Главная · Метеоризм · Уход за пациентами с лор заболеваниями. Уход за ушами, глазами, носом, волосами тяжелобольного, алгоритмы. Острый гнойный средний отит Лечение в репаративной стадии

Уход за пациентами с лор заболеваниями. Уход за ушами, глазами, носом, волосами тяжелобольного, алгоритмы. Острый гнойный средний отит Лечение в репаративной стадии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Актуальной проблемой современной оториноларингологии продолжает оставаться проблема лечения и профилактики нарушений слуха различного генеза. В общей структуре патологии слуховой системы по-прежнему большую роль играют хронические гнойные средние отиты, которые не только приводят к снижению социальной активности, ухудшению качества жизни больных, но и нередко вызывают тяжелые внутричерепные осложнения.

В настоящее время непосредственной причиной хронического среднего отита считается проникающая в барабанную полость инфекция. Однако одного микробного фактора для развития патологического процесса недостаточно, важное значение имеют предрасполагающие факторы. Среди них большинство исследователей считают основными заболевания носа и околоносовых пазух, вызывающие как расстройство основных функций носа, так и приводящие к формированию очага хронического воспаления, что, в свою очередь, приводит к дисфункции слуховой трубы, самым тесным образом связанной с полостью носоглотки и носа и, с другой стороны, являющейся одним из отделов среднего уха.

В связи с этим еще более актуальным становится исторический научный и практический тезис о том, что любой операции на среднем ухе должны предшествовать консервативные или хирургические мероприятия, направленные на восстановление основных функций носа и околоносовых пазух и санацию риногенных очагов инфекции.

Объект исследования:

Организация сестринской помощи за больными с гнойными отитами.

Предмет исследования:

Особенности роли медицинской сестры в уходе за больными с хроническими гнойными отитами.

Цель курсовой работы:

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

4. Найти пути их решения.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Классификация хронического среднего отита и его осложнений.

2. Анализ теоретических источников информации.

3. Исследование.

1. Хронический гнойный отит

Отит (от греч. ъs, родительный падеж фtуs -- ухо), - воспаление уха. Различают воспаление наружного, среднего и внутреннего уха.

Хронический гнойный средний отит (ХГСО) -- это заболевание среднего уха, характеризующееся тремя основными показателями: стойкой перфорацией барабанной перепонки, постоянным или периодическим гноетечением из уха и снижением слуха. По клиническому течению и тяжести заболевания выделяют две формы хронического гнойного среднего отита: мезотимпанит (туботимпанальный гнойный средний отит) и эпитимпанит (рис. 1) (хронический эпитимпано-антральный гнойный средний отит). Принципиальное отличие двух форм заболевания заключается в поражении костных структур среднего уха и преимущественной локализации патологического процесса в барабанном пространстве при эпитимпанальной форме. Мезотимпанит по течению является более благоприятной формой ХГСО.

Рис. 1. Мезотимпанит и эпитимпанит

1.1 Механизмы развития хронического среднего отита

Хроническое гнойное воспаление среднего уха относится к серьезным заболеваниям слухового органа, потому что оно часто ведет к понижению слуха и нередко приводит к опасным осложнениям.

Частота заболевания хроническими гнойными средними отитами, по общим данным, довольно значительна. Это положение основывается на высоком проценте хронических гнойных средних отитов среди ушных заболеваний вообще. Частота этого заболевания среди населения различна; отчасти это находится в зависимости от времени и способа собираний статистических сведений. Статистические данные, относящиеся к 1894--1895 гг., показывают, что ушные болезни по частоте занимали первое место среди крестьянского населения в старой России (от 19,88 до 32,5%). а хронические отиты встречались у 36,4 % болеющих вообще.

Согласно статистическим данным П.Г. Лепнева (1937), 3% населения Ленинграда страдало отореей, и половина из этого числа имела гнойное воспаление среднего уха, уже осложненное.

Удельный вес хронических средних отитов остается и сейчас довольно высоким среди заболеваний уха и верхних дыхательных путей.

Большинство хронических гнойных средних отитов начинается в детском возрасте. Изучение патогенеза сопряжено с большими трудностями, так как только незначительное число больных в состоянии привести достоверные данные о начале и причинных моментах заболевания; у большинства же больных с хроническими гнойными средними отитами причинный момент остается невыясненным. Вследствие этого теоретические разъяснения и заключения зачастую не выдерживают строгой научной критики.

Наряду с основным экзогенным фактором -- микробами, существенная роль в патогенезе хронических средних отитов принадлежит местной и обшей реактивности организма. Общее понижение сопротивляемости организма на почве истощения, анемии, заболевания крови, туберкулеза, сифилиса меняет обычное течение острого среднего отита и способствует его переходу в хронический.

Состояние носа и носоглотки (наличие аденоидных разрастаний, гиперплазия тубарных валиков и другие патологические состояния этой области) играет существенную роль в развитии хронического среднего отита.

Хроническое гнойное воспаление среднего уха может развиваться как следствие острого гнойного среднего отита и как хронический, вяло протекающий процесс с самого начала возникновения его.

Редко, однако, наблюдается, чтобы обычный первичный острый гнойный средний отит при общих благоприятных условиях перешел в хронический.

Переход острого гнойного процесса в ухе в хронический не является случайностью, зависящей от каких-либо исключительно внешних причин, но в значительной мере зависит и от суммы эндогенных факторов, определяющих реактивность организма.

В части случаев гнойное воспаление среднего уха с момента своего возникновения приобретает характер хронического. Сюда относятся случаи с прободением membraria Schrapnelli или с вовлечением в процесс margo tympanici в задневерхнем или передневерхнем квадрантах с одновременным срастанием передненижнего или задненижнего края перфорации с внутренней стенкой барабанной полости. Подобные формы обычно сопровождаются холестеатомой. Как хронические протекают с самого начала и некротические формы среднего отита.

Классификация хронического среднего отита

Выделяют две формы хронического гнойного среднего отита: мезотимпанит и эпитимпанит.

Мезотимпанит.

Мезотимпанит - хроническое гнойное воспаление среднего и нижнего отделов барабанной полости, проявляющееся снижением слуха, слизисто-гнойными выделениями из уха, центральной перфорацией натянутой части барабанной перепонки, иногда разрастанием грауляционной ткани и образованием полипов. Относительно доброкачественная форма, но может перейти в эпитимпанит.

Этиология.

Чаще всего при эпитимпаните в отделяемом из уха высевают стафилококки, стрептококки и их ассоциации. Как правило, высевается полифлора, в последние годы большее значение придается грибковой флоре.

Патогенез:

1. Изменения в среднем ухе обусловленные некротическими отитами (скарлатина, корь), частыми острыми отитами;

2. Патологические процессы в полости носа, носоглотке, которые нарушают функцию слуховой трубы;

3. Сниженная резистентность макроорганизма;

4. Высокая вирулентность инфекционного агента;

5. Склеротический тип сосцевидного отростка.

1. Длительное гноетечение из уха (6 и более недель);

2. Снижение слуха;

3. Шум в ухе;

4. Боль в ухе (в период обострения);

Отоскопия:

слизисто-гнойное отделяемое в наружном слуховом проходе;

центральная (т.е. не доходит до фиброзного кольца) перфорация в натянутой части барабанной перепонки, вплоть до субтотального дефекта;

полипы, грануляции.

Повышение общей резистентности организма (закаливание, адаптогены, биостимуляторы и т.д.);

Удаление аденоидных вегетаций, коррекция архитектоники полости носа, устранение патологических процессов в носоглотке и полости носа;

Антибиотикотерапия при обострении;

Гипосенсебилизирующая терапия (кларитин, фенкарол, лоратадин);

Сосудосуживающие капли в нос (нафтизин, фармазолин и т.д.);

Туалет уха;

Капли в ухо (отофа, ципролет и др.);

Физиолечение;

Оперативное лечение.

Осложнения

Отогенные внутричерепные осложнения;

Неврит лицевого нерва;

Лабиринтит.

Эпитимпанит.

Эпитимпанит - хронический отит, отличающийся недоброкачественным течением, характеризующий поражением не только слизистой оболочки, но и костных стенок надбарабаного пространства с образованием кариеса, грануляций и холестеатомы.

Этиология.

Чаще всего при эпитимпаните в отделяемом из уха высевают стафилококки, стрептококки и их ассоциации. Как правило, высевается полифлора, в последние годы большее значение придается грибковой флорою

Патогенез.

Высокая вирулентность инфекционного агента;

Сниженная резистентность макроорганизма;

Патологические процессы в полости носа, носоглотке, которые нарушают функцию слуховой трубы;

Изменения в среднем ухе обусловленные некротическими отитами (скарлатина, корь), частыми острыми отитами;

Склеротический тип сосцевидного отростка.

Холестеатома.

Опухолевидное образование, представляющее собой скопление кератина, кристаллов холестерина и слущенного ороговевающего эпителия, окруженное соединительнотканной капсулой (матрикс).

Теории возникновения холестеатомы:

Метапластическая теория - происходит метаплозия однорядного кубического эпителия полости среднего уха в многослойный плоский ороговевающий;

Теория врастания эпидермиса - через краевую перфорацию эпидермис кожи наружного слухового прохода врастает в полость среднего уха.

Длительное гноетечение из уха (6 и более недель). Отделяемое имеет неприятный запах;

Снижение слуха;

Шум в ухе;

Боль в ухе (в период обострения).

Отоскопия:

гной с неприятным запахом в наружном слуховом проходе;

краевая (т.е. всегда доходит до фиброзного кольца) перфорация в pars flaccida барабанной перепонки, возможен субтотальный дефект;

при зондировании зондом В.Г. Воячека определяется ход в аттик;

холестатомные массы;

Оперативное (основной вид):

санирующие операции на ухе;

слухоулучшающие операции.

Консервативное (при невозможности хирургического лечения):

антибиотикотерапия при обострении;

промывание аттика спиртовыми растворами антисептиков (борная кислота и т.д.);

гипосенсебилизирующая терапия (кларитин, фенкарол, лоратадин);

сосудосуживающие капли в нос (нафтизин, фармазолин и т.д.);

капли в ухо (отофа, ципролет и др., при перфорациях малого размера неэффективны);

физиолечение.

Осложнения:

1. Отогенные внутричерепные осложнения;

2. Сепсис;

3. Неврит лицевого нерва;

4. Лабиринтит.

1.2 Осложнения отита

Отит опасен своими осложнениями, одно из них - развитие тугоухости. Необходимо знать, что отит протекает долго, около месяца (как и многие другие воспалительные заболевания). И если боль в ухе стихла спустя пару дней, хронический гнойный отит при неправильном или несвоевременном лечении может вызвать следующие осложнения:

Экстрадуральный абсцесс, представляет собой скопление гноя между костью и прилегающей твердой мозговой оболочкой, встречается чаще других внутричерепных осложнений. В тех случаях, когда он располагается на наружной поверхности сигмовидной пазухи, его называют перисинуозным абсцессом.

Распространяясь между твердой мозговой оболочкой и костями черепа, Экстрадуральный абсцесс может достигать очень больших размеров.

Под влиянием воспаления твердая мозговая оболочка утолщается, покрывается грануляциями и при наличии оттока гноя через среднее ухо может долго противостоять прорыву.

Абсцесс не имеет характерной симптоматики, и чаще всего диагноз ставится на операции.

Тромбофлебит и септикопиемия на втором месте по частоте внутричерепных осложнений стоит тромбофлебит сигмовидной пазухи. Нередко разрушение клеток сосцевидного отростка при мастоидите и накопление гноя на стенках синуса непосредственно ведут к воспалению стенок сигмовидной пазухи (флебит), а затем к образованию в ней тромба (тромбофлебит).

Тромб с течением времени подвергается гнойному расплавлению и его инфицированные частицы через внутреннюю яремную вену заносятся в правое сердце. При метастазировании по малому кругу кровообращения наступает абсцедирующая пневмония, а при распространении инфекции по большому кругу кровообращения возникают метастазы в мышцах, суставах и во внутренних органах.

По клинической картине различают два типа течения болезни:

1. Отогенную пиемию (внезапное начало заболевания, которое обычно связывают с острым отитом и мастоидитом или с обострением хронического гнойного отита, нередко наступающим после попадания загрязненной воды в ухо, перенесенного гриппа.

Температура, сопровождающаяся резким потрясающим ознобом, вскоре достигает высоких цифр (до 41°) и через короткое время падает часто ниже нормы. Падение температуры сопровождается профузным потом.

Нередко клиническая картина носит смешанный характер.

2. Отогенный сепсис - температура, оставаясь высокой, дает небольшие колебания без резко выраженного озноба. Состояние тяжелой общей интоксикации проявляется, прежде всего, в нарушении функций центральной нервной системы.

На первый план выступает также септическое поражение внутренних органов - сердца, почек, печени, кишечника и т. д.

Общее состояние больных тяжелое: пульс резко учащенный, нитевидный, происходят кровоизлияния во внутренние органы, под кожу и слизистые оболочки. Кожа нередко принимает желтушную окраску.

Менингит и менингоэнцефалит. Кариозный процесс разъедает стенку, разделяющую сосцевидный отросток, барабанную полость от средней черепной ямки. Вовлекается в процесс твердая мозговая оболочка, возникает менингит. Менингиты бывают первичные и вторичные. Первичный менингит это когда высеивается менингококк, когда вызывается цереброспинальный менингит (чаще всего туберкулезный). Все остальные менингиты вторичные. Все вторичные менингиты возникают как следствие заболеваний уха и носа. Необходима срочная операция. Если нет дефекта костной стенки отделяющей среднюю черепную ямку от уха, тогда искусственно открывается твердая мозговая оболочка для того, чтобы дать декомпрессию, так как при воспалении твердой мозговой оболочки всегда повышается ликворное давление.

Абсцесс мозга ушного происхождения обычно располагается по соседству с первичным очагом инфекции в среднем ухе. При поражении крыши барабанной полости и пещеры чаще всего образуется абсцесс височной доли мозга.

Абсцесс мозжечка бывает обусловлен проникновением инфекции через внутренний слуховой проход после нагноения лабиринта или в результате одновременно существующего тромбофлебита сигмовидной венозной пазухи.

Симптомы.

Признаки абсцесса мозга в начале заболевания могут быть мало выражены и нередко их относят за счет других заболеваний.

Характерными симптомами являются упорные головные боли при нормальной температуре, повторная рвота и замедленный пульс. Часто отмечается повышенная сонливость, вялость и заторможенность. Больные не сразу и неохотно отвечают на вопросы, проявляя безучастное отношение ко всему окружающему.

