Главная · Гастрит · С какими видами доходов граждан знакомит. Власть как необходимое условие существования семьи. Рациональное поведение производителя

С какими видами доходов граждан знакомит. Власть как необходимое условие существования семьи. Рациональное поведение производителя























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
























Назад Вперёд

Цели:

Обобщить знания обучаемых о типах и функциональных стилях речи;

Актуализировать навыки лингвистического анализа текста (задание 8 части В) и части С ЕГЭ;

Определить свое отношение к нравственным ценностям, задуматься о жизненно важных проблемах.

Технология:

Личностно-ориентированное обучение;

Оборудование: словари, интерактивная доска, тексты, электронные пособия.

Вступительное слово учителя: “Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек”, - такими словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, удивительного человека, знаменитого академика, писателя, преподавателя, общественного деятеля, известного ученого, защитника культуры, которому в этом году исполняется 100 лет, начинается наш урок.

I. Сообщение учащегося о жизни Д.С.Лихачева. (На экране портрет писателя).

Вы стоите на пороге взрослой жизни. Только от вас самих зависит, какими людьми вы вырастете, какую дорогу выберете. Каждый из нас когда-то обязательно задумывается над вопросами: А как я должен прожить свою жизнь? Что для этого нужно? Какие нравственные ценности должны преобладать в нашей жизни?

II. В ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению, что эти ценности можно объединить вокруг слов: жизнь, любовь, добро, дружба, родина, искусство, душа, здоровье.

На экране текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”. (Приложение 1)

III. Я предлагаю ребятам выбрать слова, исходя из содержания текста. Создаются три группы, выбраны слова жизнь, добро, искусство .

IV. Объявляются цели урока, какие виды деятельности учащиеся должны продемонстрировать, какие задачи должны быть выполнены.

Каждое задание нашего урока сегодня будет связано с предстоящим очень ответственным моментом вашей жизни - сдачей ЕГЭ.

1 группа – жизнь

2 группа – добро

3 группа – искусство

V. - А свою работу мы начнем с определения лексического значения каждого из слов.

Почему именно эти слова выбраны вами?

Продолжите тезис:

Жизнь – это…

Добро – это…

Искусство – это…

(Идет самостоятельная работа учащихся над определением данных слов)

VI. После обсуждения и озвучивания тезисов каждой группы учащиеся сравнивают свои определения со словарной статьей. С.Ожегова, В.Даля. Выступает группа “Справочное бюро”.

VII. Учащиеся без труда выполняют некоторые пункты комплексного анализа текста: определение темы, основной мысли текста, типа текста и функционального стиля речи. Задания, предложенные к тексту, дают возможность закрепить навыки части в ЕГЭ. VIII. После изучения текста учащиеся по группам обсуждают и делятся своими мыслями. Затем идет небольшая работа по обмену мнениями, проблемными вопросами с другими группами. Вопросы небольшой дискуссии между группами были сформулированы следующим образом:

  1. Каково понятие добра в современном мире? Сегодня мир изменился, и люди часто стали совершать добрые дела по расчету. Так ли это?
  2. Как понимаете смысл жизни? Какие цели надо ставить в жизни, к чему стремиться, чтобы стать счастливым?
  3. Богатый духовный мир человека формирует искусство. Вы согласны с этим?

Вывод по дискуссии учащиеся делают сами. (Приложение 2)

IX. Закрепление умений и навыков лингвистического анализа начинаем с выполнения по тексту наиболее трудных заданий по ЕГЭ, части В. Каждой группе даются следующие задания:

Найдите в тексте словосочетания с типами связи согласование, управление, примыкание;

Найдите СПП с придаточным определительным;

Выпишите предложения с вводной конструкцией и произведите синтаксический разбор предложения;

Определите правильную грамматическую основу в одном из предложений;

А) человек становится; Б) Искусство заставляет; В) Человек легче дружит.

