Главная · Метеоризм · Жертвы во имя карьеры? Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н Маскулинные и феминные качества

Жертвы во имя карьеры? Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н Маскулинные и феминные качества

маскулинность и фемининность) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной маскулинность и фемининность - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от "норматива" воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность.

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на "мужские" и "женские", и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;

2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью (-> андрогиния).

Для того чтобы дать ответ на вопрос, что такое маскулинность, нужно обозначить, чем маскулинность отличается от мужественности. Мужественность – это прежде всего совокупность морально-психологических качеств, а маскулинность – сочетание соматических, индивидуальных и социальных особенностей, характерных для мужчин.

Так, «мужественная женщина» — это даже своеобразный комплимент для стойкой, уверенной и смелой представительницы слабого пола. А вот услышать в свой адрес о собственной маскулинности (мужеподобии), скорее всего, женщине будет совсем не приятно. Телесные, психологические, поведенческие особенности женщин определяет фемининность.

Психологические различия полов

Маскулинность и фемининность напрямую связаны с нашими гендерными особенностями и восприятием себя и других людей. Отличие мужчины от женщины заключается не только в различных физических и физиологических характеристиках, но и в особенностях психологических свойств, поведении.

Так, сугубо мужскими чертами традиционно принято считать желание доминировать, бесстрашие, рациональность, активность, готовность к риску. Для женщин же более характерными являются чувствительность, доброта, любовь к детям, желание дарить заботу.

Маскулинность и фемининность чаще всего трактуются с двух точек зрения:

  • Эссенциализм.
  • Социально-конструктивистский подход.

Согласно эссенциальному подходу, базу маскулинности составляют биологические свойства, благодаря которым мужчины отличаются от женщин. Мужчин здесь рассматривают как независимую природную группу, обладающую определенными биологическими качествами, свойственными сильному полу.

То есть маскулинность – это то, что мужчина представляет собой, исходя из природной основы. Таким же образом в эссенциализме объясняется и фемининность, где также в качестве основы выступают биологические особенности, свойственные женщинам с рождения.

Данный подход неоднократно критиковался. Причина в том, что в каждой части планеты свои эталоны и модели того, какими качествами должны обладать люди. Поэтому, с эссенциальной позиции, не существует общих параметров для мужчин и женщин.

Сторонники социально-конструктивистского подхода придерживаются мнения, что в каждом социуме люди разного пола с детства получают воспитание, которое опирается на нормы и ценности, характерные для данного общества. Вследствие этого, вырастая, они соответствуют нормам своего социума.

Говоря о маскулинности и фемининности, нельзя не сказать об андрогинии. Андрогинными называют людей, которые благополучно сочетают в себе психологические свойства обоих полов. Например, андрогинные представители показывают маскулинную твердость, если их пытаются подавить, и фемининную нежность, ласку, играя с ребенком.

Таким образом, андрогинные личности могут легко изменить свое поведение в соответствии с требованием ситуации, тем самым показывая более высокую приспосабливаемость.

Исторический фактор

Исторические условия играют огромную роль при формировании гендерных различий. Так, бытует мнение, что общественное признание и успех для женщины менее важны, чем для мужчины, и современные бизнес-леди — феномен исключительно нашего времени.

Но и сто, и двести лет назад существовали властные, сильные, жесткие женщины. Однако в тех исторических реалиях амбициозная девушка могла самореализоваться лишь с помощью супруга.

Сегодня женщина может сама, без какого-либо участия мужчины добиться значимого социального положения. Это, конечно же, сказывается на взаимоотношениях между полами, изменяя их. При этом биологические основы и отличия между полами остаются такими же, как и двести лет назад.

Свои изменения, в зависимости от исторических условий, происходят и с сильным полом. Например, в Средневековье качествами настоящего мужчины являлись беспощадность, властность, жесткость и даже враждебность.

А в античные времена наряду с физической силой и мощным волевым началом обязательными считались знание и любовь к поэзии, философии, творчеству.

Стереотипы и проблемы гендерной дефференциации

Если говорить о культурных стереотипах маскулинности и фемининности, то здесь заметна следующая тенденция: образ мужчины неразрывно связан с трудом и активной социальной жизнью, а представление о женщине невозможно без быта и семьи. Таким образом, нам зачастую навязываются абстрактные типажи, которые в реальности практически не встречаются.

Традиционные стереотипы в первую очередь показывают мужское отношение к вопросу. Не имеет смысла описывать образы идеальной женщины или идеального мужчины, так как освещается лишь одна роль. Например, Сильвестр Сталлоне позиционируется как сильный и отважный герой, но от него никто не ждет высокоинтеллектуальных, философских работ.

Аналогичные вопросы имеют место и в научной психологии. Еще в 19 веке считалось, что маскулинность и фемининность – полярные, исключающие друг друга понятия. И всякое отклонение от стандарта называлось ненормальным и патологичным.

И только к середине прошлого столетия стало ясно, что далеко не все психологические качества делятся на «женские» и «мужские». Согласно современным взглядам, маскулинность и феминность – это не две противоположности единого целого, а два самостоятельных образования.

В каждом человеке присутствует своя величина как маскулинности, так и фемининности. Внешний вид «настоящего мужчины» может мирно сосуществовать с «женскими» увлечениями, взглядами, и наоборот.

Есть точка зрения, что в настоящее время наблюдается кризис маскулинности. Отмечаются три основных фактора, из-за которых меняется облик современного мужчины:

  • Биологический.
  • Социокультурный.
  • Психологический.

Так, по мнению биологов и медиков, именно мужчины являются «слабым полом». Основанием для этого служит более низкая, чем у женщин, продолжительность жизни, вредные привычки, подверженность влиянию внешней среды.

Если говорить о социокультурных причинах, то здесь можно выделить глобальную феминизацию и перемены в мужской социальной роли. Современные женщины желают видеть рядом с собой одновременно сильного, уверенного в себе партнера и нежного, утонченного друга.

Все чаще случается, что женщина имеет более высокую заработную плату. В этом случае мужчина теряет роль главы и опоры семьи, добытчика.

Главной психологической причиной кризиса маскулинности является перемена социальной гендерной роли мужчины. Мужчина, занимающийся воспитанием детей, готовящий еду, убирающий дом, испытывает, как правило, стресс и вынужден искать подтверждения своей мужественности.

В связи с этим в педагогике назрел вопрос: нужно ли заострять внимание на гендерных отличиях или же стараться ослабить маскулинные и фемининные отличия? На этом основывается разница во взглядах на совместное или раздельное обучение детей.

Сторонники раздельного обучения уверены, что благодаря такой форме обучения можно избежать появления «мужественных» девочек и «женственных» мальчиков. Впрочем, на самом деле давно отмечено, что начиная с четырех и примерно до 16 лет дети поддерживают гендерное разделение даже в условиях совместного обучения.

Можно заметить, что представление о мужественности и женственности трансформируется очень медленно, несмотря на стремительные перемены в реальной жизни. Возможно, это происходит потому, что мужчины и женщины подсознательно не хотят быть похожими друг на друга и ищут всевозможные способы для выделения различий между полами. Автор: Яна Глухова

Маскулинность — комплекс физических, психических и поведенческих особенностей, которые свойственны мужскому полу.

Почти во все времена твердо знали, что мужчинами не рождаются, а становятся. Мужчина всегда ориентирован на достижение чего-то значимого. Недостаточная маскулинность не дает мужчине реализовать себя в карьере и личной жизни. Такие люди остаются неудачниками и лузерами.

Как не стать неудачником? Существуют отрицательные признаки маскулинности, которые мешают развиться мужчине и реализовать себя в полной мере.

1. Ненависть к работе. Если мужчина идет на работу как на каторгу, то явно не все в порядке. Не принимай поражения в области профессиональной карьеры. Переквалифицируйся, смени сферу деятельности или место работы.

2. Обида. Некоторые мужчины обижаются на жизнь. Она к ним несправедлива. Вокруг одни завистники, интриги и неприятности. «Несправедливо» обиженным быть глупо. Миру плевать на твой успех. Он не будет помогать преуспевать и достигать мечты. Если хочешь чего-то добиться, то перестань себя жалеть и сваливать неприятности на других. Все зависит от тебя!

3. Алкоголизм. Алкоголь мешает жить. Пока мужчина его пьет, то ни о чем не думает. Но он считает, что может бросить пить в любой момент. В реальности алкоголь сгубил много отличных мужиков. Наверняка ты сам знаешь несколько примеров.

4. Инфантилизм. Иногда мужчины не хотят взрослеть. Они избегают ответственности на работе и на личном фронте. Они посвящают жизнь своему хобби и стилю жизни. Не беги от ответственности на работе, не прячься от семьи и постоянных отношений.

