Главная · Метеоризм · Как мы видим? Убеждения — GN1202: Психология — Бизнес-информатика Как мы видим мир глазами

Как мы видим? Убеждения — GN1202: Психология — Бизнес-информатика Как мы видим мир глазами

Выстилает заднюю стенку глазного яблока и занимает 72% площади его внутренней поверхности. Он называется СЕТЧАТКОЙ . Сетчатка имеет форму пластинки толщиной приблизительно в четверть миллиметра и состоит из 10 слоев.

По своему происхождению сетчатка является выдвинутой вперед частью мозга: в процессе развития эмбриона сетчатка образуется из глазных пузырей, которые являются выпячиваниями передней стенки первичного мозгового пузыря. Главный из ее слоев - это слой светочувствительных клеток - ФОТОРЕЦЕПТОРОВ . Они бывают двух видов: ПАЛОЧКИ и КОЛБОЧКИ . Такие названия они получили благодаря своей форме:

Палочек в каждом глазу насчитывается около 125-130 миллионов. Они характеризуются высокой чувствительностью к свету и работают при низкой освещенности, то есть отвечают за сумеречное зрение. Однако палочки не способны различать цвета, и с их помощью мы видим в черно-белом цвете. Они содержат зрительный пигмент РОДОПСИН .

Палочки расположены по всей сетчатке, кроме самого центра, поэтому благодаря именно им обнаруживаются предметы на периферии поля зрения.

Колбочек гораздо меньше, чем палочек - около 6-7 миллионов в сетчатке каждого глаза. Колбочки обеспечивают цветовое зрение, но они в 100 раз менее чувствительны к свету, чем палочки. Поэтому цветное зрение - дневное, и в темноте, когда работают только палочки, человек не может различать цвета. Колбочки гораздо лучше, чем палочки, воспринимают быстрые движения.

Пигмент колбочек, которому мы обязаны цветным зрением, называется ЙОДОПСИН . Палочки бывают «синие», «зеленые» и «красные», в зависимости от длины световой волны, которая они преимущественно поглощают.

Колбочки расположены, главным образом, в центре сетчатки, в так называемом ЖЁЛТОМ ПЯТНЕ (еще его называют МАКУЛА ). В этом месте толщина сетчатки минимальная (0.05-0.08 мм) и отсутствуют все слои, кроме слоя колбочек. Макула имеет желтый цвет из-за высокого содержания желтого пигмента. Желтым пятном человек видит лучше всего: вся световая информация, попадающая на эту область сетчатки, передается наиболее полно и без искажений, с максимальной четкостью.

Сетчатка человека устроена необычно: она как бы перевернута. Слой сетчатки со светочувствительными клетками находится не спереди, со стороны стекловидного тела, как можно было бы ожидать, а сзади, со стороны сосудистой оболочки. Чтобы добраться до палочек и колбочек, свет должен сначала пробраться через 9 остальных слоев сетчатки.

Между сетчаткой и сосудистой оболочкой находится пигментный слой, содержащий черный пигмент - меланин. Этот пигмент поглощает свет, идущий через сетчатку, и не дает ему отражаться обратно, рассеиваться внутри глаза. У альбиносов - людей с врождённым отсутствием меланина во всех клетках тела - при высокой освещенности свет внутри глазного яблока отражается во всех направлениях поверхностями сетчатки. Как результат, одиночное дискретное пятно света, которое в норме возбудило бы только несколько палочек или колбочек, отражается повсюду и возбуждает много рецепторов. Поэтому у альбиносов острота зрения редко бывает выше 0,2-0,1 при норме 1,0.



Под воздействием световых лучей в фоторецепторах происходит фотохимическая реакция - распад зрительных пигментов. В результате этой реакции выделяется энергия. Эта энергия в виде электрического сигнала передается на промежуточные клетки - БИПОЛЯРЫ (их еще называют интернейроны или вставочные нейроны), а затем на ГАНГЛИОНАРНЫЕ КЛЕТКИ , которые генерируют нервные импульсы и по нервным волокнам отправляют их в мозг.

Каждая колбочка соединяется через биполярную клетку с одной ганглионарной клеткой. А вот сигналы палочек, идущие к ганглионарным клеткам, подвергаются так называемой конвергенции: к одной биполярной клетке подсоединяется несколько палочек, она суммирует их сигналы и передает на одну ганглионарную клетку. Конвергенция позволяет увеличивать световую чувствительность глаза, а также чувствительность периферийного зрения к движениям, тогда как в случае колбочек отсутствие суммирования позволяет увеличивать остроту зрения, но при этом чувствительность "колбочного" зрения понижена.

