Главная · Гастрит · Нейрокоррекция для детей упражнения семенович. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Ведет занятия и приемы в цнир

Нейрокоррекция для детей упражнения семенович. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Ведет занятия и приемы в цнир

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

Учебное пособие является первым систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом `замещающего онтогенеза`.
Предлагаемый системный подход эффективен не только в виде психологического сопровождения ОР, но и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми, так как базируется на классическом (по А.Р.Лурия) методе нейропсихологического анализа. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, врачам.

СКАЧАТЬ

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Введение
Глава 1. Анамнестические данные и клиническая беседа
Глава 2. Методы исследования латеральных предпочтений
§ 1. Опросник
§ 2. Моторные асимметрии
§ 3. Сенсорные асимметрии
Глава 3. Методы нейропсихологического обследования
§ 1. Двигательные функции
§ 2. Тактильные и соматогностические функции
§ 3. Зрительный гнозис
§ 4. Пространственные представления
§ 5. Слуховой гнозис
§ 6. Память
§ 7. Речевые функции
§ 8. Письмо, чтение и счет
§ 9. Интеллектуальные функции
Глава 4. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития (конспект)
§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга
§ 2. Функциональная несформированность левой височной области
§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
§ 4. Функциональная несформированность правого полушария
§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга
§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.
§ 7. Атипия психического развития
Раздел 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИ ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ
Введение
Глава 1. Нейропсихологический подход к анализу пространственных представлений
Глава 2. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений
Глава 3. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей
Глава 4. Модель иерархического строения пространственных представлений
Раздел 3. ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВША. ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ
Введение
Глава 1. Вглядитесь в своего ребенка!
Глава 2. Большие хитрости маленьких левшей
Глава 3. Не торопите левшу!
Глава 4. Попробуй, разберись в этом пространстве...
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1, СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ГЛУБИННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОЗГА, ФОРМИРОВАНИЕ БАЗИСА ПОДКОРКОВО-КОРКОВЫХ И МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Глава 1. Дыхательные упражнения
Глава 2. Массаж и самомассаж
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
§ 1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация
§ 2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара
§ 3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Глава 5. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОПТИМИЗАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
Глава 2. Зрительный гнозис
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления
§ 1. Освоение телесного пространства
§ 2. Освоение внешнего пространства
§ 3. Пространственные схемы и диктанты
§ 4. Конструирование и копирование
§ 5. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
Глава 4. Кинетические процессы
§ 1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
§ 2. Графические способности
§ 3. Последовательность, ряд. Время
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
§ 1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух
Глава 6. Мнестические процессы
§ 1. Тактильная и двигательная память
§ 2. Зрительная память
§ 3. Слухоречевая память
Глава 7. Номинативные процессы
РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ. ОПТИМИЗАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЛОБНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА
Глава 1. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
Глава 2. Коммуникативные навыки
Глава 3. Причинно-следственные отношения. Последовательность
Глава 4. Произвольное внимание. Синестезии
Глава 5. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
Глава 6. Роль инициации. Наказание и поощрение

Семенович Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии. Закончила МГУ им. Ломоносова, ФПК Российской медицинской академии последипломного образования «Психологические проблемы в детской и подростковой психиатрии». Имеет сертификаты участника международных и российских научных конференций.

Консультирует детей с различными вариантами развития на базе ЦППРиК «Строгино» и «Тверской». Занимается научно-исследовательской работой, выступает в СМИ, проводит ФПК для психологов, логопедов, врачей и педагогов.

Научные интересы: проблема мозговой организации психических процессов человека в норме и патологии. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.

Анна Владимировна имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Книги (4)

Введение в нейропсихологию детского возраста

Настоящее пособие посвящено изложению основ нейропсихологии детского возраста - сравнительно молодого, но интенсивно развивающегося во всем мире направления нейропсихологии.

