Главная · Дисбактериоз · Внеклассное занятие уход за полостью рта. Конспект занятия по гигиене полости рта " Крепкие, крепкие зубки" план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему. Соблюдать правила употребления сладкой пищи

Внеклассное занятие уход за полостью рта. Конспект занятия по гигиене полости рта " Крепкие, крепкие зубки" план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему. Соблюдать правила употребления сладкой пищи

Урок 8. ЧТОБЫ ИМЕТЬ ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ... ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Цель : ознакомить учащихся с группами зубов и их функциями, с правилами гигиены полости рта; формировать представление о правильный и неправильный прикуси; развивать гигиенические навыки; воспитывать умение правильно ухаживать за полостью рта.

Оборудование : плакаты с рисунками групп зубов и их названиями, правильными и неправильными прикусами.

Предварительная работа.

· На доске записать утверждение.

· Подготовить плакаты с рисунками групп зубов и их названиями, правильными и неправильными прикусами.

· Некоторым учащимся заранее раздать слова для разучивания сказки-стихотворения Михаила Стельмаха «Почему у зайца не болят зубы» и подготовить с ними инсценировку этого произведения.

Ключевые понятия : молочные зубы, постоянные зубы, группы зубов, гигиена полости рта, прикус, правильный прикус, неправильный прикус.

Ход урока

И. Повторение изученного.

1. Игра «Исключи лишнее».

На доске записаны утверждения.

Зачеркните те утверждения, с которыми вы не согласны.

Ученики по очереди выходят к доске, читают утверждения, если не согласны с ним, зачеркивают его.

Для предупреждения нарушения осанки нужно:

1) Выполнять зарядку ежедневно.

2) Носить тяжелые вещи в сумке на одном плече.

3) Носить ранец или рюкзак.

4) Сидеть за столом, который не соответствует росту.

5) Чтобы парта и стул соответствовали росту.

6) Спать на мягком матраце, который прогибается до пола.

7) Спать на жесткой постели с низкой подушкой.

8) Сидеть ровно.

9) Сидеть с согнутым, как колесо, позвоночником.

10) Сидеть, опираясь на стол.

11) Ходить не сутулясь.

12) Выполнять физические упражнения.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Покажите, как надо правильно сидеть за партой. (Учащиеся показывают).

Какие упражнения для осанки вы выполняете? (Некоторые учащиеся показывают).

Покажите, какие упражнения для предотвращения плоскостопия вы делаете. (Некоторые учащиеся показывают).

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о группы зубов, их названия, функции зубов, гигиену полости рта.

III . Актуализация опорных знаний.

Для чего нужны зубы человеку?

Сколько зубов у детей?

Знаете ли вы названия групп зубов?

Расскажите, как вы ухаживаете за зубами.

Что может произойти с зубами, если за ними не ухаживать?

Какие средства гигиены вы используете для ухода за полостью рта?

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о группы зубов и их функции с демонстрацией рисунков.

2. Ознакомление с текстом Алексея Дорохова «Зубы».

Знаешь ли ты, сколько у тебя зубов?

Можешь проверить - их тридцать два. Шестнадцать в верхней челюсти и столько же в нижней.

А все ли зубы одинаковые?

Нет. Во рту три вида зубов. Для одних потребностей одни, для других - другие.

У тебя спереди восемь острых красавцев резцов. Ими ты легко перегризаєш морковь или репу.

За ними - четыре крепких клыка. Они помогают тебе откусывать твердую или вязкую пищу.

Зубы - самые твердые части твоего организма. Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости...

Под слоем эмали лежит не такой твердый, но тоже очень прочный слой дентина...

Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как питают другие части тела.

Раз в жизни каждый человек заменяет все свои зубы на новые. Ты, конечно, не помнишь, как у тебя появились первые маленькие «молочные» зубы. Но ты, наверное, помнишь, как они вдруг начали выпадать один за одним, а на их месте прорезались из десен новые, уже постоянные зубы.

Только четыре последних больших коренных зубы у тебя еще не выпали. Они «прорежутся» и вырастут только тогда, когда ты станешь взрослым. Потому они и называются «зубами мудрости».

За Алексеем Дороховим

3. Ознакомление с правилами ухода за зубами и полостью рта.

Правила ухода за зубами и полостью рта

ü Ежедневно утром и вечером чистить зубы.

ü Перед чисткой зубную щетку обязательно помыть.

ü Наносить на щетку небольшое количество пасты.

ü Тщательно чистить все зубы.

ü Сильно не нажимать на щетку.

ü Чистить зубы не меньше чем три минуты.

ü Почистить язык.

ü После чистки зубов тщательно ополоснуть водой полость рта, пользуясь стаканом с водой.

ü Помыть зубную щетку с мылом и поставить в стакан щетиной вверх.

ü Зубную щетку следует менять каждые 3-4 месяца.

ü После еды ополаскивать рот теплой водой.

ü Удалять остатки пищи между зубами, используя зубочистку или зубную нить.

ü Дважды в год посещать стоматолога для осмотра полости рта.

4. Беседа.

Что для зубов полезно, а что - вредно? (Полезно есть сырые овощи и фрукты, например морковь, капусту, яблоки. Вредно для зубов кушать много сладостей, употреблять сразу после горячей пищи холодную, и наоборот. Нельзя раскусывать ими орехи, косточки от ягод, леденцы, карамельки, откусывать нитки и тому подобное).

5. Рассказ учителя о прикус с демонстрацией рисунков.

Учитель демонстрирует плакат с изображением правильного и неправильных прикусов и рассказывает:

- Прикус - соотношение верхних и нижних зубных рядов при их смыкании. За правильного прикуса верхний ряд зубов должен частично перекрывать зубы нижней челюсти.

Нарушением прикуса считается смещение верхних и нижних челюстей относительно друг друга. Неправильный прикус может быть врожденным, а может формироваться с возрастом. Причины возникновения неправильного прикуса различны: заболевания, при которых ребенок дышит ртом, а не носом; вредные привычки - сосать пальцы, грызть карандаши, ручки, ногти, подпирать щеку рукой и тому подобное. Неправильный прикус влияет не только на внешний вид лица, но и приводит к нарушениям пищеварения, языка и тому подобное. За неправильного прикуса следует обратиться к ортодонту - врачу, который занимается профилактикой возникновения неправильного прикуса и его лечением.

6. Физкультминутка. (По выбору учителя).

7. Работа по учебнику на стр. 44-46.

Обработки текста и беседа по рисункам.

V. Закрепление материала.

1. Работа по учебнику на стр. 46.

· Отгадывание загадок.

· Ответы на вопросы и выполнение заданий 1-5.

· Работа в группах (задание 6).

2. Работа в тетради на с. 15-17.

· Обсуждение и выполнение задания 1.

· Разгадывание ребуса и запись ответа (задание 2).

· Самостоятельное выполнение заданий 3, 4 с последующим обсуждением.

3. Работа над литературными произведениями.

· Слушание и обсуждение стихотворения Натальи Чуб «О чистке зубов».

О ЧИСТКЕ ЗУБОВ

Забыть навеки про щетку,

отказаться совсем от пасты?

Хоть могут без ухода быстро

заболеть зубы и пропасть.

Без единого зуба во рту

не хочется тоже оставаться,

потому что как-то не удобно.