По зрительному нерву информация об изображении с сетчатки поступает в мозг и там обрабатывается, таким образом, что мы видим конечную картину окружающего мира.

Подробнее: мозговая часть зрительной системы (зрительного анализатора)


Строение зрительного аппарата человека
1 - сетчатка,
2 - неперекрещенные волокна зрительного нерва,
3 - перекрещенные волокна зрительного нерва,
4 - зрительный тракт,
5 - наружное коленчатое тело,
6 - зрительная лучистость,
7 - зрительная кора головного мозга
8 - глазодвигательный нерв
9 - верхние бугры четверохолмия

У человека и высших обезьян половина волокон каждого зрительного нерва правой и левой стороны перекрещиваются (так называемый зрительный перекрест, или ХИАЗМА ). В хиазме совершают перекрест только те волокна, которые передают сигнал от внутренней половины сетчатки глаза. А это означает, что зрение левой половины изображения каждого глаза направляется в левое полушарие, а зрение правой половины каждого глаза - в правое!

Пройдя через хиазму, волокна каждого зрительного нерва образуют зрительный тракт. Зрительные тракты проходят по основанию мозга и достигают подкорковых зрительных центров - наружных коленчатых тел. Отростки нервных клеток, расположенных в этих центрах, формируют зрительную лучистость, которая образует большую часть белого вещества височной доли головного мозга, а также теменной и затылочной доли.

В конечном счете, вся зрительная информация передается в виде нервных импульсов в головной мозг, его высшую инстанцию - кору, где и происходит формирование зрительного образа.

Зрительная кора расположена - представьте себе! - в затылочной доле головного мозга.

В настоящее время уже многое известно о механизмах зрительной системы, но нужно честно признать, что современная наука еще не знает до конца, как именно мозг справляется со сложнейшей задачей преобразования электрических сигналов сетчатки в зрительную сцену в том виде, как мы ее воспринимаем - со всей сложностью форм, глубины, движения и цвета. Но изучение этого вопроса не стоит на месте, и, будем надеяться, наука в будущем разгадает все тайны зрительного анализатора и сможет использовать их на практике - в медицине, кибернетике и других областях.

Обучающий видеофильм:
Строение и работа зрительного анализатора

Психологическая цель, определяющая всю нашу деятельность, также влияет на выбор, степень развития и деятельность тех конкретных психологических способностей, которые придают форму и смысл нашему восприятию окружающего мира. Это объясняет тот факт, что каждый из нас познает на собственном опыте лишь ограниченную часть действительности, или какого-либо события, или даже всего мира, в котором мы живем. Все мы игнорируем целое и ценим только то, что соответствует нашей цели. Таким образом, мы не сможем до конца понять поведение того или иного человека, не уяснив себе, какую тайную цель он преследует; также мы не сможем объективно оценить все грани его поведения, пока не осознаем, что вся его деятельность подчинена этой цели.

Восприятие

Впечатления и раздражители, поступающие из внешнего мира, передаются органами чувств мозгу, где некоторые из них могут оставить свои отпечатки. На основе этих отпечатков возникают мир воображения и мир памяти. Однако восприятие личностью внешнего мира никогда не является фотографически точным, поскольку на него всегда накладывается неизгладимый след индивидуальных особенностей и качеств данной личности. Никто не воспринимает все, что видит. Два человека никогда не реагируют на одну и ту же картину одинаково. Если спросить у них, что они видели, они дадут совершенно разные ответы.

Ребенок воспринимает только те элементы окружающей действительности, которые соответствуют его поведенческой установке, сформировавшейся ранее под влиянием множества разнообразных факторов. У детей с особенно хорошо развитым зрением восприятие носит главным образом визуальный характер. Большая часть человечества, вероятно, имеет такой «перекос» восприятия в сторону зрения. Другие заполняют мозаичную картину мира, которую они создают для себя, главным образом слуховыми впечатлениями. Этим впечатлениям не обязательно точно соответствовать реальной действительности. Любой из нас способен переделать и перекроить свои контакты с окружающим миром таким образом, чтобы они соответствовали его жизненным установкам. Индивидуальность и неповторимость любого человека состоит в том, что он воспринимает и как он это воспринимает. Восприятие - нечто большее, чем просто физическое явление; это психологическая функция, на основании которой мы можем делать наиболее далеко идущие выводы, касающиеся внутреннего мира индивидуума.

