Главная · Гастрит · Режим дня ребенка после 2 лет. Двухлетний малыш — уже взрослый, но ещё такой маленький. Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени

Режим дня ребенка после 2 лет. Двухлетний малыш — уже взрослый, но ещё такой маленький. Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени

В возрасте 2 лет ребёнок имеет свои предпочтения и вкусы. Это уже совсем не беспомощный малыш, которого родители видели ещё год назад. Он вырос и многому научился. Детские психологи отмечают, что это время возрастного кризиса, из которого кроха выйдет более повзрослевшим и эмоционально устоявшимся. Маме и папе важно постоянно оценивать его текущее состояние, вовремя приходить на помощь и создавать условия, которые будут максимально способствовать полноценному и всестороннему развитию. Распорядок дня - одно из них. Сколько должен спать двухлетний малыш? Как правильно организовать часы его бодрствования и график питания?

Сон ребёнка в 2 года

Во время сна ребёнок восстанавливает не только физические, но и психологические силы, справляется с эмоциями, которых так много у маленького исследователя. Достаточное количество отдыха - это одно из главнейших условий своевременного развития малыша. Есть педиатрические нормы, по которым в этом возрасте карапуз должен спать 12–13 часов в сутки. Из них 10–11 часов приходится на ночной сон и 1,5–2,5 - на дневной .

Изучая нормы, родителям важно помнить о том, что все дети разные. Одни восстанавливают силы быстрее, другим на это нужно больше времени. Продолжительность сна может зависеть от активности ребёнка, его эмоционального состояния, насыщенности часов бодрствования. Если отклонение от приведённых выше цифр находится в пределах 1–1,5 часов, нужно принять это как физиологическую особенность.

Критерием достаточного времени отдыха является хорошее самочувствие малыша, его жизнерадостность и желание играть. Если сна не хватает, это обязательно проявится через несколько дней или недель.

Если ребёнок здоров и его ничто не беспокоит, то ночной сон не должен прерываться. Если всё же малыш просыпается по ночам, причиной этому могут быть неправильно созданные условия для отдыха.

По мнению известного украинского педиатра Комаровского Е. О., самой частой ошибкой является слишком высокая температура и низкий уровень влажности в комнате, где спит кроха. Когда в помещении жарко и сухо, у него пересыхают слизистые оболочки носа и рта, и он просыпается попросту от жажды. Если вовремя не создать оптимальные условия, то желание пить ночью превращается в рефлекс.

Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос «чем дышать?». Нет ничего более вредного для ребёнка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и тёплый воздух:
- оптимальная температура - 18–20 °С;
- лучше 16 °С, чем 22 °С;
- лучше лишняя распашонка, чем наимоднейший обогреватель;
- в детской комнате нежелательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

Педиатр Е. О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/son.html

Большинство педиатров сходятся на том, что улучшить ночной сон поможет выполнение следующих рекомендаций:

  • создание спокойной обстановки в семье;
  • планирование активных мероприятий в первой половине дня, если ребёнок очень эмоционален;
  • соблюдение режима и укладывание малыша спать в одни и те же часы;
  • проведение большого количества времени на свежем воздухе.

Что делать, если кроха отказался от дневного сна?

Возраст двух лет является переломным. Это проявляется буквально во всём: малыш начинает капризничать, пытаться противостоять воле родителей, драться. Иногда он вовсе отказывается от дневного сна. Этому может быть несколько причин.

Если ребёнок не хочет ложиться спать вечером

Кроха может не хотеть идти в кровать вечером по разным причинам. Американский психолог Алан Фромм их классифицировал.

  1. Укладывание в постель воспринимается как расставание с любимым занятием или родителями.
  2. Ребёнок видит, что взрослые ещё не ложатся и недоумевает, почему так происходит.
  3. У малыша попросту не было возможности устать.
  4. Имеет место страх темноты.
  5. Отказ от сна - попытка манипулирования взрослыми.

Для того чтобы вовремя переключить внимание ребёнка и не допустить перевозбуждения перед отдыхом, маме и папе нужно научиться замечать первые признаки усталости. Среди них:

  • беспричинный плач;
  • зевота;
  • сосание пальца или игрушки;
  • замедленные движения;
  • агрессивные действия;
  • чрезмерная активность.