А потом, беззубому как же смеяться?

То как же быть мне:

Чистить зубы или нет?

Наталья Чуб

О чем это стихотворение?

Нужно чистить зубы?

· Инсценировка и обсуждение сказки-стихотворения Михаила Стельмаха «Почему у зайца не болят зубы».

1) Инсценировка стихотворения.

Заранее подготовленные ученики показывают инсценировку стихотворения.

2) Беседа.

После завершения учитель ставит вопрос:

Что случилось с зайцем?

Как зайчиха помогала зайцу?

Куда пошла зайчиха?

Что ей сказал дятел в аптеке? Что посоветовал?

Соблюдает заяц советов дятла?

Болят зубы у него теперь?

· Слушание и обсуждение стихотворения Татьяны Лысенко «Больная кошка».

Почему у кошки заболели зубки?

Какие советы дал ей доктор?

4. Ролевая игра «На приеме у врача-стоматолога». Несколько учеников разыгрывают сценку, рассказывая правила

ухода за зубами.

5. Отгадывание загадок.

1) Стоит погребок, а в нем два ряда овец. (Зубы).

2) В сарайчике два ряда барашков, и все беленькие. (Зубы).

3) На красной перекладине белые курочки сидят. (Зубы).

4) Тридцать два барашки сидят в темном сарайчике. (Зубы).

5) Без семени вырастает

И крепкие корни имеет.

Ним едим и хлеб, и суп.

Что это будет, детка? (Зуб).

6) Небольшое корыто белыми гусями набито. (Зубы).

7) А у нашего дяди кур грядка, и все белые. (Зубы).

6. Обсуждение ситуаций.

1) У Вани на огороде растет орех. Мальчик часто розкушує орехи зубами.

Правильно ли он поступает? Дайте ему советы.

2) Аленка любит мороженое. Она его ест и зимой, и летом. Часто можно наблюдать, как она пьет горячий чай и ест мороженое.

Каких ошибок она допускает? Дайте ей полезные советы.

3) У Маши разболелся зуб. Она увидела, что в нем образовалась дырочка, но никому ничего не сказала.

Правильно ли она поступила? Что ей следовало сделать? и К кому обратиться? А как бы поступили вы?

7. Минутка отдыха. Улыбнитесь!

ХИТРЫЙ ЗУБ

Ой, болит у меня зуб,

Потому что не хочет есть суп.

Хочет меду, хочет грушки,

Хочет теплого пончики.

А как еще дадите сметаны –

Моментально болеть перестанет!

Владимир Ладыжец

VI. Итог урока.

Как называются временные зубы у детей? Сколько их?

Сколько зубов у взрослого человека?

С помощью каких зубов мы откусываем пищу?

Какие зубы служат для разрывания и удержания пищи?

Какие зубы измельчают и перетирают частички пищи?

Можно ли раскусывать зубами орехи, твердые конфеты?

Какие правила ухода за зубами вы знаете? Каких из них вы придерживаетесь?

Можно ли предупредить заболевания зубов?

Предмет: Полезные привычки

Урок на тему « Гигиена полости рта»

Класс: второй

Цель: формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами.

Задачи: развитее полезных для здоровья привычек, воспитание у детей сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, расширение кругозора, развитие умения аргументировать свою точку зрения, слушать товарищей.

Оборудование: плакаты, картинки с изображением полезных продуктов, замок, макет, зубная щетка, паста, зубная нить, зубочистки, Су-Джок

Ход урока

1. Орг. Момент

Прозвенел звонок,

Значит, начался урок!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво!

2. Проблемная ситуация

Добро пожаловать в школу полезных привычек! А какие полезные привычки вы знаете?

Вбегает Старуха Шапокляк и начинает прятаться в классе.

Учитель: здравствуйте, бабушка! Вы что-то потеряли? Или вас кто-то напугал?

С.Ш.: Напугал, напугал! Еще чего не хватало! Я не за себя, я за Лариску переживаю! Ну, вы знаете ее - это помощница моя по мелким пакостям. Так вот: сидим мы на дереве, грызем грецкие орехи, а скорлупу в прохожих кидаем. И тут моя Лариска как закричит, как запищит!

Учитель: Что же такое случилось?

С.Ш.: Да у нее, почему-то зубы разболелись! Три дня мне покоя не давала, все пищала, да плакала! Даже ночью мне спать не давала! Жалко мне ее стало, я и позвонила в справочную, да и узнала, что делать! Подсказали мне отвезти ее к этому……… ну как он там называется????? К зубастику?........ нет…….К зубологу…….нет! ну подскажите же мне! А……. точно, к стоматологу! Вот пришли мы туда, посадили ее в кресло и тут что-то как зажужжит! Вот я и убежала! А теперь переживаю за нее – подруга все-таки!

Учитель: не переживайте, уважаемая! Ничего страшного там не происходит! Полечат вашей Лариске зубы и отпустят!

С.Ш.: Ну, ладно, ладно, убедили! Вот только я не могу понять, чего это Ларискины зубы вдруг заболеть решили.

Учитель: А мы сегодня в нашей школе полезных привычек как раз и будем говорить про зубы. Оставайтесь и все поймете.

С.Ш.: Уговорили, посижу уж тут!

3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.

Итак! Тема нашего урока ……..Ой! А на доске, где я написала тему, висит замок!

Чтобы его открыть мы должны проверить готовность к уроку.

Упражнение для снятия напряжения (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот – ух! 3 раза)

Открывается тема урока «Гигиена полости рта»

Отгадайте мою загадку

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб- всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю! (губы, рот, зубы)

У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки)

Вот видите, почти все в классе испытали эту неприятную боль. Поэтому мы сегодня познакомимся с причинами, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики. Девизом нашего урока будут слова (прочтем их хором)

Здоровые зубы - гарантия здоровья!

Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов? (ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, если пища будет плохо пережевана, то и пищеварительная система будет страдать, например: болеть живот)

Не на все зубы приятно смотреть. Почему?

Здоровые зубы - это красивая улыбка, правильная речь!

4. Повторение пройденного материала. Разгадывание кроссворда.

1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов

2. Часть зуба, которую мы видим

3. Сердце зуба.

4. Зубная кость

5. Невидимая часть зуба

7. Зубовед, дантист

5. Работа над темой урока

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?

У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.

Отчего же образуется кислота?

МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА

Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.

А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!

Из всего этого сформулируем первое правило:

-Соблюдать правила употребления сладкой пищи!

Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?

Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.

Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.

Каротином он богат и полезен для ребят

Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)

Круглое, румяное я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.

А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?

Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка)

Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)

-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья !- говорят наши зубы!

Физминутка:

---«Шапка- размышлений» (Упражнение для улучшения внимания). Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, крутим мочки ушей. 3 раза)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубную пасту мы берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши.

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Упражнения с Су-Джоком

Третье правило:

Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)

-Чистить зубы два раза в день!

Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год.

Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой!) А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту)

Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)

Существуют ли правила чистки зубов?

Четвертое правило звучит так:

-Соблюдать правильную технику чистки зубов!

Мы чистим, чистим зубы и весело живем

А тем, кто их не чистит, мы песенку поем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу – вверх, сверху - вниз, чистить зубы не ленись!

