Главная · Метеоризм · Элективный курс американская оккупация японии. Оккупация японии

Элективный курс американская оккупация японии. Оккупация японии

Японская оккупация Индонезии в ходе Второй мировой войны длилась с 9 марта 1942 года по 17 августа 1945 года . Япония без труда захватила Индонезию, не встречая сопротивления местного населения, поскольку сама страна на момент оккупации являлась колониальным владением Нидерландов и называлась Голландская Ост-Индия . Поскольку Япония была не в состоянии контролировать огромные территории от Алеутских до Соломоновых островов, то она делала ставку на создание туземной администрации с привлечением к управлению местного населения. Идеологически, Япония стремилась показать, что она стремится к созданию сферы сопроцветания Великой Восточной Азии . Эти идеи нашли сочувствие у индонезийских борцов за независимость. Именно в годы японской оккупации появились «ростки независимости». В японской колониальной администрации начал свою карьеру будущий президент страны Сукарно . Легальное положение обрел национальный флаг, гимн и язык. Появились индонезийские вооруженные формирования.

Предвоенное положение в Нидерландской Ост-Индии

24 мая 1937 года радикальные националисты и некоторые члены подпольной компартии создали «Движение индонезийского народа» («Гериндо»). Движение Гериндо, не провозглашая принцип несотрудничества, выступало за политическую и экономическую независимость страны, а также за борьбу против фашизма. В связи с распространением слухов о том, что в соответствии с Антикоминтерновским пактом Германия и Япония договорились о разделе Индонезии, в 1939 году Гериндо потребовало принять меры к развитию экономики Индонезии и к созданию народной милиции для обороны архипелага.

Проведение в жизнь пропагандистской кампании было возложено на отдел пропаганды 16-й армии. Разработанный в Токио план назывался «Тига-А» («Три А»), что расшифровывалось как три ипостаси Японии в Азии: «светоч», «вождь» и «покровитель». Цель кампании заключалась в доказательстве индонезийцам общности их интересов с Японией, после чего они должны были трудиться на японскую армию и поддерживать японскую войну.

Создание национальной администрации

Вскоре после оккупации японцами Суматры полковник Фудзияма, командовавший разместившейся там дивизией, приказал отыскать Сукарно и доставить его к себе. После недолгих колебаний, Сукарно дал согласие. Сам он впоследствии вспоминал:

Наш народ ненавидел голландцев, тем более теперь, когда они бежали, как крысы, оставив нас на милость победителей. Никто из них даже не пытался защитить нас или нашу страну… Я знал жестокость японцев, знал, как они себя вели на оккупированных территориях, но что поделать - с этим нам пришлось смириться на несколько лет.

Узнав о том, как Фудзияма использует Сукарно, командующий размещённой на Яве 16-й армией генерал Имамура попытался также привлечь на свою сторону местных националистических лидеров, однако те указали, что без привлечения к работе на Яве самого Сукарно из движения «Тига-А» ничего не выйдет. Поэтому в июле 1942 года Сукарно был перевезён на Яву. Сразу же после прибытия Сукарно встретился с основными лидерами индонезийского национализма - Хаттой и Шариром , и предложил им сотрудничество до тех пор, пока не будут изгнаны японцы. План Сукарно заключался в том, чтобы использовать все легальные возможности для укрепления индонезийских освободительных сил и создания национальных организаций. Как говорил Сукарно, «мы посадили семена национализма - теперь пускай японцы их выращивают».

Путера

Все жившие на архипелаге европейцы - порядка 62 тысяч человек - к концу 1943 года оказались в концлагерях, из них лишь треть было мужчинами, остальные - женщины и дети. Помимо них, ещё около 45 тысяч человек содержалось в лагерях для военнопленных.

Для денежных расчётов на территории оккупированной Индонезии японцы выпустили специальные оккупационные гульдены . Реальная их стоимость быстро падала, что привело к такому необычному результату, как погашению индонезийскими крестьянами своих долгов перед помещиками: долги крестьяне стали отдавать исключительно оккупационными деньгами, а не принимать их помещики не могли, ибо в этом случае могли вмешаться японцы, вынужденные выступать на стороне крестьян чтобы не признавать, что их деньги являются фикцией.

ПЕТА

Мы, индонезийская нация, настоящим провозглашаем независимость Индонезии. Вопросы, связанные с передачей власти, и другие вопросы будут решены самым тщательным образом в кратчайший срок.

Сразу после распространения текста декларации средствами массовой информации по всей стране начались массовые манифестации, в ходе которых демонстранты срывали японские флаги. 19 августа было сформировано первое правительство независимой Индонезии. Так как японцы не отрицали за Индонезией права на независимость, то они не предпринимали никаких действий, направленных на свержение правительства Сукарно, однако продолжали вести борьбу с радикальными индонезийскими группировками, тем самым расчищая дорогу умеренным элементам, сотрудничавшим с японцами в годы оккупации. Правительство Индонезии продолжало вести себя сдержанно по отношению к японской администрации, а 29 августа 1945 года приняло резолюцию, в которой говорилось, что господство Нидерландов над Индонезией завершилось 9 марта 1942 года, так как нидерландское правительство оказалось неспособным обеспечить безопасность и благосостояние индонезийского народа.

Союзники не имели свободных войск для немедленного десанта в Индонезии, и потому лорд Маунтбеттен мог лишь послать маршалу Тэраути телеграмму, в которой возлагал ответственность за поддержание порядка в Индонезии до прихода туда Союзников на японские войска. Одновременно Маунтбеттен направил в Джакарту миссию адмирала Петерсона, которая должна была проследить, чтобы японцы не капитулировали перед «самозванцами». Прибыв в Джакарту 15 сентября на крейсере «Кэмберленд» Петерсон обнаружил, что Республика Индонезия уже существует, причём не только в столице, но и в провинциях, что действует гражданская администрация, созданы министерства и ведомства и даже гражданская полиция. Он попытался заставить японский гарнизон Сурабаи продержаться до подхода англичан, но японцы наотрез отказывались сражаться, и к концу сентября сдались индонезийским отрядам.

29 сентября 1945 года в Джакарте высадился первый английский небольшой десант. Его командир генерал-лейтенант Кристисон сделал официальное заявление, что десант прибыл для того, чтобы разоружить японцев. Сукарно, выступая 2 октября, обратился к индонезийцам с просьбой сохранять спокойствие: если цели англичан таковы, как официально объявлено, то индонезийское правительство им препятствовать не будет. Однако Петерсен заявил, что английские войска будут поддерживать в стране порядок до тех пор, пока не начнёт функционировать законное правительство Нидерландской Ост-Индии. 4 октября прибыла новая партия британских войск, а также переброшенные из Европы первые нидерландские части, рассматривавшие индонезийцев как коллаборационистов , которых необходимо разоружить наравне с японцами. В этих условиях 5 октября Сукарно опубликовал президентский декрет о создании Национальной армии Индонезии.

Понимая, что для дальнейшего контроля над страной необходимо овладеть морской базой в Сурабае, 25 октября 1945 года англичане высадили там войска. Индонезийские отряды отказались сдать оружие, и началась

Уже первые шаги американского руководства после капитуляции Японии показали, что оно стремится установить единоличный контроль над Японией, игнорируя при этом как интересы других держав, так и задачи, сформулированные в совместных решениях союзников, принятых в годы войны {946} . Как известно, основным документом, который должен был определять политику союзных держав по отношению к побежденной Японии, являлась Потсдамская декларация. В ней предусматривались совместные действия всех союзных держав, направленные на создание миролюбивой, демократической и независимой Японии. Однако правящие круги США заняли позицию, враждебную духу сотрудничества.

22 сентября 1945 г. госдепартамент опубликовал заявление, в котором был изложен политический курс США в отношении Японии. Через весь документ, названный «Основные принципы политики США в Японии в начальный период оккупации», красной нитью проходила идея о преобладающих интересах США в этой стране. В нем говорилось, что конечными целями Соединенных Штатов являются:

«а) гарантирование того, чтобы Япония не стала вновь угрозой для Соединенных Штатов или для мира и безопасности во всем мире;

б) содействие конечному установлению миролюбивого и ответственного правительства, которое будет уважать права других государств и поддерживать цели Соединенных Штатов, как они отражены в идеалах и принципах Устава Объединенных Наций...» {947}

По договоренности между союзниками оккупационные войска подчинялись верховному командующему, назначенному Соединенными Штатами. Однако в заявлении прямо указывалось, что хотя США и будут стремиться к проведению в Японии политики, удовлетворяющей все союзные державы, но «в случае возникновения расхождений между ними политика Соединенных Штатов будет господствующей».

Интересами США был продиктован и раздел о взаимоотношениях между оккупационными и японскими властями, в соответствии с которым занявший пост верховного командующего генерал Макартур должен был «осуществлять свою власть через японский правительственный аппарат и институты, включая императора, в тех пределах, в каких это будет удовлетворительно способствовать достижению целей Соединенных Штатов» {948} .

Таким образом, этот документ хотя и был составлен на основе Потсдамской декларации, но содержал и такие положения, которые шли вразрез с нею. Политика США была нацелена на то, чтобы, убрав наиболее одиозные фигуры в правящей верхушке Японии, подчинить своему контролю японские монополии и направить политическое, экономическое и социальное развитие страны в выгодное для себя русло.

Обеспечение господствующего положения США связывали с тем, что проводить оккупацию Японии, по крайней мере в начальный период, предстояло исключительно американским войскам {949} . Макартур, формально считавшийся верховным командующим оккупационными войсками союзников, на практике выполнял указания лишь американского правительства и военного командования.

Высадка американских войск и последующее их продвижение к пунктам назначения проходили в основном согласно плану «Блэклист» и практически без сопротивления японских вооруженных сил или населения. Сначала темпы оккупации были невысокими. Используя «передышку», правящая верхушка Японии сделала все, чтобы сохранить позиции монополистического капитала. 14 августа, в день капитуляции, японское правительство приняло решение «О чрезвычайных мерах в области военных материалов, находящихся в руках армии и других организаций», по которому все списки и документы, касавшиеся военных материалов, подлежали уничтожению, а огромные материальные ценности стоимостью около 100 млрд. иен по тогдашним государственным ценам были распределены среди военно-промышленных и других монополистических объединений. Когда основная их часть была роздана, правительство 28 августа издало указ о запрещении дальнейшего распределения военных материалов и об их изъятии. Парламенту было доложено, что только около 30 процентов их было изъято, однако действительную картину восстановить невозможно в связи с уничтожением всех документов {950} . Правительство выплатило военно-промышленным компаниям свыше 10 млрд. иен в виде компенсации.за военные заказы, независимо от того, были они выполнены или нет.

Усилия японской пропагандистской машины направлялись на то, чтобы «создать представление у известной части народа, что Япония не разбита», а «сложила оружие по воле императора». «Оборонная стратегия» правящей верхушки заключалась в том, чтобы до прихода оккупационных властей отстранить от власти военных лидеров, позиции которых были дискредитированы в глазах народа, представить их единственно ответственными за войну и принести «и жертву победителям».

Утрату военной опоры правящая верхушка решила возместить путем максимального укрепления своей второй опоры - высшей бюрократии, государственного аппарата.

В день оккупации на улицах Токио и других городов появились плакаты, утверждавшие, что капитуляция - всего лишь неприятный период в истории страны, за которым последует подготовка к будущим победам. Никогда еще великая Япония не терпела поражений, - было написано на одном из таких плакатов. - Нынешние трудности - только ступенька к будущему. Сплотившись вокруг императорского трона, продолжим борьбу...» {951}

В октябре 1945 г. американское командование установило полный контроль лад важнейшими стратегическими пунктами Японии. Вся территория страны была поделена на оккупационные зоны. В зону 6-й армии входили острова Кюсю, Сикоку и южная половина Хонсю; 8-я армия занимала северную половину Хонсю и Хоккайдо. Численность 8-й армии к этому времени составляла более 232 тыс. солдат и офицеров, почти столько же было и в 6-й армии. Эти цифры оказались значительно ниже намеченных, но отсутствие сопротивления со стороны японцев позволило еще сократить количество войск. К концу года, когда штаб 6-й армии был расформирован и управление всеми оккупационными войсками перешло к командующему 8-й армией генералу Р. Эйчельбергеру, ему подчинялось (исключая немногочисленные контингенты военно-морского флота) всего 241,5 тыс. солдат и офицеров {952} .

Одновременно создавались оккупационные органы власти. 2 октября 1945 г. директивой Макартура был учрежден штаб верховного командующего, в котором наряду с чисто военными отделами (разведывательным, оперативным и т. п.) организовывалось 10 отделов, ведавших различными областями жизни Японии: экономический и научный, дипломатический, природных ресурсов и другие. Контроль за выполнением приказов оккупационных властей на местах осуществляли аналогичные службы штабов 8-й и 6-й (до конца 1945 г.) армий. Все они работали в тесном взаимодействии с соответствующими учреждениями японского государственного аппарата.

Управление Японией носило не непосредственно военный характер, как это было в Германии, а осуществлялось косвенно, через японский правительственный аппарат. С приходом оккупационных войск государственный строй Японии претерпел минимальные изменения, у власти по-прежнему оставались те, кто развязал и вел захватническую войну. Устранены были лишь наиболее скомпрометировавшие себя политические и военные руководители. И хотя в заявлении госдепартамента от 22 сентября 1945 г. содержалась оговорка, что американская политика «заключается в том, чтобы использовать существующую форму правительства и Японии, а не поддерживать ее», фактически Макартур взял под защиту правящую верхушку страны {953} . В то же время в условиях победы над силами мировой реакции, фашизма и милитаризма американское правительство было вынуждено пойти на проведение хотя бы некоторых демократических реформ.

4 октября штаб Макартура издал приказ, согласно которому все законы, ограничивавшие гражданские права, подлежали отмене, а один из наиболее одиозных органов режима - политическая полиция - распускался. 10 октября была объявлена амнистия политическим заключенным Ч 320 тыс. человек полностью освобождались от наказания, 37 тыс. были сокращены сроки наказания и 600 тыс. человек были восстановлены в правах. Тогда же министерство внутренних дел уволило несколько сот высших чиновников тайной полиции, большое число полицейских было перемещено из одних префектур в другие {954} .

11 октября Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ: ликвидации абсолютизма, предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, демократизации экономики и системы просвещения, уравнении женщин в правах с мужчинами {955} . В целях борьбы с идеологией милитаризма и великояпонского шовинизма было отменено привилегированное положение религии синто. 15 декабря директивой Макартура церковь была отделена от государства, запрещалось обожествлять императора и государство. Большое внимание оккупационные власти уделяли перестройке просвещения в направлении, выгодном США. С 31 декабря до составления новых учебников отменялось преподавание в школах этики, истории Японии и географии. Милитаристам и ультранационалистам запрещалось заниматься педагогической деятельностью.

В первые месяцы оккупации США пытались ограничить японский монополистический капитал. Макартур предложил японскому правительству ликвидировать крупные монополии («дзайбацу») и запретил производить какие-либо операции с их активами. Декартелизация экономики Японии в тот период отвечала интересам крупного капитала США, стремившегося подавить бывших конкурентов. Однако, опасаясь их чрезмерного ослабления, оккупационные власти вскоре отказались от выполнения этого решения. Директивой штаба Макартура от 6 ноября временно «замораживались» активы лишь четырех крупнейших компаний - «Мицуи», «Мицубиси», «Сумимото» и «Ясуда» {956} .

Штаб Макартура разрешил и поощрял деятельность политических группировок, сформированных представителями различных слоев буржуазии и помещиков. В большинстве это были немногочисленные организации, пользовавшиеся ограниченным влиянием, и только две из них - прогрессивная и либеральная партии, выражавшие интересы крупнейших монополий, действовали в общенациональном масштабе. Политика оккупационных властей по отношению к японским политическим партиям заключалась в том, чтобы поставить у власти те из них, которые изъявляли готовность сотрудничать с США, а затем использовать «японское правительство и самого императора как удобную ширму во всех сферах жизни Японии» {957} .

В то же время Коммунистическая партия Японии (КПЯ), защищавшая интересы трудящихся, не встречала поддержки американской администрации. Однако Макартур, изображая себя поборником «широкой демократии», формально не выступал против легализации КПЯ, хотя и считал, что ее «деятельность и методы более подходят не политической партии, а «пятой колонне», стремящейся распространить в Японии чуждую идеологию» {958} . Кроме того, ого позиция в данном вопросе была продиктована и необходимостью считаться с мнением Советского Союза и прогрессивной мировой общественности.

В начале октября в числе других политических заключенных были освобождены японские коммунисты, и среди них руководители К. Токуда и другие. 10 октября они опубликовали воззвание, в котором, в частности, указывалось, что компартия будет стремиться к созданию демократической республики, для чего необходимо искоренить милитаризм, сформировать подлинно народное правительство, экспроприировать пустующие земли и передать их крестьянам.

1 декабря 1945 г. начал работу IV съезд КПЯ - первый легальный съезд японских коммунистов. Делегаты, представлявшие в то время 1083 члена партии, наметили основные задачи борьбы и деятельности, утвердили устав и избрали новый состав Центрального Комитета. Генеральным секретарем стал К. Токуда - один из основателей партии, которого японская реакция продержала в тюрьмах почти 18 лет {959} .

Съезд предложил руководству социалистической партии Японии создать единый народно-демократический фронт на следующих условиях: социалисты перестанут игнорировать требования рабочих, будут соблюдать соглашения с компартией и свободу взаимной критики. Но социалистические лидеры отвергли эти предложения. В то время они фактически блокировались с буржуазно-помещичьими группировками, хотя и утверждали, что их партия «отвергает капитализм и ставит своей целью осуществление социализма» {960} . Достижению единства с коммунистами мешала и фракционная борьба в рядах социалистов {961} .

Компартия Японии выступала в авангарде трудящихся масс, требовавших принятия эффективных мер борьбы с хозяйственной разрухой, недостатком продовольствия, топлива, жилья и другими экономическими последствиями военного поражения. В то же время правящие классы использовали экономические трудности для того, чтобы еще больше нажиться на страданиях народа. Капиталисты под разными предлогами закрывали предприятия. В конце 1945 г. промышленное производство Японии составляло 28,5 процента довоенного уровня {962} . В невиданных ранее масштабах расцвел «черный рынок». В результате сокращения производства, демобилизации вооруженных сил и репатриации японских граждан из бывших колоний и оккупированных территорий возникла огромная армия безработных - около 10 млн. человек {963} .

Рост цен, ухудшение условий жизни вызывали недовольство трудящихся, которые требовали радикальных изменений в общественной жизни. Увеличилось число организованных выступлений. Они проводились не только под экономическими лозунгами (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. п.), но выдвигались и политические требования. Широкие народные массы добивались установления рабочего контроля над производством, создания демократического правительства, наказания тех, кто вверг страну в пучину кровопролитной войны.

Под давлением демократических сил японское правительство вынуждено было ввести трудовое законодательство. По закону о профсоюзах, опубликованному в декабре 1945 г., рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров и стачки. К этому времени в профсоюзах состояло около 330 тыс. человек, и ряды их быстро росли {964} .

Объединившись, рабочие еще более активно выступали против увольнений, за повышение заработной платы, улучшение условий жизни. Они решительно боролись и с теми владельцами предприятий, которые, взвинчивая цепы на сырье и материалы, по существу, саботировали выпуск продукции. Разоблачая саботажников, рабочие нередко устанавливали контроль над производством, добивались увеличения выпуска продукции и повышения рентабельности предприятий.

Борьба рабочих за свои права сливалась с борьбой других городских слоев, настойчиво требовавших разрешения в первую очередь продовольственного кризиса, выявления скрытых запасов и установления над ними общественного контроля. Повсюду создавались комитеты борьбы за демократическое решение продовольственной проблемы {965} .

Ширилась классовая борьба в японской деревне. Во второй половине 1945 г. было отмечено около 5 тыс. конфликтов между помещиками и арендаторами. Крестьяне не желали больше мириться с неравномерным распределением земли, высокой арендной платой и несправедливой системой поставок.

Стремясь не допустить решения вопроса о земле самим народом и слияния борьбы крестьянства с забастовочным движением рабочих и служащих, японское правительство но указанию штаба Макартура вынуждено было провести аграрную реформу. В декабре 1945 г. она была принята в виде «Закона о поправках к закону об упорядочении сельскохозяйственных земель». Согласно новому закону крестьяне могли получить лишь 40 процентов всей арендной земли (2 600 тыс. га), да и то путем выкупа {966} . Такое решение проблемы встретило резкое осуждение со стороны демократической общественности.

Все эти факты свидетельствовали о растущей политической активности трудящихся масс Японии, которые вели решительную борьбу против возрождения милитаризма, за демократизацию всей жизни в стране

Период реформ в Японии фактически начался 15 августа 1945 г., когда страна признала Потсдамскую декларацию и тем самым капитулировала. Подписание соответствующего акта на борту "Миссури" 2 сентября 1945 г. поставило точку во Второй мировой войне и открыло новую страницу японской истории.

Последовавший за поражением в войне период оккупации длился немногим менее семи лет, до 28 апреля 1952 г., т.е. до тех пор, когда начал реализовываться Сан-Францисский мирный договор, подписанный 48 странами капиталистического блока 8 сентября 1951 г.

Именно в этот период в Японии были проведены радикальные экономические реформы, позволившие ей развиваться эффективно и динамично, прочно заняв место второй экономической державы мира. В этот период произошли реформы в трех ключевых сферах японской экономики – сельском хозяйстве, промышленности и финансах.

Проведение радикальных реформ в аграрной сфере Японии в первые послевоенные годы имело чрезвычайно большое значение не только для сельского хозяйства Японии, но и для всей экономики в целом.

Успешные преобразования в аграрном секторе позволили миллионам граждан найти себе работу и доход. Тем самым была минимизирована безработица и ликвидирован излишек предложения рабочей силы на рынке труда. Сельскохозяйственное производство оттягивало на себя огромную трудовую армию – до половины всего занятого населения (49,4% в 1950 г.).

Ключевым моментом для начала реформ было то, что к 1946 г. почти половина (46%) всей культивируемой земли в Японии находилась в аренде и, следовательно, обрабатывалась нс собственниками, а арендаторами на тяжелых, подчас трудновыполнимых, условиях, а именно из расчета обязательной арендной платы, составлявшей от 50 до 70% собранного урожая.

В послевоенной Японии земельных реформ было две.

Первая (1945–1946 гг.) представляла собой тупиковый путь решения аграрного вопроса. Ситуация накалялась: резко увеличилось число арендных споров: если за весь 1945 г. их было зарегистрировано 5171, то за пять с небольшим месяцев 1946 г. – уже около 20 тыс.

Вторая земельная реформа (1946–1950 гг.) оказалась в состоянии действительно кардинально видоизменить аграрный сектор.

Она заключалась в двух следующих положениях:

  • – передача прав собственности на землю фермерам, реально работающим на земле;
  • – улучшение положения тех, кто пожелает остаться арендаторами.

Благодаря реформе правительству удалось в целом кардинально изменить ситуацию в деревне. Количество хозяйств собственников возросло на 77%, увеличившись почти на 1,7 млн единиц, а их удельный вес стремительно возрос с 36 до 62% от общего числа хозяйств. В результате реформы достигался большой положительный аффект в сфере социальных отношений.

Реформы 1946–1950 гг. заложили прочный фундамент для того, чтобы впоследствии сельское хозяйство не стало тормозом развития всей экономики.

Антимонопольные мероприятия , проведенные японским правительством совместно со штабом оккупационных войск, имели для Японии еще более серьезные последствия. По существу, реформировался костяк японской промышленности, подверглась трансформации вся система корпоративного управления, видоизменился рынок ценных бумаг, усилилась роль банков.

Роспуск дзайбацу начался с того, что в конце 1945 – начале 1946 г. под давлением оккупационных властей правительством Сидэхара было заморожено имущество дзайбацу и создана комиссия по упорядочению холдинговых компаний.

В период с октября 1946 г. по сентябрь 1947 г. уже при участии новых кабинетов министров Иосида и Катаяма стала проводиться сама процедура роспуска дзайбацу.

Во-первых, были распущены головные холдинговые компании, которые, владея контрольными пакетами акций, управляли концерном, состоящим из множества разнопрофильных компаний. В тот период (1946 г.) холдинговые компании дзайбацу владели 167 млн акций на сумму 8,1 млрд иен, в то время как общее число всех акций всех компаний страны составляло 443 млн иен. Таким образом, в руках холдинговых компаний было сосредоточено 38% акций всей страны.

Всей процедурой руководила специально созданная штабом СКАП ликвидационная комиссия.

Акции ликвидированных холдингов, а также вся их остальная собственность и права собственности в дочерних компаниях в принудительном порядке должны были быть проданы ликвидационным комиссиям. Оплата производилась государственными облигациями с правом их продажи через 10 лет.