Память

Как мы видели в главе 1, развитие психики неразрывно связано с подвижностью живого организма и ее деятельность определяется целью и задачами его движения. Индивидууму необходимо осознавать и систематизировать свои взаимоотношения с миром, в котором он живет, и его психика, будучи органом адаптации, должна развивать те способности, которые играют определенную роль в его защите или имеют другое значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память, функции которой определяются необходимостью адаптации. Без воспоминаний о прошлом было бы невозможно принимать меры предосторожности в будущем. Отсюда можно сделать вывод, что во всех наших воспоминаниях заложена неосознанная цель; они не являются случайными явлениями, а несут четкую информацию, либо поощрительную, либо предостерегающую. Случайных или бессмысленных воспоминаний не существует. Память избирательна. Мы можем оценить то или иное воспоминание только в том случае, когда можем уверенно сказать, какова его цель и назначение. Не нужно задаваться вопросом, почему мы одно помним, а другое забываем. Мы помним те события, воспоминания о которых важны для нас по конкретной психологической причине, поскольку эти воспоминания способствуют какому-то важному, хотя и скрытому от глаз импульсу. Аналогичным образом мы забываем о тех событиях, которые отвлекают нас от выполнения некоего плана. Таким образом, мы обнаруживаем, что память также подчинена процессу целенаправленной адаптации и что над каждым из воспоминаний доминирует объединяющая тема или цель, определяющая все развитие личности. Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное (часто это бывает с детьми, чьи воспоминания нередко «перевернуты» или односторонни), может возникнуть в нашем подсознании ипредстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Мы, естественно, предполагаем, что видим свою жизнь такой, какова она фактически, иначе говоря, что мы объективны. Но дело обстоит вовсе не так. Мы видим мир не таким, каков он, а таким, каковы мы.

Мы видим его через линзу своего персонального опыта, ожиданий и убеждений. Обнаружить, что же в действительности происходит в нашей жизни, гораздо сложнее, чем вы могли бы предположить. Фактически это почти невозможно, поскольку нам не удается смотреть на мир без какой-то линзы (наш взгляд окрашен убеждениями, ожиданиями и прошлым опытом). Самое лучшее, что мы можем сделать, - это быть открытыми и готовыми опробовать разные линзы (точки зрения, убеждения), а после этого принимать решение, какая из них более точна или более выгодна для нас. Во многом данный процесс напоминает проверку зрения у окулиста с целью подобрать ту линзу, которая нейтрализует дефект зрения, - скажем, близорукость или дальнозоркость.

Если, например, вы обнаруживаете, что ваше восприятие искажено объектами и людьми, которые кажутся находящимися не в фокусе, то вы ведь не говорите, что это жизнь находятся не в фокусе, и не вините в наблюдаемом окружающий мир. Вы пытаетесь подкорректировать свое зрение. И для этого пробуете различные линзы - некоторые сделают ваше зрение вроде бы лучше, другие - хуже, а, в конечном итоге, вы остановитесь на той, которая покажется самой подходящей.

То же самое происходит и с нашей жизнью. Проблемы и препятствия, с которыми мы сталкиваемся в процессе своего существования, вызваны не тем, что находится вне нас, а тем, что лежит внутри. Это ваша линза создает вашу действительность. Когда вы меняете линзу, то изменяется и ваша действительность.

В половине шестого мой хороший друг и бывший одноклассник Санёк позвонил мне и предложил встретиться в городском парке, «погутарить» про жизнь, так сказать. Я не видел его давно в суматохе всех тех забот, что свалились на меня, когда променял размеренную жизнь в своём провинциальном городке на жизнь столичную. Планомерные попытки завоевать место под солнцем слегка отодвинули на второй план обычные встречи с друзьями и задушевные беседы за бокалом пива или чашкой кофе. А порой этого так не хватало…

Но теперь, отложил все дела, выскочил из дома и отправился на встречу. Мы расположились на скамейке и, вдыхая весенний воздух полной грудью, «пробежались» по теме «кто где, как и чем сейчас живёт». На тот момент я занимался сетевым маркетингом и уже три месяца «варился» в одной "млм-компании". Я, конечно же, не преминул рассказать об этом Сане. Он крайне критично посмотрел на меня. А когда я предложил и ему поучаствовать со мной в этом интересном проекте, то наш разговор просто вспыхнул спором. Мы стремились выставить свои взгляды с позиции самых правильных и верных. Мы доказывали друг другу, что знаем, о чём говорим. Однако после получаса таких жарких баталий мы так и не пришли к единому мнению, оставшись при своём с чувством досадного недопонимания.