В 1976 году Роберт Брэннон сформировал четыре принципа маскулинности.

Принципы маскулинности

Принцип маскулинности № 1. Без бабства

Женский мир очень отличается от настоящего мужского. Мужчина должен избегать всего, что присуще женщинам. Женское поведение, манеры, образ жизни и даже цели. Мужское поведение более грубое, ироничное и немного агрессивное. Мужчина – это мужчина.

Принцип маскулинности № 2. Большой босс

Каждый мужчина должен стремиться стать самым большим боссом. Это может быть любая сфера деятельности и образ успеха. Главное быть лучшим и обойти более слабых соперников. Стремись стать «большим боссом» и профессионалом в своей сфере. Мужчина — это профессионал.

Принцип маскулинности № 3. Крепкий дуб

Женщины могут быть слабыми, трусливыми, пугливыми и беспокойными. Но ты помнишь пункт первый? То, что присуще женщинам, не должно быть у мужчины. Мужчина сильный, крепкий, уверенный и непоколебимый. Крепкий дуб не проявляет слабость и малодушие. Он не прогибается под неприятностями всего мира. Мужчина – это крепкий дуб.

Принцип маскулинности № 4. Задай им жару

Мужчина сам по себе крутой перец. Он не пасует перед другими самцами и не боится банального насилия. Мужчина может задать трепку противнику. Он уверен, но спокоен в любой ситуации. Мужчина – это воин.

Выраженная маскулинность поможет тебе достичь поставленных задач и даже больше. Мужчина добьется своего, даже если ему придется разрушить сколько угодно стен из стали и железобетона, направляясь к цели.

Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н.


Многочисленные теор етические и практические исследования свидетельствуют о значительности категории пола для понимания психологических особенностей и поведения личности. Поскольку мы рассматриваем пол не в биологическом значении, а в социально-психологическом, нами будет использоваться понятие „гендер”. Термин „гендер” был включен в научный контекст , прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультур ную причину межполовых различий. Гендер понимается, как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах.

Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культур но-символического содержания „женского” и „мужского” – это категория „маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок.

Мы не выходим за сферу социальной определенности полоролевого поведения, связанного с усвоением полоролевых стандартов. В первую очередь нас интересуют внутриличностные механизмы реализации полоролевого поведения. С этой целью необходимо рассмотреть место образования маскулинности и фемининности в основных психологических теор иях.

Мы выделили десять основных психологических теор ий формирования маскулинности и фемининности. Это психоаналитическая теор ия З.Фрейда; неопсихоанализ К.Хорни; Аналитическая психология К.Г.Юнга; теор ия связи с объектом; трансперсонал ьная концепция маскулинности и фемининности; перинатальный подход С.Грофа; теор ия социального научения и когнитивного развития; эволюционная теор ия пола В.Геодокяна; теор ия генезиса маскулинности в концепциях научно – исследовательского проекта АН СССР „Социально-психологические проблемы социализации и освоение половых ролей”, новая психология пола.

Несмотря на множество теор ий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Так, в работе О.Вейнингера представлена первая модель „...мужчины и женщины являются как бы две субстанции, которые в разных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, к тому же коэффициент каждой никогда не может быть равен 0”.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психи ке человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная.

А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности - фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния.

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В.Флиссом в Х1Х ст. И описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начала. Опираясь на теор ию В.Флисса, О.Вайненгер писал: „Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы…» Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде”.

Идея о наличии промежуточных форм между „идеальным мужчиной” и „идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния.

Одной из отправных точек для дальнейшего исследования такого явления как андрогиния была теор ия S.Bem, в которой было выделено не две, а четыре полоролевых типа:

  1. маскулинный - высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
  2. фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
  3. андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
  4. недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Именно эта теор ия стала основополагающей для образования второй структурной модели, которая получила название ортогональной.

При континуально-альтернативной модели между маскулинностью и фемининностью существуют отношения взаимоисключения, а при среднем проявлении между ними возникают отношения взаимонезависимости. То есть континуально-альтернативная модель валидна только для полюсов параметров маскулинности и фемининности, а при среднем их проявлении – ортогональная, где маскулинность и фемининность взаимонезависимые. Поскольку представленные модели не являются взаимоисключающими, считаем необходимым, использовать обе модели при изучении полоролевого поведения личности в нашем исследовании.