X. Презентация электронного пособия.

Егорова Нарыйа: Вместе с Татьяной Сергеевной мы создали словарь “Средства выразительности”. При выполнении заданий мы испытываем трудности в определении изобразительно-выразительных средств. Для того, чтобы правильно выполнить задание, нам нужно знать определения терминов. Мы надеемся, что наш научный продукт поможет нам правильно и быстро выполнить задание 8 части В.

Для учащихся проводится опорное повторение наиболее активно употребляемых фигур со ссылкой на словарь, разбираются примеры по предложенному тексту. Обучаемые находят выразительные средства в тексте:

Развернутое сравнение - 2 предложение;

Эпитеты – удивительных волшебств;

Лексический повтор – 9, 10 предложения;

Синтаксический параллелизм – 1, 2, 3 предложения.

XI. Работа на интерактивной доске.

Задание: соотнесите примеры с терминами:

XII. Работа над сочинением-рассуждением.

Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение

(На экране проецируются алгоритмы по определению проблемы текста, видам вступлений сочинения, речевые клише по каждому этапу работы)

С помощью алгоритмов группы выбирают, над каким этапом сочинения будут они работать:

1 группа – варианты вступлений;

2 группа – определение и комментарий проблемы;

3 группа – аргументация.

Каждая группа представила свой проект. По выполненным работам проводится взаимопроверка по группам. Группы должны выявить удавшиеся моменты работы, а также отметить недостатки. Для этого вида деятельности учащиеся руководствуются критериями оценивания части С.

XIII. К домашнему заданию учитель предлагает учащимся алгоритм рассуждения:

XIV. Обобщение урока, подведение итогов.

Приложение 1

Текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”

Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. (2) Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царствует искусство. (3) Это зал удивительных волшебств, бесконечных празднеств, которые делают жизнь человека интереснее, торжественнее, значительнее. (4) Но самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. (5) От общения с искусством человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. (6) Такой человек легче дружит с другими культурами, с другими национальностями, и ему самому легче жить. (7) Подлинное искусство – это источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе сопереживание и сочувствие к людям. (8) Искусство, по словам Л. Н. Толстого, заставляет с большим пониманием и вниманием относиться к чужой боли и радости, и в этом смысле оно человечно! (9) Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, лучшему в нем. (10) Оно служит единению человеческих душ.

Приложение 2

Высказывания учащихся

“Я не понимаю своих друзей, которые утверждают, что жить нужно сегодняшним днем и не думать о будущем. А мне кажется, уже в нашем возрасте каждый из нас должен ставить перед собой маленькую, но цель, к которому пошагово должен идти самостоятельно. Человек, у которого нет цели в жизни, не может добиться чего-либо ради своего счастья”. (Эверстов Айсен).

“Добро должно совершаться по зову сердца. Но не все способны совершать добро безвозмездно. Сейчас многие считают, что делать что-то хорошее для человека надо за вознаграждение, за какую-то плату. Тем не менее, в жизни мы часто убеждаемся в том, что все-таки добрых людей на земле много”. (Атласова Намина).

“Искусство, несомненно, влияет на духовный мир человека. И это связано не только с посещением театров или выставок, а человек сам может создать вокруг себя атмосферу своего творческого развития, таланта. Я думаю, что человек, хоть один раз прикоснувшийся к искусству, никогда не будет равнодушен к духовному миру другого человека”. (Егорова Нарыйа).


Дмитрий ЛИХАЧЕВ

Письмо тридцать второе
ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО

Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с дра­гоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество. Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружаю­щих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (1977) пи­шет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Гоголь писал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой осно­ве своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его воспринимает, – сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ». Хорошо, очень хорошо сказано! И ряд мыслей здесь звучат как прекрасные афоризмы.

Богатства, которые дает человеку понимание про­изведений искусства, невозможно отнять у че­ловека, а они всюду, их надо только увидеть.

А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться - учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, – это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде все­го у самого себя – у своей искренности.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и иск­ренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других. стремлению казаться изысканным и «утонченным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству, а искусство - жизни.

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете. вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, - непосредственна, как и всякая радость.

Нравится - так и говорите себе и другим, что нра­вится. Только не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят.

Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отношением к тем или иным произведениям искусства? «Мне это нравится, а это не нравится» - и на этом точка. Ни в коем случае! В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже ча­стично понял. А понимание произведения ис­кусства всегда неполное. Ибо настоящее произ­ведение искусства «неистощимо» в своих богат­ствах.

Не следует, как я уже сказал, исходить из мнения других, но к мнению других надо прислу­шиваться, считаться с ним. Если это мнение других о произведении искусства отрицательное, оно по большей части не очень интересно. Интереснее другое: если многими высказывается положительный взгляд. Если какого-то художника, какую-то художественную школу понимают тысячи, то было бы самонадеянным утверждать, что все ошибаются, а правы только вы.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают - в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утверждают, что что-то им нравится, если живописец или композитор, поэт или скульптор пользуются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к «чужому», к слишком сложному и т. д.

Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во вся­ком понимании - научном или художественном - нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.

Искренность в отношении к искусству - это пер­вое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определенный момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни. Если мы знаем, что памятник создан в Древнем Египте, это создает к нему историческое отношение, помогает его восприятию. А для более острого восприятия древнеегипетского искусства потребуется знание еще и того, в какую эпоху истории Древнего Египта создан тот или иной памятник.

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

Как-то в Эрмитаже была выставка работавшего в России в конце XVIII -начале XIX века декоратора и строителя садов Павловска Пьетро Гонзаго. Его рисунки - главным образом на архитектурные сюжеты - поразительны по красоте построения перспективы. Он даже щеголяет своим мастерством, подчеркивая все линии, горизонтальные в натуре, но в рисунках сходящиеся на горизонте - как это и полагается при построении перспективы. Сколько у него этих горизонтальных в натуре линий! Карнизы, крыши.

И всюду горизонтальные линии сделаны чуть жирнее, чем следует, а некоторые линии выходят за пределы «необходимости», за пределы тех, что в натуре.

Но вот еще одна удивительная вещь: точка зрения на все эти чудные перспективы у Гонзаго всегда выбрана как бы снизу. Почему? Ведь зритель-то держит рисунок прямо перед собой. Да потому, что это все эскизы театрального декоратора, рисунки декоратора, а в театре зрительный зал (во всяком случае, места для наиболее «важных» посетителей) внизу и Гонзаго рассчитывает свои композиции на зрите­ля, сидящего в партере. Это надо знать.

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступи­тельные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке. Вооружайтесь знаниями!

Продолжение следует

Недаром говорится: знание - это сила. Но это не только сила в на­уке, это сила в искусстве. Искусство недоступ­но бессильному. Оружие знания - мирное оружие. Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понима­ния всякого искусства - как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искус­ства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вы­звано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравни­те хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на севере, но и в слож­ном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным от­крытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционно­го, как итог, а не как отмена старого и накоп­ленного.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

  1. Возможность потребителя максимально удовлетворить I свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивайте предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.
  2. По возможности откладывайте часть своего дохода в качестве сбережений. Старайтесь разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать их росту. Помните, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.
  1. При выборе вида сбережений старайтесь накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский кредит, ценные бумаги, инвестиции). Это поможет вам убедиться в компетентности и надежности тех, кому вы хотите доверить свои деньги.
  2. В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

Документ

Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского ученого-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

    Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода... В этом случае его доход получается исключительно от его труда... Если лее данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть - это та, которая идет на непосредственное потребление...

    Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблен на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью... Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблен на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

    Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своем обладании, а из второго - расставаясь с ним.

    Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.