Мы смотрим на мир по-разному!

Это был всего лишь эпизод из жизни. Маленький эпизод. Но сколько таких эпизодов недопонимания среди людей возникает на протяжении всей человеческой жизни? Тысячи? Десятки тысяч? Почему так происходит? Мы смотрим на мир по-разному. Но считаем единственно правильным. Или другой пример. Тот же Сашка, лет десять назад уехав, учится в Минск, остался там работать, а по сути, переехал жить. И каждый раз, когда он приезжал навестить родителей в наш родной городок, где мы учились в одной школе и где я жил и работал на местном предприятии, то всячески убеждал меня в том, что мне необходимо пробовать жить по-другому. Что работа за гроши и жизнь в этом «болотце» не стоит того, чтобы всецело посвящать себя этому. А я возмущался, мол, да ну, меня и так всё устраивает. Что он сам переехал в столицу, а, в общем, мало чего добился. Иначе говоря, у нас были абсолютно разные взгляды на жизнь вообще и на своё будущее в частности. Отсюда было и недопонимание.

Мой друг, мы взираем на мир через линзы. Да, да! Жизненные линзы. Как и оптические, жизненные линзы имеют схожие свойства. Каждый из нас одевает свою собственную линзу уже в самом раннем возрасте и год за годом она врастает в человека сильнее и сильнее. Но что она собой представляет? Взгляни на себя. Ты где-то работаешь, живёшь с родителями или семьёй, у тебя есть друзья и знакомые, ты общаешься с разными людьми. Другими словами, ты член общества. Но замечал ли ты то, как ведут себя остальные члены этого самого общества? Как они взаимодействуют друг с другом, как налаживают контакты? Насколько сильно их взаимопонимание? Увы, картина, что предстанет перед тобой, будет несколько безрадостной. Каждый из индивидуумов будет стремиться выпятить своё собственное «Я». Почему?

Основываясь сугубо на своём жизненном опыте, каждый старается убедить себе подобных в абсолютной правоте этого опыта. И так будет делать другой, третий, пятый, двадцатый и далее по списку. Получится что-то вроде хора парнокопытных с пресмыкающимися. Много шума и ничего. Так вот жизненная линза - это система наших взглядов на окружающий нас мир. Но стоп! Мир, который мы видим вокруг, существует лишь в нашем воображении. Эка куда меня понесло… Ты ещё про «Матрицу» заверни для полного «загона»! А и заверну! Между прочим, весьма нетривиальные идеи витают в этом фильме. Едем дальше. Что я хочу сказать. Всего лишь то, что мы сами можем создать и жить в том мире, в котором захотим. Абсолютно любой. Хе-хе… Понимаю твой скепсис. Но дело вот в чём.

От чего зависит наша жизнь?


Именно наши линзы управляют нашей же собственной жизнью. Потому, что жизнь наша всего лишь отражение информационного потока, проходящего через эту линзу. Вам известно, что луч света, проникая сквозь линзу, проецирует маленькую точку на поверхности. Добиться этого можно, изменяя фокус (то бишь расстояние). Ну, это из оптики. А применимо к жизни человеческой? Изволь. Луч света - информация от окружающего мира. Отражающая поверхность - наш мозг (сознание и подсознание). Линза - своего рода фильтр. Теперь внимание! Меняя фокус, то есть, фильтруя информацию, мы привлекаем то, в чём нуждаемся очень сильно и отталкиваем то, что несёт нам плохое. Концентрируемся на главном - рассеиваем лишнюю и бесполезную информацию. Таким образом, создаём себе необходимый и комфортный мир. И есть еще важный момент: контактные линзы и чистота - да, чистота линз значит очень многое, через грязные линзы мы всё и всех видим грязными, напротив, чистые линзы это залог чистого взгляда.

Нам кто-то мешает контролировать сей процесс? Нет! Теперь ещё больше. Как известно из той же оптики, линзы бывают разные: рассеивающие и собирающие. А те в свою очередь выпуклые, вогнутые, вогнуто-выпуклые и так далее. От формы линзы зависит её оптическая способность собирать или рассеивать свет. Жизненные линзы в миллионы раз разные и непохожие друг на друга. И люди, что носят их такие же разные и непохожие. Но в целом собирающая и рассеивающая способность выделяется и у жизненных линз. Как? Люди-личности собирают и концентрируют свою энергию и силы для созидания. Люди-посредственности проводят годы своей жизни в праздности и лености, рассеивая свою энергию и силы в неизвестном направлении. Форма линзы - это и есть тот образ жизни, которым живёшь ты, которым живу я, живут эти миллионы и миллиарды букашек по имени земляне. Меняем форму линзы, меняем свой мир.

В состоянии ли мы совершить этот подвиг? Несомненно! Итак. Помимо изменения фокуса мы можем поменять форму линзы. Вот главный и ключевой момент! Простой до слёз пример.

Возьмём две линзы. Линза оптимиста и линза пессимиста. Первый воспринимает мир, как дружественный, открытый, полный возможностей и событий. Ему нравятся окружающие люди. Он обожает смотреть на звёзды и любоваться облаками. Он во всём видит хорошее. А вот - пессимист. Этому всё не так. Весь мир против него. Вокруг него заговоры. Он постоянно недоволен. Не умеет радоваться и всюду ищет изъяны. Ну, почувствовал разницу? А скажи теперь, могут ли оптимист и пессимист поменяться местами? Могут, дружище, ещё как! Если поменяют свои линзы. Так как же построить у себя в голове тот мир, который не нарушит покой другого? Одну секундочку, сейчас раскрою… Впрочем, что там, к чёрту раскрывать. Если линза всего лишь оболочка, фильтр, через который проходит наше познание мира окружающего, то она формирует этот мир в нашем мозгу, в нашем сознании.

Поэтому система взглядов у нас абсолютно разная. Поэтому люди и не понимают друг друга. И есть один способ. Как изменить эту ситуацию. Сделай свою линзу гибкой, эластичной, мягкой. Чтобы она могла менять свои фокус и форму. Адаптировалась, обучалась, была открыта и свободна от ограничений. Линза, способная тонко улавливать мир вокруг тебя и тех, кто окружает тебя. Не критичная, не замыленная, но чистая. И тогда ты увидишь тот долгожданный мир.

Электромагнитное излучение мы видим только в очень небольшой части спектра — видимом диапазоне; кожей можем почуствовать инфракрасное как тепло — но не более. Некоторым животным повезло чуть больше: птицы, например, видят ультрафиолет как новый, непредставимый цвет. Поэтому самые невзрачные для нас птицы могут для сородичей выглядеть очень ярко. Змеи лучше нашего чувствуют инфракрасное излучение; правда, они не видят его глазами, а чувствуют специальными рецепторами между глазами и носом. В другие области ЭМС не заглядывает ни одно живое существо на планете.

Давайте попробуем представить, что обидного ограничения, наложенного на человеческое зрение природой, нет: как тогда выглядел бы мир вокруг нас?

Радионебо и радиовышки

Начнём с самых безобидных для организма радиоволн. Энергия фотона обратно пропорциональна длине волны, поэтому чем длиннее волна, тем ниже её энергия. Самые длинные, многокилометровые волны обладают очень маленькой энергией, поэтому для живых клеток они совершенно безвредны. Сигналы в радиодиапазоне принимают радиоприёмники и телевизоры; если бы мы видели их так же, как видим свет, самые сильные источники радиоизлучения наверняка казались бы нам нестерпимо яркими, как Солнце: нельзя было бы без слёз взглянуть, например, на Останкинскую башню, ровный свет давали бы антенны бытовой электроники.

Антенна сотового телефона тоже светилась бы, но уже по‑другому: обмен данными по сотовым сетям и передача пакетов информации идёт на частотах, соответствующих микроволновому излучению. Будь мы способны его видеть, нам не пришлось бы вешать на двери кафе знак «У нас есть Wi-Fi»: хорошую сеть было бы видно издалека, как и зону покрытия сети мобильных операторов: разница между территорией, где вы — абонент, и местами, где связи нет, была бы так же очевидна, как разница между тёмной и светлой комнатами.

Обладающий радиозрением человек смотрел бы на небо и видел бы не только свет звёзд, но и длинноволновое излучение, источников которого в космосе масса: это и квазары, и нейтронные звёзды, и облака водорода, электроны в атомах которого, возбуждаясь и возвращаясь в невозбуждённое состояние, испускают дециметровые радиоволны. правда, атмосфера пропускает не все радиоволны, а только длинные (от 3 мм до 30 м) и часть микроволнового спектра.

