Главная · Паразиты в организме · Эйдемиллер э г нарушения супружеских отношений. Эйдемиллер в. В. Юстицкий Семейная психотерапия. Э. Г. Юстицкис Психология и психотерапия семьи

Эйдемиллер э г нарушения супружеских отношений. Эйдемиллер в. В. Юстицкий Семейная психотерапия. Э. Г. Юстицкис Психология и психотерапия семьи

Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования». Профессор, доктор медицинских наук, врач высшей категории.

Один из создателей семейной психотерапии в России. Соавтор первой в СССР монографии по семейной психотерапии «Семейная психотерапия» (1990) и монографии «Психология и психотерапия семьи» (1999).

Совместно с Н.В. Александровой разработал модели краткосрочной аналитической психодрамы и аналитико-системной семейной психотерапии.

Круг научных интересов: индивидуальная аналитическая психотерапия, групповая аналитическая психотерапия (аналитическая психодрама), аналитико-системная семейная психотерапия.

Мировоззрение: психоанализ, системный, синергетический и нарративный подходы.

Биографическая справка

Родился 26 ноября 1943 г. В 1961 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, в 1962 г. перевелся в 1-й Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова, который и закончил в 1967 г.

С 1967 по 1968 г. обучался в интернатуре по психиатрии в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П. Павлова на базе Республиканской психиатрической больницы Марийской АССР в г. Йошкар-Оле. Затем работал эпилептологом, участковым психиатром в Республиканском психоневрологическом диспансере МАССР, цеховым психиатром в лечебно-трудовых мастерских психоневрологического диспансера Ждановского района г. Ленинграда. В этот период жизни находился под сильным влиянием идей А.В. Снежневского, Д.С. Озерецковского, В.К. Смирнова и Сильвано Ариети.

С 1970 по 1975 г. обучался в клинической ординатуре и аспирантуре по психиатрии в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева у А.Е. Личко. Затем работал в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева младшим научным сотрудником. С этого момента идеи психоневрологии в общем и психотерапии в частности стали ведущими в мировоззрении.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию «Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте», в 1994 г. - докторскую диссертацию: «Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах». В результате проведенных исследований сформулировал концепцию патологизирующего семейного наследования. Наравне с В.К. Мягер и А.И. Захаровым стал создателем семейной психотерапии в СССР.

С 1982 г. работает в СПбМАПО в должностях ассистента, доцента, профессора. В 1990 г. основал и возглавил курс детско-подростковой психотерапии, в 2002 году после создания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии стал ее заведующим.

Основатель и член Координационного Совета Санкт-Петербургской Гильдии тренинга и психотерапии, член Координационного Совета Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов, заместитель главного редактора журнала «Психическое здоровье детей и подростков».

Основные работы:

Учебно-методические

  1. Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2005. - 1120 с.
  2. Психотерапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. - Т. 1. - С. 97-148.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. - Т. 1. - С. 149-232.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
  5. Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Речь., 2007. - 400 с.
  6. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Спб.: Речь. - 2010. - 425 с.

Научные

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с.
  2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.- 656 с.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. - 2005. - Т. 9. - № 2. - С. 16-21.
  4. Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. - 2005. - № 2. - С. 45-55.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Современная нарративная психотерапия // Психическое здоровье. Ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. - 2008. - № 5. - С. 62-67.
  6. Эйдемиллер Э.Г. Духовное измерение психотерапии и психотерапия духовностью // Психотерапия. - 2010. - № 2. - С. 53-60.

