Главная · Метеоризм · Проблема смысла жизни в философии. Смысл жизни человека

Проблема смысла жизни в философии. Смысл жизни человека

Проблема смысла и цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала и в настоящее время волнует человека. Данная проблема интересует религию, социологию, медицину, искусство, философскую мысль. Жизнь и смерть человека – главные мотивы философствования на протяжении столетий. Смерть – завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих моментов его бытия, сопровождает исторический процесс становления личности и актуализирует проблему смысла жизни человека.

Неотъемлемой чертой абсолютного большинства религий является представление о смерти как о конце его плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестелесной, духовной жизни. Так, в мифологии вообще нет пропасти между живым и мертвым. Для античного мировоззрения характерна идея вечного возвращения: с осознанием противостояния материального и идеального, возникновением представления о бессмертии души смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. В исламе в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через воскресение. Одна из ключевых идей буддизма – благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид бессмертия – нирвана, сущность которой – отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя.



В европейской философии Нового времени вопрос решался в основном механистически, и смерть представлялась как разрушение и исчезновение механических агрегатов. Проблема бессмертия не считалась научной. Сама проблема личности отодвигалась на периферию философских исследований, а вопрос о смерти терял свою остроту.

Преодоление смерти марксизм находил в социальном бессмертии – это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бессмертие результатов человеческого творчества.

В наше время высказываются предположения, что решению проблемы личного бессмертия могут способствовать достижения методов генной инженерии и средств реанимации.

Формируется новая наука о бессмертии – иммортология.

Проблемы жизни и смерти, улучшения природы человека породили новую область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление и разрешение моральных проблем, связанных с появлением в последние десятилетия достижений биомедицины, новейших технологий лечения людей, биоэтики. Проблемы биоэтики настолько широки и сложны, что требуют и философского осмысления. Сюда относятся проблемы трансплантологии, экстракорпорального оплодотворения, клонирования, эвтаназии.

Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни: зачем, ради чего живет человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций. Но каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает свое существование и переходит в небытие, так и человек завершает свою жизнь процессом умирания. Это касается его биологической структуры. Вместе с тем, индивид имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в ином – социально-культурном отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку может существовать и личность и то, что ею создано и в чем она воплощена. Жизнь человека продолжается в последующих поколениях, в их традициях и ценностях. Человек создает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека максимально полно выражается в творчестве, посредством которого он обеспечивает свое социальное длительное существование.

Проблема смысла жизни человека

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в своей книге "Время человеческого бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Введение

Одной из традиционных проблем философии является определение места человека в жизни, смысла его бытия.

Актуальность темы исследования связана с тем, что вопрос о смысле и цели жизни находится в центре социального и индивидуального сознания здравомыслящих людей на протяжении многих веков. Вопросы о смысле жизни задавали и задают люди до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы , философские , теологические и религиозные объяснения. Потребность искать, находить, понимать и переживать смысл своего бытия в ряду себе подобных и других существ является основой духовного бытия человека. При этом важно, что проблема не ограничена обретением смысла жизни, человек еще должен его осуществить 11, с.3.

Цель исследования состоит в выявлении специфики смысла жизни человека в XVIII?XIX вв., а также в условиях глобальных проблем современности (XX в). Представленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие:

привести определение понятиям «смысл жизни», «цель жизни», а также выявить их различия, описать поиск смысла жизни человеком, отразить взаимосвязь смысла жизни с судьбой;

рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии;

описать смысл человеческого существования в современном мире.

Тема реферата является приоритетным направлением, которое развивается в соответствии с современными реалиями и продолжает мировую историю философии.

Согласно данной работе, проблема смысла жизни подвергалась исследованию в немецкой классической и современной западной философии. Философы XVIII?XIX вв. и XX в. произвели огромную работу по обоснованию своих концепций и решению проблемы смысла жизни. Данный реферат выполнялся на основании трудов И. Канта? «Основы метафизики нравственности», Г. Гегеля? «Феноменология духа», И. Фихте? «Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение», Л. Фейербаха? «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», М. Хайдеггера? «Бытие и время», К. Ясперса? «Духовная ситуация времени».

Смысл жизни как философская проблема

Смысл жизни человека - философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Смысл жизни? осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить заданные им цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на бытие. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой мировоззренческой системе существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл 6, с.3.

Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла жизни. Судьба человека

Смысл жизни? философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответы на следующие вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»;

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще);

«Зачем (для чего) мне жить?».

Рассматривая данный вопрос, следует четко различать понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели - человек без головы» - гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели.

Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней.

Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения цели жизни близка к проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, можно видеть две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно. Например, потребность в отдыхе, сне может «реализоваться» в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно - человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее - здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия .

Что же касается вопроса о поиске смысла жизни, то стремление к нему свойственно всем людям? это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Когда в поступках и действиях человека нет смысла то, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, невроза, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Однако накопление смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопросы о смысле своей жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен и человек не изобретает его, а находит в мире и объективной действительности. Именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Австрийский психолог В. Франкл вводит представление о ценностях, что позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы). Во-вторых, посредством того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей). И, в-третьих, благодаря позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому мнению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Осуществление смысла жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Человек способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей. Таким образом, осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя.

Рассматривая проблему смысла жизни человека, необходимо отметить совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека , народа (судьба).

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия. Во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Свои попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного человек воплотил в образе судьбы.

Жизнь человека - это материал, в который судьба воплощает свои веления, это «эмпирия судьбы». Способ действия судьбы, ее воплощения человеческой жизни могут быть различны.

Судьба может действовать как абсолютная предрешенность всех событий человеческой жизни, всех его поступков: то, что случилось, обязательно должно было случиться. Или же по-другому: то, что с тобой произойдет, произойдет обязательно. Именно так судьба понимается в сказке, где герой может увидеть в волшебном зеркале весь ход своей будущей жизни.

Судьба может рассматриваться и как основная тенденция жизни, которая пробивает себе дорогу сквозь путаницу случайностей, прихотливость человеческих действий. Лучше всего такая форма бытия судьбы проявляется в судьбе как характере человека .

В образе судьбы воплощаются разные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам еврейского философа М. Бубера, «свобода и судьба вверены друг другу и объемлют друг друга…». Можно с покорностью принять свой жребий, можно попытаться обмануть судьбу, открыто с ней сразиться, познать ее. Но все попытки выстроить свой жизненный путь как бы в стороне от дороги судьбы обычно заканчиваются неудачей. В самом основном вопросе взаимоотношений человека с судьбой (в вопросе о возможности ее преодоления) уже содержится оценка судьбы как несчастья. В конечном итоге все попытки преодолеть судьбу - это неприятие бытия, борьба с небытием. Полная предрешенность человеческого бытия есть небытие: все чуждое мне, не зависящее от меня - это не я, не мое бытие, небытие. Неслучайно тема смерти неотделима от темы судьбы .

С точки зрения небытия все события жизни оказываются неважными, несущественными. Основная задача судьбы-небытия, противостоящей человеку, ? поглотить его. Поэтому смерть - единственное значительное «судьбоносное» событие. То, что происходит в промежутке между рождением и смертью (сама жизнь) неважно, призрачно с точки зрения небытия. Все события сжимаются до непространственной точки на нити жизни.

Приняв точку зрения «небытия», покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь не иначе, как абсолютную бессмыслицу, где все события равнозначны или не имеют значения. В этом случае жизненный путь человека не освещен целью и высшими ценностями. Судьба как небытие лишает бытие осмысленности. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не мной задуманная жизнь, не я ее автор.

Лишь одно чувство нежелания покориться судьбе и сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Сам гамлетовский вопрос: быть или не быть, склониться или сразить ее в противоборстве - уже форма утверждения бытия.

Стремление обмануть судьбу, «игра» с судьбой незаметным образом меняет характеристики самой судьбы? она «очеловечивается». Человеку противостоит уже не судьба как слепой и неотвратимый рок, а судьба-случай. Случай -это «псевдоним свободы». С такой судьбой-случаем можно договориться, ее можно обмануть. Человек пререкается с судьбой. Ощущение предрешенности в этом случае теряется, исчезает трагический налет во взаимоотношениях человека и его судьбы. «Фортуну можно пинать ногами, как женщину, ? писал Макиавелли, ? она так же капризна и своенравна» . Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая. «Мужем рока» назвал Наполеона Лермонтов, о Ленине как «человеке судьбы» писал Н. Бердяев. Трагическое противостояние бытия - небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими деяниями придает желаемую форму. Жизненный путь и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками создает собственную судьбу. Судьбу-случай человек своими удачными и хитроумными действиями превращает в судьбу как замысел человека о самом себе.

Так обнаруживается второй основной смысл понятия судьбы. Судьба - это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связанность, завершенность человеческого бытия, его «логика». Так понимаемая судьба уже не тождественна несчастью, она может быть и счастливой.

