Главная · Паразиты в организме · Экономическая политика советского 1918 1920 гг называлась. Экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918–1920). Новая экономическая политика

Экономическая политика советского 1918 1920 гг называлась. Экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918–1920). Новая экономическая политика

Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] Коллектив авторов

№59 Предложения начальника Управления РККА В.Н. Левичева в РВС СССР об изменении названий Штаба РККА и Управления РККА

При реорганизации центрального аппарата Народного комиссариата по военным и морским делам, произведенной весной текущего года, в силу постановления пленума РВС СССР основные функции общего управления Красной Армией были сгруппированы по их родовым признакам в двух равноправных руководящих органах – [в] Штабе РККА ** (для всесторонней военной подготовки обороны Союза ССР) и [в] Управлении РККА (для административного руководства текущей деятельностью и жизнью Красной Армии). В связи с этим в составе Штаба РККА по функциональным же признакам были образованы отдельные управления , а в составе Управления РККА отделы с правами управлений. Наименование отделов в этом случае было дано во избежание наличности управлений в составе Управления РККА; последнее же получило свое наименование в отличие от Штаба РККА, хотя по существу отошедших к его ведению вопросов Управление РККА явилось, несомненно, тоже штабом , руководящим текущей жизнью Красной Армии.

Полугодичный период, протекший после весенней реорганизации центрального аппарата, показал на опыте в общем и целом правильность положенного в ее основу начала распределения предметов ведения по функциональным признакам и указал лишь на необходимость более точного разграничения вопросов между центральными органами Наркомвоенмор и, в частности, между Штабом РККА и Управлением РККА. Приказом РВС СССР №1333 от 31 октября с.г., это проведено в жизнь, причем к кругу ведения Управления РККА отошли также вопросы учета мобилизационного запаса, обоза и конского состава, а равно вопросы штатно-организационные, до того входившие в число функций Штаба РККА

В связи с этим Штаб РККА в системе центрального аппарата Народного комиссариата по военным и морским делам получил окончательно характер органа, ведающего всеми вопросами подготовки страны и населения к войне, а Управление РККА – прохождением службы в мирное время и всеми вопросами административного руководства текущей деятельностью и жизнью армии. Значение Управления РККА по существу подлежащих его ведению вопросов как штаба по общепринятой военной терминологии стало еще несомненнее, однако наименование осталось прежнее – Управление РККА

* Датируется по помете на документе «т. Уншлихту. 12/Х1», год установлен по окружающим документам.

** Слова, выделенные курсивом, в тексте документа подчеркнуты.

Между тем практика протекшего полугодия показала, что это наименование, как не выражающее достаточно четко сущности лежащих на Управлении РККА функций и его значения в системе центрального аппарата Наркомвоенмор, является причиной нежелательных недоразумений как при сношениях с органами гражданского управления, так и внутри самого Военного ведомства. Причем Управление РККА нередко рассматривается как орган, соответствующий лишь управлениям Штаба РККА или управлениям, подчиненным Начальнику снабжений РККА. А в связи с этим и отделы, входящие в состав Управления РККА, также рассматриваются как органы, не равноценные управлениям Штаба РККА или управлениям довольствующим, хотя их права по общей схеме военного управления и одинаковы.

Выявленное выше несоответствие наименования «Управление РККА» его функциям и значению, равно как наименования его подразделений (отделов), настойчиво требует их переименования. По существу своих функций Штаб РККА становится ныне «Генеральным штабом» в международном значении этого понятия, приближаясь во многом к Германскому большому генеральному штабу довоенного периода. Что же касается Управления РККА, то таковое по своему значению вполне соответствует Главному штабу дореволюционного периода, или же Всероссийскому главному штабу периода гражданской войны, а равно соответствующим штабам в иностранных армиях. Ввиду этого полагалось бы целесообразным в завершение только что произведенной частичной реорганизации теперь же дать новые наименования как Штабу РККА, так и Управлению РККА, назвав первый – «Генеральный штаб» и второй – «Административный штаб» РККА, одновременно присвоив соответствующим подразделениям их наименование «управлений».

Об изложенном представляется на усмотрение РВС СССР.

Начальник и комиссар Управления РККА Левичев

РГВА. Ф. 33988. Он. 2. Д. 604. Л. 43-44. Подлинник

автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

№59 Предложения начальника Управления РККА В.Н. Левичева в РВС СССР об изменении названий Штаба РККА и Управления РККА 12 ноября 1924 г.*При реорганизации центрального аппарата Народного комиссариата по военным и морским делам, произведенной весной текущего года, в силу

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

автора

№163 Доклад начальника Военно-санитарного управления РККА А.И. Замятина в РВС СССР о санитарном состоянии и службе здравоохранения РККА №565/сс26 января 1927 г.Сов. секретноУлучшение общего социально-экономического состояния СССР и связанное с этим повышение санитарного

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№179 Заключение начальника ГУ РККА В.Н. Левичева в РВС СССР на выводы Военно-морской инспекции НК РКИ СССР по итогам обследования «системы управления НКВМ» и состояния подготовки и переподготовки комсостава РККА и на высказанное Инспекцией предложение о необходимости

№18 Докладная записка начальника Политического управления РККА А.С. Бубнова зам. председателя РВС СССР М.В. Фрунзе о реорганизации политаппарата РККА и РККФ 27 марта 1924 г.*Сов. секретноО реорганизации политического аппарата Красной Армии и ФлотаВ основу реорганизации

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№41 Доклад начальника Организационного управления Штаба РККА СИ. Венцова начальнику Штаба РККА о реорганизации укрепрайонов и крепостей №10/сс26 июля 1924 г.Сов. секретноВ развитие доклада помнаштаресп тов. Шапошникова от 18 июля с. г. за №23337сс и во исполнение резолюции

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов №2308314 октября 1924

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№62 Донесение начальника Управления РККА В.Н. Левичева в РВС СССР о проведенных изменениях функций в центральном аппарате НКВМ №611121/24 ноября 1924 г.В секретариат зам. председателя РВС СССРВ дополнение и развитие сношения Управления РККА от 25 апреля с.г. за № 3007 и в связи с

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№88 Докладная записка начальника Оперативного управления Штаба РККА С.М. Белицкого начальнику Штаба РККА С.С. Каменеву о 5-летней программе строительства Морских Сил РККФ №0134902 июля 1925 г.Сов. секретноРассмотрение 5-ти летней программы строительства морского флота снова

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№110 Служебная записка начальника Организационно-мобилизационного управления Штаба РККА С.И. Венцова начальнику УВУЗ РККА И.Э. Якиру о необходимости усиления вопросов мобилизационной работы в программах военных школ при подготовке комсостава №32042/с20 ноября 1925

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№144 Заключение начальника Управления устройства и службы войск ГУ РККА Я.Я. Алксниса по докладу начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского о плане развития стрелковых (полевых) войск 14 июня 1926 г.Сов. секретноI. В обоснование плана развития** положена только одна, хотя и

РАЗВЕДУПР - IV управление - ГРУ РККА

5 ноября 1998 г. российская военная разведка отметила свое 80-летие. Именно в этот день в 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) за № 197/27 был объявлен штат Полевого штаба РВСР, в его составе штат Регистрационного управления - центрального аппарата, объединившего все органы военной агентурной разведки, которые уже существовали к этому времени (сокращенно Региструпр, иногда именуемое в документах и Региструп). Цель военной разведки - сбор, обработка и доведение до высшего руководства военной, военно-политической и военно-экономической информации.