Как только некоторые из этих моментов начинают проявляться, самое время настроить кроху на сонный лад. Можно лечь рядом с малышом и почитать ему книгу, погладить головку или сделать массаж спины. Ребёнку будет приятно самостоятельно выбрать пижаму, сказку или игрушку, с которой он пойдёт в постель.

Многие родители ещё с более раннего возраста заводят определённый вечерний ритуал - действия, повторяющиеся каждый день в одной и той же последовательности. Это может быть тихая игра, собирание игрушек, колыбельная, пожелание спокойной ночи всем домашним, разглядывание в окно тёмной улицы с рассказом о том, что все деревья и собачки уже спят.

Если, несмотря на все старания, малыш упорно не засыпает в установленное время, можно немного изменить режим: сделать подъём более ранним и наполнить время бодрствования бо́льшим количеством активных игр.

Чем заняться с двухлетним карапузом во время бодрствования?

В двухлетнем возрасте основным занятием для ребёнка становится изучение окружающего мира. Это наблюдение за природой, участие в домашних делах, слушание сказок, рассматривание картинок, складывание пазлов, собирание конструктора и многое-многое другое, на чём взрослые могут даже не заострять внимание. Важно постоянно разговаривать с крохой и всё ему объяснять, поддерживать и стимулировать его любознательность. Наблюдая за тем, что интересно малышу, можно добавлять тематические игрушки и пособия, и наоборот, откладывать те, которые вызывают неприятные эмоции.

Важное место в жизни ребёнка занимают прогулки. Свежий воздух очень полезен для физического состояния. А разнообразить гуляние можно посещением детских площадок, рисованием мелками, собиранием цветов, листьев, каштанов, желудей, камешков.

Важным правилом некоторые врачи считают то, что при плохой погоде длительность нахождения на свежем воздухе следует сократить, но не отменять прогулку вовсе.

Выходить на улицу первый раз лучше перед обедом - кроха нагуляет хороший аппетит и сон, а во второй - незадолго до ночного отдыха. Эту прогулку можно сделать менее активной, чтобы перед укладыванием в постель нервная система успокоилась и не было эмоционального напряжения.

Все процессы, которые возбуждают ребёнка, такие как активные игры, развивающие занятия или плавание в бассейне, лучше проводить утром. Во-первых, карапуз ещё не устал за день, а во-вторых, до ночного сна эмоциональное равновесие успеет нормализоваться. А вот время купания зависит от того, какой эффект оно оказывает на малыша. Большинство детей эта процедура успокаивает, поэтому является частью ритуала перед уходом на отдых вечером. Но иногда она действует наоборот: ребёнок активно играет в ванной и сильно возбуждается. Таких деток можно купать после дневного сна.

Режим питания в 2 года

Сколько раз должен есть ребёнок в 2 года? Некоторые врачи считают, что четырёхразового питания достаточно: завтрак, обед, полдник и ужин. Другие рекомендуют добавлять к этим приёмам пищи ещё и второй завтрак. Ориентир должен быть таким: если кроха с аппетитом кушает в обед, то второй завтрак не помешает.

Начиная примерно с двух лет для детей характерна бо́льшая избирательность в вопросах еды: формируются пищевые пристрастия, любимые продукты могут перейти в разряд ненавистных, а меню составляется только из определённого набора блюд. Если малыш активен и весел, ему хватает энергии, такая ситуация не должна вызывать опасений. Но если есть какие-то тревожные звоночки или спорные моменты, лучше обсудить это с врачом. Педиатры говорят, что такое отношение к пище - явление временное, и если не заострять на этом много внимания и не заставлять ребёнка силой есть «нужные» для родителей продукты, это проходит.

Привить правильные пищевые привычки поможет несколько хитростей:

  • выбирайте продукты в магазине вместе с ребёнком;
  • позволяйте малышу «помочь» вам приготовить еду: перемешать салат или добавить в него нужные ингредиенты;
  • предоставляйте крохе «выбор без выбора»: вместо вопроса «Будешь ли ты есть кабачок?» спросите «Ты будешь кабачок или брокколи?»;
  • красиво оформляйте блюда, ведь интереснее съесть, например, грибочек из яйца, чем просто яйцо;
  • исключайте небольшие перекусы яблоком, печеньем, соком, йогуртом и т. д. между основными приёмами пищи.