Год выпуска: 2007

Жанр: Психология

Формат: DOC

Качество: OCR

Описание: Учебное пособие «Семейный диагноз и семейная психотерапия» подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования: заведующим кафедрой, профессором, доктором медицинских паук Эдмондом Георгиевичем Эйдемиллером, доцентом кафедры, кандидатом медицинских наук Игорем Валерьевичем Добряковым и профессором кафедры, доктором психологических наук Ириной Михайловной Никольской. Учебное пособие предназначено в первую очередь для врачей и психологов, а также социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями. В сжатом виде в нем представлены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; показаны факторы, ведущие к нарушениям ее жизнедеятельности; изложены современные методы семейной диагностики, методы и техники системной и аналитико-системной семейной психотерапии, игровой семейной психотерапии и семейного консультирования; показаны возможности использования в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики авторов и рисунками.
Учебное пособие «Семейный диагноз и семейная психотерапия» базируется на предыдущих работах авторов: монографиях Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицикиса «Семейная психотерапия» (Л.: Медицина, 1990) и «Психология и психотерапия семьи» (СПб.: Питер, 1999), хрестоматии «Семейная психотерапия» (составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2000), практикума «Системная семейная психотерапия» (под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002), методических пособиях Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М.: Фолиум, 1996), Э.Г. Эйдемиллера и И.В. Добрякова «Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная психотерапия» (СПб.: Комитет по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга, 2001).
Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры - ассистенту Н.В. Александровой и старшему лаборанту Е.Б. Сомовой за помощь в подготовке материалов к учебному пособию.
Работа с семьями требует от специалиста большого объема теоретических знаний, разнообразных практических навыков, терпения и постоянного самосовершенствования. Само собой подразумевается, что специалист в области семейной психологии и психотерапии должен уметь работать с людьми разного пола и разного возраста: детьми, подростками и взрослыми. Он должен владеть навыками индивидуальной (помощь одному члену семьи) и групповой работы (помощь супружеской паре, детям и родителям, семье в целом). Надеемся, что книга «Семейный диагноз и семейная психотерапия» даст возможность специалистам расширить их знания в области семейной психологии и психотерапии и выбрать те методы работы, которые помогут им более эффективно справляться со стоящими перед ними задачами.

«Семейный диагноз и семейная психотерапия»


Семья как единица психологического анализа

  1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике
    1. Семья и ее современные модели
    2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи
    3. Структура семьи и ее нарушения
    4. Динамика (жизненный цикл) семьи
  2. Семья как система
    1. Понятие семьи как системы
    2. Параметры семьи как системы
      1. Структура семейных ролей
      2. Семейные подсистемы и границы
      3. Семейные правила
      4. Стандарты взаимодействия
      5. Семейные мифы
      6. Семейная история
      7. Семейные стабилизаторы
    3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи
  3. Нарушения жизнедеятельности семьи
    1. Семья в трудной жизненной ситуации
    2. Понятие семейного стресса и копинга
    3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз
Методы семейной диагностики
  1. Рисунок семьи
  2. Семейная социограмма
  3. Семейная генограмма
  4. Шкала семейного окружения (ШСО)
  5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)
  6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
    1. Нарушение процесса воспитания в семье
    2. Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
    3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании
  7. Другие методы психологической диагностики семьи
    1. Гиссенский личностный опросник (ГТ)
    2. Методика диагностики межличностных отношений
    3. Измерение родительских установок и реакций (опросник PART)
    4. Цветовой тест отношений (ЦТО)
    5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР)
Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи
  1. Зачатие
  2. Беременность
    1. Тест отношений беременной
  3. Родовая травма
  4. Постнатальный период
  5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание
  6. Перинатальная семейная психотерапия
    1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка
    2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка
    3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода
Системная семейная психотерапия
  1. Определение системной семейной психотерапии
  2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
  3. Основные техники системной семейной психотерапии
  4. Модель интегративной системной семейной психотерапии
  5. Пример использования системной семейной психотерапии
Аналитико-системная семейная психотерапия
  1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии
  2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии
    1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности
      1. Психоаналитические теории развития личности
      2. Неаналитические теории развития личности
    2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи
  3. Метод и техники аналитико-системной семейной психотерапии
    1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями
Игровая семейная психотерапия
  1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии
  2. Интеграция игровой и семейной психотерапии
  3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии
  4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии
  5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии
Семейное психологическое консультирование
  1. Общие сведения о психологическом консультировании
  2. Цель, направления и технология семейного консультирования
  3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения
  4. Стадии психологического консультирования
  5. Случай психологического консультирования
Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии
  1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии
  2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании и психотерапии взрослых клиентов
  3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании
Психодрама в семейной психотерапии
  1. Общие сведение об аналитической психодраме
  2. Аналитическая психодрама в работе с семьями
Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем
  1. Рассказывание историй как проективная техника
  2. Сказка «Гуси-лебеди»
  3. Индивидуальная форма работы с пересказом
  4. Групповая форма работы с пересказом
Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии
  1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
  2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
Толерантность и идентичность современного психотерапевта
Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3

Литература

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис

Психология и психотерапия семьи

Нашим Учителям -

нашим родителям, нашим детям,

нашим родственникам,

нашим клиентам и

У каждого семейного психотерапевта была первая семья, с которой он работал, – та, которая, собственно, и помогла сделать «великое открытие» – понять, что у пациентов, оказывается, есть семьи. Один из нас сделал такое открытие в 1970 г. Подросток с шизофренией и его мать вместе явились на сеанс психотерапии. Мать – энергичная властная женщина – сама заняла свободный стул напротив психотерапевта, сев рядом с сыном, и принялась руководить его поведением. Стало понятно, что они составляют вместе единое целое. Но знания и опыт Э. Г. Эйдемиллера ничего об этом не говорили. Куда полезнее оказался здравый смысл и искреннее стремление просто понять, что происходило в этой семье, вместо того чтобы приклеивать ей психиатрический ярлык. Об этом первом своем «семейном сеансе» Э. Г. Эйдемиллер рассказал на конференции молодых ученых. К удивлению, его рассказ слушали с интересом, а комиссия присудила за него премию. Однако в действительности от работы с первой семьей осталось больше вопросов, чем ответов. Какая-то часть ответов была получена в работе со второй семьей, но зато появились и новые вопросы. Так началось для нас то, что продолжается уже почти 30 лет, – семейная психотерапия.

Многие специалисты – психологи и психиатры, и в первую очередь детские, специфика работы которых и заключается в необходимости вступать в контакт с родителями психически больных детей, выслушивать их жалобы – накапливали собственный опыт в семейной психотерапии. Зачастую сообщения родителей бывают единственным источником информации о том, как рос, развивался и как заболел ребенок, кроме того, родители этих детей нуждаются в утешении и поддержке, и все эти задачи приходится решать в комплексе.

Индивидуальный стиль каждого психотерапевта – В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, А. А. Щеголева, Э. П. Кузнецовой, Е. А. Шаповал, А. С. Спиваковской и других – предопределял своеобразие работы с семьями. У нас была возможность встречаться с ними в формальных и неформальных условиях и обмениваться опытом.

Литературы о семейной психотерапии на русском языке практически не было, за исключением наших собственных статей. Знакомство с зарубежным опытом происходило в ходе личных встреч с такими выдающимися психотерапевтами, как В. Сатир, К. Витакер, С. Кратохвил, С. Ледер, О. Бах, супруги Кноблох и Шнайдер, Б. Фурман, Киршти Хааланд, А. Куклин и Д. Г. Барнс. Прочтение монографии С. Минухина «Семьи и семейная терапия», вышедшей в 1974 г., открыло для нас новый мир структурной психотерапии.

Первую нашу теоретическую статью, посвященную семейной психотерапии, нам удалось опубликовать лишь в 1989 г. в журнале «Семейная психиатрия» под редакцией Д. Хайуэлса в Великобритании. Мы испытывали большие трудности с концептуализацией собственного психотерапевтического опыта. Кроме того, чтобы издать монографию по медицине, необходимо было либо принадлежать к ограниченному кругу лиц, для которых были открыты двери издательств, либо искать себе могущественного соавтора, либо иметь сильные, но далекие от науки аргументы в пользу ее опубликования.

Только сильная дружеская поддержка Б. Д. Карвасарского позволила нам работать начиная с 1985 г. над монографией «Семейная психотерапия», которая была опубликована в 1990 г. в Ленинградском отделении издательства «Медицина».

