Главная · Гастрит · Названия армий древнего мира. Самая мощная армия древнего мира. Обучение в римской армии

Названия армий древнего мира. Самая мощная армия древнего мира. Обучение в римской армии

Моложе восемнадцати лет», что получило среди некоторых название позиции «Строго после 18 лет». Некоторыми государствами эта позиция нарушается (США, и так далее).

Военную службу граждане, мужчины и женщины, могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту ), так и по призыву . Так в Норвегии Стортинг , в октябре 2014 года, изменил закон и распространил всеобщую воинскую повинность и на женщин, согласно которому они в возрасте от 19 до 44 лет подлежат обязательному призыву на воинскую службу на срок от семи до девятнадцати месяцев.

Военная служба в мире

США

Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата - 18 (17 при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и рода войск вида ВС и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана - 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты - 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии , регулярные ВМС - 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны - 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии - 42 года).

Срок контракта - от 4 до 65 лет.

Военнослужащие резервных компонентов после курса начальной боевой подготовки привлекается на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

Россия

  • с 1732 года - для офицеров (унтер- , обер- и штаб-);
  • с 1793 года - для нижних чинов .

Позднее продолжительность срочной военной службы в Российской империи для рядовых военнослужащих несколько раз уменьшалась.

Лучше всех прочих живётся офицерам ландмилиции , ибо поскольку русское дворянство не испытывает особенной склонности к военному делу и менее всего - к службе в Петербурге или других местах, где всё дорого и где проедаешь своё состояние, то те, кого не снедает честолюбие , стараются попасть в ландмилицию, где не приходится нести больших расходов и можно, когда двор о них почти позабудет, скорее получить отставку. Вообще надобно сказать, что в России военная служба не является доходной: офицер не имеет касательства к обмундированию , отпускам , вербовочным деньгам и т. д., и ему остается довольствоваться определенным по штату жалованьем . Говорят, правда, что некоторые выгоды есть у кирасир , их офицеры имеют преимущество перед офицерами всех других полевых полков . К. Р. Берк, путевые заметки

1 сентября 1939 года был принят Закон Союза ССР «О всеобщей воинской обязанности», по которому все годные по состоянию здоровья мужчины должны были служить в РККА три года, на флоте - пять лет (по прежнему закону 1925 года , служили в Союзе не все, так называемые «лишенцы » - лишённые избирательных прав «нетрудовые элементы » - в ВС СССР не служили, а зачислялись в тыловое ополчение).

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст. 63 Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.

На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 года) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству. Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст. 9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 года) порядке персональных воинских званий , в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента, состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).

Формы прохождения военной службы были установлены в соответствии с принятым в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военно-обученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст. 5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе , каждая из которых протекала в особых формах.

Действительная военная служба - служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей , экипажей военных кораблей , а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица, зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими , они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.

В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:

  • срочная военная служба солдат и матросов , сержантов и старшин
  • сверхсрочная военная служба сержантов и старшин
  • служба прапорщиков и мичманов
  • служба офицерского состава, в том числе офицеров, которые призывались из запаса на срок 2-3 года

В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин.

К формам прохождения военной службы примыкала работа (служба) военных строителей .

Служба в запасе - периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица, состоявшие в запасе, именовались военнообязанными запаса .

Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:

  • учебные сборы , имеющие своей целью совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных, поддержание её на уровне современных требований;
  • поверочные сборы, имеющие своей целью определить боевую и мобилизационную готовность органов военного управления (ОВУ);

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относились, где проходили военную службу (не все):

  • Министерство обороны СССР (МО СССР);
  • Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР);
  • Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР);

В современной России

Военная служба - в России вид особой федеральной государственной службы , представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых Силах России, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими . Таким гражданам присваиваются воинские звания (см. статья 6, Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года). Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе, так и по призыву.

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы - процесс практического служения государству в пределах которого военнослужащим осуществляется профессиональная деятельность (исполнение обязанностей) направленная на решение задач безопасности и обороны Российской Федерации.

Статус военнослужащего

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года , другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.
Объём и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

  • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
  • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих (либо ограничивающих) общие права и обязанности личности.

Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, то есть они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооружеённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач.

Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объём призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определённое время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооружённых Сил России. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил России часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе ; предъявлять требования, определённые его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определённым лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему , исключая других начальников (в том числе, своего непосредственного и прямых).

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определённую деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путём реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определённые преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Должности, звания и штат военнослужащих

Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трёх элементов:

  1. занимаемая воинская должность ;
  2. наличие конкретного воинского звания ;
  3. соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ , определяющий состав воинской части, её организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и её структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учётных (учётных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооружённых Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т. д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность, и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый, социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объём должностных полномочий занимающего её лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа - это система его полномочий, то есть прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе - в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объём призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, то есть не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть, так называемые, «вилочные должности» (например, «подполковник-полковник» ). П. 3 статьи 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей.