В ежедневный рацион ребёнка нужно включать мясо, фрукты, овощи, крупы, молочные продукты. Оптимальным считается такое соотношение: на каждые 4 грамма углеводов должно приходиться по 1 грамму белков и жиров.

  1. Углеводы - каши, овощи, фрукты, хлеб.
  2. Белки - мясо (в том числе птица и субпродукты), молочные продукты, рыба, яйца.
  3. Жиры - сливочное и растительное масла, жир из продуктов животного происхождения.

Придерживаться таких рекомендаций важно, но без фанатизма. Нужно помнить, что малыш примерно в 2 года вступает в первый возрастной кризис. Он начинает осознавать себя как личность и проверять границы своих возможностей. Поэтому «Не хочу!» и «Не буду!» большинство родителей слышит очень часто. Важно отвлекать ребёнка от таких проявлений «взрослости», мягко настаивая на своём, ведь соблюдать режим питания очень важно. Во-первых, это позволяет крохе проголодаться к нужному времени. А во-вторых, от графика кормления зависит основной режим дня и такая важная его составляющая, как дневной сон.

Примерный распорядок дня для двухлетнего ребёнка

Распорядок дня двухлетнего малыша заметно отличается от более раннего возраста. Увеличивается время бодрствования: примерно 5,5 часов между ночным и дневным снами, около 6 часов после дневного отдыха до ночного укладывания. Если родители планируют в скором времени отдавать ребёнка в детский сад, то есть смысл составлять режим таким образом, чтобы малышу было легче адаптироваться к новому ритму.

За месяц-два до начала посещения детского сада узнайте как организован день в дошкольном учебном заведении и постепенно адаптируйте дневной распорядок под него.

Если родители разделяют мнение некоторых современных психологов и не собираются отдавать малыша в детский сад рано, режим можно немного сместить так, как это будет удобно со «взрослой» точки зрения. Главное, соблюдать основные составляющие: время сна и бодрствования, прогулки.

Примерный распорядок дня ребёнка в зависимости от посещения детского сада - таблица

Если ребёнок посещает детский сад Если ребёнок не посещает детский сад Распорядок дня
7:30–8:00 8:30–9:00 Подъём, умывание
8:00–8:30 9:00 Завтрак
8:30–11:00 9:30–12:00 Активные игры, развивающие занятия, прогулка на улице
11:00–12:00 12:00–13:30 Спокойные игры, чтение книг
12:00 13:30 Обед
12:30–15:00 14:00–16:00 Дневной сон
15:30 16:30–17:00 Полдник
16:00–19:30 17:00–21:00 Игры, прогулка на улице
19:30 21:00 Ужин
20:00–21:00 21:30–22:00 Купание, ритуал перед сном
21:00 22:00 Сон

Как помочь малышу научиться соблюдать распорядок дня

В первую очередь режим предполагает подъём и отход ко сну в одно и то же время. Ложиться спать вечером нужно не позже 22 часов - это позволит полностью восстановиться, что имеет важное значение для нервной системы. Активные игры помогут ребёнку выплеснуть энергию, а недолгие развивающие занятия начнут понемногу готовить кроху к умственным нагрузкам. Сильно влияют на качество отдыха прогулки на свежем воздухе, поэтому нужно стараться выходить на улицу даже в не очень хорошую погоду.

При составлении режима дня нужно обязательно учитывать темперамент малыша. У более активных детей период бодрствования может длиться меньше, чем у спокойных. Если при корректировке времени отхода ко сну родителям приходится будить ребёнка, делать это нужно аккуратно, учитывая фазы сна.

Учёные выделяют две основные фазы сна: медленную и быструю. Первая - это плавный переход от засыпания к глубокому сну, в котором малыш не проснётся, даже если взять его на руки. А во второй карапуз активен - глазные яблоки двигаются, ручки и ножки могут подёргиваться, пульс и дыхание нестабильны. Когда ребёнок находится в этой фазе, будить его нельзя - это слишком резкий скачок, из-за которого он может быть капризным и не выспавшимся.

Непосредственно перед ночным сном активные игры проводить не нужно. После вечерней прогулки можно уделить время чтению книг, рассматриванию картинок, рисованию или лепке. Важно следить за тем, достаточно ли в рационе малыша продуктов, богатых кальцием. Дело в том, что в это время идёт активный процесс роста костей, а у некоторых ещё и зубов. На это требуется много минерала, недостаток которого может проявляться в повышенной нервной возбудимости.