6. Практическая работа

С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху-вниз, затем нижние - движением снизу вверх с внешней и внутренней стороны. Аналогично чистим коренные зубы. Движение вперед – назад, только когда чистим коренные сверху.

Как поел. Почисти зубки!

Делай так два раза в сутки

Предпочти конфетам фрукты.

Очень важные продукты,

Чтобы зуб не беспокоил

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

7. Итог

Вам понравился урок? Что вам показалось особенно интересным?

С.Ш.: А я свое придумала правило: Нельзя грызть грецкие орехи!

В конце нашего урока давайте составим памятку для Шапокляк. Какие правила, мы можем оформить в виде рисунков? (работа в группах)

Выставка работ.

Д.З. найти или придумать загадки о зубах, сочинить сказку.


План занятия по предмету

«Профилактика стоматологических заболеваний»

Тема программы «Индивидуальная гигиена полости рта».

Тема занятия «Основные средства и методы индивидуальной гигиены полости рта»

Цели занятия:

Учебные:

    изучить материал по теме;

    научиться чистить зубы;

    применять информационные технологии в профессиональной деятельности.

Развивающие:

    развивать логическое и клиническое мышление, информационную культуру.

Воспитательные:

    научиться работать в коллективе;

    осознать личную и общественную ответственность за овладение учебным материалом;

    развитие и совершенствование трудолюбия, тактичности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.

Результатом освоения темы занятия «Основные средства и методы индивидуальной гигиены полости рта» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип занятия : практическое занятие

Средства обучения: фантомы полости рта, зубные щётки, муляжи зубных паст, ноутбуки, тестовые задания, мультимедийная установка, экран, презентация «Основные средства и методы индивидуальной гигиены полости рта».

Методы обучения : репродуктивный, информационно-рецептивный, частично-поисковый

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Цели для студентов:

    развивать дисциплинированность, пунктуальность, культуру общения.

Цели для преподавателя:

    организовать студентов;

    приучить к аккуратности.

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность кабинета и студентов к занятию.

Студенты приветствуют преподавателя, бригадир называет отсутствующих.

2. Начальная мотивация учебной деятельности

Цели для студентов:

    сосредоточить внимание на учебной ситуации;

    осознать смысл предстоящей деятельности.

Цели для преподавателя:

    актуализировать знания студентов;

    формировать учебно-познавательные мотивы.

Преподаватель совместно со студентами определяет тему занятия, задавая наводящие вопросы:

«Знаете ли Вы, что такое гигиена полости рта? Что Вы используете для ухода за зубами и полостью рта?»

Преподаватель сообщает план занятия.

План занятия

    Актуализация опорных знаний.

    Изложение материала об основных средствах и методах индивидуальной гигиены полости рта.

    Выполнение студентами методов чистки зубов на фантомах.

    Самостоятельное заполнение студентами таблицы «Группы зубных паст» в текстовом редакторе Word .

    Закрепление изученного материала.

Преподаватель организует работу по целеполаганию и мотивации, у правляет познавательной деятельностью студентов, помогает грамотно сформулировать цели урока, задавая вопросы:

«Как Вы выбираете зубную щётку в магазине? Чем Вы руководствуетесь при выборе зубной пасты? Как Вы считаете, правильно ли Вы чистите зубы?»

«В настоящее время одним из приоритетных направлений российского здравоохранения является профилактика, в частности, профилактика стоматологических заболеваний. Здоровье наших зубов и десен напрямую зависит от правильной гигиены полости рта. Значение ежедневных гигиенических процедур сложно переоценить, но зачастую легко недооценить и поплатиться потерей зубов даже в молодом возрасте. Так что утверждение стоматологов, что одним из наиболее эффективных и в то же время простых способов по профилактике стоматологических заболеваний является правильная и регулярная гигиена зубов и полости рта, как никогда актуально. Сегодня вы научитесь самостоятельно выбирать основные средства индивидуальной гигиены полости рта и правильно чистить зубы».

Студенты настраиваются на приобретение определенных знаний. Воспринимают и анализируют информацию, высказывают суждения, осознают, принимают цели.

3. Актуализация опорных знаний

Цели для студентов:

    осознать значимость предстоящей деятельности.

Цели для преподавателя:

    сосредоточить внимание студентов на теме занятия;

    возбудить интерес к занятию.

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы теста.

См. приложение 1.

Студенты отвечают на вопросы теста, осознают значимость предстоящей деятельности.

4. Изложение нового материала

Цели для студентов:

    усвоить новый материал.

Цели для преподавателя:

    поддерживать внимание и мыслительную активность студентов;

    углублять знания по предмету.

Преподаватель рассказывает об основных методах и средствах индивидуальной гигиены полости рта. См. приложение 2, презентация .

Преподаватель демонстрирует на фантоме методы чистки зубов.

Предлагает студентам муляжи зубных паст, по которым они заполняют таблицу «Группы зубных паст» в текстовом редакторе Word , используя ноутбуки.

См. приложение 3 .

Студенты следят за действиями преподавателя. Запоминают материал занятия. Задают вопросы.

5. Самостоятельная работа студентов

Цели для студентов:

    научиться выбирать зубную щётку и зубную пасту;

    научиться правильно чистить зубы;

    уметь применять теоретические знания на практике;

    уметь работать в коллективе.

Цели для преподавателя:

    развивать самостоятельность, ответственность и организованность;

    формировать творческий подход к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Преподаватель контролирует действия студентов, корректирует возможные ошибки.

Студенты самостоятельно производят чистку зубов на фантомах. Самостоятельно заполняют таблицу «Группы зубных паст», используя муляжи и ноутбуки.

6. Закрепление нового материала

Цели для студентов:

    уметь воспроизводить основные идеи нового материала;

    уметь выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.

Цели для преподавателя:

    систематизировать знания студентов;

    закрепить материал по теме занятия.

Преподаватель предлагает студентам компьютерные тестовые задания для закрепления материала по теме занятия.

См. приложение 4.

Организует самостоятельную работу на основе репродуктивного метода с последующим обсуждением итогов работы.

Студенты отвечают на компьютерные тесты. Анализируют информацию (выделение существенных признаков, выводы, обоснование).

7. Домашнее задание

Цели для студентов:

    закрепить в памяти материал, изученный на занятии;

    закрепить и расширить умения, необходимые для самостоятельной работы.

Цели для преподавателя:

    закрепить и систематизировать пройденный материал.

Преподаватель называет тему домашнего задания с указанием страниц в литературе.

Студенты записывают домашнее задание.

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Цели для студентов:

    вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности.

Цели для преподавателя:

    формировать навыки самоанализа, самопонимания и самокритики;

    помочь студентам выстроить адекватную самооценку.

Преподаватель подводит итоги занятия, делает выводы, выставляет оценки, указывает на ошибки.

Преподаватель организует фронтальную работу по обсуждению итогов занятия, его результативности и привлекает студентов к оценке выполненной работы. Предлагает студентам самим оценить работу на занятии.

Вопросы для рефлексии:

«Вернемся к целям нашего занятия - научиться выбирать зубную щётку и зубную пасту, научиться чистить зубы, применять информационные технологии в профессиональной деятельности, выполнили ли их? Что для себя нового вы узнали на занятии? Пригодится ли вам это в жизни и профессиональной деятельности? Как?»

