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения.