Главная · Паразиты в организме · Что делать если ребенок сова. Кто Ваш ребёнок? Жаворонок? Сова? Голубь? Кто же растет в семье: жаворонок или сова

Что делать если ребенок сова. Кто Ваш ребёнок? Жаворонок? Сова? Голубь? Кто же растет в семье: жаворонок или сова

У нас дочка, 5 мес и 1 неделя. Так повелось, что спать ложится она очень поздно, в 11 часов вечера. Просыпается часов в 6 покушать и спит ещё до 9-10 часов утра. Соответственно длинный дневной сон у нас приходится на промежуток с 4 до 7 часов вечера. Мы с мужем совы, тоже поздно ложимся и поздно встаём. Меня такой режим ребёнка устраивает вполне, не могу себе даже представить, если бы она просыпалась окончательно в 6 утра. С другой стороны, я знаю, что дети должны идти спать не позднее 9 часов вечера, якобы самый здоровый сон - до 12 часов ночи. В своё время я предпринимала попытки сдвинуть отход ко сну на более ранние часы, скажем хотя бы на 10 вечера. Всё это приводило к тому, что потом уложить ребёнка окончательно удавалось уже к 12, а то и позже. Бывают дни, когда она не спит положенные часы днём или спит не с 4 вечера до 6-7, а гораздо раньше, с 12 до 3. Тем не менее, окончательно успокаивается она только в 11 часов и никак не раньше. Что вы можете сказать об этой ситуации?

Отвечает

Парадоксальная ситуация: у ребенка нет проблем со сном . Родителей вообще и маму в частности такой режим вполне устраивает - т.е. он и удобен и вполне целесообразен для нормального бытия Вашей семьи. Тем не менее, эта абсолютно (!) нормальная ситуация вызывает беспокойство только потому, что "...я знаю, что дети должны идти спать не позднее 9 часов вечера, якобы самый здоровый сон - до 12 часов ночи". Я очень рад, что Вы употребили слово "якобы". Это наводит меня на мысль, что определенный элемент скепсиса, в оценки этой фразы, явно присутствует. Так вот, то, что Вы знаете - не правильно. Это придумано взрослыми, чтоб вовремя засунуть школьника в кровать и отдохнуть от него. Не надо ничего менять. И с описанной ситуацией я Вас могу только поздравить.

Почему одни детки с легкостью просыпаются в 7 часов утра и сразу готовы хвататься за любую игрушку, бежать смотреть любимые мультики, или рассказывать родителям о планах на день?

Другие же, с трудом открывают глазки в 9-10 часов утра и в полусне завтракают, отвечают невпопад на вопросы родителей, или учителей в школе. Хотя спать и те и другие дети ложатся приблизительно в одно и то же время. Дело все в том, что малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может до поздна выстраивать в ряд любимых солдатиков, а кто-то уже в 9 вечером с трудом может дочистить зубки и переодеться в пижаму. Среди малышей тоже есть свои «совы», «жаворонки», и «голуби». Что же это за птицы, вернее, в чем заключается данная классификация:

«Совы»

Это те, кто бодрствует ночью и спит до полудня. При этом, проснувшись часов в 12 дня, они чувствуют себя прекрасно. «Совы» очень хорошо контролируют ритм сон-бодрствование. Они предпочитают ложиться спать позже 23–24 часов, но зато им гораздо тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. В будущем, они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше - самим планировать свой рабочий график. Таким детям очень тяжело дается учеба, если занятия начинаются с утра. Очень хорошим вариантом будет подыскать для них школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену (после 12 часов дня). В этом случае, успеваемость маленьких «сов» обычно очень сильно повышается.

Важно!

Некоторым «совам» не удается синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного школьного распивания. Это может привести к серьезным нарушениям, приводящим к бессоннице. Если у ребёнка возникли такого рода проблемы, без помощи специалиста уже не обойтись. И затягивать с этим не нужно. Чем больше времени ребёнок страдает нарушением, или расстройством сна, тем сложнее будет бороться с этим нарушением, и с его последствиями.