В нем обсуждаются базовые (теоретические и научно-прикладные) закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности человека в раннем онтогенезе. Основной акцент делается на рассмотрении проблем индивидуальных различий в детском возрасте.

Комплексная нейропсихологическая коррекция

Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии.

Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.

Научно-прикладные основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте и фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей. Представлены также психолого-педагогические программы занятий, разработанные на основе этого метода.

Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей

Книга написана известным нейропсихологом, профессором МГППУ, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам, педагогам, дефектологам, родителям и всем, кого волнуют проблемы детей-левшей.

Автор обобщает наиболее часто встречающиеся вопросы и показывает пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Описываются нейропсихологические закономерности феномена левшества, основные особенности развития «детей-левшат2», приводятся конкретные рекомендации и комплексы упражнений для занятий с ними.

«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» - это книга, в которой изложены основные теоретически-прикладные основы данного направления в науке. Ученный в своей работе исследует фундаментальные закономерности нейропсихологической коррекции в педагогике.

В издании вы найдете описание таких методов работы:

  • замещающий онтогенез, в роли основного средства коррекции и абитилитации, а также как метод профилактики возможных проблем;
  • разнообразные техники нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

Введение

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в пси­хическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюда­ется в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не вы­являют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучае­мости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, все­возможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагоги­ческие методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом-ми­шень», во многих случаях перестали приносить результаты и в про­цессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируют­ся дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

Описанные к настоящему моменту нейропсихологические синд­ромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстри­ровать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дизадаптации. Соответственно только их сво­евременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющих­ся трудностей. А в более широком контексте нейропсихологии детс­кого возраста - к своевременной профилактике, абилитации, грамотно­му прогнозированию процессов онтогенеза.

Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в пси­хическом развитии разделяются на два основных направления. Пер вое - собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формиро­вание тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-ре-чевой памяти, счетных операций, письма и т.д.

Второе направление - методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориенти­рованные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осоз­нание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербаль­ных компонентов общения для улучшения психического самочув­ствия и взаимодействий с другими людьми. Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направ­ления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводят­ся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вво­дятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популя­ции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптималь­ным является системный подход к коррекции и абилитации психи­ческого развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комп­лексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Для дифференциально-диагностической квалификации и кор­рекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппа­рата. Адекватна в этом смысле разработанная нами технология «Комп­лексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее Фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в
990-1997 гг. {Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок,

1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова,1996; Архи­пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова,
2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз-очными вариантами развития. Имманентными составляющими этой
единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и про гнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов разви­тия в норме, субнорме, патологии и т.д.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочте­ние именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанав­ливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, напри­мер, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математичес­кими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержа­щей большое число телесно-ориентированных методов, должно проис­ходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Настоящее издание включает три части. Первая посвящена основ­ным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагоги­ческого сопровождения процессов развития. Представлен «метод за­мещающего онтогенеза» как базовая технология нейропсихологичес-кой коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте. Приведена краткая схема (алгоритм) нейропсихологического сопро­вождения процессов развития.

Вторая часть содержит описание иерархически организованной трехуровневой системы комплексной нейропсихологической коррек­ции и абилитации отклоняющегося развития. Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте ввиду универсальности закономер­ностей единого онтогенетического процесса.

Здесь нет специальных разделов, посвященных нейропсихологи­ческой коррекции чтения (дизлексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий). Это связано с наличием двух соображений. Во-пер­вых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и опера­циональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.), и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов являются залогом адекватного фор­мирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем

Учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструкта­ми. Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую при­водит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточ­ности по математике или русскому языку и литературе.

С другой стороны, нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедичес­кой литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в клас­сических трудах школы Л.С. Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Су­щественно продуктивнее для читателей будет обращение к первоис­точникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.
Итак, содержание второй части книги как в зеркале отражает те пласты (уровни) психической деятельности, которые станут объек­том психолого-педагогической работы. В нейропсихологическом кон­тексте конкретные психотехники и процедуры каждого из описы­ваемых уровней коррекции имеют свою специфическую «мишень» воздействия.

Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований го­ловного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимально­го статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушар-ных взаимодействий и их динамических перестроек; 2-го - на стаби­лизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специ­ализации левого и правого полушарий; а 3-го уровня - на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга, что приводит в онтогенезе к за­креплению конролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является Целью и результатом нормального онтогенеза.
Интериоризация предлагаемого материала (только на первый взгляд кажущегося простым и понятным) предполагает скрупулезное освоение базовых постулатов нейропсихологии, не говоря уже о вла­дении принципами системно-эволюционного анализа и непременном обучении у опытных специалистов.

Подчеркнем - у опытных и знающих специалистов, а не у тех, кто где-то когда-то присутствовал на чьих-то обучающих семинарах, а сегодня предлагает вам (если, конечно, вы достаточно платежеспо­собны) за короткий срок сделать из вас волшебников. Вам предстоит помогать страдающим детям и их не менее страдающим родителям. А согласно правилу ЮНЕСКО: «Эксперименты над живыми людьми позволительны только с их полного согласия». Посему, прежде чем начинать обучение, постарайтесь как можно более тщательно выби­рать себе учителей и учебники; одна из ярких примет нашего времени - бездумное «сканирование» малограмотными людьми абсолютно непоня­тых ими идей в эклектичный дайджест под собственным именем.

Последующая упорная практическая отработка накопленных зна­ний, непременно включающая постоянную, подчас даже нелицепри­ятную рефлексию, позволит накопить соответствующий опыт, ис­пользовать свою интуицию и творчество. Ведь очевидно, что методы, содержащиеся в каждой из глав, могут быть расширены и дополнены другими, аналогичными; несколько модифицированы (без утери со­держания) в зависимости от ваших профессиональных интересов, а также исходных возможностей и возраста ребенка.

Для того чтобы на наглядных примерах проиллюстрировать, ка­ким образом могут быть сформированы психолого-педагогические технологии на базе «метода замещающего онтогенеза», в данное из­дание включена третья часть, где представлен ряд дидактических разработок нейропсихологической коррекции и абилитации приме­нительно к конкретному обучающему процессу. Предложенные про­граммы могут быть использованы как трамплин для приобретения вашего индивидуального профессионального почерка; как образцы (раппорты) создания психолого-педагогических технологий. Мы на­деемся, что изложенные в данном пособии идеология и структура психокоррекционного воздействия позволят более эффективно ре­шать задачи, стоящие перед любым профессионалом, работающим над проблемой отклоняющегося развития. Думается, что подготовлен­ный специалист, читающий данную книгу, при необходимости смо­жет не только ассимилировать накопленный нами опыт, но и разви­вать его, используя разработанный алгоритм.

В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность всем, кто стоял у истоков создания метода замещающего онтогенеза: их имена уже упоминались выше в ссылках на литературные ис­точники. Без их ежедневной скрупулезной работы теоретический кон­структ, заложенный в основе данной нейропсихологической техноло­гии, просто не был бы материализован, апробирован и внедрен в практику. Неоценимый вклад в разработку идеологии и научно-прикладной базы метода замещающего онтогенеза внесли канд. психол. наук Л.С. Назарова, В.В. Можайский и В.М. Шегай; а также Н.Д. Бари-нова, Н.А. Иванова, Т.Н. Панина и О.Ю. Михалева, любезно предос­тавившие свои авторские разработки, вошедшие во вторую часть на­стоящего издания.

Введение

Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения процессов развития
Глава 1. Теоретические аспекты
§1. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста
§2. Три функциональных блока мозга (III ФБМ)
§3. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе
Глава 2. Научно-прикладные аспекты

Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза
Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза в коррекционно -абилитационную практику
§1. Коррекция и абилитация функционального статуса лобных отделов мозга (3-й ФБМ)
§2. Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково -корковых и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ)
§3. Коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга
и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ)

Часть II. Комплексна я нейропсихологическая коррекция и абилитация процессов
развития в детском возрасте

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма
Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ)
Глава 1. Дыхательные упражнения
Глава 2. Массаж и самомассаж
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
§1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация
§2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара
§3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ)
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
Глава 2. Зрительный гнозис
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные » представления
§1. Освоение телесного пространства
§2. Освоение внешнего пространства
§3. Пространственные схемы и диктанты
§4. Конструирование и копирование
§5. «Квазипространственные » (логико -грамматические) речевые конструкции
Глава 4. Кинетические процессы
§1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
§2. Графические способности
§3. Последовательность, ряд. Время
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико -фонематические процессы
§1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
§2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух
Глава 6. Мнестические процессы
§1. Тактильная и двигательная память
§2. Зрительная память
§3. Слухо -речевая память
Глава 7. Номинативные процессы

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ)
Глава 1. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
Глава 2. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
Глава 3. Коммуникативные навыки
Глава 4. Причинно -следственные отношения. Последовательность
Глава 5. Произвольное внимание. Синестезии
Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность
и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение

Часть III. Дидактические материалы

Программа 1. (Е.В. Пив оварова)
Курс индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет
Курс групповых занятий с детьми 5-6 лет

Программа 2. (М.В. Евлампиева, Т.Н. Ланина, М.В. Черенк ов)
Курс занятий с детьми 5-10 лет
1. Внимание
2. Дыхательные упражнения
3. Общий двигательный репертуар
4. Игры с мячом
5. Растяжки
6. Глазодвигательный репертуар
7. Базовые сенсомоторные взаимодействия.
8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность
9. Мелкая моторика
10. Соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы
11. Зрительный гнозис
12. Пространственные и «квазипространственные » представления
13. Слуховой гнозис
14. Фонематический слух
15. Память
16. Номинативные процессы
17. Интеллектуальные процессы, обобщающая и смыслообразующая функции речи

Программа 3. (Т.Н. Ланина)
Курс занятий с детьми 4-7 лет
Блок I. Разминка
Блок II. Растяжки рук
Блок III. «Море»
Блок IV. Пальчиковая гимнастика
Блок V. «Глазодвигательный репертуар»
Блок VI. «Артикуляционный праксис
и межсистемные взаимодействия»
Блок VII. Механическая гимнастика для рук
Литература

Предложите ему выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором по инструкции психолога надо найти домик. При этом психолог диктует: «Вверх, направо, направо вниз, налево вниз» и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему само-стоятельно.
73. «Задачи Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в уме-
нии устанавливать закономерности являются задания типа широко
известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 32). Инструкция:
«Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее
место?»
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.
74. «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с
ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и
продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 21... 5 10 15 20 25 30...
16 12 15 11 1 4 10.
( Ответ : 24 27 30 33) ( Ответ : 35 40 45 50) .. ( Ответ : 13 9 12 8) 15 12 14 11 13 10(...) 37 И 15 19 23(...) 11 16 14 19 17 22(...)
75. «Найди три числа». Ребенку предлагается: «Напиши три сле-
дующих числа в каждом ряду».
2 4 6 8... 1 4 7 10... 2 1 17 13... (Ответ: 10 12 14) (Ответ: 13 16 19) (Ответ: 9 5 1) 18 1064(...)
2 5 8 11 (...) 8 12 16 20 (...)


Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 237
Глава 7. Роль инициации . Наказание и поощрение
Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Ини- циация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого- то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, по- вышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.
Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фик- сировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испы- таний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в за- висимости от его возраста и возможностей.
Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может ска- зать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!»
Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройден- ный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен спра-виться.
Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребен- ка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.).
В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми мар- керами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас "Знайками"».
Наказание и поощрение
Необходимым условием любого коррекционного процесса явля- ется система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «об- щественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непрелож-ном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.
Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания яв-

А.В. СЕМЕНОВИЧ

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально- диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать - это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого- педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов,