Главная · Метеоризм · Современная разведка. Разведка в современной войне. Целевой цикл разведки

Современная разведка. Разведка в современной войне. Целевой цикл разведки

Решение правовых проблем, связанных с классификацией виртуальных субъектов, с определением специфики связей между взаимодействующими субъектами для выявления возникающих отношений, роли и влияния сообществ виртуальных лиц на функционирование государства, становится крайне интересной и актуальной задачей с точки зрения права.

Взаимодействие субъектов в глобальной среде имеет свои особенности, свойства, характеризующие отношения виртуального сообщества. Например, разные авторы к основным особенностям отношений субъектов виртуального сообщества относят: открытость, спонтанность (Ю. Хабермас); неформальность, мобильность, дискретность (А.И. Неклесса).

Кроме того:
1) независимость членов Сети (свобода выбора задач);
2) множественность лидеров (лидер - субъект, связанный с информацией или информационным ресурсом, актуальных для работы Сети, или сетевого взаимодействия);
3) объединяющая цель (индивидуальный интерес каждого члена Сети, недостижимый вне Сети);
4) добровольность связей, предоставляет возможность гибкого изменения структуры и состава Сети, быстрого изменения объема ресурсов в Сети;
5) множественность уровней взаимодействия (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую) (М.М. Чучкевич).
Субъекты создают виртуальные сообщества, или сообщества в Сети, которые играют роль своеобразной надстройки над объективными реалиями, выступают как качественно иная форма организации коммуникации между различными социально-экономическими институтами, создавая иное, параллельное виртуальное пространство.

В Сети функционируют виртуальные сообщества, которые своей деятельностью нарушают закон: это - и неправомерное использование интеллектуальной собственности, распространение вредной информации, затрагивающей интересы различных лиц и государства. Для решения вопроса об ответственности за такие действия необходимо определить территорию совершения юридического факта. Связь с территорией нужна как способ определения юрисдикции. Данный термин применяется в Конвенции о компьютерных преступлениях, подписанной в 2001 г. в Будапеште. В Конвенции определено, что "каждая Сторона принимает законодательные и иные меры, необходимые для установления юрисдикции в отношении любого правонарушения".

Но при определении юрисдикции необходимо учитывать, что такие сообщества имеют транстерриториальный характер, так как его участники могут иметь привязку к различным государствам либо не иметь ее вообще.
Например, к положениям, определяющим связь юрисдикции со структурой доменного имени можно отнести ст. 8 Закона Республики Узбекистан "О телекоммуникациях", в которой указывается, что все отношения лиц, деятельность которых связана с регистрацией и пользованием доменными именами в домене "UZ", подчиняются законодательству Узбекистана.
В Российской Федерации также реализуется запрет на анонимность. Например, принцип открытости предполагает запрет на выдвижение анонимного предложения, сделанного посредством государственных информационных систем (п/п. "б" п. 2. ч. 2 Концепции формирования механизма публичного представления….

Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Существуют и другое мнение. Так, М.С. Дашян считает, что к Интернету больше всего подходит понятие международной территории, т.е. пространства, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства. Связано это с тем, что Интернет достаточно сложно причислить к какой-либо из известных территорий (международной, государственной или территории со смешанным статусом), больше всего к ним подходит понятие международной территории.

В практике решения споров учитывается как первая, так и вторая позиция. С одной стороны, доменная зона верхнего уровня действительно определяет территориальную принадлежность, с другой - сервер с программным обеспечением, с которого происходят информационные правонарушения, может находиться в другом государстве. Во втором случае определить место юридического факта может быть достаточно тяжело. Именно по этой причине Республика Беларусь в 2010 г. приняла Указ о переводе всех участников интернет-отношений в белорусскую зону. Так, Указом определено, что с 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.

С учетом разного рода технологических особенностей, описанных выше, единственно подходящим вариантом для идентификации субъектов - участников интернет-отношений, является выработка дифференцированного подхода с учетом тех особенностей, которые Сеть накладывает на данных субъектов. Итак, можно привести обобщение тех признаков и характеристик лиц, деятельность которых связана с использованием Сети. Совокупность этих признаков позволит сформулировать возможные правовые механизмы регулирования. Приведем отличительные особенности таких субъектов и их сообществ.
1. Организационная структура сообщества лиц трансформирована в глобальную Сеть.
2. Управление функционированием сообщества в Сети осуществляется посредством технологии, на которой это сообщество функционирует. Управление может осуществляться посредством облачных технологий, технологий больших данных, анонимных сетей, протоколов и многих других.
3. Возможность анонимности в действиях субъектов.
4. Территориальная распределенность участников сообщества.
5. Невозможность точного определения территориальной принадлежности.
6. Отсутствие учредителей при наличии участников деятельности сообщества.
7. Неограниченное количество участников деятельности сообщества.
В этой связи наличие таких характеристик позволяет сообществам виртуальных субъектов осуществлять как легальную, так и незаконную деятельность, а также быть распознаваемыми или не распознаваемыми правом определенного государства.
Для наиболее полной классификации виртуальных лиц необходимо рассмотреть их деятельность в Сети с различных точек зрения. Так, объединения субъектов по способу взаимодействия можно разделить на горизонтальные и вертикальные. Так, А.М. Slaughter считает, что горизонтальные сетевые объединения спонтанны, гибки, возникли в результате взаимодействия государственных институтов или неправительственных организаций различных стран.

Вертикальные - иерархичны, жестки, централизованы и в некоторых аспектах своей деятельности напоминают традиционные государства, представляют собой "супернациональные" организации, существующие на транснациональном уровне и выступающие фактической альтернативой традиционным государствам.

В то же время вертикальные и горизонтальные связи лиц могут строиться на базе тех технологий, которые ими используются для формирования отношений. Так, примером горизонтального взаимодействия субъектов является торрент сети, так как топология данной сети разработана в виде горизонтальных связей. Название данной сети берет начало от английского peer-to-peer, которое переводится, как равный к равному.

Соответственно, взаимодействие участников данной сети строится на уровне горизонтальных связей технологически равных субъектов.
Рассматривая объединение физических лиц в сети Интернет как сообщество физических лиц, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда идентификация физических лиц в таких объединениях затруднена. Люди могут реализовать свою деятельность под вымышленным именем, возрастом, гражданством. В этом случае мы можем обратиться к технологическим способам идентификации. Но, учитывая технологическую специфику и определенные навыки человека, такая идентификация может быть неудачной.

В случае если рассмотреть объединение физических лиц в сети Интернет с точки зрения организационной структуры, на базе которой это объединение функционирует, то необходимо рассмотреть данную деятельность на соответствие требованиям законодательства о регистрации лица. Так, если данное объединение не зарегистрировано ни в одном государстве, то и отнести его к любой существующей в мире организационно-правовой форме невозможно. Кроме того, нужно учитывать технологические характеристики такой платформы взаимодействия, которая позволит определить структуру связей участников объединения.

Примерами технологий, применяемых для обхода требований закона об идентификации, могут быть анонимные сети или анонимные протоколы - tor. К анонимным сетям относятся компьютерные сети, созданные для достижения анонимности в Интернете и работающие поверх глобальной Сети. Первой такой сетью была Freedom, функционировавшая с 1998 до 2001 г. Данная сеть использовала криптографический протокол, в связи с чем приходящие сообщения для пользователей данной сети идентифицироваться не могли. В это же время начали активно развиваться другие проекты, называемые луковичными, по таким технологическим моделям был разработан tor-протокол. В настоящее время tor-сети активно используются для реализации анонимной деятельности.

Причем большинство государств пытается бороться с данными сетями, блокируя их деятельность. Связано это с тем, что данные сети из-за их сложности почти недоступны органам охраны порядка. Российская Федерация в лице Федерального казенного учреждения "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел РФ в целях противодействия терроризму в июле 2014 г. запустила проект по анализу деятельности tor-сетей.

А.В. Манойло полагает, что "виртуальные социальные сообщества обладают теми же качествами, что и наднациональные информационные сверхкорпорации, что делает их опасным субъектом конкурентной борьбы и естественным противником информационных сверхкорпораций в борьбе за сферы влияния. Единственная разница, отличающая два этих типа социальных структур информационного общества, заключается в том, что в конкурентной борьбе сверхкорпорации в основном используют собственный информационный потенциал и интеллектуальные ресурсы, а виртуальные сообщества включают в свою структуру, объединяют идеологию и привлекают к собственной конкурентной борьбе чужие, не принадлежащие им материальные и интеллектуальные ресурсы, целиком заимствуя структурные элементы других социальных систем".

Публичная деятельность подобных сообществ является значимым фактом, так как эта деятельность затрагивает интересы членов общества, участников информационного обращения и обмена информации в ИТ-среде.

Совершенно определенно можно утверждать, что именно технологии определяют возможные варианты построения отношений и возможность правового регулирования данных отношений. С точки зрения права сообщества виртуальных лиц невозможно однозначно отнести ни к одной из существующих классификаций лиц. Однако, несмотря на правовые сложности, такие сообщества являются участниками правоотношений.
Н.В. Власова, С.А. Грачева, М.А. Мещерякова также считают, что "необходима надежная система идентификации пользователей социальных сетей, в том числе по IP-адресу, … как это предусмотрено американской Национальной стратегией надежной идентификации в киберпространстве (National Strategy for Trusted Identities in Cyberspace). Кроме того, может быть предложено внедрение минимального набора требований по идентификации пользователей, с тем чтобы сократить число анонимных пользователей и обеспечить идентификацию реальной личности пользователя социальной сети.

Таким образом, можно заключить, что для идентификации участников отношений в сети Интернет необходимо сформулировать понятие "виртуальное лицо". Виртуальное анонимное лицо - это лицо, совершающее определенные действия в сети Интернет. Определение места деятельности данного лица осуществляется посредством технологических процедур определения IP-адреса, доменного имени данного лица и др.

Правовые проблемы виртуальной среды Интернет


1. История развития сети Интернет

Термин "Интернет" происходит от Interconnected Networks (объединённые сети). Прообразом современной сети Интернет принято считать американскую военно-промышленную территориальную сеть ARPANet (от английского Advanced Research Projects Agency Network). Разрабатывали систему ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Стэндфордского исследовательского центра, Университета штата Юта, Университета штата Калифорния в Санта-Барбаре. В 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения, все работы финансировались за счёт Министерства обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться.

2 января 1969 года было принято решение о начале работы над проектом по созданию сети компьютеров оборонных организаций. Сеть должна сохранять работоспособность в условиях ядерной атаки. К 1972 году 40 компьютерных центров могли обмениваться электронной почтой, осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотен и тысяч километров электронно-вычислительными машинами и передавать файлы с данными. Идеологической основой проекта послужило отсутствие общего центра управления, полная самостоятельность каждого сегмента. Это решение было обусловлено необходимостью обеспечить работу каналов передачи информации при выходе из строя отдельных узлов. При иерархическом построении сети выход из строя центрального элемента приводил к потере работоспособности всей сети.

В 1984 году была разработана система доменных имен. В 1988 году был изобретен протокол Internet Relay Chat (IRC), который позволил общаться в реальном масштабе времени. Устанавливается единое глобальное информационное взаимодействие. В 1998 году папа римский Иоанн Павел II учредил всемирный День Интернета – 30 сентября. Число пользователей сетью Интернет приближается к 1,5 миллиардам человек.

Интернет это организационно упорядоченная совокупность документов и информационные технологии.

2. Правовое регулирование в сети Интернет

интернет сеть право проблема

Правовое регулирование в Интернете, как и в любой другой отрасли социальных отношений, необходимо, однако, применение норм в этой среде сталкивается с большими проблемами. Действие национальных нормативных актов распространяется на всю территорию того или иного государства. В странах организованы государственные органы, призванные принимать, реализовывать, а в случае необходимости понуждать к выполнению тех или иных правовых норм. Оборот информации в сети Интернет происходит свободно, границы государств ею легко преодолеваются. Информация может храниться на территории одного государства, а пользователи этой информации могут находиться в другом, причем это могут быть страны с разными политическим устройством, уровнем влияния религии на жизнь общества, степенью свободы слова, культурными традициями. Отсутствие для информации географических границ государства ведет к столкновению национальных законодательств стран, пересмотру их положений. Следовательно, стоит проблема формирования нового международного информационного законодательства. Разработка указанной отрасли права должна учитывать юридические свойства информации. В Интернете информация предоставляется в электронном виде, не имеет твердого носителя. Это осложняет, например, процедуру доказывания в суде. Как доказать, что информация располагалась в определенное время именно на этом сайте?

В научной среде существует две группы, представляющие противоположные точки зрение на возможность регулирования социальных отношений в среде Интернет. Одна точка зрения состоит в том, что Интернет – это такая среда, в которой право принципиально неприменимо. Другая группа ученых отстаивает точку зрения, что право в Интернете должно существовать, для этого необходимо учесть особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.

Для выработки своей, личной точки зрения, сначала следует определить, является ли Интернет объектом или субъектом права? Объект права – это некие материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. Например, объектами гражданских прав являются имущество, имущественные права, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности. У Интернета нет одного конкретного собственника, владельца, Интернет в целом никому не принадлежит, следовательно, Интернет не является объектом права.

Субъект права – в праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридической обязанности39. Интернет не является ни

международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо другой структурой. Следовательно, Интернет не является субъектом права.

Однако отдельных объектов, входящих в состав Интернета и принадлежащих конкретным лицам на праве собственности – великое множество. Существует также и большое количество субъектов, которые вступают между собой в правоотношения в связи с этими отдельными объектами.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете:

Лица, создающие программно-техническую часть инфраструктуры Интернета;

Лица, производящие и распространяющие информацию в Интернете;

Лица, потребляющие информацию из Интернета.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются следующие:

Программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

Информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

Доменные имена (они должны быть уникальными. Существуют ограничения на получение того или иного доменного имени, например, имя не должно быть созвучно наименованию государственного органа, известного товарного знака);

Информационные права и свободы;

Интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

Информационная целостность и информационный суверенитет государства;

Информационная безопасность.

В основном отношения между субъектами Интернета регулируются традиционными нормами гражданского права, например, заключается договор между физическим лицом и интернет-провайдером на получение доступа к сети, то есть предоставляется информационная услуга.

За основу правового регулирования отношений в Интернете могут быть приняты нормы актов информационного законодательства, основные направления которого составляют:

Законодательство о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в области оборота информации;

Законодательство об управлении в сфере информации и информатизации на федеральном уровне, уровнях субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

Законодательство об информационных ресурсах, архивных фондах, документированной информации, делопроизводстве;

Законодательство об информации ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, ноу-хау, служебная тайна, профессиональная тайна, персональные данные);

Законодательство об обороте интеллектуальной собственности (авторские право, права, смежные с авторскими, патентное право, право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение, право на товарный знак, право на наименование места происхождения товара);

Законодательство о СМИ;

Законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство о защите информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации;

Административное и уголовное законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Рассмотрим на примерах правовое регулирование оборота объектов, свойственных только Интернету.

Доменное имя. Каждый компьютер имеет уникальный IP-адрес, состоящий из четырех чисел, разделенных точками. Чтобы адреса было легче запоминать, каждому числовому адресу было присвоено символьное имя, то есть была создана доменная система имен. Например, числовому адресу 62.76.92.203 соответствует символьное имя – bsu.edu.ru.

В качестве наименования домена используются словосочетания, имеющие непосредственное отношение к владельцу, например, наименование юридического лица, его товарный знак, фамилия или псевдоним для физического лица. Однако есть целая группа лиц, которая основала свой бизнес на регистрации доменов (киберсквоттеры). Наименования зарегистрированных доменов не имеют к зарегистрировавшим их лицам никакого отношения. Целью таких действий является их дальнейшая перепродажа владельцу сходного средства индивидуализации или иному заинтересованному лицу доменного имени. Поэтому выросло количество разбирательств о принадлежности того или иного доменного имени.

В октябре 1999 года Международной корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN) были приняты два важных для сети Интернет нормативных документа, установивших новую процедуру международного третейского разбирательства в отношении прав на использование доменных имен: Единая политика рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy или UDRP) и Правила для единой политики рассмотрения споров о доменных именах. С принятием этих документов создана принципиально новая система внесудебного урегулирования споров для рассмотрения случаев регистрации доменов со спекулятивными намерениями. Используя эту систему, сформированные в рамках специальных Арбитражных центров трибуналы выносят решения по спору владельца товарного знака и обладателя сходного доменного имени. Российские компании и граждане уже стали участниками разбирательств доменных споров по установленным правилам.

Количество зарегистрированных доменных имен в зоне.ru в 2008 году увеличилось на 64% и превысило 1,8 миллиона, говорится в пресс-релизе "Регионального сетевого информационного центра", крупнейшего регистратора российских доменов40. Всего же в мире насчитывается порядка 160 миллионов зарегистрированных доменных имен. Так что правовое регулирование в этой области информационного права весьма значимо.

Второй пример касается сайтов. Сайт – это совокупность гипертекстовых документов и программного обеспечения, которое позволяет работать с этими документами. К разработке и работе сайта имеет отношение большое количество специалистов в разных областях профессиональной деятельности, это и дизайнеры, и программисты, и авторы документов, и операторы, предоставляющие услуги по передаче информации. Их сложные взаимоотношения должны регулироваться правовыми нормами различных отраслей права, в том числе, но не только, информационного права.

Специалистами Всемирного экономического форума представлен очередной годовой доклад о развитии информационных технологий в мире (Global Information Technology Report 2007-2008)41. Такие доклады публикуются, начиная с 2001 года, и являются официальными показателями достижений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В докладах отражается индекс готовности экономик ведущих стран к функционированию в условиях информационного общества. Россия, начиная с 2002 года, когда впервые была включена в рейтинг, последовательно занимала шестидесятые места. В последнем представленном докладе Российская Федерация опустилась на 72 место в общем зачете.