Во время установления режима обстановка в доме должна быть максимально спокойной: лучше какое-то время не приглашать гостей, а также избегать конфликтов. Если активные мероприятия неизбежны, следует планировать их в первой половине дня.

В результате правильно организованного режима дня иммунная система малыша становится менее восприимчивой, адаптация к новым условиям проходит легче, закладывается понятие самодисциплины.

Комаровский о режиме дня ребёнка - видео

В 2 года развитие ребёнка происходит ускоренными темпами. Он меняется практически каждый день. Это может сопровождаться перепадами настроения, сбоями сна, капризами. Родителям нужно запастись большим терпением и беззаветной любовью, и тогда малыш успешно преодолеет этот этап взросления.

Иногда родители жалуются, что их дети много капризничают, страдают отсутствием аппетита, не хотят идти в детский сад, не успевают в школе, и не видят, что часть этих проблем объясняются неправильным режимом дня или его отсутствием. Если ребенок не высыпается, не привык есть в определенное время, то это ведет к ослаблению его здоровья, нервной системы, быстрой утомляемости. Приучать же ребенка к оптимальному режиму сна и бодрствования нужно с самого раннего возраста.

Некоторые мамы не признают необходимость составить распорядок дня годовалого крохи, считая, что и время сна, и время вскармливания должны быть по желанию ребенка. Но то, что вы не составляете индивидуальный режим дня вашего годовалого крохи, не значит, что его нет. Просто в таком случае время сна и бодрствования, кормления и игры у малыша складываются произвольно и если не совпадают с тем, что удобно родителям, то приводят к тому, что страдают все. Недосыпающий ребенок капризничает и от переутомления плохо засыпает, не высыпающиеся родители тоже теряют силы и здоровье.

Поэтому каждая семья должна составить режим дня ребенка в соответствии с его физиологическими особенностями и своим стилем жизни, убеждает доктор Комаровский. Время пробуждения желательно чтобы было общим для всех в доме. Основные приемы пищи также должны проходить приблизительно в одно время для всех членов семьи, а дополнительные, необходимые для крохи, в удобное для мамы и малыша время. От времени приема пищи будет зависеть время дневного сна крохи.

Если вы будете придерживаться одного и того же часа для утреннего пробуждения, вечернего укладывания и кормления в течение суток, выбирая распорядок, удобный для всей семьи, то малыш легко привыкнет к режиму, что укрепит его здоровье и облегчит жизнь родителям. Но для того, чтобы малыш привык к соблюдению режима сна и бодрствования, питания и гигиены, нужно, чтобы одного и того же распорядка мама придерживалась и в выходные, и в будни.

Примерный распорядок дня малыша в год и месяц рекомендуют такой :

Режим дня для детей от 1 года до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7-10, 12-15.30, 16.30-20.30

Сон : первый 10-12, второй 15.30-16.30, ночной сон 20.30-7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня. Ребенку 1 год 2 месяца

Меню ребенка в 1 год

Первое день рождение малыша, которое с радостью отмечают близкие, не значит, что сразу после того, как малыш стал годовалым, сразу резко меняются его сон и питание. У ребенка в год остается пятиразовое питание, в которое он получает от 1000 до 1200 грамм пищи. Еда должна быть перетертой, но уже включать в себя и маленькие кусочки, чтобы приучать кроху жевать пищу. Еда по-прежнему должна быть только варёной, запечённой или тушенной, ничего жаренного или копченного.

Основу питания по-прежнему составляют молоко и молочные продукты. Если малыш остается на грудном вскармливании, то с года можно постепенно заменять его обычным детским питанием. Если малыш находится на искусственном вскармливании, то к составлению меню надо подходить ещё тщательнее, так как только из него он получает все необходимые микроэлементы, витамины и т.д. Вместе с тем, именно малыша на искусственном вскармливании легче «перекормить», что также требует от мамы более тщательного составления меню.

Для роста и развития ребенка, прежде всего, нужен белок, поэтому в меню малыша в год обязательно включают мясо и рыбу. Так как белок долго усваивается, то рекомендации гласят, что мясные или рыбные блюда дают малышам не позднее обеда.

  • Из мяса выбирают постные виды – телятину, говядину, курицу. Оно должно быть тщательно приготовлено – долго вариться или тушиться. Подается в виде пюре или паштетов. Котлеты и тефтели предлагают диетологи давать малышам пореже.
  • Рыбу дают нежирные сорта, такие как минтай, треска и т.п. не менее ста грамм в неделю.

Второй обязательный пункт в меню ребенка после года – это каши. Лидеры по пользе для здоровья среди них овсянка и гречка, но и от рисовой, манной, перловой отказываться не стоит. Кашу для крох готовят на молоке и обычно дают на завтрак, добавляя немного сливочного масла (12 гм суточная норма).

Кстати о масле: в сутки ребенок должен получать не более 1 чайной ложки растительного масла. Оно должно обязательно входить в рацион крохи, так как содержит необходимые для развития полезные вещества. Его можно добавлять в салат или минимально использовать при приготовлении блюд.

Обязательно в меню малыша включаются овощи и фрукты. В год это обычно пюре, но уже можно понемногу приучать к салатам – мелконарезанным или натертым на крупной тёрке моркови, отварных картофеля и свеклы, тыквы или яблока. Салаты из овощей предпочтительно сделать не более, чем из двух составляющих, во фруктовые можно включать чуть больше компонентов.

После первого дня рождения пора приучать малышей к первым блюдам: супам и бульонам. Мясные бульоны для детей в этом возрасте должны быть лёгкими, не жирными. Для этого их готовят так: мясо варится 10-15 мин., после чего бульон сливается, и из него готовят супчик для детей, а мясо готовится дальше

Дети очень любят сладости и можно предлагать в качестве десерта сладкие фрукты, печенье, мармелад или пастилу. В ограниченном количестве и безопасные сладости будут радовать малыша.

Физическое развитие

Малыш после года становится всё активнее, он быстрее наращивает свои двигательные навыки. Всё увереннее ходит, может поднимать с пола заинтересовавшие его предметы, самостоятельно садиться на корточки и встает, перешагивает через препятствия и начинает бегать. Чтобы помочь ему закрепить успехи и освоить новые возможности, пора приучать ребенка к утренней гимнастике, на которую отводится не более 10 минут. Упражнения проводятся в игровой форме и только если малыш этого хочет.

Сон

В год происходит плавный переход в режиме сна и бодрствования к более активному времяпровождению, чем у младенцев до года. В этом возрасте малыш должен спать 14 – 16 часов в сутки, из которых на дневной сон отводится три – четыре часа. Доктор Комаровский называет чуть меньшую цифру в 13,5 часов, но это всё в рамках индивидуальных различий. Даже у одного ребенка потребность во сне день ото дня может меняться.

Поэтому режим не должен быть догмой. Вполне допустимо в один день дневной недосып компенсировать более ранним укладыванием на ночь, а в другой из-за плохого сна ночью позволить подольше поспать днем. Но это всё же должно быть скорее исключением, надо стремиться ко сну в одно и то же время. В год, когда активность ребенка растет, особенно важно приучать его к удобному для семьи времени сна и пробуждения.

В год ещё ребенок спит два раза в день, один из которых более длителен. Но после года происходит постепенный переход к однократному сну. Не стоит торопиться отменять одно из укладываний, нужно просто наблюдать за малышом. Второй дневной сон будет зависеть от потребности ребенка: если он устал или не доспал, то он уснет сам, а если он активен, то не стоит настаивать, а лучше положить спать раньше вечером, уже на ночь.

Продолжайте сохранять ваш вечерний ритуал укладывания на ночь. Это успокаивает ребенка и помогает ему легко засыпать. В один год уже стоит приучать ребенка засыпать без мамы – без кормления грудью и укачивания.

Правила детского сна, детский сон, сон ребенка

Примерный режим дня для детей от 1,1 до 2 лет

После года с каждым месяцем двигательная активность малыша днем нарастает, а ночной сон становится крепче. Но в первые 6 месяцев ребенок ещё быстро устает, периоды гиперактивного поведения сменяются вялостью и отдыхать два раза в день ему по-прежнему необходимо. Если даже малыш уже не засыпает во второй раз, нужно, чтоб он спокойно полежал какое-то время, иначе малыш может переутомиться.

К году и шести месяцам ребенок улучшает свои физические и интеллектуальные возможности, а потому расширяются его умения и навыки. Он уже бегает, пользуется ложкой, может держать чашку, знает слова «можно» и «нельзя», и т.д. Выросшие физические силы и укрепление нервной системы позволяют ему перейти к однократному дневному сну. Рекомендуют приблизительно следующий режим дня.

Режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Ребенок после двух лет уже активно осваивает речь, говорит предложениями и активно расширяет свой словарный запас. Он хорошо по сравнению с годовалым малышом владеет своим телом, может аккуратно кушать, сам одевать и снимать футболку и трусики. Днем ребенок просится на горшок, ночью это ему ещё не даётся. Кормление должно быть четырехразовым, дневной сон однократным.

Ребенок в период от двух до трех лет уже может на недолго сдерживать свои желания и заниматься каким-либо делом. Но он по-прежнему гиперактивен, не может долго заниматься однообразными действиями и легко возбуждается. Чем-то одним малыш может заниматься не более получаса, поэтому долгие периоды бодрствования должны быть заполнены сменяющимися видами деятельности.

Режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Дети после года очень любят купаться, но уже можно мыть его два – три раза в неделю. Если есть необходимость и желание, то можно и чаще, но в этом случае кожу обязательно смазывают детским кремом или маслом. После года уже пора регулярно ухаживать за зубками. Пока это конечно забота родителей, как и приучать его самому умываться и мыть ручки.

После года постепенно ребенка начинают учить пользоваться ложкой, приучать к горшку.

Прогулки на свежем воздухе

Независимо от погоды после года дети должны обязательно гулять на улице и в будни, и в выходные. Даже в мороз малыш должен быть на свежем воздухе не менее 20 минут в день, а в хорошую погоду – чем дольше, тем лучше.

Специалисты считают, что если погода и возможности родителей позволяют, то гулять надо два раза в день от полутора до двух часов. Теперь, когда ребенок уже гуляет не только в коляске, а ходит своими ногами, прогулка дает ребенку и двигательную активность, и познание мира. Длительное пребывание на свежем воздухе способствует хорошему аппетиту и крепкому сну ребенка.

Ребёнок и режим – Школа доктора Комаровского

Вашему малышу уже два годика? Спешим вас поздравить с этим достижением. Вероятно, вы уже заметили, как настойчиво кроха тянется к знаниям, он проявляет интерес абсолютно ко всему: природным явлениям, работе домашней техники, животным и птицам, а также многим другим событиям, попадающим в зону его внимания. Теперь ребенок действует осознанно, он стремится приобрести как можно больше навыков и знаний.

Режим дня по часам

В два годика ребенок привык жить по расписанию и любой сбой воспринимает проблемно. Поэтому по возможности старайтесь придерживаться режима дня, не допуская его нарушений. Самое главное правило - прием пищи всегда должен происходить в одно и то же время. Это же касается и сна. Все остальные занятия можно переносить на другой час без особого вреда для ребеночка. Вариант дневного расписания:

  • 07:00 - просыпание;
  • 07:00–07:30 - чистка зубов, ушек и носика, умывание, переодевание;
  • 07:30–08:00 - утренняя гимнастика, ее желательно делать вместе с мамой или папой;
  • 08:00–08:30 - завтрак, молочная каша или овощное пюре, к чаю можно предложить печенье;
  • 08:30–09:00 - развивающие игры;
  • 09:00–11:00 - первая прогулка, в холодный сезон лучше выйти на улицу позже, когда станет немного теплее, летом постарайтесь выгулять ребенка до наступления жары;
  • 11–00:12:00 - игры дома, чтение книг, прослушивание музыки совместно с мамой;
  • 12:00–12:30 - обед, к этому времени у ребенка обычно уже есть аппетит, предложите ему супчик, в качестве питья подойдет компот;
  • 12:30–13:00 - самостоятельные игры, подготовка к дневному сну;
  • 13:00–15:00 - послеобеденный сон;
  • 15:00–15:30 - пробуждение;
  • 15:30–16:00 - игра с конструктором, рисование;
  • 16:00–16:30 - полдник, легкая закуска перед прогулкой не помешает;
  • 16:30–18:30 - пора отправиться на свежий воздух;
  • 18:30–19:00 - возвращение домой, мытье рук;
  • 19:00–19:30 - общение со старшими, изучение новых песенок или развивающие игры;
  • 19:30–20:00 - ужин в кругу семьи;
  • 20:00–21:00 - воздушные ванны, купание, массаж, подготовка ко сну;
  • 21:00 - сон.

Расписание плотное, но это не значит, что вам необходимо каждую минуту находиться возле ребенка. Малыша можно «озадачить» чем-нибудь, оставив его в поле зрения, а в это время заняться приготовлением обеда или другими домашними заботами. Кроху необходимо постепенно приучать к тому, что у мамы и папы тоже могут быть какие-то занятия. Если такой вариант дневного расписания не подходит, его можно адаптировать под потребности своей семьи. Главное, чтобы оно соответствовало биоритмам малыша.

Что умеет двухлетний малыш?

Одно из самых любимых развлечений детей этого возраста - рисование. Конечно, до Леонардо да Винчи или Айвазовского им еще далеко, но вы сами убедитесь в том, что нет ничего приятнее, чем рассматривать очередные «творения» собственного ребенка. И даже если лошадь почему-то схожа с Медведь-горой, а машина практически точно повторяет очертания лодки, не забудьте похвалить малыша, ведь он так старался.

Самое время привлечь кроху к творческим процессам. Один из вариантов - лепка. Для этого придется запастись пластилином. Малыш с удовольствием будет создавать из него фигурки, но вряд ли стоит его оставлять одного, с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок обязательно пожелает испробовать новый материал на вкус. Популярный вариант занятий - пальчиковое рисование. Для этого вам понадобятся акварельные краски. Попробуйте выделить место на стене, где можно было бы закреплять лист ватмана - малыш с удовольствием будет на нем рисовать фантастические узоры.

Не знаете, какие игрушки лучше купить двухлетнему ребенку? Это отличный период для знакомства с пазлами и конструкторами. Разумеется, детали наборов должны быть достаточно крупными, чтобы малыш не мог их случайно проглотить. Не лишним будут комплекты кубиков, в том числе с буквами. Периодически во время совместных игр можно демонстрировать крохе одну из литер, поверьте, эта информация отложится у крохи в подсознании. Основные навыки:

  • рисование;
  • прослушивание сказок;
  • первичные навыки вербального общения с детьми и взрослыми;
  • аккуратный прием пищи;
  • проведение гигиенических процедур - умывание, чистка зубиков;
  • одевание - пусть медленно, но ребенок уже в состоянии справиться с большинством предметов гардероба без помощи взрослых;
  • раскладывание по местам игрушек и одежды;
  • контролированное отправление физиологических потребностей.

Ежедневно необходимо находить время для общения с ребенком. Игры для него не просто развлечение, а способ познания окружающего мира. Родители должны стать для него проводниками, которые попутно объяснят, почему светит Солнце, что хорошо, а от каких поступков лучше воздерживаться.

Физическое развитие детей в два года

Малыш уже двигается намного увереннее, чем в полтора года. Он с удовольствием ходит по ровной линии - это может быть бордюр тротуара или уложенная на поверхность доска. Чаще всего двухлетние детки радостно и оживленно развлекаются во время подвижных игр. Им можно предложить поиграть с мячом или попрыгать. Каждый день с ребенком стоит проводить гимнастику, времени это займет немного, до получаса, зато польза огромная:

  • вдох–выдох, этим упражнением следует начинать и завершать занятие;
  • ходьба под музыку с высоким поднятием колен и движением руками в разные стороны;
  • перемещение по комнате прыжками - на протяжении 40–50 секунд;
  • «гусиная» ходьба;
  • «велосипед» – одно из самых популярных упражнений.

По желанию вы можете дополнить этот перечень другими движениями. Под каждое упражнение можно придумать историю, тогда малышу будет приятнее заниматься.

Интеллектуальные игры для детей двух лет

Есть много игр, стимулирующих умственное развитие. Например, поиск изображения, которое соответствует объемной фигуре. Для этого можно поискать готовые наборы в розничной сети или самостоятельно изготовить комплект собственными силами. Другие варианты:

  • сборка пирамидок, матрешек;
  • игра с конструктором - начинать следует с простейших элементов, позже можно перейти к сложным вариантам, содержащим больше деталей;
  • подборка игрушек по цвету или форме;
  • контрасты - твердый–мягкий, плоский–объемный, легкий–тяжелый, теплый–холодный;
  • рисование геометрических фигур.

