Главная · Изжога и отрыжка · Техники приучения к самостоятельному засыпанию: об их влиянии на привязанность. Методики самостоятельного засыпания:не работают или у меня не получается? Ким вест метод мягкого засыпания читать онлайн

Техники приучения к самостоятельному засыпанию: об их влиянии на привязанность. Методики самостоятельного засыпания:не работают или у меня не получается? Ким вест метод мягкого засыпания читать онлайн

создана для того, чтбы объединить растущее число консультантов по детскому сну во всем мире, а так же для создания единого качественного стандарта обучения таких специалистов.

Цель организации — обеспечить родителей и медицинское сообщество надежными специалистами, которые обладают глубокими профессиональными знаниями и руководствуются жесткими этическими стандартами в своей работе.

Члены ассоциации постоянно повышают уровень своих знаний (это обязательное условия для ежегодного продления членства) в таких сверах как детская психология, педиатрическая диетология, специфика неврологического развития и других областях, прямо или косвенно влияющих на качество детского сна.

Основатели ассоциации Дебора Педрик и Ким Вест являются пионерами в разработке и внедрении методик по улучшению качества сна детей (а как результат, и их семей).

В своей работе они плотно сотрудничают с такими педиатрами-сомнологами известными во всем мире как Марк Вайсблат, Ричард Фербер и многими другими специалистами в узких областях. Вовлеченность медиков, психологов, антропологов, специалистов по грудному вскармливанию, редагогов, социальных работников в работу ассоциации помогают обеспечить эффекивные и безопасные методики для работы с первичными инсомниями различного происхождения у детей.

Общероссийская общественная организация РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СОМНОЛОГОВ

Российское общество сомнологов создано для того, чтобы представлять интересы специалистов, работающих в области практической медицины сна в различных регионах России. Основной целью является организация доступной и высоквалифицированной сомнологической помощи населению на всей территории Российской Федерации. Президентом Ассоциации является заведующий отделением медицины сна, Заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук Бузунов Роман Вячеславович.

Институт семейного сна, США

Наша миссия — обеспечить общество всесторонне образованными консультантами, которые бы помогли семьям организовать здоровый и полноценный сон для их детей. В штат института входят медицинские работники, психологи, специалисты по детскому развитию и воспитанию. Он устанавливает образовательный стандарт для работников индустрии и постоянно его повышает. Выпускники института не только успешные специалисты, их работа признана медицинскими сообществами педиатров мира.

Мало найдется семей с маленькими детьми, в которых один или оба родителя не страдали бы от недосыпания. Причем проблемы со сном ребенка возникают не только в связи с тем, что у него режутся зубки – симптомом прорезывания зубов действительно может стать временное нарушение сна. Но немало и таких детей, для которых сложности с засыпанием и просыпание до десятка раз за ночь являются постоянными.

Проблема, как научить ребенка спать, актуальна для многих родителей, и на ее решение часто уходит много сил. Между тем, практика показывает, что большинство родителей совершают одни и те же ошибки. Если исправить эти упущения, возможно, скоро сон малыша наладится сам, без использования дополнительных методов улучшения ночного сна ребенка.

Ошибка 1. Отсутствие привычного для малыша ритуала отхода ко сну

Вспомните, как ложитесь спать вы сами. Скорее всего, совершаете каждый день одни и те же действия, к примеру, принимаете душ, чистите зубы, надеваете пижаму, смотрите телевизор или читаете в постели книгу. Эти действия как бы являются сигналом организму, что ему пора готовиться ко сну. Точно такие же сигналы необходимы и малышу – ведь он пока не разбирается в часах, и о скором приближении тех или иных событий может догадаться только по определенным, повторяющимся действиям. Если сегодня малыш ложится спать сразу после купания, завтра – после еды, а послезавтра папа вдруг решает поиграть с ним перед сном в лошадку – о выработке привычки засыпать в одно и то же время говорить не приходится. Вот и наблюдают родители такой результат: сегодня ребенок засыпает чуть ли не в ванной во время купания, а завтра в то же время его невозможно уложить в постель никакими силами. Наличие ритуала перед сном – обязательное условие для любого ребенка, независимо от возраста.

Ошибка 2. Вы не обращаете внимания на сигналы, которые посылает вам ребенок

Детки, даже самые маленькие, всегда посылают родителям сигналы о том, что им пора спать, что они устали и нуждаются в покое. Наиболее распространенные среди таких сигналов:

  • Зевание
  • Потирание глазок
  • Снижение активности
  • Капризность
  • Потеря интереса к игре и окружающим
  • Плаксивость.

Появление этих симптомов свидетельствует о том, что, как говорит один из известных специалистов по детскому сну Ким Вест, у ребенка открылось «окно в сон». То есть период времени, в течение которого уложить его спать будет легче всего. Если это окно пропустить, в организме начинает вырабатываться повышенное количество гормона стресса кортизола, что приводит к чрезмерному возбуждению. Малыша, пропустившего свое «окно», уложить спать будет в два раза труднее.

Что делать, если время сна уже подошло, а подобных признаков, говорящих, что малыш готов ко сну, пока нет? Ким Вест советует уменьшить яркость света, приглушить звуки и заняться с ребенком спокойными видами деятельности. Вскоре сигналы не заставят себя ждать.

Ошибка 3. Создание «костылей» для сна

В западной практике обучения сну, «костылями» называется все, что родители используют для того, чтобы заставить ребенка заснуть. В качестве таких «костылей» применяются укачивание, кормление грудью, пение, поглаживание, и другие действия. По мнению Ким Вест, после возраста 3-4 месяца эти, в общем-то, невинные действия родителей новорожденного, пытающихся уложить малыша спать, становятся его «костылями», без которых он уже не в состоянии обойтись. Да, укачивать новорожденного кроху несложно и очень умильно. Но подумайте, будете ли вы чувствовать себя столь же комфортабельно, по 20-30 минут укачивая на руках увесистого годовалого карапуза?

«Костыли» - это вовсе не плохое или неправильное поведение родителей. Однако подобные привычки могут превратиться в проблему, если малыш попадет от них в зависимость, и не научится засыпать без них. И каждый раз, когда он будет просыпаться ночью, он будет требовать привычного успокоения снова и снова.

Как же избавиться от «костылей»? Специалисты рекомендуют устранять не сами привычки, а зависимость от них. То есть необходимо разорвать ассоциацию их со сном, к примеру, многие дети ассоциируют со сном грудное кормление. Чтобы это сделать, их нужно просто разнести по времени. То есть, если вы кормите грудью малыша перед сном, прекращайте кормить его раньше, чем он заснет. И начните класть его в кровать не спящего, а сонного, но еще бодрствующего. Лучше всего этот способ работает, если начинать его использовать в возрасте 6-8 недель. Ребенок в этом возрасте может гораздо легче научиться обходиться без «костылей», и сам себя успокаивать, когда проснется ночью. Разумеется, ночных кормлений никто не отменял, и если ребенок просыпается в то время, когда ему пора есть, его нужно покормить. Но, опять-таки, постараться положить в кровать, пока он еще полностью не заснул.

Ошибка 4. Слишком ранний переход от колыбели к кровати

По мнению специалистов, это одна из наиболее распространенных ошибок родителей, приводящая затем к решению проблемы, как научить ребенка спать, но уже в своей «взрослой» кровати. Основное правило здесь – не перекладывать ребенка из его первой кроватки во «взрослую» кровать до тех пор, пока он не научится сам перелазить через перила своей кроватки. С этого времени пребывание в ней становится уже просто опасным для малыша. Считается, что ребенок вполне может спать в своей первой кровати, пока ему не исполнится два года, а то и больше. Высокие перила являются отличным подспорьем родителей в период, когда малыш еще не способен выполнять вербальные команды. Иначе с проблемой, когда ребенок не хочет спать ночью, будет очень сложно справиться: он будет просто вставать с кровати. Когда ребенок уже будет способен понять, что, будучи уложенным, он должен оставаться в постели всю ночь, тогда можно смело перекладывать его из колыбели в обычную кровать.

Ошибка 5. Ребенок спит где придется

Никто не говорит о том, что родители должны полностью стать рабами детского расписания, и не позволять себе ни на шаг от него отступить. Но не стоит впадать и в другую крайность. У многих родителей получается так, что малыш засыпает то в коляске, то в машине, то у них на руках по дороге домой из гостей, то в детском стульчике. Специалистами доказано: заснув не в своей кроватке или «на ходу», малыш не получает полноценный отдых. Движение поддерживает мозг в состоянии не глубокого, а легкого сна, и малыш не может заснуть крепко. Чтобы у ребенка формировались здоровые привычки, связанные со сном, у него должно быть постоянное место, где он будет спать днем и в течение ночи. Отступления от этого правила могут допускаться только в исключительных случаях. Все свои дела вне дома постарайтесь все же решить в промежутках между снами малыша. Или позаботьтесь о том, чтобы с малышом остался папа, бабушка или няня. Это еще одно важное правило, о котором обязательно нужно помнить тем, кто хочет научить ребенка спать.

Ошибка 6. Отсутствие расписания сна

Постоянство – это ключевое слово во всем, чему бы вы ни хотели научить ребенка, будь то задача, как научить ребенка сидеть, или желание научить спать всю ночь. Дети нуждаются в регулярных дневных и ночных снах, ведь от нормального расписания сна зависит не только самочувствие ребенка, но и процессы выработки гормонов в его организме. Предсказуемость позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, тогда как любые неожиданности выбивают его из колеи и могут стать причиной стресса. Расписание сна очень важно для того, чтобы установились внутренние биологические часы малыша. В последние годы много говорилось о том, что ежегодные смены времени с летнее на зимнее и наоборот могут нанести вред организму человека. А ведь отсутствие установленного расписания сна делает то же самое с ребенком – только не раз в год, а каждый день. Сложности с укладыванием малыша спать и постоянные пробуждения в течение ночи могут стать как раз результатом отсутствия такого расписания. Или попыток родителей подстроить это расписание под свои нужды. К примеру, малыша укладывают в постель, когда он еще не хочет спать, или, наоборот, слишком поздно, когда он уже перевозбужден от усталости.

Конечно, пространство для определенной гибкости есть всегда, да и малыш не робот, чтобы отключаться каждый день в одно и то же время. Иногда он будет спать чуть меньше, а иногда чуть дольше. Но в любом случае, расписание сна должно быть основано на тех сигналах, которые опытная мама может распознать у малыша, желающего спать, и в зависимости от этого, составить режим сна ребенка.

Ошибка 7. Оставлять ребенка не спать допоздна, рассчитывая на то, что он дольше проспит утром

Может показаться, что идея уложить малыша попозже, чтобы он дал вам утром поспать подольше, вовсе не так уж плоха. Однако, полагая так, мы ориентируемся на собственный опыт, ведь когда мы ложимся поздно, то и утром хотели бы поспать больше. К сожалению, с маленькими детьми такой принцип не срабатывает. И даже будучи уложенным позже, чем обычно, грудной ребенок плохо спит ночью и просыпается утром не позже, а даже раньше. Уже в возрасте нескольких месяцев у малышей начинают работать внутренние часы. И они обычно будят его в одно и то же время, независимо от того, когда он лег вечером. Таким образом, оттягивая момент укладывания малыша, мы лишаем его драгоценного времени сна. А на следующий день ребенок, скорее всего, будет слишком уставшим и весь день будет капризничать. Может показаться парадоксальным, но если ваш малыш встает каждое утро слишком рано, к примеру, в 6 часов (подъем в 7 утра не считается ранним временем), то, возможно, стоит укладывать его вечером на полчаса или даже на час раньше.

Ошибка 8. Родители меняют свои требования ко сну ребенка посреди ночи

Очень часто, когда грудной ребенок плохо спит ночью, и в очередной раз будит своим плачем маму, сложно бывает придерживаться тех решений, которые были твердо приняты накануне днем. По мнению специалистов в области детского сна, одна из самых больших ошибок, которые при этом совершаются – вынужденный совместный сон. То есть когда мама пытается пойти по пути наименьшего сопротивления и берет малыша к себе в постель, хотя вовсе не намеревалась практиковать совместный сон с грудничком. Да, есть семьи, где такое решение принимается осознанно, но не о них сейчас речь. А о тех, кто кладет ребенка к себе в постель потому, что иначе не в состоянии уложить его спать. Это один из самых опасных «костылей», от которого с течением времени очень сложно избавиться.

Другая распространенная ошибка – отступать от принятых решений, пытаясь наладить сон грудного ребенка и научить его спать самостоятельно. К примеру, родители сначала пытаются отучить ребенка от нежелательных привычек, связанных с засыпанием, к примеру, от засыпания с грудью. Полные твердого намерения, они после кормления кладут в кровать еще бодрствующего малыша. Конечно, он будет возмущен таким нарушением привычной для него рутины, и начнет плакать. Если родители твердо решили, что засыпание с грудью больше недопустимо, они должны придерживаться принятого решения. К плачущему ребенку можно периодически подходить – но нельзя после 30 минут плача брать его на руки, привычно устраивать на груди и ждать, пока он заснет, как и раньше. Подобным поведением вы учите его только одному: если он будет плакать достаточно долго, он получит все, чего пытался добиться.

Если вы ощущаете, что вам сложно придерживаться принятых решений, попросите помощи других членов семьи. К примеру, после того, как малыш покушал грудь, дальше его укладывает папа. Возможно, ему будет легче справиться с плачем ребенка, тем более, что с каждым днем малыш будет плакать все меньше, привыкая к новому порядку.

Ошибка 9. Родители не могут договориться между собой

Если в семье принимается решение начать работать над сном ребенка, родители должны быть уверены, что они оба разделяют это решение. И готовы придерживаться выбранной тактики, будь то попытки уложить ребенка спать без слез или использование метода Фербера. Но поведение их обоих должно быть последовательным и не противоречащим друг другу. Ситуации, когда мама решает, что пора ребенку научиться спать самостоятельно, и оставляет его одного в комнате на какое-то время, а папа не хочет слушать плач малыша и решает, что его лучше снова укачать – недопустимы. Они только еще больше запутывают малыша, который не может понять, чего же от него хотят.

Ошибка 10. Не довести дело до конца

Если ваш грудной ребенок плохо спит ночью, и вы хотите научить его засыпать самостоятельно, будьте готовы к тому, что это займет определенное время. Как правило, последовательно придерживаясь определенного метода в течение недели, вы уже сможете заметить существенные улучшения, а то и вовсе решить проблему сна малыша. За две недели большинство детей научаются засыпать самостоятельно, и почти не просыпаться ночью. Но в течение этой недели или двух родители должны неукоснительно придерживаться принятого решения. В таком деле, как обучение ребенка сну, не стоит ожидать мгновенных результатов. Будьте реалистами, и приготовьтесь к тому, что неделя, две, а возможно, и три, будут не самыми легкими. Зато потом вся семья сможет наслаждаться отличным сном. Не стоит полагать, что режим сна малыша наладится сам. Скорее всего, проблема останется с вами на долгие месяцы, а то и годы, если вы не примете мер по ее решению. Но, раз выбрав метод обучения сну, придерживайтесь его хотя бы в течение 2 недель, не отступая ни на шаг. Только в этом случае при решении проблемы, как научить ребенка спать, можно ожидать выраженных и устойчивых результатов.

Ким Уэст родилась в 1959-м в Глостере, Англия (Gloucester, England). Хотя формального образования в области моды у нее нет, Уэст экспериментировала с дизайном одежды для себя самой с раннего возраста. После того как в 1984-м году она сделала платье из латекса, ею многие заинтересовались, и Ким начала делать подобные вещи для других.

Расширяя границы своего успеха, Уэст стала пользоваться спросом у знаменитостей, включая Адама Анта (Adam Ant), Саманту Фокс (Samantha Fox) и Тони Джеймса (Tony James).

Однако ей хотелось достичь сердец и самых обычных женщин.

В 1986-м ее латексное платье для девушки-ковбоя появилось на обложке журнала "Telegraph". Тем не менее, многие читатели журнала по-прежнему ассоциировали латекс с фетишем, засыпав редакцию потоком жалоб. Позднее фотосессия, сделанная для журнала "Tatler", также обернулась недовольством, на сей раз от кардинала Джорджа Бэзила Хьюма (George Basil Hume).

В 1987-м Уэст открыла свой первый магазин на Кенсингтонском рынке. К тому времени ее одежда регулярно демонстрировалась на страницах таких изданий, как "ID", "19", "Company", "Sky Magazine", "Honey" и "Sunday Mirror Magazine". Отношение к латексу уже многими расценивалось на вполне приемлемом уровне, но спорные комментарии все же никуда не улетучились, в том числе по поводу проданного Ким наряда певице Кайли Миноуг (Kylie Minogue).

В битве Уэст за право латекса попасть в мейнстрим моды помогли ее сногсшибательные наряды, созданные для таких знаменитостей, как телеведущая Джанет Стрит-Портер (Janet Street-Porter), пловчиха Шаррон Дэвис (Sharron Davies), актриса Хелена Бонэм Картер (Helena Bonham Carter) и модель Изабелла Росселлини (Isabella Rossellini). Помимо этого, латексные наряды можно было увидеть в нескольких фильмах, в том числе в триллере Нила Джордана (Neil Jordan) "Мона Лиза" ("Mona Lisa"). Обладательница "Оскара", художник по костюмам Сэнди Пауэлл (Sandy Powell), использовала одежду Уэст в качестве сценических костюмов авангардной танцевальной группы "Cholmondeleys and Featherstonehaughs".

Ким стала первым дизайнером, отважившимся использовать принты на латексе, что было весьма сложным и дорогим процессом из-за эластичности резины.

В 1988-м начались ее партнерские отношения с Джессами Калкин (Jessamy Calkin), переросшие в открытие обувного магазина в Лондоне. Она также работала над дизайном одежды для Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood), основательницы стиля панк в моде.

Лучшие дня

В 1992-м Уэст прекратила деятельность компании "Kim West Clothing" для того, чтобы снять спорный документальный фильм для канала "Channel 4". В картине "The Sex Hunters" ("Секс-охотники") был показан "лэд" – крутой британский парень, гоняющийся за стереотипами. Однако на сей раз представителя молодежной субкультуры на телеэкранах представили совсем в ином свете, чего никогда ранее не делалось. Главный герой документалки сказал: "За несколько недель до выхода ленты я начал беспокоиться о том, не линчуют ли нас… На следующий день после показа мы отправились в Лондон (London). Реакция была просто невероятной. Люди останавливали нас на улице".

В 1994-м Уэст вместе со своим мужем, кинорежиссером Адамом Бумом (Adam Boome), переехала в Лос-Анджелес (Los Angeles), где родила двоих детей. Семья Уэст вернулась в Лондон в 2000-м году.

В 2009-м компания "Kim West Clothing" вновь возродилась, в Интернет-пространстве. К этому времени латекс не вызывал никаких нареканий, а журнал "Telegraph" выпустил заметку о перерождении компании: "Новости из мира латекса. После того как 25 лет назад Ким Уэст пришла в голову новаторская идея, она запускает новую коллекцию одежды из латекса для взыскательных женщин".

В 1992-м году, когда Джонатан Росс (Jonathan Ross) спросил Уэст в одном из телевизионных интервью о том, наденет ли женщина наряд из латекса для похода в супермаркет, когда ей перевалит за шестьдесят, она уверенно ответила: "Конечно". Ким Уэст остается единственным дизайнером, преимущественно работающим с латексом, из которого производится модная одежда, пригодная для повседневной носки.

Итак, для помощи прохождения этого непростого для малыша (и меня) периода, я решила воспользоваться подсказками специалиста по сну Ким Вест. Возможно и Вам они окажутся полезными, а о своем опыте их применения я буду писать заметки в своем журнале и завтра с утра опубликую результаты за первый день и ночь. Могу сказать, что сегодня я уже применила несколько в своей тактике и это реально помогает.☺

1. Делайте то, что работает.

Помните, сейчас для вашего ребенка многое меняется, поэтому старайтесь «плыть по течению», по крайней мере временно. Это может означать, что ваш ребенок дремлет в качели, коляске или машине, чтобы поспать в течение дня. Помните: то, что работало вчера, может не сработать сегодня, и будьте готовы пробовать другие способы. В этом возрасте совершенно нормально укачивать, кормить или похлопывать ребенка, чтобы усыпить его, т.к. вы не создадите никаких негативных ассоциаций со сном, требующих коррекции в дальнейшем. Ваша цель – уложить ребенка спать.

2. Отслеживайте признаки усталости вашего ребенка и немедленно на них реагируйте.

В зависимости от вашего ребенка, его признаки усталости могут быть как почти незаметными, так и ярко выраженными. Отслеживайте такие признаки, как зевание или потерю интереса, малыш может тереть глаза или капризничать. Когда вы видите эти знаки, действуйте немедленно и помогите ребенку уснуть, чтобы он не переутомился, т.к. это сделает засыпание гораздо сложнее для вас обоих.

3. Когда перед сном активность ребенка снижается, ловите момент, когда он уже сонный, но еще не уснул.

Это побудит и научит его засыпать самостоятельно. Оставайтесь рядом с ним утешайте его словами или прикосновениями. Если в течение 15 минут, несмотря на ваши действия, ребенок только плачет, возьмите его на руки и укачайте, подержите или покормите его, чтобы усыпить, и попробуйте снова следующей ночью или тогда, когда вы почувствуете, что оба готовы к этому.

4. Будьте аккуратны с новыми способами помочь ребенку уснуть. Продолжайте пробовать и использовать те способы, которые работают, но постарайтесь не использовать слишком много сразу.

Этот совет может показаться трудновыполнимым, когда вы оба отчаянно пытаетесь поспать. Если вы выработали у ребенка привычку засыпать с помощью укачивания, укачивайте, но не добавляйте к этому кормление на засыпание. Таким же образом, если ваш ритуал перед сном включает в себя кормление и похлопывание, это отлично, но в таком случае не добавляйте к ритуалу засыпания еще и укачивание. Удлинение списка способов помочь ребенку уснуть означает лишь то, что в дальнейшем вам придется проделать больше работы. Пока удается помочь ребенку уснуть, предпочитайте новым техникам те способы, что уже однажды сработали.

5. Давайте ребенку максимум тактильного контакта и поддержки.

В период регресса сна и вы, и ваш ребенок, скорее всего, невероятно устаете (что совершенно справедливо!), и дополнительный тактильный контакт, объятия и ласковые слова могут значительно помочь. Конечно, ваш ребенок пока не может оказать вам настоящую поддержку, но вы можете ласково с ним разговаривать, держать и носить его на руках, чаще с ним обниматься, чтобы облегчить ему этот период изменений в развитии.

6. Ищите признаки развития.

Да, это период испытаний для вас, но вы удивитесь тем новым открытиям, которые ваш малыш сделает за эти недели. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок учится переворачиваться или начинает пытаться садиться. Эти изменения в развитии одновременно и увлекательны, и утомительны для вашего ребенка. Также вы можете заметить, что в этот период малыш растет буквально на глазах и, так как его тело изменяется и развивается, это может привести к еще большей потребности в сне, поэтому внимательно отслеживайте признаки усталости.

7. Следуйте вашему гибкому режиму настолько, насколько это возможно.

Детям очень важны постоянство и привычные ритуалы, поэтому будьте готовы обеспечить их вашему ребенку. Если у вас все еще нет успокаивающего ритуала перед сном, состоящего из 3-4 действий (чтение книги, песенка, принятие ванны, после чего ребенок отправляется в кровать), это отличный момент, чтобы его создать. Вы можете использовать этот ритуал в укороченном виде и перед дневными снами, исключая ванну и выбирая одно или два действия из ритуала засыпания на ночь, чтобы помочь вашему ребенку понять, что пора засыпать.

Вопрос: Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых - помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Ответ:

Представители этой достаточно новой профессии действительно помогают родителям справляться с проблемами детского сна, стремятся помочь детям, да и их уставшим родителям спать лучше. И их подходы так же отличаются, как отличается адаптационный (естественный уход за ребенком) и так называемый традиционный (общепринятый) - как подход развития и поведенческий.

Так и в науке коррекции детского сна существует 8 различных подходов. Есть самые радикальные: когда ребенка оставляют одного до утра без надежды на воссоединение, есть метод контролируемого плача, а есть подход принципа преемственности, где уважается зависимость ребенка от взрослого, привязанность ребенка ко взрослому, контакт и близость.

Консультанты по сну, которые придерживаются подхода привязанности, учитывают потребности малышей и не применяют эмоциональное и физическое разделение со взрослым в пользу зависимости от предметов-заменителей.

Они подскажут, как организовать ритмы сна и бодрствования согласно возрасту, как увидеть, где слишком много стимуляции и создать более благоприятные условия и привычки сна ребенка, к которым относятся в первую очередь физический контакт со взрослым, включающий или нет грудное вскармливание. Помогут увидеть признаки чувствительности, причины повышенной тревоги, мешающие расслаблению. Расскажут, как напитать ребенка теплом и любовью до укладывания, чтобы его меньше беспокоил голод привязанности, если мама отлучается днем, и меньше тревожила разлука с ней на сон, ведь даже в уюте родительской постели ребенок именно так его воспринимает.

Консультанты по сну, которые придерживаются конвенционального подхода, действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни советуют после ритуала отхода ко сну закрывать дверь в детскую и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Третьи обещают, что ребенок плакать не будет, и считают свой подход мягким, но грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии будут серьезными помехами. Поэтому консультанты этого направления подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная конвенциональная программа коррекции сна - приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи. Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так:

  • Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать.
  • Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке.
  • Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя.

Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы, подобно кокону, словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности.

Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями малыша. Но конвенциональный консультант в первую очередь порекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание, и таким образом сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли такая программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена именно так, чтобы на нее и влиять, приводя ребенка к тому состоянию, когда привязанность к родителю не будет мешать.

Ведь зависимость и потребность в близости со взрослым - в этом случае помеха заветному сну, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и среди ночи. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим, параллельно перенося ее на предмет-заменитель.

Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, в том числе и во время сна, при том, что она обусловлена и физически, и эмоционально (за исключением случаев, если младенец старше трех месяцев плохо набирает вес).

Ребенка, пусть и постепенно, но лишают существовать в жизни родителя, ночью в том числе, приглашения доверять, следовать и принимать заботу - они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями малыша.

Постепенно он привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя - одеяльце.

Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа.

  • Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя, перепривязывается к предмету заменителю.
  • У кого то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время.
  • Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к активизации стремления к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным.
  • У кого-то развиваются хронические формы , к предмету заменителю, которые отражаются на отношениях с взрослым днем.

Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. может быть вдоволь днем, напитывания контактом в рамках ритуала укладывания и явной вовлеченности родителя может хватать некоторым детям, чтобы компенсировать им ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.

Дети все разные, и по-разному проявляют себя, когда сон становится проблемой, поэтому не стоит опираться на то, что все обойдется и пройдет само собой, если не спите ни он, ни вы.

Лучше возьмите в расчет то, что развивающийся мозг ребенка полагается на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, ребенок мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» - это лозунг любого учреждения, обучающего конвенциональных специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с , совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками.

Тогда укладывание будет не изматывающей рутиной, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом дать понять ребенку, что взрослый является ответом на его потребности.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

А что касается консультантов, то как дети все разные, так и специалисты по сну разные. Одни способны разрушить ваше представление о нежной связи, другие помогут расцвести и окрепнуть ей, что неизбежно принесет вам спокойные благостные ночи: и вам, и вашим детям.