Анализ показывает, что отрицательный вклад в рейтинг России вносит, прежде всего, правительственная политика управления сферой ИКТ. По качеству правительственного регулирования оборота информации Россия занимает 115 место из 127 стран-участниц рейтинга; по качеству законодательной базы, относящейся к информационной отрасли права – 82;

по степени защиты интеллектуальной собственности – 113. Не способствуют повышению общего рейтинга и низкие места по следующим показателям: независимость судебной системы – 102 место, эффективность работы правоприменительных органов – 103. За все перечисленные направления, на основе которых формировались критерии оценки, прямую ответственность несет государственный аппарат, который очевидно все слабее справляется со своими задачами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Идентификация ключевых узлов в сети Интернет и навигация между ними. Уровни интернет-архитектуры. Правовые аспекты коммуникативного регулирования отношений в сети Интернет и дифференциации информации по отдельным "квалифицирующим" признакам в России.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Концепции правового регулирования отношений в сети Интернет. Накопление и динамика системных правовых проблем. Альтернативные подходы к определению места интернет-права в системе отраслей права и законодательства. Рабочее определение интернет-права.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Правовые проблемы виртуальной среды, особенности правоотношений в глобальной сети Интернет. Проблема формирования нового международного информационного законодательства. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2017

    Основы правового регулирования института авторских и смежных прав в сети Интернет. Изучение законодательной и нормативной базы, регулирующей институт авторского права в сети Интернет в Российской Федерации, за рубежом и международными соглашениями.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2014

    Особенности интересов государства в информационной сфере. Проблемы правового регулирования защищенности этих интересов при обмене данными в сети Интернет. Правовые, организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности.

    эссе , добавлен 18.03.2011

    Субъекты административно-правовых интернет-отношений. Характеристика и способы совершения правонарушений в данной сфере. Актуальные направления противодействия и предупреждения, проблема защиты личности от диффамации в сети интернет и пути ее разрешения.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Сущность и закономерности легализации интеллектуальной собственности в сети Интернет. Вопросы защиты соответствующих прав. Проблемы доказательства нарушения авторских и смежных прав, ответственность провайдеров. Технические меры защиты информации.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2016

    Теоретический анализ понятия интеллектуальной собственности и основ ее конституционно-правового регулирования. Изучение проблем, возникающих при регулировании авторских и смежных прав в недавно возникшей области правового регулирования – в сети Интернет.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2011

История свидетельствует, что совершенствование средств вооруженной борьбы оказывает значительное влияние на формы и способы боевых действий. Последние же преобразуют содержание боя и позволяют воинским формированиям решать более сложные задачи. Без сомнения, изменение форм и способов боевых действий напрямую зависит от основных векторов технического прогресса. Например, в современных условиях одним из определяющих векторов технического прогресса является сфера информатизации, которая, как уже упоминалось, оказывает существенное влияние на развитие форм и способов разведки общевойсковых формирований.

- один из самых древних видов обеспечения войск. Уже на заре зарождения военного дела полководцы убедились, что без знания неприятеля, вскрытия его сил и средств, замысла действий, а также условий местности, где предстоит вести бой, невозможно добиться успеха. Изначальными способами ведения разведки были наблюдение и подслушивание, захват пленного, который мог сообщить ценные сведения о расположении, а, возможно, и замысел противника. В последующем к этим трем способам добавились другие - поиск и засада.

Поиск - в отличие от наблюдения, преследовал более активную цель - проникнуть в расположение объектов противника, захватить образцы вооружения, пленного. Особенно усложнилась разведка во Вторую мировую войну. По видам разведка делилась на оперативную, тактическую, боевую и специальную.

Оперативная разведка организовывалась высшим командованием. Она могла вестись авиацией, подвижными войсками и радиосредствами. На командиров соединений и воинских частей возлагалась организация тактической разведки. Боевая разведка велась при непосредственном соприкосновении с противником и в ходе боя. Начальники родов войск и служб выступали в роли организаторов специальной разведки.

Для ведения тактической разведки предусматривалось использовать разведывательные отряды, отдельные разведывательные группы, дозоры и разъезды, а также пешие разведывательные подразделения, выделенные из взводов конной и пешей разведки стрелковых полков, отдельных разведывательных батальонов, стрелковых, танковых и мотоциклетных батальонов механизированных корпусов.

В ходе войны были внесены коррективы в классификацию разведки. Она стала делиться на тактическую (войсковую) и оперативную (Полевой устав Красной Армии. Проект. М., 1943. С. 113). Тактическая разведка велась силами и средствами всех родов войск и служб соединений и воинских частей, оперативная - силами армий и фронтов с широким использованием радиосредств и других средств разведки.

Расширились виды разведки - практически каждый род войск и специальных войск стал своими силами и средствами организовывать и вести разведку. Каждый из этих видов стал вестись присущими ему способами. Так, разведка в интересах общевойсковых соединений и воинских частей велась наблюдением, поисками, устройством засад, налетов и проведением разведки боем. О масштабах проведения поисков и засад в можно судить по следующему примеру. В 93-м стрелковом корпусе 43-й армии в период подготовки наступления в декабре 1943 г. было проведено 126 поисков, а также устраивалось 38 засад. В январе 1944 г. в том же корпусе в обороне было организовано 128 поисков и 18 засад.

Способами артиллерийской разведки в войну являлись: наблюдение, поиск, засечка, звуковая, оптическая, топографическая разведка. А инженерная разведка осуществлялась наблюдением, поисками, фотографированием. Химическая разведка велась наблюдением, пробо-лабораторным исследованием. Разведка средствами связи велась радиоразведкой, подслушиванием переговоров. Достаточно широкое применение в войну получила разведка боем, которая проводилась обычно перед началом наступления. Перед ней ставились такие задачи: установление истинного переднего края обороны противника и расположения его огневых точек, стыков и флангов, системы огня, захват пленных.

Немало ценных сведений добывалось путем засылки в тыл противника разведывательных групп. В их состав обычно включались 5-8 человек, радист с радиостанцией, 1-2 сапера и переводчик. Группа засылалась на глубину до 30 к-м4 . В целом можно сказать, что в годы Великой Отечественной войны искусство ведения разведки совершенствовалось по нескольким направлениям. Одним из них стало широкое применение разнообразных способов получения (добывания) разведывательных данных. Их выбор обусловливался оперативно-тактической обстановкой, наличием сил и средств разведки, фактором времени. Опыт свидетельствует, что наиболее распространенными способами ведения разведки являлись: наблюдение, поиск, засада, действия разведывательных групп в тылу противника, разведка боем. Следующее направление в совершенствовании организации добывания необходимых разведывательных данных проявилось в том, что значительное развитие получила специальная разведка (артиллерийская, инженерная, химическая, средствами связи), оперативнее и полнее использовались воздушная и морская (на приморских направлениях) разведки, а также сведения, добываемые партизанами и пограничными войсками (в начальный период войны) .

В войну проявлялась тенденция объединения различных видов разведки в единую систему. Например, разведка средств связи объединяла разведку и подслушивание переговоров, инженерная - совмещалась с общевойсковой и артиллерийской разведкой. Если в первый период войны инженерные посты и пункты наблюдения располагались отдельно, то на последующих этапах войны они стали совмещаться с наблюдательными пунктами других родов войск. Особенно интенсивно развивалась во время Второй мировой войны радиоразведка. По свидетельству Гальдера, у немцев она составляла до 90 проц. всех полученных разведывательных материалов. Начиная с Первой мировой войны все более совершенствовалась роль воздушной разведки. Первоначально она велась на глубину до 50-70 км, но во Вторую мировую войну ее глубина увеличилась до 300 км.

Если в начальный период она велась в интересах боевой авиации, то во второй и третий периоды войны она стала вестись в интересах общевойсковых соединений, в несколько раз повысилась ее интенсивность. Так, в 1944-1945 гг. количество разведывательных полетов увеличилось более чем в 3 раза, площадь фотографирования - в 18 раз, количество фотодокументов - в 20 раз8 . Непрерывно увеличивалась в войну и глубина разведки силами стрелковых воинских частей и подразделений. Это обусловливалось увеличением их боевых задач в наступлении. Требование состояло в том, что глубина ее ведения в 1,5-2 раза превышала глубину боевой задачи полка (батальона).

В полку разведка велась на глубину 6-8, в батальоне 2-4 км. В батальоне разведка велась с расчетом получить данные на день боя, в полку - на сутки - двое, в дивизии - на двое-трое суток. В связи с увеличением в 5-7 раз зоны разведки в современных условиях стала существенно усложняться ее организация. Зона ответственности тактической разведки соединения стала подразделяться на зону детальной разведки на глубину до 25 км, зону обзорной разведки - до 100 км и зону тыловой разведки в собственном расположении своих войск до 25 км10. Наиболее интенсивная разведка ведется, естественно, в зоне детальной разведки воинской части и более низкая - в зоне обзорной разведки. Особые требования предъявлялись к вскрытию системы огня противника. В Великую Отечественную войну в интересах эффективного проведения артиллерийской и авиационной подготовки атаки требовалось выявить около 60-65 проц. целей на глубину главной полосы обороны противника.

Степень вскрытия его объектов в современных условиях должна составить - средств ядерного нападения до 100 проц., высокоточного оружия, РУК, РОК - до 80-90 проц., пунктов управления войсками и оружием, средств ПВО, РЭБ, базирования армейской авиации, ПТС - до 70 проц11. Возросли требования к разведке в связи с повышением точности стрельбы в 1,5-2,5 раза, дальности стрельбы - в 1,52, возрастании ударной мощи - в 1,5-2 и маневренности - в 1,4-1,9 раза. Глубину ведения разведки в интересах огневого поражения требуется повысить в батальоне - до 5 км, в полку - до 10, в дивизии - до 25 км, а в интересах оценки обстановки - в батальоне - до 10, полку - до 25, в дивизии - до 100 км. Сроки прохождения разведывательной информации требуется повысить о первичных объектах - в соединении, воинской части - до 3 мин, о важных объектах - в соединении - до 10 мин и части - до 5 мин, о других объектах - от 2 до 30 мин.

В ходе локальных войн и вооруженных конфликтов 50-90-х годов ХХ в. выявились следующие недостатки в организации ведения разведки: - несоответствие оргштатной структуры разведывательных формирований характеру поставленных задач; - недостаточная укомплектованность разведывательных воинских частей и подразделений личным составом, особенно дефицитными специальностями, а также техникой новых образцов, специальными легковыми автомобилями, переносными средствами разведки, приборами ночного видения, малогабаритными радиостанциями; - низкая оперативность взаимообмена информацией, отсутствие автоматизированных каналов передачи информации, а также автоматизированной системы получения разведывательных сведений, что приводит к увеличению времени на отработку информации; - сложный ступенчатый характер системы управления разведкой, разобщенная система разведки разноведомственных формирований; - слабая согласованность совместного функционирования разведки с системами боевого управления и огневого поражения; - нечеткое взаимодействие разведорганов с системами боевого управления и огневого поражения; - нечеткое взаимодействие разведорганов с поддерживающей артиллерией из-за отсутствия нештатных артиллерийских корректировщиков и авианаводчиков; - слабые навыки командиров взводов, отделений, групп в ориентировании по карте, особенно в горах и ночью; - недостаточная точность определения координат обнаруженных целей; - необученность командиров разведывательных органов в использовании кодированных карт и переговорных таблиц.

В итоге нынешние требования к разведке выражаются в задаче увеличить самостоятельность систем разведки каждой войсковой инстанции, обеспечить возможность комплексного использования средств разведки, оперативность управления ее системами и средствами, устранить многоступенчатость прохождения информации внутри штаба, обеспечить полное развертывание и непрерывное функционирование системы тактической разведки, обеспечить наименьшие затраты времени на вскрытие объектов и передачу информации, добиться максимальной эффективности вскрытия объектов и гарантированной достоверности, точное определение координат целей (объектов) в любых физико-географических условиях и в любое время года и суток; вести разведку со своей территории на глубину досягаемости своих средств поражения, добиться все большего внедрения автоматизированной обработки информации14. В перспективе все больше будут совершенствоваться способы ведения разведки, среди них все более широкое применение найдут наблюдение с использованием телевизионной аппаратуры, радиолокационное наблюдение, контроль объектов с помощью РСА, сопряженное наблюдение, комбинированное наблюдение, объемное наблюдение.

Для повышения эффективности разведки требуется совершенствовать существующие силы и средства разведки и управления ею; создавать новые, более совершенные технические средства разведки, особенно автоматизированные; повысить действенность структуры разведки, сопряжение ее функционирования с системой боевого управления и огневого поражения; уточнить состав комплектов разведывательных органов в различных войсковых формированиях, оптимизировать их оргштатную структуру, привести ее в соответствие с новой моделью функционирования; изыскивать более совершенные методы работы органов управления разведкой, формы и способы ее ведения, повышение эффективности боевых функций разведывательных органов.

Одним из путей повышения эффективности разведки является применение зонального принципа распределения ответственности за разведку и поражение объектов противника, установление для каждого звена управления четких границ ответственности за достоверность определения координат целей противника и их надежное поражение.

Нет сомнения, что современные и будущие войны - это войны разведок, при этом необходимо исходить из того, что разведка является ключом к достижению успеха в любом бою. В настоящее время, и это можно сказать с полной уверенностью, технологическая революция стала одним из главных направлений развития разведки. Целенаправленно делается ставка на «войны технологий» при сосредоточении основных ресурсов на разработке самых передовых, высокотехнологичных систем, способных изменить формы и способы ведения разведки. Принятие на вооружение новых средств разведки в совокупности с оснащением перспективными системами управления оказывает принципиальное влияние на разведку, делая ее более комплексной, своевременной и достоверной.

К числу перспективных направлений внедрения технических решений можно отнести такие, как быстродействующие ЭВМ последних поколений, датчики слежения на новых физических принципах, системы с элементами искусственного интеллекта, беспилотные летательные аппараты и др. В управленческую и информационную работу разведывательных воинских частей повсеместно внедряются передовые технические решения и технологии, созданные и разработанные на основе применения принципа единого информационно-коммуникационного пространства. Видится, что боевые действия будут не просто высокотехнологичные, а в первую очередь должны быть объединены единым информационно-коммуникационным пространством, и это потребует объединения всех участников операции «в рамках» предстоящих боевых действий, предусматривающих предоставление точных и своевременных данных об обстановке на поле боя и обеспечивающих поражение объектов и целей противника в реальном масштабе времени.

При этом принцип «единого информационно-коммуникационного пространства» должен существенно повлиять как на эффективность сбора, обработки и распределения разведывательной информации, так и на формы и способы организации и ведения разведки, что в итоге позволить сформировать действительно эффективную систему разведки и обеспечить полное информационное превосходство над противником. Многократное увеличение информационного потока вызывает необходимость создания принципиально новой системы сбора, обработки и распределения информации. Например, во время Первой мировой войны телеграфное сообщение позволяло передавать до 30 слов в минуту, появление радио увеличило скорость обмена в 2 раза. Применение же компьютеров в военном деле обеспечило возможность перехода к электронному документообороту, что, в свою очередь, в тысячи раз увеличило объемы передаваемой информации.

В настоящее время создается инфраструктура, позволяющая логически объединить пункты управления в единую ведомственную мультисервисную сеть, т. е. будет обеспечена связь каждого объекта с каждым по цифровым каналам от 2 мегабит в секунду и выше. Однако большое количество подсистем разведки (только в общевойсковом формировании ведется разведка силами и средствами шести родов войск: общевойсковая, артиллерийская, инженерная, РХБЗ, ПВО, РЭБ), а также технического и тылового обеспечения, использующих разные сети передачи разведывательных данных, не в состоянии обеспечить требуемый уровень информационного обмена, что не только затрудняет «вертикальное» взаимодействие (между средствами разведки и пунктами управления), но и делает практически невозможным «горизонтальное» (между средствами разведки и носителями оружия).

Развертывание перспективных систем и средств, разрабатываемых в соответствии с реализацией принципа «ведение боевых действий в едином информационно-коммуникационном пространстве» позволит получить свободный доступ к разведывательной информации, а не к огромному количеству разнообразных данных, полученных от всех видов разведки. Основой для достижения новых возможностей станет в первую очередь развертывание перспективной автоматизированной системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации. Главным принципом новой структуры становится обеспечение постоянной связи между любыми двумя потребителями в любое время и в любом месте. Решение видится в принятии на вооружение единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). ЕСУ ТЗ призвана решать в автоматизированном режиме основные задачи по обеспечению непрерывного, устойчивого и скрытого управления войсками (силами) и оружием при решении боевых задач в условиях огневого воздействия, радиоэлектронного и информационного противоборства, и в ходе передислокации войск, а также обеспечение сбора, обработки и доведения информации в целях своевременного распознавания замыслов противника и степени угроз воинским частям и подразделениям бригады.

Это позволит обеспечить требуемый уровень взаимодействия посредством осуществления доступа потребителей к данным оптоэлектронной, радиолокационной, радиои радиотехнической разведки, воздушной и другим видам в масштабе времени, близком к реальному, а также за счет формирования единой пространственно-временной обстановки на поле боя; дать возможности предоставления необходимой информации заинтересованному должностному лицу в нужное время, но только в рамках доступа к разрешенному потоку информации; использовать системы метаданных для обеспечения требуемого уровня информационного обмена посредством применения унифицированных форматов представления и обработки информации; сформировать комплексную систему разведки и целеуказания; вести боевые действия в едином информационно-коммуникационном пространстве; предоставлять доступ участникам боевых действий к данным всех средств разведки, находящихся в сети, в соответствии с предназначением; организовать прямые каналы связи и передачу разведданных непосредственно на средства поражения.

