Главная · Метеоризм · Роли вы играете в жизни и, что не менее важно в постели. Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Эстетика и культурный досуг

Роли вы играете в жизни и, что не менее важно в постели. Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Эстетика и культурный досуг

Говоря об основании «исторического оптимизма», можно сразу использовать уже не раз приводимый аргумент. А именно – тот факт, что наша цивилизация до сих пор существует. Поскольку это может значить только то, что столь «любимые» современным человеком случайные факторы в реальности не имеют определяющего значения. Ведь иначе наша Земля вообще, живая природа, или человек в частности, были бы давно уничтожены. Впрочем, если посмотреть на те идеи, которые сейчас господствуют в общественном сознании, то можно увидеть, что в настоящий момент все более популярной становится указанная модель. Что, в частности, проявляется через буквальный культ «исчезнувших цивилизаций», под которыми подразумеваются уже не «классические» Атлантида с государством Майя, а целый спектр «исчезнувших государств». Начиная с пресловутой «империи» Фоменко-Носовского и их аналогов в других культурах – всяких там «древних укров» и киргизов, как основателей современной цивилизации и заканчивая совсем уж бредовой мыслью о прошедшей в XVIII веке ядерной войне. Смысл всего этого, впрочем, один и тот же – согласование современного «исторического пессимизма» с реальной историей, имеющей «противоположный знак».

Впрочем, разбирать указанный феномен надо отдельно. Тут же стоит отметить только то, что помимо указанного «глобального доказательства» существуют и более привычные нам аргументы, которые показывают истинность движения человечества к светлому будущему. Но для этого нам потребуется подойти к вопросу с несколько необычной стороны. (Впрочем, это кому как.) Тем не менее, начнем.
Итак, в течение тысячелетий человеческой истории, во время которых homo sapiens начал пытаться хоть как-то представлять основы существования окружающего мира, главной особенностью указанного представления была статичность. В том смысле, что этот самый мир мыслился, как существующий с самого начала таковым, каков окружал человека в момент «разработки» системы миропредставления.

Собственно, тут не особенно важно: было ли в ее рамках появление Вселенной результатом сознательного акта, или выступало следствием чистой случайности. (Вариант «неаккуратного демиурга», который хотел сделать одно – а получилось другое – встречается в мифологии довольно часто.) В любом случае неизменным оставалось одно – то, что созданный единожды порядок вещей существовал всегда и был аналогичен подобному порядку самого последнего (для создателей мифологии) времени. Впрочем, даже в указанное время подобную модель часто приходилось дополнять последующей «донастройкой» уже созданного – все эти титаномахии, всемирные потопы и т.д. действия, должные показать происхождение разного рода несуразностей в сознательно сконструированном пространстве.

Так продолжалось в течение долгих веков человеческой истории. Рушились империи, одни религии сменяли другие – но идея единожды сотворенного мира по прежнему оставалась господствующей. (И не надо тут про буддизм – в рамках «текущей Вселенной» там действовал тот же закон.) Однако лет триста назад в общественном сознании произошел фундаментальный переворот. А именно – была создана концепция «развивающегося мира». Т.е., мира, в котором происходят значительные «прижизненные» изменения. (Именно массовая концепция – поскольку зачатки эволюционизма были еще у древних греков.) Кстати, интересно, что с самого начала идея эволюции тесно связала биологическую и геологическую область – в смысле понимания связи процессов отложения осадочных пород и находимых в ней остатков живых существ. Поэтому, по идее, следует говорить именно о концепции «развивающегося мира» - не сводя его к одной лишь живой природе. Так вот – именно указанная связка и позволила понять, что речь стоит вести не только о наличии исчезнувших ныне видов (что еще могло быть объяснено через «донастройку посредством Потопа»), но и о том, что развитие живых организмов шло от простого к сложному.

Впрочем, тут нет смысла говорить о становлении идей эволюционизма, о возникновении и исчезновении разнообразных теорий – и до Дарвина и после него. Достаточно только указать на то, что к началу ХХ века известная нам модель, представляющая пройденный природой путь в виде привычного «эволюционного дерева» - где в самом начале находятся простейшие, а на вершине человек – стало общепринятым. И хотя даже в середине упомянутого столетия еще встречалось огромное количество людей, придерживающихся т представлений об едином акте творения – их отрицание эволюции имело малое отношение к миропониманию. (Выступая, в основном, следствием традиций.) Поэтому, в целом, спорить со «школьной» моделью мало кому приходит в голову даже теперь, в период массовой деградации – насколько логичной она выглядит. (Разумеется, по «частным вопросам» - вроде того, кто к какой ветви относится, а так же – об иерархии самих ветвей спор идет постоянно. Но сути это не меняет.)

Между тем есть в данной системе одна особенность, которая в реальности является гораздо менее очевидной, нежели кажется на первый взгляд. А именно – то, что можно назвать направленным развитием жизни. В том смысле, что считается: чем «ближе» вид к нашему времени, тем он совершеннее. Причина этого состоит в том, что понятие «совершенства» в данном случае оказывается неопределенным: например, пресловутые цианобактерии, находящиеся внизу «пирамиды», настолько прекрасно приспособлены к окружающей среде, что может показаться странным – зачем им еще и развиваться? То же самое можно сказать и про многие «промежуточные» организмы – вроде тараканов – которые сохранились до сих пор, и встречаются практически везде, за исключением полярных областей. В то же время, как находящиеся на вершине приматы представляют собой животных, не только существующие довольно ограниченное (по геологическим меркам) время, но и занимающие крайне узкую область, наиболее продуктивную биологически. Скажем, в Европе и большей части Азии, а так же в Северной Америке обезьян практически нет.

Так что можно сказать, что, на первый взгляд, речь должна идти не о совершенстве, а об усложнении организмов. Впрочем, так и считается в биологии - поэтому тут речь можно было бы закончить, если бы не одно «но». А именно –находящийся на самой верхней «ветке» человек. Вот он то действительно может рассматриваться, как «чемпион» во всех планах: и в плане аномальной выживаемости, благодаря которой данный вид уже десять тысяч лет назад смог занять почти все имеющиеся геоклиматические зоны. И благодаря аномальной численности и продолжительности жизни. А самое главное – благодаря тому, что человек в настоящее время является одной из самых мощных не только биологических, но и геологических сил. Собственно, именно из-за человека приматы (переводятся, как «высшие»), к которым он относится – и получили свое название.

То есть – если брать человека, то следует вести речь именно об развитии, об совершенствовании, а не просто – об усложнении. Впрочем, если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что и все остальные организмы так же имеют определенное «движение» в указанную сторону: в том смысле, что чем сложнее их устройство, тем более независимыми от внешней среды они становятся. Но только в общем – поскольку значительное число видов, напротив, может терять возможность к адаптации, и лишь немногие выжившие пробиваются в «следующий раунд». (Как это происходит об уже помянутых приматов, у которых, по сути, всего лишь одни вид стал «универсалом».) То есть, рассматривая все это, можно сказать, что для эволюции живых организмов следует говорить именно об «общей направленности», охватывающей не отдельные особи, не виды – а именно биосферу целиком.

Однако подобная особенность кажется трудносопоставимой со стохастическими, по своей сути, моделями эволюции, основанными на конкуренции и выживании – которые со времен Дарвина господствуют в науке, и прекрасно подтверждаются на «микроуровне». Что невольно наводит на мысль о, все же, «сознательности» эволюцинного процесса. Поэтому практически все современные креационисты – из тех, конечно, кто ищет какие-то разумные аргументы – именно на эту особенность и обращают внимание. (Разумеется, в 99% случаев тут идет речь об эволюции человека – но это только из-за известности темы. Поскольку, в принципе, тут можно рассматривать и иные примеры.)

Но даже без креационисткой критики стоит признать, что проблема тут существует. Особенно если сделать еще шаг «вверх» и сравнить развитие живых существ с развитием «физической» Вселенной. Той самой, где господствует Второе Начало термодинамики с его Стрелой Времени, обуславливающей только одно возможное направление эволюции систем – к упрощению. И хотя для него обыкновенно оговаривают необходимость «закрытой системы», а жизнь считается «открытой», но все равно, ясности это не прибавляет. Движение живых систем к развитию при том, что «мертвые» всегда движутся к разрушению, приводит на мысль о влиянии неких «потустронних» сил, наличие пресловутой «души» или иного «нефизического отличия» живого от мертвого. Тем не менее, за столетия исследований никакой таинственной «витальной эссенции» так и не было найдено – все живое состоит из тех же элементов, что и неживое и подчиняется тем же законам. (Тут даже всякие «квантовые эффекты» и прочую физическую мистику не применишь: живые организмы прекрасно описываются классической физикой и химией.)

Впрочем, развитие синергетики в середине XX века позволило частично разрешить указанную проблему, доказав, что в особых случаях для открытых систем действительно характерен обратный процесс – увеличение упорядоченности с течением времени. (См. Пригожина «Порядок из хаоса» и т.д.) Таким образом, стало понятно, что никаких особых «витальностей» и прочей мистики для живых существ использовать вовсе нет смысла. Но еще раньше к подобной идее пришли люди, изучающие сложные природные системы – таким, как выдающийся русский геолог и геохимик Владимир Иванович Вернадский и палеонтолог Иван Антонович Ефремов. Последний, по идее, и может рассматриваться, как основоположник исторического, а точнее, «системного оптимизма».

Ефремова можно рассматривать, как последователя Вернадского в «ноосферном плане», хотя к большинству выводов он пришел сам, работая над проблемами эволюции живых существ. Именно в указанной области он и нашел суть того самого процесса усложнения и усовершенствования живых существ, приводящего, в конечном итоге, к росту и развитию высшей нервной деятельности – и, следовательно, к человеку. На самом деле, кстати, указанный процесс оказался не таким уж и прямым – как это кажется сторонникам «внешнего воздействия». Недаром свою концепцию эволюции Иван Антонович назвал «теорией инферно». (Впрочем, он подчеркивал, что это еще не теория, а всего лишь свод статистических наблюдений над стихийными законами жизни.) Основной ее смысл состоял в том, что развиваясь в рамках повышения независимости от окружающей среды, живое существо неизбежно должно создавать… некое отражение этой самой среды «внутри» себя. Вначале в виде генетически записанной информации, формирующейся под действием естественного отбора. А затем – в виде нервной системы, позволяющей делать это на уровне отдельного организма. Именно так, имея в себе «маленький кусочек реальности», жизнь может позволить обойти великую Стрелу Времени – то есть, существовать не только в настоящем, но и немного в прошлом и будущем. Разумеется, для неразумной жизни это «чуть-чуть», практически незаметно – однако для сотен миллионов лет этого было достаточным для того, чтобы биосфера стала самым значимым геологическим фактором на Земле.

Правда, за указанную возможность пришлось заплатить страданием, тем самым Инферно, в честь которого и названа теория. Поскольку единственной возможностью для «записи» наследственной информации выступал тот самый естественный отбор – с гибелью миллиардов и триллионов «невписавшихся» живых существ. Тем более, это самое страдание обострялось в связи с появлением высшей нервной деятельности – поскольку оно становилось «бинарным»: «проигрываясь» и в реальности, и в отражении. Однако указанная игра стоила свеч – поскольку в перспективе подобный механизм позволял избегать наиболее опасных мест и ситуаций. Ну, а в конечном итоге – приводил к появлению разума. То есть, к переходу живого существа на «следующий этап» - этап разумности.

Именно эта особенность и позволила Ивану Ефремову (а до него – Владимиру Вернадскому) взять, и совершить важнейший скачок в истории познания. А именно – перейти от эволюции живой природы к
эволюции иных «системно подобных» явлений. И, в частности, человеческих обществ. Для которых оказались актуальными практически те же закономерности – приводящие к практически тем же результатам. То есть, к неизбежной победе «высшего» над «низшим» – хотя на каждом локальном моменте мы можем наблюдать совершенно противоположные явления.

