Главная · Изжога и отрыжка · Роль искусства в формировании личности современного человека. Роль религии и искусства в формировании человека. Рекомендованный список диссертаций

Роль искусства в формировании личности современного человека. Роль религии и искусства в формировании человека. Рекомендованный список диссертаций

Источник: Д.М. Угринович «Искусство и религия» , 1982 год.

...В настоящей главе в центре внимания – проблема соотношения искусства и атеизма, роли искусства в системе атеистического воспитания. Освещение этой проблемы потребует выяснения роли искусства в развитии личности. Вместе с тем необходимо остановиться на антиклерикальных и атеистических традициях в истории народного и профессионального искусства, а также осмыслить опыт решения атеистической темы в советском искусстве.

В истории эстетики и искусствознания было немало концепций, которые пытались трактовать сущность искусства и характер его воздействия на людей, вычленяя отдельные его стороны и абсолютизируя их. Одни теоретики доказывали, что сущность искусства состоит в том, чтобы творить красоту и доставлять людям эстетическое наслаждение, и что поэтому искусство чуждо обыденным интересам повседневной жизни людей, их материальным и социально-политическим проблемам. Другие, напротив, подчеркивали, что искусство есть прежде всего особая форма познания действительности, что оно помогает людям глубже и полнее постигать реальные проблемы их жизни, воспитывает в них то или иное отношение к миру. Третьи выделяли субъективное, творческое начало в искусстве, рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть средство общения между людьми, особая знаковая система, и т.д.

Однако можно ли понять сущность искусства, если следовать каждой из этих односторонних концепций? Искусство всегда отражает жизнь, но значит ли это, что его сущность можно свести только к отражению, к познанию? Произведение искусства всегда несёт неизгладимый отпечаток его творца, личности художника, но означает ли это, что оно лишено всякого общественного значения? Искусство, бесспорно, есть особая система социальной коммуникации, но правомерны ли попытки объяснить целиком его специфику, объявив его особой знаковой системой? Наконец, искусство не существует вне его эстетического содержания, но можно ли на этом основании свести всё содержание искусства к эстетическому?

Все эти вопросы впервые нашли свое принципиальное теоретическое решение в марксистской эстетике. Это не значит, что у К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина мы найдём прямые ответы на все вопросы, сформулированные выше. Это значит прежде всего, что классики марксизма заложили тот методологический фундамент, с позиций которого впервые стало возможным решение конкретных эстетических проблем. В советской эстетической литературе проблема специфики искусства и его общественных функций особенно активно обсуждалась начиная с середины 50-х годов. В нашу задачу не входит анализ многочисленных дискуссий по этой проблеме. Отметим лишь, что эти дискуссии не были бесплодными и что в результате их утвердилось мнение (разделяемое ныне большинством авторов) о сложной, многоаспектной природе искусства и об его полифункциональности.

Подчеркнём при этом, что признание сложной, многоаспектной природы искусства отнюдь не означает методологического эклектизма. Напротив, такое понимание закономерно вытекает из цельной марксистской концепции генезиса искусства, его специфики, места и роли в обществе. О том, что истоки искусства лежат в сфере трудовой, производственной деятельности людей, уже говорилось в первой главе настоящей книги. Для выяснения характера воздействия искусства на личность важно подчеркнуть, что искусство как самостоятельный способ деятельности, как особая форма общественного сознания хотя и включает в себя необходимо эстетическую сторону, но не сводится к ней. В этой связи представляется вполне закономерным различение понятий художественное и эстетическое, которое имеет место в советской литературе по эстетике и искусствоведению . Эстетическое может выступать как сторона самого объективного мира, как общественно обусловленное его качество. В этом плане мы говорим о красоте применительно к изделиям человеческого труда, предметам бытового обихода, явлениям природы, наконец, качествам и поступкам самого человека. Художественное творчество, результатом которого являются произведения искусства, обязательно включает в себя эстетическую сторону (вне её произведение искусства перестает быть таковым), но далеко не исчерпывается ею.

Художественное творчество предполагает всегда отражение действительности, искусство отражает жизнь. Это положение есть альфа и омега всей материалистической эстетики, традиции которой продолжает и развивает марксизм. При этом следует учитывать, во-первых, что всякое искусство отражает жизнь своим специфическим способом, через систему художественных образов и, во-вторых, что отражение действительности в различных видах искусства также специфично.

Общая специфика отображения действительности в искусстве подробно раскрывается во всех книгах и учебных пособиях по эстетике и теории искусства, поэтому она не требует подробного разъяснения. Заметим лишь, что искусство отражает жизнь в её целостности. Это значит, что, в отличие от науки, например, которая в силу своей специфики расчленяет, анатомирует целостный процесс человеческой жизнедеятельности, фиксируя отдельные его стороны и аспекты в теоретических понятиях, категориях, искусство воспроизводит жизнь людей, их отношения, их характеры в целостном, нерасчлененном виде. Художественный образ, как неоднократно указывалось, есть единство общего и индивидуального. Общее, существенное, типическое здесь существуют не в «чистом» виде, отдельно от единичного, индивидуального, а в органичном слиянии с ним. Любой подлинно художественный образ человека в литературе или в изобразительном искусстве есть «тип», т. е. совокупность социально-детерминированных черт личности, свойственных определённой группе людей, и в то же время конкретный человек с его неповторимой индивидуальностью и жизненной судьбой.

Отражение действительности происходит неодинаково в различных видах искусства, хотя и сохраняет везде образно-конкретный характер. Так, например, отражение действительности в музыке не является непосредственным отображением тех или иных реальных объектов внешнего мира. Художественный образ в музыке представляет собой особым образом организованную совокупность звуков, которые выражают и отображают чувства и переживания людей, их субъективное отношение к окружающему миру.

Специфично и отражение действительности в танце – в нём художественный образ создается с помощью человеческих телодвижений, которые обретают эстетическое содержание, и в то же время по-своему отображают чувства, помыслы и стремления людей.

Таким образом, хотя не существует искусства вне познания мира и человека, само это познание действительности в нем весьма своеобразно. Справедливо замечено, что правда искусства не только не исключает вымысла, но обязательно предполагает его. Искусство отражает действительность своим особым способом, на основе творческого преображения художником его эмпирических впечатлений, на основе усвоения как художником, так и воспринимающим его произведения особого, условного «языка» искусства, т. е. исторически конкретной и социально детерминированной системы художественного отображения действительности. В этой связи возникает вторая важная проблема постижения специфики художественного творчества – проблема оценки в нём действительности.

Выше уже говорилось, что, в отличие от теоретического, научного отражения действительности, ценность которого для людей состоит как раз в отвлечении от всего личного, субъективного, в отражении объективных законов природы и общества, в искусстве мир, люди, общество изображены всегда с определённых личных позиций, они даны не сами по себе, а через отношение к ним художника. Вне определённого, субъективного отношения к миру создание подлинных художественных ценностей невозможно. Для того чтобы художник создал нечто ценное, волнующее читателей или зрителей, необходимо, чтобы он совершил художественное открытие, т. е. чтобы он создал такую систему художественных образов, которая бы выявила, обнаружила некоторые новые грани человеческого характера, быта, социальных отношений, наконец, чувств и переживаний людей.

Общеизвестна мысль Н. Г. Чернышевского о том, что искусство не только отражает жизнь, но и выносит ей приговор. Справедливость этой мысли подтверждена всей историей искусства и не нуждается в подробном обосновании. Поскольку воссоздание жизни в художественных образах невозможно вне субъективного отношения художника к действительности, постольку любые его произведения представляют собой объективно, независимо от его желания и намерения ту или иную оценку явлений жизни и, следовательно, играют определённую социальную роль, так или иначе участвуют в социально-политической и идеологической борьбе. Любое, даже внешне далёкое от жизни, искусство, не является идеологически нейтральным, оно утверждает и формирует определённое отношение к миру, к социальной действительности. Уход некоторых деятелей современного буржуазного искусства в область чистой формы, субъективных переживаний или религиозно-мистических видений выступает объективно, независимо от их субъективных намерений, как способ оправдания существующих эксплуататорских социальных отношений, отказ от их изменения. И напротив, реалистическое, правдивое изображение противоречий социальной действительности в искусстве, критический анализ этих противоречий в системе типических образов объективно способствуют их преодолению, возбуждают энергию и волю людей и направляют их на изменение существующих порядков.

Из сказанного вытекает, что искусство всегда имеет определенную идейную направленность. Идейность искусства также обладает своей спецификой. Она реализуется не в абстрактном, «чистом» виде, а в системе художественных образов. В принципе идея того или иного художественного произведения неотделима от системы и логики развития в нем человеческих образов и характеров. Нередко очень трудно бывает однозначно сформулировать идею определённого романа, пьесы, кинофильма, картины или статуи. Всякая такая попытка неизбежно обедняет и сужает не только художественное, но и идейное содержание данного творения. Не случайно Л. Н. Толстой на вопрос о том, что он хотел сказать в «Анне Карениной», ответил, что для ответа ему пришлось бы повторить весь роман от начала и до конца.

Значит ли это, что искусство не в состоянии воплощать определённые философские, политические или нравственные идеи и пропагандировать их? Ни в коем случае. Известно немало классических художественных произведений, содержание которых неразрывно связано с определёнными философскими, политическими, нравственными идеями и концепциями, отстаиваемыми их авторами. Укажем в этой связи хотя бы на «Фауста» Гёте. Однако во всех этих случаях идейное содержание произведения находит свое специфическое художественно-образное воплощение.

Характеризуя специфику искусства, нельзя не подчеркнуть, что оно представляет собой особый вид человеческой творческой деятельности. Художник, как уже говорилось, не только отражает действительность, но и в известном смысле творит её. Каждое произведение искусства есть сложный результат как духовной, так и материальной творческой деятельности художника. С одной стороны, его задача состоит в том, чтобы обобщить и осмыслить жизненные впечатления и наблюдения, с другой стороны, – в том, чтобы материализовать, объективировать свой замысел в том или ином материале – словах, красках, гипсе, мраморе и т.п.

Не следует думать, что сначала художник полностью создает образ в своей голове, а лишь потом его воплощает в материале. В действительности обе стороны творчества – духовная и материальная – органически переплетены в деятельности художника. Материальное воплощение образа неотделимо от духовной деятельности его создателя. Подлинно художественное произведение может создать не копиист и эпигон, повторяющий уже известное, а новатор, видящий мир по-своему и реализующий это видение в оригинальных художественных образах.

Следует отметить, что творческий характер носит не только процесс создания произведений искусства, но и (о чем нередко забывают) процесс их художественного восприятия зрителями, слушателями или читателями. Восприятие художественных произведений не следует понимать как простой зеркальный акт их отражения в сознании воспринимающего. Здесь всегда присутствует момент активной, деятельной переработки художественных впечатлений, т. е. имеет место своеобразный процесс «соучастия» зрителя, слушателя или читателя в творческом художественном процессе.

Как правильно отмечает В. Ф. Рябов, восприятие художественных произведений всегда предполагает духовное общение художника, писателя или музыканта, создавшего данное произведение, со зрителем, читателем или слушателем. С помощью такого общения определенные идеи и чувства передаются новым поколениям, с его помощью формируется определённое мироощущение и мировоззрение, определенная оценка явлений действительности.

Исходя из понимания специфики искусства, можно охарактеризовать и направления его воздействия на личность.

Мы можем, во-первых, констатировать, что искусство полифункционально. Многосторонность искусства определяет и наличие нескольких направлений его воздействия на общество и личность. Разные советские авторы неоднозначно характеризуют функции искусства, но большинство их выделяет такие функции, как познавательная и воспитательная.

Искусство расширяет и углубляет знания личности об окружающем мире, прежде всего о мире социальном. С помощью искусства человек приобщается к прошлому человечества, глубже и полнее постигает настоящее, заглядывает в будущее. Как правильно отмечает Ю. Борев, жизненный опыт, опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности. Искусство раздвигает исторически ограниченные рамки опыта отдельной личности и передаёт многообразный опыт всего человечества. При этом оно даёт опыт художественно организованный, концентрированный и осмысленный с позиций определённого художника.

С познавательной неразрывно связана и воспитательная функция искусства. Поскольку искусство относится к ценностному сознанию, оно неизбежно формирует и утверждает в сознании человека определённые ценностные ориентации, определённые оценки явлений социальной действительности. Для наших целей важно подчеркнуть, что искусство является действенным средством воспитания миросозерцания личности. Конечно, искусство формирует отношение человека к миру по-своему, своими методами и средствами. Оно формирует не только миропонимание, но и мироощущение, поскольку его художественно-образная система активно влияет не только на ум, но и на чувства людей. Как справедливо заметил болгарский ученый А. Натев, искусство воздействует на человека непосредственно и непринужденно. Произведения искусства воздействуют на личность в процессе их непосредственного чувственного восприятия, в котором участвует не только интеллект, но и чувства. Отношение личности к тому или иному художественному произведению есть всегда отношение эмоциональное. Если чувства человека не затронуты произведением искусства; оно не может оказать глубокого влияния. При этом воздействие искусства на индивида (включая и идейное влияние) носит органический, непринуждённый характер, оно выступает как объективный результат художественного восприятия, нередко не замечаемый самим воспринимающим субъектом. Искусство активно влияет и на волю человека, побуждая его к определённой деятельности, направляя на борьбу за достижение социальных идеалов.

Таким образом, воздействие искусства на личность носит целостный, комплексный характер, оно охватывает все стороны человеческой психики. Напомним в этой связи известное высказывание В. И. Ленина в беседе с Кларой Цеткин о задачах нового искусства, рожденного социалистической революцией. В. И. Ленин подчеркивал в этой беседе, в частности, что новое искусство «должно объединять чувство, мысль и волю» трудящихся масс.

Искусство не только воспитывает и организует мышление, чувства и волю людей, оно является также важным фактором развития их способностей.

Участие в художественном творчестве наряду с формированием эстетического чувства и эстетического вкуса способствует общему духовному развитию индивида, расширяет и обогащает его кругозор, укрепляет в нём нравственные начала.

Нельзя не согласиться с известным советским искусствоведом и эстетиком В. В. Вансловым, который пишет: «Самое главное в эстетическом воспитании – формирование посредством искусства всей совокупности творческих способностей и сил человека, всестороннее развитие его психики и его личности. Именно искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и ухо... заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, даёт идеалы».

Из сказанного очевидна органическая связь передового, прогрессивного искусства с идеями свободомыслия и атеизма. Эти идеи, как будет показано в дальнейшем, находили своё воплощение не только в абстрактных философских построениях и трактатах, но и в художественно-образной форме, в фольклоре, литературе, живописи. При этом следует подчеркнуть, что реалистическое, правдивое отображение действительности в искусстве было, как правило, связано с критикой религии, церкви и духовенства, в то время как реакционные поползновения в искусстве и, в частности, субъективистские и иррационалистические тенденции в его развитии были нередко связаны с философским фидеизмом, религией и мистикой в их различных проявлениях.

Поскольку искусство правдиво отображает социальную действительность и оценивает её с позиций передового общественного идеала, оно не может не способствовать формированию прогрессивного миропонимания, не может объективно не подрывать позиции религиозного мировоззрения. Связь искусства с атеизмом становится особенно прочной и всесторонней в условиях социалистического общества.

А. В. Луначарский справедливо говорил в своё время: «Искусство – величайшее орудие агитации, и нам оно нужно в борьбе против религии. При помощи искусства мы высмеиваем её слабые стороны, при помощи искусства мы можем вызвать негодование на её чёрные стороны, на её преступления в прошлом и в настоящее время, развертывать её внутреннюю нелогичность, тупые противоречия, которыми она полна, изображать то, что принято называть «святым», в неприкрашенном виде и тут же противопоставлять наши светлые типы, нашу солидарность, наши взгляды на правильную жизнь на земле».

Атеистическое воздействие искусства на трудящихся в условиях социализма не следует сводить к критике религии в тех или иных художественных произведениях. Оно гораздо шире и многостороннее. Оно включает в себя, в частности, наиболее полное удовлетворение эстетических потребностей людей на здоровой идейной основе, что само по себе содействует преодолению влияния религии и формированию научного атеистического мировоззрения. Н. К. Крупская еще в 20-е годы указывала, что роль искусства в преодолении религии, далеко не исчерпывается пением антирелигиозных песен, распространением антирелигиозных картин, постановкой антирелигиозных пьес и фильмов. Роль его гораздо шире. Искусство вообще организует эмоциональную сторону, дает коллективные переживания. Чем богаче, всестороннее они будут, тем лучше».

Всякое здоровое, жизнеутверждающее искусство, возбуждающее в людях веру в свои силы и воспитывающее активное отношение к действительности, объективно противостоит религии, препятствует её влиянию на умы и сердца людей и является духовной силой, способствующей воспитанию масс в духе научного, материалистического мировоззрения.

Именно в контексте этого общего, комплексного, целостного воздействия искусства на формирование личности и следует рассмотреть подробнее его соотношение с атеизмом, его роль в духовной жизни нашего общества.

Возникли не на пустом месте. Они опирались на многовековые традиции развития народного искусства, на наследие прогрессивных поэтов, писателей и художников прошлого.

1

Анализируя роль искусства в формировании личности, авторы статьи рассматривают его как одну из важнейших форм общественного сознания, тесно связанную с жизненно-практическими интересами людей и общества в целом. В статье отмечается весьма широкий диапазон воспитательных потенций искусства, способного выступать и как способ познания окружающей действительности, и как способ заполнения культурно-досугового пространства личности, и как мощное средство формирования массового сознания и общественных нравов, и как средство социальной коммуникации. В результате анализа современной социальной ситуации авторы статьи проводят мысль о необходимости выведения искусства из сферы развлекательно-гедонистической в духовно-ориентирующую, что позволит не только сформировать нравственно-устойчивую личность, но и значительно укрепит духовные основания общества.

духовная культура.

массовое искусство

общественное сознание

искусство

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Запесоцкий А.П. Философия образования и проблемы современных реформ // Вестник Российского философского общества. – 2012. – 3 (63). – С. 30-34.

3. Коссара Т. Сквозь тернии Игры – по дороге к Храму… Пути, задачи, методы, средства – в противостоянии соблазнам мира сего в детско-подростковый период. Воспитание театральной игрой (опыт православного педагога). – СПб.: Лион, 2007. – 102 с.

4. Лукманова Р.Х, Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. – № 2. – С. 1038-1041.

5. Мочалова Н.Ю. Новые формы коммуникативных практик в современном искусстве // Проблемы человека в контексте современной культуры. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил. НТГСПА. 12 ноября 2010 г. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – С. 37-42.

6. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Уфа, 2007. – 44 с.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.

Современное общество актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, постулируя ее в качестве важнейшей стратегической задачи и гаранта планетарной безопасности. Это связано, прежде всего, с ухудшением нравственной культуры общества, ростом его криминогенности, алкоголизацией и наркотизацией населения, половой распущенностью и прочими отклонениями от норм общечеловеческой морали. Ситуацию усугубляет излишняя прагматическая направленность граждан, ориентирующихся в основном на ценности материального характера и свойства. При этом весьма опасной тенденцией является их неоправданно толерантное отношение к всевозможным моральным и социальным патологиям (как то гомосексуализм, проституция, стяжательство и т.п.), что является свидетельством несомненной духовной деградации общества. Здесь стоит задуматься о судьбе многих цивилизаций, гибель которых была в решающей степени обусловлена именно демонстративной терпимостью к моральным и социальным аномалиям.

Современное искусство и средства массовой информации в свою очередь также содействуют ухудшению моральной обстановки, делая чрезмерный акцент на гедонизме, активизируя исключительно потребительские инстинкты человека в угоду экономическим интересам шоу-бизнеса. В свое время Л.С. Выготский абсолютно верно указал на закономерные последствия подобной политики: «Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-либо негативный поступок, нежели подробно описать последний» . Ежедневно только с экрана телевизора молодежь наблюдает различные образцы табуированных действий: потребление спиртных напитков, табакокурение, агрессивное поведение, сексуальная неразборчивость, употребление ненормативной лексики и мн. др. Естественно, что в такой атмосфере довольно трудно пропагандировать общечеловеческие ценности, когда современные реалии диктуют молодым людям совершенно иную модель поведения, целенаправленно и последовательно оказывая негативное влияние на сознание формирующейся личности. Бесспорно, сложно внушить, к примеру, девочкам неприятие алкоголя и сигарет, когда чуть ли не в каждом кинофильме они видят огромное количество курящих и пьющих женщин, но при этом красивых, умных, успешных, достойных любви и уважения.

Следует также признать, что переориентация искусства с воспитательно-формирующей функции на развлекательно-гедонистическую и материально-прагматическую приводит к нивелированию творчества как такового и оттеснению «настоящего» искусства на задворки культуры. Ведь значительное количество писателей, режиссеров, художников, композиторов «врастают» сегодня в шоу-индустрию, создавая свои произведения, прежде всего, как товар, предназначенный для массового потребления.

Внушает опасение тот факт, что подобное «псевдоискусство» находит своих активных почитателей именно среди молодежи, которая, как известно, в России составляет 23 % от общего населения страны, то есть 33 миллиона человек. Это дает нам представление о масштабах возможной антропологической катастрофы, спровоцированной негативным воздействием искусства и средств массовой информации на подрастающее поколение.

Не меньшую тревогу вызывает и то, что трансляция искусства сегодня осуществляется через телевидение. Во все времена молодежь была активна и созидательна: посещала театры, музеи, выставки, художественные галереи, библиотеки, с энтузиазмом участвовала в просоциальной деятельности. В настоящее время всеобщая субпассионарность привела к тому, что подавляющее большинство людей утратило былую активность и все свое свободное время предпочитает проводить в пассивном созерцании телевизора. Как верно заметил А.П. Запесоцкий: «Телевидение абсолютно доминирует в структуре досуга жителей страны, как по затрачиваемому на просмотр телепередач времени, так и по числу людей, занимающих ежевечерне места перед экранами телевизоров... величина среднесуточной аудитории телевидения (выраженная в показателях охвата - количество человек, включивших телевизор) колеблется в интервале 75-80 % населения» .

В связи с этим отечественные ученые сходятся во мнении, что в России формируется особый тип культуры, в основных своих чертах схожий с Древним Римом, потворствующим низменным инстинктам римского плебса, чья жизнь подчинялась лозунгу: «Хлеба и зрелищ!». Приходится признать, что данный тезис не утратил своей актуальности и для наших современников. Стремясь удовлетворить гедонистические инстинкты и потребности человека, искусство трансформируется в индустрию развлечений, забыв о своем социальном назначении - духовно возвышать и социально совершенствовать человеческую натуру, формируя верную систему ценностных координат и направляя энергию масс в русло созидательно-творческой и социально-одобряемой деятельности. Ведь воспитательный потенциал искусства весьма велик. Оно являет собой и важнейший способ познания окружающего мира, и инструмент исправления общественных нравов, и механизм нравственного становления и развития человека, и средство успешной социальной коммуникации. Функциональный диапазон искусства довольно широк, и в числе особо значимых функций можно выделить воспитательно-социализирующую, культурно-образовательную, ценностно-ориентирующую, мировоззренческую, нормативно-регламентирующую, деятельностно-практическую, эмоционально-психологическую, информационно-коммуникативную, развлекательно-гедонистическую, гуманистическую, катарсическую и др. Именно высокое социальное назначение и определило полифункциональность искусства как формы общественного сознания и способа духовно-практического познания и освоения мира человеком. Историческая миссия искусства детерминирует его моральную устойчивость, прогрессивность и гуманизм, невзирая на любые эпохальные изменения и неблагоприятные общественные условия.

К сожалению, современное искусство не в полной мере реализует свою социальную роль, активно стимулируя развитие грубых, низменных инстинктов людей, насаждая модель праздно-развлекательного образа жизни, пропагандируя и культивируя пуерилистический стиль поведения. Отсюда проистекает «легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам» . Однако исключительный акцент на гедонизме, выражающийся в устремленности к наслаждениям, удовольствиям и праздности, весьма опасен, ибо в лучшем случае приведет к дегенерации эстетических вкусов, а в худшем - вызовет нравственное оскудение и духовное вырождение не только отдельно взятой личности, но и социума в целом.

Справедливости ради необходимо признать и тот факт, что высокое искусство сегодня тоже остается востребованным (правда, в большей мере, лишь интеллектуальной элитой общества). Отрадно, что несмотря ни на что, массовая культура и шоу-индустрия не способны нивелировать истинное искусство. Более того, их параллельное сосуществование как раз и позволяет посредством сравнения отличить настоящее искусство от его суррогатного образчика. Недаром классические произведения мировой художественной культуры по-прежнему не утрачивают своей актуальности для многих наших современников.

В то же время нельзя быть скептиками и подвергать сомнению абсолютно все тенденции общественного развития, среди которых мы наблюдаем и очевидно позитивные моменты. К числу таковых можно отнести и явное одухотворение массовой культуры, что диктуется социальной необходимостью. Ведь лозунг «Возлюби, иначе погибнешь!» восприняли многие духовно чуткие творческие люди. В частности, только кинематограф откликнулся на этот призыв довольно большим количеством социально-ценных произведений, пользующихся особой популярностью у мировой зрительской аудитории. Внушает оптимизм и тот факт, что современные дети отзываются на высокохудожественные произведения и с неподдельным увлечением наблюдают не только за сюжетом детских «мыльных опер», но и с не меньшей активностью сопереживают героям знаменитого «Властелина колец», который вполне можно обозначить как интересный образец одухотворенного «детища» массового искусства. Создатели фильма талантливо и последовательно пропагандируют гуманистическую идею высокой гражданственности и социальной солидарности. Те же самые философы-космисты с их «принципом магнита», предполагающим единение прогрессивной общественности в отстаивании идеалов добра и справедливости, могли бы поставить «знак качества» этому фильму. Он очень доходчиво, наглядно и высокохудожественно доносит до молодежи общечеловеческую идею всеобщего социального единения: люди, хоббиты, гномы, эльфы, деревья, птицы и даже мертвые объединяются в борьбе со злом и одерживают победу. Причем, победу очевидную и безусловную - и это особо радует, ведь нередко режиссеры любят завершать свои фильмы в духе «Зло непобедимо», когда, вроде, победа над злом и достигнута, но в последнем кадре, как правило, мелькает тень возродившегося злодея. Либо оставляют открытый финал - мол, додумывайте сами, чем закончилось противоборство героев.

Здесь не идет речь об идеализации действительности посредством искусства, ведь назначение последнего состоит в максимально объективном отображении реального мира, который насквозь противоречив, соединяет в себе как возвышенное и прекрасное, так и низменное и безобразное. Стремясь к адекватному отражению окружающей действительности, художник не должен фокусировать свое внимание только на естественно-натуралистических и шокирующих составляющих повседневности, потворствуя грубым инстинктам людей и ориентируясь на мгновенную популярность в массовой зрительской аудитории. В условиях глобальной коммерциализации искусства, несомненно, трудно подняться над смакованием сиюминутной обыденности и высветить ее глубинный сакрально-гуманистический потенциал, возвышая нравственно-эстетические потребности людей и выводя их за пределы узко эмпирического существования. «Творчество с его эстетическим характером, - пишут Р.Х. Лукманова и А.И. Столетов, - есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» .

Даже если художник и будет удовлетворять прозаичные эстетические вкусы и чувства простого обывателя, он все-таки должен стремиться к исполнению своей гражданской миссии: воспроизводя мир во всем многообразии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, ему необходимо последовательно и целенаправленно утверждать идеалы Добра, Справедливости, Истины и Красоты, гармонизируя и упорядочивая окружающий мир. Каждый художник должен помнить о том, что Зло, воплощенное им в художественном образе, начинает жить независимой жизнью и внедряться в массовое сознание, вызывая мощные деструктивные процессы в жизни человека и общества. Особенно это опасно для подрастающего поколения, в силу малого жизненного опыта не обладающего стойким нравственным иммунитетом. И потому можем не согласиться с Татианой Коссарой, утверждающей о непреложном тяготении детей к Добру и Свету, в качество аргумента приводящей воспоминания из своего детства: «...взяла в библиотеке «Сказки Пушкина» - истрепанную, с разбухшими страницами, зачитанную до дыр и снабженную прекраснейшими иллюстрациями к сказкам. И вот почти от каждой такой иллюстрации корявым фиолетовым росчерком шло тире и далее красовалась корявая и уверенная подпись - «Я!». Этим «Я!» была исчеркана вся книжка - но характерно то, что своеобразный этот «автограф» сиял исключительно у изображений прекрасных, благородных и положительных персонажей: Золотой Рыбки, Царевны Лебеди и подобных; детское сердце отказывалось отождествлять себя с изображением Злого Коршуна, Мачехи или сватьи бабы Бабарихи... В этой бесхитростной книжке я прочла для себя непреложное подтверждение классической тертуллиановой формуле: «Душа - по природе христианка». Ну, не подпишется Детство ни под какой дрянью! Ну, не обманешь его, по большому счету!» .

Хотелось бы поддержать позицию Т. Коссары, однако знание современных воспитательных реалий заставляет нас усомниться в ее педагогическом оптимизме. Автор несколько упустил факт, что персонаж из ее детства - представитель совершенно иного поколения, воспитанный семьей, общественностью, пионерской организацией школы на светлых коммунистических идеях, общечеловеческих ценностях, счастливо избежавший тотального разлагающего влияния телевидения и прочих средств массовой информации на формирующееся сознание. Если принять во внимание весь арсенал современных воспитательных средств (игровые компьютерные технологии, доступность любых интернет-ресурсов, фильмы-боевики, детские «мыльные оперы»), то с полным на то основанием можем заявить, что в подавляющем своем большинстве они направлены на стимулирование психологических механизмов агрессивности, индивидуализма, праздности и гедонизма. Интересно, какой выбор сделал бы современный ребенок, во всех компьютерных играх отождествляющий себя с тем, кто сильнее, агрессивнее, безжалостнее?

Хотя, возможно, Тертуллиан прав, и душа, действительно, христианка, вне зависимости от всех временных перипетий неизменно тяготеет к Добру и Справедливости. В подтверждение еще одна зарисовка из жизни уже современных детей - диалог двух младших подростков после просмотра заключительной серии многосерийной криминальной драмы режиссера Константина Статского «Мажор». Главный герой фильма - сын преуспевающего бизнесмена, прожигатель жизни, определяется вконец отчаявшимся отцом на перевоспитание в полицию в качестве оперативного работника. Надо заметить, что результат даже превзошел отцовские ожидания: Игорь переосмыслил свою жизнь, обрел любовь и новых друзей, стал хорошим следователем и даже смог распутать давнее преступление - убийство своей матери. Но режиссер решил завершить фильм в пессимистическом камертоне: «Зло непобедимо». В итоге убийца матери - бывший бизнес-компаньон отца, а ныне олигарх и депутат Госдумы - убивает и его отца, завладевает уликами и сажает героя в тюрьму за попытку покушения на свою жизнь.

Но вернемся к детям, которые под впечатлением от фильма и неожиданного для них конца некоторое время пребывали в состоянии эмоционального ступора, осмысливая увиденное, наконец-то обретших дар речи:

И что?! Разве так можно!!! Разве так бывает?!!

Да-а-а, в самом деле, жесть какая-то!..

Нет! Но он же сильный! Смелый! Умный! Ну почему так вышло?!!

Да не трави ты! И так плохо! Хотя, что тут говорить, ведь, в принципе, все как в жизни...

И тут следует весьма знаменательная фраза: «Причем тут «как в жизни»!!! Если даже в жизни так бывает, то в фильме ТАК НЕ ДОЛЖНО заканчиваться, понимаешь?!!» На что второй примирительно заявил: «Ну да, согласен. Не переживай, скорее всего второй сезон доснимут - ведь и правда - не должно так заканчиваться!»

По сути, ребенок самостоятельно дошел до понимания высокого социального назначения искусства, призванного удовлетворять (по В.Г. Белинскому) человеческую «тоску по идеалу». Искусство, как выражение любви к истине, добру и красоте, «... есть не только созерцание, любование прекрасным, но также его творение и утверждение в мире под действием творческих сил художественного вымысла, фантазии, мечты» . В этом идеальном конструировании мира таится великая сила превращения потенциальной возможности в действительность. И здесь мы можем полностью согласиться с Н.Ю. Мочаловой, утверждающей: «Искусство по-прежнему будет сохранять устойчивую монументальность и классичность, если сумеет преодолеть соблазн прагматизма и ограниченной функциональности, сосредоточившись на адекватном образно-символическом отражении ценностей и смыслов человеческого существования. До тех пор пока художник будет видеть дальше, слышать нюансы и всполохи будущего, тоньше и глубже чувствовать, чем простые смертные, тем оправданнее его демиургическое предназначение, позволяющее быть уникальным и суверенным творцом в границах тотальной социальности» .

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Карамышева Н.М., д.с.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16968 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе.

Во-вторых, поскольку красота - это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины - обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.

25. Мораль и религия. Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание. Особенности религиозной морали включают ряд аспектов : 1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали. 2)Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. 3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать. 4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов. 5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. 6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.

Тимченко Наталья Эдиссоновна
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя

Музыкальный руководитель МАДОУ №385

Тимченко Н. Э.

Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя .

Проблема духовно -нравственного воспитания- одна из самых важных и острых задач современности. И не случайно в Законе Российской Федерации «Об образовании» взят курс на гуманистическую направленность.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было развито как умственно, так и духовно . В этой связи на учителя возлагаются большие надежды как на проводника не только знаний, но и духовно -нравственных ориентиров.

Как известно, важнейшими сущностными характеристикам личности являются целостность и духовность . Под целостностью принято принимать единство духа, души и тела, а под духовностью- .силу многомерную и цельную, устремленную к внутреннему совершенству.

Безусловно, что учитель должен обладать богатым внутренним миром, жить «идеальными» интересами и активно вступать в познавательные, эстетические, моральные отношения с действительностью. Но, чтобы избежать кризиса духовности общества , требуется не только духовное возвышение педагога , но и педагогики в целом. По мнению профессора Московской консерватории В. В. Медушевского, педагогика должна быть одухотворенной и никогда не забывать о том, что кроме закономерностей, причин и следствий у нее есть нечто другое, что влечет к познанию : «Нельзя разлучать обучение и воспитание! Опасно отречение от идеи духовно -нравственной высоты человека. Она не в назиданиях, а в живом содержании науки!».

Еще в эпоху Средневековья Климент Александрийский в своих размышлениях о предназначении педагога писал : «Практика, а не теория область Педагога, не обучение, а нравственное улучшение, вот его цель, жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать пред нами» (1) .

Педагогика в целом, равно как и учитель в частности , должна нести в себе идею сотрудничеств, согласия и соделания. Ибо, все эти составляющие ведут к сроднению душ, слиянию творческих усилий, к устремлению достижения единства истины, добра и красоты, которое еще со времен Античности составляли основу того совершенства, к которому мы стремимся до сих пор. Данное единство, как идеал, лежит в основе духовной сферы искусства , которое всегда играет существенную роль в обогащении духовного мира человека .

Искусство , как неиссякаемый источник эмоций и живых бескорыстных переживаний, позволяет пережить накопленный веками опыт всего человечества. «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрочлых-поэты!»- так еще в Античности возгласил Аристофан в комедии «Лягушки» .

Помимо способности воспитательного характера искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные и тяжкие переживания, будучи переплавленными в произведении искусства , оказывают положительное эмоциональное воздействие, доставляющее особое эстетическое удовлетворение.

Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал такие сложные превращения чувств важнейшим законом эстетической реакции, наивысшая точка в которой еще со времен Аристотеля именуется катарсисом, то есть «Очищением души в процессе восприятия трагедии» (Аристотель «Поэтика» )

«Искусство относится к жизни как вино к винограду, сказал один из мыслителей и был абсолютно прав, указывая на то,что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое,что в свойствах самого материала еще не содержится»(2) .

И, не случайно основоположник гуманистической психологии А. Маслоу неоднократно отмечал, что образование посредством искусства значимо для появления лучших людей. «Если мы ориентируемся на гуманистические цели образования, - писал он,- то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели,- художественное образование»(3) .

Искусство является безграничной сферой проявления творческой активности человека. Деятельность художника преобразует мир, и сама действительность превращается в искусство .

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» - этим вопросом задавался Феофан Затворник. Размышляя об искусстве в этой связи , он писал : «Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области духа, Дух Бога ведущий естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться» (4) .

Если красота- одно из глубинных оснований человеческой души, то ею должны полнится все сферы жизни. «Абсурдны теории психологии и педагогики, изъявшие красоту из своих положений» (5) .

И, действительно, творческая сила человека не сводится к одному мышлению, художественная плодотворность - вот естественная сущность человеческой души.

Миропознавательная любовь, любовь к людям, творческая активность - вот силы, зовущие человека к нравственному и духовному самосовершенствованию. И, именно такие силы педагог должен научиться пробуждать в молодом поколении. А искусство , как неиссякаемая сокровищница красоты, добра и любви поможет в этом нелегком, но очень важном деле.

В заключении процитируем знаменитого Я. А. Коменского : «Кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает!».

ПРИМЕЧАНИЯ :

1. Климент Александрийский. Педагог. Ярославль. С. 9.

2. Выготский Л. С. Психология искусства . М. 1965. С. 318.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва. С. 60

4. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914. С. 40.

5. Медушевский В. В. «Внимли ангельскому пению» Минск 2001.

Публикации по теме:

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Восприятие нравственных норм, усвоение духовных ценностей и моральных принципов может происходить стихийно и целенаправленно. Как правило, процессы нравственного формирования личности происходят на трех уровнях:

  • (1) восприятие и изучение нравственных норм и принципов;
  • (2) превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности;
  • (3) приобретение умений и навыков творчески применять эти знания и убеждения на практике, а также моральных привычек поведения.

Первый уровень формирования нравственного сознания личности - восприятие и изучение нравственных норм и принципов - обеспечивается изучением этики в образовательных учреждениях, на занятиях в системе служебной подготовки и повышения квалификации. До этого этические знания приобретаются стихийно, порой эклектично, в окружающей нас среде - в семье, школе, кругу друзей и знакомых и т.д. Однако только этих знаний оказывается далеко не достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. Ближайшая окружающая среда способна создать предпосылки для должного нравственного формирования личности, заложить ее основу в виде знаний о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. Именно на втором уровне нравственного формирования личности огромную роль играет искусство.

Искусство - это великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности.

Главным инструментом получения знаний о морали и нравственности, превращения их в личные убеждения, а затем и в жизненные принципы является собственный опыт человека. Однако только его оказывается недостаточно для получения комплексной картины мира и жизни. В искусстве же содержится коллективный опыт человечества, соединенный с высшими духовными идеалами. И этот опыт преподносится мастером не умозрительно, а эмоционально, затрагивая чувства и разум, пробуждая память, вторгаясь в глубину души, порождая личные переживания слушателя (читателя, зрителя) и поэтому оставляя в душе опыт как свой собственный.

При всем многообразии и многоаспектности понятия искусства в самом общем виде оно представляет собой сферу человеческой деятельности. Искусство охватывает создание эстетически значимых объектов - художественных произведений, а также доведение их до публики путем включения в процесс общественной коммуникации 1 . Художник (писатель, композитор, музыкант, режиссер и т.д.), создавая художественное произведение, отражает те или иные стороны действительности.

В. Г. Белинский.

«Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства...»

При этом он всегда изображает ее тенденциозно, с точки зрения своей нравственной позиции.

Таким образом, художник, выбирая способ освещения действительности, склоняет зрителя (читателя, слушателя) к той или иной ее нравственной оценке.

Морально совершенное выступает в искусстве как эстетически прекрасное. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание искусства. Соотношение морали и искусства выступает в более сложной форме.

Имеющуюся связь между нравственной и эстетической культурой убедительно выразил великий русский публицист, критик

В. Г. Белинский (1811-1848):

Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума - остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко злу, а из расчета .

Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека превосходит все остальные влияния, так как искусство сочетает в себе идеи, мораль, религию, право и политику, умноженные на огромную силу эстетического сопереживания.

Великую силу искусства ярко и образно описал великий немецкий поэт, философ-эстетик, теоретик искусства и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805), который так охарактеризовал театр (что вполне можно отнести ко всем видам искусства):

Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает тысячи пороков, оставшихся безнаказанными;

Тысячи добродетелей, о которых умалчи-

Ф. Шиллер вает правосудие, прославляются сценой...

Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед нами для подражания!

В контексте правоохранительной деятельности к этим словам можно добавить, что в силу вышеперечисленных свойств искусство - одно из наиболее эффективных средств против профессиональнонравственной деформации работников судебной системы.

Характерное явление современной российской действительности, возникающее как прямое следствие демократизации и обновления общества и государства, - постепенная замена командно-административных, авторитарных методов управления на демократичные, основанные на инициативности каждого работника, ориентированного прежде всего на интересы дела. В связи с этим резко повышается значимость такого профессионального качества, как творческое мышление, или, как принято сегодня говорить, креативность.

Способность к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной компетентности специалиста. И особенное значение это качество приобретает в тех профессиях, которые по своей сущности связаны с возникновением в процессе деятельности нестандартных, нестереотипных ситуаций. Именно такой характер носит деятельность судьи, где неповторимость профессиональной или жизненной ситуации распространяется и на нравственную составляющую.

Сложные ситуации, зачастую возникающие в правоохранительной, в том числе судебной, деятельности, требуют от должностных лиц умений и навыков справляться с нестандартными ситуациями, неуклонно следовать при этом не только правовым, но и нравственным нормам.

Умения и навыки, необходимые для того, чтобы осуществлять правильный с точки зрения общепринятой морали и профессиональной этики нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, вырабатываются на третьем, наиболее сложном уровне формирования нравственной личности. Одна из главных трудностей здесь состоит в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов» как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и интересами общества. Все это вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, делать трудный выбор, какой из нравственных норм отдать предпочтение.

Несмотря на то что и в наши дни десять заповедей, содержащихся в Библии, сохраняют свой первозданный смысл («не убий», «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй», «не завидуй» и т.д.), вместе с тем в конкретных ситуациях профессиональной деятельности следование этим, казалось бы, прописным истинам не всегда оказывается оправданным. Является ли аморальным убийство на войне врага, стремящегося захватить и поработить Родину? Можно ли считать нравственно оправданным насилие сотрудников полиции в отношении агрессивно настроенных лиц, угрожающих безопасности мирных граждан? Допустимо ли врачу солгать пациенту, чтобы сохранить ему жизнь? Какое решение вынесет судья в отношении неплатежеспособного должника, потратившего целевой кредит на лечение жены или матери? Такие и многие другие тупиковые вопросы требуют от людей, выполняющих свой служебный долг, предельно грамотного решения.

В подобных ситуациях нравственные убеждения и морально- этические знания оказываются недостаточными. В случаях нестандартных ситуаций человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятельному, творческому разрешению возникшей нравственной коллизии.

Исключительную роль в развитии способности творческого мышления играет искусство, которое учит не только творчески мыслить, но и вносить в любую человеческую деятельность элемент собственного творчества. Благодаря способности художественного осмысления действительности, содержащейся в художественном произведении, человек получает возможность эмоционально переживать и принимать чужой опыт, приобретает умение интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения и даже, возможно, не познаны наукой. И в этом смысле каждое взаимодействие с художественным произведением можно рассматривать как практические нравственные уроки, которые преподносит нам реальная жизнь.

Искусство - самый интересный учебник подлинно нравственного применения норм морали в практической деятельности людей, особенно когда речь идет о нестереотипных или сложных ситуациях. Искусство учит соотносить действия и поступки не с формальными правилами, а с нравственными идеалами общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и дает их решение с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует примерами, когда нравственные поступки героев художественных произведений становились общепризнанными нравственными нормами.

Кроме развития творческого мышления и умения на его основе вырабатывать подлинно нравственные решения, искусство развивает у человека и такое важное качество, как эстетический вкус, т.е. способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного как в произведениях искусства, так и в явлениях действительности.

Эстетическая оценка наиболее общеупотребительная, ибо любой человек в каждом своем поступке, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно поэтому эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным регулятором в выборе соответствующих форм поведения и самовыражения. Кроме того, развитый эстетический вкус проявляется в способности человека интуитивно постигать определенные закономерности эстетики, гармонии, «правильности» или же позволяет распознавать «некрасивость», дисгармонию, «неправильность», незаконосообразность любого явления. И чем более развит у человека эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.

Таким образом, искусство развивает творческое мышление, эстетический вкус, культуру воображения, интуицию в постижении сущности явлений, - словом, все то, что способствует нравственному формированию личности, имеющей собственную систему ценностей и нравственных принципов.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы работников правоохранительной системы, на развитие у них способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию 1 . И хотя литературно-художественный анализ позволяет скорее лишь сердцем понять причины, препятствующие восстановлению нарушенных или охраняемых законом прав и интересов, подобная «трактовка» во многом оказывается созвучной социологическим исследованиям, использующим точные методы научного обобщения . При этом становится понятнее, почему доверие к суду неуклонно снижается. По данным российской негосударственной исследовательской организации, в 2010 г. для решения проблем в суд предпочло бы обратиться 41% россиян, а в 2013 г. - только 33%. Тем не менее суду по-прежнему доверяет большинство опрошенных .