Указанные мероприятия позволят заинтересованным должностным лицам получить доступ ко всей имеющейся информации для повышения обоснованности и целесообразности принимаемых ими решений, сократить цикл управления, повысить уровень ситуационной осведомленности, интеграции средств разведки и живучесть системы и обеспечить самодостаточность мотострелковых бригад в боевых действиях. Но даже принятие на вооружение ЕСУ ТЗ, как представляется нам, не повлечет появления принципиально новых форм и способов разведки общевойсковых формирований. Каждому виду разведки свойственны свои способы ведения. Например, для постов воздушной видовой разведки - это разведка маршрута, района, объекта и др.; для войсковой разведки - разведывательные дозоры, наблюдательные посты и т. д. В то же время существующие способы разведки получат новое содержание за счет их комплексирования, а также интеграции всех средств разведки в единую систему.

Реализация принципа «ведение боевых действий в едином информационно-коммуникационном пространстве» позволит перейти к ведению разведки в форме объединенных (комплексных) разведывательных действий разнородными силами, использующими разнообразные способы разведывательной деятельности. При этом главными изменениями будут сокращение временного цикла, то есть быстрота охвата района нахождения цели средством, имеющим большую зону действия и низкую точность определения координат, а также постановка (перенацеливание) уточненных задач на доразведку высокоточным средствам разведки. Таким образом, будет сокращено время разведки объектов противника. Необходимо средствам разведки обмениваться информацией между собой (объединяя их сетью).

Появляется возможность применить принцип «синергетического эффекта», когда суммарный эффект взаимодействия двух и более факторов характеризуется тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Аристотель говорил: «Целое больше суммы отдельных частей». Объединением средств разведки в единую систему повышается угол поля зрения (охвата), разрешающая способность, сокращается скорость перенацеливания средств, обеспечивается ведение разведки в любое время суток в любых погодных условиях и т. д., а также снижаются недостатки каждого средства в отдельности. Возрастающие возможности по ведению разведки позволят обеспечить проведение эффективных боевых действий по решению поставленных задач, поражению любых целей в любых погодных условиях днем и ночью в любой обстановке. Для выполнения этих задач необходимо создать эффективную и комплексную систему разведки, предусматривающую интеграцию всех ее средств в единую разведывательно-ударную сеть на временной основе, осуществление как вертикальной, так и горизонтальной их интеграции, а также реализацию новых принципов разведывательного обеспечения боевых действий.

И. ВОРОБЬЕВ, В. КИСЕЛЕВ

Столько легенд и выдумок, сколько ходит об этих людях, наверное, не придумано ни об одной военной специальности. 5 ноября в 10-й раз свой праздник будут отмечать военные разведчики. Все те, кто так или иначе связаны сегодня или были связаны в прошлом с военной разведкой, соберутся за столом, вспомнят что-то, расскажут очередные "байки". Выпьют традиционные сто граммов, помянут погибших друзей.


Мне приходилось бывать на таких "междусобойчиках". И всегда поражало то, на сколько образ, созданный в нашей голове фильмами и воспоминаниями очевидцев не соответствует действительности. Да, среди оперативно-тактического звена разведки можно встретить достаточно внушительных по габаритам и силе людей. Но не "шварценеггеров" точно. Сильные, большие люди. С хорошей спортивной подготовкой.

А вот в звене стратегической разведки... Полный разрыв шаблона. Обычные, часто седые, мужики, каких множество на улице. Чаще добрые, чем "со стальными характерами". Встретишь такого на улице и даже мысли не возникнет, что он причастен к каким-то серьезным военным делам. А ведь именно эти ребята поездили по миру ещё в советское время. Поработали в армиях многих стран.

Часто спрашивают о самой дате. Что стало "точкой отсчета" для нового праздника? Ведь разведка существовала ровно с тех пор, как появилась первая армия.

Действительно, военной разведки начиналась в далеком уже 1654 году при царе Алексее Михайловиче. Именно тогда на Руси был создан первый специализированный приказ, который занимался именно разведкой - Приказ тайных дел. Причем, надо отдать должное военачальникам того времени, приказ стал одним из наиболее эффективных органов управления того времени.

Так откуда же появилась дата 5 ноября? Дата эта - наследие Красной Армии. именно в РККА был создан Полевой штаб Красной Армии Реввоенсовета Республики. Это решение было принято 1 ноября 1918 года. А 5 ноября был издан приказ Реввоенсовета Республики № 197/27. Именно этот приказ стал основанием для создания управления, которое стало прообразом ГРУ: Регистрационного управления по координации усилий всех разведывательных органов армии.

Назывался первый орган Республики в соответствии с революционными веяниями - Региструпр.

О разведывательной деятельности ГРУ знают многие. Точнее, предполагают. Но мало кто знает, что знаменитый и страшный для шпионов противника и их пособников "Смерш", созданный в апреле 1943 года так же организационно входил в состав разведки.

Большинство людей, не связанных с такими организациями, твердо уверены, что военные разведчики занимаются вопросами, связанными с армиями других государств. Если военные, значит специалисты именно по военным вопросам. Однако это далеко не так.

Стратегическая и оперативная разведка для военных разведчиков действительно является приоритетной. Однако, никто не снимает с ГРУ задач по решению других вопросов. Это и военно-техническая разведка, военно-политическая разведка, экологическая разведка, военно-экономическая разведка... Перечислять задачи современных разведчиков дело не благодарное и даже глупое. Не бывает вопросов, которые в современном мире не связаны с армией.

"Глаза и уши" нашей армии сегодня оснащены самой современной техникой и вооружением. Информация для разведчиков сегодня доступна в самом широком спектре возможностей. От океанических глубин до космоса. Но и старые, традиционные способы разведки никто не забывает. Агентурная сеть ГРУ достаточно серьезный аргумент в спорах с противной стороной.