При абсцессах в левой височной области нередко наступает амнестическая афазия: больной не помнит названия предмета, хотя хорошо знает его назначение.

В половине случаев отмечаются изменения со стороны глазного дна - застойный сосок.

1.3 Сестринский уход

Уход за больными этой категории имеет свои особенности и требует специальных навыков. Медицинская сестра, работающая в ЛОР - отделении, должна владеть методами отоскопии, т. е. уметь пользоваться лобным рефлектором и манипулировать в наружном слуховом проходе.

Основными местными лечебными мероприятиями при воспалительных заболеваниях органа слуха являются: туалет наружного слухового прохода, введение в него капель, турунд, мазей.

Туалет наружного слухового прохода - это тщательная, но щадящая чистка его от патологического содержимого: гноя, слизи, крови и т. д. Для очистки слухового прохода используют специальный ушной зонд с нарезкой на рабочем конце.

Рабочая часть ушного зонда должна быть стерильной. Для туалета наружного слухового прохода на рабочую часть зонда накручивают небольшой кусочек стерильной гигроскопической ваты таким образом, чтобы конец зонда был прикрыт мягкой ватной подушечкой.

Под контролем зрения такой подушечкой из слухового прохода удаляют все патологическое содержимое. Необходимо помнить, что введение лекарственных веществ эффективно только после тщательного туалета уха.

У грудных детей туалет наружного слухового прохода производится с помощью ватных фитильков, для чего комочек стерильной ваты свертывается в довольно плотный столбик с мягкой кисточкой на конце. Фитилек, слегка смоченный вазелиновым маслом, легкими вращательными движениями вводят в слуховой проход до барабанной перепонки и собирают содержимое слухового прохода.

Способы очистки уха. Во многих случаях перед осмотром барабанной перепонки необходимо очистить наружный слуховой проход от серы, гноя или корок. Очистка наружного слухового прохода является одним из элементов лечения уха; она может быть произведена влажным и сухим способом.

Влажный способ очистки (промывание уха) производится в тех случаях хронического гнойного воспаления среднего уха, когда гноетечение настолько обильно, что удаление гноя путем высушивания ватой не может быть полным (в руках больного) или отнимает много времени у лечащего персонала.

Промывание уха можно произвести при помощи 100 граммового ушного шприца или с помощью обыкновенного резинового баллона.

Резиновые баллоны бывают двух видов: сплошь резиновые с толстым наконечником, который трудно ввести в отверстие слухового прохода, и с костным наконечником, более пригодные для этой цели.

Во избежание случайного ранения стенок наружного слухового прохода на костяной наконечник следует надеть тоненькую, на конце косо срезанную резиновую трубочку длиной 3 -- 4 см.

Ухо промывают теплыми дезинфицирующими растворами, чаще 3% раствором борной кислоты.

Больной сам придерживает почкообразный лоток, плотно прижимая его к боковой поверхности шеи.

Для лучшего выпрямления слухового прохода ушную раковину у взрослых оттягивают левой рукой кзади и кверху, правой же рукой резиновый конец баллона вводят в ухо больного, но не глубже 1 см.

Струя теплой воды отдельными порциями с умеренной силой направляется вдоль задней стенки слухового прохода.

Наполняя резиновый баллон жидкостью, следует путем выжимания убедиться в том, что в нем нет воздуха; в противном случае пузырьки воздуха, смешиваясь с водой, вызывают при промывании шум, неприятный для больного.

После промывания голову больного наклоняют набок, чтобы дать вытечь воде из уха.

Остатки воды из глубины слухового прохода удаляют вагой, навернутой на зонд.

Сухой способ лечения гнойных воспалений среднего уха с помощью введения ушных тампонов имеет целью дренировать среднее ухо и является в некоторых случаях одним из лучших способов лечения гнойных отитов. Он может применяться также и после промываний или закапывания капель в ухо, но в этих случаях перед введением тампона необходимо высушивать слуховой проход.

Введение ушных тампонов производят следующим образом.

Для выпрямления и расширения слухового прохода левой рукой оттягивают ушную раковину кзади и кверху. Захватив коленчатым пинцетом конец ушного тампона, который представляет собой узкую марлевую специально сложенную полоску длиной не более 5 см, осторожно продвигают его вдоль слухового прохода на глубину не более 2,5 см.

Вынув пинцет, опять захватывают марлевый тампон, на 1 -- 1,5 см отступя от его конца, и осторожно продвигают до соприкосновения с барабанной перепонкой.

Слуховой проход следует выполнять ушным тампоном рыхло, чтобы он не вызвал задержки гноя в глубине. Ушные тампоны меняют 5 -- 6 раз в день при обильном гноетечении или 1 -- 2 раза в день при более скудном. Все приемы ухода за ухом должны выполняться нежно, с соблюдением самой строгой асептики, иначе возможно развитие осложнений (например, среднего отита).

2. Определение наиболее подходящих исследований среднего уха в аспекте различных возрастных категорий

На базе государственного бюджетного профессионального учреждения «Копейский медицинский техникум» отделения «Сестринское дело» и МЛПУЗ «ГБ№1» было проведено небольшое исследование, в ходе которого выяснилось, что 39% не знает о понятии «заболевание среднего уха», еще 25% не знает клинических способов диагностики заболеваний среднего уха.

Данная опытно-экспериментальная часть подготовлена для ознакомления с современными понятиями и терминологией по хроническим состояниям среднего уха, а также для выявления наиболее доступных методов исследования функции среднего уха. На выбор были даны несколько способов диагностики заболеваний среднего уха для выявления методов, подходящих к конкретной возрастной группе, выборка базировалась на архивных историях болезни МЛПУЗ «ГБ№1».

Цель исследования - определение наиболее подходящих исследований среднего уха в аспекте различных возрастных категорий.

1 метод - акуметрия (исследование слуха камертонами) Аудиометрия -- измерение остроты слуха.

Так как острота слуха, или чувствительность слухового анализатора, определяется порогом восприятия звука, то аудиометрия сводится главным образом к определению порогов восприятия звуков разной частоты, т. е. к определению наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Наиболее простым и доступным методом аудиометрии является исследование слуха речью.

Для этой цели применяют шепотную и громкую речь.

В полной тишине шепотная речь воспринимается при нормальном слухе на расстоянии 20--25 м. В обычных условиях исследования, т. е. в обстановке относительной тишины, слух считается нормальным, если шепотная речь воспринимается с расстояния 6--7 м.

При отсутствии восприятия шепотной речи или резком его понижении переходят к исследованию слуха громкой речью.

Вначале применяют речь средней (разговорной) громкости.

Если и речь разговорной громкости различается испытуемым плохо или совсем не различается, применяют речь усиленной громкости. Исследование слуха речью не может быть единственным методом определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот способ не объективен как по дозировке силы звука, так и по оценке результатов.

Более точен метод исследования слуха при помощи камертонов.

2 метод - вестибулометрия -- методы исследования вестибулярного аппарата, позволяющие судить о его функции. Результаты вестибулометрии оцениваются по характеру нистагма и вегетативным реакциям организма.

1. Калорическая проба производится медленным вливанием в наружный слуховой проход теплой (t°40°) или чаще холодной (t°18°) воды.

2. В первом случае нистагм направлен в сторону исследуемого уха, во втором -- в обратную. Отсутствие нистагма говорит о потере возбудимости лабиринта. При перфорации барабанной перепонки производить калорическую пробу не рекомендуется.

3. Вращательная проба производится на вращающемся кресле.

4. Голову исследуемый держит прямо, глаза закрыты. Проводят 10 равномерных вращений сначала в правую, затем в левую сторону. Скорость вращения -- 1 оборот в течение 2 сек.

5. После остановки вращения следят за появлением нистагма; исследуемый при этом сидит прямо с открытыми глазами и, не поворачивая головы, смотрит в сторону на палец исследующего, расположенный от него в 25 см на уровне глаза в стороне, противоположной бывшему вращению. В норме нистагм длится около 30 сек.

6. Удлинение времени нистагма указывает на повышение, укорочение -- на частичное или полное угнетение возбудимости лабиринта

7. Пальце-носовая проба -- исследуемый при закрытых глазах должен коснуться указательным пальцем кончика носа.

8. Указательная проба -- обе руки сидящего больного лежат на коленях, пальцы рук, кроме указательных, согнуты. Поднимая поочередно руки, больной при закрытых глазах должен коснуться указательного пальца исследующего. Движение рук можно производить в горизонтальном и вертикальном направлениях. В норме обе пробы выполняются безошибочно.

При раздражении лабиринта наблюдается двустороннее промахивание, больше выраженное в сторону пораженного лабиринта.

3 метод - определение проходимости слуховой (евстахиевой) трубы.

Состояние слуховой трубы исследуется с помощью субъективных и объективных методов. Субъективными методами, наиболее часто используемыми в практике, являются:

1. Отоскопия (с помощью ушной воронки или отоскопа (рис. 2)). Основной отоскопический признак нарушения вентиляционной функции слуховой трубы - втянутость барабанной перепонки. Это характеризуется укорочением светового конуса, выстоянием короткого отростка молоточка (симптом "указательного пальца") и резким втяжением ненатянутой части барабанной перепонки.

Рис. 2. Отоскопия

Проба с пустым глотком (простое глотание). При хорошей проходимости слуховых труб у пациента возникает ощущение "треска" в ушах.

1. Проба Тойнби (глотание при зажатых ноздрях). Пациент прижимает крылья носа к перегородке носа и делает глотательные движения. При хорошей проходимости слуховых труб пациент также ощущает "треск" в ушах.

2. Проба Вальсальвы (натуживание при зажатых ноздрях). Пациент делает глубокий вдох, закрывает нос и рот и как бы пытается сделать энергичный выдох, во время которого воздух попадает в слуховые трубы. При их хорошей проходимости возникают такие же ощущения, как в предыдущих пробах. У лиц с хорошей проходимостью слуховой трубы и наличием перфорации барабанной перепонки, через отверстие в перепонке начинает выходить воздух. При отеке слизистой оболочки слуховой трубы, но сохраняющейся ее некоторой проводимости, при натуживании у пациента могут возникать ощущения писка, бульканья и другие слуховые феномены в соответствующем ухе. У пожилых людей этот опыт может вызвать повышение артериального давления.

3. Продувание по Политцеру. Баллон Политцера представляет резиновую грушу (300-500 мл) с трубкой, имеющей съемный наконечник в виде оливы. Наконечник вводят в преддверие носа, другое крыло прижимают к перегородке носа. Пациент произносит некоторые слова (проба Люце-Грубера).

При артикуляции мягкое небо поднимается кверху и разобщает носоглотку и ротоглотку.

В этот момент энергично сдавливают грушу, и воздух попадает в носоглотку и слуховые трубы. Успех продувания зависит от герметичности закрытия полости носа и от нажатия на баллон в момент подъема небной занавески.

Объективные методы.

Эндоскопическое исследование состояния глоточного устья слуховой трубы, полости носа и носоглотки.

Наличие современной эндоскопической техники позволяет выявить патологический рефлюкс в глоточное устье слуховой трубы, "зияющие" слуховые трубы и патологию, вызвавшую обструктивную дисфункцию.

Акустическая импедансометрия. В основе этого метода лежит регистрация количественных и качественных изменений, происходящих с зондирующим тоном при его подаче в герметично обтурированный наружный слуховой проход.

Из всех методик акустической импедансометрии оценить состояние слуховой трубы можно с помощью тимпанометрии и с помощью метода "исследование функции слуховой трубы при целой и перфорированной барабанной перепонке"

Тимпанометрия наглядно демонстрирует зависимость акустической проводимости от давления воздуха в наружном слуховом проходе (рис. 3).

Рис. 3. Тимпанометрия

При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы происходит снижение давления в барабанной полости.

В этом случае равновесие давлений по обе стороны барабанной перепонки может быть достигнуто лишь при разрежении воздуха в наружном слуховом проходе.

Из всех перечисленных способов был выбран оптимальный способ диагностирования заболеваний среднего уха и проверен на опыте.

Метод простого глотка.

Сущность этой диагностики заключается в том, что при нормальной проходимости слуховой трубы, что расценивается как I-ая степень проходимости, во время простого глотка врач-исследователь с помощью отоскопа слышит нежный дующий шум.

Если исследователь слышит характерный шум лишь при пробе Тойнби (глотание с зажатым носом и закрытым ртом), это расценивается как проходимость II-ой степени.

Минусы опыта: Оценка проходимости слуховых труб в описанных пробах путем выслушивания звуков "раскрытия" трубы весьма субъективна и неточна. Подтверждением тому являются разные оценки степени проходимости трубы у разных врачей в отношении одного и того же больного. Особенно эта разноречивость оценки касается I-ой и II-ой степени проходимости.

При глотании помимо неопределенных и слабых по интенсивности звуков, связанных с раскрывающейся трубой, одномоментно возникают звуки от движения нижней челюсти в соответствующем суставе, а также звуки от движения передненижней стенки наружного слухового прохода.

Сущность способа заключается в следующем.

По дну общего носового хода 5 в носовую полость вводится катетер 3 по задней стенке и оттягивается назад на 1-1,5 см, что соответствует уровню глоточного устья 4 слуховой трубы.

В силу малого диаметра катетера (3 мм) его проведение возможно при любом состоянии полости носа. Длина катетера составляет 10 см и обусловлена расстоянием от кончика носа до задней стенки носоглотки.

Выступающий из носа конец металлического катетера подсоединен к звуковому генератору 1 через хлорвиниловую трубку 2, что позволит изменять направление катетера в соответствии с направлением носового хода.

В нормальных условиях при закрытой слуховой трубе звук, подаваемый в носоглотку через звуковод, в наружном слуховом проходе не выслушивается.

В момент раскрытия трубы при пробе с простым глотанием звуковой сигнал тотчас достигает барабанной полости, далее слухового прохода и легко выслушивается (различается) через отоскоп.

Такой результат исследования соответствует проходимости слуховой трубы I-ой степени. В случаях выслушивания звука лишь в пробе Тойнби или пробе Вальсальвы проходимость слуховой трубы оценивается соответственно как II-ая и III-ья степень.

При непроходимости слуховой трубы в вышеиспользованных пробах звуки из носоглотки в наружный слуховой проход не поступают и не выслушиваются.

В случае состояния "зияющая слуховая труба", звук, подаваемый в носоглотку, выслушивается в слуховом проходе постоянно и весьма интенсивно вне зависимости от акта глотания.

Пример 1. Больная Белякова М.В., 25 лет,. Клинический диагноз: Воспаление среднего уха. Гнойный отит. Предложенным способом проведено исследование проходимости слуховых труб.

По дну общего носового хода слева введен металлический катетер до задней стенки носоглотки и отведен назад на 1-1,5 см. Подача звуков 75 дБ с частотой колебания 1000 Гц осуществлялась на уровне заднего конца нижней носовой раковины.

При проведении пробы простого глотка отоскопом, вставленным герметично в наружный слуховой проход как с одной, так и с другой стороны, четко прослушивается звук, подаваемый из носоглотки.

Это соответствует проходимости слуховых труб I-ой степени с обеих сторон.

Пример 2. Монакин Д.И., 20 лет. Клинический диагноз: хронический эпитимпанит справа.

Состояние после общеполостной операции слева. Проведено исследование слуховых труб с обеих сторон.

Тут же проведено обследование слуховых труб предложенным нами способом.

Результат слева - слуховая труба не проходима, справа - проходимость соответствовала I-ой степени.

Во время санирующей операции на левом ухе подтверждена непроходимость слуховой трубы, что выражалось рубцовыми изменениями слизистой оболочки барабанной полости в области барабанного устья слуховой трубы.

Результаты исследования.

В ходе исследования несколько студентов выбрали 1-й метод как самый достоверный для диагностики в условиях стационара.

2-й метод возымел интерес к лицам старшей возрастной категории;

3-4-ый методы были приняты методами с небольшой вероятности постановки диагноза;

5-й метод диагностики проходимости слуховой трубы является объективным методом, обеспечивает возможность одномоментной сравнительной оценки проходимости обеих слуховых труб, диагностику "зияющей" слуховой трубы и возможность непрерывного динамического исследования - до и после воздействия лекарственных средств на слизистую оболочку полости носа, носоглотки, слуховой трубы и барабанной полости.

Очень важна профилактика осложнений.

Все больные хроническим гнойным средним отитом подлежат диспансеризации.

В результате проведенного автором исследования были сделаны выводы, что большинство людей в нашей стране не знает о заболеваниях среднего уха, либо способах их диагностики. Отсюда следует, что особое внимание должно четкому подходу среднего медицинского персонала к проведению санитарно-просветительских работ и бесед с населением на данную тему.

Заключение

отит хронический барабанный гнойный

Для реализации цели курсовой работы:

Изучить теоретические основы темы.

Проанализировать деятельность медсестры при хронических гнойных отитах.

Выявить проблемы пациента при хронических гнойных отитах.

Решить проблемы в уходе за больными с хроническими гнойными отитами.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы темы.

2. Проанализировать деятельность медсестры при хронических гнойных отитах.

3. Выявить проблемы пациента при хронических гнойных отитах.

4. Найти пути их решения.

Для реализации этих задач в 1-й главе курсовой работы были проанализированы следующие выводы:

В результате изучения предмета происхождения заболевании среднего уха, были сделаны выводы, что большое внимание должно уделяться выбору правильных методов диагностики заболевания, четкому подходу среднего медицинского персонала к наблюдению и уходу за пациентом с наличием какого-либо заболевания среднего уха из вышеперечисленных. Что существенно сократит возникновение у пациентов осложнений и патологических необратимых процессов, например, развитие тугоухости.

Особого внимания медицинского персонала требуют больные с обострением хронического гнойного среднего отита.

Сестра должна внимательно следить за состоянием больного в течение дня и ночи, так как клинические проявления внутричерепных осложнений могут развиться внезапно в течение нескольких часов.

Своевременное применение комплекса терапевтических мероприятий с включением физиотерапии, как правило, ведет к купированию воспалительного процесса и предупреждает переход катарального отита в гнойный перфоративный, т. е. исключает развитие в полостях среднего уха гнойного воспаления с разрушением части барабанной перепонки.

При развитии гнойного перфоративного отита, кроме приведенных лечебных мероприятий, большое значение приобретает тщательная очистка слухового прохода от патологических выделений.

В теоретической части курсовой работы было рассмотрена: роль медсестры. И было выяснено, что большинство людей в нашей стране не знает о заболеваниях среднего уха, либо способах их диагностики. Отсюда следует, что особое внимание должно четкому подходу среднего медицинского персонала к проведению санитарно-просветительских работ и бесед с населением на данную тему.

Медицинская сестра должна обучить пациентов профилактике данной группы заболеваний и их диагностике.

Тактическая часть данной работы заключается в том, что материал работы может быть учебным пособием для обучения медицинских сестер в медицинском техникуме, а также может стать частью дипломной работы.

Литература

Извин, А.И. Осложнения в оториноларингологии. / А.И. Извин. -Тюмень, 2009. - 280с.

Пальчун В.Т. . Болезни уха, горла и носа. / В.Т. Пальчун, Н.А. Преображенский. - М., 2013 -344с.

Солдатов И.Б. Шум в ушах как симптом патологии слуха. / И.Б. Солдатов. -М., 2012. - 302с.

Тарасов Д.И. Заболевания среднего уха / Д.И. Тарасов, Федорова О.К., Быкова В.П. -М., 1988. - 288с.

Хечинашвили С.Н. Вопросы аудиологии. / С.Н. Хечинашвили. - Тбилиси: Мецниереба, 2012. - 186с.

Преображенский Н.А. Тугоухость. / Н.А. Преображенский. // Медицина. - 2011 - №7. - с.22-24.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Связь среднего уха с полостью носа и носоглоткой. Стадии экссудативного среднего отита. Пути проникновения инфекции в барабанную полость. Травматический разрыв барабанной перепонки. Факторы, способствующие развитию воспалительного процесса в ухе у детей.

    презентация , добавлен 29.03.2013

    Мезотимпанит как не излечиваемое в течение месяца острое гнойное воспаление среднего уха. Морфологические изменения в слизистой оболочке барабанной полости. Отличительные признаки мезотимпанита, диагностика, хирургические методы лечения заболевания.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Жалобы больного, симптомы и проявления заболевания, слуховой и вестибулярный паспорт. Предварительный диагноз и план обследования. Рентгенография среднего уха и аудиометрия. Наличие перфорации при отоскопии в натянутой части барабанной перепонки.

    история болезни , добавлен 11.03.2009

    Средний отит как воспаление среднего уха, его признаки и симптомы, риск развития. Осложнения и последствия среднего отита. Наружный отит как воспалительное заболевание ушной раковины, наружного слухового прохода или наружной поверхности БП, его этиология.

    доклад , добавлен 10.05.2009

    Строение уха человека. Как происходит звуковосприятие. Описание этиологии, патогенеза, клинических симптомов и методов лечения заболеваний уха: отосклероза, болезни Меньера, повреждения барабанной перепонки, наружного и среднего отита, лабиринта.

    реферат , добавлен 28.03.2019

    Симптомы, причины, клиническая картина гнойных заболеваний кисти. Их виды: подкожный, сухожильный, суставной, костный, паронихия, подногтевой, пандактилит. Диагностика, профилактика и лечение панариция. Роль медицинской сестры в уходе за пациентом.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Этиология, клиника и диагностика перфоративной язвы желудка. Лечение, осложнения, профилактика. Роль медицинской сестры при уходе за пациентом в послеоперационном периоде (профилактика послеоперационных осложнений). Рекомендации по уходу за пациентом.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2016

    Проведение первичного осмотра больного при поступлении. Исследование системы органов дыхания и пищеварения. Появление снижения слуха по типу поражения звукопроведения. Изучение необходимости хирургического лечения при хроническом гнойном среднем отите.

    история болезни , добавлен 14.04.2019

    Статистика и причины развития остеопороза - заболевания, при котором кости становятся очень тонкими и хрупкими. Основные методы исследования костей и суставов. Обязанности медицинской сестры при уходе за больными, виды физических нагрузок и упражнения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2016

    Анализ патогенетических факторов экссудативного среднего отита (ЭСО). Изменения мукоцилиарной системы. Основные стадии развития ЭСО. Характеристика детей, прошедших обследование и лечение. Диагностические исследования, особенности лечения заболевания.

  • Характеристики различных видов вестибулярного нистагма, методы его регистрации. Вестибулярные реакции при остром лабиринтите.
  • Які судинозвужуючі краплі призначають при гострому риніті?
  • СП при заболеваниях органов дыхания

    Формирование органов дыхания заканчивается к семи годам, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста:

    1. Относительно малые размеры и узкие просветы.

    2. Слизистая тонкая, сухая, легко ранимая.

    3. Слабое развитие желез, вырабатывающих секрет.

    4. Снижение секреции иммуноглобулина А и сурфактанта.

    Верхние дыхательные пути – от отверстия носа до голосовых связок.

    Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие.

    При нормальном дыхании вдох всегда активный, а выдох пассивный. Усиленное дыхание требует активного вдоха и активного выдоха. При форсированном дыхании в акт дыхания вовлекается дополнительная мускулатура.

    Продолговатый мозг контролирует частоту и глубину дыхания. Деятельность дыхательного центра зависит от концентрации газов, растворенных в крови (в частности углекислого газа).

    Функциональные исследования дыхательной системы проводят по трем основным показателям:

    1. Глубина дыхания и ритм.

    2. Тип дыхания (зависит от возраста и пола, у детей раннего возраста брюшной тип дыхания, у мальчиков он сохраняется и дальше, а у девочек с 5 лет переходит в грудной тип дыхания).

    3. Частота дыхания – зависит от возраста:

    · новорожденные: ЧДД 40-60 в минуту

    · 1-2 года: ЧДД 30-35 в минуту

    · 3-4 года: ЧДД 25-30 в минуту

    · 5-6 лет: ЧДД 20-25 в минуту

    · 10-12 лет: ЧДД 18-20 в минуту

    Острый ринит

    Это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Возбудители: риновирусы. Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой. Инкубационный период: 1-2 дня.

    Клиника

    У детей раннего возраста насморк протекает тяжело:

    1. Ребенок вялый, температура субфебрильная, беспокойный непродолжительный сон.

    2. Носовое дыхание затруднено, выделения из носа водянисто-слизистые, позже густые и слизисто-гнойные.

    3. Акт дыхания и состояния нарушены.

    4. В зеве гиперемия небных душек.

    5. Возможна рвота.

    У недоношенных и новорожденных детей ринит протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ. У детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией, длительно выраженный субфебрилитет (длительность заболевания 7-10 дней).

    Осложнения: воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, трахеит, бронхит, ларингит, отит).

    Отит

    Отит – воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает в зимне-весенний период. Отит может осложнить ОРВИ, корь, скарлатину, ангину.

    Возбудителем является бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, пневмококк, различные вирусы.

    Предрасполагающие факторы:

    · тонкая барабанная перепонка;

    · короткая Евстахиева труба (поэтому инфекция легко попадает в ухо);

    · снижение иммунитета;

    · переохлаждение.

    Клиника:

    1. Отказ от груди.

    2. Общее беспокойство.

    3. Вскрикивание при сосании.

    4. Субфебрилитет.

    5. Резкая боль при надавливании на козелок уха.

    При осложненном течении: перфорация барабанной перепонки, когда выделяется серозно-гнойное отделяемое.

    При тяжелом течении появляются менингиальные симптомы (судороги, рвота).

    Прогноз в большинстве случаев благоприятный, иногда может возникать рецидив.

    Основные принципы лечения острого ринита:

    1. Симптоматическая терапия.

    2. Антибиотикотерапия.

    3. Местное лечение.

    Профилактика острого ринита и отита:

    1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

    2. Санация полости носа.

    3. Избегать переохлаждений.

    4. Систематически проводить закаливающие процедуры.

    СП при остром рините и отите.

    Возможные проблемы пациента:

    ¾ нарушение дыхания

    ¾ боль в ухе

    ¾ нарушение сна, сосания, глотания

    ¾ дискомфорт, связанный с заболеванием

    ¾ риск развития осложнений

    ¾ страх перед манипуляциями

    Проблемы родителей:

    ¾ дефицит знаний о заболевании и уходе

    ¾ дефекты в организации режима, вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков

    ¾ неадекватная оценка состояния ребенка

    Сестринские вмешательства:

    1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах, особенностях течения, профилактики и методах лечения возможных осложнений.

    2. Создать обстановку взаимного доверия, вовлекать родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

    3. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо; постановке согревающего компресса согласно алгоритмам.

    5. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями в жидком или полужидком виде.

    6. Витаминизированное питье (чай с молоком и тд).

    7. Выполнять назначения врача.

    8. После курса антибиотикотерапии в диету включить биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    Ангина

    Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

    Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и тд).

    Возбудители заболевания : бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, вирусы, грибы.

    Источники заболевания : больные ангиной, бактерионосители.

    Пути передачи : воздушно-капельный, контактно-бытовой, алиментарный.

    Факторы риска развития ангины : переохлаждение, хронические очаги инфекции, снижение иммунитета.

    Дети до года ангиной болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.

    Различают следующие виды ангин:

    1. Катаральная – воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

    2. Фолликулярная – воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.

    3. Лакунарная – миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.

    4. Флегмонозная – воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

    Такое разделение ангины является условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

    Основные клинические проявления ангины:

    · общие симптомы интоксикации: высокая температура, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, рвота (особенно у маленьких детей);

    · боль при глотании, усиление саливации, неприятный запах изо рта;

    · местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса в глубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса;

    · регионарный лимфаденит – подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации.

    Длительность заболевания 5-10 дней.

    Осложнения : отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

    Основные принципы лечения ангины:

    1. Постельный режим на 5-7 дней.

    2. Обильное теплое питье.

    3. Антибиотики, курс 7-10 дней.

    4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.

    5. Жаропонижающие.

    6. Антигистаминные препараты.

    7. Витаминотерапия.

    Профилактика:

    · своевременная санация хронических очагов инфекции

    · рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков

    · закаливание организма

    · избегать тесного контакта с больным ангиной

    СП при ангинах

    Своевременно выявлять настоящие, потенциальные, приоритетные проблемы, нарушенные жизненно-важные потребности пациента и его родителей.

    Возможные проблемы пациента:

    · нарушение аппетита

    · нарушение глотания из-за болей в горле

    · дефицит жидкости в связи с лихорадкой

    · нарушение сна

    · риск развития осложнений

    · страх перед манипуляциями

    Возможные проблемы родителей:

    · дефицит знаний о заболевании и уходе

    · недостаточное внимание ребенку

    · дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков

    · неадекватная оценка состояния ребенка

    Сестринские вмешательства

    1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения, принципах лечения, возможных осложнениях.