Студенты анализируют основные компоненты деятельности на занятии, отвечают на вопросы анкеты. Дают качественную и количественную оценку занятию.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Стоматология сегодня очень изменилась: современное оборудование, удобные кресла, внимательные врачи, практически безболезненное лечение. Но всё-таки, вряд ли найдётся такой человек, который не хотел бы избежать лечения зубов.

Этот несложный тест поможет Вам определить, всё ли Вы делаете для того, чтобы сохранить свои зубы здоровыми и красивыми на долгие годы?

1. Как часто Вы чистите зубы?

иногда – 0

один раз в день – 2

два раза в день – 6

после каждого приёма пищи – 10

2. Как долго Вы чистите зубы?

не считал – 0

не больше минуты – 3

две минуты – 6

дольше двух минут – 10

3. Как часто Вы меняете свою зубную щётку?

а зачем её менять? – 0

раз в год – 3

раз в два месяца – 6

чаще двух раз в месяц – 10

4. Как часто Вы посещаете стоматолога?

никогда – 0

только когда болит зуб – 3

время от времени – 6

дважды в год – 10

5. Как часто Вы едите сладости?

много раз в день – 0

дважды в день – 3

один раз в день – 6

один раз в неделю – 10

6. Входит ли в число Ваших привычек:

разгрызать зубами орехи – 0

покусывать кончик карандаша – 3

пользоваться зубочисткой – 6

использовать зубные нити – 10

Результат теста (слайд 1 )

Сложите цифры, указанные возле каждого из выбранных Вами ответов, и узнайте, достаточно ли хорошо Вы заботитесь о своём стоматологическом здоровье.

меньше 25 баллов. Остановитесь и задумайтесь. Сейчас – лучшее время для того, чтобы заняться, наконец, своими зубами. Поговорите с врачом-стоматологом, загляните в Интернет.

26 – 45 баллов. Вы не очень серьёзно относитесь к здоровью своих зубов. Посмотрите, пожалуйста, на Ваши ответы и подумайте, что ещё Вы могли бы сделать для того, чтобы сумма очков была больше.

более 46 баллов. Как видно из Вашего результата, хорошо ухаживать за своими зубами вполне возможно, и это требует не так уж много усилий. И, несомненно, лучшей наградой за эти усилия будут здоровые и красивые зубы.

Приложение 2

Основные средства и методы индивидуальной гигиены полости рта

Профилактическая гигиена полости рта есть комплексное мероприятие, включающее в себя и ежедневную чистку зубов, и посещение гигиениста как минимум раз в год. Дело в том, что для поддержания зубов и десен в здоровом состоянии необходимо своевременно и качественно удалять зубные отложения, а также густой налет на языке. Гигиена полости рта важна не только в качестве профилактики кариеса, но и для свободного комфортного общения с окружающими. Желтые с налетом зубы и неприятные запахи изо рта никого не сделают привлекательным.

Пищевые остатки и мягкий зубной налет могут быть удалены при помощи зубной щетки и зубной пасты. А вот удаление зубного камня (минерализованных зубных отложений) производится стоматологом с помощью специальных средств и инструментов. В связи с этим комплексный уход за полостью рта подразумевает под собой индивидуальную и профессиональную гигиену.

Индивидуальная гигиена полости рта является наиболее эффективной при соблюдении определенных правил того, как именно надо чистить зубы. Существует множество способов. Но все-таки желательно прислушиваться к следующим рекомендациям стоматологов:

    всегда начинать чистку зубов с одного и того же зубного ряда;

    придерживаться определенной последовательности очищения зубов, чтобы не пропустить какого-либо участка;

    чистку проводить в одном темпе, чтобы выдержать необходимую длительность очищения.

Средства гигиены полости рта являются своего рода многокомпонентной системой, в состав которой входят разнообразные натуральные и синтетические вещества, предназначенные как для профилактического, так и для терапевтического воздействия на полость рта в целом.

Основные средства индивидуальной гигиены полости рта (слайд 2) :

    зубные пасты, гели, зубные порошки;

    зубные щетки.

(слайд 3) Зубная щетка является необходимым средством личной гигиены. Однако мало кто осознает, правильной ли щеткой он пользуется, подходит ли она ему или, может, вовсе противопоказана для применения. Использование неправильно выбранной зубной щетки может привести к микротравмам десен, повреждениям эмали, развитию стоматита и другим заболеваниям полости рта.

Для правильного выбора необходимо учитывать основные характеристики современных зубных щеток и состояние полости рта. Если серьезных заболеваний полости рта нет, стоит выбирать щетку с учетом следующих характеристик.

Строение зубной щётки

Зубная щётка состоит из головки с фиксированными на ней рядами пучков щетины и ручки (слайд 4) .

Форма головки

Доказано, что очищающая способность зубной щетки оптимальна, если головка охватывает при чистке одновременно два-три зуба, составляя в длину 23-30 мм (2,5 – 3 см), в ширину 7,5-11 мм (слайд 5 ) . Именно в этом случае можно добраться к самым труднодоступным участкам полости рта - дальним жевательным зубам и зубам мудрости. Форму головки стоит выбрать округлой или чашевидной формы ( слайд 6) - меньше вероятность повредить десны.

Тип щетины

В современных зубных щетках при изготовлении обыкновенно используются синтетические волокна (нейлон, полиуретан и др.). Для людей, страдающих аллергией на синтетические материалы, имеются специальные щетки, изготовленные из натуральных волокон. Однако натуральная щетина очень впитывает влагу и становится благоприятной средой для размножения бактерий, а также очень быстро ломается и острой кромкой может повредить дёсны. Обратите также внимание, что щетина должна быть аккуратно подстрижена, не должна торчать в разные стороны и находиться недалеко от края пластиковой головки.

Жесткость щетины (слайд 7)

По степени жесткости щетины зубные щётки подразделяются на очень мягкие (сенситив), мягкие (софт), средней жесткости (медиум), жесткие (хард) и очень жесткие (экстра-хард). Мягкие зубные щетки предназначены для детей, а также для взрослых с заболеваниями дёсен, таких как воспаление, покраснение, кровоточивость. Жесткие и очень жесткие зубные щетки используются взрослыми людьми со здоровыми дёснами и при повышенном образовании зубного налёта, однако при неправильном применении могут травмировать десну и эмаль зуба.

Наиболее широко для взрослых и детей старше 12 лет применяются щетки средней степени жесткости, так как их щетинки более гибкие, лучше проникают в промежутки между зубами. Именно их рекомендуют использовать при нормальном состоянии зубов и дёсен.

Ряды щетинок

В современных зубных щетках часто сочетаются щетинки разной жесткости. Щетинки собраны в пучки, а пучки выстроены в ряды и образуют щёточное поле. По характеру расположения пучков выделяют одно-, двух-, трех- и многоуровневые щетки. При этом лучше всего, если щетина не просто распределена по чистящей головке равномерно, но собрана в отдельные пучки с округлыми верхушками. Оптимальным считается расстояние между рядами щетинок 2,2-2,5 мм, количество щетинок в пучке - 20-40 (слайд 8) . Пучки могут располагаться параллельно или под углом друг к другу, что не имеет существенного значения (слайд 9 ) . Исходя из этого щетки бывают трех типов: гигиенические, лечебно-профилактические и специальные.

Гигиенические щетки (слайд 10) имеют ровное щеточное поле и уже почти не используются.

Лечебно-профилактические (слайд 11) щетки имеют многоуровневое (чаще всего двухуровневое) щеточное поле. Прямые и высокие пучки удаляют налет из межзубных промежутков, короткие, часто более жесткие, очищают налет с жевательной поверхности зубов, косые и, как правило, более мягкие щетинки, очищают участок зуба около десны (именно в этих участках чуть ли не в половине случаев возникает кариес).

На переднем конце при этом часто имеется большой наклонный пучок (силовой выступ) (слайд 12) , который очищает коренные зубы и обеспечивает глубокое проникновение в межзубные промежутки. Щеточное поле может содержать дополнительные элементы: резиновые вставки различных видов (для полировки поверхностей зубов и мягкого массажа десен) или подушечки для чистки языка (с обратной стороны щеточного поля; удаляют налет с языка и производят его массаж).

Специальные щетки ( слайд 13) (монопучковые (с одним пучком) и малопучковые) созданы для чистки зубов вокруг ортопедических конструкций, неровных зубов, для ухода за полостью рта с ортодонтическими конструкциями и т.д.

Конструкция зубной щетки ( слайд 14)

При выборе щетки отдельное внимание стоит обратить внимание на конструкцию щетки. Расположенные резиновые панельки на ручке зубной щётки препятствуют скольжению в руках, тем самым, предупреждая травмы десен при интенсивных движениях рук. Наличие гибкого соединения ручки и головки зубной щетки улучшает очищающие и массажирующие свойства.

Дополнительные характеристики

Приятным дополнением для щетки является датчик давления, который просигнализирует, если вы слишком сильно прижимаете щетку к зубам. А также индикатор степени износа щетины: часто она окрашена в специальный цвет, который, со временем исчезая, сигнализирует о необходимости покупки новой щётки. Любителям долго чистить зубы поможет сигнал продолжительности чистки зубов, который подскажет, не пора ли заканчивать ритуал очистки. Таймер при этом может отсчитывать время, которое необходимо уделять отдельно верхней челюсти и нижней.

Электрические зубные щетки (слайд 15)

Электрические зубные щётки становятся всё более и более популярными. Клинически доказано, что электрическая зубная щетка чистит лучше обычной ручной щетки. Пользуясь ей, вы можете тратить на чистку зубов не положенные 5 минут, а всего 2. Электрические щетки способны поддерживать постоянный уровень движения щетинок, что уменьшает износ тканей зуба и раздражение десны, а также существенно снижают уровень зубного налёта и способствуют лучшей гигиене.

Однако электрической зубной щёткой нельзя пользоваться людям после хирургических операций в полости рта, подвижности зубов, воспалении слизистой оболочки полости рта и десны.

На сегодняшний момент при выборе электрической щетки стоит учитывать все те же параметры, что и при выборе обычной зубной щетки (жесткость щетины, форму щетки, количество рядов щетинок), а также ряд дополнительных характеристик (движения головки, скорость работы, тип питания, вес).

Хорошая электрическая зубная щетка предусматривает несколько скоростей работы. Самые современные зубные щетки имеют три скорости, но стоматологами доказано, что обычному потребителю вполне достаточно двух. Электрические щетки могут работать как на простых пальчиковых батарейках, так и на аккумуляторах.

Электрическая зубная щетка не должна быть тяжелой. Оптимальный вес зубной щетки - 100-200 г.

Уход за зубной щёткой и сроки замены (слайд 16)

После применения щётку следует промыть в тёплой проточной воде. Хранить в вертикальном положении рабочей частью вверх.

Щётку рекомендуют заменять на новую по мере износа. Износ щётки определяется визуально и индивидуально. Основной показатель износа - разошедшиеся (растрёпанные) волокна рабочей части (снижение эффективности очистки). Чтобы избежать риск переноса инфекции, не рекомендуют пользоваться одной щёткой с кем-то другим.

Зубная паста (слайд 17)

Все зубные пасты делятся на две группы (слайд 18) :

    Гигиенические

    Лечебно-профилактические

Гигиенические пасты не содержат никаких специальных добавок и предназначены лишь для механической очистки зубов и дезодорирования полости рта.

Лечебно-профилактические зубные пасты подразделяются на (слайд 19) :

    Детские

    Противокариесные

    Противовоспалительные

    Отбеливающие

    Для чувствительных зубов

    Содовые

Многофункциональные (универсальные) - предназначены для предотвращения сразу нескольких стоматологических заболеваний или состояний органов полости рта.

Состав зубных паст (слайд 20) :

    Связывающие гелеобразующие агенты – гидроколлоиды (натуральные – альгинат натрия, каррагинат натрия, пектин, декстран, синтетические – натрийкарбоксиметил-целлюлоза, ксантамовая смола). Используются для получения однородной пастообразной консистенции зубной пасты.

    Увлажнители (глицерин, полиэтиленгликоль, сорбитол). Применяются в составе зубных паст для получения пластичной массы, способствуют сохранению, удерживанию влаги в пасте при ее хранении, повышают температуру ее замерзания, увеличивают стабильность образующейся при чистке зубов пены, улучшают вкусовые качества пасты. В состав зубных паст также включаются буферные вещества, поддерживающие баланс рН (гидратированный фосфат натрия, тринатрийфосфат, цитрат натрия).

    Пенообразующие вещества (ПАВ) (лаурилсульфат натрия, ализариновое масло, натриевая соль таурида жирных кислот). Создание пены обеспечивает равномерное распределение компонентов пасты во время чистки зубов по всей их поверхности. ПАВ также снижают прикрепление зубной бляшки к поверхности зуба и способствуют смыванию уже образовавшегося налета. В зависимости от вида и количества применяемых ПАВ зубные пасты могут быть пенящимися и непенящимися. Пенящиеся пасты обладают повышенной очищающей способностью и могут использоваться в меньшем количестве на одну чистку.

    Консерванты (антисептики – пропилпарабен, метилпарабен, натрия бензоат, параформальдегид, раствор цетавлона). Зубная паста не должна содержать микроорганизмы в течение 2-х лет после выпуска и не должна быть питательной средой для микроорганизмов во время ее использования.

    Вкусовая добавка (сахарин, сорбит, ксилит). Считается, что сахарозаменители - ксилит, сорбит, сахарин - способны замедлять рост и размножение кариесогенных бактерий.

    Отдушки (мятное масло, кориандр, эвкалипт, ментол, лимонное масло).

    Абразив (карбонат кальция (мел), дикальций фосфат, трикальцийфосфат, диоксид кремния). Придает зубной пасте очищающие и полирующие свойства.

Лечебно-профилактические (активные компоненты зубных паст) (слайд 21) :

    Соединения фтора (фторид натрия и монофторфосфат натрия). Фтор предотвращает развитие кариеса, повышая устойчивость эмали и препятствуя выработке кислот бактериями зубного налета.

    Соединения кальция и фосфора (глицерофосфат кальция). Этот препарат усиливает минерализующие свойства слюны за счет повышения в ней концентрации кальция и фосфора.

