Главная · Метеоризм · Бакалавр, магистр, специалист: что выбрать? Что такое бакалавр, специалист и магистр

Бакалавр, магистр, специалист: что выбрать? Что такое бакалавр, специалист и магистр

С недавнего времени у нас, по примеру ряда зарубежных стран, система получения высшего образования начала строиться как многоуровневая. Система эта предполагает получение студентом высшего образования в несколько этапов. Благодаря этому, появилась возможность остановиться на достигнутом уровне или продолжить учиться, пусть даже спустя некоторое время.


Ведь всем известно, что плохой то солдат, который не мечтал бы стать генералом. То же можно сказать и об образовании: хороший бакалавр стремится получить диплом магистра. Что же означает само слово «магистр»? Если перевести с латинского языка, то это значит «наставник, начальник». В конце 19 века в России так называлась младшая научная степень. Какие преимущества дает получение степени магистра нынешним выпускникам ВУЗов? Попробуем разобраться в понятиях: бакалавр, специалист, магистр.

Первая ступень высшего образования - бакалавр. После получения этого неполного высшего образования, предполагается дальнейшее обучение специальным дисциплинам, где студент получит необходимые специальные знания и основательную подготовку. Это и будет следующим этапом высшего образования - получения степени специалиста или магистра. И вот здесь уже стали видны некоторые плюсы многоуровневого образования: у студента появляется возможность поменять специальность в пределах выбранного направления. Для этого нужно будет дополнительно сдать зачеты и экзамены по требуемым предметам, зато сможете получить более перспективную в данный момент специальность. На каком этапе остановиться в получении образования студент решает самостоятельно.

Если степень бакалавра понятно всем, то разница в звании специалиста и магистра остается, для многих, непонятна. Вот несколько положительных отличий магистратуры:

  • Знания магистра по некоторым разделам специальности более углубленные.
  • На этом этапе предполагается самостоятельное изучение студентом новых дисциплин для получения наиболее полных знаний по специальности.
  • Получив необходимые и дополнительные знание, магистр обязан суметь реализовать их на практике, выполнив и защитив магистерскую диссертацию.

К окончанию обучения магистр обладает большим багажом специальных знаний, которые накопился в течение пятилетнего образования. Чем же отличается его обучение от учебы специалиста за тот же период времени? Первое отличие состоит в том, что магистры в течение пятого курса выполняю магистерскую диссертацию. Они, консультируясь со своим руководителем, занимаются творческой и научной работой. В начале пятого курса у такого студента появляются несколько новых дисциплин, определенных кафедрой, которые необходимо осваивать самостоятельно. При этом студент, претендующий на получение степени магистра, получает консультации и рекомендации, а затем, в конце девятого семестра, сдает экзамены по этим дисциплинам. Второе отличие от специалиста - у магистров в десятом семестре будут проводиться лекции по новым дополнительным предметам, а закончится пятый курс защитой магистерских аттестационных работ.

Далеко не все студенты имеют возможность учиться в магистратуре. Есть несколько необходимых требований к абитуриентам магистерских программ:

  1. Учеба на получения степени бакалавра только на отличные оценки или на отличные и хорошие.
  2. Обязательное наличие творческих успехов в научной работе (что предполагает занятие призовых мест на олимпиадах, участие в научных студенческих работах и другое).

На кафедре уже в конце восьмого семестра составляется список студентов, которые отличились особым упорством в учебе и творческим подходом к научным работам на протяжении третьего и четвертого курса.

Многие считают, что пройти магистратуру необходимо для поступления в аспирантуру, но это не обязательное условие. И специалист, и магистр имеют равные возможности в сдачи вступительных экзаменов для поступления в аспирантуру. Но при конкурсном отборе предпочтения будут отданы магистру потому, что у него уже имеется научная работа в виде защищенной магистерской диссертации. Специалисты, если у них нет рекомендации ученого совета, обязательно должны будут не менее двух лет проработать по специальности.

Исходя из всего сказанного, можно сделать выводы, что преимущества многоуровневой системы высшего образования неоспоримы. Благодаря таким ступеням в получении образования, у студента появляется несколько путей для достижения поставленных целей.


Бакалавр, магистр, специалист, аспирант
… Определения, которые кажутся абитуриенту очень далекими и малозначимыми сейчас, при выборе ВУЗа и поступлении. Тем не менее, как показывает практика, задуматься о типе специальности еще до начала учебы, ведь от этого зависит, какой диплом получит выпускник. А для того чтобы сделать правильный выбор, важно разобраться, чем отличается бакалавр от специалиста, а специалист – от магистра. Понимая разницу, намного проще принимать правильные решения и планировать на несколько лет вперед.


Отечественное высшее: бакалавр, специалист, магистр в Болонской системе

Масштабные изменения в образовательной системе России начались в 2003 году, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу . Нововведения коснулись очень многих вопросов высшего образования, но, пожалуй, самые заметные инновации связаны с типом специальности и, соответственно, дипломам, которые получат выпускники ВУЗов. Так, на смену традиционной трехуровневой системе дипломов бакалавр-специалист-магистр приходит принятая в большинстве стран мира 2-уровневая система, в которой не нашлось места специалитету. Таким образом, уже с 2010 года российские ВУЗы не получают лицензии на использование программ подготовки специалистов, а с 2015 этот уровень и вовсе выпадет из образовательного процесса. Проще говоря, готовить студентов с дипломом специалиста больше не будут.

Справка: Болонский процесс

– план сближения, стандартизации и гармонизации систем высшего образования в странах Европы . Основные задачи Болонского процесса:

  • обеспечение более широкого доступа к высшему образованию;
  • возможность трудоустройства в других государствах с иностранным дипломом;
  • увеличение мобильности студентов при выборе ВУЗов;
  • ускорение модернизации и совершенствования высшего образования в разных странах Европы и Азии.

Чем отличается бакалавр от специалиста?

Как мы уже выяснили, специалист как понятие будет упразднен в России уже с 2015 года . Дипломы такого образца будут котироваться наравне с любыми другими, но выдавать их больше не будут. Таким образом, поступить в ВУЗ с намерением получить такой диплом уже вряд ли удастся (за исключение некоторых типов государственных ВУЗов), а вот понять отличие бакалавра от специалиста все-таки придется тем, кто сейчас как раз должен принять решение: продолжать учиться или нет. Об этом стоит задуматься и абитуриентам военных ВУЗов, большинство из которых продолжают придерживаться 3-уровневой системы образования. Конечно, можно действовать по принципу «жизнь покажет», но всегда лучше ставить перед собой вполне конкретную цель.

Итак, какая разница между бакалавром и специалистом? Вопреки распространенному заблуждению, бакалавриат – это законченное образование , но лишь его первая ступень. Многие работодатели наверняка не воспримут такой диплом как подтверждение высшего образования со всеми вытекающими последствиями. Но есть и плюсы. Во-первых, учиться придется всего 4 года, что позволит раньше обрести финансовую независимость, начать профессиональное развитие на практике и вообще поскорее распрощаться с ВУЗом. Бакалавра и специалиста разница состоит еще и в том, что диплом бакалавра принимается в большинстве европейских стран, что позволит удобно продолжить образование там. Диплом же специалиста будет бесполезен: такого типа специальности за границей просто нет, и его «счастливый» обладатель окажется снова на одном уровне с бакалаврами.

Что касается нашей страны, то тут ответ на вопрос «Что выше: специалист или бакалавр?» однозначен. Диплом специалиста, как и раньше, воспринимается как полноценное подтверждение высшего образования . И хоть для его получение придется провести в стенах ВУЗа еще 1-2 года, большинство студентов решаются на этот шаг. Единственное, что смущает, - это неопределенный статут специалитета после 2015 года и бесполезность такого диплома в Европе.

Чем специалист отличается от магистра?

О преимуществах и недостатках специалитета мы уже поговорили выше, но теперь стоит разобраться в том, что лучше: специалист или магистр? Некоторые неопытные абитуриенты ставят вопрос еще шире: что выше, магистр или специалист? Ответ на оба вопроса один. Конечно, магистратура – это лучше и престижнее . Основная сложность заключается в том, что для поступления на этот уровень высшего образования придется проходить конкурс, а стоимость дополнительных двух лет (или даже больше!) может оказаться неприятным сюрпризом для студентов и их родителей.

Существенная разница между магистром и специалистом заключается еще и в том, что второй тип диплома может быть принят работодателями и учебными заведениями за границей . Факт этот далеко не гарантированный, но уже то, что квалификация магистра котируется и идентифицируется в Европе, дает определенную надежду. Особенно если студенту посчастливилось получать образование в авторитетном, крупном ВУЗе. Это отличие специалиста от магистра – важный стимул для всех, кто рассчитывает продолжить образование/научную деятельность за рубежом или получить престижную работу в Европе.

Надеемся, после прочтения нашего обзора о том, чем отличаются специалист, магистр, бакалавр, разница стала для вас более очевидной. В любом случае, мы желаем вам принять правильное решение и не прекращать свое самосовершенствование в любых обстоятельствах!

Сравнительная характеристика двух направлений высшего образования.

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
квалификация «дипломированный специалист» .

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как чиновники пришли к выводу, что она нужна в медицинских, военных и технических вузах.

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

Не менее 4 лет для бакалавра,
не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
не менее 6 лет для магистра.

При этом "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

Плюсы:

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

Минусы:

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов - насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы "недоучек" в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу - хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.

После реформирования российской системы высшего образования появилась определенная путаница, связанная с такими понятиями, как «специалист», «магистр» и «бакалавр». Работодатели к последним двум записям в дипломе соискателя вакантного места относятся немного скептически, так как «дипломированный специалист» все же привычнее.

Если человек сталкивается с этими понятиями редко или вообще не встречался, он отличий не видит совсем. Но в действительности различие все же есть.
Человек заканчивает высшее учебное заведение и становится дипломированным специалистом, то есть получает диплом об окончании этого самого учебного заведения. Понятие «дипломированный специалист» знакомо нам с советских времен. Оно и в те времена означало человека, который то есть окончил институт или университет.

Сегодня дипломированный специалист - это практик, также окончивший институт или университет. Но такой квалификации нет на территории Евросоюза. Поэтому в связи с тем, что Россия переходит на европейский тип обучения, планируется отказаться от присвоения выпускникам вузов звания "дипломированный специалист".

Как в России становятся таким специалистом? После пяти- или шестилетнего обучения в институте его выпускнику на руки выдается диплом о присвоении квалификации. И новый дипломированный специалист может начинать работать инженером или преподавателем. Однако если у выпускника есть желание, он может продолжить учиться дальше. В этом случае он получит следующую степень - магистр.

Что лучше: специалист или магистр?

Может получить как бакалавр, высшее образование которого ограничилось приобретением базовых знаний по выбранной специальности, так и специалист. Чтобы стать магистром, необходимо еще два года потратить на обучение, и тогда на руки выдадут диплом, свидетельствующий о том, что человеку присвоена степень магистра какой-либо науки. Обычно человек, получивший такую степень, практикой не занимается, его стезя - это научная деятельность.

Итак, чем отличается специалист от магистра?

Магистр - это которую, отучившись два года дополнительно, может получить не только дипломированный специалист, но и бакалавр. При этом, если дипломированный специалист должен заниматься практической работой, магистр посвящает себя целиком и полностью научному труду.

