Главная · Метеоризм · Молитвы во время панихиды. Панихида по усопшим

Молитвы во время панихиды. Панихида по усопшим

После смерти близких людей на плечи родственников ложится забота об их душах. Похороны не обходятся без панихиды по усопшим. Нужно также проследить за тем, чтобы верующий был похоронен в соответствии со всеми религиозными традициями.

Для чего это необходимо?

Богослужение, которое проводится в церкви, не следует путать с таким понятием, как гражданская панихида. Церковный ритуал должен длиться всю ночь, а с наступлением утра он переходит в заутреннюю заупокойную службу.

Назначение панихиды состоит в том, чтобы попросить прощения у Бога за неправедные поступки усопшего человека. Умерший уже не сможет просить за себя самостоятельно. В течение жизни люди вольно или невольно совершают греховные действия. За многие из них верующий не успевает попросить прощения. После смерти усопший предстанет перед Создателем. Предварительно каждая душа проходит мытарства в течение определенного времени. За это время церковь должна успеть замолить грехи покойного.

Молитва за упокой души - обязанность каждого верующего по отношению к своему брату по вере.

Просить Бога за умершего следует не только в тех случаях, когда почивший является близким родственником. Молиться необходимо и за незнакомого, и за близкого друга, и даже за кровного врага. Христианин обязан прощать своих врагов и просить высшие силы о благе для них. Прошение за иноверца, который уважал православие, тоже будет принято. Проводить обряд в церкви в таких случаях запрещено. Однако нет ничего плохого в том, чтобы помолиться за усопшего келейно, то есть дома.

По кому не проводится обряд?

Некоторым категориям мирян может быть отказано в христианском ритуале. Речь идет не о том, чтобы наказать человека, отказав ему в заступничестве. Наоборот, священнослужители обязаны просить за каждого верующего вне зависимости от степени его греховности. Однако существуют и исключения. На панихиду не может рассчитывать:

  1. Некрещеный. Обряд крещения предполагает, что человек принимает все предписания православия. Он становится частью христианского сообщества, а церковь обязана заботиться о его душе. Если же человек не принял веру, священнослужители не имеют права молиться за его упокой. Возможно, что умерший выбрал иной путь к Богу и поклонялся ему в соответствии с требованиями другой религии. В таком случае православная церковь должна уважать выбор верующего и не проводить службу даже по просьбе родственников.
  2. Самоубийца. Близкие люди умершего по собственной воле часто задают вопрос о том, можно ли заказать панихиду о самоубийце, который был крещен и отличался усердным служением Богу. Добровольное лишение себя жизни считается одним из самых тяжких грехов. Никаких обрядов по самоубийцам церковь не проводит. Исключением могут стать те случаи, когда человек был психически болен или находился под воздействием психоактивных веществ. Исключений для глубоко верующих, находившихся в здравом уме, церковь не делает. Родственники могут помолиться за душу близкого дома.
  3. Богохульник, гонитель веры, закоренелый грешник. Об упокоении душ таких людей в храмах также не молятся. Человек, который открыто высмеивал религию или был притеснителем верующих, не может рассчитывать на то, чтобы священники молились за его упокой. Люди, отличавшиеся при жизни греховным поведением, никогда не каявшиеся в своих поступках, не получают прощения и заступничества церкви.
  4. Атеист. Церковные обряды атеистам заменяет гражданская панихида. Если человек не с был гонителем веры, но отрицал существование Бога и завещал не проводить над ним никаких ритуалов, нужно выполнить последнюю волю покойного. В данном случае речь также не о наказании за неверие. Человек сделал свой выбор, к которому следует отнестись с уважением и без порицания.

Может ли панихида быть гражданской?

Изначально понятия гражданская панихида вообще не существовало. Это светский термин. Для проведения церемонии используется не храм, а специальный зал. Прощание с умершим может пройти в любом просторном помещении, где поместится большое количество друзей, знакомых или незнакомых покойному людей.

Гражданская панихида проводится после смерти политиков, деятелей искусства, спортсменов, военных и других выдающихся личностей.

Если при жизни умерший был знаменит, имел поклонников и т. д., родственникам необходимо позаботиться о том, чтобы с покойным могли проститься все желающие. Гражданская панихида может пройти в помещении, которое имеет отношение к прижизненной деятельности умершего. С известными актерами, например, часто прощаются в том театре, где они работали.

На гражданской церемонии звучит прощальная речь, высказываются слова соболезнования родственникам. Церемония может сопровождаться возложением венков, траурными митингами или салютом (если умерший был военным). Иногда мероприятие перерастает в акцию протеста, манифестации, вооруженные конфликты и т. д. Это происходит в тех случаях, когда покойный был представителем какого-либо движения или политической партии.

На церковной панихиде не высказывают слов сочувствия родственникам. Не принято произносить прощальную речь. Запрещены любые конфликты и выяснения отношений. Священнослужители рекомендуют относиться к прощанию в церкви, как к радостному событию. Верующий прошел земной путь, а теперь ему предстоит встреча с Творцом и вечное блаженство. Такая перспектива не должна вызывать скорби.

Гражданская и церковная панихиды не противопоставлены друг другу.

Одна может следовать за другой. Сначала происходит светское прощание, а затем покойного везут в церковь для совершения необходимых обрядов. Только после этого гроб с телом отвозят на кладбище.

Виды панихид

  1. Первая церемония. Совершается над только что умершим. Провести ее необходимо до того, как тело будет предано земле. Подобные панихиды должны быть заказаны мирянами на девятый и сороковой дни смерти человека. Службу заказывают и тогда, когда исполняется год после ухода усопшего и на его последующие даты смерти и дни рождения. В эти дни родственникам желательно устраивать поминки.
  2. Парастас. В переводе с греческого это слово означает «ходатайство». Богослужение проводится сразу за всех умерших христиан. Служба отличается особой пышностью и торжественностью. Во время церемонии можно услышать пение хора. На парастасе должны петь канон «Непорочны». В большинстве случаев такая панихида проводится в ночь на Родительскую субботу.
  3. Кладбищенская. Иногда богослужение не проводится своевременно, то есть до захоронения тела. Родственники умершего могут сомневаться, можно ли заказать панихиду в таком случае. Проводить первую церемонию после похорон не желательно, однако, обстоятельства, по которым богослужение не было проведено, могут быть разными. Возможно, родные усопшего не смогли вовремя заказать церемонию по вполне объективным обстоятельствам. Служба на кладбище имеет свои собственные отличия. У могилы не проводят утреню (начало панихиды). Совершать принято только литию (окончание панихиды). Связано это с тем, что для проведения утрени требуются специальные предметы культа, такие как святой престол. Перевозить его из храма на кладбище нельзя.

Сороковой день после смерти человека называют сорокоустом (сороковинами). Этот день считается особенно важным для умершего. Согласно некоторым поверьям, на сороковины душа ненадолго возвращается из потустороннего мира, чтобы навестить своих родственников. Если умерший заметит, что родные его забыли, он будет сильно страдать. Именно поэтому семья должна заказать панихиду. По другой версии, в день сороковин душа навсегда покидает этот мир. В течение сорока дней после смерти она находилась рядом с близкими. Чтобы проводить душу, необходимо специальное богослужение.

Дома родные проводят помины. Можно раздать милостыню или угостить незнакомых людей у церкви. Сколько денег отдать в качестве милостыни, каждый человек решает сам. На сороковины необходимо по возможности посетить могилу. Считается, что именно в этот день решается вечная участь души: будет ли она пребывать в аду или в раю. Сороковины не следует превращать в формальность. Просто подать заупокойную записку, заказать литию или накрыть стол недостаточно. Весь день должен быть посвящен воспоминаниям об усопшем человеке. Необходимо избегать любых развлечений.

Человека считается еще одной важной датой. В этот день, как и на сороковины, необходимо посещать могилу, молиться за умершего и совершать за него добрые дела. Через благие поступки родственников душа получает прощение многих грехов.

В церковь в этот день приходят к началу службы, которую по возможности надо отстоять до конца.

За умершего человека можно подать записку о поминании. Ее передают служащим храма или кладут в специальный ящик. В тот же день будет проведена общая панихида по всем упомянутым в записках людям. Следует помнить о том, что:

  1. В записке не указывается ничего, кроме имени в полной форме (не Катя, а Екатерина). Фамилия, отчество, национальная принадлежность усопшего значения не имеют. Вместо гражданской формы имени необходимо использовать вариант, принятый православной церковью (не Егор, а Георгий).
  2. Ребенка до семилетнего возраста в записке следует называть младенцем. Детей до пятнадцатилетнего возраста называют отроками (отроковицами).
  3. Если записка , усопшего принято именовать приснопамятным. Умерших, которые покинули этот мир меньше сорока дней назад, называют новопреставленными. Если человек умер давно, но сегодня не годовщина его смерти, его называют покойным.
  4. Подать записку можно и за кровного родственника, и за близкого человека, который родственником не является.

Усопшему близкому человеку необходимы не только достойные похороны и красивая речь на кладбище. Вспоминать об ушедших и совершать благие дела в память о них следует не только в годовщины смерти. Родные и друзья покойного должны молиться за него, заказывать богослужения священникам, которые знают последование панихиды. Любая искренняя духовная помощь покойному будет принята Всевышним.

Панихидой называется краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном.
Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти.
Панихиды, совершение которых начинается почти сразу после смерти христианина, имеют огромное значение для его души. В соответствии с вероучением Православной Церкви, основанном на мистическом опыте святых и подвижников благочестия, душа человека после ее разлучения с телом проходит предрешающие ее посмертную судьбу мытарства. Именно поэтому в первые часы и дни после смерти душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви, которая подается им в заупокойных богослужениях. Одно из них – панихида по усопшим.
Чтобы заказать панихиду нужно обратиться в церковную лавку. Лучше поминать имя одного человека, но возможно и десять имен.
Если вы заказали панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.
Панихида совершается только над христианами, крещеными в Православии. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и восставляет нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная наша жизнь, как горящая свеча, должна потухнуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.
В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, муку, подсолнечное масло – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами :
мясопустную (в субботу, перед началом Масленицы);
Троицкую (суббота, накануне праздника Святой Троицы);
Димитриевскую (последняя суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября (по старому стилю). Впоследствии, вместе с воинами стали поминать и других умерших;
2-й, 3-й и 4-й седмиц (недель) Великого поста;
в Радоницу;
11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи;
9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Когда не бывает поминовения усопших

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.
В Рождество Христово, другие двунадесятые праздники, престольный праздник, заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант.
Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.
Сорокоуст – поминовение усопших на Литургии непрерывно в течение сорока дней по кончине. Обычно его заканчивают в сороковой или сорок первый день по смерти. В число этих дней входит и самый день кончины. Но надо помнить, что Устав церковный предписывает совершать поминание на Литургии не до 40-го дня по смерти, а до исполнения дней четыредесяти приношений, то есть до того, как будут отслужены сорок литургийных поминовений. Поэтому если поминовение за Литургией началось не в самый день кончины (что чаще всего и бывает), или если оно совершалось по каким-то причинам с перерывами, то оно должно быть продолжено до исполнения полного числа литургийных поминовений, какое бы продолжительное время для этого не потребовалось. Подобная ситуация складывается обычно при поминовении усопшего Великим постом, поскольку литургийное поминовение его должно начинаться лишь с понедельника после Антипасхи. Сороковой же день должен быть справлен в свое время, если Устав допускает поминовение усопших в этот день хотя бы в качестве частной требы. Если же нет – то в ближайший день, когда такое поминовение может быть совершаемо.
Можно заказать поминовение усопшего на полгода или год.
Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему, его душе.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Церковные обряды сопровождают жизнь истинно верующего человека на всём её протяжении. Ребёнка крестят, затем с ним регулярно посещают церковь, чтобы исповедоваться, причащаться и просто послушать воскресную службу. При создании семьи люди венчаются. Чтобы помолиться за своё здоровье и благополучие близких, прихожане также часто обращаются в церковь. Панихида же сопровождает переход души в иной мир.

Как заказать проведение панихиды по близкому человеку - достаточно актуальный вопрос. Для этого нужно обратиться в церковь, но прежде необходимо понимать, что собой представляет обряд.

Панихида - это служба, которая проводится для того, чтобы попросить Господа о снисхождении к преставившемуся человеку. Проводится она в течение ночи до самого утра . Очень важно, чтобы за человека было кому помолиться после его смерти. Ведь каждый имеет на своём жизненном пути множество грехов, которые могут не позволить душе пройти во врата рая. После смерти человек уже ничего не сможет сделать для своего спасения сам, поэтому нужно, чтобы за него усердно просили близкие люди.

Но помимо пользы для души умершего, обряд приносит успокоение его родственникам, хранящим надежду на счастливое пребывание близкого человека рядом с Богом. Конечно, этот путь не будет лёгок даже после смерти. Придётся проститься с земными делами, пережить волнение от встречи с Творцом и страх от лицезрения адских мук, которые могут грозить душе после окончательного решения Небесного Отца. Но нужно помнить, что Бог милосерден и мудр, Он делает всё так, как нужно, и можно смело полагаться на Него.

Виды обряда

Под панихидой обычно понимается обряд, проводимый в церкви, но существует и светский вариант этой службы. В чём же их особенности?

Что это такое, знают те, кто видел похороны высокопоставленных лиц, знаменитостей или героев. Под гражданской панихидой имеют в виду церемонию прощания, предшествующую похоронам усопшего. Она может проводиться в ритуальном зале, месте, связанном с деятельностью провожаемого человека, или на кладбище. Обычно церемония сопровождается траурным шествием, речами в память о человеке, залпами или салютами. Этот вид проводов души в последний путь очень отличается от обряда, принятого в православии, но иногда гражданская панихида сопровождается церковной .

Если гражданская панихида ставит своей целью громкие проводы ушедшего человека и посмертное прославление его деятельности, то церковная проводится для достижения совсем иных целей. Душа больше не нуждается в земных благах, её дальнейшая судьба имеет лишь два варианта и целиком зависит от воли Господа. К Нему и обращены все молитвы, в которых люди надеются на Божье милосердие в его определении места дальнейшего пребывания покойного.

Молиться за покойников стали ещё в VIII веке в Древней Руси. Обычай был перенят из Византии. Панихида, начинающаяся поздним вечером, включала в себя следующие составляющие:

  • ектеньи, предваряющие основные молитвы и прославляющие Бога;
  • песнопения от лица небесного хора ангелов;
  • особые молитвы в честь святых, памяти которых был посвящён день службы, а также о прощении грехов покойного.

Это правило не всегда соблюдалось строго. Иногда из всего текста выбирались только те молитвы, которые непосредственно заключали в себе просьбы о душе усопшего. Изменялось и время службы, она переносилась на очень раннее утро.

Конечно, с тех пор порядок службы претерпел изменения, но сама его суть осталась прежней. В панихиду входят две основные части - заупокойная утреня и , завершающая обряд.

Панихида начинается с прославления Господа. Затем обязательно должны несколько раз прозвучать молитвы «Отче наш» и «Господи, помилуй», псалом «Живый в помощи». После призыва «Миром Господу помолимся» зачитывается ряд прошений:

  • о прощении грехов, за которые усопший может подвергнуться адским мукам;
  • о милости ко всем страдающим от болезней и скорби, ещё живущим на грешной земле;
  • о благоприятном решении Господа относительно дальнейшего пребывания души в раю среди праведных.

Затем идёт чтение:

Лития завершает обряд, а также читается в моменты, когда тело покойного выносят из дома, приносят в храм и доставляют на кладбище. Если смерть наступила не во время Великого поста, служба завершается пением «Вечная память».

Молиться нужно перед распятием и зажжёнными свечами, после этого хорошо разделить между всеми участниками службы кутью, чтобы помянуть душу. Все ритуальные действия и молитвы с псалмами, которые необходимо прочитать, подробно описаны в «Последовании за усопших».

Когда заказывают службу

Панихида проводится в церкви , дома или на кладбище с определённой периодичностью:

Каждая из этих дат имеет своё особенное значение .

В день смерти

Из жития святых и Священного Писания известно о том, что происходит с душой после смерти. Первые дни она остаётся на земле, её сопровождает ангел в путешествиях по памятным местам и временам, где путники видят все добрые и злые дела, совершённые при жизни. Молитвы в этот день нужны в первую очередь для того, чтобы облегчить душе расставание с телом и нахождение отдельно от него.

На третий день

Именно на третий день после смерти душе предстоит появиться перед Божьим престолом. После этого она переносится в рай, где может увидеть устройство этого чудесного места. Число дней связано с божественной природой Святой Троицы .

На девятый день

В раю душа находится вплоть до девятого дня, поскольку 9 - это число ангельских чинов, просящих милости у Бога за грешные дела человека. На земле в это время служится очередная панихида, а в небе душа после нового посещения Божьего престола переносится к вратам ада. После времени, проведённого в лицезрении страданий грешников, определяется её дальнейшая судьба.

Сороковины

Самым важным является сороковой день после смерти. Никто не знает наверняка, что происходит с душой в это время. Возможно, она предстаёт перед Господом или в последний раз посещает земную обитель. Но из святых книг одно известно точно: именно в этот день происходит решение её судьбы.

Дата имеет множество отсылок к библейским историям. Это и 40 дней, которые Моисей держал пост, прежде чем получить Божьи заповеди. И количество дней траура по библейскому герою. И число лет, которое евреи ходили по пустыне. И дни, которые Иисус провёл с учениками уже после Своего чудесного Воскресения.

До сороковин нужно молиться усердно, но в сам день - вдвойне. Чтение Неусыпаемой Псалтыри, молитвы и поминальные записки, панихиды и кладбищенская лития, добрые дела - вот чем необходимо занять 40 дней после смерти человека. Когда этот срок пройдёт, нужно вспомнить всё хорошее, что было связано с умершим. Помолиться за него дома и в храме, прочитать псалтырь и организовать поминки. Соблюдение этого важного ритуала поддержит испуганную и одинокую душу и даст ей шанс на счастливое дальнейшее пребывание в райских садах рядом с Творцом и праведниками.

Памятные даты

Первая памятная дата - полгода со дня смерти. Спустя шесть месяцев человек поминается один раз, затем остаётся только годовщина, а также дни рождения и именин.

Конечно, спустя время судьба души уже давно определена, но это не повод забывать о близких. В эти дни умершему присваивается звание «приснопамятный». Чтобы помянуть душу, обязательно нужно сходить в церковь, выслушать службу, присутствовать на панихиде, в которой будет произнесено имя усопшего, если подать записку о нём.

После службы хорошо посетить кладбище. Принести цветы и просто провести некоторое время у могилы ушедшего. Доброе дело, совершённое в этот день и посвящённое памяти человека, принесёт пользу обеим душам - поминающего и поминаемого. Для этого можно просто подать милостыню.

Вселенские панихиды

Вселенская панихида - это «ходатайство» за всех умерших православных христиан. Раньше выделялось два дня для поминовения усопших:

  • канун праздника Троицы;
  • мясопустная суббота.
  • Дмитриевская;
  • дни на второй, третьей и четвёртой неделе Великого поста;
  • накануне праздника Покрова.

Также священнослужители благословляют поминать всех усопших на Радуницу, которая отмечается во вторник после Фоминой недели. Хотя многие люди стремятся посетить кладбище на Пасху по устоявшейся в советское время традиции, это не одобряется церковью. Стоит помнить, что в пасхальную неделю панихиды не служатся, так как это время всеобщей радости, а не скорби по ушедшим.

В эти дни принято вспоминать не только самых близких и родных, но и всех православных. По ним служат великую панихиду, которой ещё дают название Парастас. Это поминание длится с ночи пятницы до наступления утра субботы. В неё обязательно входят все те молитвы и псалмы, которые читаются в обычной панихиде по отдельному умершему.

Как заказать службу

Для того чтобы заказать панихиду, следует обратиться в храм. Там обязательно расскажут о самом обряде и его стоимости. Цены немного различаются в разных приходах. Отпевание может обойтись в 500 рублей, панихида - в 100, а упоминание имени покойного во время общей молитвы об усопших - от 10 рублей. Приведённые здесь цены могут отличаться не более чем на 30−100 рублей.

Отпевание понадобится в первые же дни после кончины человека, а подавать за него записки о поминании можно в любой момент. Для этого достаточно обратиться в церковную лавку и назвать полное имя умершего, данное ему при крещении. Оно может отличаться от того, которым его называли при жизни. Например, Светлане в крещении обычно даётся имя Фотиния, Егору - Георгий.

Конечно, умерших с таким же именем, как у поминаемого человека, может оказаться много. Но не следует пытаться добавить к имени в списке фамилию или возраст. Некоторые люди так волнуются о том, что до Бога не дойдут их просьбы, что, не услышав в списке написанного имени, начинают возмущаться и винить священника. Этого делать не стоит. Бог всё видит, Он знает, за которую душу прихожане пришли молиться, и искренняя просьба до Него обязательно дойдёт.

Выделить возраст поминаемого можно, если умерший был ребёнком. До 7 лет малыша записывают в списке как младенца. От 7 до 15 - как отрока. Если с момента смерти взрослого или ребёнка прошло менее 40 дней, можно указать, что человек является «новопреставленным». А если день поминания связан с годовщиной смерти, днём рождения или другой датой, - «приснопамятным».

Поминальный стол

После панихиды обычно следуют поминки. Для этого накрывают общий стол, главным блюдом на котором должна стать освящённая кутья из крупы с мёдом и изюмом. Крупяные зёрна символизируют будущее воскресение человека, а сладкий мёд - благодать, которая ждёт душу в Царстве Небесном. Если освятить блюдо нет возможности, его можно окропить святой водой.

Кроме того, после обеда обычно раздают небольшие подарки в память о покойном. Это могут быть платки, ложки, посуда и другие вещи. Традиция поминать таким образом преследует две цели. С одной стороны, люди, имеющие у себя вещи в память об умершем, будут чаще вспоминать о нём в молитвах. С другой стороны, само по себе доброе дело угощения и одаривания большого количества людей призвано привлечь внимание Господа и заслужить Его милость.

Сколько бы ни прошло дней, недель, месяцев или лет с момента ухода близкого человека, не нужно забывать о нём. Смерть - это начало новой жизни, в которой мёртвому нужна помощь живых. Молитвы и добрые свершения делают участь души лучше, согревают её в ином мире и дают надежду живущим.

Елена Терехова

Когда служится панихида по усопшим

— это молитвенное поминовение, на котором совершается заупокойное богослужение в надежде на милость Бога и оставление грехов умершего. Такие службы можно заказывать в третий, девятый, сороковой день после смерти, на день рождения преставившегося.

Если панихида совершается в храме, надо поставить свечку на подсвечник, который похож на доску с отверстиями для свечей. Он называется «канун». Там же находится небольшой крест. Канун имеет свое значение. Он напоминает о том, что все умершие могут надеяться на Царство Небесное и сиять божественным светом, как воск.

Свечи во время панихиды по усопшим не ставят на канун на неделе перед Пасхой. Потому что в это время верующие все свое внимание обращают на события Христа перед Его распятием. После расставания с телом душа некоторое время находится в аду.

На сороковой день Господь решает, где ей остаться. Поэтому, если душа умерла в маловерии и без покаяния, молитвы родственников ей необходимы. До сорокового дня мы поминаем умершего как новопреставленного.

Во время заупокойной молитвы священник кадит, диакон произносит слова, хор поет панихиду. Когда умирает человек, у его родственников иногда появляется много вопросов по поводу его отпевания. Например: «Можно ли заказать панихиду по усопшему , если он католик?», «Можно ли заказать панихиду, если умерший некрещенный?», «Что можно сделать для преставившегося, если его погребли без отпевания?», «Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если не известно место его захоронения?», «Зачем надо приносить в храм продукты?»

На все вопросы есть ответы. Неправославных можно поминать в домашней молитве. Но нельзя заказывать о них панихиду в храме. Некрещенных тоже не отпевают в храме, так как они не являлись членами Церкви, не исповедовали Господа Иисуса Христа, не причащались тайн Христовых.

Если умершего похоронили без отпевания, но он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты.

Панихиды по усопшим, в войну погибшим и в неизвестном месте захороненным можно отслужить заочно, если человек был крещеным. А полученную после отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Верующие приносят продукты в храм для того, чтобы служители церкви за трапезой помянули усопших. Это милостыня, пожертвования за преставившихся. Чтобы было больше молитвенников за умерших, можно накрыть поминальный стол для нищих, бездомных, сирот.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Молитва заупокойная может облегчить страдания душ усопших в загробном мире, особенно в том случае, когда произносится искренне и от чистого сердца. Ее можно читать в храме, дома, на могиле почти круглый год, за исключением пасхальных дней. Но есть и особые дни поминовения умерших.