Президент Российской Федерации утверждает:

  • единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны Российской Федерации, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относятся:

;Примечания

ВОЕННАЯ СЛУЖБА, особый вид государственной службы граждан в вооружённых силах и других вооруженных формированиях, осуществляемый в соответствии с военным законодательством. Военная служба характеризуется следующими признаками: она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, - военной организации государства (именуемой войском, вооруженными силами, армией); государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) на военную службу, пребывания на службе и прекращение её; функциональное предназначение военной службы заключается в подготовке и участии в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) методами, предполагающими применение войсковых средств вооруженной борьбы; государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает её руководителей и устанавливает отличия входящих в неё лиц от остального населения страны.

Государственно значимый характер военной службы формировался постепенно. Для отражения военной опасности собирался весь народ (рать). Позднее возникли пограничные засеки (в России) и укреплённые замки (в Западной Европе). Затем в России перешли к учреждению сторожевых ратей на заставе (близ границы), а в Западной Европе - к найму постоянных надворных дружин. В соответствии с Судебником (1550), Уложением о службе (1555) царя Ивана IV Васильевича, Соборным уложением царя Алексея Михайловича (1649) «служилые люди» («ратные люди») состояли на «государевой службе», за что получали земли и «государево жалование». Таким образом, они служили не государству, а государю, то есть служба носила не публичный, а частный характер. 1.10.1550 Иваном IV Васильевичем издан приговор (указ) «Об испомещении в Московском и окружных уездах избранной тысячи служилых людей», приведший к возникновению в России стрелецкого войска. С 1647 года царь Алексей Михайлович стал привлекать на воинскую службу иностранцев из Западной Европы, в основном командиров среднего и низшего звена, под началом которых стали комплектоваться полки нового строя. В 16-17 веках военная служба только формировалась как государственная служба, поскольку стрелецкие войска и полки нового строя были поселенными вооруженными формированиями, которые окончательно не порвали связей с укладом жизни обычного посадского населения. Окончательное становление военной службы как государственной службы завершилось в конце 17 века с созданием Петром I регулярной армии вместо стрелецкого войска. С принятием Воинских артикулов 1715 и Воинского устава 1716 года законодательно был закреплён новый принцип государственного служения. Военная служба как особый вид государственной службы, состоящей в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных Сил СССР, была определена Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967).

В Российской Федерации прохождение военной службы регламентируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и осуществляется: гражданами - по призыву (обязательная) и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту. Содержание и порядок прохождения военной службы определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым указом Президента Российской Федерации (1999), и воинскими уставами, а при мобилизации и в военное время - законами военного времени. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими.

Статус военнослужащего в Российской Федерации определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (1998). Особенности правового статуса военнослужащих обусловлены возложением на них обязанностей по подготовке к вооруженной защите и по вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач, в том числе с риском для жизни. Военнослужащий имеет право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определённом федеральным законодательством и общевоинскими уставами. За военнослужащими, захваченными в плен (смотри Военнопленные) или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных государствах, сохраняется статус военнослужащих. Установлены сроки военной службы по призыву: для имеющих высшее образование 12 месяцев; для остальных 24 месяца; в дальнейшем предусматривается единый срок военной службы - 12 месяцев. Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы; для граждан (также для иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, её окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Лит.: Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под редакцией В. Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 2002; Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003; Военное право / Под редакцией В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004; Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд. М., 2005.

А. В. Кудашкин, П. М. Лапунов.

Формы прохождения военной службы

Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту ), так и по призыву . Служба по контракту является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты лучше чем призывники справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

Военная служба в мире

США

Военнослужащие ВС США

Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата - 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана - 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты - 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС - 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны - 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии - 42 года).

Срок контракта - от 3 до 6 лет.

Статус военнослужащего

Солдат президентского полка в парадной форме одежды.

Военная служба в истории

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

С того момента, как человек взял в руки палку, он понял, что с её помощью можно добиться многого. Поэтому часто люди пытаются достичь своих целей посредством применения насилия к себе подобным. В данном случае мы говорим о зарождении воинского искусства, которое человек оттачивал на протяжении всего процесса своей эволюции. Если детально изучить всю человеческую историю, то становится понятно, что она состоит во многом из войн. Люди не могут жить постоянно в мире и согласии. Одни должны доминировать над другими - это закон. На сегодняшний день сложно представить какую-либо страну без армии. Все государства стараются перегнать друг друга по части вооружения. Наряду с самим вооружением существенным образом развивается военная служба, особенно в последнее время. Данная сфера деятельности всегда была в почёте, особенно среди мужчин. В XXI веке военная служба стала ещё более значимой, потому что меняются сами принципы ведения боевых действий. Таким образом, мы в статье попытаемся раскрыть все аспекты военной деятельности, а также ответить на вопрос, что это такое.

Понятие военной службы

Многие люди достаточно часто задаются вопросом, что такое С одной стороны, суть этой сферы деятельности предельно понятна, с другой - она все же таит некоторые специфические особенности. Военная служба представляет собой один из видов государственной деятельности граждан. Данная деятельность осуществляется на профессиональной основе. Граждане занимают должности в вооружённых силах, а также обладают специальными служба имеет специфические задачи и функции, самыми главными из которых являются оборона и безопасность государства. Следует отметить тот факт, что военнослужащими не обязательно признаются люди, которые работают на должностях в вооружённых силах. Если воинское формирование было создано в соответствии с существующим законодательством, служба в нем также причисляется к военной.

Формы военной службы

Прохождение военной службы во всех странах мира построено совершенно по-разному. Все зависит от континента, конкретной страны и политической ситуации. На сегодняшний день наиболее популярной является служба в армии по контракту. Это один из видов профессионального подхода к организации обороны страны. Подобная форма военной службы доказала свою эффективность временем. Как показывает практика, солдаты, работающие по контракту в армии, относятся к службе более ответственно, что влияет на её непосредственную реализацию. Что касается Российской Федерации, то тут прохождение военной службы осуществляется посредством всеобщей воинской повинности. Данная форма очень устарела, поэтому многие страны после окончания холодной войны отказались от неё. Профессиональная армия небольшой численности намного лучше, чем призывная, даже в условиях военного времени. Этот факт подтверждён военными конфликтами, которые очень часто возникают сегодня.

История военной службы на территории России

Если детально рассмотреть историю нашей державы, то можно выделить этапы развития военной службы параллельно с общим историческим развитием населения. Временем основания регулярных, государственных вооруженных сил можно по праву признать 1699 год, когда Петр Первый фактически создал флот и армию. В те времена срок рекрутской повинности составлял 25 лет.

По мере развития военной службы, данный срок уменьшался. Основной проблемой того времени стало отсутствие единого нормативного акта, который бы регулировал работу вооруженных сил целиком. Сегодня существует ФЗ «О военной службе» позволяющий упорядочить её деятельность.

После 1917 года в первой конституции советов закрепился принцип обязательной воинской повинности. По мере исторического развития СССР военная служба видоизменялась и эволюционировала. Это привело к тому, что Союз имел одну из самых мощных армий в мире на середину XX столетия. Многие, кто проходил военную службу в те времена, говорят о высоком уровне подготовки солдат абсолютно всех структурных эшелонов. После развала СССР начинается «федеральный период» развития армии на территории России. Он получил не только новое название, но и обрел свои характерные особенности.

Федеральный период развития военной службы в России

Сегодня военная служба граждан в России - это один из видов Как уже говорилось ранее, она имеет профессиональный характер. Граждане могут проходить службу в Вооружённых Силах России, а точнее в структурных подразделениях данного формирования. Согласно ФЗ «О военной службе», лица, проходящие военную службу, являются военнослужащими. Вследствие этого на них распространяются законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере обороны государства.

Правовые основы военной службы

Как и другие виды государственной деятельности, военная служба регламентируется целой системой нормативно-правовых актов. Таким образом, правовыми документами, регулирующими эту сферу деятельности, являются следующие государственные акты:

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О материальной ответственности военнослужащих». Данные правовые акты наилучшим образом отвечают на вопрос, что такое военная служба.

Указ Президента Российской Федерации, которым регламентируется порядок прохождения службы в Вооружённых Силах.

Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Инструкция о порядке организации и проведении аттестации военнослужащих.

Помимо этого, следует выделить «корневой» нормативный акт, который регулирует государственную службу в России вообще. Подобным документом является Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации».

Статус военнослужащего

Существующий закон о военной службе и другие нормативные акты в этой сфере деятельности граждан закрепляют специфический правовой статус военнослужащих. В соответствии с нормативными актами, которые были представлены выше, осуществляется фактическая реализация правового режима этой деятельности. Однако следует заметить, что далеко не каждый человек знает, что собой данный статус подразумевает. Если обратиться к теории права, то любой правовой режим представляет собой совокупность прав и обязанностей определённого субъекта. Проблема в том, что отсутствует единый закон о военной службе, который бы перечислял абсолютно все существующие права и обязанности солдат. Все, что автор представит далее в статье, - это лишь систематизированный «сборник», помогающий разобраться с правовым статусом госслужащих данного вида.

Двойственность правового режима

Статус военнослужащего не только закреплён на законодательном уровне, но и фактически охраняется со стороны государства. Но сама суть данного правового режима специфична. Особенности прослеживаются в его двойственности, основанной на разделении существующих прав и обязанностей. Вообще, весь массив прав, свобод и обязанностей военных можно условно разделить, ссылаясь на многие факторы. На сегодняшний день выделяют два основных обстоятельства разделения правомочностей:

Прежде всего, любой военнослужащий является гражданином государства, которому он служит. Вследствие этого он от рождения наделен массивом общих прав и обязанностей, которые имеют все граждане без исключения. Но чтобы стать полноправным солдатом, необходима годность к военной службе. Этот факт обуславливает наличие специального субъекта в данных правоотношениях.

Второе обстоятельство состоит в том, что на военных возложена задача реализовывать специфические функции по обороне государства. Подобные задачи необходимо выполнять в любых условиях вне зависимости от времени года и иных факторов. Как мы понимаем, подобные обстоятельства несут риск для жизни и здоровья человека. Вследствие этого режим юридического регулирования деятельности военнослужащих дополнен специальными правомочностями.

Таким образом, правовой режим, определяющий функционирование вооруженных сил, имеет свои внутренние особенности. С его помощью можно ответить на вопрос, что такое военная служба.

Права и обязанности военных

В соответствии с занимаемой должностью и званием каждый военнослужащий имеет массу прав и обязанностей, которые, в свою очередь, имеют свою специфику в зависимости от вида войск, подразделения и т. п. Они позволяют реализовать те функции и задачи, которые непосредственно возложены на них.

Следует отметить, что права и обязанности военной службы, регулируются не только федеральными законами, но также инструкциями, руководствами и т. д. Специфическим источником регулирования правомочностей сотрудников вооруженных сил являются письменные указания прямых начальников. Существует негласное разделение всех прав и обязанностей на обычные и специальные. Обычные правомочности непосредственно реализуются военными в нормальных условиях службы, а точнее в мирное время. Специальные права и обязанности возникают во время несения боевого дежурства, службы в наряде, ликвидации последствий стихийного бедствия, в условиях военного времени.

Штат военнослужащих

Когда человек становится солдатом, его положение в системе определяется следующими элементами:

Должность;

Наличие определённого звания;

Соответствие штату воинской части или иного военного органа.

Должностной штат представляет собой документ, который определяет численный состав органа или же части. Иными словами, штат - это описание численности техники, личного состава и вооружения части. Что касается военнослужащих, то они входят в штат на основе занимаемой должности. Последняя является совокупностью прав, обязанностей, функций и задач, которые присущи конкретному человеку. Как правило, та или иная должность занимается солдатом только в том случае, если он подходит на неё по уровню своего профессионализма и состояния здоровья (годность к военной службе).

Воинское звание

Каждый военный имеет воинское звание. В аналогом являются ранги и классные чины. Воинские звания соответствуют перечню должностей, к которым они относятся. Другими словами, военнослужащий должен занимать необходимую должность для получения того или иного звания.

Также существуют специальные перечни, где указанны некоторые должности, которые можно заменять гражданским персоналом или же солдатами женского пола. Подобные должности существуют вследствие специфики работ, которые они обязывают выполнять.

Заключение

Итак, мы попытались ответить на вопрос, что такое военная служба.Особенности, вменяемые занятым специфической государственной деятельностью, необходимо изучать, так как функция обороны государства является одной из самых приоритетных на сегодняшний день. Конечно, сфера обороны требует постоянного реформирования, которое невозможно будет осуществить, если детально не изучить специфику функционирования данной отрасли в Российской Федерации.

  • Военная служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Началом службы для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, является день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы по призыву, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 3 «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённого Указом Президента России от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

    Главная задача военной службы - защита и оборона страны.

    Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

    Прохождение военной службы - процесс практического служения государству в пределах которого военнослужащим осуществляется профессиональная деятельность (исполнение обязанностей) направленная на решение задач безопасности и обороны Российской Федерации.

    Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы (Федеральный

    закон от 28.03.1998 N 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе")

    1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

    а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

    б) исполнения должностных обязанностей;

    в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

    г) участия в учениях или походах кораблей;

    д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

    е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

    ж) нахождения в служебной командировке;

    з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

    и) следования к месту военной службы и обратно;

    к) прохождения военных сборов;

    л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

    м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

    н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

    о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

    п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

    р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

    2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

    а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;

    б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

    в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

    3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

    Командиры (начальники), отдавшие указанные прика