После этого ликвидационные комиссии должны были организовать продажу населению приобретенных у дзайбацу активов посредством выпуска акций. Акции подлежали свободной продаже иа фондовом рынке. В итоге из 167 млн акций, которыми владели дзайбацу, к 1951 г. было продано 165 млн на сумму 7,57 млрд иен.

Всего расформированию подлежали 83 холдинга, однако в реальности было расформировано только 16 холдинговых компаний. 26 компаний были распущены с последующей реорганизацией, 11 холдингов были реорганизованы без роспуска, а остальные 30 компаний вообще были сохранены при условии, что они самостоятельно передадут свои контрольные пакеты акций в другие компании.

Во-вторых, было принято антимонопольное законодательство, представленное "Законом о запрещении частных монополий и об обеспечении справедливых и честных сделок" (апрель 1947 г.), а также "Законом о ликвидации чрезмерной концентрации экономической силы" (февраль 1948 г.).

Помимо принятых антимонопольных законов была также создана комиссия честной торговли. Ей было вменено следить за соблюдением антимонопольного законодательства и пресекать нечестные, незаконные методы конкуренции: такие как фиксирование цен, сговор и искусственное ограничение производства, участие в каких бы то ни было монополистических союзах, образование картелей, синдикатов, трестов, концернов во главе с холдинговыми компаниями. Контролировались и могли быть пресечены поглощения и слияния, которые вели к устранению конкуренции на рынке. Ограничивалось право скупки и владения акциями других компаний.

В результате к 1950 г. работникам предприятий, а также местным жителям территорий, на которых располагались предприятия, было продано 42,7% акций, непосредственно работникам было продано 41,8 млн акций (на 1 сентября 1949 г.), или 27,1%. Всего же физическим лицам принадлежало примерно 70% акций.

Это была коренная трансформация отношений собственности. Получив в свои руки титулы собственности, работники предприятий смогли в полной мере ощутить реальные плоды реформы. В этом заключался главный смысл и наиболее ценный положительный эффект проведенной реформы.

Реформы в финансовом секторе Японии. Ситуация в денежном хозяйстве Японии после войны действительно была критическая. После капитуляции финансы Японии находились в плачевном состоянии.

В довоенные годы, когда весь мир переживал депрессию, правительству Японии удавалось сохранять относительно стабильную ценовую ситуацию: рост цен с 1930 но 1937 г. в среднем был менее 3% в год. В последующие годы поддерживать ценовую стабильность становилось все труднее и труднее. В целом цены в Японии выросли за 17 наиболее трудных лет (1936–1953 гг.) в 300 раз. Для сравнения, в США за этот же период цены выросли лишь в два раза, а в Великобритании – в три.

Под руководством из Вашингтона в Японии в декабре 1948 г. была разработана программа стабилизации, официально именовавшаяся "Программа достижения экономической стабильности, подлежащая выполнению японским правительством", или "Стабилизационная экономическая программа девяти пунктов ". В ней были сформулированы основные цели и задачи новой финансовой реформы:

  • – сбалансировать государственный бюджет;
  • – увеличить налоговые сборы;
  • – строго ограничить выдачу государственных субсидий;
  • – стабилизировать заработную плату;
  • – установить контроль над ценами;
  • – усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой;
  • – улучшить систему снабжения материалами, необходимыми для расширения экспорта;
  • – увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров;
  • – улучшить систему продовольственных поставок.

Эту программу поручили выполнять американскому банкиру Джозефу Доджу. Его миссии было поручено разобраться в сути экономических проблем Японии и заняться борьбой с инфляцией, так как в этом отношении штаб главнокомандующего Макартура упустил ситуацию из-под контроля.

Первым делом миссия Доджа коренным образом реформировала внешнеторговую деятельность. Взамен множественных обменных курсов на различные виды товаров, с которыми связывали нарастание бюджетного дефицита, был установлен единый курс 360 иен за один доллар.

Миссия Доджа отменила или значительно сократила большинство субсидий, которые выдавались японским правительством частному сектору и, как считалось, способствовали росту цен. Источником финансирования промышленности стали средства, получаемые правительством Японии от перепродажи американской продовольственной помощи, которая ранее шла на поддержку экспортеров. Тем самым экспортеры оказались на самоокупаемости, а средства, которые они получали в виде субсидий, переадресовывались теперь на долгосрочные инвестиционные проекты.

В организационном плане был создан так называемый "эквивалентный фонд", из которого и начали выдаваться долгосрочные ссуды на развитие промышленности. Это помогло в значительной степени разгрузить государственный бюджет, который до этого был вынужден финансировать промышленность за счет раздувания денежной массы.

Определенный порядок был внесен и в такую важную сферу финансовой политики, как контроль и направление потоков банковского кредитования.

Для того чтобы внести в рутинный рыночный процесс кредитования предприятий бо́льшую рациональность, подключив сюда макроэкономический анализ и перспективное государственное планирование, иными словами, для того чтобы дополнить практические тактические знания банкиров стратегическим видением общенациональных задач, был образован кредитный контрольный совет, созданный наподобие американского контрольного совета при Федеральной резервной системе.

Изменения коснулись и фондового рынка Японии. Были вновь открыты биржи, не работавшие с конца войны.

Хронический дефицит государственного бюджета был преодолен в 1949 г., когда доходы впервые в послевоенное время превысили расходы.

В 1952 г. период оккупации завершился, все больше функций переходило в руки японского правительства, накал послевоенных дискуссий уменьшался, страна постепенно входила в длительный период высоких темпов экономического роста.

Важнейшими событиями этого времени стали процессы восстановления мощи бывших дзайбацу в форме новых структур, ориентированных на ведущие банки. Получила свое развитие система кэйрэцу, представлявшая собой воссоздание крупных корпоративных конгломератов и холдингов.

Кэйрэцу являлась формой сетевой организации, при которой формально независимые фирмы объединены в единое целое благодаря прочной системе связей, базирующихся на перекрестном владении акциями, смешанных директоратах, президентских советах. Кэйрэцу – это объединения промышленных, коммерческих и финансовых организаций. В кэйрэцу входят дочерние и партнерские фирмы, часть акций которых принадлежит материнской компании, сюда же могут входить и самостоятельные компании, связанные с концерном гораздо более сильными производственными связями.

Аналогов кэйрэцу не существует ни в одной другой развитой стране.

Система пожизненного найма по праву считается главной характеристикой японского рынка труда.

Элементы системы пожизненного найма стали применяться на предприятиях тяжелой и химической промышленности в период экономической депрессии после Первой мировой войны. Эти отрасли особо нуждались в постоянной квалифицированной рабочей силе, а масштабы деятельности данного сектора и перспективы развития соответствующих рынков позволяли с уверенностью планировать расширение производства, не опасаясь переизбытка рабочих рук.

В дальнейшем такая методика распространилась на другие важнейшие отрасли. Это было связано не только с частной инициативой использовать данный способ организации труда как более эффективный, но и с тем, что в 1940–1941 гг. правительство ввело систему военного контроля над промышленностью и принудительного закрепления рабочей силы за выделенными для военного производства объектами.

В послевоенный период, когда стал явно ощущаться дефицит квалифицированной рабочей силы и между японскими компаниями резко обострилась конкурентная борьба, система пожизненного найма стала активно использоваться на ведущих предприятиях, позволив им на добровольной экономической основе обеспечить свои производства постоянными работниками. Это вносило дополнительную мотивацию в работу персонала, который имел гарантии пожизненного найма при условии качественного труда и жизнеспособности самой фирмы.

Возникновение в начале 1950-х гг. кружков качества – оперативных производственных групп, нацеленных на решение конкретных вопросов, связанных с повышением качества выпускаемой продукции, стало одной из наиболее характерных для японской экономической системы форм участия рядовых сотрудников предприятий в инновационной деятельности.

Все это стало тем фундаментом, на котором впоследствии было построено высокоэффективное японское производство.

Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон ) имела место в -1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс , принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. Оккупация закончилась после вступления в силу Сан-Францисского мирного договора .

Организация и контроль над оккупированной Японией [ | ]

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбардировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки . В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией . Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза , США и Великобритании , которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.

Оккупационная политика [ | ]

Политика демократизации [ | ]

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 году император публично отрёкся от своего «божественного происхождения» (см. Нингэн-сэнгэн).

Экономическая политика [ | ]

В 1945 году оккупационными властями начат выпуск в обращение оккупационных иен , находившихся в обращении параллельно с японской иеной. В 1948 году оккупационная иена была изъята из обращения, за исключением Окинавы, где она была объявлена единственным законным платёжным средством, полностью заменив в обращении японскую иену.

Культура оккупированной Японии. Цензура [ | ]

В первые годы оккупации американским командованием был издан ряд законов и директив, были декларированы основные права и свободы, выпущены из тюрем политические и культурные деятели, распущены профашистские объединения (в том числе Японское литературное общество и Ассоциация писателей Великой Восточной Азии), упразднена цензура в кинематографе и театральном искусстве. Вместе с тем масштаб преобразований был урезан рядом специальных указаний, запрещавших, в частности, упоминание жестокостей американских военнослужащих .

Изданные в первый послевоенный месяц распоряжения открыли американской администрации путь к вестернизации японской культуры и образа жизни. При штабе оккупационных войск было создано Управление гражданской информации и просвещения, в функции которого вошло руководство различными областями культуры, контроль за исполнением распоряжений штаба в этой области и на первое время пресечение проявлений идеологии японского милитаризма. Отдел гражданской цензуры (Минкан дзёхокёку) занимался цензурой всех форм информации - книг, фильмов, радиопередач, корреспонденции и т. д. В сентябре 1945 года был издан «Кодекс прессы» («Прэсу кодо») - директива, запрещавшая публикацию критики оккупационной администрации и любых материалов, способных повредить американской политике .

Одной из мер по демократизации японского общества стали и регламентации в области религии. Согласно директиве от 15 декабря 1945 года все синтоистские учреждения (храмы, училища и т. д.) были отделены от государства, а Бюро по храмам при министерстве внутренних дел и учреждения, занимавшиеся подготовкой священников и исследованием этой религии, были распущены. Распространение идей синтоизма в учебных заведениях подпало под запрет, а синтоистские алтари были убраны из всех школ. Вместе с тем увеличивалось влияние христианства : под эгидой американских властей в Японии активизировали свою деятельность миссионеры. Католики и представители других конфессий создали в стране большую сеть школ, семинарий и университетов .

Оживление культурной жизни, начавшееся с окончанием Второй мировой войны, коснулось и живописи. В то время как в годы войны в соответствии с политикой «японского духа» насаждалось направление традиционной японской живописи нихонга , и опиравшиеся на европейские традиции художники были вынуждены практически прекратить деятельность, после войны появилось сразу несколько организаций работавших в жанре европейской масляной живописи - «Докурицу бидзюцу кёкай» («Ассоциация независимого искусства»), «Иссуй кай» и др.

«Обратный курс» в политике США в области культуры выразился в незаконных преследованиях деятелей культуры, стремлении ускорить процесс американизации японского общества и общем усилении контроля над культурной жизнью. С июня 1949 года по февраль 1950 года прошла первая волна «чистки красных»: репрессии, направленные против работников просвещения, встречали сопротивление со стороны учащихся и их родителей; бывали случаи, когда целые школьные классы, протестуя против увольнения учителя, уходили в горы, отказываясь вернуться . В то же время, как реакция на американизацию культуры и политику «обратного курса» в Японии повысился интерес к культурному наследию страны: классической литературе, традиционному театру, бытовой культуре (чайной церемонии , искусству икебана). Например, большой резонанс получил выход в 1952 году полного перевода на современный японский язык классического романа Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари », выполненного Дзюнъитиро Танидзаки .

Театр [ | ]

В годы Второй мировой войны тех актёров, что не были мобилизованы в армию, заставляли участвовать в представлениях для солдат . По распоряжению Отдела информации был создан Японский союз передвижных театров, коллективы которых разъехались по Японии и демонстрировали программы, призванные мобилизовать население . В результате бомбардировок была уничтожена значительная часть театральных помещений, а немногие из уцелевших зданий были преобразованы оккупационными властями в кинотеатры и клубы для военных .

В сентябре 1945 года Управлением гражданской информацией и просвещения была издана директива «О направлении творческой деятельности в кино и театре», в которой определялось каким принципам следовало придерживаться деятелям этих искусств. Традиционный театр Японии - кабуки , но , нингё-дзёрури - был объявлен антидемократическим . По свидетельству американского театроведа Эрла Эрнста, назначенного сразу после войны экспертом по театру при Штабе оккупационных войск, работниками театральной секции Управления «был просмотрен весь репертуар японских театров, особенно традиционный театр дзёрури и кабуки», и после консультации с японскими учёными «секция пришла к заключению, что большинство наиболее популярных пьес традиционного театра основано на феодальной идеологии и не подходит для народа, который намерен навсегда отказаться от войны и встать на путь демократии» . Допущенные к постановке пьесы были включены в особый список. Театрам было предписано ежегодно обновлять репертуар минимум на одну треть, причём английский перевод новых пьес было необходимо предоставлять в Отдел гражданской цензуры при Управлении за неделю до предполагаемой премьеры .

