Главная · Метеоризм · «Предлог ПОД». Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР. Конспект занятия на тему "предлоги на, под" Предлог под в старшей группе

«Предлог ПОД». Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР. Конспект занятия на тему "предлоги на, под" Предлог под в старшей группе

, учитель-логопед ГОУ детский сад №1212.

Цель. Ввести в активизировать умение употреблять предлог в активной речи.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с предлогом “ПОД”.

2. Учить составлять предложения по демонстрации действия с использованием предлога.

3. Формировать умение составлять простые предложения распространенные обстоятельством места.

4. Учить составлять схемы предложения.

Коррекционные задачи:

1. Расширять и активизировать словарь.

2. Упражнять в употреблении предлога “ПОД” при составлении предложений.

3. Учить употреблять имена существительные в Т. п.

4. Развивать свойства внимания (устойчивость, концентрацию, переключение).

5. Совершенствовать пространственную ориентировку.

6. Формировать умение осуществлять анализ предложения путем определения последовательности и количества слов в

предложении.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Логопед приглашает детей на прогулку. Дети прогуливаются по группе.

Но вдруг начинается дождик.

Дети согласовывают свои движения с речью.

Капля первая упала кап!

Капля первая упала - кап!

И вторая прибежала - кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки “кап-кап” запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим.

Под зонтиком посидим.

Дети бегут под раскрытый зонт.

2.1. Сообщение темы занятия.

Ребята где мы с вами спрятались от дождя? (Под зонтом)

Какое маленькое слово помогло нам определить, где мы находимся (Под.)

2.2. Изучение нового.

Логопед выставляет символ слога короткую полоску и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим это “маленькие слова”:

“Маленькое слово” (предлог) ПОД появляется, тогда, когда предмет находится внутри внизу, под чем то.

2.3. Составление предложно-падежных конструкций по действиям детей.

Логопед предлагает взять любую игрушку и поставить её под любой предмет мебели в группе.

Машинка стоит под столом.

Кукла сидит под партой.

Мячик лежит под креслом.

Собака сидит под коляской.

2.3. Физминутка.

Майский вдруг закапал дождь

Кап-кап-кап-кап. Дети сжимают пальцы в кулак и выпрямив, указательный ритмично проводят руками от груди вниз.

И по лужам ты идешь

Так-так-так-так. Ритмично притопывают

Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о ладонь

Спрятал кудри под травой.

Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями о колени.

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал. Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши

2.4. Составление предложений по опорным картинкам.

На доску выставляются картинки парами.(Воробей – крыша, папа – зонт…)

Все прячутся от дождя: и люди, и звери, и птицы.

Воробей спрятался под крышей.

Ласточка спряталась под крышей.

Гусеница спряталась под листом.

Мама спряталась под зонтом.

2.5. Составление схемы предложений.

Дети сидят под грибом.

Жук сидит под листом.

3. Подведение итогов. Оценка речи и деятельности детей.

С каким “маленьким словом” познакомились?

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле ). Где спит медведь? (В берлоге ). Птичка? (В гнезде ). Лиса? (В норе ).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола ). Карандаш? (Из стакана ). Книжку? (Из шкафа ). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с» ).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из» ).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола) . Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

Ирина Лукьянова
Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» - старшая группа

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «в» , «на» , «под»

Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах

Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке

Закрепить навык составление предложений с заданным словом- предлогом

Развивать общую и мелкую моторику

Развивать внимание, память, мышление

Материал : магнитная доска, корзина, кукла, сумочка, мяч, мягкая игрушка котенок, конверт, схемы предлогов 2 комплекта , картинки для составления словосочетаний, раскраска, игрушечная мебель : кровать, постельные принадлежности, коврик, сок, молоко, блюдце, стаканчик

Логопед с детьми заходит в помещение. Предлагает сесть за стол и рассказывает :

Жила-была девочка. (достает куклу) И был у нее… Кто у нее был?

Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котенок.

(показывает игрушку котенка)

Стала девочка котенка спать укладывать. –

Вот тебе под спинку Мягкую перинку. (достает из коробки, а дети раскладывают постельные принадлежности в нужном порядке)

Сверху на перинку Чистую простынку.

Вот тебе под ушки Белые подушки.

Одеяльце на пуху И платочек наверху.

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад, – что такое? (логопед перекладывает котенка)

Хвостик – Дети : на подушке,

На простынке – Дети : ушки.

Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо :

Под спинку – Перинку. На перинку – Простынку.

Под ушки – Подушки.

Вопросы : Где лежали : перинка, простынка, подушка?

Дети : [В коробке ]

Что положили на кроватку?

[ Перинку. ]

Что положили под спинку?

[ Под спинку- перинку. ]

Что положили на перинку?

[ На перинку - простынку ]

Что положили под ушки?

[ Под ушки – подушку ]

Логопед : Котенок маленький, подвижный. Стал он с предметами играть :

Мяч загнал под стул. Запрыгнул он на стол. Лежали карандаши на столе и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку. И давай катать- под стул, под кровать. Вот какой озорной котенок.

Куда котенок закатил мяч? Подо что закатил карандаши?

Логопед : как можно успокоить котенка?

[Погладить, посадить на колени. ]

Предлагаю дать ему молока .

Котенка положим на коврик. Молоко нальем в блюдце.

Девочку посадим на стул и нальем ей сок.

Во что налили молоко? Сок?

Логопед : Котенок насытился и уснул.

Логопед : Послушайте меня.