Эта книга была написана в результате нашей дружбы и совместной творческой работы, которая началась в 1974 г., когда В. Юстицкис приехал на стажировку в Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева. Это было время упоенных, жестких, а порой и жестоких дискуссий о необходимости появления среди врачей медицинских психологов, о месте и роли психологических тестов в клиническом исследовании психически больных, о возможностях и эффективности психотерапии, особенно групповой, при неврозах, алкоголизме, шизофрении и психосоматических заболеваниях.

Многие психиатры еще в студенческие годы слышали от своих уважаемых учителей, что самая большая ошибка, которую может допустить психиатр, заключается в том, что вместо «объективного» психопатологического анализа им может быть допущен «субъективный» психологический анализ болезни пациента. Тех психиатров, которые занимались психологией и психотерапией, ортодоксальные психиатры считали фрондерами и едва ли не предателями. В какой-то мере взаимное недоверие сохраняется и по сей день.

Мы хотим назвать имена тех, с кем вместе в конце 60-х – начале 70-х гг. создавали семейную психотерапию в СССР, – Валентины Карловны Мягер, Александра Ивановича Захарова. В 1969 г. В. К. Мягер опубликовала первую в СССР статью о семейной психотерапии.

В память об этом Э. Г. Эйдемиллер и А. 3. Шапиро организовали в 1999 г. Международную конференцию, которая называлась так же, как данная монография.

В 1978 г. вышел под редакцией В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого сборник трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях» – первый в СССР сборник, посвященный теоретическим и практическим аспектам семейной психотерапии. В нем были представлены исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е гг. Это было своеобразное подведение итогов: кто и что сделал на ниве семейной психотерапии.

Развитие семейной психотерапии в России прошло несколько этапов.

Вначале семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники». Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммировав психопатологические профили, понять сущность семьи как суммы входящих в нее индивидуальностей. Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медикаменты, занятия AT, сеансы гипноза и т. д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич, Санкт-Петербург

Доктор медицинских наук, профессор.

Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Почётный президент общественной организации «Психическое здоровье детей и подростков». Основатель и член Координационного Совета Санкт-Петербургской Гильдии тренинга и психотерапии, член Координационного Совета Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов почетный директор Клуба друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Заместитель главного редактора журнала «Психическое здоровье детей и подростков», член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия».

В 1961 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, в 1962 г. перевелся в 1-й Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова, который закончил в 1967 г. С 1967 по 1968 г. обучался в интернатуре по психиатрии в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П. Павлова на базе Республиканской психиатрической больницы Марийской АССР в г. Йошкар-Оле. С 1970 по 1975 г. обучался в клинической ординатуре и аспирантуре по психиатрии в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Обучался в Лондоне в Центре Анны Фрейд и в Институте Групп-анализа. Прошел обучение на семинарах корифеев семейной психотерапии и аналитической психодрамы В. Сатир, К. Витакера, К. Хааланд, А. Куклина, Д. Г. Барнс, Д. Физии, Д. Киппера, Г. Лейтц.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте», в 1994 г. – докторскую диссертацию на тему «Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах».

Работал эпилептологом, участковым психиатром в Республиканском психоневрологическом диспансере МАССР, цеховым психиатром в лечебно-трудовых мастерских психоневрологического диспансера Ждановского района г. Ленинграда. После окончания ординатуры работал в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева младшим научным сотрудником.

С 1982 г. работал в СПбМАПО (с октября 2011 г. преобразована в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова) в должностях ассистента, доцента, профессора. В 1990 г. основал и возглавил курс детско-подростковой психотерапии, в 2002 году после создания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии стал ее заведующим.

Сфера научных интересов: психосоматические соотношения, когнитивные стили и сценарии, уровень и структура проявлений агрессивности у детей и подростков, индивидуальная аналитическая психотерапия, групповая аналитическая психотерапия (аналитическая психодрама), аналитико-системная семейная психотерапия.

Один из основоположников семейной психотерапии (наравне с В.К. Мягер и А.И. Захаровым) и онтогенетически ориентированной индивидуальной и групповой психотерапии в СССР и России.

