Главная · Метеоризм · Внимание. Виды вниманияпроизвольное и непроизвольное внимание

Внимание. Виды вниманияпроизвольное и непроизвольное внимание

В зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер. Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком. Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:

  1. Первую группу причин связывают с характером внешнего раздражителя с его силой или интенсивностью. Невольно это внимание будут привлекать громкие звуки, яркий свет, резкие запахи и др. Днем, по сравнению с ночью, человек меньше реагирует на слабые звуки, шорохи, потому что их интенсивность невелика. В ночное время на эти же самые звуки человек реагирует очень чутко. Возникает непроизвольное внимание и поддерживается независимо от сознания человека, а причина его возникновения всегда лежит в окружающей среде;
  2. Вторая группа причин связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека. Например, сытый и голодный человек на разговор о пище реагируют по-разному;
  3. Направленность личности образуют третью группу причин. Человек обращает внимание больше всего на сферу своих интересов, включая профессиональные интересы. Например, полицейский обратит внимание на машину, неправильно припаркованную, редактор найдет погрешности в тексте книги, художник – на красоту старинного здания. Общая направленность личности, таким образом, и наличие предшествующего опыта, непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания;
  4. Четвертая самостоятельная группа причин связана с отношением к раздражителю. То, что человеку интересно вызывает у него определенную эмоциональную реакцию и вырабатывается положительное или отрицательное чувство. Например, интересная книга, приятный собеседник, захватывающий фильм могут надолго приковать внимание человека, происходит это само собой. Надо сказать, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание, а вот раздражители нейтральные внимание привлекают значительно реже.

Вывод

Таким образом, непроизвольное внимание не имеет цели и волевого усилия.

Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.

Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.

Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.

Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.

Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.

Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.

Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.

Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием. Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.

Виды внимания показаны на схеме.

Механизмы внимания

В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем. На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.

При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования. Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов. Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.

В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:

  • Внешние движения;
  • Изменение чувствительности определенных анализаторов;
  • Изменение характера обмена веществ;
  • Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
  • Изменение электрической активности мозга.

Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.

Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.

Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.

В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.

Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.

Представим, вы сидите в кафе и не осознанно засмотрелись на человека, сидящего за соседним столиком. Вам даже не интересна его . Сами того не замечая, вы наблюдаете за тем, что он читает, во что одет, вычищена ли его обувь, ухожены ли у него руки. В данном случае ваше внимание является непроизвольным по той причине, что вы не задались целью узнать как можно больше об этом человеке. Самое интересное, что это далеко не единственный наглядный пример, который можно привести, объясняя, что же такое непроизвольное или непреднамеренное внимание. К примеру, вы гуляете по парку, и недалеко от вас хрустнула ветка – вы сразу же повернете голову в сторону возникшего звука.

Специалисты считают, что такое внимание возникло в процессе эволюции и главная его цель – заботиться о вашем выживании на земле, полной опасностей.

Чем непроизвольное внимание отличается от произвольного?

Первое и одно из самых главных отличий, так это возникновение ориентировочного рефлекса. При непреднамеренном внимании не нужно сознательно заставлять себя что-то делать. Так, мы с удовольствием с головой уходит в наше воображение, когда читаем любимую книгу или полностью сосредотачиваем свое на просмотре невероятно интересного фильма.

В случае, когда приходится сесть за нелюбимое занятие, мы понимаем, что не хотим это делать, но осознаем, насколько его выполнение необходимо. Второй вариант и есть то, что называют произвольным вниманием.

На основе чего возникает непроизвольное внимание?

В первую очередь, стоит отметить, что главным источником появления данного вида внимания являются новые явления и предметы. То, что стереотипно и обыденно не способно его вызвать. К тому же, чем красочнее источник возникновения непроизвольного внимания, чем больше он имеет некую связь с прошлым человека, тем велика вероятность, что он надолго привлечет внимание человека.

Самое интересное, что в зависимости от нашего состояния, одни и те же внешние раздражители по-разному влияют на людей. Объектом непроизвольного внимания с легкостью становится то, что каким-либо образом связано с удовлетворением или неудовлетворением наших потребностей. К последнему можно отнести материальные (какие-либо покупки), органические (желание покушать, согреться), духовные (стремление понравится любимому человеку, понять собственное «я») потребности.

Страница 18 из 26

Произвольность внимания.

Третья категория, по которой внимание разделяется на два вида, – это произвольность. Это одно из наиболее важных качеств внимания, поэтому уделим ему особенное внимание. Выделяются два вида внимания - произвольное и непроизвольное. Помимо вышеперечисленных Н.Ф.Добрыниным также выделялся третий вид - послепроизвольное внимание.

Таблица 1

Непроизвольное внимание – вид внимания, который не связан с участием воли.

Направленность психической деятельности на те или иные предметы или явления может возникать непреднамеренно, непроизвольно, вследствие самих особенностей воздействующих на человека раздражителей (предметов и явлений действительности). Так возникающее внимание соответственно и называется непреднамеренным, непроизвольным.

Источником непроизвольного внимания являются и изменения, “колебания” окружающей среды, появление какого-нибудь, до этого отсутствовавшего раздражителя или какая-либо перемена в действующих в данный момент раздражителях.

Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, те ориентировочные движения, которые вызываются изменением в среде и посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигаетсянаилучшее при данных условиях отражение раздражителя.

Непроизвольное внимание привлекается, однако, не всякими изменениями в среде. Другие, действующие в данный момент раздражители, могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу особенностей раздражителей, вызывающих внимание, прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители: яркий свет и краски, громкие звуки, резкие запахи - легко привлекают внимание, так как по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это, в свою очередь, влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т.е. усиление торможения в других участках коры мозга. Большое значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, то есть соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие – по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. - человек обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово - если оно находится в русском тексте; треугольник - когда он нарисован среди квадратов. Привлекают внимание, хотя обычно не надолго, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, систематически следующие друг за другом: таково, например, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания – новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все шаблонное, стереотипное, не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понятно или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должнонаходить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т.е. то, что уже связано с чем-то известным. Большое значение в связи с этим имеет наличие знаний, осведомленность человека в той области, к которой относится воспринимаемый им объект, так же как и привычка замечать те или иные предметы и явления (на которые неопытный человек не обратит внимания).

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, - все это легко становится объектом непроизвольного внимания.

Значительную роль играет настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Существенное значение имеет также утомление, или наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

От непроизвольного внимания отличается произвольное внимание, представляющее собой произвольно, преднамеренно вызываемую направленность психической деятельности на те или иные объекты или явления (или их свойства, качества, состояния). Произвольное внимание – вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию.

Этот более высокий вид внимания возник в процессе деятельности. В своей деятельности человек добивается определенного результата, обычно получающего в дальнейшем общественную оценку и используемого другими людьми. В тех случаях, когда произвольно вызванное внимание не отвлекается ничем посторонним, препятствующим выполнению деятельности, оно удерживается без особых усилий. Во многих случаях, однако, такое беспрепятственное сохранение произвольного внимания бывает, в силу действия посторонних раздражителей, невозможно и требует иногда весьма значительных усилий и специальных мероприятий.

Отвлекающими внимание раздражителями (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), являются и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Для преодоления этого препятствия необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что мешает работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.

Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.

Важным условием внимания является значение задачи выполняемой деятельности, место, которое она занимает в жизни человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, поэтому желательно обязательно осуществить ее. Чем важнее эта задача, чем яснее понятно ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса, и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека – все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в критические моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания.

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обуславливает успех действий. Такие вопросы нужны при проведении любых наблюдений, в особенности тогда, когда приходится знакомиться с большим количеством объектов или с какими-либо сложными явлениями и процессами. Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано какое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т.п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие.

Все указанные пути содействия произвольному вниманию в той или иной степени связаны со словом, осуществляются в словесной форме, требуют участия второй сигнальной системы. Это – одна из характерных особенностей произвольного внимания, как и всякой сознательной и произвольной деятельности людей.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием.

Отсюда вытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету. Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено, -это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное (как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась). Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, намеренная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Знаменитое утверждение, что гений – это 90% труда и 10% способностей, основано именно на том, что любые значительные произведения науки и искусства создаются не только и не столько на вдохновении, сколько на произвольно удерживаемом внимании, вопреки другим стимулам, непроизвольно отвлекающим от работы: развлечениям, досугу и т.п.

Оба вида внимания – непроизвольное и произвольное - не могут быть строго разграничены между собой. Имеется ряд промежуточных форм, когда намеренная направленность на те или иные объекты выражена в слабой степени, хотя и не отсутствует вовсе. Происходят и переходы одного вида внимания в другой. Произвольное вниманиенередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности сначала, в силу отсутствия интереса к ней, требуется сознательная, намеренная направленность (во многих случаях даже волевое усилие) на выполнение, однако затем, по мере того как возникает интерес к тому, что делается, человек продолжает быть внимательным к работе уже без специального намерения и тем более без всяких усилий.

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется намеренно, произвольно.

Внимание – это когда человек избирательно направляет и сосредотачивает свое сознание на объекте или определенной деятельности. У индивида при этом повышается сенсорная и двигательная, и интеллектуальная активности. У внимательности основа органическая, представляющая особую структуру мозга, обеспечивающая функционирование этого параметра и отвечающая за проявление характеристик внешнего плана. В мозге за внимательность отвечают особые клетки – нейроны, которых специалисты называют ещё детекторами новизны.

Для чего нужна внимательность?

Отвечают на данный вопрос функции, осуществляемые вниманием. Важность внимательности можно обозначить на простейших ситуативных примерах из ежедневной деятельности человека, проиллюстрировав произведение о «рассеянном с улице Бассейной». Так, невнимательность может привести к совершению ошибочных действий. При некоторых психических расстройствах невнимательной в крайних ее проявлениях выступает в качестве симптома недуга. Невнимательность у детей может свидетельствовать о замедленных процессах развития. Так, может быть нарушено произвольное внимание.

Психологи выделяют следующие основные функции:

  • бдительность;
  • реакция на сигналы и их обнаружение;
  • функции поиска;
  • избирательность;
  • распределение.

Бдительность важна при обеспечении чувств личной безопасности. Функции поиска также напрямую связаны с внимательностью. Так, развитию этого качества посредством поиска способствует такая простая школьная методика, как работа над ошибками и проверка собственной работы на предмет их наличия. Это не просто развивает внимательность, а формирует непроизвольное внимание.

Важна внимательность в сфере интеллектуальной работы. С целью выявления степени его сформированности и развитости, используются различные методики.

Кроме того, в психологии используется такие понятие, как признаки внимания. К их числу можно отнести пантомические особенности поведения: замирание, задержка дыхания или его замедление, проявляющиеся в сосредоточенности на определенном объекте, при интеллектуальной работе. Так, сегодня в числе наиболее изученных – зрительное внимание. Признаком его проявления является созерцание или разглядывание видимых предметов, способность к запоминанию их расстановки или внешних особенностей. Развивают зрительное внимание детей посредством цвета или формы. Развитие слухового внимания основывается на способностях к запоминанию звуков, произношений.

Внимательность во всем своем многообразии

Такой параметр, как внимательность, в рамках психологической науки также подвержено классификации. Выделяют следующие виды внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

В основе классификации заложены принципы сознательности выбора, его направленности и регуляции. Также важно упомянуть, что нижеописанные виды внимания никак нельзя рассматривать по отдельности.

Непроизвольное внимание

Чтобы оно себя проявило, человеку не требуется прилагать особых усилий. Достаточно какого-то сильного раздражителя в виде нового, вызывающего интерес. Ключевой функцией непроизвольного внимания считается возможность человека быстро и адекватно ориентироваться при постоянно изменяющихся параметрах окружающего мира, выделяя объекты, имеющие важное значение в жизненном, личностном плане.

Непроизвольное внимание в медицине представлено несколькими синонимами – пассивная внимательность или эмоциональная. Этим подчеркивается, что у индивидуума отсутствуют усилия, направленные на сосредоточение на объекте. Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями.

Произвольное внимание

Имеет также следующие синонимы в литературе – активное или волевое. Данному типу характерно целенаправленное сосредоточение сознания вкупе с усилиями воли. Человек, поставивший перед собой некую задачу и осознанно вырабатывающий программу по ее достижению, запускает свое произвольное внимание. А оно начинает регулировку протекающих в мозгу психических процессов. Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач. Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное.