«Жаворонки»

«Жаворонки» спят столько же времени, сколько и остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им «думается и соображается» утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Поэтому утренние занятия в школе - как раз для них. В это время, пик их активности. А вот во вторую смену, они занимаются намного хуже, потому что уже растрачивают весь свой пыл и работоспособность к началу занятий. «Жаворонки, лучше, чем «совы», приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой режима. Однако, у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже иногда возникают проблемы, приводящие к нарушению сна. В таком случае, необходима консультация у специалиста.

«Голуби»

«Голуби» - люди дневного типа. Они наиболее приспособлены к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Для таких детей, в принципе нет особой разницы, в какую смену проходят занятия в школе, они нормально приспосабливаются к любой смене. «Голуби» лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и в ночной работе (в будущем), иногда наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при трех часовой разнице во времени, у них возникает бессонница ночью, а также сонливость и усталость днем. Перемещение на запад может удлинить биоритмы «голубей», а на восток - наоборот, укорачивать.

С какого возраста начинается разделение на «сов» и «жаворонков»?

Новорожденные детки, могут спасть по 20-23 часа в сутки, но со временем периоды бодрствования у них увеличиваются. Двух-трех летний малыш может бодрствовать уже до 10 часов кряду. Но все-таки в этом возрасте внутренний часовой механизм у детей ещё очень пластичный, и во многом зависит от внешних факторов и воздействий. По-настоящему хронотип может проявиться только годам шести, а то и к семи. Очень часто это совпадает со временем? когда ребёнок начинает ходить в школу. Вот тут-то и могут начаться проблемы, если ребёнок вдруг окажется «совой», так как «жаворонки» и «голуби» обычно не приносят в плане режима, больших хлопот своим родителям. Что остается родителям «сов», так это попытаться немного подкорректировать режим дня с учетом биофизических особенностей ребёнка, и при этом максимально приблизить его к тем нормам и стандартам, которые приняты в нашем обществе. Ни в коем случае не стоит делать из «совы» «жаворонка», или «голубя», своими действиями вы только нарушите психологическое равновесие малыша, а это чревато разного рода неврозами, бессонницей и другими неприятными и даже опасными последствиями.

Как помочь ребёнку наладить режим?

Как уже говорилось, основным методом борьбы с недосыпом, бессонницей и другими проблемами, которые могут возникнуть у детей, из-за особенностей их биоритмов, является соблюдение правильно выстроенного режима. Кроме всего прочего, есть несколько советов, которыми делятся родители маленьких «полуночников». Возможно, вы найдете что-то интересное и для себя.

  • многие малыши любят засыпать на руках. Это их успокаивает. Если ребёнок нуждается в этом - не отказывайте ему, даже если крохе уже 4- 5 лет. Поверьте, этим вы его не избалуете и не изнежите. А вот если ребёнок не получит ласк и проявлений родительской любви, в которых нуждается - вот это может привести к проблемам;
  • старайтесь делать так, чтобы ребенок засыпал в хорошем настроении. Если накануне вечером была ссора - помиритесь с малышом перед сном,
  • ласково пожелайте ему спокойной ночи и приятных снов. Иначе, ребенок, скорее всего, будет спасть беспокойно и крутиться всю ночь, как бы «переживая» подсознательно ещё раз вашу ссору. И к утру, не выспится и будет чувствовать себя «разбитым»;
  • очень хорошо завести перед сном какой-либо повторяющийся каждый вечер ритуал. Это может быть вечернее принятие ванны, или чистка зубов вместе с папой, или просмотр любимой вечерней программы, чтение книги. Совершенно неважно, что именно это будет Главное, никогда не отходите от этого ритуала, как бы сильно вы ни устали на работе;
  • за час, а лучше за два до того, как ребёнок будет ложиться спать, отмените все подвижные игры, беготню, смех и подобные взрывы эмоций. Включите в квартире приглушенный свет, и желательно, чтобы все члены семьи говорили немного тише, чем днем.

Ваш ребенок ложится спать в 11 вечера, а то и позже, и трудно просыпается по утрам? Поздравляем, он - «сова». И главная ошибка родителей «совят» - насильно менять .

Сон новорожденного может длиться по 20 часов в сутки. С возрастом время активности увеличивается и у ребенка формируется постоянный режим. Но в младенческом возрасте «внутренние часы» малыша очень пластичны и не имеют четких разграничений на сову и жаворонка. Он может переходить из одной крайности в другую в зависимости от возраста и внешних факторов. Окончательно хронотип устанавливается к 6-7 годам.

«Переделывать» ребенка бессмысленно. Согласно японскому исследованию, принадлежность к «жаворонкам» или «совам» определяется наследственностью. На режим сна и бодрствования влияет и темперамент, и биологическая предрасположенность. То есть то, кем будет ваш малыш, уже заложено в нем с рождения. Также есть теория, что зависят от времени, когда родился ребенок. Если с 4 до 11 утра часов - будет «жаворонком», после 16 - «совой», в другое время - «голубем».

К тому же настойчивые старания родителей изменить режим ребенка в «лучшую» сторону только навредят их здоровью - как психическому, так и физическому. Ребенок может страдать от неврозов, бессонницы.

РЕБЕНОК - СОВА. ЧТО ДЕЛАТЬ

У родителей не всегда есть возможность или школу со второй сменой. Хотя такой режим был бы гораздо комфортнее для «совенка». Но мама и папа могут помочь ребенку-«сове» адаптироваться к жизни, в которой правит ритм «жаворонков».

  • Итак, вы знаете, что ребенку скоро в сад или в школу, где ему нужно будет вставать пораньше. У вас еще есть время максимально плавно адаптировать его к переменам. Для этого прекрасно подходит лето. За это время ребенок успеет приспособиться к новому ритму жизни.
  • Это не значит, что нужно делать из него «жаворонка». Просто постарайтесь сдвинуть часы засыпания и просыпания максимум на один час. Если больше - ребенок будет нервным и раздражительным.
  • Максимальная активность ребенка должна попадать на вторую половину дня. Но за два часа перед сном исключите все игры. Проведя активно день, малыш быстрее уснет.
  • Не ругайтесь с ребенком перед сном. Всегда укладывайте его спать в хорошем настроении. Иначе он может на подсознательном уровне переживать из-за вашей ссоры и потом не удивляйтесь, .
  • За несколько часов до сна всей семьей перейдите на «экономный» решим: приглушите свет, ведите себя спокойно, говорите тише. Такая обстановка располагает ко сну.
  • Придумайте ритуал, который вы с малышом будете повторять ежедневно перед сном. Это может быть принятие ванны или чтение книги. Никогда не отказывайтесь от этого ритуала, даже если вы устали. Подобный режим ускорит засыпание малыша.
  • - дело непростое. Особенно, если малыш - «сова». Не заставляйте его вставать сразу после пробуждения. «Совам» нужно больше времени, чтобы проснуться. Учитывая то, что ему еще понадобится время для полного просыпания, будите ребенка заблаговременно. Но и не затягивайте этот процесс.

К ним относятся около 30% людей. Совы поздно ложатся и поздно встают. Аппетит повышается к ужину, а завтрак обычно вдохновения не вызывает. Ученые говорят, что совы, более чем жаворонки, предрасположены к нарушениям ЦНС: депрессии, бессоннице, неврозам. А ночная активность вместо сна, компенсируемая повышенным выбросом в кровь адреналина и норадреналина, повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Зато совы – существа «правополушарные», то есть люди с мышлением образным, среди них много творцов (музыкантов, писателей и т. д.). Кроме того, по результатам тестов бельгийских ученых, у взрослых сов память и мышление оказывается лучше, чем у других «птиц».

Жаворонки

Это ранние пташки: встают чуть ли не с рассветом, уже с утра обладают отменным аппетитом, а вечером легко засыпают в положенное время. Их в два раза меньше, чем сов, но именно на них почему-то ориентирован весь общественный график. Жаворонки легче адаптируются к режиму детского сада. По результатам исследований, среди этой группы больше людей с аналитическим складом ума – так называемых «левополушарных» (при восприятии и обработке информации у них доминирует левое полушарие мозга).

К этому недифференцируемому типу относится большинство людей. Эти счастливчики активны целый день, по мере надобности могут подстраиваться под любой режим, а времени для сна им нужно меньше, чем явным совам и жаворонкам.

Особенности режима

Кем бы ни был ваш ребенок, помните, что до пяти–шести лет (а лучше до восьми) дневной сон ему просто необходим. Не отдохнувший днем малыш и вечером укладывается хуже (а для сов это особенно болезненно). Просто нужно согласовать время сна с ритмом и помнить: в раннем детстве еще есть возможность сформировать или скорректировать биоритм, максимально подвинув его к общественному, жаворонковому.

Совы, вынужденные рано вставать, испытывают сложности в связи с ранним подъемом и хроническим недосыпом – ведь они поздно ложатся еще и потому, что всю умственную деятельность им легче осуществлять ночью, а днем «в голове пусто». Не пытайтесь укладывать сову раньше – все равно промается в постели до своего часа. Пусть ляжет, когда захочет, а вот днем в свои «мертвые» часы (так называемый отрицательный период физического цикла) пусть поспит то время, которое недобрал накануне. А уроки сделает вечером, на пике своей активности – кстати, сделает гораздо быстрее, чем днем. Труднее с детсадовцами – им досыпать не приходится, а ложиться поздно никак нельзя. Ваша задача – постепенно приучать малыша к другому режиму.

Школьникам-жаворонкам, особенно начинающим, приходится очень нелегко – нагрузки увеличиваются, и в вечернее «мертвое» время они вынуждены делать уроки. Лучшая помощь и лекарство от перегрузок – дневной, хотя бы получасовой сон. Еще вы можете помочь своему трудяге, подкармливая его цитрусовыми (они улучшают работу мозга), а в моменты усталости можно массировать биологически активную точку на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами – это придает сил.

Еда Желание детей потреблять пищу также подчиняется биоритмам. У жаворонков аппетит выше в первой половине дня, у сов – во второй. Отнеситесь к этим особенностям с пониманием: не запихивайте в сову завтрак, но и не отнимайте у нее третью добавку за ужином. Если вы беспокоитесь о здоровье, перейдите на дробное питание: небольшими порциями – четыре-пять раз в день – пища будет усваиваться намного лучше.

Совам обязательно нужно поужинать, пусть и поздно. С утра не забудьте про витамины, особенно А, С и группы В, а вечером помните о магнии и кальции для укрепления нервной системы. Белковую пищу лучше употреблять во второй половине дня, с утра подойдут соки, фрукты и все кисломолочное. Во время ночной активности не стоит забывать о глюкозе и углеводах. Жаворонки, в отличие от сов, в состоянии легко переварить белковый завтрак, например, омлет, а ужин пусть содержит углеводы (каши, овощные блюда).

Обучение Лучше всего мы работаем на пиках своей активности: совы – вечером, жаворонки – днем. Поэтому всю работу или учебу, требующую творчества и умственных усилий (изучение нового, решение задач, написание сочинений), нужно отложить на время пика, а в периоды спада можно заниматься «рутинной» ее частью (чертить таблицы, переписывать лекции, повторять пройденное, делать рисунки). Существуют и «тихие часы» – время, когда мозговая активность минимальна: время сиесты (после обеда) и с 23 до 4 утра для жаворонков и с 2 до 5 ночи у сов.

Занятия У жаворонков все дела, требующие активности (развивающие занятия, спорт и т. д.), должны приходиться на первую половину дня. Любые вечерние нагрузки (в том числе походы в гости, развлечения) должны быть минимальными, чтобы не сбить работу организма. Жаворонки тяжелее всех переносят переводы часов, для них этот переход нужно постараться несколько растянуть. Совы могут делать уроки, посещать гостей и театры вечерами.