Сбор данных проводился при помощи методики S.Bem (BSRІ), на базе КГПУ им. Б.Д.Гринченка, в четырех студенческих групп. В исследовании принимали участие 95 студентов, из них 67 женщины и 28 мужчин; возраст – от 18 до 20 лет.

Данные исследование выявило некоторые отличия в показателях маскулинности и фемининности студентов; в частности, 39% девушек определили у себя маскулинные черты, 32% фемининные, 23% андрогинные и 6% - недифференцированный тип поведения.

Маскулинных юношей за полученными данными – 34%, фемининных – 37%, и это беспокоит, поскольку они составляют свою гендерную модель поведения по фемининному типу, 25% – андрогинных и 4% недифференцированный тип.

Полученные результаты были для нас неожиданными, нами было предположено, что паттерны поведения молодежи могут влиять на выбор профессиональной направленности.

Для подтверждения полученных данных и проверки гипотез ы о том, что поведения влияет на самоопределение в будущей профессии, нами было проведено анкетирование по методике S.Bem (BSRІ), учащихся с разной предметной направленностью - гуманитарной гимназии и экономического лицея г. Киева. В выборку вошли 245 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 16 лет; женского пола - 133, мужского - 112. Подростки из гуманитарных классов были количественно представлены 92 девушками и 28 юношами; состав группы экономических классов - 33 девушками и 87 юношами.

При получении результатов, наши предположения подтвердились. Разница в оценке своего поведения девушками из экономических и гуманитарных классов была следующей. Анализ результатов показал, что подростки женского пола из экономического лицея, отметили у себя маскулинных черт - 44,7%, фемининных - 29,9%, андрогинных 15,8%, недифференцированного 8,6%. Девушки гуманитарной гимназии отметили у себя маскулинных - 10,7%, фемининных - 52,9%, андрогинных - 17,1%, недифференцированного - 20,3%. Подростки мужского пола с экономического лицея отметили у себя 52,1% -маскулинных черт, 4,2% - фемининных, андрогинных - 18,4% , недифференцированного -25,3%; из гуманитарной гимназии юноши отметили у себя маскулинных - 38,6%, фемининных 24, 6%, андрогинных – 19,9 %, недифференцированного – 17,8%;

Таким образом, мы получили данные, которые свидетельствуют о существование ярко выраженных отличий в паттернах поведения у подростков из классов экономического и гуманитарного направления. Результаты показали, что андрогинные показатели во всех группах меньше, подростки и молодежь отдают предпочтительную ориентацию на маскулинную или фемининную модели поведения.

Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других. В то время как маскулинность диктует доминирование в отношениях, предполагает агрессивность, эмоциональную холодность, самоуверенность, высокую самооценку. Недифференцированный тип определяет наиболее слабый тип поведения личности по сравнению с другими типами и не предусматривает стабильного выбора стратегии поведения в группе. Только андрогинная полоролевая модель поведения дает человеку больше возможностей для выбора стратегий поведения в разных сферах человеческой деятельности, как наиболее эффективной, совершенной и успешной.

По итогам нашего исследования психологам, преподавателям университета, педагогам и родителям, были сформулированы практические рекомендации, по вопросам гендерного воспитания, в противовес гендерным стереотипам, которые играют немаловажную роль в развитии личности, в становлении гендерной идентифи кации и формировании паттернов поведения подростков и молодежи.

Литература

  1. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование – М.: «Терра», 1992 –480с.
  2. Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность. //Общая биология. 1974. Т.35. №3 – С.376-385.
  3. Городнова Н.Н. К вопросу о формировании гендерных ролей у учащихся лицейных классов с разной предметной направленностью //Материалы международной научной конференции. Ин-т психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины – К.: Миллениум, Т. 2, 2002, С. 80-83.
  4. Гроф С. За пределами мозга – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993 –504с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Мейнуоринг У. Механизм действия андрогенов. Пер.с англ. – М.: Мир, 1979. –224с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. –455с.
  8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты: Пер. с англ. – СПб.: Лань, 1997. – 212 с.
  9. Юнг К.Г. Либидо, его метамарфозы и символы. – С.-П.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1994. –416 с.
  10. Bem S.Z. The measurement of psychological androgyny. – Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1974. – 42 (2),P. 155-162.
  11. Parsons F . Family structure and the socialization of the child // F. Parsons, R. Baler (eds.). Family socialisation and interaction process. N-Y., Free Press, 1955.