Мяч под кроватью. Карандаш под столом. Подушка под одеялом.

Какое маленькое слово вы услышали?

Простынка на перинке. Девочка на стуле. Котенок на коврике. Какое маленькое слово вы услышали?

Яблоко в корзине. Сок в стакане. Молоко в миске. Какое маленькое слово вы услышали?

Теперь давайте расскажем девочке, что обозначает каждое маленькое слово

Ребенок достает карточки, на которых изображены схемы предлогов .

[Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» ]

[Когда предмет находится внизу другого предмета , мы используем маленькое слово «под» ]

[Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим «в» ]

Разместим схемы на доске.

Посмотрите внимательно на девочку. Что у нее в руках?

[ У девочки сумочка. ]

Посмотрите, что в сумочке. – [В сумочке- картинки. ]

Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему

Дети берут картинки, составляют предложения , выделяют предлог и прикрепляют картинку к доске.

[Кот лежит на кровати. Кот лежит под кроватью. Птичка в гнезде ]

Упражнение «Послушай и покажи»

(логопед раздает детям схемы предлогов )

Я говорю предложение , а вы показываете схему того маленького слова, которое услышите :

Яблоки лежат в корзине.

Мальчик идет в магазин.

Бабочка села на цветок.

Муравей спрятался под гриб.

Физминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки

Головой слегка качаем

Руки к верху поднимаем

Подвижная игра

Под музыку вы танцуете. Как только музыка останавливается вам нужно или сесть на стул, или спрятаться в чем-нибудь, или встать под что-нибудь. - (зрительный сигнал- Схема предлога -дети садятся или на пол или на стул; встают в мешок или в обруч, под зонтик)

Логопед : У девочки и котенка есть друзья. Послушайте о них историю. По ходу рассказа логопед выставляет картинки.

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и щенок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А щенок спрятался в конуру.

Вспомним предложения со словом НА .

Вспомним предложения со словом ПОД .

Вспомним предложения со словом В

Кто расскажет весь рассказ?

Девочка приготовила для вас подарки. Это раскраска.

Дети благодарят девочку и прощаются

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

Тема: Предлоги в, на, под. Зимующие птицы. Цель: Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное.

Конспект занятия «Осень на пороге» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский.

Софья Бизенкова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Предлоги «в», «на», «под»

Цель :

1. Упражнять детей в употреблении предлогов в , на, под.

Задачи :

1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В , НА, ПОД.

2. учить детей включать в предложение пропущенный предлог

3. тренировать в употреблении существительных единственного и множественного числа в форме винительного падежа со значением места

4. развивать мышление

5. развивать внимание

6. стимулировать двигательную и речевую активность детей

Оборудование :

Схемы с предлогами , картинка, платки и коробка, письмо и конверт

1. Организационный момент

Дети здороваются

Садиться тот ребёнок, который правильно выполнил действие

Выполнение действия :

Положи платок НА коробку

Положи платок В коробку

Положи платок ПОД коробку

Положи платок В коробку

Положи платок ПОД коробку

Положи платок НА коробку

Какие маленькие слова помогали вам выполнять мои просьбы?

Правильно, сегодня мы будем играть с этими маленькими, но очень важными словами

2. Ребята, давайте вспомним когда мы используем эти слова.

В- когда предмет находиться внутри чего-то или кто-то входит куда-нибудь.

НА- когда предмет находится сверху чего то

ПОД- если предмет снизу чего-то

Дети составляют предложения с маленькими словами самостоятельно, логопед даёт пример

Кошка под стулом

Книга на столе

Чай в чашке

3. “Что перепутано?”

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

На кровати тапочки, под кроватью подушка

4. Игра «что где находится»

Работа с наглядным материалом

На доске стоит картина, логопед задаёт по ней вопросы, дети отвечают используя предлоги В ,НА, ПОД.

5. Физкультминутка

Вы, наверное, устали сидеть? Давайте встанеи м пройдём на ковё, сделаем гимнастику.

Повторяйте за мной мои действия

В комнате сижу и слышу (присесть руки возле ушек)

Дождик капает на крышу (движение рук над головой сверху вниз)

А под стол залез котёнок (имитация сидящего котёнка)

И уснул там как ребёнок. сложить руки под ушком)

А теперь повторяйте за мной движения и слова.

Кто мне сможет ответить, какие маленькие слова он услышал в моём стишке.

6. Игра «не хватает»

У вас на столах есть схемы наших маленьких слов. Я вам буду говорить предложения в которых е хватает этих маленьких слов. А вы будете тихонько и молча поднимать ту схему, которую считаете нужной. Давайте попробуем :

Котенок спит … диване. (на)

Кабачёк растёт … листиком (под)

Овощи лежат … карзинке (в)

Дети сидят … стульчиках (на)

Котёнок играет … столом (под)

Ложка стоит … чашке (в)

7. письмо от Незнайки

Логопед достает из сумки конверт и рассказывает детям, что утром пришло письмо от их любимого Незнайки.

Дети кто такой Незнайка.

Читает письмо :

Нашем городе только новые дома. Улицах ходят очень нарядные люди. Каждым окном растут красивые цветы. Наши жители ездят современных автомобилях. Магазинах самая модная одежда. Рынке - очень дешевые продукты. Наш город лучше всех!

8. Подведение итогов

Дети, какие маленькие слова мы сегодня повторили?

Что мы сегодня делали на занятии ?

Спасибо за занятие , до свиданья!

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме: