Главная · Метеоризм · Организация специализированной помощи. Специализированная медицинская помощь населению. Дополнительные официальные бумаги

Организация специализированной помощи. Специализированная медицинская помощь населению. Дополнительные официальные бумаги

  • Здравоохранение. Определение. История развития государственной системы зо
  • Показатели развития зо. Методика вычисления. Современные уровни в рб (все данные за 2012 год!!!)
  • Государственная система зо (Бевериджа, Семашко)
  • Частная и страховая медицина, организационные принципы.
  • Врачебная этика и медицинская деонтология
  • Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья
  • Организация охраны здоровья населения на территории Беларуси в составе вкл, рп, Российской империи
  • Раздел II Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения
  • Статистическая совокупность, определение, виды. Выборочная совокупность, требования к ней. Способы формирования выборки.
  • Организация мед исследования, этапы. Хар-ка плана и программы мед исследования
  • Статистическое наблюдение. Методы сбора стат информации. Стат таблицы, виды, требования к составлению
  • Особенности проведения мед исследования
  • Основные ошибки при проведении мед исследования
  • Относительные величины, методика вычисления, использование в зо.
  • Графическое изображение в статистике. Виды диаграмм, правила построения
  • Вариационный ряд, его эл-ты, виды, правила построения
  • Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.
  • Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратичное отклонение, методика вычисления, использование в деят-ти врача.
  • Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».
  • Корреляционная связь, ее признаки, виды. Коэффициент корреляции, определение, свойства, методы вычисления. Метод корреляции рядов Пирсона. Метод корреляции рангов Спирмена.
  • Понятие о непараметрических методах исследования. Критерий соответствия (χ-квадрат), этапы расчета, значение. Понятие о нулевой гипотезе.
  • Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
  • Раздел III Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.
  • Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие проблемы народонаселения. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • Закон Республики Беларусь «о демографической безопасности».
  • Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.
  • Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения Республики Беларусь.
  • Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, значение для органов здравоохранения.
  • Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.
  • Рождаемость как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
  • Общий и специальные показатели рождаемости. Методика вычисления, оценка уровня. Типы воспроизводства населения. Характер воспроизводства в Республике Беларусь.
  • Смертность населения как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
  • Общий и специальные показатели смертности. Методика вычисления, оценка уровня.
  • Младенческая смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методики вычисления, оценка уровня. Основные причины младенческой смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
  • Материнская смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методика вычисления. Основные причины материнской смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
  • Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, ее роль в статистическом изучении заболеваемости и смертности населения.
  • Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.
  • Методы изучения заболеваемости населения, характеристика.
  • Метод изучения заболеваемости по обращаемости в лечебно-­профилактические организации, характеристика.
  • Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.
  • Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • 7) Удельный вес часто и длительно болевших:
  • Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Инфекционными болезнями (на 100 тыс. Населения)
  • Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими болезнями. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • 2) Моментная пораженность
  • 3) Распределение осмотренных по группам здоровья:
  • Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.
  • 1) Летальность
  • 2) Смертность
  • Раздел IV Первичная медико-санитарная помощь населению (пмсп). Задачи. Функции. Направления развития пмсп в Республике Беларусь. Виды медицинской помощи.
  • Организация медицинской помощи населению в амбулаторно - поликлинических условиях, основные направления развития. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.
  • Городская поликлиника, структура, задачи. Принципы организации работы городской поликлиники. Виды участков, нормативы численности.
  • Регистратура поликлиники, структура, задачи. Организация записи пациентов на прием к врачу. Правила хранения медицинской документации.
  • Профилактическая работа городской поликлиники. Отделение профилактики, задачи. Организация медицинских осмотров населения. Виды осмотров. Показатели профилактической работы.
  • Разделы работы врача-терапевта участкового, их характеристика. Учетная документация в работе врача-терапевта участкового. Показатели деятельности.
  • Диспансеризация населения. Определение, задачи. Организация и содержание этапов диспансеризации. Учетные документы. Показатели для оценки объема, качества и эффективности диспансерной работы.
  • Кабинет медицинской статистики поликлиники, основные разделы работы. Роль статистической информации в управлении поликлиникой. Основные отчетные формы. Показатели работы поликлиники.
  • Врач общей практики (воп): определение, виды деятельности. Содержание работы врача общей практики.
  • Роль и место воп в системе первичной медико-санитарной помощи. Амбулатория общей практики, штатные нормативы, организация работы.
  • Организация медицинской помощи населению в условиях стационара, основные направления совершенствования. Номенклатура больничных организаций.
  • Городская больница, структура, задачи, управление, организация работы, учетная и отчетная документация.
  • Организация работы приемного отделения больницы, задачи, порядок поступления. Документация.
  • Виды режимов в стационаре, их характеристика, задачи, основные мероприятия.
  • Показатели стационарной медицинской помощи, методика вычисления, уровни в Республике Беларусь.
  • Показатели деятельности больницы, методика вычисления, оценка. Стационар
  • Женская консультация, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
  • Родильный дом, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели деятельности родильного дома.
  • Организация медицинской помощи детям. Номенклатура организаций. Ведущие медико-социальные проблемы здоровья детей.
  • Детская поликлиника, задачи, структура. Особенности организации медицинской помощи детям. Показатели работы детской поликлиники.
  • 2. Обслуживание детей на дому:
  • 3. Профилактическая работа:
  • 4. Наблюдение за новорожденными и детьми первых лет жизни:
  • 5. Показатели диспансеризации:
  • Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка, содержание его работы.
  • Противоэпидемическая работа детской поликлиники. Прививочный кабинет, его задачи, организация работы. Учетная документация. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
  • Детская больница, задачи, структура, организация работы, особенности приема пациентов. Учетная и отчетная документация. Показатели деятельности.
  • 1. Характеристика помощи в условиях стационара, оказываемой населению
  • Сельский врачебный участок (сву). Медицинские организации сву. Сельская участковая больница. Организация и содержание лечебно - профилактической и противоэпидемической работы.
  • Центральная районная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
  • Областная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
  • Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, виды, задачи, структура.
  • Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.
  • Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению. Задачи станции скорой (неотложной) медицинской помощи. Больница скорой медицинской помощи: задачи, структура.
  • Врачебно-консультационная комиссия (вкк), состав, функции. Разделы работы вкк. Порядок направления пациентов на вкк, выдача листка нетрудоспособности через вкк.
  • Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • Организация медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушений жизнедеятельности пациентов). Документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • Медико-реабилитационные экспертные комиссии (мрэк). Виды, состав и функции мрэк. Порядок направления и освидетельствования пациентов на мрэк, документация, правила ее оформления.
  • Классификация спец мед помощи : 1)общие виды спец мед помощи: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, стоматология, педиатрия; 2)основные виды специализации: психиатрия, онкология, офтальмология, гастроэнтерология, дерматовенерология, оториноларингол, фтизиопульмонология; 3) узкая специализация: аллергология, ЧЛХ, нейрохирургия, сосудистая хирургия, мед генетика; 4)сверхузкая специализация: нейроонкология, трансплантология. Центр -организация ЗО, обеспечив концентрацию высоких мед технологий, оказание специализир мед помощи, мед реабилит, организацию методич ф-ций, гигиенич, противоэпидемич (профилактич) ф-ций. РНПЦ 17 шт : Кардиологии, Неврологии и нейрохирургии, Детской онкологии и гематологии, Онкологии и мед радиологии имени Александрова, Травматологии и ортопедии, Мать и дитя, Радиационной медицины и экологии человека, Патологии слуха, голоса, речи, Пульмонологии и фтизиатрии, Гигиены, Псих здоровья, Эпидемиологии и микробиологии, Мед экспертизы и реабилитации, Трансплантации органов и тканей, Клинический центр пластической хирургии и мед косметологии, Центр мед технологий. Принцип многоуровневого оказания СМП. 1-й уровень – скорая медицинская помощь (40% - специализированные бригады). 2-ой уровень – амбулаторно-поликлиническая помощь - оказывается врачами поликлиник. 3-й уровень – консультативно–диагностические поликлиники и специализированные диспансеры – уточняют или устанавливают точный диагноз; обеспечивают проведение консультаций, диагностических исследований, выдачу заключений о состоянии здоровья и даче рекомендаций, осуществляют диспансеризацию больных. Виды центров СМП : межрайонные, областные, республиканские. Задачи центра СМП: 1) научно-методическое и организационное руководство и оказание высококвалифицированной СМП по данной узкой специализации; 2) систематическая разработка и внедрение в практику современных медицинских технологий и достижений науки в области лечения больных; 3) проведение специализации и усовершенствование кадров по данной узкой специальности; 4) анализ здоровья населения и разработка комплекса мероприятий по профилактике. Возглавляют центры – профессора и доценты, врачи с большим опытом. Центр состоит из : лечебно-проф. учреждения; кафедры усовершенствования; научных подразделений.

    Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.

    Диспансер- специальное лечебно-профилактическое медицинское учреждение, оказывающее специализиров медицинскую помощь пациентам определенного профиля и осуществляющее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. Классификация : 1)по административно-территор признаку: республик, городск, областн, межрайонный; 2)по профилю: противоТБ (24), кож-вен (21), психоневрологичесий (14), онкологич (11), наркологич (12), эндокринологич (5-6), кардиологич (5-6). Задачи : оказание специализир лечебно-диагностич и консультативн помощи профильным пациентам; учет пациентов и создание регистров; организационно-методическое руководство профильной специализированной службой мед организаций; внедрение научных новых методов и технологий; гигиенич воспитание и пропаганда ЗОЖ. Структура : управление (главный врач, заместители), орг-метод отдел, поликлиническое отдел-е, стационар, лаб-диагностич отдел-я, отдел-я вспомогат методов лечения, административно-хозяйственная служба.

    Врач поликлиники при выявлении заболеваний - туберкулез, сифилис, гонорея, трихофития, микроспория, фавус, чесотка, трахома, лепра, злокачественные новообразования, психические болезни, алкоголизм и наркомания - направляет больных в соответствующие территориальные специализированные диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, онкологический, психоневрологический, наркологический) для уточнения диагноза. На выявленных больных заполняются соответствующие извещения: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (ф. 089/у), «...рака или другого злокачественного новообразования» (ф. 090/у), «...наркомании» (ф. 091/у). На больных микроспорией, трихофитией, фавусом, чесоткой с впервые в жизни установленным диагнозом заполняется также «Экстренное извещение» (ф. 058/у), которое направляется в территориальный ЦГиЭ.

  • Регистрационный N 17175

    В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394) и в целях совершенствования организации специализированной медицинской помощи населению приказываю:

    Утвердить прилагаемый порядок организации оказания специализированной медицинской помощи.

    Министр Т. Голикова

    Приложение

    Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации.

    2. Организация оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях, а также иных организациях государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения - в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления, частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по осуществлению специализированной медицинской помощи (далее - учреждения здравоохранения).

    3. Финансовое обеспечение мероприятий по организации оказания специализированной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов и средств:

    федерального бюджета - в федеральных государственных учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь;

    бюджета субъектов Российской Федерации - в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в рамках переданных полномочий;

    средств частных организаций здравоохранения.

    4. Сведения об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, доводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения до населения и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (в том числе посредством размещения информации в сети Интернет).

    5. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации возможности оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оказание населению отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации, федеральных учреждениях здравоохранения, иных медицинских организациях, в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации.

    Направление граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

    6. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

    7. Специализированная медицинская помощь населению оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи*, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    8. Учреждения здравоохранения оказывают специализированную медицинскую помощь при направлении пациента иными медицинскими организациями в случае невозможности оказания последними специализированной медицинской помощи в соответствии со стандартами, указанными в пункте 7 настоящего Порядка, а также при непосредственном обращении граждан для оказания амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи.

    9. Специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению:

    а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

    10. Работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, специализированная медицинская помощь преимущественно осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий**.

    11. В случае необходимости оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи организация ее оказания осуществляется в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи***.

    * статья 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6641).

    ** постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5062).

    *** приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. N 1047н "О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2010 N 16093).

    Приложение к Порядку

    Порядок направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления граждан Российской Федерации, нуждающихся в оказании специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи (далее - пациент), в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - федеральные государственные учреждения), за счет средств федерального бюджета.

    2. Направление пациентов в федеральные государственные учреждения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России - в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.

    3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляет направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в следующих случаях:

    необходимость установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии;

    отсутствие эффекта от повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, в том числе хирургических, а также высокотехнологичной медицинской помощи;

    высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний;

    необходимость дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями для последующего хирургического лечения с применением высокотехнологичной медицинской помощи;

    необходимость повторной госпитализации по рекомендации федерального государственного учреждения.

    4. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о плановом направлении пациента в федеральное государственное учреждение руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оформление на пациента Талона на оказание специализированной медицинской помощи (далее - Талон) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в электронном виде.

    К Талону прилагается в электронном виде выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю заболевания сроком давности не более 1 месяца.

    5. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о необходимости направления пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает направление пациента на госпитализацию в федеральное государственные учреждение по профилю заболевания пациента по предварительному согласованию с руководством федерального государственного учреждения.

    6. Основанием для госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи (далее - госпитализация) является решение комиссии федерального государственного учреждения по отбору пациентов на оказание специализированной медицинской помощи (далее - Комиссия учреждения).

    7. Комиссия учреждения формируется руководителем федерального государственного учреждения с численностью состава не менее трех человек.

    Председателем комиссии является руководитель федерального государственного учреждения или один из его заместителей.

    8. Основанием для рассмотрения на Комиссии учреждения вопроса о наличии у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи являются:

    оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Талон;

    оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения документ, подтверждающий отсутствие эффекта проводимой терапии при оказании данного вида специализированной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения или учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации;

    выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю его заболевания (сроком давности не более 1 месяца).

    9. Комиссия учреждения принимает решение о наличии/отсутствии показаний для госпитализации пациента (далее - решение).

    Отсутствие у пациента какого-либо вида исследования не может являться основанием для отказа в госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение, если отсутствие данного вида исследования не препятствует определению медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи.

    10. Срок принятия решения Комиссии учреждения не должен превышать 10 дней со дня оформления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения Талона на пациента, а при очной консультации пациента - не более трех дней.

    11. Решение Комиссии учреждения оформляется протоколом.

    12. В протоколе решения Комиссии учреждения указываются следующие данные:

    основание создания Комиссии учреждения (реквизиты нормативного акта);

    состав Комиссии учреждения;

    фамилию, имя и отчество (при наличии) пациента;

    данные о месте жительства и/или месте пребывания пациента;

    основной диагноз заболевания пациента;

    заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (показана/не показана госпитализация);

    Протокол Комиссии учреждения должен содержать дату заседания Комиссии учреждения и в случае принятия решения о наличии показаний для госпитализации - планируемую дату госпитализации.

    13. Протокол решения Комиссии учреждения оформляется в 2-х экземплярах.

    Один экземпляр протокола решения Комиссии учреждения направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с приложением вызова на госпитализацию или очную консультацию пациента с указанием сроков, перечня документов, требуемых для госпитализации, и рекомендаций по дополнительному обследованию или обоснованием отказа в госпитализации с рекомендациями по дальнейшему лечению пациента по профилю его заболевания.

    Второй экземпляр протокола решения Комиссии учреждения хранится в федеральном государственном учреждении в течение 5 лет.

    При проведении очной консультации пациента копия протокола решения Комиссии учреждения выдается на руки пациенту или его законному представителю.

    14. В случае принятия Комиссией учреждения решения о наличии показаний для госпитализации федеральное государственное учреждение вносит информацию о предполагаемой дате госпитализации в оформленный на пациента Талон.

    15. При обращении пациента в федеральное государственное учреждение без прохождения установленной настоящим Порядком процедуры направления для оказания специализированной медицинской помощи в случае наличия необходимости оказания специализированной медицинской помощи, в том числе по экстренным медицинским показаниям, Комиссия учреждения принимает решение о госпитализации с последующим уведомлением Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России для оформления Талона.

    16. Федеральное государственное учреждение оказывает специализированную медицинскую помощь пациенту в соответствии с утверждаемыми Минздравсоцразвития России порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи и по окончании лечения вносит информацию в оформленный на пациента Талон.

    17. Федеральное государственное учреждение ежеквартально, в срок не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным, представляет в Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России отчет федерального государственного учреждения о госпитализированных больных для оказания специализированной медицинской помощи по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

    18. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает в случае необходимости проведение реабилитационных мероприятий пациентам после оказания специализированной медицинской помощи.

    19. Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России осуществляют направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в следующих случаях:

    гражданин Российской Федерации не проживает на территории Российской Федерации;

    при проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан, в случае принятия решения о переводе пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения;

    орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения не обеспечил направление пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи.

    20. Основанием для рассмотрения в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департаменте развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России вопроса о направлении пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи является поступление в Минздравсоцразвития России от пациента или его законного представителя почтовым отправлением или при личном обращении письменного обращения и документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка.

    Прием и регистрация в Минздравсоцразвития России и направление на рассмотрение письменного обращения и документов пациента, необходимых для направления в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 г. N 285н (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2009 г. N 14400).

    21. Письменное обращение пациента или его законного представителя в Минздравсоцразвития России должно содержать следующие сведения о пациенте:

    фамилию, имя и отчество (при наличии);

    данные о месте жительства и/или месте пребывания;

    реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (пациента);

    реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя законного представителя пациента (для детей);

    почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений и номер контактного телефона (при наличии).

    В случае обращения от имени пациента его законного представителя в обращении дополнительно указываются фамилия, имя и отчество (при наличии), данные о месте жительства и/или месте пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента.

    22. К письменному обращению пациента в Минздравсоцразвития России должны прилагаться следующие документы:

    копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (пациента);

    копия документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (для детей);

    копия медицинского заключения, подтверждающего наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи.

    23. Департамент организации медицинской помощи развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России при наличии письменного обращения пациента (его законного представителя) и документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка, обеспечивает оформление Талона на пациента, а также направляет за подписью директора (лица, его замещающего) соответствующее письменное уведомление в федеральное государственное учреждение.

    24. В случае отсутствия показаний для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в федеральном государственном учреждении Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России направляет информацию об отказе в госпитализации пациенту и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с указанием причин невозможности оказания специализированной медицинской помощи, одновременно в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации направляются рекомендации по направлению гражданина в иные лечебно-профилактические учреждения.

    25. При проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан, в случае принятия решения о переводе пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения, Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России оформляет Талоны одновременно с принятием указанного решения.

    26. Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, на любом этапе, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

    По своему характеру медицинская помощь может быть:

    Внебольничной (включая помощь на дому, скорая и неотложная медпомощь).

    Стационарной;

    Санаторно-курортной.

    Виды мед.помощи:

    Доврачебная (первая) помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, проводимых до вмешательства врача, главным образом, силами средних медработников (фельдшер, медицинская сестра провизор, фармацевт). Это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Имеет своей целью устранение и предупреждение расстройств (кровотечения, асфиксии, судорог и др.), угрожающих жизни пораженных (больных) и подготовку их к дальнейшей эвакуации. Доврачебная помощь оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

    Первая врачебная помощь - вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами (как правило, на этапе медицинской эвакуации) и направленных на устранение последствий поражений (заболевания), непосредственно угрожающих жизни пораженных (больных), а также профилактику осложнений и подготовку пораженных (больных) при необходимости к дальнейшей эвакуации.

    Квалифицированная медицинская помощь - вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля, в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения, основными видами специализированной медицинской помощи, оказываемой при различных чрезвычайных ситуациях, является нейрохирургическая, офтальмологическая, травмотологическая, токсикологическая, педиатрическая и др. Бывает терапевтическая и хирургическая.

    Специализированная медицинская помощь - может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий. Вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения больным с определенной патологией.

    Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации.

    1. Конституция РФ ст.38-41

    2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

    3. Национальный проект «Здоровье»

    4. МЗРФ №237 от 1992 г «О поэтапном переходе к оказанию первичной медикосанитарной помощи по принципу ВОП»

    5. Приказ № 350 от 20 ноября 2002г« О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации

    6. ПРИКАЗ №84 от 17.01.2005 г.

    «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)»

    Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь».

    Первая медицинская помощь - комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте происшествия или вблизи него в порядке само - и взаимопомощи. Осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования. Первая помощь направлена на поддержание жизни пострадавшего (больного) и предупреждение развития осложнений

    Первичная медико-санитарная помощь(ПМСП) - это ступень первого профессионального контакта, в который индивид или семья вступают при возникновении у них необходимости в помощи или совете. Является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья. Совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

    Функции ПСМП:

    1. Наблюдение за здоровьем человека и общества

    2. Наблюдение человека в течении всей жизни, а не только во время болезни

    3. Координация усилий всех служб здравоохранения.

    Амбулато́рно-поликлини́ческая по́мощь - внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому. Является наиболее массовой и общедоступной, имеет первостепенное значение для медпомощи населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения - ведущее звено в системе организации медико-санитарной помощи; они включают амбулатории и поликлиники,входящие в состав больниц и медико-санитарных частей, самостоятельные городские поликлиники, в т.ч. диспансеры), женские консультации, сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

    Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

    Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации.

    Первичная медико-санитарная помощь предполагает ее оказание в следующих условиях:

    1. Амбулаторно, в том числе:

    В медицинской организации, оказывающей данный вид медицинской помощи, или ее подразделении;

    По месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;

    По месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;

    2.В условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.

    Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу.

    В медицинских организациях могут быть организованы участки:

    Фельдшерский;

    Терапевтический (в том числе цеховой);

    Врача общей практики (семейного врача);

    Комплексный (участок формируется из населения участка медицинской организации с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом врачебной амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими здравпунктами);

    Акушерский;

    Приписной.

    Обслуживание населения на участках осуществляется:

    Фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;

    Врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, медицинской сестрой участковой на терапевтическом (в том числе цеховом) участке;

    Врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача).

    Типы учреждений, оказывающие ПМСП (в перспективе):

    I. внебольничную помощь:

    1.ФАП, сельские врачебные амбулатории; городские врачебные амбулатории;

    2.территориальные поликлиники (в городах);

    3.станции и подстанции скорой медицинской помощи;

    4.другие типы учреждений: медико-социальные центры для обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, поликлинические реабилитационные центры (одно- и многопрофильные), медико-генетические консультации, консультации "Брак и семья", центры психического здоровья и др.

    II. больничную помощь.

    Система больничной ПМСП, в т.ч. социальной, должна включать:

    Участковые, районные, городские общепрофильные больницы;

    Стационарные реабилитационные центры;

    Больницы для хронических больных;

    Дома сестринского ухода;

    Пансионаты.

    Издательская деятельность

    материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно Центром медицинской профилактики;

    пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

    газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

    Массовая работа

    участие в передачах по телевидению/радиопередачах

    публикации в прессе

    организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин

    работа «телефонов доверия»

    Структура центра здоровья

    кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;

    кабинет медицинской профилактики;

    кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

    кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

    кабинет (зал) лечебной физкультуры;

    школы здоровья.

    Функции центра здоровья

    информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

    оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;

    формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

    формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

    обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

    обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний;

    консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

    организация в зоне своей ответственности, в том числе в сельской местности, мероприятий по формированию здорового образа жизни;

    мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

    впервые самостоятельно обратившиеся граждане для проведения комплексного обследования;

    направленные врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

    направленные врачами после дополнительной диспансеризации (I - II группы здоровья);

    направленные врачами из стационаров после острого заболевания;

    направленные работодателем по заключению врача, ответственного за проведение периодических медицинских осмотров и углубленных медицинских осмотров с I и II группами здоровья;

    дети 15-17 лет, обратившиеся самостоятельно;

    дети (с рождения до 17 лет), у которых решение о посещении Центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем).

    Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

    В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью.

    Болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

    Согласно другому определению болезнь - это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

    Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.

    Болезнь - манифестационный процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Таким образом, болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики. «Болезнь - стесненная в своей свободе жизнь» (К.Маркс).

    По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение. Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

    Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность ухудшения состояния здоровья населения, возникновения и развития заболеваний: Курение.Избыточная масса тела, Структура и характер питания расценивается как несбалансированное по белкам, жирам, углеводам – соотношение их в питании населения края: 1:1:1,3., Высокий уровень холестерина крови, Повышенное артериальное давление, Потребление алкоголя, Распространенность наркотиков, Низкая физическая активность, Психосоциальные расстройства, Экологическое состояние.

    Школы здоровья

    Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях

    Школы здоровья, являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья. – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель создания Школ - научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем. К приоритетным задачам школ здоровья относятся: · повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков; · формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья; · повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства; · создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе; · формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий; · привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов; · снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

    Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов.

    Памятка содержит краткую информацию конкретной тематики, предназначенную для определенной группы населения. Основная направленность памятки – п р о ф и л а к т и ч е с к а я.

    Тематика памятки определяется с учетом основных целевых групп, эпидситуации, сезонности и т. д.

    Целевые группы, которым предназначается информация, определяются с учетом следующих особенностей:

    возраст, пол, социальный статус;

    состояние здоровья;

    профессиональные особенности.

    Название памятки должно быть простым, привлекать внимание, отражать

    Текст должен быть ясным по смыслу, составлен простым и понятным языком. Специальные медицинские термины и понятия употреблять не желательно. Если они необходимы, то должны быть расшифрованы.

    В памятке необходимо отразить:

    причины заболеваний, факторы риска;

    основные симптомы;

    последствия заболевания и возможные осложнения;

    профилактика (конкретные советы) – советы должны быть расположены по мере значимости.

    С о в е т ы п о л е ч е н и ю н е д о п у с т и м ы!

    В конце памятки желательно указать адрес, телефон ЛПУ, где можно

    получить медицинскую помощь или консультацию.

    Текст памятки должен быть рецензирован Главным (ведущим) специалистом, курирующим данный раздел медицины.

    47.Социальное партнерство. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:

    государственных и негосударственных организаций

    общественных организаций

    физических лиц

    Социальное партнерство– это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. Главная задача социальных партнёров – создать условия и убедить население сделать здоровый образ жизни неотъемлемой частью их существования, побудить их более внимательно относ организацийиться к своему здоровью.

    Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний государственных и негосударственных - В основе этой деятельности лежит разумное сочетание санитарно-просветительной, профилактической работы, оздоровительных мероприятий, формирование у каждого человека индивидуального сознательного отношения к своему здоровью, здоровью всех членов семьи.

    Медицинская помощь, определение понятия.

    Общее понятие "медицинская помощь" лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления их здоровья.

    Медицинская помощь- совокупность лечебных и профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, беременности и родах, а также в целях предупреждения заболеваний и травм.

    4. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением специализированной информационной системы в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).

    5. Порядок направления пациентов в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти (далее - федеральная медицинская организация), для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи установлен приложением к настоящему Положению.

    Направление граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в федеральных медицинских организациях, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2005 г., регистрационный N 7115).

    6. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

    7. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

    в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    8. При организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи ведется учетно-отчетная медицинская документация.

    9. Медицинскими показаниями для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях являются:

    а) наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме в целях диагностики и лечения;

    б) наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;

    в) наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, представляющего угрозу жизни и здоровью окружающих (изоляция пациента, в том числе по эпидемическим показаниям);

    г) риск развития осложнений при проведении пациенту медицинских вмешательств, связанных с диагностикой и лечением;

    д) отсутствие возможности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневного стационара в связи с возрастом пациента (дети, престарелые граждане) и инвалидностью 1 группы.

    10. Медицинскими показаниями для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневного стационара являются наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации.

    11. Определение наличия одного или нескольких медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) в плановой форме в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 и пунктом 10 настоящего Положения, осуществляется лечащим врачом.

    12. Определение наличия медицинских показаний для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в плановой форме, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 и пунктом 10 настоящего Положения, осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, в которой пациенту оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь или специализированная медицинская помощь, с учетом перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, установленного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(2) . Решение врачебной комиссии медицинской организации оформляется протоколом с записью в медицинской документации пациента.

    13. Для получения специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме пациент самостоятельно обращается в медицинскую организацию или доставляется выездной бригадой скорой медицинской помощи в соответствии с Правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи*(3) .

    При оказании специализированной медицинской помощи в экстренной форме время от момента доставки пациента выездной бригадой скорой медицинской помощи в медицинскую организацию или от момента самостоятельного обращения пациента в медицинскую организацию до установления предварительного диагноза не должно превышать 1 час.

    14. В случае самостоятельного обращения пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, определение медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи стационарно, предусмотренных подпунктом "а" пункта 9 настоящего Положения, осуществляется врачом-специалистом (врачами-специалистами) данной медицинской организации с оформлением записи в учетной документации медицинской организации и медицинской документации пациента.

    15. В случае отсутствия медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 9 настоящего Положения, или отказа пациента от оказания специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме врач-специалист медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, оформляет на бланке медицинской организации медицинское заключение, содержащее:

    дату и время поступления пациента;

    порядок поступления пациента (самостоятельное обращение, доставление выездной бригадой скорой медицинской помощи, направление медицинской организацией);

    фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента и дату его рождения (число, месяц, год);

    диагноз заболевания (состояния) и код по МКБ-10 *(4) ;

    перечень, объем и результаты проведенных пациенту медицинских вмешательств с целью определения медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи;

    причину отказа в госпитализации (отсутствие медицинских показаний, отказ пациента);

    16. В случае отказа пациента от госпитализации при наличии медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме врач-специалист медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, дает разъяснения пациенту (законному представителю пациента) о возможных последствиях данного отказа для состояния здоровья и жизни пациента с соблюдением требований*(5) , установленных законодательством Российской Федерации.

    17. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.

    В случае если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальная программа) принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать пациента (законного представителя пациента) о возможности выбора медицинской организации в установленном порядке*(6) с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

    18. В случае выявления у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи лечащий врач оформляет выписку из медицинской документации пациента в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 19 настоящего Порядка, и направление на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь (далее - направление на госпитализацию), в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Порядка.

    Выписка из медицинской документации и направление на госпитализацию выдается пациенту (его законному представителю).

    19. Выписка из медицинской документации должна содержать диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10 , сведения о состоянии здоровья, проведенных диагностике и лечении, рекомендации о необходимости оказания специализированной медицинской помощи с указанием формы ее оказания (неотложная, плановая).

    20. Направление на госпитализацию оформляется лечащим врачом на бланке медицинской организации, должно быть написано разборчиво от руки или в печатном виде, заверено личной подписью и печатью лечащего врача и содержать следующие сведения:

    фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения, домашний адрес;

    номер страхового полиса и название страховой организации (при наличии);

    свидетельство обязательного пенсионного страхования

    (при наличии);

    результаты лабораторных, инструментальных и других видов диагностики, подтверждающих установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи;

    профиль показанной пациенту специализированной медицинской помощи и условия ее оказания (стационарно, в дневном стационаре);

    наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для оказания специализированной медицинской помощи;

    фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача, контактный телефон (при наличии), электронный адрес (при наличии).

    21. Выбор медицинской организации при оказании пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает пациент, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2013 г., регистрационный N 27617).

    22. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

    13. Протокол решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации оформляется на бумажном носителе в одном экземпляре и хранится в федеральной медицинской организации.

    14. Врачебная комиссии федеральной медицинской организации в случае принятия одного из решений, указанных в подпункте "е" пункта 12 настоящего Порядка, уведомляет с использованием доступных средств связи (телефон, телефон/факс, электронная почта и др.) направляющую медицинскую организацию или Министерство здравоохранения Российской Федерации при направлении пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в случаях, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, о своем решении в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня его принятия, с направлением выписки из протокола решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации путем электронного взаимодействия.

    15. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в случае принятия врачебной комиссией федеральной медицинской организации решения, указанного в абзаце третьем подпункта "е" пункта 12 настоящего Порядка, обеспечивает дальнейшее лечение пациента в соответствии с рекомендациями, указанными в выписке из протокола решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации, в объемах, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    16. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) осуществляет направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные медицинские организации в случаях, если:

    1) пациент не имеет регистрации по месту жительства (временного проживания или пребывания) на территории Российской Федерации;

    2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по месту жительства (временного проживания или пребывания) пациента не обеспечил направление пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи в соответствии с настоящим Порядком.

    17. Основанием для направления Министерством (уполномоченным структурным подразделением Министерства) пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи является письменное обращение пациента (его законного представителя) в Министерство с информацией о причинах обращения в Министерство с целью направления в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи.

    а) копия паспорта законного представителя пациента;

    б) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента.

    21. Уполномоченное структурное подразделение Министерства в течение десяти рабочих дней со дня регистрации в Министерстве письменного обращения пациента (его законного представителя) и прилагаемых к нему копий документов, предусмотренных пунктами 19 и настоящего Порядка, обеспечивает направление письменного запроса в федеральную медицинскую организацию и в копии уведомления пациенту о необходимости определения наличия (отсутствия) медицинских показаний для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в федеральной медицинской организации с приложением копий документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.

    22. В случае отсутствия одного или нескольких копий документов, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 19 настоящего Порядка, уполномоченное структурное подразделение Министерства в течение 2 рабочих дней подготавливает письменный ответ в адрес пациента (его законного представителя) за подписью директора уполномоченного структурного подразделения Министерства (лица, его замещающего) с разъяснениями о перечне документов, необходимых для направления пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи.

    23. Врачебная комиссии федеральной медицинской организации в случае принятия одного из решений, указанных в подпункте "е" пункта 12 настоящего Порядка, уведомляет с использованием доступных средств связи (телефон, телефон/факс, электронная почта и др.) уполномоченное структурное подразделением Министерства о своем решении в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня его принятия, с направлением выписки из протокола решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации в адрес уполномоченного структурного подразделения Министерства и пациента (его законного представителя).

    24. Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи на любом этапе, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    _____________________________

    * Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 916н "О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г., регистрационный N 30804).

    комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемый врачами в специализированных лечебных учреждениях или отделениях, имеющих специальное лечебно-диагностическое оснащение и оборудование Основными видами С.м.п., оказываемой в чрезвычайных ситуациях, являются: нейрохирургическая, офтальмологическая, оториноларингологическая, стоматологическая, травматологическая, нефрологическая, радиологическая, токсикологическая, психоневрологическая, акушерско-гинекологическая, педиатрическая, а также помощь пораженным с повреждением органов грудной клетки, брюшной полости, мочеполовой системы, инфекционным больным и др.


    EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

    Смотреть что такое "Специализированная медицинская помощь" в других словарях:

      Специализированная медицинская помощь Энциклопедия права

      Специализированная медицинская помощь - 1. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования… … Официальная терминология

      Специализированная медицинская помощь - 2.5 Специализированная медицинская помощь комплекс лечебно профилактических мероприятий, выполняемый врачами в специализированных лечебных учреждениях или отделениях, имеющих специальное лечебно диагностическое оснащение и оборудование. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Специализированная медицинская помощь - (англ. specialized medical aid) в РФ медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. В соответствии с Основами законодательства… … Большой юридический словарь

      Специализированная медицинская помощь - комплекс лечебно профилактических мероприятий, выполняемый врачами в специализированных лечебных учреждениях или отделениях, имеющих специальное лечебно диагностическое оснащение и оборудование … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

      Специализированная медицинская помощь ВИЧ-инфицированным в городе Москве - Специализированная медицинская помощь ВИЧ инфицированным вид медицинской помощи, оказываемой ВИЧ инфицированным городским специализированным учреждением в области профилактики ВИЧ инфекции и лечебно профилактическими учреждениями города Москвы по … Официальная терминология

      Медицинская помощь Энциклопедия права

      I Медицинская помощь в военно полевых условиях комплекс лечебно профилактических мероприятий, осуществляемых последовательно и преемственно медицинской службой на поле боя, в очагах массовых поражений и на этапах медицинской эвакуации с целью… … Медицинская энциклопедия

      Медицинская помощь - см. Медицинское вмешательство; Первичная медико санитарная помощь; Скорая медицинская помощь; Специализированная медицинская помощь … Большой юридический словарь

      Высшая форма М. п., оказываемая врачами специалистами в специально предназначенных для этой цели лечебных учреждениях или отделениях с использованием специальной лечебно диагностической аппаратуры, инструментария и оборудования … Большой медицинский словарь