Главная · Изжога и отрыжка · День памяти всех святых. Католический праздник День всех святых (Торжество всех святых). Праздник День всех святых в православии

День памяти всех святых. Католический праздник День всех святых (Торжество всех святых). Праздник День всех святых в православии

Неделя Всех Святых, или День Всех Святых , переходящий церковный праздник, празднуется среди православных христиан в первое воскресенье после Троицы - Пятидесятницы, завершая таким образом череду праздников, связанных с праздником Воскресения Христова : Вознесения , Троицы , Сошествия Святого Духа на апостолов . Неделя в нашем обычном восприятии - семь дней от воскресенья до воскресенья, но в церковнославянском понимании неделей называют воскресенье, а эти семь дней - седмицей. Так что, чтобы не возникло путаницы, сразу оговоримся: праздник этот длится один воскресный день.

Сразу после праздника Недели Всех Святых в воскресный день с понедельника начинается Петров пост . Длительность его зависит от дня празднования Пасхи и соответственно Троицы. Идет Петров пост до 11 июля включительно, поскольку завершается 12 июля - в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Значение праздника

В этот день мы прославляем и благодарим, и ублажаем в песнопениях праздничных богослужений всех святых во всех чинах их: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых, но более всех и передо всеми - Невесту Неневестную, Богоматерь, Царицу Небесную Приснодеву Марию.


Имена святых, которые своими подвигами восславили имя Господне, не все сохранились ни в летописях, ни в памяти людской, так что Неделя Всех Святых - это действительно День ВСЕХ Святых. Тем самым восполняется весь сонм их, включая тех, для кого, особенно среди первомучеников, не установлены особые празднования, нет специально для них созданных молитв. Часто у посетителей нашего сайта возникают вопросы о том, когда и как молиться святому, имя которого есть в святцах, но нет ни отдельного дня совершения празднования, ни отдельной молитвы. День Всех Святых - самый подобающий в этом случае момент, когда человек может вознести благодарную молитву своему менее известному святому, а также Всевышнему за то, что Он дал нам небесного покровителя, к которому мы можем теперь обратиться за молитвенной помощью и с благодарственным словом.

После праздника Сошествия Святого Духа на апостолов вполне закономерно восславить всех, кто получил особый дар Благодати Божией, став Его со-работником и здесь, на земле. Наши святые - и чтимые всем христианским миром, такие, как равноапостольные царь Константин и царица Елена , святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский , Мария Египетская и Андрей Критский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский , Фома Аквинский и Франциск Ассизский , и те, что были почти что нашими современниками - святые митрополиты Иоанн Кронштадтский и Лука Крымский - духовный просветитель нелегкого времени и великий хирург, всех не перечесть, являют собой пример для подражания.


Но как приблизиться к этому «будущему веку», под которым подразумевается вхождение в Царствие Небесное? Каждый из святых принимает нас под свое покровительство, которое, однако, не означает, что, кроме просьб, мы можем себе позволить ничего более не делать, ну поблагодарить иногда за помощь, что чаще забывается, как только проблемы решены. Наши святые были к себе чрезвычайно требовательны, и эта строгость, эта требовательность к себе в первую очередь должна передаться и нам. Нам не повторить их подвигов, в некоторых случаях в этом уже нет такой потребности, диктуемой временем, - особенно это касается тех, кто принял мученическую смерть в давние времена гонения на христиан. Мы можем найти другой путь, свой собственный, посильный и своевременный для нас. Но стремиться следовать образцу их личностей, пытаться приблизиться к их мировоззрению, учиться у них самоотверженной любви к Богу - нам вполне по силам. Поэтому в Неделю Всех Святых мы вспоминаем их не только по именам.

Важно, как отмечают в этот день многие священнослужители во время проповедей на праздничной Божественной литургии, знать и самые подвиги святых, иметь перед собою их вдохновительные примеры и осознавать то, какими благодатными дарами награждает Господь за подвижническое и любовное служение Ему. Любовное - значит ненасильственное, не через «не хочу, но надо», а добровольное, сердечное, искреннее, ибо Он сам говорил: «Милости прошу, а не жертвы». «Милость» же в переводе с некоторых славянских языков - «любовь», но обозначает не частное чувство, не страсть, - а любовь и надмирную, и общечеловеческую ко всему сущему. Такое сердечное чувство приносили Присносущему Богу все святые от первых времен, от ветхозаветных пророков до святых нашего времени, и оно сторицей возвращалось к ним, давая силы и радость преодолевать искушения, труды и частые гонения в земном существовании.

