Главная · Паразиты в организме · Чем достигается скрытность управления в бою. Управление в бою. Оперативность управления достигается

Чем достигается скрытность управления в бою. Управление в бою. Оперативность управления достигается

Сначала, взглянув на часы и поняв, что дальнейшие поиски дворцов по окраинам Большого Мурашкина чреваты опозданием, мы долго гнали по второстепенным дорогам в расположенное на Волге, в устье речки Сундовик, Лысково - вполне серьёзный город (21 тыс. жителей) с прошлым очередного (как Мурашкино или Городец) торгового села. Известное с 1412 года, основано Лысково было, вероятно, ещё в домонгольские времена как форпост Волжской Булгарии крепость Сундовит - последняя, как и Русь, покоряла финно-угорские земли, только наши двигались вниз по Волге, а булгары - вверх. В общем-то, обстоятельства первого упоминания в том же стиле: племянник бывшего князя суздальско-нижегородского, у которого Нижний Новгород отжал московский князь Василий I, обратился за помощью к татарам, разбившим в итоге московский отряд под Лысковом. В последующие века Лысково было довольно крупным селом, встречавшим хлебом-солью Стеньку Разина, а 18-19 века прошли здесь под знаком Грузии: в 1686 году Лысково подарили имеретинскому царю Арчилу II, приехавшему в Россию за помощью и задержавшемуся в стране на 6 лет, а в 1724 - бежавшему от турок Бакару III, чей отец Вахтанг VI покоится ныне в ... Потомки Бакара в России образовали род князей Грузинских , лысковская ветвь которого пресеклась в 1856 году. Но определяла судьбу Лыскова к тому времени даже не это: хотя 1779 года уездным городом был расположенный за Волгой Макарьев, стоявшее на чернозёмном Правобережье, у большой Казанской дороги Лысково фактически оттягивало на себя роль центра уезда (кроме административной). Население его к началу ХХ века составляло немалые 8,5 тысяч человек, но очевидный статус города Лысково получило лишь в 1922 году:

Увы, мы проскочили Лысково навылет (а вот вездесущий nordprod о нём написал даже в двух частях), боясь опоздать на паром, и сделали лишь одну остановку - у Вознесенской церкви, построенной князьями Грузинскими (то есть это, выходит, грузинский храм в глубине России? ну впрочем есть же армянские храмы типа Сурб-Хач в Ростове-на-Дону), окружённой аж тремя часовнями по углам церковной ограды:

Тут даже не часовня, а целая церковь Георгия Победоносца (1814), построенная в память местных жителей, которых Георгий Грузинский организовал в ополчение против Наполеона:

Собственно Вознесенский храм (1795-1838), необычайно породистый классицизм. Храм был усыпальницей Грузинских, а где-то в городе и их особняк сохранился - впрочем, не столь зрелищный:

За храмом - ещё одна угловая часовня и задворки магазина, весьма красивый фасад которого можно увидеть у Нордпрода:

В центре Лыскова я сделал лишь пару кадров из окна машины на ходу, но в целом его даже "штетлом по-русски" язык назвать не повернётся - регулярная прямоугольная планировка, каменные дома, просторно стоящие на широких улицах, в общем на город Лысково было похоже ешё поболее, чем более крупный и богатый . А в то же время как роднит его со штетлами наличие буквально довлеющим магнатов, волей которых селу Лыскову и не дали быть похожим на село. Подробнее за фоторассказом о Лыскове отсылаю опять же к Нордпроду - ничего выдающегося тут нет (кроме Вознесенского храма), но очень симпатичная коллекция домиков с внушительных размеров старым пивзаводом во главе.

Вообще же официально главный храм Лыскова - Спасо-Преображенский собор (1711) в запоздалом стиле 17 века, построенный в "межгрузинскую" эпоху:

Собственно, мы уже на набережной. С обратной стороны - эти донельзя волжские яры, на которых в 1412-м бились татары и нижегородский князь Даниил Борисович с отрядом московита Василия I, а в 12 веке стояла булгарская крепость Сундовит. Впрочем, может это было и не конкретно на этих ярах, но сам их вид к таким образам располагает.

А внизу загружается паром, самой типичной для наших рек модели Волгоградского судозавода. Летом он ходит 5 раз в день (актуально, как вы понимаете, на прошлую навигацию) - в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15, 18:15, а из Макарьева назад в 7, 9, 13, 16 и 19 ровно, но по осени число рейсов сократилось до трёх - убрали первый и последний, мы же прибыли как раз к 15:15:

Пристань - не на Большой Волге, а где-то в лабиринтах её затопленной Чебоксарским водохранилищем поймы:

Правила от давно упразднённой конторы:

Тут, конечно, и на пароме ни тёплых буфетов, ни вай-фая - холодный ветер на палубе, страшный тёмный гальюн, тесный пассажирский трюм, который явно пытались сделать хоть чуть-чуть повеселее:

И машинное отделение в соседнем отсеке, двигатель громко тарахтит:

Отправляемся. У берега пристань прогулочных катеров и частных лодок:

Тут в кадре Димина серая "Лада", на которой прошла вся эта поездка:

Справа всё выше и мощнее волжский яр, при виде которого в ушах раздаётся клич лихих людей "Саррррррррынь на кичку!". Всё же удивительная река Волга, целый мир поболее иных морей - со своими караванами из Европы на Средний Восток, своими пиратами и туземцами, своими , своей технической историей , и . И ещё "вниз по Волге - Золотая Орда, вверх по Волге - барышни глядят с берега", как же мне нравится этот образ из песни БГ:

Между тем, паром идёт добрых сорок минут, поровну по протокам поймы (или это устье Сундовика?) и Большой Волге. Вдали виднеется Спасо-Преображенский собор:

Да и Вознесенская церковь прекрасно ориентирована на реку:

Мимо затонувшей баржи выходим в Большую Волгу:

И впереди сказочным Китежем из воды встаёт Макарьев Желтоводский монастырь:

"То ли волжский разлив, то ли Всемирный потоп, то ли просто господин заметает следы..." - безусловно, одно из красивейших мест на великой реке:

На далёком берегу, в селе с донельзя волжским названием Исады - Никольская церковь (1847), которой вполне можно дать лет на 200 побольше. Она единоверческая, а исадами по крайней мере в Астрахани называли торговые пристани, а ныне и просто рынки:

Как на ладони монастырь. Всё-таки красоту многих волжских достопримечательностей можно оценить во всей полноте только с воды, ведь ориентированными на реку они и строились. Обратите внимание, сколь мощная перед обителью дамба - в 1970-е годы, когды строилась Чебоксарская ГЭС, какое-то представление о сохранении наследия у власти уже было, и именно такие дамбы могли бы спасти другой Макарьев монастырь , а вот место знаменитой Макарьевской ярмарки на этом кадре где-то под водой:

Святой Макарий был монахом из Нижнего Новгорода, где в Печерском монастыре прославился как аскет, а потом ушёл в леса искать место для отшельничества, но разумеется, отшельничество ему не давалось, так как рядом тут же начинали селиться последователи. Первый монастырь он основал близ Решмы (нынешняя Ивановская область) в 1390-е годы, а в 1435 году поселился у Жёлтых вод - озерца, впоследствии то ли высохшего (потом появилось название Жёлтые пески), то ли напротив - размытого Волгой. Тот монастырь, впрочем, просуществовал всего 4 года, в 1439 разрушенный ордынским ханом Улу-Мухаметом, который, однако, подвижничеством Макария проникся и отпустил его восвояси. По легенде, Макарий и выжившие монахи были основателями и первого из Керженских скитов, к которым лежал наш дальнейший путь, а затем поднялись по Волге, основав Макарьев Унженский монастырь в непроходимых костромских лесах. Оба монастыря были Троицкими, а святой Макарий известен под двумя титулами - Желтоводский и Унженский. На Жёлтых песках же в 1620-м году поселился монах Авраамий из Мурома, занявший возрождением обители, а в камне монастырь был выстроен почти целиком уже в 1650-70-е годы, причём размером с небольшой кремль - около 800 метров по периметру:

И почему обитель отстроилась так масштабно и быстро, думаю, догадаться нетрудно: как минимум с 1641 года здесь проходила крупнейшая в России ярмарка. Вообще, ярмарка всея Волги, где встречались купцы от Пруссии до Персии, существовала издавна, смещаясь постепенно вверх по реке, и первоначально проходила на Арском поле в булгарских, а затем ордынских землях. Альтернативная русская ярмарка в 14-16 веках действовала в , но какая их них была больше - судить не берусь. По мере того, как отношения Москвы с Казанью накалялись, русские купцы на Арском поле были всё менее желанными гостями, и после инцедента с ограблением конфискацией товара в 1524 году Василий Тёмный распорядился устроить свою ярмарку в Васильсурске, чуть ниже нынешнего Макарьева, на самой границе московских и казанских земель. К Макарьеву монастырю ярмарка переползла, может быть, даже до его возрождения, и развивалась в 17-18 веках с огромной скоростью, ещё в допетровские времена став крупнейшей в России, а то и во всей Европе. На ней же, из-за близости Керженца, во многом формировалось и великое старообрядческой купечество. Наконец, в 1816 году, уже по окончании торгов (длившихся каждый год 2 месяца до 1 августа) ярмарка внезапно сгорела, и возрождать её решили ещё выше по Волге - в Нижнем Новгороде, где она вскоре достигла мировых масштабов. В нынешнем Макарьеве о ярмарке не напоминает ничего. По инерции Макарьев оставался ещё уездным городом (хотя фактически, как уже говорилось, эта роль отошла Лыскову) с населением 1,5 тысячи человек, в 1920-м был разжалован до села, в 1958 - повышен до ПГТ, в начале 1980-х (!) затоплен Чебоксарской ГЭС, и ныне это уже привычный по Верхней Волге город-обрубок типа Калязина или Чкаловска, с населением порядка 300 человек:

Паром, между тем, прибыл. Сначала люди, затем машины устремляются на берег:

Трое парней, возвращавшихся из техникума, спрашивали нас, не подбросим ли их до одной деревни километрах в 20 от Лыскова - ездят ведь так каждый день... А вот люди с корзинами - может, грибники, может дачники-огородники, может торговцы для туристов и паломников, теперь возвращаются в Лысково:

Очередь машин, причём с этой стороны заезжают не задом:

Ещё немного - и паром идёт обратно, мой последний паром в , после , и тихого на двух волжских берегах, а тажке и , где прокатиться на увиденном пароме не довелось. Паром уходит на разгульное Правобережье, что "На горах", а мы - "В лесах" таинственного Заволжья:

Как и всякую крепость, Макарьев Желтоводский монастырь я решил для начала обойти по периметру, благо он во-первых строго 4-угольный (каждая сторона порядка 200 метров), а во-вторых опоясан дамбой, похожей рядом с такой стеной на оборонительный вал. На каждой стене - по 3 башни (из них по 2 угловых, то есть общих для двух стен), лишь одна из которых разрушена:

Башни по серединам сторон хотя и похожи друга на друга, а чуть-чуть разные:

Средневековый кремль, да и только. Что ж делать, что на Руси 17 век был вполне себе Средневековьем?

Самая живописная и сложная стена обращена к Волге - в неё встроен Южный братский корпус с надвратной церковью Михаила Архангела (1670), а чуть дальше башня, перестроенная в церковь Георгия Пельшемского (1786):

Нынешний вход, впрочем, через скромную дверцу рядышком, и у входа церковная лавка. Вход в обитель бесплатный, а вот фотосъёмка - 150 рублей. У надвратной церкви верхушка явно перестроена в 19 веке, зато крыльцо вполне аутентично и огромно:

В портале даже роспись остались:

Напротив входа - огромный грузный Троицкий собор (1658) с золотистым карнизом.

И Успенская церковь (1651) с длинной трапезной и шатровой колокольней:

В часовне - могила игумена Авраамия под архаичным валуном, похожим внешне на священный камень:

Слева от входа - всё тот же Южный корпус с галереей, колокольня и огромный Архимандристкий корпус 19 века:

Надо сказать, после потери ярмарки монастырь оскудел настолько, что стоял едва ли не заброшенным, и в 1883 году был возрождён уже как женский - видимо, тогда и появились эти новые корпуса. Женским он возродился и второй раз, в 1991 году, побыв при Советах детдомом, эвакуогоспиталем и колхозными складами. Ныне жизнь тут кипит, а арки стены все до единой заложены поленницами:

Справа от ворот - самая живописная часть Южного корпуса:

И ещё один келейный корпус конца 19 века:

За Троицким собором притаилась церковь Макария Желтоводского (1809). Ярмарка тогда была в расцвете, упадок всего-то через 7 лет ничто не предвешало, и есть версия, что уничтоживший её пожар был поджогом, а перенос в Нижний Новгород - рейдерским захватом. Ещё молва гласила, что это Георгий Грузинский повздорил и игуменом и в духе кавказских стереотипов отомстил. В любом случае, большой город ярмаркой явно мог распорядиться лучше, чем монастырь, хотя ещё не одно десятилетие Нижегородскую ярмарку по привычке называли Макарьевской ("Макарий суетно хлопочет, кипит обилием своим..." - Онегин в Нижнем был уже в 1820-е годы).

Общий вид на все монастырские храмы (кроме церкви Георгия Пельшинского) и площадку старых (18 - начала 19 веков) надгробий:

А дальше уже закрытая территория. При поразительной цельности ансамбля вообще, нашлось тут место и новостроечке. В общем, хорош монастырь, и хотя в России таких несколько десятков, каждый из них впечатляет, в сущности именно огромные монастыри - русский аналог европейских замков:

За оградой - придорожная часовенка (после моих западных поездок так и хочется сказать "капличка"):

И приходская Казанская церковь (1790), она прекрасно видна и с Волги, и с дамбы:

Остатки уездного Макарьева, центр которого разрушен до фундаментов и лежит теперь под водой. Знакомое впечатление обрубленных городов - есть старые дома и целые улицы, а единой картины нет, чего-то очевидно не хватает:

Да и маленькое уж очень Макарьево, 300 жителей - даже для ПГТ несерьёзно. А вплотную подступают керженские леса, через которые ведёт дорога на Китеж:

Осмотрев в сумерках уже показанный Бор, заволжский город-спутник Нижнего Новгорода, в темноте мы взяли курс на Семёнов, "столицу" Заволжья и родину матрёшек, о котором - в следующей части.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014 . Часть 2: поиски Китежа

Глава 409.

Чтоб завтра я не видел в городе ни одной коровы, ни одной козы! - кричал в телефонную трубку генерал Ерёменко. Была середина августа 1942 года. К волжским переправам отступали войска. За войсками шли беженцы, они гнали с собой домашний скот. У переправ через Волгу, дожидаясь своей очереди, скопилось от Камышина до Астрахани пять миллионов голов скота. Стада наводнили Сталинград, в парки и скверы невозможно было войти.

21 августа начались массированные налёты немецкой авиации на волжские переправы. Особенно сильным был налёт на переправу у старинного села Никольское между Сталинградом и Астраханью. Несколько барж затонуло. Паромные настилы покорёжило. Но прошло два часа - и переправа возобновила работу. Тем временем полным ходом шло строительство моста в Сталинграде, обещанного генералу Ерёменко генералами Кондратьевым и Белокосковым. 23 августа мост был готов, о чём и доложили командующему фронтом начальники тыла и автодорожного управления.

Благодарю, товарищи, за ударную работу! А теперь помогите моим сапёрам поскорее взорвать мост. Немцы ворвались в северные пригороды. Нельзя допустить, чтобы мост оказался в их руках.

Инженеры выполнили приказ. Взрывать весь мост не стали. Мост был наплавной, как и сооружённый ранее мост у завода "Баррикады". Конструкции срединной части моста были установлены на плашкоутах, крепившихся к дну реки тяжёлыми четырёхлопастными якорями. Такое инженерное решение позволяло разводить мосты и пропускать крупногабаритные речные суда. Сапёры взорвали дамбы и эстакады, а наплавные конструкции инженеры сняли с якорей, спустили по течению Волги и перехватили между Сталинградом и Астраханью, где эти конструкции были использованы при сооружении других мостов.

Наступила осень. Если в погожий летний день Волга выглядит кроткой, послушной красавицей, то в осеннее ненастье река показывает свой нрав и становится разъярённой фурией. Под порывами холодного ветра она вздымается и бьёт в берега тяжёлой волной. В октябре, когда северные ветры гонят волжские воды в сторону Каспия, Волга сильно мелеет. Затем, когда начинаются осенние дожди, вода начинает стремительно прибывать, уровень воды в реке ежедневно прибавляет по 12 сантиметров, течение сильно ускоряется, волжские воды катятся бурным потоком, волны становятся всё выше, река буйствует всё неистовее.

Осень 1942 года не стала исключением. Капризы реки сильно осложняли работу мостостроителям и дорожникам. И тем не менее количество новых переправ и мостов неуклонно росло. К началу октября между Саратовом и Астраханью действовали сорок три моста и сорок две паромные переправы. На каждой переправе курсировало от двух до восьми паромов и несколько самоходных барж. Один паром перевозил за один рейс от 40 до 50 грузовиков. У каждого берега строили три причала с подъездными путями, дамбами и эстакадами. На постройку шёл сплавной лес, который собирали на отмелях вдоль берегов. Причалы ставили на прочных сваях. Сваи забивали глубоко в грунт и связывали поверху поперечными насадками. Металлические поковки, необходимые на строительстве, изготовляли кустарным способом в мастерских тут же, на месте. На каждом причале имелись прочные трапы, их перебрасывали на палубы паромов и барж, когда менялся уровень воды в реке, а это происходило постоянно.

В районе Саратова, где Волга разделялась на несколько рукавов, действовали четыре переправы. Две переправы действовали между Саратовом и Камышином. Две - в самом Камышине. Между Камышином и Сталинградом - ещё десять. В районе Сталинграда в разгар осеннего ненастья вступили в строй тридцать новых мостов и переправ. Основную нагрузку в эти дни нёс мост, сооружённый всего за 15 дней в окрестностях Камышина, у посёлка Политотдельское. Общая длина моста составила 1740 метров. Мост имел 337 пролётов. На строительстве работали четыре батальона дорожников и мостостроителей. В их распоряжении было двести конных подвод, три десятка грузовиков, пять речных катеров, буксирный пароход и двадцать вёсельных лодок. Мост просуществовал всего 22 дня, потом его смёл двинувшийся вниз по Волге лёд. Но именно в эти 22 дня через этот мост прошли танки и артиллерия Донского фронта, которые Рокоссовский пустил в дело против Паулюса.

Наступил ноябрь, начались снегопады, затем ударил мороз. Две недели шёл по Волге лёд. Остановилось движение речных судов, буксиров и плотов. Лёд громоздился у оснований мостов, напирал, вода поднималась и заливала полотно. Последние грузовики шли по мосту у Камышина по радиатор в воде. Наконец был отдан приказ прекратить движение по мосту. Но движение продолжалось ещё два часа. За эти два часа по мосту прошли двести грузовиков, артиллерийский полк и восемьсот голов скота.

Полковник Степанов, начальник автодорожного управления Сталинградского фронта, отыскал землянку старого волжского бакенщика. Дом бакенщика разбомбили немцы, вся его семья погибла. Бакенщик повёл полковника на берег Волги.

Ледоход не страшен. Посмотрите вон на ту излучину - видите, у берега громоздится лёд. Льдины уже смёрзлись, там теперь хоть конные сани выкатывай. Соорудите сами искусственные заторы и пользуйтесь ими.

Полковник поблагодарил старого бакенщика за совет и поспешил обратно в штаб фронта. В тот же вечер были сколочены бревенчатые боны с якорями, ими перегородили реку. Ледоход застопорился, лёд стал смерзаться. К утру образовалась ледяная корка десятисантиметровой толщины. По ней перешёл реку доброволец. Следом перевели коня. Лёд выдержал. Тогда на лёд выкатили сани-волокуши. Конные упряжки пошли одна за другой. Лошадей не хватало, и тогда в сани-волокуши впряглись сами дорожники. После нескольких рейсов туда и обратно одному из дорожников, в прошлом шахтёру, пришла на ум счастливая мысль.

Зачем толкать вагонетку вручную, когда можно тянуть её лебёдкой на тракторной тяге!

На берегу установили несколько тракторов ЧТЗ-65 таким образом, чтобы гусеницы не касались земли. На гусеницы намотали буксирные тросы с крючьями на концах. Прицепили к крючьям сани-волокуши, нагрузили сани под завязку и спустили на лёд. Так была запущена первая, экспериментальная переправа нового типа. Вскоре на ней работало четыреста саней-волокуш. Переправа была всем хороша, если не считать того, что в санях помещалось груза от силы на двести килограммов. Ни пушку, ни танк, ни "катюшу" переправить таким способом было нельзя.

Но вот наступила зима. Тёмными декабрьскими ночами дорожники наращивали ледовые мосты, поливали водой доски, солому, грунт из пойменных карьеров. В середине декабря по таким мостам уже шли грузовики, а в конце декабря пошли и танки Т-34. В это же время заработали и так называемые "карусели" - кольцевые автомобильные дороги через Волгу с односторонним движением, проходящие через железнодорожные станции на правом и левом берегах. Ширина шестиполосной кольцевой дороги достигала сорока метров, движение по ней не прекращалось ни днём, ни ночью. За каждым грузовиком было закреплено два водителя. Пока один был в рейсе, другой отсыпался в отапливаемом помещении. В конце декабря заработало Большое кольцо: Камышин, Ольховка, Иловля, Калач, Красноармейск, Средняя Ахтуба, Николаевский, Камышин. Впервые в истории войн здесь, под Сталинградом, в эту морозную зиму были испытаны в деле беспрецедентные по интенсивности движения схемы транспортных перевозок военных грузов.

Для меня это место в первую очередь привлекательно малым количеством людей, наличием растительности, начиная от кустарников и заканчивая высоченными дереьями, которые своей густой кроной откидывают тень на плетень на пляж, ну и атмосфера там совсем иная для отдыха. Рай одним словом))

А вот как попасть туда, рассажу в деталях, хотя для многих это не является какой то сверхсекретной инфой...

1. Естественно оказаться на противоположном берегу Волги можно только по воде и для этого в Самаре предоставлены все условия. Самый дешёвый способ, с речного вокзала сесть на "ОМИК" и за 50 рублей наслаждаться красотами заволги, но я выбрал немного другой метод, хотя мне кто то говорил, что водное такси у нас давно запретили. Проверить то надо! Итак прибываем на Ульяновский спуск, известен он наличием по соседству жигулёвским пивоваренным заводом (в народе "На ДНЕ"). Там нам предоставляют на выбор два вида плавсредств - такси с жёлтым пузом, которое курсирует по маршруту "Ульяновский спуск - Рождествено", цена билета 100 рублей с человека, на крышу можно закинуть велосипед, скорее всего за отдельную плату (к моему удивлению очень много велосипедистов туда переправляются, видимо для них там маршруты заготовлены интересные). Этот же желтопузый катерок по Вашему желанию может зарулить на Проран, куда я собственно и планировал попасть, но уже по цене 150 рублей с человека, хотя до Рождественно дальше)).

2. Если Вас не устраивает толпа велосипедистов и предпочтительнее быстрая доставка на индивидуальном плавсредстве - всегда на берегу в наличии мощный катерок за 500 рублей (до 5 человек!), эти доставляют в любую точку по желанию...

3. Даже по цвету можете подобрать лодочку...

4. Знак с лодочкой здесь висит в основном для красоты...

5. Про парковки я вообще молчу, любое свободное место здесь под завязку забито транспортом, хотя что мешает перекрыть туда въезд тем же шлагбаумом? Ну да ладно, не будем о грустном...

6. Вот такие шикарные виды открываются с другого берега реки...

7. Несмотря на обилие "водяных таксистов", пляж по прежнему пустой...

8. Вот оно лицо современной Самары с её высотками-новостройками...

9. Раскинулся вот так город вдоль речки...

10. Но и на Проране жизнь не стоит на месте, люди видимо бегут из пыльного города поближе к природе, строят уютные гнёздышки на прибрежной территории...

11. Даже спуск к воде организовали, для своих корабликов...

12. А пока что временно причаливают к самопальному понтону...

13. Деревца ещё стоят, хотя корни у всех хорошо подмыло, часть уже склонили крону над водой...

14. Палатки строго запрещено ставить, даже таблички соответственные имеются...

15. Эти товарищи видимо не видели таблицу))

16. Ну а здесь целое подсобное хозяйство...

17.

18. Тишина и благодать...

19.

20. Очень много народу сплавляется на байдарках, своеобразный такой отдых...

21.

22. В таких местах я могу подумать о многом, но не о работе и в этом весь кайф отдыха...

24.

25. В день ВМФ по Волге курсировал военный кораблик, при флажках и параде))

26. Инь и Янь...

27. Ну и в завершении лайк за кайфовый отдых от Ольги

Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командира роты (батальона), его заместителей и штаба батальона по поддержанию постоянной боевой готовности подразделений, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Управление подразделениями включает: организацию и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) их боевой готовности и обеспечению (восстановлению) их боеспособности; поддержание в подразделениях высокого морального состояния и психологической устойчивости, крепкой воинской дисциплины, организованности и постоянной боевой готовности; непрерывное добывание, сбор, обобщение, анализ и оценку данных обстановки; принятие решения; постановку задач подчиненным подразделениям; организацию и поддержание непрерывного взаимодействия; организацию и выполнение мероприятий по воспитательной работе и всестороннему обеспечению; организацию управления. Кроме того, командир и штаб осуществляют практическую работу в подчиненных подразделениях по руководству их непосредственной подготовкой к бою, организацию выполнения поставленных задач в ходе боя и другие мероприятия.

Известно, что с развитием вооруженных сил также развивалась и изменялась теория и практика управления войсками. Так, до появления массовых армий руководство войсками осуществлялось непосредственно командиром (полководцем), так как он в то время мог наблюдать действия всех своих войск и без помощи специального органа (штаба) мог отдавать нужные приказы и распоряжаться войсками лично или через адъютантов, ординарцев и связных.

С появлением массовых армий, а следовательно, и с увеличением размаха боевых действий и изменением условий подготовки и ведения боя руководить войсками становится одному командиру все сложнее и сложнее, и он один уже не справляется с этой задачей. Возникает необходимость в создании постоянного специального органа управления. Для этого сначала вводится Военный Совет при главнокомандующем, затем в середине XVIII в. создаётся штаб армии, а в начале XIX в. появляются штабы в дивизиях, полках и батальонах, которые все время развивались, совершенствовались и улучшались, становясь незаменимыми помощниками командира при управлении войсками как в мирное, так и в военное время.

В ходе дальнейшего развития вооруженных сил многих государств появляются новые рода войск и специальные войска, которые стали принимать участие в бою. Это привело к дальнейшему расширению круга должностных лиц, привлекаемых к руководству соединениями, частями и подразделениями. В организационной структуре войск появляются начальники этих родов войск и специальных войск.

Основное содержание управления подразделениями составляют: поддержание высокого морального состояния и постоянной боевой готовности подразделений; сбор и изучение данных обстановки, вскрытие намерений противника; принятие решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия между подразделениями батальона и других родов войск, участвующих в бою; всестороннее обеспечение боя, контроль за его подготовкой и выполнением подразделениями поставленных задач.

Своевременное и хорошо организованное бесперебойное управление подразделениями способствует захвату и удержанию инициативы, скрытности подготовки боя и внезапности нанесения ударов по противнику, быстрому использованию результатов ядерного и огневого поражения противника и своевременному осуществлению мероприятий по защите подразделений от оружия массового поражения. Кроме того, оно позволяет более эффективно использовать боевые возможности всех сил и средств, участвующих в бою.

Условия управления подразделениями. В современном бою по сравнению с Великой Отечественной войной условия управления подразделениями существенно осложнилось. В прошлую войну управление подразделениями осуществлялось в обстановке, когда бой развивался сравнительно медленно, а его исход зависел главным образом от стрелковых подразделений, иногда усиленных танками и огнем артиллерии.

Командно-наблюдательные пункты рот и батальонов, как правило, располагались в боевых порядках подразделений, находясь обычно продолжительное время на одном и том же месте (особенно в обороне).

Современная мотострелковая рота и батальон стали высокоподвижными и маневренными. Если рота (батальон) периода Великой Отечественной войны имела темп продвижения 4-5 км/ч, то сейчас она может совершать марш со скоростью в среднем 20-25 км/ч. В современных условиях, если противник применит ядерное оружие, то командиру придется управлять своими подразделениями, ведущими бой в зонах заражения, районах разрушений, пожаров и затоплений. Сейчас боевая обстановка на поле боя может часто и существенно меняться, что вызовет необходимость уточнения решения или его организации заново.

Возрастание пространственного размаха боя как оборонительного, так и наступательного, а также темпа его ведения приводит к более частой смене мест расположения пунктов управления и заставит командира осуществлять управление подразделениями на ходу. А это, как известно, затрудняет управление подразделениями, осложняет их защиту от ядерного и высокоточного оружия, ударов авиации и артиллерии, а также от действий диверсионных групп противника, которые, как правило, будут иметь задачу выводить командные пункты из строя

Изменения, которые произошли в организации и технической оснащенности наших войск и войск противника привели к существенным изменениям в содержании и характере современного общевойскового боя, в способах его организации, ведения и управления подразделениями Бой стал решительным, динамичным, маневренным и скоротечным. Существенно по сравнению с периодом Великой Отечественной войны увеличился пространственный размах боя. Так, современный мотострелковый батальон может наступать на подготовленную оборону противника на фронте до 2 км и оборонять район по фронту 3-5 км.

В таких условиях командир роты (батальона) будет управлять подразделения по средствам радиосвязи, как правило, в движении или с коротких остановок Существенно возрос объем информации о противнике, которую необходимо быстро собрать, обобщить, изучить, проанализировать командиру роты (батальона), принять по ней решение и доложить старшему начальнику.

В современном бою командир роты (батальона) в течение суток вынужден будет не менее трех-четырех раз принимать решение или уточнять его, причем в более короткие сроки, чем это было в годы Великой Отечественной войны, и нередко в условиях, когда командно-наблюдательный пункт (КНП) будет значительное время находиться в движении. Поэтому фактор времени сейчас оказывает решающее влияние на все процессы управления. В этих условиях командир роты (батальона) должен хорошо подумать и определить место своего командно-наблюдательного пункта и организацию с него связи с подразделениями, соседями и старшим начальником.

Место командира роты (батальона) должно быть там, откуда он может уверенно руководить подчиненными и оказывать на них эффективное влияние при подготовке и ведении боя. Наличие в роте и батальоне средств связи (особенно радиосредств) обеспечивает командиру при выборе его места большую подвижность. Однако привязанность командира к средствам связи не должна способствовать отказу командира от контакта с подчиненными, приданными и поддерживающими подразделениями.

Опыт прошлой войны показывает, что командир роты (батальона) должен со своего КНП хорошо просматривать боевой порядок своего подразделения и противника, с которым ведет бой.

Скрытое управление войсками – это комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых при руководстве войсками в мирное и военное время, - является важным условием достижения внезапности в бою. Оно осуществляется в целях обеспечения сохранения в тайне от противника замысла боя и мероприятий по его подготовке, доводимых до войск задач и поступающих от них донесений. Скрытое управление войсками организуется и осуществляется во всех условиях деятельности войск.

Сущность скрытого управления войсками (СУВ ) заключается в сохранении в тайне всех мероприятий по подготовке и ведению бое­вых действий.

При подготовке боевых действий запрещается вести открытые пе­реговоры и передачи по техническим средствам связи, касающиеся вопросов организации боевых действий.

Значение СУВ возрастает при применении противником высоко­точного оружия. Скрыть от РУК и РОК противника места расположе­ния пунктов управления, частей и подразделений - одна из важнейших задач скрытого управления войсками.

Скрытое управление войсками достигается проведением следую­щих мероприятий:

1. Ограничением круга лиц, посвященных в замысел предстоящих боевых действий.

2. Скрытым размещением и перемещением пунктов управления.

3. Установлением режима связи соответственно обстановке (пол­ное или частичное запрещение работы на передачу, работа на пони­женных мощностях).

4. Соблюдением правил и порядка ведения переговоров по техни­ческим средствам связи.

5. Применением засекречивающей аппаратуры связи, шифровани­ем и кодированием документов, применением переговорных таблиц, таблиц сигналов и кодированных топографических карт.

6. Высокой бдительностью личного состава и строгим соблюдени­ем дисциплины связи.

7. Проведением мероприятий по маскировке, в т.ч. по радиомаски­ровке и дезинформации в соответствии с планом вышестоящего штаба.

8. Постоянным контролем за работой своих средств связи.

Опыт локальных войн и военных конфликтов последних лет с уча­стием вооруженных сил США убедительно свидетельствует о том, что вопросы противодействия системам управления войсками стран вероятного противника находится в центре внимания военного руководства НАТО. В основу взглядов военного командования США на ор­ганизацию противодействия системам управления положены требова­ния специальной директивы НШ ВС США МОР № 30-93 ("Борьба с системами управления"), которая требует решительных мер по проти­водействию разведке противника, введению его в заблуждение, по ра­диоэлектронной борьбе, огневому поражению пунктов управления противника и его системы связи, а также ведения психологической борьбы.


Учитывая, что в современных условиях очень сложно скрыть под­готовку крупномасштабных операций, следует полагать, что про­тивник будет стремиться к упреждению действий обороняющихся войск (сил) и нанесению им максимального ущерба, дезорганизации управления и деморализации войск до начала боя.

Однако применение средств поражения по элементам системы связи возможно лишь при наличии достоверных разведывательных данных. Известно, что противник отводит разведке, как основному виду боевого обеспечения, важную роль. Требования, предъявляемые командованием НАТО по ведению разведки в ТЗУ, представлены в таблице 6.1.

Оценивая радио и радиотехническую разведку по добываемым ею сведениям, командование ВС стран НАТО ставят ее на первое место по сравнению с другими видами разведки, так как способ получения разведывательной информации наиболее надежный, достоверный, мо­жет осуществляться непрерывно, негласно и на очень большие рас­стояния. Объем информации иностранных радио и радиотехнической разведок постоянно растет и по мнению зарубежных специалистов составляет более 60% всей добываемой информации.

Таблица 6.1

Основные требования командования стран НАТО

по ведению разведки в ТЗУ