Специалист получает высшее образование не менее пяти лет, а иногда и шести. Бакалавр получает его в более короткие сроки - за четыре или три года в зависимости от того, какая у него образовательная база.

Первые три года будущие студенты, претендующие на степень бакалавра, обучаются по одному в том направлении, которое они выбрали. Это время дается для подготовки специалиста широкого профиля, а на четвертом году они выбирают узкий профиль.

То есть бакалавриат - это отличная возможность определиться с профилем своего образования тем студентам, которые до сих пор еще этого не сделали. Еще существует возможность изучать несколько профилей одновременно.

В Европе, как в некоторых других странах мира действует двухуровневая система высшего образования, и отечественные ВУЗы выпускают во взрослую и профессиональную жизнь бакалавров и магистров. Ранее студенты могли получить не только диплом бакалавра, но и специалиста. Но чем же отличается бакалавр от специалиста, и почему современные студенты становятся уже магистрами? Какие плюсы и минусы имеет каждая степень?

Происхождение понятий «бакалавр» и«специалист»

Степень бакалавра начала присваивается еще в средние века в некоторых европейских странах. Тогда бакалаврами становились выпускники университетов, достигшие определенного уровня или степени. Само слово «бакалавр» (bacca lauri) скорее всего появилось вследствие вручения на официальной церемонии выпускающимся студентам плода лавра. В нашей стране после бакалаврата студенты поступили на специалистов, но совсем недавно страны постсовестского пространства отказались от этой промежуточной степени. Поэтому дипломированных специалистов отечественные ВУЗы уже выпускать не станут, а студенты могут после бакалаврата получать уже магистерскую степень. Поэтому главное отличие бакалавра от специалиста кроется именно в самой специфике обучения, первое является ученой степенью, а второе – квалификацией.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

Для того, чтобы получить бакалаврскую степень необходимо проучится не менее 4 лет. Специалистом студент может стать только после 5-6 лет обучения в зависимости от специфики получаемой специальности. В процессе обучения бакалавры изучают предметы широкого профиля, а специалисты на последних курсах проходят узкопрофильные дисциплины. Поэтому специалисты получают диплом по специальности, в то время как бакалавры довольствуются дипломом об общем высшем образовании. Примечательно, что и те, и другие могут поступить в магистратуру. Но при этом бакалавр, поступая на магистратуру, может пройти конкурс, и обучатся на бюджетной основе. А вот специалист сможет учиться только на платной основе, так как это образование автоматически считается вторым высшим.

Плюсы и минусы

Но в чем же минусы получения бакалаврской степени? Специалисты, так же как бакалавры получают высшее образование и их дипломы позволяют устроиться по профессии. При этом студенты, получившие степень бакалавра могут задуматься о другой специализации и поступить в магистратуру на другую аналогичную специальность. Специалисты теоретически могут пройти эту же процедуру, но это обучение будет стоить им немалых денежных средств.

Диплом бакалавра является унифицированным, и наши студенты могут на его основе поступить в любое учебное заведение за границей, сдав определенные экзамены. А вот в нашей стране к диплому бакалавра большинство работодателей относится негативно. И это является весомым минусом, потому что при приеме на работу многие выпускники могут услышать обоснованный отказ. Да диплом есть, но многие склонны воспринимать такое высшее образование как незавершенное. В Европейских странах перед нашими студентами откроется намного больше дверей, так как зарубежные работодатели не против принять в свои компании перспективных бакалавров и обучить их уже «под себя».

Поэтому прежде чем решить, куда идти после получения диплома поступать или работать, стоит подумать о дальнейших перспективах, планах, подводных камнях. Кто-то мечтает работать заграницей, а кому-то вполне достаточно будет неплохо устроиться и в своем городе. Но стоит помнить, что на просторах нашей страны лучше не надеется на «добрых» работодателей и забыть о чудесах. Лучше сразу поступать на магистра и уже получать законченное образование, к которому никто не сможет придраться.