На основании этой особенности работает и развитие произвольного внимания. Обычный человек без специальных тренировок способен использовать его около 20 минут.

Послепроизвольный вид

Послепроизвольный вид возникает в ситуациях, когда задача из первостепенной переходит в обыденную. Как пример можно привести школьника с его домашними заданиями. В первое время он усилием воли садится за их выполнение, но постепенно этот процесс становится обыденностью, и для его выполнения не нужно волевого усилия с его стороны. Послепроизвольный вид – это привычка к чему-то.

По психологическим характеристикам данный вид несколько схож с непроизвольным. Длительность проявления послепроизвольной внимательности может равняться нескольким часам. Его активно используют в педагогической практике, искусственно вводя школьников в состояние послепроизвольного внимания.

Другие виды и свойства внимания

Кроме этих вышеописанных, относящихся к основным, существует еще несколько:

  • Природное внимание – дается человеку с рождения. Оно выражается в избирательном реагировании индивидуума на стимулы с элементами новизны. И неважно внутренние они или внешние. Основной процесс, обеспечивающий данные типы внимания, частности их деятельность – это ориентировочный рефлекс;
  • Социально обусловленное внимание является результатом обучения и воспитания человека. Имеет тесную связь с регуляцией поведения при помощи воли и сознательно-избирательным реагированием на объект внимания;
  • Непосредственное внимание – управляется только тем объектом, на которое оно направлено и если объект внимания полностью соответствуют потребностям и интересам человека в данный момент;
  • Опосредствованное внимание. Ее регуляция происходит при помощи специальных средств, в число которых входят жесты, слова, указующие знаки или предметы;
  • Чувственное внимание – является частью с эмоциональности человека и избирательной деятельностью его органов, отвечающих за чувства;
  • Интеллектуальное внимание контактирует направленностью и сосредоточенностью человеческой мысли.

Свойства и проявления внимательности не подвержены классификации. А наблюдать их можно в ходе интеллектуальной деятельности. Так, это способность к сосредоточенности, переключения с одного вида деятельности на другую работу. Учитывается и такая характеристика, как интенсивность. Она зависит от психологической значимости и важности для индивидуума интеллектуальной или иной деятельности.

Концентрированность – способность сосредоточения на конкретном объекте в течение длительного периода времени, является одним из основных признаков внимательности.

Развитие внимание

Практически все формы внимания можно развивать. Этому способствует учебная, интеллектуальная и трудовая деятельность человека. При этом рекомендуется создавать для него условия, способствующие формированию:

  1. интеллектуальная работа в условиях отвлекающих факторов, при этом, добиваясь того, чтобы человек на них не отвлекался;
  2. добиться от человека того, чтобы он осознал, что осваиваемый им труд имеет общественное значение, и он должен нести ответственность за выполненную им работу;
  3. распределение и объем внимания можно сформировать в качестве определенного трудового навыка или интеллектуальной деятельности путем одновременного выполнения нескольких действий в условиях, когда темп деятельности нарастает. Таким способом развивают, например, зрительное внимание. Присутствует и классификация по степени сложности различных методик.

Устойчивость внимательности можно обеспечивать развитием волевых качеств индивида. Переключение развивается подбором специальных упражнений. Метод нередко применяется, когда важно развитие произвольного внимания. Единственное условие обучения – это делать любую работу качественно.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Внимание - познавательный процесс, в рассмотрении которого ученые никак не сойдутся в одной точке зрения. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации (продолговатая структура в стволе мозга) в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс (первый рефлекс на новый раздражитель) как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту (устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения), исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Единственно правильным решением будет попытаться соединить и учесть обе точки зрения. Тогда внимание не будет отдельным, рядоположенным другим психическим процессам, но будет представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

В настоящее время, общепринято следующее определение.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или вида: непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.



Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин (различные физические, психофизиологические и психические причины). Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах - невольно привлекает внимание. Немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, архитектор или художник обратит внимание, идя по улице, на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего ноля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учёт этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет существенное значение, как теоретическое, так и практическое, для правильной организации работы, в частности учебной. В педагогическом процессе опираясь на непроизвольное внимание следует воспитывать произвольное, и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной саму учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе - на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

Существует еще один вид внимания, о котором мы не говорили. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.