Однако обо всем этом будет сказано в следующей части…

Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Эстетика и культурный досуг.

Искусство существует с древности, во все времена сопровождало жизнь человека, хотя и изменялось в разные эпохи. Почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека?

Это во многом зависит от времени и общества, в котором живет человек. Например, если мы вернемся к каменному веку и посмотрим, что в то время изображали художники на скалах? Это были бытовые рисунки - ритуалы, зарисовки животных или процесс охоты. То есть человек изображал то, что видел вокруг себя каждый день. Искусство было способом выразить образ мира, а иногда использовалось как магический ритуал для помощи в важных делах. Такую же роль играли и первобытные танцы и песни. (КАРТИНКА)

В более поздний период каменного века появились статуи, каменные постройки, их можно сравнить с современными арт-объектами и считать первыми скульптурами. И здесь надо понять, что это уже была не просто бытовая тема, это что-то большее. Некоторые постройки напоминали скульптуры, а некоторыми произведениями, сделанными из камней, люди хотели показать, что в мире существуют плоскости и окружающая действительность работает по каким-то законам. (КАРТИНКА)

В Древней Греции искусство было одной из высших ценностей, и развитие у человека способностей в рисовании, пении, театре, скульптуре считалось целью. Без этого человек считался не гармоничным, как и без хорошей физической формы, без развитого ума. Греки в совершенстве научились о тображать идеал красивого тела в камне. Здесь мы уже видим не слегка обтесанные каменные глыбы, а реалистичные скульптуры с идеальными пропорциями (КАРТИНКА)

Древние греки достигли в этом такого высокого уровня мастерства, что до сих пор мы используем их произведения как эталон красоты.

Кроме того, место искусства в жизни общества было настолько важным, что государство делало заказы на произведения искусства. Выбирались самые заслуженные мастера, которые представляли результаты своего творчества на суд друг друга и затем выбирали одну, самую достойную работу, которая и занимала свое место в городе. За это авторам деньги не платили, то есть искусством занимались ради искусства, а не заработка, поэтому интерес был именно в оттачивании своего мастерства и получении высоких оценок от коллег по цеху. Не было судей в искусстве выше, чем сами мастера.

В эпоху Возрождения в центре внимания искусства оказался человек. Произведения были пропитаны мудростью о жизни или философскими размышлениями. Давайте вспомним Мону Лизу Леонардо Да Винчи. Ее знаменитая улыбка выражает ум и гармонию, совершенство чувства и мысли.

Постепенно людям стало не хватать в искусстве чего-то нового, они начали экспериментировать с материалами, формами, искать способы сильнее задеть чувства зрителя и лучше самовыразиться.

В наше время все сильно изменилось. С появлением техники - фотоаппарата, видеокамер, компьютеров - стало легче любому человеку отобразить мир таким, какой он есть. Поэтому в искусстве на первый план выходит не техника, не то, насколько точно художник может нарисовать что-то, а музыкант - сыграть, а то, насколько самобытно они передают свое вИдение мира. Реалистичность произведений искусства уже не настолько нужна. Автор передает свои эмоции, впечатления, идеи, пропущенные через себя.

По сравнению с классическим искусством, в современном искусстве больше всего ценится идея и эмоция. Если даже какое-то произведение вам кажется непонятным, нелепым, абстрактным, но при этом оно вызывает у вас бурные переживания, это значит, что художник, композитор, режиссер достиг своей цели.

Например, в 19 веке появилось направление живописи - импрессионизм, который переводится как «впечатление». Его авторы нарушили все принятые на тот момент законы академической живописи, начали писать не гладким письмом, и переключились с библейских, мифологических и исторических сюжетов на сцены из обычной жизни. На тот момент это вызвало жуткий скандал, а художников не хотели выставлять или вывешивались в отдельных помещениях, чтобы подчеркнуть их отверженность. (КАРТИНКИ)

Сейчас эти картины висят в лучших музеях мира и входят в золотую коллекцию произведений искусства. Они считаются самыми дорогими и продаются за дестяки сотни миллионов долларов.

Можно привести много примеров того, как экспериментальное искусство сначала не принимается современниками, а со временем становится классикой. В начале ХХ века в литературе, театре, живописи бурно распространилось движение авангардистов, которые шокировали публику своими креативными идеями. (КАРТИНКА)

Здесь искусство начало играть роль не только зеркала общественной жизни, но и активным образом влияло и меняло ее, вызывая революции в умах людей.

Все мы знаем картину «Черный квадрат» Казимира Малевича (КАРТИНКА), но не все понимают, насколько сильно она повлияла на жизнь каждого современного человека, и что последствия от этого мы наблюдаем и сейчас.

Малевич с группой художников-авангардистов проводили творческие эксперименты. Им было интересно, как цвета и формы влияют на эмоции и поведение людей, даже на их работоспособность. Результаты экспериментов Малевича использовались на производстве, в строительстве, и даже сейчас форма работников на опасных объектах делается определенного цвета - красного/желтого. Потому что это самые яркие цвета, которые человеческий глаз быстрее всего распознает. (КАРТИНКА)

Черный квадрат стал ключевой буквой в азбуке дизайна. С точки зрения изобразительного мастерства, мы не видим в нем ничего особенного - черный квадрат может нарисовать даже ребенок. Но его ценность в том, что Малевич показал в нем гармонию формы, цвета и композиции. На это опираются все современные дизайнеры и архитекторы. Черным квадратом Малевич довел техническую сторону в искусстве практически до нуля, но на максимум вывел идейную составляющую.

И все странные, порой пугающие и нелепые, современные арт-объекты - это продолжение попыток мастеров передать важные смыслы и переживания зрителю и слушателю. Произведение искусства призвано удивлять, шокировать, будоражить.

В то же время, современное искусство стало и объектом коммерции. Мы уже не в Древней Греции и не в каменном веке, когда искусство было исключительно средством самовыражения и познания. Сейчас произведение искусства часто выступает символом богатства, статуса человека, который им обладает.

И, действительно, из-за этого простому человеку - не искусствоведу, в наше время бывает нелегко разобраться, что перед ним - произведение искусства или коммерческий объект, не представляющий ценности. Поэтому если вы хотите приобщиться к прекрасному, лучше начинать с музеев, в которых представлена академическая скульптура, живопись, с театров, ставящих классические произведения, с концертов классической музыки. В них вы увидите и услышите то, что принято считать эстетическими образцами, единство глубокой идеи, смысла, красоты и мастерства воплощения. (КАРТИНКИ)

Именно на этих примерах можно постепенно сформировать у себя художественный вкус, который потом поможет вам лучше понимать и ценить другие направления искусства. Также очень полезно лучше узнавать факты из истории искусств, слушать лекции искусствоведов - их сейчас много в интернете. Знакомство с эпохой, в которую творили мастера, позволит вам глубже понять их идеи, проникнуться духом времени, понять, что чувствовал и хотел передать творец, как общество влияло на его творчество и наоборот.

То есть к восприятию искусства можно и нужно готовиться, чтобы оно действительно вошло в вашу душу и вызвало не скуку, а живой интерес и желание творить самим.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.


Введение 3

    Понятие, признаки права и его роль в жизни общества 4

    Гражданские правоотношения: понятие, особенности,

    Принципы уголовного законодательства РФ.

Понятие, сущность и структура уголовного закона 14

    Задача 21

    Список литературы 22

Введение

Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

1. Понятие, признаки права и его роль в жизни общества.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно- организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

Существенные признаки права.

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

    Нормативность. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством;

    Общеобязательность;

    Обеспеченность государством;

    Носит объективный характер;

    Формальная определенность - нормы права выражены в официальной форме;

    Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем;

    Справедливость содержания юридических норм;

    Системность. Право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм;

    Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.

Функции права.

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию - например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию - право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию - право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию - посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2. Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

а) общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

б) межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

в) отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

г) функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих - в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

Роль в жизни общества.

Современные тенденции развития России придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, а сообразует с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международною и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

2. Гражданские правоотношения: понятие, особенности, содержании, участники.

Гражданское правоотношение и механизм гражданско-правового регулирования отношений. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль здесь играет понятие гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения

Гражданское право имеет дело прежде всего с имущественными отношениями, лежащими в сфере экономического базиса общества. Одна из наиболее важных особенностей гражданского имущественного правоотношения состоит в том, что в нем отражается единство правовой настройки и экономического базиса, их связь и взаимоотношение.

Вспомните тот момент, те последние минуты перед выходом на сцену.

Говорят, все волнуются перед выходом, и это нормально. У кого-то подкашиваются коленки, у кого-то дрожит голос, кто-то храбрится и подскакивает, а кто-то делает вид, что спокоен. Большинство из нас играли эту роль начинающего ещё неопытного артиста и играли безупречно, во всех тонкостях, подключив физиологию. Мы играли её так, что сводило живот, проникновенно, до самого нутра отдавались этой роли. И в этой самобытности была красота жизни, красота человеческого, чисто человеческого.

Или вспомните моменты неудач, провалов, когда ничего не клеится, всё падает из рук, это ужасно раздражает, злит. Всё клокочет внутри. Как вы могли бы назвать эту роль?

Что такое роль?

Роль — в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса.

Роль несёт с собой процесс, она в него вписана, она, в том числе, им формируется. Процесс — это сюжет, который состоит из фактов в определённой последовательности и определённого отношения к ним.

Каждая роль несёт в себе атмосферу, которая воздействует на ощущения, чувства, мысли, поступки и ценности героя.

Определение роли в искусстве.

Роль — игра актёра, воспроизводящая героя произведения.

Сейчас я предлагаю задуматься и представить вам две ваши основные роли. Попробуйте рассмотреть их во всех подробностях. Как они ведут себя, как относятся к вам, как вы относитесь к ним?

Роль полна переживаний, самых разных. Душа вливается в неё и начинает проявляться множеством граней.

Каждая роль имеет свои рамки и законы. Она обуславливает актёра, диктует свои правила. Драматическая роль не может иметь героических черт, это будет уже другая роль. Чаще всего мы чтим эти рамки и законы. Для роли они не видимы, естественны как дыхание или сила притяжения земли. Может быть только так, а не иначе. Всё в роли прописано. Если ты меланхоличный доктор, потерявший смысл жизни, ты им и должен оставаться до конца спектакля. Я, конечно, тут упрощаю. В жизни всё сложней.

Роль обуславливает. Часто актёр не может попрощаться или снять с себя роль тогда, когда не доиграл на полную глубину своих способностей. Она просится, лезет, захватывает взгляд актёра, его жесты, слова, диктует ему тот способ, которым нужно говорить и как нужно относиться к самым разным вещам.

Например, образ непризнанного гения.

Первая его особенность, которая бросается в глаза, это отсутствие признания. Актёр, будучи в этой роли, везде её видит, а те моменты, когда его признают, он не замечает, не верит и игнорирует. Признание находится за рамками мира, в котором может существовать, жить непризнанный гений.

Актёр поглощён ролью, когда не до конца её осознаёт. Осознав же, он может творчески подходить к проявлению роли, увеличивая её глубину, делая её более объёмной и индивидуальной. У каждого свой Гамлет и своя Сонечка Мармеладова.

Предвещая некоторые вопросы, хочется выделить две разновидности ролей:

  1. Роль, как защита. В этом случае истинная цель роли всегда скрыта. Данная роль находится на службе вторичных выгод актёра. Такая роль отчасти похожа на архетип "Персона" из учения Юнга. Она скрывает истинное желание той роли, которая не проявлена, сокрыта, но которая руководит процессом. В этом случае актёр обусловлен как раз этой непроявленной ролью, а не той, которая выставляется на передний план. Как уже становиться видно, в этой роли есть расщепление. Такую роль играют фальшиво, хотя и профессионально. У зрителя остаётся какой-то осадок, что-то неясное. "Как-то он мутно себя ведёт", "С ним нужно быть настороже", "Я не понимаю, чего он хочет на самом деле. Говорит одно, а делает совсем другое ". Под ролью как защитой скрывается роль хитреца, манипулятора, контролёра. О таких ролях написано много в разного рода психологической литературе. Я хотел бы сосредоточить ваше внимание на другом.
  2. Роль, как созидание души. Тут всё совсем наоборот.

Во-первых, роль эта не полностью контролируется актёром, она выходит из его нутра. С ней нужно договариваться, чтобы войти в творческое взаимодействие, иначе она захватит актёра целиком. Данная роль даёт ощущение сопричастности, она, в отличии от предыдущей роли как защиты, налаживает связи, разворачивает миры, творит и верит. Её желание не ограничивается контролем, в таких ролях раскрывается возможность широчайшего спектра переживаний.

Но переходим к главному действующему лицу.

Главные черты актёра — это кураж и эстетическое чувство. У актёра есть только одно желание — играть. И чем больше ролей, тем интересней. С помощью игры он познаёт этот мир.

Актёру тяжело без эстетического чувства. Если его нет, то он будет плохим актёром, может совсем уйти со сцены или запереться в рамки одной роли, так и не увидев богатство души. Что я подразумеваю под эстетическим чувством? Способность видеть красоту во всём. Во всей этой противоречивости, неоднозначности, конфликтности и сложности жизни. Чем она сложней и противоречивей, тем сильнее актёр чувствует себя сопричастным своему спектаклю жизни. Есть такое сленговое выражение в среде психоаналитиков "аналитическое ухо". Это такой способ слушать речь другого. Его можно включать на работе и выключать, когда выходишь из кабинета. Если это не делать, то могут возникать курьёзы или даже конфликты. А у актёра есть особый Эстетический Взгляд на всё происходящее. И это не просто "наблюдающее эго", о котором говорил Фрейд. Наблюдающее эго пытается понять, разобраться и овладеть. Эстетический Взгляд актёра скорее схож с имагинальным эго Хиллмана (о нём можно почитать в книге Хиллмана "Миф анализа"). Имагианльное эго это посредник между миром образов и реальностью, в его компетенции не входит власть и рациональное понимание происходящего, а восприятие красоты жизни и трансляция внутренних образов. В плане красоты есть тонкий момент, имеется в виду не красивая сторона реальности, а восприятие реальности самой по себе как красивой, прямо такой, какая она есть.

Доступ к эстетическому взгляду может дать кинематограф, особенно документалистика и фильмы в реалистическом жанре. В данном случае этот взгляд принадлежит камере оператора. Эстетический взгляд актёра является благоприятной площадкой позволения для всех возможных образов, возникающих в нашем воображении.

Архетипом, олицетворяющим актёра, является трикстер. У него есть способность перевоплощаться. Он занимает такую позицию, в которой может быть любым.

Этот архетип проявляется самым разным способом, и даже можно выделить уровни проявления архетипа, начиная с инфантильного ребёнка и заканчивая великим комбинатором. Трикстер имеет, как и любой архетип, свои светлые стороны и теневые стороны. Чем больше он вытесняется из сознания, тем больше растёт его теневая сторона. У чрезмерно серьёзных и властных людей в тени часто сидит маленький ребёнок, который хочет всё разрушить и начать, наконец, творить что-нибудь интересное и совсем бесполезное, ну, может, и полезное.

Трикстер находится на границе миров.

Трикстер — фигура неоднозначная, он может быть хорошей прививкой от заскорузлых жёстких убеждений и представлений о мире и о себе.

Одной из ипостасей Трикстера является Джокер. Этот архетип даёт ощущение "своей игры", он постоянно выводит систему из равновесия, проявляет на сцене самые неожиданные архетипы. Простую жизнь он делает сложной, чрезмерно сложную — простой, он сталкивает противоречия и ведёт своей утончённой дорогой к постижению тайны жизни. В большинстве карточных игр Джокер может исполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций. Наглядное олицетворение позиции актёра.

Уровень мастерства актёра зависит от многих факторов.

Основной из них — это масштаб игры. Чем выше риск, тем больше азарт и включённость. То, насколько сильно готов актёр рисковать, показывает уровень его преданности Игре с большой буквы. В игре можно выиграть или проиграть. Тут мы прикасаемся к теме нарциссизма. В профессии актёра самолюбование и выставление себя напоказ является неотъемлемым бонусом.

Так вот для нарцисса проигрыш переживается очень тяжело, также как и потерять своё лицо, то есть тот образ (или роль), с которым он слился. Но если нет риска проиграть, то неоткуда взяться азарту. Роли застывают в нас благодаря нарциссу. Нарцисс находится на стороне наслаждения, Джокер же на стороне желания. У Нарцисса всё есть, и это нужно сохранить и сделать ещё совершеннее, Джокеру постоянно чего-то не хватает, поглощённый собственным куражом, он находится в постоянном поиске. Нарцисс же очарован собственной ролью! В этом смысле Джокер отстаивает реальность.

Поэтому проигрыш не выносим, он показывает Нарциссу его собственную нехватку. Напоминает ему то, что он не так уж и совершенен. Джокер, как способность посмеяться над собой, является прекрасным лекарством от нарциссизма.

Другой фактор — это глубина игры, способность вживаться в роль и проживать её на всю полноту собственных возможностей. Тут можно вспомнить, что роль несёт в себе сюжеты и атмосферы, которые имеют огромную глубину. А что нас ждёт на дне? Связь с общечеловеческим.

Используя метафору мастерства в исполнении роли, можно подойти к рассмотрению причин невроза. Человек приходит с каким-то запросом, потому что пора переходить на другой уровень взаимодействия с тем или иным архетипом, открыть для себя следующий сундук с ролями, которые по своей мощи и накалу намного сильнее, но структурно могут относиться всё к тому же архетипу, который и вызывает невротические симптомы.

Отставим пока в сторонку Джокера.

Пример. С другим архетипом.

Приходит человек с запросом и начинает говорить что-то очень сумбурное, невнятное, перескакивая с темы на тему, в основном говорит не о себе, а о других людях, о том, как он беспокоится за свою жену и за детей, и вот надо что-нибудь такое сделать, чтобы им всем стало легче. При этом о себе он толком сказать-то ничего не может: ни о своих желаниях, ни о том, что он любит делать, ничего, пусто. В процессе беседы он проговаривается о том, что ему этого ничего нельзя, раз рядом люди "страдают". Налицо Кронос в его детском варианте. С одной стороны, полнейшее несоблюдение и непонимание границ себя и других людей, с другой стороны, множество самоограничений. В процессе работы и прояснения отношений с данным архетипом уровень проявления основной жизненной роли человека изменился полностью. Он увидел, наконец, свои желания и получил к ним доступ, с одной стороны, и увидел границы собственной ответственности, с другой.

В Архетипическом Театре тоже есть актёры, которые проживают определённые роли. Та или иная роль в АТ выбирается не случайно, а по резонансу с человеком, которого выбрали на неё. Находясь в роли, он может прожить её намного интенсивнее, чем делает это в повседневной жизни. Будучи прожитой, роль уходит, освобождая место для следующей. Актёр Архетипического Театра за один процесс может прожить и пять, и десять ролей, которые перетекают из одной в другую, показывая всё новые пласты, которые скрывались за ролью первоначальной. Например, фигура внутреннего мужчины в начале театра могла чувствовать себя забитым мальчикам, затем преобразиться в пьяного подростка, далее в агрессивного война, и под конец в умиротворённого монаха, а в итоге стать просто созревшей силой действовать.

Что хотелось бы сказать в завершении.

Карл Густав Юнг как-то сказал: "То, что мы не осознаём, становится нашей судьбой".

Достаточно распространён в наше время культ осознания. Мол, осознал и освободился от этой очередной роли, которая сковывала. Такие попытки выйти из игры, которые сами по себе являются ловушкой, идут не на пользу Душевной жизни. ИМХО, осознание той или иной роли даёт возможность сотворчества с миром, и важно делать на этом акцент, а не на освобождении.