Такое отношение к театру вызывало у общественности недовольство, и в газетах стали появляться заметки, авторы которых выражали сомнения, что традиционный театр сможет выжить в таких условиях . Тем не менее, на сцену стали возвращаться артисты, находившиеся в эвакуации, работавшие в бригадах Японского союза передвижных театров и репрессированные во время войны . Развитию театра в первое время мешали высокие налоги и отсутствие материальной базы . В наиболее трудном положении находился театр но . В августе, незадолго до конца войны, была создана ассоциация актёров и музыкантов но «Ногаку кёкай» , которую, объединившую около тысячи человек, возглавил Кита Минору. Целью организации стало спасение но от деградации и уничтожения . Ассоциация занималась снабжением трупп реквизитом и вела переговоры с оккупационными властями о намечавшихся постановках; создавались частные и общественные школы для обучения актёров и музыкантов - «Ногакудзюку» и «Ногаку ёсэйкай», издавался журнал «Но» (с 1946 по 1953 год) .

Первым послевоенным представлением стал показанный в театре «Дзэнсиндза» в сентябре 1945 года спектакль «» , один из самых популярных классического репертуара кабуки . В декабре усилиями трёх трупп театра «Бунгакудза», «Хайюдза» и «Токё гэйдзюцу гэкидзё» был поставлен «Вишнёвый сад » А. П. Чехова , что ознаменовало возвращение на японскую сцену и русской драматургии . В 1946 году вернулся к театральной деятельности репрессированный; в организованную им труппу сингэки «Синкё гэкидан» вошли 40 актёров, придерживающихся наиболее левых взглядов. Подвергался критическому переосмыслению классический репертуар кабуки; в октябре 1946 года под руководством Мураямы в театре «Дзэсиндза» была поставлена антифашистская пьеса американской писательницы-драматурга Лилиан Хеллман «» .

Литература [ | ]

По окончании войны возобновили выпуск такие литературные, театральные и общественно-политические журналы, как «Бунгэй сюндзю» («Литературная летопись»), «Тэаторо» («Театр»), «Тюо корон» («Центральное обозрение»), появились новые издания - «Синсэй» («Новая жизнь»), «Синтё бунгэй» («Литература нового направления»), «Тэмбо» («Панорама»). Увеличение числа печатных изданий открыло новые возможности перед японскими авторами. В 1946 году Кафу Нагаи были опубликованы несколько произведений («Танцовщица», «Непрошенные заметки», «Взлёт и падение» и др.), которые в целом отражали довоенный жизненный опыт писателя. В том же году опубликовали свои работы два крупнейших писателя неогуманистического направления: («Тяга к новому», «Меняющийся мир», «Страдания жертвы войны») и Наоя Сига («Серая луна») .

Началось возрождение подавленного в 30-х годах демократического литературного движения, во главе его стали литературный критик, а также писатели Сунао Токунага и Юрико Миямото . В декабре 1945 года было создано Общество новой японской литературы (Син нихон бунгаку кай), которое ставило своей целью борьбу за демократическое развитие японской литературы . Общество повсеместно организовывало литературные кружки для молодёжи и вело работу по привлечению в свои ряды демократически настроенных литераторов .

Юрико Миямото, переживавшая в этой период новый расцвет творчества, опубликовала несколько произведений: «Футисо» (1946), «Равнина Бансю» (1946-1947), «Два дома» (1947), «Вехи» (1947-1949), первые два из которых показывают жизнь в стране после капитуляции, а последние являются заключительными частями её автобиографической трилогии. Сунао Токунага опубликовал повесть «Спи с миром, жена!» (1946-1948), в который раскрыл свои переживания предвоенных и военных лет, и роман «Тихие горы» (1950), в которой изобразил борьбу рабочего класса в новых условиях .

Демократический подъём испытывала и поэзия: при Обществе новой японской литературы была создана секция поэтов. Результатом её работы стал выпуск журнала «Новые японские поэты» («Син нихон сидзин»). К обществу примкнули такие поэты, как, один из крупнейших поэтов периода пролетарского литературного движения выпустил в 1946 сборник стихов «Плоды» .

По окончании войны сложилось ещё одно писательское объединение - «Послевоенная группа» («Сэнго ха»), участники которой своими задачами ставили формирование «современного свободного человека» и углублённое изображение личности . С января 1946 года «Сэнго ха» стала выпускать журнал «Новая литература» («Киндай бунгаку»), вокруг которого постепенно сложилась группа завоёвывавших внимание читателя писателей - Хироси Нома , Синъитиро Накамура и др.

Участникам «Послевоенной группы» было свойственно резко отрицательное отношение к войне, значительную роль в их творчестве играла критическая литература. Среди проблем, поднимавшихся «Сэнго ха» - вопрос взаимоотношения искусства и политики, а также вопрос о «современной личности»: представители группы, объяснявшие отсутствие организованного сопротивления распространению фашизма интеллигенцией отсутствием у японцев качеств «раскрепощённой современной личности», делали вывод, что главной задачей литературы является выработка и последующее распространение правильного понимания отношений личности и общества, прежде пренебрегавшего интересами индивидуума .

Рост интереса к культурному наследию в области литературы выразился в увеличении числа изданий, посвящённых таким жанрам поэзии, как танка и хайку: «Танка дзасси» («Журнал танка», 1948), «Танка хайку кэнкю» («Изучение танка и хайку», 1948), «Танка сэйтё» («Звук танка», 1950) и др. Эта тенденция привела и к созданию Дзюндзи Киноситой нового жанра пьес минвагэки на темы народных сказаний. Пьесы Киноситы ставились коллективами различных направлений и жанров и вызвали такой интерес, что даже было создано Общество по изучению народных сказаний. В конце 1940-х годов приобретают популярность литературные произведения, в которых воспевается специфика национальных обычаев и традиций.