Однако военная разведка не возникла на пустом месте. В годы Первой мировой войны военной разведкой и контрразведкой ведал Отдел генерал-квартирмейстера Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) русской армии (сокращенно: Огенквар). Итак, военная разведка направлялась Главным управлением генерального штаба. Структура ее выглядела так: 1) полевые управления: ставка и штабы фронтов; 2) заграничная агентура: военные агенты (так назывались тогда военные атташе) и негласная агентура; 3) штабы Одесского и восточных округов: Туркестанского, Иркутского, Омского, Приамурского и Заамурского.

Агентурная разведка на Дальнем Востоке, помимо негласной агентуры Главного управления Генерального штаба и наших военных агентов в Японии и Китае, входила также и в обязанности штабов округов.

К концу 1917 г. стало окончательно ясно, что Огенквар слишком громоздок. Поэтому было принято решение о его разделении на две части: Отделы 1-го и 2-го генерал-квартирмейстеров. В первом стали заниматься вопросами оперативного характера, а во втором - разведкой, военной статистикой иностранных государств и контрразведкой. Возглавлял тогда 2-й отдел генерал-майор П. Ф. Рябиков, преподававший ранее в Академии генерального штаба (АГШ). Начальником разведывательной части, в состав которой входили добывающее и обрабатывающее отделения, и помощником Рябикова был 3-й квартирмейстер полковник Андрей Васильевич Станиславский. Структурно отдел в начале 1918 г. состоял из восьми отделений. Первое (разведывательное) возглавлял Николай Николаевич Шварц. Выпускник АГШ, штабс-капитан, руководитель Разведотделом штаба Московского военного округа в 1918–1919 гг. М. В. Цейтлин в своей книге «Разведывательная работа штабов» вспоминал: «…После октябрьского переворота деятельность штабов вообще замерла, в том числе и разведывательная служба. После подписания Брестского мира, благодаря ликвидации всех штабов, разведывательная служба прекратилась совершенно, и хотя всевозможные партизанские отряды и вели разведку, но ее никто не объединял, и сведения пропадали…Некоторое время продолжалась еще, по инерции, агентурная разведка, получались сведения от русского отделения междусоюзнического бюро в Париже и от иностранных военных миссий, особенно французской». Разведывательные сводки от последней поступали вплоть до конца июля 1918 г.

В мае 1918 г. к руководству операциями на фронтах подключается Оперативный отдел Народного комиссариата по военным делам (Оперод Наркомвоена), преобразованный из оперативного отдела штаба Московского военного округа. В первое время Оперод объединял всю агентурную и войсковую разведку на территории Советской России, а также выполнял специальные задания Совнаркома. Руководил разведкой Б. И. Кузнецов (1889–1957), в последующие годы служивший на штабных должностях в РККА (с 1940 г. - генерал-майор).

Заграничной агентурной разведкой по-прежнему руководил ГУГШ, возглавляемый с ноября 1917 г. по май 1918 г. генерал-квартирмейстером Н. М. Потаповым (1871–1946).

С переездом в 1918 г. правительственных учреждений в Москву, сюда переехало и ГУГШ, его Отдел 2-го генерал-квартирмейстера разместился на Большой Молчановке, дом 20 (в особняке Глебовых). По структуре Отдел по-прежнему состоял из добывающего (разведывательного) и обрабатывающих (региональных) отделений, все его сотрудники окончили АГШ. Начальником Дальневосточного отделения был К. И. Эзеринг, отвечавший за составление статистических сводок, обзоров по Северной Америке, Китаю и Японии.

В начале мая 1918 г. этот отдел был преобразован в Военно-статистический отдел (ВСО) Оперативного управления Всероссийского главного штаба (ВГШ). ВСО состоял из семи отделений, которыми ведал начальник разведывательной части, шестое отделение было дальневосточным. Им ставилась задача: изучать соответствующие государства «по данным, доставаемым нашей военной разведкой», особенно обращая внимание на изучение их вооруженных сил, вероятных планов войны его с соседями, составление и издание популярных справочников для войск.

Три отделения были в распоряжении начальника регистрационной службы (контрразведки), а также имелись еще военно-агентское и общее отделения, подчинявшиеся непосредственно начальнику ВСО.

Характерными причинами плохой работы военной разведки в то время было отсутствие взаимоотношений, нескоординированность и разобщенность действий ее основных служб, рассредоточенность в ВГШ, Высшем военном совете и Опероде Наркомвоена.

«В настоящее время разведка ведется рядом органов, большей частью не связанных между собой никакими служебными взаимоотношениями и совершенно независимыми в принятии того или иного плана работ, - констатировал в июне 1918 г. ВСО. - …Вследствие отсутствия разграничения сфер компетенции в деле разведки между перечисленными выше органами и отсутствии единого руководства всем этим делом выяснились и дают себя чувствовать следующие отрицательные явления: 1) параллельная работа нескольких органов в одном и том же направлении и рядом с этим оставление вовсе без внимания и обследования некоторых районов и данных, 2) чрезмерная расточительность одних органов в расходовании денежных средств на разведку и полное отсутствие кредитов у других, хотя часто эти последние имеют все данные для успешного развития дела разведки, 3) отсутствует орган, объединяющий и систематизирующий материалы по разведке, добываемые всеми перечисленными органами. Дело разведки без подведения итогов и без научной систематической обработки сырых материалов является совершенно не отвечающим пользе дела и обречено на естественное замирание, 4) в связи с отсутствием руководства разведывательной деятельностью всех перечисленных органов резко бросается в глаза бессистемность общей работы».

Для улучшения разведывательной работы была сформирована комиссия по выработке «Общих положений о разведывательной и контр-разведывательной службе», в которую вошли: ее председатель С. А. Кузнецов (ВГШ), врид начальника ВСО А. В. Станиславский и его сотрудники (врид начальника разведчасти А. Л. Нолькен, начальник разведотделения Н. Н. Шварц, врид начальника регистрационной службы (контрразведки) А. А. Чернявский; от Высшего военного совета - помощник начальника Оперативного управления по разведке Б. М. Шапошников; от Оперода Наркомвоена - начальник Отдела военного контроля (контрразведки) М. Г. Тракман, представители штабов военных округов, от ВЧК - Я. Г. Блюмкин (единственный человек не из военного ведомства).

В этом документе, состоящим из трех глав: 1) о разведывательной работе; 2) о контрразведывательной службе и 3) об ассигнованиях на разведку и контрразведку, утверждалось, что «руководство всей разведкой, в смысле разграничения районов деятельности различных органов разведки и постановки задач принадлежит Всероссийскому Главному штабу». В статье 2 главы 1 говорилось: «Всероссийский Главный штаб ведает: а) заграничной агентурной разведкой как в мирное время, так и в период мобилизации и во время войны;

б) разработкой после окончания работ общего мирного конгресса всех вопросов, связанных с «мобилизацией» разведки, обеспечивающей ее непрерывность с объявлением войны и соответствие заграничной агентурной сети военным коалициям держав, в) разграничением районов разведки и постановкой разведывательных задач всем органам, ведущим разведку на территории Российской Республики и общим руководством этой работой в соответствии со ст. 1-й и примечаниями 1-м и 2-м той же статьи, г) окончательной разработкой и систематизированием сведений, добываемых нашими разведывательными органами».