Как выглядело бы небо для существа, которое видит радиоволны, показали в 2016 году астрофизики из Международного центра радиоастрономических исследований (International Centre for Radio Astronomy Research / ICRAR) при помощи австралийского телескопа Murchison Widefield Array (MWA):

Видеть тепло

Сдвигаемся дальше, в оптический диапазон, и берёмся за инфракрасное излучение. Тут всё просто: инфракрасное излучение — это тепло, увидеть его можно с помощью тепловизора. Вот так, например, выглядит на ИК-съёмке Парад Победы на Красной площади:

Яркий ультрафиолетовый мир

По ту сторону видимой части спектра нас ждут уже более экзотические вещи. Сначала ультрафиолет, главный источник которого для нас — Солнце. К счастью, от самой жёсткой (коротковолновой) его части нас защищает озоновый слой, но и той небольшой доли ультрафиолета, которая проходит сквозь стратосферу, достаточно, чтобы сделать долгое пребывание на солнце вредным.

Если бы мы видели в ультрафиолете, все вокруг были бы покрыты веснушками (кроме маленьких детей, кожа которых ещё не успела покрыться участками, насыщенными пигментом). Кроме того, мир стал бы намного ярче: невзрачные птицы, цветы и некоторые грибы заиграли бы новыми красками.

X-Ray

Двигаясь в сторону коротковолнового излучения, мы проникаем в опасные области. Способность регистрировать рентгеновское излучение глазами помогла бы людям, работающим с опасными материалами, а вот цвет неба не изменила бы: в космосе есть масса источников рентгена, но атмосфера Земли не пропускает его короткие волны, поэтому наблюдать вселенную в этом диапазоне могут только космические обсерватории, но не наземные. Так, космический рентгеновский телескоп «Чандра» регулярно снимает Солнце и присылает на Землю снимки, на которых относительно холодная поверхность Солнца выглядит совершенно чёрной (она недостаточно горяча, чтобы светить рентгеном), зато солнечная корона переливается и бурлит.

И не стоит думать, что рентгеновское зрение позволило бы видеть сквозь предметы и тела других людей: для этого нужен не только приёмник (специфический пигмент сетчатки), но и мощный источник излучения — такой, как рентгеновская трубка, в которой электроны разгоняют до больших энергий и резко останавливают металлической преградой. Врезаясь в металл, электроны теряют энергию в виде рентгеновского излучения, которое и позволяет делать медицинские снимки.


Солнце на снимке рентгеновского телескопа «Чандра». Над чёрной поверхностью — бури рентгеновского излучения.

Страшные гаммы

А вот способность видеть самое коротковолновое, гамма-излучение — то есть фотоны высоких энергий, крайне опасные для всего живого — мало изменила бы повседневную жизнь. Без сомнения, такое свойство глаз предупредило бы жителей Припяти и Чернобыля о страшной угрозе, добавило бы красок ядерным взрывам, пригодилось бы инспекторам МАГАТЭ и специалистам, отвечающим за безопасность на атомных электростанциях.

Но в обычной жизни источников ультракоротковолнового излучения не встретишь — разве что в промышленных гамма-дефектоскопах. В космосе гамма-лучи испускаются частицами, разогнанными до релятивистских скоростей сильными магнитными полями огромных космических магнитов, таких как нейтронные звёзды. Атмосфера надёжно укрывает нас от космических гамма-лучей, через неё прорываются только самые высокоэнергетические волны.

Чаще всего они врезаются в атомы атмосферных газов и разрушают их ядра; образованные в результате распада частицы падают на землю, испуская свет в видимом диапазоне, такой слабый, что глазом он неразличим. А гамма-лучи самой-самой высокой энергии, больше 1000 эВ, доходят до поверхности земли. Но даже если бы в наших глазах был пигмент, способный регистрировать их, он вряд ли бы что-то приметил — за сто лет на один квадратный метр поверхности Земли падает один квант такой энергии.

Кроме того, идея о гамма- и рентгеновском зрении — самая фантастическая из перечисленных. На биологические ткани жёсткий рентген и тем более гамма-лучи действуют губительно; вряд ли нашлись бы такие глаза, которые бы не сгорели при взгляде на их источник.