Вот так наши святые, их земная жизнь становились живыми, исторически реальными примерами того, как каждый живущий после Пасхи, Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов способен соединиться с Богом настолько, чтобы в известном смысле обрести Царство Божие на земле. И в восхвалении святых наших в их праздник вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста: «Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам». Хвалить, конечно, будем, и воспевать станем - из благодарного чувства, но уподобиться им - это тоже вид благодарности. Каждый святой - и учитель, и наставник, и нет большей радости учителю, когда он видит, что ученик следует за ним, как все они, начиная с апостолов, последовали за Христом.

Апостолы Христовы также были когда-то простыми, обычными людьми, имевшими обычную биографию, их жизнь так продолжалась бы и закончилась бы «как у всех», если бы Христос не призвал их на служение и в ученичество. По этому случаю владыка Антоний Сурожский в одной из своих проповедей в Неделю Всех Святых говорил: «Это не только слава церковная, это зов, обращенный к каждому из нас. Сегодня нас призывает Евангельское чтение, вдохновляет Апостольское послание так любить Бога, чтобы стать Его подлинными учениками. И это значит, что наша вера в Него должна быть и изо дня в день становиться все более реально верностью, так, чтобы, видя нас, видя, как мы живем, кем мы являемся, другие люди могли поверить, что Христос пришел спасти мир и что стоит следовать за Ним как за Учителем и другом».


иеромонах Симеон (Томачинский) говорит: «Святость - это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость - это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия».

Известно, что у Бога нет времени, как его представляем мы, разделяя земную жизнь на Прошлое, Настоящее и Будущее. У Бога есть лишь Вечность. Прославляя всех святых, мы прославляем и тех, о ком пока есть только замысел Божий. Он уже существует в Вечности мира горнего, ожидая часа, когда ему надлежит воплотиться в земном бытии, в той человеческой личности, которой еще только предстоит прожить земную жизнь и совершить свой подвижнический труд во славу Божию до второго пришествия, которого ожидают все души, как сказано в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

История празднования

История празднования Дня Всех Святых восходит к концу IV - началу V веков, и мы находим упоминание о нем в проповеди святителя Иоанна Златоуста, в песнопениях преподобного Ефрема Сирина, где указывается твердая дата праздника - 13 мая, в Сирии же в тот же период времени среди христиан этот праздник отмечали в пятницу Светлой пасхальной седмицы.

В Римской империи День Всех Святых праздновался также по Ефрему Сирину - 13 мая, в этот день 609 года (по другим сведениям 610-го) Папа Римский Бонифаций IV совершил освящение Пантеона, который в античное время был святилищем языческих римских богов, и капище стало храмом во имя Пресвятой Богородицы и всех мучеников. В VIII веке Папа Григорий III изменил дату празднования на 1 ноября, совершив освящение одной из часовен базилики Святого Петра во имя Всех Святых. Спустя еще столетие Папа Григорий IV снова переменил дату праздника, установив его 31 октября, причем накануне следовало поститься. Но на Западе праздник, который был установлен для поминания всех святых - и кто уже был прославлен и известен, и тех, чье имя история спрятала от нас, и даже тех, кому только предстояло прославить своей святостью Господне имя, странным образом выродился - иначе не скажешь - в Хеллоуин, день разгула всякой, отнюдь не благой, силы. Праздник, в общем-то, шуточный, но к памяти Всех Святых имеет скорее противоположное отношение…

В православии же восхваления святым полны красивейших эпитетов. Вот кондак и тропарь из праздничного богослужения.

Тропарь, глас 4-й
Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8-й
Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоцеЦерковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

В других песнопениях святых восхваляют как «непрелестными светилами». Непрелестными - то есть теми, кого нельзя прельстить временными радостями, которые рано или поздно обратятся в прах. В утреннем каноне их именуют «божественным облаком», ибо дух их - как облако обнимает, окутывает престол Божий, и они «уясняют церковное небо». За терпение их, страдания и стойкость их называют там же «терпеливодушными», а в тропаре читаем, что кровью их, пролитой за истинную веру, Церковь, которая здесь подразумевается как все ее члены, украшается багряницей и виссом - драгоценными одеждами, символизирующими одеяние Господне, ибо «дивен Бог во своих святых».

На вечерне поминают в паремиях ветхозаветных святых, предвосхитивших новозаветные события, читая стихи из пророка Исайи и Премудростей: «Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Ис. 43:9-14); «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире» (Прем. 3:1-9) - нет страха быть уничтоженным на земле, если в руке Божьей обретается Вечность, и в этом отрывке слышится пророчество о первомучениках христианских. «Праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею» (Прем. 5:15 - 6:3), и в этом - обещание праведникам Его, святым Его «жизни будущаго века» через Символ веры, который получит свое полное утверждение на Никейском соборе и веками будет звучать под сводами храмов и церквей.


Иконография

К началу XVIII века в восточной Православной Церкви сложилось каноническое изображение Недели Всех Святых. На иконах центром композиции стал образ Господа Иисуса Христа в Его втором пришествии. Он находится вверху, под небесами на престоле Его. Вокруг Него - святые ангелы и люди, справа и слева - склоненные Адам и Ева. Здесь же изображены ветхозаветные родоначальники колена Авраамова - Авраам и Иаков, а в нижней части иконы, посередине - благоразумный разбойник, который сказал: «Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». (Лк. 23:43). Этот образ напоминает нам, что всякий, кто проникается верой, будь то даже закоренелый,


но покаявшийся до глубины души и уверовавший во пришествие Его разбойник, будет там.

В заключение

Кто наши святые? Это те, кто услышал призыв: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27-30). Это не значит, конечно, что все уверовавшие должны в буквальном смысле бросить все и всех и начать жизнь инока, не чувствуя к этому призвания. Нам указывают на расстановку приоритетов, которые в жизни святых были акцентированы так, как к тому призывал Христос. Сначала Богу, потом - прочим, помня о том, что мы живем в новозаветное время, когда упразднена пропасть между миром горним и миром дольним подвигом Сына, и святые наши, что повторили каждый по-своему этот подвиг, указывают и нам этот благодатный и священный духовный путь.

Христиане рьяно чтут традиции своих предков, не оставляя без внимания ни один праздник, который церковь предписала помнить и отмечать. К одним из таких дней относится День всех святых. Данный праздник существует не только у католиков, но и в православии. Из этой статьи вы узнаете, когда и как будут отмечать День всех святых в разных христианских конфессиях (в католицизме и в православии) в 2017 году и какие существуют традиции, сформировавшиеся в ходе многолетней истории этого праздника.

Когда будет День всех святых в 2017 году

Следует отметить, что дата этого праздника у православных христиан постоянно меняется (является переходящей), но всегда празднуется в следующее воскресенье после Троицы, о поскольку Троица в 2017 г., выпадает на 4 июня, то соответственно День всех святых в 2017 году у православных выпадает на 11 июня .

В свою очередь, дата праздника у католиков является непереходящей, т.е всегда из года в год отмечается — 1 ноября , в том числе и в 2017 году.

Праздник День всех святых в православии

Далеко не все люди знают, что в православной церкви существует такой праздник, как День всех святых. Дело в том, что он не так «раскручен», как его западный аналог у католиков, хоть и имеет подобную суть. Православные христиане отмечают этот праздник в первое воскресенье после Троицы. Праздник берет свои корни с четвёртого века нашей эры, но только столетие спустя он был официально принят церковью.

Считается, что – это действительно особенная дата для всех христиан, ведь Троица – это (условный) день рождения церкви. Православие «выросло» не из пустого звука, а из стараний и преданной веры приспешников и последователей учения Христа, коих за многие столетия существования этого религиозного течения насобиралось очень много. Чтобы почтить каждого святого мученика церковь решила выделить особую дату, в который можно вспомнить подвиги тех, кто отдал свою жизнь или принял муки во имя своей веры.

Традиции празднования в католицизме

Практически каждый житель нашей страны прекрасно осведомлён, что в середине осени католики отмечают праздник под названием Хэллоуин, который предвещает наступление другого интересного события – Дня всех святых. Смысл праздника у католиков такой же, как и у православных христиан : почитание всех тех, кто посвятил свою жизнь служению христианству и каким-то образом пострадал из-за своей веры. Однако католики немного иначе относятся к данному событию. В этот день принято переодеваться в страшные костюмы, шуметь, петь и всячески веселиться. А причиной такому поведению стали языческие корни праздника. Ранее считалось, что вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов. Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевоплотиться в тёмные силы, чтобы не привлекать к себе внимание, или же вообще не показываться из дома.

В День всех святых 2017 — 1 ноября, католики будут стараться посетить кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Те, кто не успел сделать это в эту дату, могут успеть на следующие сутки – 2-го ноября, в День поминовения всех усопших.

Также смотрите: все католические в 2017 году.

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков » (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и иноков, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, также не знаем имен тех, кто погиб за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своей веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святителей, подвижников. С укреплением христианства на Руси начали чтить благоверных правителей и правительниц и преподобных иноков. Также мы чтим защитников древлего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верны православной вере, принятой Русью во времена князя Владимира. Совсем недавно, в прошлом столетии, жили те, кого мы сейчас почитаем как священномучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если обратиться к истории христианской Церкви, мы видим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. Праздник Всех святых известен с конца IV - начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь Всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Библиотека Русской веры

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет изображения Всех святых образовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета - сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы. На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.

Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, XV век

В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии следующий: большая часть иконы - двойная сфера, по центру которой находится Исус Христос. По его сторонам Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере - святые, представленные по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен - на фоне зеленых кущ представлены три праотца - Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» - «Суббота всех святых» в иконах XVI-XVII века представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».

Неделя Всех святых. Вторая половина XVI в. Происходит из церкви Всех святых в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век

Икона «Шестоднев» Дионисия является двухчастной композицией. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями - Богородицей, Предотечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:

  • «Неделя» - Воскресение в виде Сошествия во ад;
  • Понедельник - Собор архангелов;
  • Вторник - Собор Иоанна Предтечи;
  • Среда - Благовещение;
  • Четверг - Умовение ног;
  • Пятница - Распятие;
  • Суббота всех святых (продолговатые с закругленными верхами клейма): слева - блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки; справа, в таких же клеймах - врачи-безмездники, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы.

Шестоднев. Мастерская Дионисия. Начало XVI в. Вывезена из под Вологды. Из собрания И. С. Остроухова. Москва, ГТГ
Шестоднев (Седмица). Конец XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На иконе «Неделя всех святых» начала XVII века в центре изображен Престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и голубовато-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. По сторонам, в два яруса, расположены лики святых. В верхнем ярусе Спас Эммануил на Престоле в окружении Небесных Сил. Ему предстоят Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос облачен в белый хитон и охряной гиматий.

Неделя Всех святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Кишерть. Пермская государственная художественная галерея

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех святых была освящена церковь Успенского Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам - Успения Божией Матери и Всех Святых. С самого основания обители (1552 год) и стояли в ней две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны», - указывалось в Писцовой книге 1566 года, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. В 1681 году теплая церковь была построена в камне. Позднее храм неоднократно перестраивался. В 1895 году Всехсвятская церковь была полностью разобрана и к 1898 году возведена заново по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.


Успенский Зилантов женский монастырь на литографии В. Турина, 1832 г.

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых

В честь Всех святых в 1890 году был освящен Калужской области. Храм был построен по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до смерти) настоятелем храма был о. Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне здесь располагается отдел районного Дома культуры - Центр искусств.


Здание бывшего старообрядческого Всехсвятского храма в Боровске

В Москве существовал единоверческий Всехсвятский монастырь. Основан в 1862 году при Новоблагословеном кладбище. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского поселка. Архитектор монастырского собора Всех Святых и колокольни (1840-1843 гг.) - П.П. Буренин (1810 г.-?). В 1922 году монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся здание - заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.


Всехсвятский монастырь в Москве, фото 1883 года

В г. Шуя Ивановской области существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса. Он был образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых (община при церкви образована в 1886 году) определением Синода от 05.05.1889 г. Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901 год), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871 год), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками. Монастырские храмы закрыты в 1930 году. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства Дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете «Серп и молот». Успенский собор взорван в 1931 году. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством многоквартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг. Сохранились отдельные сооружения: одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 год), фрагмент монастырской стены.


Единоверческий женский монастырь в г. Шуя

Народные традиции в Неделю Всех святых

В народе Неделя Всех святых называлась «русальной ». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала , вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», - и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью - для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года - это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.

Является переходящей и всегда празднуется в следующее воскресенье после Троицы.

Суть праздника как у православных, так и у католиков одна - почитание всех Святых, начиная с самых ранних веков христианства, которые услышав Слово Божие приняли Его в свое сердце и, следуя за Христом, спасли свои души.

Когда возник праздник

Память Святых почиталась еще с ранней христианской церкви, когда Святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру.

Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. О подвиге тысяч никогда не будет известно, в том числе и о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа.

Города мира. ВатиканСуществуют множество свидетельств об обычае сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения.

Днем почитания этих Святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба. В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь.

Первое упоминание о Дне всех Святых отмечено в IV веке. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

В западной церкви

Праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы. Позже праздник был перенесен на 13 мая, на день освящения храма в Риме в 610 году в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres), которую перестроили из языческого пантеона при папе Бонифации IV.

По приказу Папы Григория III праздник, который переименовали в День всех Святых, перенесли с VIII века на 1 ноября - этим христианская церковь хотела искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года.

Города мира. ВатиканНа староанглийском языке предпраздничная ночь звучала как All Hallows Even (Вечер всех Святых), или сокращенно - Hallowe"en, а потом еще короче - Halloween. Так и появилось современное название праздника Хэллоуин, который отмечают по сей день.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви , участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Бога - единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству.

За Днем всех Святых у католиков следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября.

В православии

Собор всех Святых - ежегодный переходящий праздник, который 2017 году отметили в 11 июня. Во всех православных храмах в этот день проводится праздничная литургия, читаются хвалебные каноны и служится общий молебен в честь всех последователей Иисуса Христа - пророков, мучеников, исповедников, пустынники, преподобные, святители, Христа ради юродивые.

Троице-Сергиева ЛавраНе случайно этот день назначен после праздника Троицы, ведь именно Троица считается днем становления православной Церкви. Стараниями и жертвами уверовавших людей православие было распространено по миру, и в награду все содействовавшие этому были приняты как равные в Царствии Небесном.

В этот день во всех храмах проводится праздничное богослужение и вспоминаются деяния служителей Господа. На утренней литургии традиционно читаются все Евангелия, в которых повествуется о Воскресении Иисуса Христа.

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Молитва Всем святым, в земле Российской просиявших

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божий, подвиги своими Землю Русскую освятивший и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящий и непрестанно о ней молящийся!

Се, ныне в день общего вашего торжества мы, грешнии меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воины Христовы, терпением и мужеством до конца врага низложивший и нас от прелести и козни его избавляющий. Ублажаем ваше святое житие, светальницы божественнии, светом веры и добродетелей светящиеся и наши умы и сердца богомудренно озаряющий. Прославляем ваши великие чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасно процветший и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающий. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопиим: равноапостольнии просветителие наши! Споспешествуйте людем Русския Земли преданную вами веру Православную твердо содержати, да спасительное семя, вами всеянное, не иссушено будет зноем неверия, но дождем Божия поспешения напоенное, плод изобильный да принесет.

Святителие Христовы! Молитвами вашими утвердите Церковь Русскую, ереси, расколы и нестроения в ней потребите, расточенныя овцы воедино соберите и от всяких волков, во одежде овчей в стадо Христово входящих, оградите.

Преподобнии отцы! Сохраните нас от прелестей мира сего лукаваго, да отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми, носяще тяготы друг друга.

Благовернии князие! Воззрите милостивно на земное отечество ваше и вся нечестия и соблазны, в нем ныне сущия, оружием молитв ваших потребите, да, якоже древле, тако и ныне, и в грядущее время прославляется на Святей Руси имя Господне.

Страстотерпцы Российстии преславнии! Укрепите нас в молитвенном стоянии даже до крове за веру Православную и обычаи отечества, да ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч не возмогут нас разлучит от любве Божия, яже о Христе Иисусе.

Блаженнии, Христа ради юродивии и праведнии! Посрамите мудрость века сего, возносящуюся на Разум Божий. Нам же помозите, спасительным буйством Креста Христова утвердившиеся, соблазны мудрости мирския незыблемым быти, горнее присно, а не земное помышляти.

Богомудрые жены, в немощнем естестве подвиги велия явившия! Молитеся, да дух вашея любви ко Господу и ревность о угождении и о своем и ближняго спасении не оскудевают в нас.

Все святии сродницы наши, от лет древних просиявшие и в последния дни подвизавшиеся, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижения и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывшия житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителях горнего Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими ему от века святыми водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.