Руководствуясь ролью искусства в нравственном формировании работников органов правосудия, приведем несколько примеров из произведений отечественных авторов, известных своим беззаветным служением Музе.

Для нашего времени актуальны многие проблемы, затронутые

А.Н. Радищевым в книге «Путешествие из Петербурга в Москву », - свобода и права личности, происхождение и предназначение государственной власти, право и справедливость, право и гуманизм, правосудие и наказание и пр. Но, пожалуй, особый интерес для современных российских судей может представлять глава «Зайцово». Эта глава повествует о том, как на почтовом дворе деревни Зайцово путешественник встретил одного из немногих положительных героев книги - давнишнего приятеля Крестьянкина, человека честного, бескорыстного, живущего в ладу со своей совестью. «Душу он имел чувствительную и сердце человеческое». Вот что вспоминает бывший судья Крестьянкин о несбывшихся надеждах на исполнение своих «правых решений»:

Видел я решения мои осмеянными в том самом, что их изящными делало; видел их оставляемыми без действия... и нередко я видел благие мои расположения исчезавшими, яко дым в пространстве воздуха.

Не найдя в суде торжества справедливости и законности, Крестьянкин терпит профессиональный крах. Из-за последнего дела Крестьянкину как честному человеку пришлось уйти со службы (он оправдал крестьян, которые убили господ, надругавшихся над крестьянской невестой). Он ушел в отставку, чтобы не участвовать в беззаконии 1 .

Особое место в нашем анализе принадлежит повести «Дубровский». Тяжба Дубровского и Троекурова изображена А.С. Пушкиным настолько юридически точно, профессионально, что по роману можно изучать особенности русского судопроизводства начала XIX в. С большой художественной силой вскрыты в нем не только предвзятость, необъективность царского правосудия, но и та непреодолимая циничность, с которой исполнялись «судебные веления». Приведенный Пушкиным полный текст определения уездного суда по делу «о неправильном владении гвардии поручиком Андреем Гавриловым, сыном Дубровским, имением, принадлежащим генерал-аншефу Кириллу Петровичу, сыну Троекурову», представляет собой впечатляющий образец судебного крючкотворства и казуистики того времени.

Грозным оружием - смехом обличал общественные пороки Н.В. Гоголь. Для нравственного самовоспитания современных судей бесценны те страницы его произведений, где он бичевал царское правосудие и весь чиновничий мир с его казенным бездушием, взяточничеством, вопиющей профессиональной неграмотностью и волокитством.

Такими пороками насквозь пропитан миргородский суд в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тяжба бывших закадычных друзей затянулась на долгие годы, так и не найдя решения из-за волокиты - естественного состояние миргородской Фемиды. Волокита, услаждающая дремучую леность ума провинциальных судейских чинов, позволяющая им сколь угодно пребывать в бездействии, а самое главное, дающая им возможность постоянно кормиться за счет тех, кто обращается к ним в поисках правды и справедливости.

Взятка - второй порок царского правосудия - в сущности, узаконена в Миргородском поветовом суде, поборы здесь привычны. И то и другое неподвластны даже ходу времени - «так было, так есть, так будет!» .

А фамилия судьи из «Ревизора» - Ляпкин-Тяпкин - говорит о многом... Служба в Коммерческом суде, несомненно, сыграла заметную роль в становлении А.И. Островского как литератора, как драматурга. Здесь наблюдал он типичные характеры в типичных ситуациях и запечатлевал их в памяти. Так, сюжет комедии «Свои люди - сочтемся !» был взят из «самой гущи жизни», хорошо знакомой драматургу по юридической практике. Купец Самсон Силыч Большов объявляет о своем банкротстве. Но это один из плутовских ходов в его коммерческой «игре», с помощью которого он намеревался закрыть расчеты с кредиторами и уклониться от уплаты долгов. Однако он сам стал жертвой придуманной им уловки...

Есть среди персонажей пьесы и представители чиновного мира, которые «вершат правосудие» по делам жуликов-купцов и плутов- приказчиков. Эти «служители Фемиды» в нравственном отношении недалеко ушли от своих клиентов и просителей...

Не меньшее влияние на читателя (зрителя) оказывает масштабность самой творческой личности, неповторимость ее гениального жизненного пути. Тот, кто искренне, не жалея себя, творил искусство и передавал современникам эстафету вечного бытия, всегда становился соавтором главного Па У стовский

создателя - Бога.

Писатель К.Г. Паустовский говорил:

Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами. Она выражается не только в непосредственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего им созданного, но и во всем, что так или иначе связано с ним самим, с его жизнью. Мы хотим знать о нем все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения 1 .

Тому пример - жизненный путь А.Н. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького, Н.К. Рериха, А.Р. Беляева и многих других. Они воспитали многие поколения и воспитают новые.

Многие видные юристы внесли весомый вклад в искусство и литературу. Например, широко известны заслуги выдающегося русского юриста, основателя судебной этики Л.Ф. Кони (1844-

1927) на литературном поприще, в области культуры. В число многих званий, которых он был удостоен, входило и звание почетного академика изящной словесности.

Русский судебный деятель XIX в. Д.А. Ровинский (1824-1895) вошел в историю и как выдающийся искусствовед, составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIII-XIX вв.; был удостоен званий почетного члена Академии наук и Академии художеств.

К. К. Арсеньев, В.Д. Спасович, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, Н.П. Карабчевский были не только видными судебными деятелями, но и известными для своего времени литераторами.

Небезынтересен и тот факт, что многие видные, яркие представители национальной культуры, прежде чем прийти в искусство, изучали юриспруденцию, получили юридическое образование, некоторые из них занимались юридической практикой, другие совмещали ее с художественным творчеством.

Дипломированными юристами были: А.Н. Радищев, А. С. Грибоедов , поэты А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин , писатель Л.Н. Андреев , художники В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин,

В.В. Кандинский, композиторы П.И. Чайковский, А.Н. Серов, И.Ф. Стравинский, певец Л.В. Собинов, художественный и музыкальный критик В. В. Стасов.

Учились на юридических факультетах, но по разным причинам не завершили своего юридического образования Л.Н. Толстой, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А.А. Ахматова, М.А. Волошин..}

Таким образом, можно утверждать, что взаимосвязь искусства и нравственности - одна из бесспорных закономерностей развития духовной культуры общества. Искусство способствует нравственному формированию личности и оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека. И в каждой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных профессиональных и служебных задач. Вот почему работникам судебной системы важно выработать в себе четкую установку