Если вы замечаете, что малыш устал, лучше прервать занятие. Как правило, в два года детки способны концентрировать внимание в течение 20–30 минут. По истечении этого времени они переключаются на что–то другое.

Характер двухлетнего ребенка

Для детей этого возраста свойственно стремление повсюду успеть и активность. Маленькие непоседы с трудом остаются на одном месте, им постоянно хочется смены обстановки, они с удовольствием гуляют по новым местам, удивленными глазами озирая незнакомые окрестности. Важный момент! Для двухлетних малышей очень важно регулярно получать одобрение взрослых, поэтому не забывайте похвалить их за достижения.

Частая проблема - капризы ребенка . Как с этим бороться? Чаще всего малыш проявляет недовольство в следующих случаях:

  • когда он хочет привлечь к себе внимание окружающих;
  • если нет желания делать то, что ему велят старшие;
  • при потребности скопировать поведение одного из родственников или друзей.

В таких случаях можно лишь посоветовать сохранять самообладание и не срываться. Один из способов - отвлечь внимание крохи, предложить ему интересное занятие или же показать что–то новое. Другие характерные особенности поведения:

  • отказ идти на контакт с незнакомыми людьми - зачастую в два года детки проявляют подозрительность;
  • активные жесты, склонность громко говорить для привлечения внимания;
  • желание общаться вербально;
  • малыши в два годика с удовольствием просматривают мультфильмы и детские программы - по интернету или телевизору.

Особое отношение у двухлетних детей к музыке, причем, это характерно и для мальчиков, и для девочек. Они с воодушевлением поют вместе с взрослыми, как правило, любят пританцовывать в такт музыке.

Питание двухлетнего ребенка

Малышу регулярно необходимо давать мясо и рыбу, свежие овощи и фрукты, крупы. В рационе обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, вместе с которыми в организм поступает кальций. Именно от него зависит формирование костно-скелетной системы ребенка. Основные принципы питания:

  • рыба - дважды в неделю;
  • творог - ежедневно не менее 100 г;
  • твердый сыр - не более 40 г;
  • фрукты с овощами в свежем виде - каждый день;
  • в рационе малыша обязательно должны быть салаты и тушеные овощи;
  • достаточное количество питья - один из факторов полноценного развития.

Не перекармливайте ребенка! Это распространенная ошибка многих родителей. Особенно опасно вечернее переедание, которое может способствовать снижению аппетита на следующий день. В переходные периоды (весной и осенью) давайте ребенку витамины - по этому поводу лучше проконсультироваться с педиатром.

Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

Умения и навыки ребенка в 2,5 года

Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

  • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
  • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
  • ходить по наклонной доске самостоятельно;
  • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
  • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
  • точно бить ногой по мячу;
  • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
  • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
  • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

  • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
  • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
  • Собирает простые пазлы;
  • Отличается хорошей памятью;
  • С легкостью переворачивает страницы в книге;
  • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

Речь ребенка в 2,5 года

Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

2 года 9 месяцев >>

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


    Особенности

    Пища, сон, вода, ощущение безопасности - это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

    С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

    Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале - сразу после выписки из роддома.

    Режим - отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.


    Распорядок дня по месяцам

    На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна , которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

    Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско - даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.



    Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе - свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

    Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.


    Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь - респираторная. Единственный повод не пойти на улицу - высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.


    Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

    Приблизительный режим может быть следующим.

    1-2 месяца

    В этом возрасте потребность во сне - от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

    Среднее число кормлений - 6-7, промежуток между приемами пищи - от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

    Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.


    3-4 месяца

    У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода - 1,5-2 часа.

    Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).


    5-6 месяцев

    Ночная потребность во сне в этот период остается прежней - 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

    Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается - до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне - около 15 часов в сутки.


    7-8-9 месяцев

    Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи - 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

    Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.


    10-11 месяцев - 1 год

    Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются - до 2,5 часов на каждый сон.

    Потребность в ночном сне - 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.


    1,5 года - 2 года

    В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

    В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне - 10-11 часов.

    Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.


    Как наладить режим?

    Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.