Вместо расформированного Высшего военного совета и его штаба были образованы Революционный военный совет Республики (РВСР) и его штаб, начальником разведывательного отдела штаба был назначен Б. М. Шапошников, начальником разведывательного отделения этого отдела - Ф. Л. Григорьев.

1 ноября 1918 г. председателем Реввоенсовета Республики (РВСР) Э. М. Склянским, главкомом И. И. Вацетисом и членом РВСР К. Х. Данилешевским был утвержден штат Полевого штаба (ПШ) РВСР, начальником его назначили бывшего офицера царской разведки, члена РВСР, члена Реввоентрибунала Республики, комиссара ПШ РВСР Семена Ивановича Аралова (1880–1969), который впоследствии отсидел в ГУЛАГе до 1953 г. В его структуре было предусмотрено Регистрационное управление (Региструпр), на которое было возложено объединение всех органов агентурной разведки и военной контрразведки. Состоял Региструпр из двух отделов: 1-го - отдела военного контроля (т. е. контрразведки), сокращенно Отвоенкон, и 2-го - агентурного, в котором по штату числилось 39 человек (включая техперсонал). При Региструпре имелись Курсы разведки и военного контроля. Региструпру и курсам было приказано разместиться в Москве на улице Пречистенка в домах № 35, 37 и 39, где раньше находился Оперод Наркомвоена. Большинство сотрудников пришло вместе с Араловым из Оперода, который он возглавлял с мая 1918 г. По штату после начальника следовали: консультант Г. И. Теодори (он же начальник Курсов разведки и военного контроля); начальник агентурного отдела В. Ф. Тарасов, однако через несколько дней он отбыл на фронт и его обязанности стал исполнять Г. Я. Кутырев; комиссар отдела В. П. Павулян, вскоре ставший заместителем Аралова; начальник агентурного отделения Г. Я. Кутырев, которого после перемещения в агентурное отделение сменил В. А. Срывалина. Отвоенкон возглавляли М. Г. Тракман и его помощник латыш В. Штейнгарт, ранее руководившие Отделом военного контроля Оперода Наркомвоена. Однако в ведении Региструпра Отвоенкон был всего два месяца, а затем он был передан в ВЧК с изменением его названия и руководства (Особый отдел ВЧК во главе с М. С. Кедровым).

В докладе 1-го отделения 1-го отдела Региструпра Срывалина, где подводились итоги работы органа агентурной разведки за 10 месяцев, говорилось, что «правильная организация разведки должна считаться столь же необходимой, как и организация вооруженных сил Государства и должна быть неотъемлемым их дополнением, иначе армия явится лишь слепым организмом». «Разведка не может быть делом импровизации и кустарничества, ибо она основывается на деятельности сети мелких тайных агентов, которые должны быть выбраны с большим разбором, - писал Срывалин, - затем подготовлены и натасканы и, наконец, еще испытаны, раньше чем считать возможным довериться их донесениям, которые нередко должны лечь основанием важных военных операций. Разведка должна вестись настойчиво и непрерывно, и связь с агентами должна быть надежной. Работа тайной организации за границей должна быть обставлена строжайшей тайной, и агентура должна быть так организована, чтобы арест или измена одного агента не влекли за собой провала всей организации. Количество агентов должно быть достаточно велико, чтобы путем многочисленных засечек иметь возможность проверить правдоподобность донесений агентов». В документе подчеркивалось, что недостает людей, желающих заниматься агентурной работой, что очень невысок коэффициент (ниже 35 % от общего числа поступивших на службу) полезных лиц из партийных работников. В докладе сообщалось о низком образовательном уровне состава агентуры (у 66 % агентов уровень городского училища или церковноприходской школы), 50 % агентуры по профессии рабочие и 90 % агентов никогда не занимались не только тайной военной разведкой, но даже нелегальной партийной работой. Среди прочих недостатков агентуры Срывалин отмечал отсутствие стремления к методической и кропотливой работе и необъективность. Подводя итоги, автор доклада среди недостатков называл: 1) малочисленность агентуры, 2) сильную текучесть в личном составе, 3) отсутствие выбора и подбора кадров, 4) плохую связь, 5) «власть на местах» («В многочисленных докладах, составивших целое дело и представленных в течение последних 3-х месяцев, приводится много фактов о препятствиях в работе агентуры, встречаемых начиная от ЧК и кончая командармами»). В качестве примера можно привести «дело» Георгия Ивановича Теодори. 1 марта 1919 г. ближайший помощник Аралова в Опероде Наркомвоена и Региструпре Теодори был командирован в Литву, Латвию, на Северный и другие фронты для выполнения особых заданий РВСР по агентурной разведке. 12 марта он был арестован особистами в Двинске и этапирован в Москву, где по подозрению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации содержался в Бутырской тюрьме и в Особом отделе ВЧК до 4 января 1921 г. После освобождения служил на различных должностях в РККА до своего ареста и расстрела в апреле 1937 г. (реабилитирован в 1957 г.).

В декабре 1918 г. ВЧК отобрало у военного ведомства контрразведку (отдел военного контроля), входившую в состав Региструпра Полевого штаба РВСР, и полностью сменило его руководство, уже накопившего определенный опыт работы. Усилиями Дзержинского Совет Труда и Обороны принял в ноябре 1920 г. постанволение за личной подписью Ленина о подчинении Региструпра (военной разведки) помимо РВСР еще и ВЧК на правах отдела. Но решение это не было исполнено.

19 июня 1919 г. впервые было принято положение о Региструпре, согласно которому он определялся как «центральный орган тайной агентурной разведки», который подчиняется непосредственно РВСР (минуя начальника ПШ РВСР). В Региструпре имеется три основных подразделения: 1-й - сухопутный агентурный, 2-й - морской агентурный, 3-й - военно-цензурный. Агентурный (сухопутный) отдел состоял из четырех отделений: Северного, Западного, Ближневосточного и Дальневосточного, включавшего Сибирь, Китай и Японию. Его начальником назначался Н. М. Чихиржин (Назаров). Однако в те годы руководство постоянно менялось. Так, уже в июле Аралов передал свои дела как военкома ПШ РВСР новому члену РВСР С. И. Гусеву, а в самом начале 1919 г. сдал и должность члена РВСР. Сергей Иванович Гусев (1874–1933) стал начальником Региструпра. В дальнейшем он был начальником Политуправления Реввоенсовета Республики, в 1924–1933 гг. работал в аппарате ЦК ВКП(б) и ИККИ. После Гусева в январе-феврале 1920 г. управление возглавил Г. Л. Пятаков, с февраля - Владимир Христианович Ауссем (1879–1937). В июле 1920 г. Ауссема сменил Ян Давыдович Ленцман.

То же самое происходило и с заместителями начальника Региструпра. В сентябре 1919 г. от этой должности был освобожден В. П. Павулан, его сменил Т. П. Самсонов, затем (с февраля 1920 г.) Д. Р. Ипполитов, а с сентября 1920 г. - А. Я. Зейбот, в январе 1921 г. появился еще один заместитель - А. М. Устинов.

Также часто менялись начальники в Агентурном отделе. В июне 1919 г. его несколько недель возглавлял В. Г. Зиверт, затем Н. М. Чихиржин, с декабря - В. К. Вальтер, с января 1920 г. - В. Н. Соколов, с апреля - А. П. Апшен, с декабря 1920 г. - Я. К. Берзин. Региструпр располагался по адресу: Б. Лубянка, дом № 12.

На проведенном в декабре 1919 г. совещании сотрудников Региструпра, представителей фронтов и армий, а также зарубежных бюро РКП(б) Т. П. Самсонов сообщил, что до его прихода на пост заместителя начальника Региструпра агентурная работа почти не велась, созвать подобное совещание до сих пор было невозможно, так как начальники Региструпра только числились на этой должности, но не исполняли ее; кроме того, требовалось время на то, чтобы «вычистить» из Региструпра всех военспецов - теперь их не стало; в дальнейшем агентурная разведка будет классовой.

К началу 1920 г. Региструпр истратил на разведработу около 6 млн. рублей. Число его агентов составляло 285 человек.

С 1 января 1920 г. были введены в действие новый штат и положение о Региструпре. В его составе теперь имелось четыре отдела: мобилизационный, оперативный (агентурный), информационный и хозяйственно-финансовый. Несколько позднее прибавился еще один - общий. Мобилизационный отдел привлекал сотрудников «для работы по тайной разведке», занимался их обучением и разрабатывал для них инструкции и указания.

В апреле 1920 г. Ауссем отмечал, что разведка в тылу белогвардейских войск «на окраинах» страны отпадает или сокращается до минимума одновременно с очищением этих окраин. На первое место выходит глубокая разведка в странах Западной Европы, Японии и Америки, которые рассматриваются как потенциальные противники. Заграничная тайная разведка, писал Ауссем, значительно отличается от разведки в тылу белогвардейцев, она требует большого политического кругозора, знания языков и местных условий, для чего достаточно 10–20 человек из старой (дореволюционной) русской эмиграции, которым можно доверить связи Коминтерна. Но проблема в том, чтобы найти их и отправить в распоряжение Региструпра. Резолюция на документе гласила: «Тов. Ауссему необходимо помочь людьми, знающими тамошние условия и языки».

К началу 1921 г. комсостав Региструпра состоял из начальника Управления Я. Д. Ленцмана, его помощников А. Я. Зейбота и В. М. Устинова. Оперативный отдел: начальник Я. К. Берзин, «для поручений при нем» - С. Т. Мандрико, В. В. Татаринов, 1-е отделение (оперативное), начальник - Ф. И. Буш, 2-е (организационное) - Н. И. Никольский, 3-е (техническое) - Я. Я. Бренгман.

В результате давления со стороны Троцкого и Генерального штаба в 1920 г. начали формировать Разведупр. В приказе от 3 мая 1921 г. будет уточнена форма его организации.

В 1921 г. в Разведупре числилось 275 человек.

Некоторое время спустя Разведупр будет называться Четвертым (разведывательным) управлением Генерального штаба Красной Армии, затем Главным разведывательным управлением (ГРУ). Оно начнет действовать в Военной Александровской школе, затем переедет в дом № 19 по улице Знаменского.

Начальником ГРУ с марта 1924 по 1935 г. был Ян Карлович Берзин.

В мае 1924 г. было введено новое «Положение о Разведывательном Управлении Штаба РККА», а уточненный его вариант был официально утвержден председателем РВС СССР И. С. Уншлихтом, курировавшим разведку в те годы. В составе Управления по-прежнему числилась общая (административная) часть и два отдела: 2-й (агентурный) и 3-й (информационно-статистический). Начальник Разведупра назначался РВС (по согласованию с председателем ОГПУ) и подчинялся «в общем порядке службы Начальнику Штаба РККА, в отношении же агентурной разведки и ее организации - непосредственно одному из членов РВС СССР». В 1924 г. в составе Разведотдела, сменившего Разведупр, остался 91 сотрудник.

С сентября 1926 г. наименование управлений штаба РККА стали номерными и Разведупр превратился с тех пор в IV Управление. Произошли изменения и в структуре Управления. С декабря 1925 г. был восстановлен 1-й отдел (войсковой разведки). С сентября 1926 г. появился новый - 4-й отдел (внешних сношений); тогда же шифровальное отделение было выведено из состава 2-го отдела и стало 1-й (шифровальной) частью Управления. 1-й отдел возглавляли: с декабря 1925 г. Н. А. Семенов, с февраля 1927 г. А. И. Гречанин, с марта 1930 г. В. Е. Луцкевич.

Цели и задачи, которые ставились перед Разведупром, наглядно видны из доклада Я. К. Берзина руководству наркомата в первой половине 1925 г.: «Основной задачей Разведупра является: обслуживание высшего командования, штабов, учреждений, заведений и частей Красной Армии, а также заинтересованных государственных и партийных органов СССР в отношении информации о современном состоянии военной мощи иностранных государств, в особенности наших соседей и вероятных противников, и об их планах и намерениях в отношении Союза. Необходимые для этого данные Разведупр добывает в первую очередь при помощи своего агентурного аппарата, а затем черпает дополнительные сведения из иностранной прессы и литературы и из случайных сообщений некоторых гражданских органов, как-то: НКИД, ГПУ, Коминтерн и др. В общей сумме эти материалы чрезвычайно обширны и требуют огромной работы по их систематизации, оценке, проверке и обработке…».

Стало больше внимания уделяться формированию специальной библиотеки Управления, которая в 1925 г. насчитывала свыше 48 тыс. томов (книг и журналов), только в 1924–1925 гг. в нее поступило 4275 книг и 9929 номеров журналов.

Объем работ Разведупра в 1924–1925 гг. наглядно виден из доклада начальника 3-го отдела А. М. Никонова, который информировал, что «через агентурный аппарат Разведупра получено 9851 агентурных материалов с общим количеством 84 148 листов и 3703 книг и журналов; кроме того, получались материалы непосредственно Информационно-Статистическим Отделом от НКИД, ОГПУ и некоторых других органов - в количестве 1986 материалов, так что в общей сумме количество всех полученных Отделом материалов выражается цифрой 11 837». Помимо этого отдел получал и обрабатывал 110 ежедневных иностранных газет и 247 журналов на 24 иностранных языках из 25 стран. В то же время в качестве самокритики признавалось, что еще имеется недостаточная согласованность работы добывающего и обрабатывающего аппаратов (то есть 2-го и 3-го отделов IV Управления).

Со второй половины 20-х годов усиливается конкуренция и борьба между IV разведуправлением РККА и отделами ОГПУ за «правильность», «достоверность» и «важность и ценность» сообщаемой наверх информации, получаемой от их резидентов за границей. Причем отголоски этой борьбы будут чувствоваться на всем протяжении работы разведок во второй половине 20-х и 40-х годов, в том числе и в Китае.

В качестве примера можно привести докладную записку Особого отдела ОГПУ наверх, в которой сообщалось: «Из разговоров ответственных работников Разведупра Штаба РККА о состоянии агентурного аппарата в Англии и Америке устанавливается, что агентурный аппарат в указанных государствах работает крайне неудовлетворительно. Имеет место постоянная присылка из Англии совершенно неценных материалов. Если же в редких случаях попадается материал, имеющий относительную ценность, то такой оказывается взятым из официальной экономической печати. Еще хуже работает резидентура в САСШ. По имеющимся данным таковая совершенно не усвоила своих функций… Работу резидентур в Англии и Америке можно расценивать в области выполнения заданий и использования находящихся в их распоряжении средств как халатное, граничащее с преступностью отношение к делу».

Помощнику начальника Разведупра Б. Б. Бортновскому (1894–1927), который в 1925 г. был секретарем Китайской комиссии политбюро, в июне 1926 г. пришлось делать специальный доклад председателю РВС СССР Ворошилову о состоянии работы по указанным в «записке» странам. Он утверждал, что «крайнее недовольство, выраженное в агентурной записке, отражает лишь настроение политического сектора, который действительно до сих пор не обслужен. Факт этот особенно нас не тревожит, поскольку политической агентурой занимается главным образом ИНО ОГПУ». Докладчик отрицал как неправильное мнение, что работа военных резидентов является «халатной», подчеркивая, что это мнение лишь отдельных «сотрудников обрабатывающего аппарата», которые незнакомы ни с личностью резидента, ни с условиями работы. «На деле в этих странах у нас имеются весьма ответственные и испытанные товарищи, известные по прежней работе, и даже при плохих результатах работы их нельзя обвинить в халатности, - сообщал Бортновский. - … В качестве вывода могу указать, что вся записка отражает настроение низших сотрудников политической части 3-го отдела, которые из-за ревностного отношения к делу часто недовольны недостатком тех или других материалов, которые мы, из-за объективных условий, не всегда можем в этом смысле удовлетворить».

Расхождения в оценках ситуации ОГПУ и военным разведывательным ведомством проявлялись и во многих других случаях. О причинах этого еще в августе 1925 г. сообщал заместитель начальника Штаба РККА С.А. Пугачев: «…Разногласие в определении боеспособности армии между органами аппарата Управления Наркомвоенмора и ОО ОГПУ объясняется тем, что последний делает обобщения на основании отдельных, ничем не связанных между собой фактов, поскольку вся его работа направлена главным образом на выявление отрицательных, а не положительных сторон…»

В апреле 1927 г. при IV Управлении было созвано совещание работников разведки военных округов. Со вступительным словом выступил начальник Штаба РККА М. Н. Тухачевский, отметивший ряд недостатков в деятельности военной разведки. О состоянии дел в IV Управлении сообщили выступившие Берзин и Никонов. Последний специально остановился на разведке в странах Востока. «По этим странам накоплен огромный материал, который лишь частично обработан и непрерывно пополняется новыми материалами. Страны Востока уже на основании имеющихся материалов могут быть освещены в достаточной мере. Однако развивающаяся на Востоке национально-освободительная борьба и наступление мирового капитализма с каждым днем затрагивает все больше и больше непосредственно СССР, и странам Востока будет уделено должное внимание и в будущем, - заявил Никонов. - Необходимо освещение во всех деталях вооруженных сил Японии, которая в силу политических и иных условий до сих пор охватывалась нашим агентурным аппаратом в недостаточной мере, но которая представляет огромный интерес как страна, имеющая первоклассные сухопутные, морские и воздушные силы. На основании изложенных данных, характеризующих информационную работу IV Управления, можно сказать, что в настоящее время Управление располагает достаточными данными для того, чтобы поставить на должную высоту дело изучения иностранных армий в войсковых частях и штабах РККА…»

В заключение совещания заместитель начальника штаба РККА С. А. Пугачев подвел итог: «Использование всех способов разведки, я надеюсь, будет поставлено на ноги под руководством IV Управления. Не надо забывать, что на горизонте тучи начали сгущаться: нападение на погранпосты поляков в 1925 г., вопрос о КВЖД и, наконец, нападение на наше посольство в Пекине и консульство в Шанхае. При другой нашей политике мы уже давно бы вступили в войну, но мы этого не хотим. Что касается Центра, то мы постараемся все сделать, чтобы облегчить вашу работу».

К концу 20-х годов IV Управление имело в своем распоряжении сильный заграничный аппарат, работавший по легальной линии, и разветвленную нелегальную сеть. На «специальную работу» в 1929–1930 гг. Управлению было выделено 750 тыс. ам. долл. и 515 тыс. рублей (в ту сумму не входили денежное содержание военных и военно-морских атташе и оплата научных командировок).

Пополнение кадров оперативных работников IV Управления производилось в основном за счет командиров, оканчивающих восточный и основной факультеты Военной академии РККА и другие военные академии, срок обучения в которых обычно равнялся 4–5 годам. Существовали также годичные курсы усовершенствования комсостава при Разведывательном управлении, где обучались лица, прошедшие специальную подготовку, и специальная высшая школа разведслужбы.

Почти с самого начала существовавния военной разведки имели место случаи необоснованных репрессий против ее сотрудников, которых, в лучшем случае, увольняли по настоянию Особого отдела, арестовывали и содержали под стражей, в худшем - расстреливали. Среди них: Г. И. Теодори (12 марта 1919 г. арестован особистами в Двинске, этапирован в Москву и посажен в Бутырскую тюрьму по подозрению в шпионаже и участии в контрревоюционной организации, где и просидел до 4 января 1921 г., затем выпущен, расстрелян в 1937 г.), о котором мы уже писали, Б. И. Кузнецов (арестован в 1919 г.), Г. Г. Димма (1922 г.), Р. Я. Грасис (1923 г.), О. А. Ионфор (1924 г.). В 1927–1929 гг. в военном ведомстве работала совершенно секретная комиссия «по просмотру личного состава Центральных управлений», в том числе и Разведупра. Председателем комиссии был назначен Я. К. Берзин.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР (ПРИКАЗ НКО СССР С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ СССР И ВОЕННОМ СОВЕТЕ ПРИ НАРКОМЕ ОБОРОНЫ СССР № 067. 22 ноября 1934 г.)

Глава 16

61. Военно-хозяйственное управление РККА является центральным органом Народного комиссариата обороны Союза ССР по обеспечению РККА всеми видами военно-хозяйственного снабжения.

Во главе Военно-хозяйственного управления РККА стоит начальник управления.

62. На начальника Военно-хозяйственного управления РККА возлагается:

а) снабжение РККА продовольствием, фуражом, предметами хозяйственного обихода, обозом (в том числе специальным), упряжью, седлами, вьюками, вещевым имуществом, санитарно-хозяйственным и спортивным имуществом;
б) накопление необходимых запасов продовольствия, фуража, обозно-вещевого имущества;
в) составление производственных планов и планов материального снабжения сельскохозяйственным имуществом колхозных частей и подсобных хозяйств РККА и контроль за их реализацией;
г) разработка новых образцов и технических условий на предметы хозяйственного снабжения РККА;
д) разработка указаний по специальной подготовке кадров хозяйственной службы РККА;
е) организация войскового хозяйства, наблюдение и контроль за правильной эксплуатацией и ремонтом хозяйственного имущества РККА;
ж) разработка табелей и норм предметов хозяйственного снабжения РККА;
з) инспектирование войск, учреждений и заведений по вопросам хозяйственного обеспечения РККА.

63. Военно-хозяйственное управление РККА состоит из отделов: 1) мобилизационного, 2) продфуражного, 3) обозного, 4) вещевого, 5) подсобных предприятий, 6) финансового отделения и 7) хозяйственной инспекции.

Глава 17 Санитарное управление РККА

64. Санитарное управление РККА является центральным органом Народного комиссариата обороны Союза ССР по руководству санитарной службой в РККА.

Во главе Санитарного управления РККА стоит начальник управления.

65. На начальника Санитарного управления РККА возлагается:

а) здравоохранение и санитарное обеспечение РККА;
б) организация противоэпидемической службы и обеспечение ее необходимым санитарным имуществом и медикаментами;
в) разработка, по указаниям Штаба РККА, вопросов и мероприятий по гуманитарному обеспечению РККА и эвакуационной службе на военное время;
г) санитарно-курортное обслуживание РККА и руководство организацией детских учреждений;
д) снабжение специальным военно-санитарным имуществом всех родов войск и учреждений РККА, разработка норм, табелей и комплектов санитарного снабжения РККА;
е) разработка указаний, учебных программ и наставлений по специальной подготовке личного состава санитарной службы; руководство Военно-медицинской академией;
ж) участие в расчетах Административно-мобилизационного управления РККА и Управления по начальствующему составу по комплектованию частей и учреждений РККА медицинским составом;
з) санитарный надзор за питанием войск и содержанием казарменных городков и общежитии.

66. Санитарное управление РККА состоит из отделов: 1) организационно-мобилизационного, 2) кадров и подготовки, 3) лечебно-профилактического и эпидемиологического, 4) санитарно-курортного, 5) материального обеспечения и 6) финансового отделения.

Глава 18 Ветеринарное управление РККА

67. Ветеринарное управление РККА является центральным органом Народного комиссариата обороны Союза ССР по руководству ветеринарной службой в РККА.

Во главе Ветеринарного управления РККА стоит начальник управления.

68. На начальника Ветеринарного управления РККА возлагается:

а) ветеринарное обеспечение (лечебно-профилактическое и эпизоотическое) конского состава и других животных;
б) разработка, по указаниям Штаба РККА, вопросов и мероприятий по ветеринарному обеспечению и службе эвакуации на военное время;
в) снабжение специальным ветеринарным имуществом всех родов войск и учреждений РККА, разработка норм, табелей и комплектов ветеринарного снабжения РККА;
г) разработка указаний, учебных программ и наставлений по специальной подготовке личного состава ветеринарной службы;
д) участие в разработках Административно-мобилизационного управления РККА и Управления по начальствующему составу по комплектованию частей и учреждений РККА ветеринарным составом;
е) ветеринарно-санитарный надзор за мясным довольствием войск;

69. Ветеринарное управление РККА состоит из отделов: 1) мобилизационного и кадров, 2) лечебно-профилактического и 3) снабжения.

Глава 19 Строительно-квартирное управление РККА

70. Строительно-квартирное управление РККА является центральным органом Народного комиссариата обороны Союза ССР по руководству необоронительным строительством и квартирным довольствием РККА .

Во главе Строительно-квартирного управления РККА стоит начальник управления.

71. На начальника Строительно-квартирного управления РККА возлагается:

а) составление, по указаниям Народного комиссара обороны, сводного плана всего необоронительного строительства, распределение по округам, армиям и флотам титулов на строительные работы;
б) учет казарменного и жилищного фонда РККА, наблюдение и контроль за его эксплуатацией;
.в) обеспечение всех строительных работ в округах проектами, сметами, фондами централизованных материалов, механизмами и автотранспортом;
г) составление единой заявки Народного комиссариата обороны на фондируемые строительные материалы и механизмы;
д) снабжение предметами оборудования казарм и жилищ;
е) руководство противопожарной охраной в РККА и снабжение противопожарным имуществом казарм, жилищ и складов;
ж) разработка и утверждение инструкций, правил и технических норм по производству строительных работ в РККА и эксплуатации зданий;
з) разработка, по указаниям Штаба РККА, вопросов квартирного размещения войск.

72. Строительно-квартирное управление РККА состоит из отделов: 1) производственного, 2) технического, 3) расквартирования, 4) эксплуатационного, 5) материального обеспечения, 6) отделения по кадрам и 7) финансового отделения.

Тема 58. Экономическая политика советского государства периода гражданской войны (1918-1920 гг.)

1. Причины введения "военного коммунизма".

1.1. Политическая доктрина большевиков . Экономическая политика большевиков периода Гражданской войны получила название "военного коммунизма" (хотя сам термин был введен в оборот еще летом 1917 г. известным социалистом А.А.Богдановым ). Данное понятие включало в себя не просто экономическую политику в условиях военного времени, но и определенную доктринальную концепцию построения социализма в одной стране. В партийных документах РКП(б) (в частности, во второй Программе партии, принятой VIII съездом в 1919 г.) доминировала идея непосредственного перехода к социализму без предварительного периода, приспосабливающего старую экономику к экономике социалистической. Предполагалось, как отмечал В.И.Ленин, непосредственным велением пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкобуржуазной стране, в том числе с помощью средств, позаимствованных у капиталистических государств, прежде всего Германии. В качестве предпосылок для построения социализма В.И.Ленин называл наличие таких субъективных факторов как диктатура пролетариата и пролетарская партия. Что касается материальных предпосылок, то они связывались с победой мировой революции и помощью западноевропейского пролетариата.

В некоторых учебных пособиях встречается положение о том, что Гражданская война стала основной причиной проведения политики военного коммунизма. Вместе с тем первые шаги в рамках этой политики советская власть предприняла еще до развертывания общенациональной войны. Сам В.И.Ленин писал позже: В начале 1918 года мы совершили ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению... Мы предполагали без достаточного расчета непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение по-коммунистически.

В то же время в развитии некоторых военнокоммунистических мер сыграла свою роль и Гражданская война.

1.2. Условия Гражданской войны. Война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - чрезмерной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном, централизованном обществе.

1.3. Сущность политики военного коммунизма. Таким образом, политика военного коммунизма, проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода Первой мировой войны (в России, Германии), с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму в условиях ожидания мировой революции, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Тема 58. Экономическая политика советского государства периода гражданской войны (1918-1920 гг.)

1. Причины введения "военного коммунизма".

1.1. Политическая доктрина большевиков . Экономическая политика большевиков периода Гражданской войны получила название "военного коммунизма" (хотя сам термин был введен в оборот еще летом 1917 г. известным социалистом А.А.Богдановым ). Данное понятие включало в себя не просто экономическую политику в условиях военного времени, но и определенную доктринальную концепцию построения социализма в одной стране. В партийных документах РКП(б) (в частности, во второй Программе партии, принятой VIII съездом в 1919 г.) доминировала идея непосредственного перехода к социализму без предварительного периода, приспосабливающего старую экономику к экономике социалистической. Предполагалось, как отмечал В.И.Ленин, непосредственным велением пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкобуржуазной стране, в том числе с помощью средств, позаимствованных у капиталистических государств, прежде всего Германии. В качестве предпосылок для построения социализма В.И.Ленин называл наличие таких субъективных факторов как диктатура пролетариата и пролетарская партия. Что касается материальных предпосылок, то они связывались с победой мировой революции и помощью западноевропейского пролетариата.

В некоторых учебных пособиях встречается положение о том, что Гражданская война стала основной причиной проведения политики военного коммунизма. Вместе с тем первые шаги в рамках этой политики советская власть предприняла еще до развертывания общенациональной войны. Сам В.И.Ленин писал позже: В начале 1918 года мы совершили ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению... Мы предполагали без достаточного расчета непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение по-коммунистически.

В то же время в развитии некоторых военнокоммунистических мер сыграла свою роль и Гражданская война.

1.2. Условия Гражданской войны. Война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - чрезмерной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном, централизованном обществе.

1.3. Сущность политики военного коммунизма. Таким образом, политика военного коммунизма, проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода Первой мировой войны (в России, Германии), с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму в условиях ожидания мировой революции, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

2. Основные элементы политики

2.1. В области сельского хозяйства.

2.1.1. Продовольственная диктатура, введенная декретами ВЦИК от 9 и 27 мая 1918 г., показала свою неэффективность: было собрано менее 10% запланированного зерна. В свою очередь, действовавшие в тот период продармии вызвали массовые восстания крестьян, поддержавших антибольшевистские силы. Поэтому в ноябре 1918 г. продармия была распущена и декретом от 11 января 1919 г. ведена продразверстка .

2.1.2. Продразверстка, в отличие от политики лета - осени 1918 г., представляла собой уже упорядоченную конфискацию хлеба. Государство сообщало цифру своих потребностей в зерне, затем это количество распределялось (разверстывалось) по губерниям, уездам и волостям. Продотряды, собиравшие хлеб, исходили не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных государственных потребностей, но при этом вынуждены были оставлять часть зерна крестьянам.

Кроме продразверстки - натуральной хлебной повинности - система принуждения, активно практиковавшаяся в годы войны, включала в себя совокупность трудовых натуральных повинностей (расчистка дорог, заготовка дров, гужевая повинность и проч.).

С осени 1919 г. разверстка распространилась на картофель, сено. С окончанием Гражданской войны эта политика была расширена, и с 1920 г. в разверстку были включены мясо и еще 20 видов сырья и продовольствия.

2.1.3. Создание совхозов и коммун. В целях создания единого производственного хозяйства , снабжающего страну всем необходимым, был принят курс на форсированное объединение единоличных хозяйств в коллективные, а также на создание совхозов (советских хозяйств). Переход к коммунистическому производству и распределению в сельском хозяйстве законодательно оформили два документа:

Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию и

Декрет о земле практически отменялся. Земельный фонд передавался не всем трудящимся, а в первую очередь, совхозам и коммунам, во вторую - трудовым артелям и товариществам по совместной обработке земли (ТОЗам). Крестьянин-единоличник мог пользоваться только остатками земельного фонда.

2.2. В промышленности и торговле .

2.2.1. Национализация промышленности. В.И. Ленин считал, что новый социалистический строй предполагает наибольшую централизацию крупного производства по всей стране. В результате на основе декрета от 28 июля 1918 г. была проведена ускоренная национализация всех отраслей промышленности, а не только важнейших. В конце 1918 г. из 9,5 тыс. предприятий Европейской России было национализировано 3,3 тыс. К лету 1919 г. под контролем ВСНХ находилось 4 тыс. предприятий, а через год было национализировано до 80% крупных и средних предприятий. В национализированном секторе трудилось 2 млн. человек -70% занятых.

После окончания Гражданской войны в ноябре 1920 г. ВСНХ принял постановление о национализации всей, теперь уже и мелкой промышленности, однако эта мера так и не была реализована.

2.2.2. Ликвидация рынка и товарно-денежных отношений. Натурализация хозяйственных связей. Огосударствление экономики и проведение в жизнь идеи о социализме как бестоварном и безденежном обществе привели к упразднению рынка и товарно-денежных отношений. 22 июля 1918 г. был принят декрет СНК О спекуляции , запрещавший всякую негосударственную торговлю. К началу 1919 г. полностью были национализированы или закрыты частные торговые предприятия. Обеспечение населения продовольствием, предметами личного потребления осуществлялось через сеть государственного снабжения, для чего были введены карточки, пайки и нормы выдачи. В 1919-1920 гг. создавалась потребительская кооперация - государственная организация, занимавшаяся распределением.

В этих условиях процветали мешочничество и черный рынок, где цены были в десятки и сотни раз выше государственных, однако благодаря именно им люди как-то могли себя прокормить.

После окончания Гражданской войны был завершен переход к полной натурализации экономических отношений. С 1 января 1921 г. было введено бесплатное снабжение продуктами питания, промышленными товарами и обслуживание рабочих и служащих госпредприятий, членов их семей и красноармейцев. Затем была отменена плата за топливо, коммунальные услуги.

2.2.3. Сверхцентрализация управления экономикой . В период Гражданской войны была создана централизованная государственная и партийная структура. В государственной сфере власть перешла к исполнительным органам СНК - Малому совнаркому, Совету Рабочей и Крестьянской Обороны (ноябрь 1918) под председательством В.И.Ленина и Реввоенсовету Республики во главе с Л.Д.Троцким . С 1920 г. в ведении Совета Обороны оказалось все народное хозяйство.

Отрицательное отношение к рынку стимулировало переход к крайней централизации управления народным хозяйством, в первую очередь, промышленностью и распределением (через ВСНХ, Наркомпрод и т.д.). Пиком централизаторства стал главкизм . В 1920 г. существовало 50 главков , подчинявшихся ВСНХ, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции - Главторф , Главкожа, Главкрахмал и др. Предприятия и их объединения не имели при этом никакой самостоятельности.

Потребительская кооперация была также централизована и подчинена Наркомпроду.

2.3. Элементы насилия и принуждения .

2.3.1. Принудительный характер труда. В период военного коммунизма была введена всеобщая трудовая повинность, сначала для буржуазных элементов, а с апреля 1919 г. - для всего населения в возрасте от 16 до 50 лет (лозунг времени - Не трудящийся да не ест!). Труд стал обязательно-принудительным. Для закрепления рабочей силы на одном месте в июне 1919 г. были введены трудовые книжки.

2.3.2. Милитаризация труда стала еще одним элементом политики военного коммунизма. Рабочие превращались в бойцов трудового фронта. Милитаризация охватила сначала рабочих и служащих военной промышленности; в ноябре 1918 г. - всех занятых в железнодорожном, а с марта 1919 г. - на морском и речном транспорте. С 1920 г. рабочие и крестьяне переводились на положение мобилизованных солдат. В январе 1920 г. по предложению Л.Д.Троцкого, поддержанного Лениным, началось создание трудовых армий из тыловых армейских частей на Урале, в Поволжье, в З ападных губерниях, на Кавказе.

2.3.3. Деятельность чрезвычайных органов. Гражданская война была временем чрезвычайных органов, особых полномочий и террора. В числе особых органов в этот период выделялась прежде всего Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК ), которая в июне 1918 г. по численности превзошла наркомат внутренних дел (около 1000 чел., в 1921 г. уже более 137 тыс.). 5 сентября 1918 г., после покушения на В.И.Ленина и убийства председателя Петроградской ЧК М.С.Урицкого , был принят декрет о красном терроре , открывший широкий простор для деятельности репрессивных органов. К началу 1920 г. в концлагерях содержалось 13900 человек, в трудовых лагерях - 4100, в тюрьмах - 36500 человек.

Но террор не был монополией красных. Белые армии прибегали к такому же жестокому возмездию по отношению к своим противникам. Они имели службы безопасности, специальные антиподрывные команды и карательные группы. Белые применяли индивидуальный и массовый террор против населения, участвовали в казнях и расправах над коммунистами, членами советов и целыми деревнями. Погромы, убийства и зверства белых, красных, зеленых и просто бандитских формирований были в годы войны повсеместным явлением.

4. последствия политики военного коммунизма

4.1. В результате проведения политики военного коммунизма были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. Большевикам удалось мобилизовать силы и подчинить экономику целям обеспечения Красной Армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием.

4.2. Экономический кризис. В то же время для экономики страны война и политика военного коммунизма имели тяжелые последствия. К 1920 г. национальный доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению с 1913 г.; производство крупной промышленности составляло 13% от довоенного, в т.ч. тяжелой промышленности - 2-5%. Рабочие уходили в деревню, где еще можно было прокормиться. Окончание боевых действий не принесло облегчения. В начале 1921 г. закрылись многие из еще действовавших предприятий, в том числе несколько десятков крупнейших петроградских заводов.

Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур. Продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила две трети довоенного уровня. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод.

4.3. Социально-политический кризис . Политика военного коммунизма, основанная на насилии и чрезвычайщине, прежде всего в отношении крестьянства, вызвала настоящую войну в деревне и поставила под вопрос сам факт сохранения власти большевиков. В период Гражданской войны, когда белогвардейские правительства попытались обеспечить возвращение земли крупным владельцам, борьба крестьян с большевиками ослабла и обратилась против белых. Но с окончанием активных военных действий она вспыхнула с новой силой.

Вплоть до августа 1921 г. действовала армия Н. Махно . В конце 1920 -начале 1921 г. продолжались крестьянские восстания в ряде регионов России (включая Западную Сибирь, Дон, Кубань). В январе 1921 г. крестьянские отряды общей численностью 50 тыс. человек под командованием А.С.Антонова ликвидировали власть большевиков в Тамбовской губернии, требуя не только отмены продразверстки , но и созыва Учредительного собрания. Лишь летом армии М.Н. Тухачевского удалось подавить восстание, применив артиллерию, танки и даже авиацию.

Одновременно проходили забастовки рабочих, выступления в армии и на флоте, крупнейшим из которых стало восстание моряков Кронштадта, выступивших под лозунгом Советы без большевиков. Показательно, что восставших поддержало большинство кронштадтских большевиков.

4.4. Отмена политики военного коммунизма. Феномен военного коммунизма включал в себя не только экономическую политику, но и особый политический режим, идеологию и тип общественного сознания. В процессе осуществления политики военного коммунизма в общественном сознании сложились определенные представления о модели социализма, которая включала в себя уничтожение частной собственности, создание единой общегосударственной безрыночной системы путем ликвидации товарно-денежных отношений, натурализацию заработной платы как важнейшего условия построения коммунистического безденежного хозяйства.

Но острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру всей точки зрения на социализм. После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. с X съездом РКП(б) (март 1921 г.) началась отмена политики военного коммунизма.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


    1. Назовите основные элементы экономической политики большевиков в области распределения в период Гражданской войны.

    2. Какие последствия для системы государственного управления имела данная политика?

    3. В чем заключались доктринальные (теоретические) основы политики военного коммунизма?

    4. Покажите, к чему привела попытка форсированного внедрения социалистических форм хозяйствования в деревне?

    5. Почему, на ваш взгляд, диктатура пролетариата в годы войны неизбежно привела к диктатуре партии? Сравните численность РКП(б) накануне и после окончания Гражданской войны.
литература

  1. История Отечества в документах. Ч. 1. 1917-1920. - М., 1994.

  2. Короленко В. Письма к Луначарскому.// Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма. М., 1989. С.585 623.

  3. Булдаков В.П., Кабанов В.В. Военный коммунизм: идеология и общественное развитие. М., 1998.

  4. Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство в условиях военного коммунизма. - М., 1988.

  5. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. - М., 1997.

  6. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. Ч.1. Р.4-5.
Тема 59. Новая экономическая политика

(1921-1928) \\ новый курс в экономической политике большевиков

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические . Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика военного коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства.

1.2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отношение к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы нэпа

2.1. Сущность нэпа (1921-1928 гг.). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике , экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. Нэп означал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

2.3.1. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

2.3.2. Денежная реформа (1922-1924 гг.) явилась наиболее действенной и самой рыночной мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец , который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

2.4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.

2.5. Промышленность.

2.5.1. Децентрализация. Реальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись к синдикаты , занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности развивалась аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на которых выпускался 1% промышленной продукции.

2.5.2. Темпы роста промышленности . В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

2.6. Нэп в сельском хозяйстве.

2.1.1. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше, и принял денежную форму. . Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако отступление проводилась постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах местного оборота), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога .

2.6.2.Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 г. - 54.813 (производственных - 15.178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

2.6.3. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовый сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.7. Социальное положение

2.7.1. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

2.7.2. Занятость. В годы нэпа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Численность рабочих и служащих увеличилась с 5.8 до 12. 4 млн. человек за тот же период. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

3. политическая система в годы нэпа

3.1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименнованная в Главное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования .

3.2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Первые месяцы нэпа ознаменовались некоторой либерализацией общественно-политической и ккультурной жизни страны, центром возрождения которой становится Московский университет. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные издательства ; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3.3. Ужесточение политического режима. Но речь шла лишь о частичных и временных мерах. 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными , по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить решения о высылке и заключении в лагеря социально неблагонадежных элементов. В 1924 г. такое же право получило особое совещание ОГПУ. Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922г. была выслана большая группа ученых, философов (всего около 160 человек).Репрессии затронули деятелей русской православной церкви.

3.4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими партиями и оппозицией.

3.4.1. Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями . В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура. После окончания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии заниматься политической деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось высылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйственных органов, что означало для РСДРП политическую гибель.

В 1922 г. состоялся судебный процесс против лидеров партии эсеров , обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина. Резолюция ХII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.) Об антисоветских партиях и течениях объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы.

3.4.2. Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление Х съезда РКП(б) О единстве партии запретило фракционную деятельность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии.

4. противоречия нэпа

4.1. В политической области . Главным противоречием нэпа стала попытка в условиях социально-экономических преобразований сохранить неизменным характер политической власти (диктатуру пролетариата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную победу социализма в одной стране). Сохранение недемократической избирательной системы (открытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полностью противоречило самой сути экономической реформы.

4.2. В экономической области. Приоритет промышленности над сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского периода, которое перманентно грозило власти новыми конфликтами с крестьянством.

Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, товарный голод и т.д.). Кризисы были связаны с несовершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых правовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3% хозяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же хозяева (9,6% крестьянских дворов) выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.

Негативные последствия ограничения кулачества как класса отягощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 1920-х гг. стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических культур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожайном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово-административных начал в управлении экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности . К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фабрик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строительства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

4.3. Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды перехватывли крестьянские обозы с зерном , перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

5. Выводы

5.1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего росийского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность .

5.2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы . Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

5.3. С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений . Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а, следовательно, от учета интересов крестьянства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Назовите причины перехода к новой экономической политике.

  2. Приведите конкретные примеры и покажите степень эффективности осуществления нэпа в деревне.

  3. К каким социальным изменениям в жизни людей привела новая экономическая политика?

  4. Почему в годы нэпа большевики не допустили возрождения многопартийности?

  5. Чем был вызван отказ от нэпа? Какие точки зрения существуют на этот счет в современной исторической науке?
Литература

  1. История Отечества в документах. Ч.2. 1921-1939. Хрестоматия. - М., 1994.

  2. Горинов М.М. НЭП: Поиски путей развития. - М., 1990.

  3. Дмитренко В.П. Советская экономическая политика в первые годы пролетарской диктатуры. Проблема регулирования рыночных отношений. - М., 1986.

  4. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. М., 1999.

  5. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. Ч.II. Р.1,4. - М., 1999.