Особое внимание хочется уделить спецназу ГРУ. В этом году этой структуре исполнилось 66 лет. Да, всего 66! Подразделения специального назначения ГРУ СССР были созданы в 1950 году. Говорить о численности и составе подразделений этой структуры сегодня не представляется возможным. Состав и численность таких подразделений строго секретна.

А вот то, на что они способны, иногда проникает в прессу. То в одной, то в другой стране происходят события, которые иначе как "чудом" не назовешь. Гибнут диктаторы, взрываются арсеналы вооружений армий, готовых к нападению на соседние государства, чудесным образом террористы становятся покладистыми переговорщиками и отпускают заложников, союзники почему-то начинают воевать друг с другом, вместо подготовленной операции по захвату чего-либо.

Переоценить деятельность военных разведчиков сложно. Недооценить, в силу секретности большинства операций, можно. Но именно военная разведка стояла и стоит на переднем рубеже защиты России. Именно разведчики первыми сообщат о готовящемся нападении или диверсии. Именно разведчики помогут найти банды террористов. Именно разведчики в мирное время реально находятся на войне.

Хотелось бы затронуть тему, которая сегодня на слуху в большинстве СМИ. На слуху благодаря разведуправлению ВСУ. Тему эмблемы военной разведки. Многие помнят и видели популярную летучую мышь на фоне земного шара. Эмблема советских разведчиков.

Кстати, этот знак никогда не был официальной эмблемой ГРУ. Приказа об утверждении его в таком качестве не существует. А вот приказ о ношении формы и эмблем частей и подразделений гарнизона есть. Так что, военные разведчики всегда были танкистами, десантниками, артиллеристами и прочими представителями гарнизонного большинства. Да и мышь, как мне кажется, появилась уже в конце 20 века. Точнее, в конце 80-х - начале 90-х годов.

После принятия нового Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" 11 февраля 1993 года, где прямо было указана обязанность обозначать принадлежность к виду войск нарукавными шевронами появилось множество "звериных" эмблем. Отголоски этого события вы можете увидеть и сегодня на любом пляже России. Волки, скорпионы, орлы... На фоне эмблем ВДВ, земного шара и прочего...

Потому, в 2002 году ГРУ принял уже официальную эмблему - красную гвоздику на черном фоне и гранату в центре. Но на полу в управлении ГРУ РФ все равно "лежит" мышь! А вот рядом на стене действительно гвоздика.

М ы уже писали о тяжелых буднях армейской разведки. То, что эти парни – элита наших вооруженных сил, бесспорно. Тренировки, сборы, учения. И абсолютная закрытость.

И так получилось, что аккурат накануне праздника, на полигоне, где проходили очередные учения, мы, сами того не предполагая, первыми налетели именно на разведку.

Хорошие дороги редко ведут в интересные места. А на полигонах тем более, там чем гаже – тем в конце познавательнее. А в конце этого направления, с позволения сказать, мы увидели строения, которых в прошлый раз не было. Ну и решили подъехать, благо, кажется, направление вполне позволяло.
Два весельчака в грязно-белых комбезах поверх «Горок», полностью экипированные радостно нам сообщили, что мы приехали и взяты в плен. Ага, щас… При поддержке представителя пресс-службы ЗВО в плен нами была взята разведгруппа отдельного разведбата одной из бригад ЗВО, базирующейся в соседней области.

Мы не знали, что за прошедшие две недели этот полигон был значительно расширен по площади и стал местом отработки боевых задач всеми близлежащими частями, поскольку теперь он позволяет работать боевыми зарядами для всего, от миномета до САУ.

Начали мы с шалашей. Ситуация до конца не прояснилась, из разведки выколотить какую-либо информацию – то еще занятие. Но как мы поняли, парням было лень ради одной ночевки тащить эти огромные палатки. И тем более, их сперва ставить, а потом разбирать. А тут началась зима со всеми спецэффектами.

Пришлось обустраивать себе более оборудованную ночевку…

А потом, начальство, узрев плоды творчества, высказало одобрямс и велело сделать из этого ночевалища учебное место. Место получилось, как по нам.

Сами же разведчики должны были заняться совсем иными делами. И они нам их показали. Задачей было организовать позицию для скрытого наблюдения за дорогой.


Это не попытка снять зимний пейзаж. Это я снимал место первого НП. Пень оказался не настоящим, а вполне себе рукотворным.


Бойцы тут же пояснили, что в боевой обстановке вся оснастка делалась бы из веток, палок, проволоки и прочих малозаметных материалов. А тут вполне подошел пластиковый тазик, обработанный штык-ножом. На вопрос, где взяли гражданский пластиковый таз, парни честно глядя в глаза, сказали, что купили. Мысленно представив, где находится ближайший магазин, я мысленно же содрогнулся...


Под "пнем" оказалась комнатень примерно 2х1,5 метра. Оценив размеры, я почти согласился с тем, что в ней можно просидеть не один час. Почти - это потому что очень не хотел проверять на себе, а бойцы были вполне готовы к тому, чтобы меня туда засунуть. Но погода и перспектива возвращения примерно в том же камуфляже (очень грязном) заставила меня согласиться "на раз".


Все тот же грязно-снежный пейзаж. Вроде бы следы должны были показать, где схрон, но я его увидел только когда старший группы дал команду "Серега, высунь трубу!"


Серега высунул. Спалил место. В нормальных условиях, как пояснил командир Максим, на трубу накручивается пластырь, немножко хапается грязными руками, и все, маскировка обеспечена.


Хотя она (труба) и так не сильно заметна.

Третий НП. Он еще не был завершен, бойцы развертывали систему наблюдения.

К сожалению, окончания мы не смогли дождаться, пора было приступать к тому, за чем мы собственно, приехали. Так что распрощавшись и пожелав успехов нашим "пленным", мы покинули разведгруппу.

Личное впечатление: элитные пофигисты с большими возможностями. Одним словом - разведка!

Так что, от имени редакции и авторов "Военного Обозрения" позвольте поздравить тех, кто сегодня носит "гвоздички" и тех, кто продолжает носить "мышек" с профессиональным праздником. "Выше нас только звёзды!". С праздником "глазастики" и "ушастики"!