Главная · Изжога и отрыжка · Почему актуальна тема сновидений презентация. Презентация "сон и сновидения". Во время сна отмечается усиленная мозговая активность, повышается давление крови, учащается пульс, повышается расход кислорода. Происходи

Почему актуальна тема сновидений презентация. Презентация "сон и сновидения". Во время сна отмечается усиленная мозговая активность, повышается давление крови, учащается пульс, повышается расход кислорода. Происходи

«Двигательная активность» - Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательный режим ребенка. Правильная двигательная активность человека. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе.

«Гуморальная регуляция» - Цели: Роль гормонов в обменных процессах. «Гормон роста». Адиссонова болезнь («бронзовая болезнь»). 1. Что такое гуморальная регуляция? 4.Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? 5. Какими свойствами наделены гормоны? «Гормон активных действий». 3. Железы внутренней секреции.

«Стресс» - Нелишне помассировать с двух сторон переносицу в уголках глаз. Спазмы, в свою очередь, приводят к запору или поносу. Влияние стресса на МЫШЦЫ. Стрессовая информация поступает в мозг, в частности, через органы зрения. Так как же влияет стресс на организм, и чем мы можем себе помочь? Может развиться дисбактериоз.

«Ендокринна система» - Схема будови нейросекреторної клітини. Гистологична будова наднирників. Епіфіз. Задня доля - НЕЙРОГІПОФІЗ, має з гіпоталамусом спільне нейроектодермальне походження. Нервові імпульси мають потужний вплив на секрецію гормонів і стан організму. Клітини – ціль гормонів. B-клітина. Гормони в організмі людини.

«Режим дня школьника» - Запишите в тетрадь. Режим дня современного школьника урок биологии в 8 классе. Нерационально организованный режим приводит к. Двигательная активность как компонент режима дня. Сон. Что же такое режим дня? Представитель от каждой группы знакомит одноклассников с результатами работы группы. Задачи. Анализ анкетирования учащихся.

«Сны» - Виды сна: Медленный сон. Откровение свыше. Почему мы не запоминаем сны? Мы видим сны в фазе быстрого сна. Сколько снов мы видим за ночь? За ночь мы видим в среднем 4-5 снов. В какой фазe сна мы видим сновидения? Быстрый сон. Собственные дневные занятия. Что такое сновидения? Предчувствие души. Сон.

Всего в теме 21 презентация

  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (слайд14)

Правильно. Тема занятия «Здоровый сон». (слайд 15)

Ш. Актуализация знаний, планирование. Сегодня на занятии мы узнаем (слайд16)

1. Что такое сон?

2. Зачем мы сипим ночью?

3. Какие существуют правила сна?

4. Как люди узнают про сон?

5. Как спят животные?

6. Кто не спит по ночам?

IV. Изучение нового материала

Что такое сон? (слайд17) Может, кто-то уже знает?

Чтение определения по толковому словарю Сон (17 слайд)

  1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.
  2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение.

Может ли человек, животное прожить без сна? Нет не может. И тому есть подтверждения: собака без пищи проживёт 20-25 дней,а при лишении сна погибает на 12 день. Человек не может находиться без сна более 3 дней.

Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Человек из 60 лет жизни более 20 лет проводит во сне.

Ребята, а кто попытается ответить на вопрос: зачем мы спим ночью? (Ответы детей) (слайд 18)

Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. (Дети слушают, анализируют)(слайд 18-20)

Один мальчик, решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи.

1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал.

2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза.

3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.

Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (Дети высказывают своё мнение, доказывают)

В результате обсуждения появляется итог работы. (слайд 21)

  • Сон необходим для укрепления организма, он восстанавливает деятельность мышц, обеспечивает отдых организму. Во время сна вырабатывается гормон роста, поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Ребёнок должен ложится спать не позднее 22 часов. С 22 часов до 1ч 00 мин вырабатывается основное количество гормона роста соматропина
  • Сон необходим для хорошего настроения днём. Дети,когда не выспятся, становятся капризными, раздражительными, учатся хуже.
  • Сон необходим для того, чтобы бороться с инфекцией. Наиболее активны иммунные клетки в период с 4 до 6 часов утра. Полноценный ночной отдых помогает человеку выздороветь или не заболеть. Во сне организм сам себя лечит без лекарств. Если человек блеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря говорят:"Сон - лучшее лекарство"
  • Сон способствует переработке и хранению информации;

Но иногда бывает нарушение сна: слайд (22)

  • Сонливость - это результат переутомления, усталости. Сонливость - это просьба организма об отдыхе.
  • Бессонница - это мучительное отсутствие сна, состояние, когда не спится..Признак различных болезней.

Наш сон будет крепким, а пробуждение лёгким тогда, когда мы будем соблюдать особые правила подготовки ко сну.

Как вы готовитесь ко сну?

Почитаем стихотворение В. Лифшица «Про Васю и Настю» (слайд 23)

Про Васю и Настю»:

Чтоб сонного Василия

Заставить утром встать,

Громадные усилия

Затрачивает мать.

Он, из боязни сквозняков.

Закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков

Весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки

Всю ночь окошки настежь.

Ее румянец ярок,

Глубок и сладок сон.

Ночное небо в звездах,

Ночной прохладен воздух,

И в Настенькину комнату

Заглядывает клен.

Здесь нет перины ни одной,

Нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной

У Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие

До самого рассвета

(Принцессе на горошине

И не мечтать про это).

Разбудит солнце Настеньку,

Она с постели вскочит,

И делает гимнастику,

И весело хохочет!

Водою обливается

И зубы чистит пастой,

ЕЙ солнце улыбается,

И клен ей шепчет: «Здравствуй!»

Как начинается новый день для Василия?(он не может сам встать его будит мама)

Как утром встаёт Настя? (она встаёт быстро)

Как думаете почему так по - разному встают дети?

Спите на правильной подушке и хорошем матрасе. Правильно подобранные матрас и подушки сделают сон комфортным, послужат профилактикой заболеваний позвоночника.(24)

Сколько же часов в день человек должен спать игра «Кто сколько спит?» (слад25)

Людей можно поделить на «Сов» и « Жаворонков». Кто это такие? (слайд 26)

  • Совы» —люди, активные в вечерние часы. Живут по принципу «поздно в кровать — поздно вставать».
  • «Жаворонки»- люди активные в первой половине дня и мало активные во второй половине, особенно к вечеру. «Жаворонками» их называют потому, что они любят рано ложиться и рано вставать.

Сейчас правила здорового сна выведем с помощью подвижной игры «Верно или неверно?» (27 слайд) Если высказывание верно, вы складываете руки как во сне, если нет, то хлопаете в ладоши и стучите ногами. (Выполняется работа)

Перед сном нужно:

Почистить зубы и умыться;

Попрыгать и побегать;

Проветрить комнату;

Хорошо покушать.

(слайд 28) -обобщаем правила

Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? Что слышите в ответ? И что означают эти слова? (Спокойной ночи! Доброго сна! Приятных снов!)(29 слайд)

Народ сочинил много пословиц о сне. Прочитайте, объясните.(слайд 30)

  • Выспишься -помолодеешь.
  • Нет такого силача, которого сон не поборет.
  • Силен слон, да посильнее его сон.
  • Ляг да усни, встань да будь здоров.
  • Сон - лучшее лекарство.

Вывод: Сон необходим человеку. Ничем его заменить нельзя.

Следующий вопрос нашего плана. Как люди узнают про сон?

Когда человек спит, то видит сны. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений - сонники. (слайд 31) Например Если во сне увидел

  • Огоньки - к друзьям.
  • Пожар - к радости.
  • Собаку - к дружбе
  • Число 7 - к счастью.
  • Мочалку - к ссоре.
  • Речка - разговор
  • Мясо - болезнь
  • Змея - неприятность
  • Кровь - жди родственников

А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. (32 слайд) Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.

Видят сны не только люди, но и животные тоже видят сны?

Наш следующий вопрос, как спят животные? (Слайды 33—36)

А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.(37 -41)

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова)

Целый день он спать не прочь,

Но едва настанет ночь,

Запоёт его смычок

Музыканта звать… (Сверчок)

Днём спит,

Вниз головой висит,

Ночью летает,

Пищу добывает. (Летучая мышь)

То погаснет,

То зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Ну, конечно… (Светлячок)

Итог: не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных - основное время добычи пищи.

- Ребята, последний вопрос нашего плана: кто, кроме животных, не спит по ночам?(слайд 42) Как вы предполагаете?

Посмотрите слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам, и объясните значимость данных профессий.

(слайды 43,44,45)

V. Итоговая беседа

Итак, подошло к концу наше занятие, на котором мы с вами рассмотрели только частичку, какая может влиять на наше здоровье.(46) Здоровье - это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче.

Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо!

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на оСон - естественный физиологический процесс пребывания в
состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и
пониженной реакцией на окружающий мир или общее торможение.
Физиологически
обычный сон отличается
от других, похожих на
него состояний гипнотического сна,
комы, обморока,
летаргического сна. Это
состояние, необходимое
каждому живому
существу, изучают его
уже много лет, но пока
учёным так и не удалось
понять, зачем нужен сон

. Наступление сна также зависит от освещения дня и комнаты, где мы спим. Ближе к вечеру организм человека начинает вырабатывать гормон мела

. Наступление сна также зависит от освещения дня и комнаты, где мы спим. Ближе к
вечеру организм человека начинает вырабатывать гормон мелатонина. Повышения
уровня гормона и вызывает у нас непреодолимое желание спать. Засыпаем мы
благодаря мелатонину. Этот гормон вырабатывается в мозге с наступлением темноты

Сон наступает, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе. Поэтому Павлов назвал сон охранительным торможением. Сон, как заметил Павлов, являетс

Сон наступает, когда клетки мозга нуждаются в
отдыхе. Поэтому Павлов назвал сон
охранительным торможением. Сон, как заметил
Павлов, является «выручателем» нервной
системы, он защищает организм от утомления.
Вызывать сон могут ритмичные
раздражения: мерные удары
капель, тиканье часов, стук
колёс вагона, монотонная
песня. Павлов подметил, что
люди особенно не обладающие
сильным интеллектом, при
однообразных раздражениях,
как бы это не было неуместно
и несвоевременно, впадают в
неодолимую сонливость.

Главным ответом на вопрос "зачем нужен сон?" становится вывод - сон нужен для того, чтобы жить.

Главным
ответом на
вопрос "зачем
нужен сон?"
становится
вывод - сон
нужен для того,
чтобы жить.
Именно во время сна старые
клетки удаляются,
замещаются новыми. К
больным клеткам
доставляются необходимые
вещества для
самоизлечения, а в случае
неудачи клетка просто
отмирает, и на её месте
появляется новая. То есть
во сне организм сам лечит
себя, причем без всяких
лекарств!

. Физиология сна

Сон - особое состояние сознания человека, включающее в себя ряд
стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих
стадий обусловлено активностью различных структур мозга.
Разделяют две фазы сна: медленную и быструю. В фазе медленного
сна организм восстанавливается физически. У взрослых людей
медленный сон занимает 75%. Весь организм отдыхает. В фазе
глубокого медленного сна в мозге вырабатывается огромное
количество мелатонина. Но проходит совсем немного времени, и
наступает фаза быстрого сна. Глазные яблоки двигаются, мозг
активно работает, но человек по-прежнему глубоко спит.
Последовательность фаз сна сохраняется, если человек спит в
необычное время. Активность мозга во время сна часто превосходит
дневной уровень. Сон не является застывшим бессознательным
состоянием.

Во время сна отмечается усиленная мозговая активность, повышается давление крови, учащается пульс, повышается расход кислорода. Происходи

Во время сна отмечается усиленная мозговая активность, повышается давление
крови, учащается пульс, повышается расход кислорода. Происходит усиленный
обмен веществ. Во сне мы быстрее всего теряем способность видеть и обонять утрата обоняния у спящих очень сильна. Во сне частично сохраняются
способности к восприятию осязательных и слуховых раздражений. В момент сна
снижается газообмен, меньше расходуется энергии, падает кровяное давление,
реже дыхание, спокойнее и слабее удары сердца, мышцы расслабляются.

Сновидения

Сновидение - субъективное восприятие образов
(зрительных, слуховых, тактильных и прочих),
возникающих в сознании спящего человека. Сновидящий
во время сна обычно не понимает, что спит, и
воспринимает сновидение как объективную реальность.
Жизнь во сне небывалая комбинация
былых впечатлений. Человек
непременно видит сны, но многие
забывают их. Часто думают, что они
длятся лишь секунды. Но это неверно.
Они продолжаются столько же
времени, сколько потребовало бы
реальное действие наяву. Они могут
продолжаться от 8 до 30 минут.

. Сколько человек должен спать

Основное правило - человек должен спать
столько, сколько требуется для его хорошего
самочувствия и восстановления организма.
Недостаток сна ведет к проблемам с памятью
До 4-х лет большинство
детей спят по 12 часов
взрослому человеку
необходимо спать ночью
8 часов

Последствия нарушения сна

Причины бессонницы

Бессонница (инсомния) - это
расстройство сна, которое
характеризуется неспособностью
заснуть в течение значительного
периода времени ночью.
две основные
причины нарушения
сна:
Первая причина называется психической
Вторая и не менее серьезная причина бессонницы - это
хроническое умственное переутомление

Способы заснуть: Вечерняя прогулка; Хорошо успокаивает банная процедура; Массаж головы; Комнатная воздушная ванна; Водные процедуры; Самов

Способы заснуть:
Вечерняя прогулка;
Хорошо успокаивает банная
процедура;
Массаж головы;
Комнатная воздушная ванна;
Водные процедуры;
Самовнушение.

При нарушении сна (бессонницы) обратится к врачу, чтобы избежать тяжелых последствий и не повлечь в дальнейшем еще более серьёзные. При нар

При нарушении сна (бессонницы) обратится к врачу, чтобы
избежать тяжелых последствий и не повлечь в дальнейшем еще
более серьёзные. При нарушении сна не следует пользоваться
снотворными веществами, не посовещавшись с врачом: они могут
только навредить.

Не стоит ограничивать время для здоровья, наоборот следует ему уделить как можно больше внимания. Ведь кроме нас самих никто не сможет след

Не стоит ограничивать время для здоровья, наоборот следует ему уделить как
можно больше внимания. Ведь кроме нас самих никто не сможет следить за нашим
здоровьем и самочувствием.

Слайд 2

Задачи урока

  • дать представление о биологических ритмах живых организмов,
  • познакомить с историей изучения сна;
  • раскрыть природу и фазы сна;
  • показать биологическое значение сна и бодрствования и их чередования;
  • обратить внимание на нарушения сна
  • выявить гигиенические требования организации режима дня человека.
  • Слайд 3

    Биологические ритмы

    • Сезонные
    • Суточные
    • Годовые
    • Лунные
  • Слайд 4

    Сон животных

  • Слайд 5

    Слайд 6

    История изучения сна

    • Эмпедокл
    • Гиппократ
    • Аристотель

    «Сон происходит вследствие некоторого уменьшения тепла, содержащегося в крови».

    «Охлаждение членов спящего вызывается оттоком крови и тепла во внутренние области тела».

    «Непосредственная причина сна содержится в поедаемой нами пище, которая выделяет

    Духи. Тепло тела направляет эти духи в голову, где они накапливаются и вызывают сонливость.

    Слайд 7

    М.М.Манасеина

    Мишель Жуве

    Основоположник науки о сне – сомнологии (вторая половина XIX века).

    В конце 50-х годов XX века наблюдал и регистрировал электрофизиологические проявления парадоксального сна

    Слайд 8

    Природа сна

    Электроэнцефалография - исследование биопотенциалов мозга.

    ЭЭГ стали применять в медицине в 30-е годы XX века, но вот присоединить электроды к спящей голове на всю ночь догадались только через 20 лет.

    Слайд 9

    Что такое сон?

    Отдых для мозга

    Работа мозга

    • Сон - это не просто отдых, а особое состояние мозга, которое отражается в специфическом поведении организма.
    • Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.
    • Сон - это специфическое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков.
  • Слайд 10

    В регуляции сна участвует ствол мозга

    Слайд 11

    Фазы сна

    Были открыты Н. Клейтманом и Ю. Азеринским в 1952г.

    Медленный сон (75%):

    • Первая фаза - дремота - это совсем неглубокий сон до 5 минут.
    • Вторая фаза - до 20 минут, на ЭЭГ- импульсные всплески высокой частоты и низкой амплитуды
    • Третья фаза - глубокий сон. На ЭЭГ появляются высокоамплитудные волны низкой частоты - дельта-волны.
    • Четвертая фаза сна - еще более глубокий сон. На ЭЭГ - дельта-волны, дыхание и ритм сердца замедляются, температура тела и мозга немного снижается.
    • Парадоксальный (быстрый) сон (25%)
    • Через 20-30 мин. После глубокого сна.
    • Быстрое движение глаз из стороны в сторону,
    • Почти полностью пропадает тонус мыщц,
    • Учащается сердечный и дыхательный ритм, поднимается температура и давление.
    • ЭЭГ мозга становится, как у проснувшегося человека.
    • Эта фаза длится в среднем 10 минут.
    • Снятся самые эмоциональные и зрелищные сны
    • Из 60 лет жизни человек 20 лет проводит во сне, из них 5 лет - в быстром сне. т.е. в сновидениях.
  • Слайд 12

    Значение сна

    «Отнимите у человека надежду и сон, и он будет несчастнейшим существом на свете».

    • Эммануил Кант.

    «Сон – это чудо матери природы, вкуснейшее из блюд в земном пиру».

    • Вильям Шекспир.

    «Древние раны сном лечи».

    • Тютчев

    Для накопления и восстановления энергии и сил.

    Во время сна мы решаем какие-то актуальные и значимые проблемы. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее».

    Во время сна происходит творческая, научная работа. Известно большое число случаев, когда замыслы и идеи приходили во время сна.

    Слайд 13

    Сколько нужно спать?

    «Пять часов сна для молодого и старого, шесть - для купца, семь – для аристократов, а для лентяев и полных бездельников – восемь часов»

    Лаузиус (древний поэт)

    Нет единого необходимого времени сна для всех людей.

    Продолжительность и глубина сна зависят от характера человека, возраста, работы, привычек, степени утомления.

    Есть "жаворонки ", "совы", "голуби ".

    Слайд 14

    Сколько мы спим?

    • Младенец спит 20 часов в сутки
    • Дети младшего возраста должны спать 10–11 часов в сутки
    • Старшие школьники нуждаются в 10-часовом сне
    • Взрослому человеку достаточно 8-часового сна
  • Слайд 15

    Наполеон ложился в 22-24 часа ночи и спал до 2ч ночи Затем вставал, работал до 5ч утра, затем засыпал до 7ч утра

    Черчиль работал до 3-4ч ночи, а в 8ч уже снова был на ногах

    Альберт Эйнштейн

    каждую ночь проводил в постели 10-12 часов

    • Короткоспящие
    • Долгоспящие
  • Слайд 16

    Сновидения

    Сновидение - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, и прочих), возникающих в сознании спящего человека.

    Сновидящий во время сна обычно не помнит, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

    «Однажды я, Хун Дзу, видел сон, будто я мотылек и порхаю везде, где хочу. Как мотылек я следовал всем своим прихотям, и не чувствовал, что я человек. Внезапно я проснулся и не мог понять, то ли я человек, которому снится, что он стал мотыльком, то я мотылек, которому снится, что он стал человеком» (из древнего китайского текста).

    Слайд 17

    «Вещие сны»

    «Сон - это небывалая комбинация былых впечатлений»

    Иван Сеченов.

    Что кому приснилось:

    Альберту Великому- План Кельнского собора

    Джузеппе Тартини - Знаменитая «Соната дьявола»

    Данте - «Божественная комедия»

    Гете - Вторая часть «Фауста»

    Грибоедову - «Горе от ума»

    Д.И. Менделееву – периодическая таблица химических элементов

    Химику Августу Кекуле - формула бензола, над которой он работал долгое время.

    А.С.Пушкину - две строчки из стихотворения «Лицинию»

    Вольтеру - целая поэма, это был первый вариант «Генриады».

    Лафонтен во сне сочинил басню «Два голубя»

    Бетховен во сне сочинил пьесу.

    Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

    Слайд 18

    Сомнамбулизм (лунатизм)

    • Возникает во время неполного пробуждения от глубокого сна.
    • Мозг пребывает в состоянии полусна-полубодрствования.
    • Сомнамбула все видит и может давать односложные ответы на простые вопросы.
    • У детей встречается достаточно часто, но с возрастом обычно проходит.
    • Около 2% людей периодически ходят во сне.
  • Слайд 19

    Летаргический сон

    • Летаргия- в переводе с греческого означает «спячка».
    • Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.
    • Летаргия- это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается.
    • Любой сон более 24 часов - это летаргический сон.
  • Слайд 20

    Гипноз (искусственный сон)

    Сила внушения велика. Через слово можно повлиять на деятельность наших внутренних органов и лечить их.

    Сейчас широко используют электросон. Больному на закрытые веки накладывают электроды и пропускают слабый ток. Загипнотизировав больного, его затем лечат внушением.

    Слайд 21

    Гигиена сна

    • Необходимы регулярные вечерние прогулки перед сном;
    • Необходимо проветрить комнату перед сном;
    • Ложиться спать каждую ночь в одно и то же время;
    • Вместе с одеждой необходимо скинуть все дневные заботы;
    • Нельзя плотно ужинать перед сном, пить крепкий чай или кофе;
    • И помните, слишком долгий сон также вреден здоровому организму!
  • Слайд 22

    • Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет.
    • Хищники видят больше сновидений, чем их жертвы.
    • Нам снится только то, что мы видели
    • Наши сновидения длятся от 5 до 30 минут.
    • За ночь мы видим, как минимум, 5 снов.
    • Мы забываем 90% сновидений
    • Слепые видят сны. Слепые с рождения не видят картинок, однако их сны наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.
    • Около 12% зрячих людей видят только черно-белые сны. Остальные видят сны в цвете.
    • У всех людей бывают во сне подергивания и резкие сокращения мышц.
    • Человек не видит снов в тот момент, когда храпит.
    • Даже в утробе матери малыш видит сны. Фаза сновидений (быстрый сон) помогает развитию мозга, поэтому до 2 лет у ребенка преобладают сновидения.
    • Маленькие дети не видят во снах самих себя до достижения 3 лет. С 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь.
    • Если вас разбудить во время стадии быстрого сна, вы запомните свой сон до самых мельчайших подробностей.
    • Во время сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь. С возрастом увеличивается количество таких остановок дыхания.
  • Слайд 23

    Закрепление

  • Слайд 24

    1.Какие вам известны биологические ритмы? (суточные, лунные, сезонные, годовые)

    2.Прибор, приоткрывший завесу тайны сна? (электроэнцефалограф)

    3.Наука о снах? (сомнология, онейрология или гипнология)

    4.Какие виды сна вам известны? (медленный и быстрый или парадоксальный)

    5.Во время какой стадии сна снятся сновидения? (в основном во время парадоксального сна)

    6.Зачем нужен сон? (чтобы восстановить силы организма)

    Слайд 25

    Используемые источники:

    Борбели А. Тайны сна./ Пер. с нем. В.М.Ковальзона. –М.:Знание, 1989. – 192с.

    Дробижев М.Ю. и др. Золпидем при расстройствах сна у больных сердечно-сосудистой патологией. http://med-lib.ru/speclit/psih/21.php

    Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138с.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983.- 224с.

    Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном: Материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы: учебное пособие. – М.:Дрофа, 2007.- 267с.

    13 фактов про сны и сновидения. http://solomko.net/13-faktov-pro-sny-i-snovideniya/

    Наймарк Е. Наука во власти сна. // Что нового в науке и технике. №7-8, 2005.

    Ученые выяснили, почему великие люди спят так мало.

    Хоменко Тамара Яковлевна. Интегрированный урок по биологии на тему: "Сон и сновидения". 8-й класс.

    Посмотреть все слайды

    Класс: 8

    Презентация к уроку





































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Изучить явление сна
    • Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга;
    • Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами;
    • Познакомить с теориями сновидений К. Юнга и З.Фрейда;
    • Создать условия для приобретения универсальных учебных действий.

    Средства обучения: презентация, таблица с изображением головного мозга.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

    I. Организационный момент - приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

    Наружный хаос мрака и огня
    Мой мозг вгоняет в четкие пределы
    Дробит и клеит, разрушает смело
    И вечно строит только для меня
    Исполненные музыки, значенья,
    Причудливые яркие миры-
    Творения возвышенной игры,
    Сооруженья внутреннего зренья.
    Д. Леви (нейроэстетик)

    Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впускает туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер (адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) “Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения” обратился к теме сновидений.

    II. Изучение нового материала.

    Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет. До этого времени дети либо спят крепким сном, либо бодрствуют, они не умеют по-настоящему дремать. Что же такое сон? Найдите определение сна в учебнике и выпишите его в тетрадь. Сон - глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Сон- это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается. Всякий сон есть разговор самого с собой, поэтому все чудеса, которые мы видим это наши мысли, чувства и переживания.

    Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами.

    Когда засыпает человек, то сразу наступает медленный сон, а через 1,5 часа - наступает быстрый сон. При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов. Быстрый сон яркий, фантастический по содержанию. Медленный сон очень полезен. Это глубокий, отдыхающий сон. Неслучайно древневосточные врачи рекомендовали ложиться стать сегодня, а не завтра. Сон до полуночи - самый полезный сон.

    В стволе головного мозга находится центр сна и бодрствования. Были проведены опыты на животных: когда у спящих животных электродами возбуждали центр бодрствования- животные просыпались, а когда у бодрствующих животных раздражали центр сна - они очень быстро засыпали.

    Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга.

    Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

    Другой причиной сна является усталость.

    И наконец сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку. Если человек привыкает ложиться спать в одно и тоже время, и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость. Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга.

    Если человек привык ложиться спать в одно и то же время и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.

    Итак что же такое сон? (ответы учащихся)

    Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается.

    Все животные видят сны, хищники чаще, чем жертвы. Все из-за того, что хищники меньше опасаются за свою жизнь, а значит могут позволить себе расслабиться(пример кошки). Даже не родившийся малыш видит сны. Фаза быстрого сна помогает развитию мозга, поэтому до двух лет у ребенка преобладают сновидения. У взрослого же человека фаза сновидений составляет всего 25 % от общего количества сна. Во время фазы медленного сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь, с возрастом количество таких остановок дыхания увеличивается. А любители поспать видят сны в 2 раза чаще, чем те, кто мало спит. Чаще яркие многоцветные сны видит лентяй и бездельник, потому, что быстрый сон это тренировка тех центров мозга, которые отдыхали днем.

    Расстройство сна.

    И.П.Павлов наблюдал за больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.

    В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Кеннеди, заснула на 13 лет.

    В Югославском городе Скоплемедины зарегистрировали особый случай. Одиннадцатилетняя девочка, узнав о рождении брата, заснула: “Никакого брата мне не нужно!”, - а потом легла и заснула. Проснулась через 28 дней, когда маленький брат умер.

    Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.

    Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем.

    Николай Васильевич Гоголь писал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться".

    А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Николая Васильевича Гоголя. После вскрытия гроба, при переносе на другое кладбище, тело Гоголя было перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Что это за состояние? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу.

    Любой сон более 24 часов - это летаргический сон.

    Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.

    Летаргия - это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.

    Летаргия - это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается. Причина летаргического сна - истерия, шизофрения, т.е. сильное расстройство нервной системы.

    Задумывались вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?

    На все эти вопросы легче дать ответ, если учесть, что живые существа обладают “внутренним механизмом”, способным измерят время. Он обеспечивает высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

    Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма - нездоровье.

    Как в организме человека, так и во всем живом мире повторяются определенные явления, знаменуя собой наступление сна и бодрствования и многие другие циклические процессы в природе - всё это проявление биологических ритмов.

    Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини – анкеты.для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.

    1. Трудно ли вам вставать рано утром?

    А) да Б) не всегда В) нет

    2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

    А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.

    3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?

    А) утром Б) в обед В) вечером

    4. Когда вам легче учить уроки?

    А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы

    Интерпретация ответов:

    Если больше ответов А – вы сова

    Если больше ответов В – вы жаворонок

    Если больше ответов Б – вы аритмик.

    Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.

    Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.(определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

    Существует также гигиена сна:

    • Придерживайтесь режима
    • Вечерние часы – время для отдыха и расслабления
    • Долой кофеин, алкоголь и никотин!
    • Создайте себе хорошую обстановку для сна.

    ПОМНИ: сном невозможно запастись впрок, так же как и едой. Избыточный сон также вреден, как переедание.

    Крепкий и здоровый сон обеспечивает восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения.

    Недосыпание – одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.

    А сейчас проведем эксперимент.

    Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3.
    1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П).

    2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П).

    3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? Если в эксперименте у вас доминирует буква “Л” - левое полушарие – вы яркие мыслители. В учении вам легче опираться на чёткость понятий, логику связей, умозаключений. Вы продуктивны и восприимчивы в области абстрактно-логического мышления. Если преобладает буква “П” - правое полушарие – вы художники. Склонны всё воспринимать через опыт, практику, эмоциональную сторону предмета.

    III. Закрепление изученного материала.

    Выполнение теста:

    1. Человек во сне проводит примерно:

    А) половину своей жизни;

    Б) две трети своей жизни;

    В) одну треть своей жизни.

    2. Сон - особый тип:

    А) возбуждения;

    Б) торможения.

    3. Природу сна научно обосновал:

    А) И.М. Сеченов;

    Б) И.П.Павлов;

    В) Н.И. Пирогов.

    4. Когда человек видит сны?

    А) во время быстрого сна;

    Б) медленного сна.

    5. Сны видят:

    А) все люди;

    Б) только некоторые.

    6. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением:

    Домашнее задание , выставление отметок.