    2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить в постели комфортное положение, разнообразить его досуг.

    3. Вовлечь ребенка и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Объяснить родителям, что курс антибиотиков должен быть 7-10 дней во избежание развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений.

    4. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:

    ¾ настой из шалфея – 1 столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки;

    ¾ настой из тысячелистника – 2 столовые ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить, полоскать 4 раза в сутки;

    ¾ настой из календулы – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6 раз в сутки.

    5. Обучить родителей постановке согревающего компресса на шейно-подчелюстную область (45% теплый р-р этилового спирта), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса и оставить еще на 4-6 часов.

    6. Легкоусвояемая, полужидкая пища, увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 л в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, отвар шиповника (3 столовые ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут, в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день).

    7. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    8. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделять отдельную посуду, после ее использования кипятить, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить легко моющиеся, влажная уборка, проветривание).

    9. Вне обострения заболевания проводить профилактические мероприятия: сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапия, санация полости рта.

    10. При повторяющихся ангинах – динамическое наблюдение у педиатра, кардиоревматолога, ЛОР, стоматолога.


    1 | | | |

    Уход за больными этой категории имеет свои особенности и требует специальных навыков. Медицинская сестра, работающая в ЛОР - отделении, должна владеть методами отоскопии, т. е. уметь пользоваться лобным рефлектором и манипулировать в наружном слуховом проходе.

    Основными местными лечебными мероприятиями при воспалительных заболеваниях органа слуха являются: туалет наружного слухового прохода, введение в него капель, турунд, мазей.

    Туалет наружного слухового прохода - это тщательная, но щадящая чистка его от патологического содержимого: гноя, слизи, крови и т. д. Для очистки слухового прохода используют специальный ушной зонд с нарезкой на рабочем конце.

    Рабочая часть ушного зонда должна быть стерильной. Для туалета наружного слухового прохода на рабочую часть зонда накручивают небольшой кусочек стерильной гигроскопической ваты таким образом, чтобы конец зонда был прикрыт мягкой ватной подушечкой.

    Под контролем зрения такой подушечкой из слухового прохода удаляют все патологическое содержимое. Необходимо помнить, что введение лекарственных веществ эффективно только после тщательного туалета уха.

    У грудных детей туалет наружного слухового прохода производится с помощью ватных фитильков, для чего комочек стерильной ваты свертывается в довольно плотный столбик с мягкой кисточкой на конце. Фитилек, слегка смоченный вазелиновым маслом, легкими вращательными движениями вводят в слуховой проход до барабанной перепонки и собирают содержимое слухового прохода.

    Способы очистки уха. Во многих случаях перед осмотром барабанной перепонки необходимо очистить наружный слуховой проход от серы, гноя или корок. Очистка наружного слухового прохода является одним из элементов лечения уха; она может быть произведена влажным и сухим способом.

    Влажный способ очистки (промывание уха) производится в тех случаях хронического гнойного воспаления среднего уха, когда гноетечение настолько обильно, что удаление гноя путем высушивания ватой не может быть полным (в руках больного) или отнимает много времени у лечащего персонала.

    Промывание уха можно произвести при помощи 100 граммового ушного шприца или с помощью обыкновенного резинового баллона.

    Резиновые баллоны бывают двух видов: сплошь резиновые с толстым наконечником, который трудно ввести в отверстие слухового прохода, и с костным наконечником, более пригодные для этой цели.

    Во избежание случайного ранения стенок наружного слухового прохода на костяной наконечник следует надеть тоненькую, на конце косо срезанную резиновую трубочку длиной 3 -- 4 см.

    Ухо промывают теплыми дезинфицирующими растворами, чаще 3% раствором борной кислоты.

    Больной сам придерживает почкообразный лоток, плотно прижимая его к боковой поверхности шеи.

    Для лучшего выпрямления слухового прохода ушную раковину у взрослых оттягивают левой рукой кзади и кверху, правой же рукой резиновый конец баллона вводят в ухо больного, но не глубже 1 см.

    Струя теплой воды отдельными порциями с умеренной силой направляется вдоль задней стенки слухового прохода.

    Наполняя резиновый баллон жидкостью, следует путем выжимания убедиться в том, что в нем нет воздуха; в противном случае пузырьки воздуха, смешиваясь с водой, вызывают при промывании шум, неприятный для больного.

    После промывания голову больного наклоняют набок, чтобы дать вытечь воде из уха.

    Остатки воды из глубины слухового прохода удаляют вагой, навернутой на зонд.

    Сухой способ лечения гнойных воспалений среднего уха с помощью введения ушных тампонов имеет целью дренировать среднее ухо и является в некоторых случаях одним из лучших способов лечения гнойных отитов. Он может применяться также и после промываний или закапывания капель в ухо, но в этих случаях перед введением тампона необходимо высушивать слуховой проход.

    Введение ушных тампонов производят следующим образом.

    Для выпрямления и расширения слухового прохода левой рукой оттягивают ушную раковину кзади и кверху. Захватив коленчатым пинцетом конец ушного тампона, который представляет собой узкую марлевую специально сложенную полоску длиной не более 5 см, осторожно продвигают его вдоль слухового прохода на глубину не более 2,5 см.

    Вынув пинцет, опять захватывают марлевый тампон, на 1 -- 1,5 см отступя от его конца, и осторожно продвигают до соприкосновения с барабанной перепонкой.

    Слуховой проход следует выполнять ушным тампоном рыхло, чтобы он не вызвал задержки гноя в глубине. Ушные тампоны меняют 5 -- 6 раз в день при обильном гноетечении или 1 -- 2 раза в день при более скудном. Все приемы ухода за ухом должны выполняться нежно, с соблюдением самой строгой асептики, иначе возможно развитие осложнений (например, среднего отита).

    В результате изучения предмета происхождения заболевании среднего уха, были сделаны выводы, что большое внимание должно уделяться выбору правильных методов диагностики заболевания, четкому подходу среднего медицинского персонала к наблюдению и уходу за пациентом с наличием какого-либо заболевания среднего уха из вышеперечисленных. Что существенно сократит возникновение у пациентов осложнений и патологических необратимых процессов, например, развитие тугоухости.

    Особого внимания медицинского персонала требуют больные с обострением хронического гнойного среднего отита.

    Сестра должна внимательно следить за состоянием больного в течение дня и ночи, так как клинические проявления внутричерепных осложнений могут развиться внезапно в течение нескольких часов.

    Своевременное применение комплекса терапевтических мероприятий с включением физиотерапии, как правило, ведет к купированию воспалительного процесса и предупреждает переход катарального отита в гнойный перфоративный, т. е. исключает развитие в полостях среднего уха гнойного воспаления с разрушением части барабанной перепонки.

    При развитии гнойного перфоративного отита, кроме приведенных лечебных мероприятий, большое значение приобретает тщательная очистка слухового прохода от патологических выделений.

