Главная · Метеоризм · Тверской художник и краевед А. Д. Виноградов. Механизмы функционирования энергопреобразующих ферментов митохондрий Мемориальный комплекс "Стоянка Виноградова"

Тверской художник и краевед А. Д. Виноградов. Механизмы функционирования энергопреобразующих ферментов митохондрий Мемориальный комплекс "Стоянка Виноградова"

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Кузницы и богадельня у Владимирских ворот. Дорога с перевоза. 1707 год. Бумага, акварель. Во второй половине XVII века Тверь постепенно поднимается из руин. В 1674 году над главным въездом в Тверь на месте деревянной возводится каменная Владимирская башня. На площади перед Владимирскими воротами отстраивается большой Гостиный двор с торговыми рядами. Ближе к Волге выстроились 26 кузниц, между ними – дорога с перевоза через Волгу. По современной топографии башня стояла в 72,5 метрах от ул. Советской напротив Дома офицеров в глубь городского сада.

4 слайд

Острог на Загородском посаде. XVII в. Холст, масло. Вокруг укрепленного кремля располагались торгово-ремесленные посады. По мере возможности их тоже старались укрепить. Чаще всего посады окапывались неглубоким рвом, а выбранная земля образовывала насыпь, по верху которой ставились вертикально заостренные бревна. Такое сооружение получило название острога. Острожное ограждение появилось в Твери в середине XV века. Линия прохождения острога на Загородском посаде прослеживается по писцовым книгам XVII века. По нынешней топографии он начинался от Волги и проходил приблизительно по рубежу западной части Советской площади, далее шел меж ул. Володарского и Студенческим переулком до рек Лазури и Тьмаки.

5 слайд

Гостиный двор. XVII в. Картон, масло. Гостиный двор в Твери находился в разных местах. В 1636 году гостиный двор построили за рвом, справа, при выезде из Владимирских ворот. От него начинались ряды торговых лавок. На гостином дворе стояли: гостиная изба для приезжих, навесы для товаров, таможенная изба, «важня» (двор с весами). Всеми делами в гостином дворе ведали выборные из «лучших» людей. По современной топографии гостиный дом находился перед зданием драмтеатра на Советской улице.

6 слайд

Площадь перед Земской избой. XVII в. Холст, масло. В земской избе находился земский староста, избираемый посадом из своих «излюбленных людей» сроком на 1 год. Главной обязанностью старост было распределение и сбор налогов: кормовых, пищальных, бражных, воротных, стрелецких, ямских и других. В избе решались также всякие мирские дела. Действовал староста вместе с государевым воеводою. Но если тот слишком вольно толковал государев наказ «действовать по нашему наказу и как бог воеводу вразумит», староста вступался «за мир» и отправлялся в кремль «лаять воеводу». Перед земской избой была небольшая площадь, образуемая лавками торговых рядов и Знаменской церковью. По современным ориентирам изба находилась в Свободном переулке на месте служебного входа в драмтеатр.

7 слайд

Дворец «для приезду» Петра I на Загородском посаде. XVIII в. Картон, масло. Перед походом на Нарву в 1700 году по царскому указу в Твери на территории двора «именитых людей Строгановых» был спешно построен деревянный «дворец для приезду». Дворец выходил на Торговую площадь. По современной топографии находился позади кинотеатра «Звезда».

8 слайд

Большой перевоз через Волгу. XVII в. Картон, масло. В первой половине XVI века Заволжский посад был столь обширен, что иностранные путешественники принимали его за собственно город, а на правом берегу Волги отмечали только деревянную крепость. В XVII веке он сильно запустел. Обширные площади, ранее застроенные, были отведены под пашни и огороды. Жилые дворы располагались лишь по Большой Новгородской дороге, что шла вдоль берега Волги. По современной топографии это район памятника Афанасию Никитину.

9 слайд

Больверк в устье рва со стороны Волги, (по плану Ярцева). 1-я четв. XVIII в. Картон, масло. В 1707 году стало известно, что шведский король Карл XII готовится к вторжению в Россию. Петр I повелел срочно укрепить и «полисадировать» ряд городов, в том числе и Тверь, Работа в Твери была поручена уроженцу Осташковских слобод «первому российскому арифметику и геометру» Леонтию Магницкому. По периметру крепостного вала им были сооружены 5 больверков – больших деревянно-земляных сооружений под орудия. Были поправлены валы, очищен ров, снесены деревянные стены кремля. В левой части виден наплавной мост через Волгу, наведенный по приказу Петра I взамен перевоза. Место данного больверка по современным ориентирам – выход остатков рва к Волге в центре городского сада (район каменной балюстрады).

Алексей Дмитриевич Виноградов (1919-1944)

Алексей Дмитриевич Виноградов (1919-1944). Родился в 1919 году в деревне Брусна. Семья Виноградова была большая - дед Степан и бабушка Арина, трое сыновей - Дмитрий, Антон, Василий, а также их жёны, дети, внуки. У мамы Алексея, Ирины Петровны, было трое сыновей. Когда Алёше было девять лет, его отец ушёл из семьи. Раннее детство будущий Герой провел в деревне, где воспитывался дедом и бабушкой - мама тогда уезжала на заработки в Москву. Но вскоре она вернулась и вместе с детьми переехала в Одоев, где устроилась на работу уборщицей в потребкооперации, где и проработала всю жизнь. Сначала Виноградовы жили в доме на углу улиц Красноармейской (теперь Ленина) и Средней, которая сейчас носит имя А.Д. Виноградова. Потом поселились в комнатке при конторе сельпо на той же Красноармейской. Там мать работала и за сторожа, и за уборщицу. Маме было трудно одной воспитывать троих детей, и Алексей, видя эти трудности, решил самостоятельно пробивать себе путь в жизни. Закончив семь классов средней школы, он уехал в Тулу. Там он устроился на Тульский оружейный завод и одновременно стал учиться в Тульском механическом техникуме. После получения диплома технолога по холодной обработке металлов работал на этом же заводе в качестве техника-технолога. В свободное время читал, играл в футбол, посещал занятия в Тульском аэроклубе. В 1939 году Алексей закончил аэроклуб и был призван в армию. До начала войны служил в морской авиации. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В 1940 году Виноградова направляют в военную авиационную школу лётчиков. В 1941 году он был переведен в Пушкинское танковое училище, по окончании которого сразу же ушёл на фронт.

Во время Великой Отечественной войны в составе действующей армии наш отважный земляк героически сражался на 1-м Белорусском фронте в 60-й гвардейской танковой бригаде. Продвигаясь по фронтовым дорогам, Алексей писал: «Теперь, мама, я далеко от дома. Смотрю по сторонам и глазам не верю. Трудно представить, что здесь когда-то жили люди: остались одни камни да трубы от печей, а иногда и этого не обнаруживаешь, видишь лишь груды чёрного хлама. Фашистская сволочь при отступлении всё уничтожает, сжигает. Какие здесь были бои, можно судить по обломкам домов, разбитой технике, грудам стали, железа, могильным холмам… Я иду бодрым, с хорошим настроением, ведь и мне, как и брату Николаю, посчастливилось громить фашистскую мразь, освобождать родную землю».

С 18 июля 1944 года Виноградов в составе 8-го гвардейского танкового корпуса 2-й танковой армии принимал участие в Люблин-Брестской наступательной операции (этапе Белорусской стратегической наступательной операции). В ходе неё корпус Виноградова был введен в прорыв на участке 8-й гвардейской армии и, двигаясь с боями из района севернее Ковеля на запад, на люблинском направлении, освобождал населённые пункты восточной Польши. Алексей Дмитриевич отличился в этой операции в боях на подступах к городу Люблин - центру Люблинского воеводства и при штурме Люблина.

Взвод под командованием Виноградова 22 июля 1944 года уничтожил до 20 огневых точек противника. танк гвардии лейтенанта Виноградова на следующий день первым ворвался в Люблин и громил живую силу и технику противника на улицах города. Когда его танк был подбит вражеской артиллерией, Виноградов продолжал вести бой в горящем танке, пока не погиб. Звания Героя Советского Союза наш земляк был удостоен посмертно в сентябре 1944 года за мужество и героизм, проявленные в Люблин-Брестской операции и освобождении Люблина. Там же танкист Виноградов и был похоронен.

Память о Героях никогда не умирает. Имя Виноградова носит не только бывшая улица Средняя, на углу которой проживал будущий Герой. Его имя с 1965 года носит и Одоевская средняя школа, здание которой находится на улице Победы. По этому случаю тогда же прошла торжественная линейка, почётной гостьей которой была мама Алексея Дмитриевича - Ирина Петровна. Выступая, она сказала, что благодарна стране за оказанную ей этим большую честь. Документы сына она передала в школу. Война отняла у Ирины Петровны двоих сыновей - младший сын Михаил тоже не вернулся домой. Остался только средний сын - участник войны, гвардии капитан Николай Дмитриевич Виноградов.

А на здании Одоевской средней школы им. В.Д. Успенского, в стенах которой учился будущий герой, в новом веке была установлена мемориальная доска в его честь. Его имя выбито и на памятнике Героям Советского Союза - тулякам в Туле.

Из наградного листа
В боях за социалистическую Родину гвардии лейтенант Виноградов Алексей Дмитриевич показал бесстрашие, выдержку и самоотверженность русского воина.
В боях за населенные пункты Свитщув, Копина и Ленча 22 - 23 июля 1944 года тов. Виноградов огнем своего танка уничтожал огневые точки противника. Закрыв корпусом своего танка амбразуру вражеского ДЗОТа, обеспечил продвижение части вперед. В боях за город Люблин тов. Виноградов первым ворвался в город, громя на своем пути технику противника. Проникнув центр города, танк Виноградова был встречен сильным артиллерийским огнем, но бесстрашный воин не остановился, а стремительно бросился вперед. Шестое попадание в танк вызвало горение последнего, но и это не остановило бесстрашного танкиста. Тов. Виноградов в горящем танке уничтожил еще нескольких гитлеровцев. По движущемуся вперед горящему танку Виноградова был сосредоточен артиллерийский огонь. Прямым попаданием снаряда танк был остановлен.
В этом бою был убит командир танкового взвода гвардии лейтенант А.Д.Виноградов, уничтоживший до 80 автомашин, четыре танка и до 300 гитлеровцев. Тов. Виноградов достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 1 танкового батальона 60 гвардейской танковой бригады гвардии капитан Колыхалов

Литература:
1. Туляки - Герои Советского Союза / Ред. коллегия: А. М. Аполлонова, Н.И. Бортякова, А.А. Елькин и др. - Тула: Приокское кн. изд-во. - 1967. - 446 с. >
2. В горящем танке: наши герои-земляки // Новая жизнь. - 1967. - 22 июля. - с. 3. >
3. Маркова, Г. Помню и горжусь / Г. Маркова, заведующая библиотекой Одоевской средней школы №1 // Новая жизнь. - 1999. - 15 мая. - с. 2

(1980-12-20 ) (58 лет) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Звание Сражения/войны Награды и премии
В отставке

преподаватель Военной академии им. М. В. Фрунзе

Александр Дмитриевич Виноградов ( -) - участник Великой Отечественной войны , командир роты 1-го гвардейского стрелкового полка (2-я гвардейская стрелковая дивизия, 56-я армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии старший лейтенант , Герой Советского Союза .

Биография

Образование среднее.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил курсы комсостава «Выстрел ». В действующей армии - с октября 1942. Член ВКП(б) /КПСС с 1943 года.

Командир роты 1-го гвардейского стрелкового полка гвардии старший лейтенант Александр Виноградов отличился 8 августа 1943 года при прорыве вражеского оборонительного рубежа «Голубая линия » на Тамани. На высоте 167,4 в районе Саук-Дере рота под его командованием первой ворвалась в траншею противника и уничтожила до взвода пехоты. В ходе последующего наступления рота успешно отражала яростные контратаки противника, прочно удерживала захваченный рубеж, способствуя наступлению батальона и полка.

После войны Виноградов продолжал службу в армии. В 1953 окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе и работал в ней преподавателем. С 1979 года кандидат военных наук , доцент, полковник А. Д. Виноградов - в отставке.

Награды

Память

Напишите отзыв о статье "Виноградов, Александр Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

Андрей Симонов. . Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Виноградов, Александр Дмитриевич

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.

Учеба

Дмитрий Иванович Виноградов, которого по праву считают отцом русского фарфора, родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-ых годов отец отправил мальчика на учебу в московскую академию, где юный Дмитрий встретился с молодым М. Ломоносовым. Несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте два будущих гения стали хорошими друзьями и вместе осваивали премудрости разных наук в России и за ее пределами.

Получив образование в московской Славяно-греко-латинской академии, Виноградов в числе лучших учеников продолжил учебу в Санкт-Петербурге, где добился небывалых успехов. После этого Виноградова и Ломоносова отправили в Германию к известнейшему в Европе профессору Х. Вольфу и советнику И. Генкелю. Там Виноградов в деталях осваивал горное дело. В 1741 году он также изучал рудники в трех немецких городах.


Вернувшись на родину, просвещенный молодой человек с таким блеском сдал экзамены Берг-коллегии, что президент заведения В.С. Райзер отозвался весьма высоко о его успехах. Райзер отметил, что не знает ни одного заграничного мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. Молодого специалиста по горному делу наградили чином бергмейстера, который обязывал распоряжаться работами на руднике.

Первые эксперименты с фарфором

Виноградов должен был отправиться работать на рудники, однако у императрицы Елизаветы Петровны были свои виды на талантливого технаря. Она велела направить его в Кабинет для выполнения секретного дела. Как выяснилось позже, этим тайным и невероятно трудным делом оказалось создание в стране фарфорового производства.

О фарфоре в России тогда могли только мечтать, поскольку рецепты уже выпускаемых в Китае и Европе фарфоровых изделий хранили в строжайшем секрете. Многие заграничные умельцы, выдававшие себя за знатоков фарфорового производства, на самом деле были обычными мошенниками. Одним из них оказался Христоф Гунгер, приглашенный императрицей в Санкт-Петербург с целью организации здесь производства. К Гунгеру приставили смотрителя И.А. Черкасова и специалиста по горному делу Д.И. Виноградова. Однако иностранный плут два года водил всех за нос, так и не сумев получить фарфор. В итоге Гунгер был выставлен из России, что освободило место Виноградову.

Чтобы открыть рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий подвиг. Он шаг за шагом ставил опыты с глинами разных месторождений, изменял условия обжига, сам сконструировал печи, пока не получил фарфор высокого качества.

Достижения Виноградова

После огромного количества экспериментов Виноградову удалось получить отличный фарфор, который мог сравниться с мейсенскими работами. Чтобы потомкам не пришлось «вновь того в поте лица» искать, свои открытия первооткрыватель русского фарфора изложил в рукописях, прибегая к шифрованию.

Виноградов не только открыл секрет изготовления фарфора, но и исследовал разные месторождения глин, написал инструкции по промывке глин, экспериментировал с разными видами топлива для обжига изделий, сам разрабатывал проекты печей и горнов, а затем руководил их строительством, сам же открыл формулы красок для росписи по фарфору и занимался другими вопросами. Одновременно с организацией всего производства Виноградов готовил специалистов разного уровня по изготовлению и росписи фарфора.

Таким образом, за несколько лет работы в тяжелейших условиях Виноградову удалось не просто открыть тайну изготовления фарфора и глазури для росписи, но и создать завод с налаженным фарфоровым производством. На порцелиновой мануфактуре, созданной Виноградовым, выпускали изделия ко Двору, которые императрица часто использовала в качестве дипломатических подарков.

Причины ранней смерти

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.

Скульптура
«Д.И. Виноградов».
Скульптор Г.Б. Садиков,
художник Л.И. Лебединская.
ЛФЗ. 1970-1075 гг.

Память о Д.И. Виноградове

Современники не оценили вклада Дмитрия Ивановича Виноградова в появление и развитие в России фарфорового производства, однако потомки помнят его заслуги.




До настоящего времени дошло лишь несколько фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его книги, описывающие секреты производства фарфора. Весь сохранившийся фарфор Виноградова имеет на сегодняшний день огромную ценность.

Работы Виноградова

К своим первым опытам по изготовлению фарфоровых изделий Виноградов приступил в 1747 году. Опознать эти работы можно по характерному клейму, в котором прописан год изготовления и начальная буква фамилии создателя.

Работы по открытию рецепта первого в стране русского фарфора продолжались вплоть до 1752 года. Чтобы не утратить добытые в ходе многочисленных опытов рецепты качественного фарфора, Виноградов записывал их в рабочем дневнике. Записи приходилось делать на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, чтобы рецепт фарфора оставался в строжайшем секрете.

Пробная чаша
Д.И. Виноградова.
Невская порцелиновая
мануфактура.
Около 1747 г.

Для самых первых изделий порцелиновой мануфактуры Виноградова характерен желтоватый или голубоватый оттенок черепка. Это связано с тем, что мастер пробовал разные составы фарфоровой массы, менял горн и качество обжига. В 1750-1751 гг. фарфоровые заготовки начали расписывать красками, которые специально привозили из других стран.

Чаша с виноградной лозой.
Мастер Д.И. Виноградов.
1749 г.


Кружка с крышкой.
Мастер Д.И. Виноградов.
1750-е гг.

Всего за несколько лет успешных экспериментов Виноградов добился таких выдающихся результатов, что весной 1753 года организованная им порцелиновая мануфактура стала принимать заказы от частных лиц на изготовление фарфоровых табакерок. В двадцать третьем номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 1753 года было опубликовано соответствующее объявление.

Табакерка в виде яблока
с надписью
«Пастух и пряха».
Мастер Д.И. Виноградов.
1750-е гг.

Созданные табакерки были достаточно изящны. В них прослеживаются все элементы, которые в дальнейшем были характерны для российского фарфора: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм. Вот почему табакерки мануфактуры Виноградова так быстро обрели популярность. Им придавали самые разные формы: делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин. Также были популярны пакетовые табакерки, которые представляли собой почтовые пакеты с именем владельца.

Табакерка в виде
«комода» с изображением
мопсов на крышке.
1752 г.


Табакерки порцелиновой
мануфактуры.
Мастер Д.И. Виноградов.

Кроме табакерок изготавливали чернильницы, трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Из посуды делали чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы. Их характерной особенностью были небольшие размеры, округлые формы, гармоничное сочетание формы и цвета. В качестве основных сюжетов брали военную или романтическую тематику, а также изображали цветочные композиции.

Отсутствие таких крупных изделий, как подносы или вазы, объяснялось тем, что в первое время у завода не было горна, который позволял бы обжигать большие предметы. Лишь в 1756 году, когда Виноградов построил большой горн, завод перешел на изготовление крупных изделий.

В этот период специально для императрицы был создан первый сервиз «Собственный». На ложках, чашках, блюдцах и других элементах сервиза присутствует узор, напоминающий известную на весь мир кобальтовую сетку. Некоторые авторы считают, что работница завода ЛФЗ А.А. Яцкевич создала ее, глядя на этот сервиз. Однако сама Анна Адамовна утверждает, что идея создания кобальтовой сетки пришла ей на ум при взгляде на заклеенные окна дома блокадного Ленинграда, где она в то время проживала.

Сервиз «Собственный»,
созданный для императрицы.

В первых изделиях порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие золотой, пурпурной или иными красками применяли в основном для того, чтобы скрыть недостатки фарфоровой массы. В это время рисунки были простыми и не отличались богатой цветовой гаммой. В более поздний период необходимость в сплошных фонах отпала, так как удалось достичь равномерно белого черепка. Улучшились и техники росписи, что выразилось в появлении более сложных цветочных орнаментов, ландшафтов.

Интересно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны. Золото ему поставлял Управляющий кабинетом Её Императорского Величества Черкасов.

Клейма Виноградова

Как только фарфоровый завод начал выпускать первую удовлетворительную продукцию, на изделиях появились клейма. В первых клеймах ставили букву W, обозначающую первую букву фамилии Виноградова, и указывали год изготовления.


Клеймо ставили до нанесения глазури синей краской. Поскольку никаких стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр в то время просто не существовало, клейма отличались по технике исполнения и зависели от почерка и настроения мастера.


Кроме года изготовления в клеймах указывали и конкретную дату или номер рецептуры фарфоровой массы.


Также на дошедших до нашего времени изделиях встречается золотое рельефное клеймо, в котором кроме года изготовления и буквы W встречается сокращение «С.П.Б.», обозначающее Санкт-Петербург, то есть место производства данного изделия.

08.02.2011 - 10:51

Многие видели многосерийный фильм «Михайло Ломоносов» и наверняка помнят образ весельчака и балагура Дмитрия Виноградова, роль которого блистательно исполнил Олег Меньшиков. Но мало кто знает о настоящей и трагической жизни этого гениального ученого, создавшего российский фарфор...

Сын попа

Дмитрий Иванович Виноградов родился в 1720 году в Суздале, в семье местного попа. Отец мечтал о том, чтобы дети пошли по его стопам, и определил сыновей Якова и Дмитрия в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Именно там Виноградов познакомился с Ломоносовым, который был старше Дмитрия на 9 лет. Но разница в возрасте не помешала молодым людям достаточно быстро подружиться, тем более, что они оба проявляли необычайное рвение к учебе - оба за год умудрялись проходить программу трех классов.

Это было очень непросто, тем более, что жизнь учеников нельзя было назвать легкой. Мало того, что преподаватели отличались строгостью и жестокостью и не спускали малейшей провинности и огрехов, наказывая учеников розгами и плетьми, но и дома юношей никто не ждал с утешениями и готовыми обедами. Да и дома никакого не было - молодые люди искали себе углы по городу или жили на территории Заиконоспасского монастыря, где располагалась академия.

Монахи пускали их на ночлег за деньги или отработку - уборку помещений или приготовление еды. Денег у учеников практически не имелось… Ломоносов вспоминал о тех временах: «Несказанная бедность. Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, обувь и другие нужды»…

В 1735 году в академии отобрали 12 человек, которые «к украшению разума науках довольное знание имели» и отправили их на учебу в Петербургскую Академию наук. Среди них оказались Яков и Дмитрий Виноградовы и Михайло Ломоносов.

Столица империи поразила провинциальных юношей своей красотой и величием. Но жизнь будущих светил науки легче не стала. Деньги, опущенные на нужды студентов, куда-то подевались, и молодые люди жили впроголодь. Виноградов предложил написать жалобу в Сенат, и к ней отнеслись очень «внимательно». Виноградова и прочих «зачинщиков бунта» «нещадно били батогами». Но, к счастью, из Академии их не выгнали…

Ученый-поэт

Тем временем, Академия приняла решение отправить на учебу в Германию трех самых способных студентов. Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов оказались самыми лучшими кандидатурами.

Правда, они не знали иностранных языков, но президент Академии наук И.А. Корф заметил: «Хотя Дмитрий Виноградов и Ломоносов немецкого языка и не знают, однако еще в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно».

В сентябре 1736 года студенты прибыли в Марбургский университет, где им надлежало изучать «химическую науку, горное дело, естественную историю, физику, геометрию, механику, гидравлику и гидротехнику».

Сын попа и сын помора оказались ничем не хуже лощенных европейских студентов и вскоре, изучив немецкий язык, превзошли немцев в науках.

Прослушав университетский курс, Виноградов отправился в город Фрейберг к ученому Генкелю - изучать горное дело. Вскоре он начал высылать на родину результаты своих исследований. Виноградов написал несколько научных работ и составил «Каталог различных руд», сыгравших огромную роль в становлении российского горного дела.

При этом Дмитрий, как и его друг Михайло, помимо науки увлекался еще и литературой. На страницах черновиков Виноградова среди химических формул записаны сочиненные им стихи, которые он никому не показывал. И эти строчки говорят о том, что Виноградову очень трудно давались все его достижения:

«Ныне мой разум гнетет тяжесть трудов понесенных,
Краткая младость прошла, рано я стал стариком»….

Но внутренняя сторона его жизни оставалась никому не известной - Виноградов действительно был веселым и энергичным человеком, который никому не рассказывал о своих проблемах.

В 21 год Виноградов отправился путешествовать по Германии, но в отличие от многих юношей - и того времени и современных, интересовался отнюдь не знаменитыми немецкими пивными, а знакомился с горной промышленностью.

Во время путешествия исследователь значительно обогатил свой «Каталог различных руд». Перед поездкой ему выдали паспорт, и это единственный документ, в котором сохранилось описание внешности Виноградова - высокий рост и темно-коричневые волосы.

Неподатливый порцелин

В феврале 1744 года Виноградов вернулся в Россию. В отзыве об его обучении в Германии было написано: «Студент Санкт-Петербургской Академии наук Дмитрий Виноградов не только что теоретично на бумаге, но и через рассматривание самих рудокопных ям и при иных случаях достаточную науку принял, и к изучению таковых наук так себя склонным показывал и в оных так далеко произошел, что он отселе и при горных делах угодные службы делать может».

В Петербурге ему была устроена проверка знаний, после которой экзаменатор написал заключение: «Я от всех доселе с довольным жалованием и коштом выписанных иностранных мастеров ни одного не знаю, который бы Виноградова во всех частях горной науки перешел, и многие ему в равенство не пришли».

По указу императрицы Елизаветы Виноградов был направлен для работ на Порцелиновой мануфактуре (сейчас это всемирно известный Ломоносовский фарфоровый завод).

Эта мануфактура была создана специально для производства российского порцелина (так называли тогда фарфор). Но руководившие работами немцы отнюдь не спешили раскрывать лапотной Руси свои секреты производства тонкого и изящного фарфора. Они умело высасывали деньги из российской казны, но дело вперед не продвигалось.

Именно Дмитрию Виноградову суждено было взять на себя труд по раскрытию старинных секретов фарфорового производства - и это при том, что все его знания никакого отношения к этому делу не имели. Императрица, направляя Виноградова на мануфактуру, не видела разницы между горным делом и производством фарфора - мол, казенные деньги на него потрачены, науки всякие изучал, значит, справится…

Ученому пришлось с нуля знакомиться с технологией производства порцелина, в одиночку опытным путем искать необходимые составы и сырье. Позже он писал: «Заведен я был в такой лабиринт, по которому чрез 10 лет бродя насилу еще теперь бродя выходить начинаю, а той Ариадны нет, которая бы такой клуб ниток дать могла, по которому бы мне без заблуждения на прямую дорогу попастца возможно было».

Секрет фарфора

Но Виноградов вышел на прямую дорогу. Ему пришлось самостоятельно организовывать весь технологический процесс производства фарфора - и добычу сырья, и его сушку, и формовку, и обжиг, и покрытие глазурью - все делалось по его расчетам и под его руководством. Спустя годы проб, ошибок, бесконечных разъездов в поисках необходимого сырья, каторжного труда, он открыл секрет порцелина, и в России появился собственный фарфор, ничем не уступавший иноземному…

Но произошло это не сразу и в тяжелейших условиях. Все работы выполнялись вручную. Тяжелое положение усугублялось постоянным надзором полиции и солдат, которые тщательно следили за тем, что секреты русского фарфора не попали в случайные руки - Виноградову приходилось вести свои записи шифром. От него постоянно требовали результатов, штрафовали, лишали жалования, верных помощников, даже сажали под арест…

Виноградов писал: «За что не примусь, то почти все из рук у меня валится. Команда у меня взята, я объявлен всем арестантом, я должен работать и показывать, а работные люди слушать и повиноваться должны другому. Меня грозят взять и бить без всякой причины».

И даже когда фарфор был получен, положение не изменилось. После одной из ссор со своим надзирателем блестящий ученый был прикован к цепи в своей комнате и, сидя в ней, заканчивал свой труд «Обстоятельное описание чистого порцелина»…

Где похоронен Дмитрий Иванович Виноградов, человек, создавший в России первое фарфоровое производство, до сих пор не установлено…

  • 6783 просмотра