В результате проведенных исследований сформулировал концепцию патологизирующего семейного наследования. Н стал создателем семейной психотерапии в СССР.

Создатель ряда методов кратко- и долгосрочной групповой психотерапии детей, подростков и взрослых. Совместно с Н.В. Александровой разработал модели краткосрочной аналитической психодрамы и аналитико-системной семейной психотерапии. В своей учебной, научной и лечебной работе интегрировал психоаналитический, онтогенетический, системный и нарративный подходы, на основании которых сформулировал концепцию «патологизируюшего семейного наследования».

Автор и соавтор 6 методов психологической диагностики, среди которых «Аутоидентификация и идентификация по словесно-характерологическим портретам», «Предпочитаемый тип симпатии» («ПТС»), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» («АСВ»), проективный тест «Возраст. Пол. Роль» («ВПР»). Соавтор методов групповой психотерапии «Теплые ключи» и аналитико-системной семейной психотерапии.

Учебные:

  1. Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.
  2. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Психотерапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т. 1. – С. 97-148.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т. 1. – С. 149-232.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
  5. Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь., 2007. – 400 с.
  6. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Речь. – 2010. – 425 с.

Научные:

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
  2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.– 656 с.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. – 2005. – Т. 9. – № 2. – С. 16-21.
  4. Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. – 2005. – № 2. – С. 45-55.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Современная нарративная психотерапия // Психическое здоровье. Ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. – 2008. – № 5. – С. 62-67.
  6. Эйдемиллер Э.Г. Духовное измерение психотерапии и психотерапия духовностью // Психотерапия. – 2010. – № 2. – С. 53-60.

Интервью в «Психологической газете»:

В 1965 году Э.Г. Эйдемиллер вошел в неофициальную группу художников «Санкт-Петербург», организованную М.Шемякиным. Работает в парадигмах когнитивного фигуративизма и метафизического синтетизма. В создании своих работ он идет от мысли к образу. На формирование его стиля оказало влияние творчество Михаила Шемякина, Джорджо де Кирико и Фернана Леже.

В 1966 году была подготовлена выставка работ М.Шемякина, Э.Эйдемиллера и В.Иванова, но разрешено было выставить только работы М.Шемякина. С 17 по 28 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге состоялась Э.Г. Эйдемиллера.

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Миссия психологии в современном мире – помогать людям в понимании самих себя и друг друга.

2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?

Научиться питаться грамотно, вкусно, аккуратно в компании умных, приличных и интересных людей. Пусть молодые психологи расшифруют эту метафору.

3. Что такое любовь для Вас?

Этот вопрос самый сложный, на который человечество пытается ответить с момента зарождения всего живого. Мне импонируют слова Перси Биши Шелли: «Любовь – это выход за пределы своего «Я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке».

Аннотация:

В книге освещены основные психологические механизмы функционирования семьи - действие вертикальных и горизонтальных стрессоров, динамика семьи, структура семейных ролей, коммуникации в семье. Приведен обзор основных направлений и школ семейной психотерапии - психоаналитической, системной, конструктивной и других. Впервые авторами изложена оригинальная концепция "патологизирующего семейного наследования". Особый интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами.

Предисловие к четвертому изданию...................................14

Предисловие к первому изданию......................................15

ВВЕДЕНИЕ ........................................19

Что такое семейная психотерапия н кто такие семейные психотерапевты? ............20

ГЛАВА 1. Семья как источник психической травматизации личности ... 37

Современная семья и нарушения ее функционирования...............38

Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество........................42

Стадии супружеских отношении................................44

Нарушения жизнедеятельности семьи............................47

Семья как источник психической травмы...........................51

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности..............53

«Семейная тревога»...........................................55

Семеймо обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение.......56

Чувство вины, связанное с семьей...............................58

Пути выявления семейио обусловленных пенхотравмпрующих состояний..............59

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму.........60

ГЛАВА 2. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности ........63

Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи......................61

Появление в семье психически больного. Структурно-функциональные особенности семей с психически больным...........61

Основные направления развития семьи психически больного. «Водораздельная теория» .......71

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами.....80

Семья психически больного п здравоохранение. Модели взаимоотношений............83

Семья психически больного н здравоохранение. Модели взаимоотношений.............83

Современные программы помощи семье с психически больным......87

Основные формы помощи семье................................89

Нарушение представлении членов семьи о семье и личности друг друга...................93

Представления членов семьи о своей семье.......................93

Пути развития внутреннего образа семьи........................108

Наивные семейные постулаты.................................117

Роль семейных постулатов....................................118

Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье................135

Концепция репрезентативных систем. Современные представления.. 136

Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления (обзор работ отечественной психологической школы).........................149

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье....................154

Нарушение межличностной коммуникации в семье..................161

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье... 161

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации......167

Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье. Их выявление...............176

Нарушение механизмов интеграции семьи..........................181

Семья: ее структура и интеграция..............................181

Семейные противоречия и их решение как механизм интеграции семьи..............................190

Основные типы решения семейных проблем (реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения)................192

Механизмы семейной интеграции..............................201

Семейные мифы.............................................231

Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.... 235

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семенной психотерапии...............248

Структура и возрастная динамика пяти наиболее часто встречающихся профилей личности...............251

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования... 259

ГЛАВА 3. Методы семейной диагностики. Техники семейной психотерапии и их теоретическое обосновани е........................273

Изучение семьи и диагностика се нарушении.......................274

Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семенной психотерапии.....................281

Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование... 306

Техники семенной психотерапии...............................312

ГЛАВА 4. История развития семейной психотерапии: основные направления и методы ...............................323

История развития семейной психотерапии.........................324

Школа Пало Алто..............................................329

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия.....337

Семейная системная психотерапия................................341

Теоретические положения.....................................341

Стратегическая семейная психотерапия............................396

Теоретическое обоснование....................................398

Семейная коммуникативная психотерапия.........................401

Теоретическое обоснование....................................401

Техники семейной коммуникативной психотерапии...............403

Семейная психотерапия, основанная на опыте (Family experiential therapy)......................................404 Семенная психотерапия конструктов..............................424

Семейная поведенческая психотерапия............................430

Супружеская психотерапия......................................433

Постмодернистская семейная психотерапия: модель аналитико-системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой........................................443

Семейное консультирование...................................447

ГЛАВА 5. Особенности семейной психотерапии в системе лечения и профилактики некоторых нервно-психических и психосоматических расстройств .......................451

Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах...............................452

Семейная психотерапия при шизофрении..........................487

Семейная психотерапия при акцентуациях и расстройствах личности у подростков...................................................509

Определение степени отклонения характера с помощью ПДО при гипертимном, эпилептой дном, нстероидном и неустойчивом типах психопатий (при гнпертимном, инертно-импульсивном, демонстра-тивно-гиперкомпенсаторном н неустойчивом типах акцентуаций).............511

Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности (психопатиями) .....................524

Семейная психотерапия при зависимостях.........................528

Оценка эффективности модели краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии (МКБСГП).............................563

Заключение....................................................564

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................567

Методики изучения семьи в ходе семейной психотерапии.............568

Приложение 1. Методика «Семейно обусловленное состояние».........569

Приложение 2. Оирогнпк «Анализ семейной тревоги» (ACT) .........570

Приложение 3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)..................572

Приложение 4. Днагностико-психотерапевтпческая процедура «Наивная семейная психология» (HCI1)..............575

Приложение 5. Оирогнпк «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой..........................577

Приложение 6. Методика «Сенсорные предпочтения в семье» Н.Л. Васильевой.................580

Приложение 7. Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии»)..................581

Приложение 8. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВНР)....................587

Приложение 9. Методика «Нормативное сопротивление» (НС)........591

Приложение 10. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам.........593

Приложение 11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) ..........600

Опросник для родителей детей в возрасте 3 10 лет...............600

Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.... 605

Приложение 12. Бланк теста «Семейная социограмма»...............611

Summary ......................................................629

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................633

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................665