    Цель . Очищение ушной раковины и слухового прохода.
    Показания . Пассивное положение пациента в постели.
    Оснащение . Два почкообразных тазика для чистого и использованного материала; стерильные ватные турунды (фитили); 3 % раствор перекиси водорода; салфетка, смоченная теплой водой; полотенце.
    Техника выполнения .
    2. Ватную турунду смачивают 3 % раствором перекиси водорода, поливая из флакончика (держать флакон следует этикеткой к ладони, сначала слить несколько капель лекарства в лоток для использованного материала, а затем полить на турунду), слегка отжать.
    3. Голову пациента поворачивают набок.
    4. Левой рукой оттягивают ушную раковину вверх и назад, а правой рукой вращательным движением вводят турунду в наружный слуховой проход и, продолжая вращать, очищают от серных выделений.
    5. Обтирают ушную раковину влажной салфеткой, затем сухим полотенцем.
    6. Повторяют процедуру с другим ухом.
    Примечания. Вместо перекиси водорода можно пользоваться вазелиновым маслом. Категорически нельзя пользоваться острыми предметами (зондами, спичками) для очищения слухового прохода во избежание травмы барабанной перепонки. При образовании серных пробок их удаляют специалисты ЛОР-кабинета.

    Уход за глазами тяжелобольного.

    Цель . Профилактика гнойных заболеваний глаз.
    Показания . Гнойные выделения из глаз, слипшиеся ресницы по утрам.
    Оснащение . Стерильный почкообразный тазик с 8 - 10 стерильными ватными шариками; почкообразный тазик для использованных шариков; две стерильные марлевые салфетки; раствор калия перманганата бледно-розового цвета или раствор фурацилина 1:5000.
    Техника выполнения .
    1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
    2. Наливают в тазик с шариками небольшое количество дезинфицирующего раствора.
    4. Ватный шарик, смоченный в дезинфицирующем растворе, берут 1 и 2 пальцами правой руки и слегка отжимают
    5. Просят пациента закрыть глаза. Протирают один глаз шариком
    в направлении от наружного угла глаза к внутреннему.
    6. При необходимости процедуру повторяют.
    7. Следует промокнуть стерильной салфеткой остатки анти-
    септика от наружного угла глаза к внутреннему.
    8. Повторяют манипуляцию со вторым глазом.
    Примечание. Во избежание переноса инфекции с одного глаза на другой для каждого глаза используют разные шарики и салфетки.

    Уход за носом тяжелобольного.

    Цель . Очищение носовых ходов от корочек.
    Показания . Скопление корочек в полости носа у пациентов, находящихся в пассивном положении.
    Оснащение . Ватные турунды; вазелиновое или другое жидкое масло: подсолнечное, оливковое, или глицерин; два почкообразных тазика: для чистых и использованных турунд.
    Техника выполнения .
    1. Голове пациента придают возвышенное положение, на грудь стелят полотенце.
    2. Смачивают турунды приготовленным маслом.
    3. Просят пациента слегка запрокинуть голову.
    4. Берут смоченную турунду, слегка отжимают и вводят вращательным движением в один из носовых ходов.
    5. Оставляют турунду на 1 - 2 мин, затем вращательными движениями удаляют, освобождая носовой ход от корочек.
    6. Повторяют процедуру со вторым носовым ходом.
    7. Обтирают полотенцем кожу носа, помогают пациенту удобно лечь.

    Уход за волосами тяжелобольного.

    Цель . Соблюдение личной гигиены пациента; профилактика педикулеза, перхоти.
    Показания . Постельный режим пациента.
    Оснащение . Таз с теплой водой; кувшин с теплой водой (+35...+37 С); полотенце; расческа; шампунь; платок или косынка.
    Техника выполнения .
    1. Просят санитарку приподнять туловище пациента, поддерживая его за плечи и голову.
    2. Убирают подушки, скатывают головной конец матраса валиком к спине пациента, закрывают его клеенкой.
    3. Ставят на сетку кровати таз с водой.
    4. Смачивают волосы пациента, промывают шампунем, тщательно полоскают в тазу.
    5. Ополаскивают волосы теплой водой из кувшина.
    6. Насухо вытирают волосы полотенцем.
    7. Убирают таз, расстилают матрас, кладут подушки, опускают голову пациента.
    8. Расчесывают волосы расческой, принадлежащей пациенту. Короткие волосы расчесывать от корней волос, а длинные - от концов, постепенно продвигаясь к корням.
    9. Повязывают голову платком или косынкой.
    10. Помогают пациенту удобно лечь.
    Примечания. Если у пациента нет собственной расчески, можно воспользоваться общей, которую предварительно обрабатывают 70% спиртом, протерев 2 раза с интервалом 15 мин. Расчесывать волосы пациентам нужно ежедневно. Во время мытья головы санитарка все время должна поддерживать пациента.

    Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями уха

    Заболевания наружного уха

    Фурункул наружного слухового прохода

    Острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальной железы с ограниченным воспалением кожи и подкожной клетчатки перепончато-хрящевой части наружного слухового прохода.

    Боль в области уха иррадиирующая в глаз, зубы, шею, иногда диффузно распространяется по всей голове,усиливается при разговоре и жевании.

    Болезненность при надавливании на козелок и нижнюю стенку слухового прохода, при оттягивании ушной раковины.

    Инфильтрация кожи окружающей ушную раковину, с распространением на сосцевидный отросток.

    Регионарные околоушные лимфатические узлы увеличены.

    Резкое повышение температуры и озноб.

    Антибактериальные препараты (аугментин, рулид, стрептоцид, эритромицин)

    В наружный слуховой проход вводят турунду, пропитанную борным спиртом.

    Жаропонижающие и болеутоляющие средства - ацетилсалициловую кислоту, анальгин, парацетамол, тайленол

    Общее укрепляющее лечение

    При нагноении - оперативное

    Наружный отит .- это воспалительное заболевание наружного слухового прохода.

    Виды отита

    Ограниченный

    Диффузный.

    Ограниченный наружный отит- проявляется в виде воспаления волосяного фолликула или в виде фурункул в наружном слуховом проходе

    При диффузном наружном отите воспалительный процесс затрагивает весь слуховой проход. Этот вид отита подразделяется еще на бактериальный, аллергический и грибковый.

    Симптомы наружного отита.

    Сильные боли при движении ушной раковины или козелка

    Постоянная боль в ухе или в области уха. Обычно наружный отит наблюдается с одной стороны.

    Зуд в ухе. Зуд зачастую характерен при грибковом поражении кожи слухового прохода, а также при экземе.

    Отек наружного слухового прохода либо увеличение лимфоузлов в области уха.

    Ощущение заложенности в ухе.

    Выделение гноя из уха.

    Снижение слуха.

    Постановка турунды с антибактериальной или гормональной мазью (целестодерм, флуцинар, тридерм).

    Использование ушных капель в т.ч. и содержащих антибиотики (неомицин, норфлоксацин, офлоксацин).

    Прием обезболивающих препаратов внутрь (кетанов и др).

    При развитии фурункула наружного прохода лечение оперативное.

    НЕДОПУСТИМО:

    При наружном отите устанавливать турунды, например, с борным спиртом. Попадание раздражающего агрессивного вещества на воспаленную кожу может усугубить болевой синдром.

    Ушная серная пробка.

    Является результатом накопления в кожно- хрящевой части наружного слухового прохода ушной серы.

    Обычно после душа или купания внезапно возникает заложенность и снижение слуха на одно или на оба уха. Одновременно может возникать низкочастотный шум в ухе, аутофония в причинное ухо и даже головокружение.