Вопросы и задания к документу

  1. С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?
  2. Автор предлагает обладателям капитала способы получения дохода, или прибыли. Назовите эти способы.
  3. Какая часть доходов является капиталом? Чем оборотный капитал отличается от основного?
  4. Ученый полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.
  5. Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?
  2. Можно ли защитить свои доходы от инфляции? Если да, то каким образом?
  3. Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?
  4. Какие факторы влияют на производительность труда?
  5. Посредством каких способов можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

Задания

  1. Технический прогресс влияет на изменение издержек производства и прибыль производителя. Приведите примеры использования в современном производстве достижений научно-технического прогресса как фактора увеличения производительности труда.
  2. По данным обследования американских предприятий использование группового (бригадного) метода организации труда (изготовление бригадой изделия от начала до конца) позволило увеличить производительность от 60 до 600%. Объясните причины произошедшего. Назовите факторы, влияющие на производительность труда работника.
  3. В экономическом развитии России заметна тенденция к уменьшению количества материальных благ, получаемых гражданами бесплатно от государства, и переходу к платному потреблению услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, сферы досуга. Обсудите эту тенденцию в социально-экономических процессах и объясните ее влияние на структуру расходов и поведение потребителей.
  4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

Мысли мудрых

«Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги».

Э. Севрус (р. 1948), русский литератор

Документ.

Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского учёного-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода… В этом случае его доход получается исключительно от его труда… Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть – это та, которая идёт на непосредственное потребление…

Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблён на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью… Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблён на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

…Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своём обладании, а из второго – расставаясь с ним.

…Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.

Вопросы и задания к документу

1) С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?

3) Какая часть доходов является капиталами?

4) Учёный полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.

Урок по обществознанию на тему «Человек в системе экономических отношений»
Цель: познакомиться с основными показателями рационального поведения субъектов экономических отношений.
Предмет: обществознание.

Класс: 11.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение (с элементами беседы) программного материала.
Выгодна ли потребителю конкуренция производителей? Почему люди пользуются кредитом? Хорошо ли жить в долг? Как сделать, чтобы наши расходы не превышали доходы?
Данный параграф завершает главу «Человек и экономика», опираясь на предыдущий материал и в определённой мере обобщая его.

Из материалов §1 вы узнали об основных видах деятельности человека в экономике – производстве, распределении, обмене, потреблении. Производство является основой экономики, средством решения её главной задачи – создания материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Поэтому выполнение человеком роли производителя было предметом рассмотрения практически всех параграфов главы. В решении ключевой для общества проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов активно участвуют не только производители, но и потребители.

Приступая к рассмотрению правил рационального поведения, которыми пользуются основные участники экономики, постараемся уделить потребителю значительно больше внимания.

Напомним, что означает вести себя рационально. Рациональное поведение – это, прежде всего, продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Рациональное поведение потребителя
Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Воздействие потребителей на производителей в условиях свободного рынка и конкуренции столь велико, что иногда даже говорят о «диктате потребителя».

Потребители – это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация, в целом государство.

Цель потребителя – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг. На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

В странах с командно-административной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В СССР, например, потребитель был лишён свободы выбора жилья, лечебных учреждений, некоторых дорогостоящих товаров (автомобиль, мебель и др.). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Вспомните многообразные потребности человека: физиологические, социальные, духовные, потребности в самореализации, в безопасности. Эти потребности могут быть реализованы на разных видах рынков. Например, потребность в товарах и услугах – на рынке товаров и услуг, потребность в самореализации – на рынке труда. Чтобы грамотно и рационально осуществлять потребительский выбор, каждый должен иметь определённые знания и умения.

Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?

Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Потребитель – одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создаёт спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силён на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.

Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать? Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего, изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продаётся с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание. Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары. Анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку.

Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определённую последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке.

Итак, вы сделали выбор. Но всегда ли мы можем купить желаемое? Увы, часто мы наталкиваемся на такой ограничитель наших возможностей, как уровень имеющихся доходов.

Вы уже знаете, что человек может получить доход из нескольких различных источников. Основными источниками дохода потребителя являются заработная плата, социальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий, доход от предпринимательской и иной деятельности, доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: одна предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; другая часть дохода образует сбережения. Это деление не зависит от форм и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растёт и сумма сбережений. Эти зависимости очевидны. Но экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые – это расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг и т. п. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы (например, на туристическую путёвку, покупку книг, картин, машины и др.).

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран, учёные сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821-1896) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Как видим, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. В США доля расходов на питание варьируется в пределах 10-15%, а значительное число российских семей тратит на питание от 40 до 48% своих доходов. (Подумайте, как экономическое положение в стране влияет на этот показатель.)

Тратить деньги сегодня или отложить на будущее? Как сберечь и преумножить свои доходы? Эти вопросы волнуют всех потребителей, будь то семья или фирма.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. В этих целях потребитель пользуется сберегательным счётом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним. (Заметим, что сказанное справедливо в условиях экономической стабильности.)

Ещё один надёжный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в стране, при высоком уровне инфляции, - это приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни, здоровья, имущества. Сегодня в России растёт число страховых компаний и фондов (в основном коммерческих), которые осуществляют следующие виды страхования: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование бизнес-рисков, автострахование и др. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и её потребителям.

Страхование означает защиту вас от возможного ущерба путём периодических взносов страховым компаниям, которые выплачивают вам денежное возмещение в случае такого ущерба. Рассмотрим это положение на конкретном примере.

Предположим, вы летом живёте и отдыхаете в посёлке, застроенном однотипными садовыми домиками. Средняя цена домика 120 тыс. р. Из практики прошлых лет известно, что в среднем один раз в год пожар уничтожает один дом. Это позволяет страховой компании подсчитать, сколько денег потребуется заплатить пострадавшему в случае пожара (в нашем случае до 120 тыс. р.), и добавить к ним некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль (например, ещё 30 тыс.). Полученная общая сумма (150 тыс. р.) делится между всеми владельцами домиков, и каждый вносит свою долю, или страховой взнос, в общий фонд (если владельцев 100 человек, то каждый платит по 1,5 тыс. р.). В случае пожара владелец сгоревшего домика получит от страховой компании компенсацию (в размере до 120 тыс. р.), а компания – прибыль. Таким образом, разделение риска возможного ущерба с другими людьми за счёт страхования даёт потребителю возможность защитить себя от финансовых потерь.

Сбережения, если они правильно размещены, позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и др. (Приведите примеры сбережений в домашнем хозяйстве, подтверждающие их необходимость.)

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с точки зрения надёжности, процента на доход, ликвидности (возможности лёгкого обращения сбережений в наличные деньги).
Рациональное поведение производителя
Производители – это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Цель производителя в рыночной экономике – получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты, тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое. Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет отдельно взятого производителя, фирму, общество в целом решать проблемы, что, как и для кого производить.

Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объёма продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объём выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определённого результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: расширить объём производства за счёт количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и за счёт улучшения их продуктивности или производительности.

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно можно рассматривать как факторы увеличения объёма выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объём производства за тот же промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И, наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объёма продукции. Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с её производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

Учёный Бруклинского института (США) Эдвард Денисон сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объёмов производства. Согласно его оценкам, 28% прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 г. в США происходило за счёт технического прогресса, 19% - за счёт затрат капитала (использование материальных и денежных средств для организации производства), 14% - за счёт роста образовательной и профессиональной подготовки работников.
III. Практические выводы.


  1. Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Советуем планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивайте предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.

  2. Целесообразно по возможности откладывать часть своего дохода в качестве сбережений. Немаловажно разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать их росту. Следует помнить, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.

  3. При выборе вида сбережений важно накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский депозит, ценные бумаги, инвестиции). Это поможет убедиться в компетентности и надёжности тех, кому вы хотите доверить свои деньги.

  4. В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства (если вы этим займётесь) поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

IV. Документ.
Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского учёного-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода… В этом случае его доход получается исключительно от его труда… Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть – это та, которая идёт на непосредственное потребление…

Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблён на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью… Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблён на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

…Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своём обладании, а из второго – расставаясь с ним.

…Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.
Вопросы и задания к документу


  1. С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?

  2. Автор предлагает обладателям капитала способы получения дохода, или прибыли. Назовите эти способы.

  3. Какая часть доходов является капиталами?

  4. Учёный полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.

  5. Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.

V. Вопросы для самопроверки.


  1. Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?

  2. Можно ли защитить свои доходы от инфляции? Если да, то каким образом?

  3. Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?

  4. Какие факторы влияют на производительность труда?

  5. Посредством каких способов можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

VI. Задания.


  1. Технический прогресс влияет на изменение издержек производства и прибыль производителя. Приведите примеры использования в современном производстве достижений научно-технического прогресса как фактора увеличения производительности труда.

  2. По данным обследования американских предприятий, использование группового (бригадного) метода организации труда (изготовление бригадой изделия от начала до конца) позволило увеличить производительность от 60 до 600%. Объясните причины произошедшего. Назовите факторы, влияющие на производительность труда работника.

  3. В экономическом развитии России заметна тенденция к уменьшению количества материальных благ, получаемых гражданами бесплатно от государства, и переходу к платному потреблению услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, сферы досуга. Обсудите эту тенденцию в социально-экономических процессах и объясните её влияние на структуру и поведение потребителей.

  4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

VII. Мысли мудрых.
«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги».
Э. Сервус (р. 1948), русский литератор
VIII. Краткие выводы к главе.


  1. Экономика как наука изучает использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей. Экономическая деятельность направлена на решение ключевой для общества проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов. Рациональное поведение основных субъектов экономики – производителей и потребителей – одно из условий успешного решения этой проблемы. Применение для измерения экономической деятельности различных показателей позволяет получать представление о состоянии, качестве и результатах экономических процессов в обществе.

  2. Экономический рост – важнейший критерий прогресса экономики и общества, его темпы позволяют судить об уровне и качестве жизни людей. Сократить разрыв между богатыми и бедными странами возможно, если последние осознают цели и способы экономического развития, необходимость изменений в хозяйственной жизни и структуре экономики. При анализе факторов и путей достижения экономического роста, а также прогнозировании экономических процессов важно учитывать циклический характер развития современной рыночной экономики.

  3. Рынок является важным регулятором экономических процессов в обществе. Экономические законы рынка, конкуренция способствуют повышению эффективности производства, рациональному использованию ограниченных ресурсов. Современная экономика – социально ориентированная смешанная экономика, в которой одновременно используются государственный и рыночный механизмы регулирования экономической жизни.

  4. Свободное предпринимательство – важный фактор эффективного развития экономики и общественного производства. Государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и социальных условий для поддержки и развития предпринимательской деятельности граждан. Успеху предпринимателя способствует наличие и рациональное использование различных источников финансирования бизнеса, знание основ менеджмента и маркетинга.

  5. Государство выполняет важные экономические функции в современном обществе, осуществляя воздействие на экономические процессы в целях обеспечения стабильного развития экономики, её эффективности и достижения экономического роста. Для этого оно использует, в частности, методы фискальной и монетарной политики, перераспределяя произведённый в стране общественный продукт и национальный доход, снижая негативные последствия инфляции. Значительна роль государства в тех сферах, где рыночный механизм проявляет свою несостоятельность: регулирование занятости населения и борьба с безработицей, производство общественных благ, компенсация внешних эффектов, социальная защита населения.

  6. Отдельные страны связаны друг с другом системой международных экономических отношений. Объединению стран в единое мировое хозяйство наряду с другими факторами содействует международная торговля. Государство использует различные методы её регулирования, применяя политику протекционизма или свободной торговли. В настоящее время переход многих стран к открытой рыночной экономике способствует усилению политики свободной торговли и углублению процесса глобализации мировой экономики.

IX. Вопросы для итогового повторения.


  1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

  2. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса экономики и общества?

  3. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

  4. Как сделать производство эффективным?

  5. Что необходимо для успеха в бизнесе?

  6. Какие экономические задачи решает современное государство?

  7. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

  8. Зачем экономике рынок труда?

  9. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

  10. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

X. Заключительная часть.


  1. Оценивание ответов учащихся.

  2. Домашнее задание: читать §11 «Человек в системе экономических отношений» (сс. 125-134); письменно ответить на вопросы итогового повторения (с. 136).