Судьба не рудимент древнего мировоззрения - это необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ взаимоотношений человека с миром. Судьба оказывается элементом самого нашего бытия: человек совершает определенные действия по отношению к судьбе: борется с ней, подчиняется, смиряется, играет. Это не борьба с фикцией, человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, приобретают модус, качество реальности. Судьба символизирует тот аспект действительности, который является для человека жизненно важным. Другими словами, такие явления, как смерть, время, вечность, свобода, человек не может освоить иначе, как в форме судьбы. Судьба, следовательно, необходимый элемент человеческого «жизнеустроения», жизненного мира, в котором действительность дана вместе с ее осознанием. Это не мир теоретика, это мир человеческих поступков, выборов, решений.

Разные представления о судьбе - как в неотвратимом роке, логике характера, внутренней завершенности человеческого бытия, замысле человека о самом себе по-разному реализуются в различных жизненных мирах.

Жизненный мир не имеет строгих контуров, четкой и осознанной смысловой структурированности, это некая духовно-материальная целостность, в которой образ мира не отделен от своего прообраза.

Основная его черта - ясное осознание цели, и тем самым осознание себя, своих потребностей. Весь естественный мир непосредственной жизненности как бы воссоздается, конструируется заново, рационализируется. Умственный взор человека обращается на себя самого. В результате исходные, витальные потребности теряют свою непосредственность, корректируются, «подправляются» и тем самым угасают, пропущенные сквозь горнило разума. Возникает второе противоречие - в отношении индивида к самому себе.

Так на первый взгляд простое отношение, лежащее в основе мира цели, открывает целый спектр возможных способов бытия в этом мире: от фанатичного стремления к достижению цели, подчиняющей себе человека целиком, не позволяющей задуматься, остановиться, оглянуться, до разросшегося до размеров всей Вселенной сомнения, погружения в бесконечные поиски оснований собственной жизни, парализующего всякую целенаправленную деятельность.

Мир цели несет в себе зерна саморазрушения, он так же опасен для человека, как и мир непосредственной жизненности.

Предполагаемый день исполнения всех желаний неизбежно должен оказаться днем исчезновения человеческой индивидуальности, всего того, что человек приобрел в процессе движения к цели. Недаром образ смерти, ждущей человека в конце его жизненной дороги, ведущей к исполнению желаний, так характерен для европейской культуры. Главным условием отстаивания себя оказывается недостижимость цели, постоянное движение к ней как заранее обреченная на провал попытка соединить мир человеческой субъективности и внешний мир. Человек постоянно находится между двумя необходимостями, ускользая от тисков судьбы. Чем масштабнее цель, тем разрушительнее для человека ее исполнение. Остановка - также гибель, крушение мира, в основании которого лежит деятельность по движению к цели .

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт управленческих кадров

Кафедра философских наук

Специальность: Государственное управление и экономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Проблема смысла жизни в философии

Студентка 1 курса, группа ГУЭ-4

Свяцькая Е. Д

Руководитель

профессор, кандидат философских наук

доцент Касперович Г. И

Минск, 2010


ВВЕДЕНИЕ

1.1 Смысл жизни

1.2 «Идеальные типы» философского самовосприятия человека

2. Судьба и поиски смысла жизни

2.1 Судьба и жизненный путь

2.2 Поиски смысла жизни

3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Ницше утверждал: «Если есть Зачем жить, можно вынести любое Как», и был прав.

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком.

Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге. Это практическая, жизненная проблема. Оказываясь в критической ситуации, человек каждый раз «выбирает» себя, решает вопрос о смысле своего существования. Как только он перестает размышлять об этом, он перестает быть человеком, превращается в вещь, застывает в определенных границах, срастается с определенной социальной ролью, навеки изгоняется из мира свободного выбора. Проблема человека как практическая проблема всегда стояла и будет стоять перед каждым из нас: в определенные моменты жизни человек проблематизирует свое существование, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути.

Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная «техника» проблематизации человеком своего собственного существования – философия. Именно философия организует «пространство выбора» человеком самого себя, она как бы предлагает выработанные философской мыслью на протяжении столетий различные системы ценностных координат человечности.

Философия окончательный выбор «образа человечности» оставляет за самим человеком. Поэтому она не может диктовать человеку, каким он должен быть. Философия не может быть сведена и к науке о сущем – к простой констатации того, каков человек «на самом деле». Философия как «техника» размышления человека о самом себе есть форма теоретического знания о возможном.


1. Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания

1.1 Смысл жизни

Смысл жизни связан с вопросом «Ради чего жить?», а не с вопросом о том, как поддерживать жизнь. Отношение человека как сознательного, мыслящего существа к своей жизни и самому себе находит отражение в смысле и цели его жизни. Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели.

Так в чем же состоит смысл жизни? Этот вопрос всегда стоял перед философами, и ответ на него рассматривался с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека сохранила религиозная философия. Она связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой святыне, приобщением к истине и высшему благу. Русский религиозный философ С. Франк считал, что мир сам по себе бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь человека. Но человеческий разум – уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Он доступен лишь душе, испытывающей беспокойство, томление, неудовлетворенность, «искание смысла». Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» - писал С. Франк.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

В Новое время философы выделили разум как главную черту человека. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.

Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым.

Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали четкими представлениями, какая жизнь лучше всего, а, следовательно, и более всего осмыслена.

Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа.

М. Шелер выдвинул пять «идеальных типов» философского самовосприятия человека, которые и составляют «пространство выбора» себя, предоставленное всей историей философии отдельному человеку. Шелер не связывает их просто с этапами философской мысли. Все они имеют право на существование и в наше время, все они находят отклик в душе человека и по сей день.

Первая «идея человека», по мнению Шелера, это идея религиозной веры как сущности человека. Подлинная история человеческой души с этой точки зрения – это ее божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение. Христианство с его учением о Богосыновстве приписывает человеку «метакосмическое» значение, приподнимая его над природой. Но прочная божественная основа человеческого бытия вступает в противоречие с земной формой человеческого существования. Отсюда – ощущение надлома, кошмар первородного греха, отягощенность человека природным, страх перед всем земным.

Второй идеальный тип – тип homosapiens, человека как носителя разума. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим уже у греков периода классики. Человек несет в себе божественное активное начало, которого нет в остальной природе. Это начало в человеке родственно Божественному Логосу, оно не меняется в зависимости от обстоятельств, эпохи. Эти учения, по мнению Шелера, могли быть как теистическими (рассматривающими Бога в качестве запредельной миру совершенной личности), так и пантеистическими, растворяющими Бога в мире. Сплетаясь с первым образом человека, эта идея настолько овладевает массовым сознанием, что становится сама собой разумеющейся, человек к себе начинает относиться только как к рупору разума, тождественного нравственности и красоте.

Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек - спасение его души.

Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:

1) Гедонизм. Гедонизм - (от греч. hdouh - наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.

2) Аскетизм. Аскетизм - (от греч.aschthz - упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма - свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.

3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.

4) Прагматизм. Смысл жизни заключен в активном, деятельном отношении человека к окружающему миру. В прагматизме как философии действия утверждается, что цель жизни - в достижении успеха. Представители прагматизма (Джемс, Дьюи) делают акцент на практической жизни и волевом начале. Познание человеком окружающего мира должно быть направлено на «урегулирование ситуации», на реальную действительность в которой живет человек.

5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму - совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.


6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек - высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.

Смысл жизни - понятие, отражающее положительную ценность жизни. Отечественный философ Е.Н. Трубецкой писал: «Речь идет не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а том - стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого».1 Для того, чтобы разобраться в понимании смысла жизни, необходимо рассмотреть сознание человека. Смыл жизни есть некий сверхпсихологический смысл. Это - стремление соотносить свои поступки с поступками других людей, с общественными ценностями. Человек, расценивая свои переживания, соотносит свои действия с высшими ценностями, с каким-либо авторитетом. Человек должен пытаться объяснить себе и другим, с какой целью, для чего он живет.

Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.

В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:

1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.

2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь - ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.

На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.

Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.

Человек как биологическое существо смертен. Как и все органическое, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается, и переходит в другое состояние - небытие, смерть. Человек - лишь часть жизни Вселенной. Человек имеет временные законы жизни, обусловленные его органической природой. В античной философии ставится вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. Древнегреческий философ Эпикур полагал, что смерть, это такое естественное состояние человека, которое не нужно отвергать, и не нужно бояться. Эпикур утверждал: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».1 Эпикур, указывал, что сознание человека и смерть – явления разного порядка, они несопоставимы.

Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть - начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники - в ад.

Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:

1) человек - часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;

2) человек - человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.

Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения. Таким образом, космос - живое вещество (существом). В нем человек наделен бессмертными одухотворенными атомами. Согласно В. Вернадскому развитие ноосферы, как «сферы разума» позволяет человеку познать космос, открыть законы жизни и обретения бессмертия.

Подведем итоги

1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.

2. Человек одновременно включен в сферу биологического и социального. Человек - часть природы. С этой точки зрения, человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляя вид Homo sapiens. Отличительная черта биологической составляющей в человеке, в том что человек существует в сфере социального. Жизнедеятельность человека непосредственным образом связана с другими людьми. Жизнедеятельность человека неразрывна связана с обществом, историей, культурой.

3. Человек - субъект культурно-исторического процесса. Овладевая окружающим миром, человек производит орудия труда и инструменты. Деятельность - сущностная характеристика человека. Деятельность представляет собой форму человеческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Человек творит окружающий мир.

4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.