    Экстракты лекарственных растений (хлорофиллсодержащие соединения, экстракты ромашки, шалфея, крапивы, зверобоя, ламинарии (морских водорослей), сангвинарин и т. д.). Зубные пасты с растительными экстрактами могут оказывать кровоостанавливающее, противовоспалительное, стимулирующее, ранозаживляющее действие.

    Антисептики (триклозан, хлоргексидин). Уменьшают на некоторое время количество микробов в полости рта.

    Перекись водорода – главное действующее вещество в составах зубных паст, отбеливающих зубную эмаль. Для активного отбеливания нужна высокая концентрация перекиси водорода. Чем она выше, тем активнее работает отбеливатель. Низкие концентрации используются для дезинфекции и нормализации микробного слоя в полости рта, для профилактики заболеваний десен.

Часто приходится слышать о так называемых зубных пастах для всей семьи. Но ни одна паста не может подходить всем хотя бы потому, что детям до шести лет нужна специальная детская паста. Не говоря уже о том, что у каждого члена семьи может быть потребность в различных свойствах пасты. Однако пасты, называемые семейными, существуют. Они содержат в качестве активного ингредиента растворимую соль фтора и имеют оптимальные для здорового человека очищающие свойства, что в целом обеспечивает их профилактическую эффективность.

(слайд 22) Теперь рассмотрим зубные пасты по группам.

Детские зубные пасты.

От взрослых они отличаются меньшей концентрацией активных компонентов, низкой абразивностью, а также вкусом. В отличие от взрослых, предпочитающих мятный вкус, у детей он часто вызывает рвотный рефлекс. Поэтому в детских зубных пастах чаще используют нейтральные или фруктовые ароматизаторы.

Детские зубные пасты подразделяются на две группы: для детей до 6 лет, в которых концентрация фторида понижена, и для детей от 6 до 12-14 лет, в которых концентрация фторида приближена к взрослой зубной пасте, а абразивность сохраняется пониженной.

Противокариесные зубные пасты.

Применяются для профилактики кариеса.

Самым эффективным профилактическим агентом считается ион фтора. Его носителем, как правило, является NaF (натрия фторид) или NaMFP (натрия монофторфосфат).

Часто фториды используются в сочетании с соединениями кальция (глицерофосфат кальция). Этот препарат способствует повышению минерализующих свойств слюны. В названии таких зубных паст часто присутствует слово «комплекс».

Также существуют пасты с кальцием, но без фтора. Они подходят людям, живущим в регионах, где в питьевой воде переизбыток фтора.

Противовоспалительные зубные пасты.

Часто в зубных пастах «для десен» используется хлоргексидин. К сожалению, злоупотребление этим препаратом может приводить к изменению цвета зубов и нарушениям вкусовой чувствительности.

Одним из популярных противовоспалительных ингредиентов, который применяется практически всеми производителями зубных паст, является триклозан. Триклозан хорошо совместим с другими ингредиентами зубной пасты. Триклозан не является аллергеном.

Другая группа противовоспалительных зубных паст – пасты с эфирными маслами и экстрактами трав. Эти компоненты могут обладать антисептическими, кровоостанавливающими, антиоксидантными свойствами, улучшать тканевое дыхание и обмен, стимулировать иммунные защитные реакции, способствовать регенерации тканей. Список таких зубных паст довольно обширный.

Солевые зубные пасты – растворяют зубной налёт, очищают зубы, обладают противовоспалительным действием, устраняют запах изо рта, уменьшают кровоточивость дёсен.

Отбеливающие зубные пасты.

Все отбеливающие зубные пасты можно разделить на две группы:

    пасты, содержащие отбеливающие химические вещества, например, перекисные соединения, кислоты или ферменты – такие пасты очень дороги, их мало на рынке. (Пример - семейство паст Рембрандт).

    пасты, обеспечивающие качественное удаление поверхностных красителей и полирующий эффект за счет повышения абразивности. Эти пасты не действуют при хорошей гигиене. То есть, если на зубах нет налета, и темный цвет – это цвет самой эмали, абразивная паста не поможет. Такие пасты хороши для курильщиков, например.

Тем, кто страдает заболеваниями пародонта, такие пасты лучше не применять. Они также противопоказаны лицам с гиперчувствительностью и патологической стираемостью. Отбеливающими зубными пастами можно пользоваться не более 1 раза в неделю.

Зубные пасты для чувствительных зубов.

Обычно это пасты со сниженной абразивностью и с активными ингредиентами, снижающими чувствительность зубов. В основном это соли: нитрат калия («Новый жемчуг» для чувствительных зубов), хлорид калия («Сенсодин»), хлорид стронция («Каримед»). Также ион фторида в больших количествах может снижать чувствительность.

Долго использовать пасты для чувствительных зубов не рекомендуется. Во-первых, они низкоабразивны, то есть неэффективно очищают зубы, во-вторых, снижая чувствительность, могут маскировать симптомы стоматологических заболеваний.

Содовые зубные пасты.

Это особая группа паст, они содержат пищевую соду (от 7 до 10%). Ее свойства:

    повышает очищающие свойства пасты, не являясь абразивом;

    создает слабую щелочную среду в полости рта примерно на 20 минут после чистки зубов;

    антисептическое действие;

    снимает отек с десны (хорошо во время беременности, в комплексной терапии пародонтитов);

    вызывает гибель Streptоcoccus mutans – микробов, ответственных за возникновение кариеса.

Требования, предъявляемые к зубным пастам (слайд 23) :

    Высокие очищающие свойства по отношению к неминерализованному зубному налету и остаткам пищи.

    Хорошее дезодорирующее и освежающее действие.

    Приятный вкус.

    Отсутствие местнораздражающего и аллергизирующего эффекта.

    Стабильность состава.

    Отсутствие условий для роста и размножения микроорганизмов.

Методы чистки зубов (слайд 24)

Поддержание полости рта в хорошем гигиеническом состоянии возможно лишь при тщательной чистке зубов, основанной на следующих принципах:

    чистка зубов должна быть регулярной с необходимым для очищения всех зубных поверхностей количеством движений щетки;

    правилам чистки зубов обучает стоматолог, без обучения невозможно обеспечить необходимый уровень гигиены полости рта;

    уровень гигиены полости рта должен контролировать стоматолог.

Существует много различных методов чистки зубов, различающихся между собой характером движений, их последовательностью, порядком очищения зубных поверхностей (метод Леонарда, Басса, Фонеса и др.).

Учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно использовать комбинацию отдельных методик, которые укладываются в так называемый «стандартный метод» чистки зубов, сочетающий в себе различные виды движений.

Стандартный метод чистки зубов (слайд 25)

Зубной ряд условно делят на несколько сегментов: большие коренные зубы, малые коренные и передние зубы с каждой стороны (получается 4-6 сегментов).

Чистку зубов осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к поверхности зуба. Начинают чистить зубы с щечной поверхности верхней челюсти слева, где выполняют щеткой 10 подметающих движений, после чего проходят постепенно по всем остальным сегментам (по 10 движений на каждый сегмент).

После этого чистят небную поверхность верхних зубов, проходя по сегментам слева на право, делая на каждом сегменте по 10 подметающих движений.