Согласно Потсдамской декларации, в Японии устанавливался оккупационный режим, который должен был осуществить демилитаризацию и демократизацию страны. Оккупационные войска, в основном американские, начали высаживаться на японских островах в сентябре 1945 года.

В своей политике по отношению к Японии США стремились, с одной стороны, не допустить возрождения японского милитаризма как своего главного соперника в районе Дальнего Востока и Тихого океана, с другой, напуганные революционными событиями в Азии (Вьетнам, Корея, Китай), готовы были идти на союз со своим вчерашним соперником.

Обстановка того периода - победа над , рост сил демократии, - создавала благоприятные условия для реализации решений Потсдама, и США вынуждены были с этим считаться. С осени 1945 года начались разоружение и демобилизация вооруженных сил Японии, уничтожение военного потенциала, суд над военными преступниками.

Из тюрем освобождались политические заключенные, создавались новые партии и организации, возрождались попранные фашизмом демократические свободы. Вышла из подполья Коммунистическая партия Японии (КПЯ), образовались Социалистическая партия (СПЯ), Конгресс профсоюзов, а также ряд буржуазных партий - либеральная, демократическая и др.

В 1946 году была принята конституция Японии, юридически закрепившая ряд важных демократических завоеваний японского народа. Согласно 9-й статье конституции Япония отказывалась от создания вооруженных сил и от войн как средства решения международных споров.

С 1947 года в Японии начала проводиться аграрная реформа, буржуазно-демократическая по своему характеру (помещичья земля выкупалась государством и продавалась крестьянам, из которых, однако, не все могли ее купить). Помещичья собственность на землю упразднялась. И хотя японский крестьянин стал объектом эксплуатации со стороны нового хищника - монополий, реформа способствовала росту производительных сил в деревне, расширению внутреннего рынка.

В целом, в период первого этапа оккупационного режима (1945-1948 годы) в Японии шел, хотя не всегда последовательно и полно, процесс демилитаризации, демократизации и денацификации. С 1948 года положение начало изменяться. Еще в 1947 году в Японию прибыла американская экономическая миссия. В результате переговоров империалистические круги Японии получили американские кредиты на весьма выгодных условиях.

США начали также осуществлять план превращения Японии в своего политического и военного партнера, подготавливая в период с 1948 по 1951 годы японо-американский военный союз.

Возрождение японского милитаризма

За период 1952-1955 годы Япония заключила с США ряд выгодных для себя договоров и соглашений. К середине 50-х годов позиции правящих классов Японии окрепли. У них появилось стремление к более самостоятельному курсу, без военной «опеки» США. Был поставлен вопрос о пересмотре договора безопасности 1951 года. Народ открыто выражал недовольство политикой правительства. С 1955 года в Японии начались так называемые весенние наступления рабочего класса - специфическая форма забастовок.

Во время таких забастовок рабочие все чаще стали выступать против военного договора. Гнев и возмущение вызывало поведение американских военнослужащих, проведение военных маневров, строительство военных объектов. К 1956 году в Японии насчитывалось до 675 американских военных баз, занимавших площадь в 137 тыс. гекторов.

В 1958 году под нажимом японской прогрессивной общественности и широких народных масс правительство начало переговоры по пересмотру договора безопасности. Переговоры закончились в 1960 году подписанием нового договора «о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности».

Это было фактически продление на следующие 10 лет прежнего договора, только теперь Япония была не пассивным партнером, а имела определенные военные обязательства по совместным действиям с США. США по-прежнему сохранили право размещать на территории Японии свои военные базы. Сохраняя в Японии более 40 тыс. американских военнослужащих, располагая ракетными установками, США стремились использовать Японию как базу для агрессии.

Договор 1960 года вызвал у японского народа новую волну протеста и возмущения. Под руководством крупнейшего профцентра «Сохе» была проведена всеобщая политическая забастовка. В результате правительство, подписавшее договор 1960 года, вынуждено было уйти в отставку. Но положение осталось прежним, правящие круги Японии оставались крепко связанными с американским империализмом.

Через 10 лет, несмотря на продолжавшиеся протесты прогрессивных политических кругов Японии и выступления народных масс, договор был снова продлен на бессрочное время, Япония добилась возврата ей островов Окинава, хотя и с сохранением на них военных баз США.

Япония во второй половине 60-х и в 70-е годы

К середине 60-х годов экономика Японии достигла высокого уровня развития, заняв в капиталистическом мире по темпам производства первое место. В 70-е годы она обогнала многие другие промышленные страны по важнейшим отраслям экономики: судостроению, химической промышленности, выплавке стали, электронике, производству искусственного шелка и др.

Огромное значение для Японии, бедной полезными ископаемыми, приобрела внешняя торговля. Быстрыми темпами росли внешнеэкономические связи, слабо развивавшиеся в период оккупационного режима. Товары Японии заполняли рынки стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы; главное место во внешнеторговом обороте сохранялось за США.

В экономике современной Японии господствует монополистический капитал. Выделяются 6 крупных финансово-политических групп: Мицубиси, Мицуи, Сумитомо, Фудзи (Ясуда) и др. Идет образование трестов-гигантов, контролирующих целые отрасли промышленности. Большое место в хозяйстве Японии занимает государственный сектор.

Чем объясняются быстрые темпы развития экономики страны?

После войны разрушенная японская экономика очень сильно отставала от Запада. Первым толчком для роста производительных сил Японии были послевоенные реформы, в частности аграрная. Важную роль сыграло также то, что военные расходы Японии в связи с ее положением побежденного государства были относительно невелики.

Япония умело воспользовалась всеми достижениями научно-технической революции на Западе, что ускорило обновление техники и методов управления предприятиями. В широких масштабах применялось государственно-монополистическое регулирование и программирование, способствовавшее росту производства.

С другой стороны, в Японии (особенно в 60-е годы) была наиболее высокая степень эксплуатации трудящихся при самой низкой заработной плате. Большую роль сыграли- помощь США и даже такой специфически японский фактор, связанный с особенностями японского характера, как низкая норма личного потребления и бережливость.

Период «японского экономического чуда» не был продолжителен. Уже в начале 70-х годов Япония оказалась в тисках глубокого экономического кризиса, наиболее тяжело отразившегося на легкой промышленности. Япония сильно пострадала от мирового энергетического кризиса. Страна, ввозящая нефть, Япония особенно остро ощутила резкое повышение цен на нее. В результате этого прирост промышленной продукции в 1974 - 1975 годов упал ниже нулевого показателя.