Следующим этапом чистки зубов является чистка жевательной поверхности моляров и премоляров. Чистка осуществляется скребущими движениями по их жевательной поверхности по направлению изо рта. Необходимо произвести 10-15 движений с каждой стороны.

На нижней челюсти осуществляют чистку зубов в той же последовательности.

При чистке небной поверхности верхних резцов и язычной поверхности нижних, щетка располагается перпендикулярно зубному ряду.

Процедура чистки должна заканчиваться массажем десен, который осуществляют при сомкнутых зубных рядах круговыми движениями зубной щетки с захватом зубов и десен, перемещаясь в направлении слева направо.

Общее время чистки зубов составляет 3-4 минуты.

Рекомендуется чистить зубы после каждого приёма пищи. Если такой возможности нет, то как минимум 2 раза в день – утром после завтрака, вечером – перед сном, после последнего приёма пищи.

Возможные ошибки при выполнении чистки зубов (слайд 26) :

1. Преобладание горизонтальных движений при чистке всех поверхностей зубов.

2. Возвратно-поступательный характер движений.

3. Чистка только вестибулярной поверхности зубов.

4. Недостаточное количество движений, совершаемых на каждом этапе чистки

Из за неправильных движений зубной щеткой травмируются десна, мягкий зубной налёт вгоняется в межзубные промежутки и в десневые карманы, а зубы в области шеек стачиваются и может образоваться клиновидный дефект.

Приложение 3

Таблица

Группы зубных паст

Наименование

зубной пасты

Обоснование выбора

Детские

Противокариесные

Противовоспалительные

Отбеливающие

Для чувствительных зубов

Содовые

Приложение 4

Тестовые задания для закрепления нового материала

1. Оптимальная длина головки зубной щётки для взрослых

а) 2,5 – 3 см

б) 1,0 – 1,5 см

в) 4,5 – 5 см

г) 3,5 – 4 см

2. Оптимальная ширина головки зубной щётки для взрослых

а) 5-7 мм

б) 15-20 мм

в) 10-15 мм

г) 7,5-11 мм

3. Количество степеней жёсткости щетинок зубной щётки

а) 3

б) 7

в) 5

г) 1

4. Установите соответствие:

1) гигиеническая зубная щётка а) имеет многоуровневой щёточное поле

2) лечебно-профилактическая зубная щётка б) имеет ровное щёточное поле

5. Сроки замены зубной щётки

а) 1 раз в год

б) 1 раз в полгода

в) по мере износа

г) 1 раз в неделю

6. Установите соответствие:

1) противокариозные зубные пасты а) содержат экстракты трав

2) противовоспалительные зубные пасты б) содержат перекись водорода

3) отбеливающие зубные пасты в) содержат фтор и кальций

7. Детские зубные пасты отличаются от взрослых следующими свойствами

а) содержат меньше активных компонентов

б) содержат больше активных компонентов

в) ничем

8. Зубные пасты с содержанием фтора и кальция применяются для

а) профилактики кариеса

б) лечения дёсен

в) механической очистки и дезодорирования полости рта

г) отбеливания зубов

9. Можно ли отбеливающей зубной пастой чистить зубы каждый день

а) да

б) нет

10. При кровоточивости дёсен применяются зубные пасты

а) противокариесные

б) противовоспалительные

в) отбеливающие

г) для чувствительных зубов

11. Чистить зубы необходимо как минимум

а) 2 раза в день

б) 1 раз в день

в) 1 раз в неделю

г) 3 раза в день

12. Последовательность чистки зубных рядов при стандартном методе чистки зубов

1) Чистка жевательной поверхности больших и малых коренных зубов верхней челюсти

2) Чистка зубов с щечной поверхности верхней челюсти слева направо

3) Чистка жевательной поверхности больших и малых коренных зубов нижней челюсти

4) Чистка небной поверхности верхних зубов слева на право

5) Чистка язычной поверхности нижних зубов слева на право

6) Чистка зубов с щечной поверхности нижней челюсти слева направо

7) Массаж дёсен

13. Рекомендуемая продолжительность чистки зубов

а) 1 мин

б) 3 мин

в) 6 мин

г) 0,5 часа

14. Количество движений в каждом сегменте зубного ряда при стандартном методе чистки зубов

а) 3

б) 20

в) 5

г) 10

15. Можно ли чистить зубы горизонтальными движениями зубной щётки

а) да

б) нет

Эталоны ответов

1. а

6. 1-в, 2-а, 3-б

11. а

2. г

7. а

12. 2,4,1,6,5,3,7

3. в

8. а

13. б

4. 1-б, 2-а

9. б

14. г

5. в

10. б

15. б

Гигиена полости рта.

В результате правильной гигиены полости рта, рот выглядит здоровым, а дыхание - свежее и приятное. Это значит что:

· Зубы чистые, в них нет застрявших остатков пищи.

· Десны розовые, не болят и не кровоточат во время чистки зубной щеткой.

· Неприятный запах изо рта перестает быть вашей проблемой.

Обращайтесь к стоматологу как можно скорее, если ваши десны стали мягкими или начинают кровоточить, когда вы чистите зубы зубной щеткой или нитью, а изо рта исходит неприятный запах. Эти признаки могут указывать на проблемы со здоровьем.

Для поддержания здоровья полости рта самое важное - регулярно чистить зубы зубной щеткой и зубной нитью. Здоровые зубы не только позволяют вам хорошо выглядеть и чувствовать себя, они делают правильным процесс потребления пищи и помогают правильно говорить.
Чистить зубы следует не реже 2-х раз в день: после завтрака и вечером, перед сном. А в идеале чистку зубов нужно проводить после каждого приема пищи. Правильно выбранная зубная паста и хорошая зубная щетка - это еще не гарантия абсолютной чистоты зубов и их сияющей белизны. Огромное значение в этом процессе имеет правильная техника чистки зубов. Сам процесс не должен идти менее 3-х минут. Чистку надо проводить по трем направлениям:

· снаружи;

· изнутри;

· по жевательной поверхности зуба.

Рекомендации по выбору зубной щетки:
- длина чистящей головки должна быть 25-30 мм;
- чистящая головка должна быть сделана с плавными скруглениями переходов;
- щетка должна быть многопучковая, т.е. состоять из множества отдельных пучков ворсинок, со скруглением концов пучков;
- самой подходящей считается щетка со средней жесткостью щетины;
- щетина должна быть из искусственных волокон.
Зубную щетку необходимо хорошо прополаскивать водой после каждой чистки зубов, затем ее следует просушить и менять каждые 3-6 месяцев.
Помимо самих зубов необходимо ухаживать и за зубными промежутками. Прочищать их лучше всего вечером, перед чисткой зубов. Специальные щетки для прочистки зубных промежутков следует использовать, специальной шелковой нити, деревянными зубочистками. Если для чистки зубов щеткой у вас нет времени, воспользуйтесь жевательной резинкой, но она должна быть специальная (для очищения зубов). В состав такой жевательной резинки входит ксилит, который способен защитить зубы от кариеса. Для гигиены полости рта можно использовать зубной эликсир для освежения дыхания.

Задания.

1. Что такое правильная гигиена полости рта?

2. Как соблюдать правила гигиены полости рта?

3. Чистку надо проводить по трем направлениям?

4. Как правильно выбрать зубную щётку?

5. Какие ещё приспособления для ухода за полостью рта, запомнил?

Словарь: эликсир

Задание №1 . Рассмотри строение зуба.

Задание №2 . Предотвратить заболевание зуба можно, удаляя остатки пищи и зубной налёт при помощи:

1. Зубной ……..;

2. Зубной п……;

3. Прополоскать ……..;

4. Зубной н…….;

5. При помощи з………;

6. Жевательной р………

Задание №3 . Разнообразие зубных паст.

Задание №4 . Как выбрать зубную щётку.

Зубные щётки

мягкая

средней жёсткости

жёсткая

Уход за полостью рта.

Правила.

Чисти зубы 2 раза в день;

Зубной щёткой нужно водить не только вдоль дёсен, но и снизу вверх и сверху вниз;

Уделяй внимание каждому зубу;

Не нажимай щёткой слишком сильно;

Меняй старую щётку на новую через каждые 3 месяца;

Правильно выбирай зубную пасту;

Раз в год ходи к стоматологу.

Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стомато­лога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи - к внедрению ме­тодов первичной профилактики стоматологической патологии. К ос­новным методам профилактики относятся: общий рациональный ре­жим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагоги­ческого убеждения.

Основополагающим принципом системы профилактики стоматоло­гических заболеваний является принцип возрастного подхода к реали­зации всех мероприятий.

Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе со школьным врачом-стоматологом подбирает для каждого уча­щегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стака­ны) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утвержда­ет директор (завуч) школы.


Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7-9 лет (1-3 класс), 10-14 лет (4-7 класс), 15-17 лет (8-11 класс).

В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старший классах обучение рекомендуется проводить от­дельно у мальчиков и девочек.

Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходи­мы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за примене­нием навыка, поощрение знаний и действий.

В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе ме­сто и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать.

При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как об­щую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов.

При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на трена­жерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у рако­вины - в кабинете стоматолога.

При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучени­ем детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществля­ется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур.

Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одно­временно с обучением элементам действий, составляющих навык.

Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта:

1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана.

4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки.

5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чис­
тить 1-2 минуты и сделать при этом щеткой 100-150 движений.

6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе - пос­
ле обеда).

Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхнос­ти эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосред­ственно у края десны).

1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти слева направо.


2. Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних.

3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по­
верхности.

4. При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее
трудно очищаемые участки, например, межзубные промежутки были
полностью перекрыты щеткой.

5. Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной
зубной щетки, ее движения по вертикали должны иметь лишь одно на­
правление: от десны к линии смыкания зубов и должны начинаться с
поверхности десны.

Типы движений зубной щетки

1. Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На
щечной стороне зубного ряда щетина устанавливается так, что рабочая
часть прилегает к зубам горизонтально, захватывая несколько зубов.
На задней поверхности зубов возможна только установка щетки под
углом 45-90 градусов.

2. Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных ря­
дов в продольном и поперечном направлении.

Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по повер­хности зубов.

Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верх­них правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 дви­жений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутрен­ней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах долж­но быть сделано не менее 300 движений.

Для закрепления и совершенствования навыка необходима систе­матическая проверка у школьников техники чистки зубов.

После демонстрации методики чистки зубов проводится контроли­руемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры.

Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета:

а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного
налета и с последующей чисткой зубов;

б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная
чистка.

Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников про­водится при проведении профилактических мероприятий. Каждая про­верка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррек­цией методики чистки зубов у каждого школьника.


ЛИТЕРАТУРА

/. Букреева Н.М., Гаккель Л.В. Гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний в усло­виях школы. - Ленинград. 1986. - 70 с.

2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А. Система организации гигиеничес­
кого воспитания населения при проведении первичной профилактики кариеса зу­
бов у детей //Стоматология, 1986. - № 1. - с. 67-71.

3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 239 с.

4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А. Санитарно-просветительная ра­
бота в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей организованных
коллективов (методические указания). - Омск, 1982. - 11с.

5. Удовицкая Е.В., Парпалей Е.А., Савчук Н.О. Организация обучения школь­
ников гигиеническому уходу за полостью рта. - Киев, 1987. - 26 с.

15.1.5. Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей

Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распрост­раненность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в ре­шении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит сни­зить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.

Существенную помощь во внедрении первичной стоматологичес­кой профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у ро­дителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового об­раза жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии - цель санитарно-просветительной работы среди родите­лей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является.

Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два на­правления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, аги­тация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и про­филактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.

Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекоменду­ется организовать встречу перед родительским собранием в классе или


Группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лек­ция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо оза­ботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по про­филактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15-25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, ил­люстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кино­фильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной пе­чати с отражением вопросов предупреждения стоматологических забо­леваний, а также распространение среди родителей и учащихся памя­ток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информа­цию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержа­ние рекомендаций должны соответствовать культурному уровню насе­ления и условиям жизни в регионе.

Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспи­тания должна проводиться по следующим разделам:

1. Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре­
бенка.

2. Болезни полости рта и здоровье детей.

3. Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.

4. Роль качественного питания в предупреждении болезней полос­
ти рта.

5. Профилактическое значение личной гигиены.

6. Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и
здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.

7. Гигиеническое воспитание школьников.

Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стома­толог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитате­лей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем груп­пам и классам. План беседы рекомендуется следующий: а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин); б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин); в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин); г) выяв-


ление и устранение вредных привычек (10 мин); д) гигиена полости рта (10 мин); е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин).

В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соот­ветствующие возрасту детей, с родителями которых проводится ра­бота. Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый воп­рос: с родителями детей ясельной группы (1--2 года) - о необхо­димости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели па­тологическую беременность; с родителями детей первой младшей группы - о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте; второй младшей группы - о значении активного же­вания и способах формирования этого навыка; средней группы - о психологической подготовке детей к необходимости посещать сто­матолога; старшей группы - о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания; подгото­вительной группы - о сущности кариеса зубов, принципах его пре­дупреждения и лечения.

Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной пе­чати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показа­тельное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в худо­жественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фо­нограмм, организовать тематические игры, театрализованные встре­чи, выступление в печати, по радио и телевидению.

Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приоб­ретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (лис­товок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигие­ническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное об­новление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей.

Приводим примерный текст беседы для родителей дошкольных уч­реждений.


ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА

Кариес - самая распространенная болезнь человека. До 98% на­селения страдают заболеваниями зубов и десен.

Заболевания зубов приводят к ревматизму, хроническому тонзилли­ту, болезням сердца, желудка, почек, легких. Поэтому меры предуп­реждения кариеса и его осложнений являются очень важными.

Взрослые должны помочь ребенку правильно осуществлять меры профилактики кариеса. Необходимо зубы чистить 2 раза в день: утром и вечером перед сном. Зубная щетка должна быть с маленькой голов­кой из искусственной щетины. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щеткой двум и более лицам. После пользования зубную щетку рекомендуется тщательно вымыть с мылом и хранить в стакане или чашке. В специально закрытых футлярах хранить щетку можно только временно, например, при поездках.

Новую щетку перед употреблением надо тщательно вымыть, а за­тем густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку не­целесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетина может выпасть. Менять зубную щетку надо 4 раза в течение года.

Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с 2-х летнего возраста. При этом его необходимо научить правильно пользоваться одной зубной щеткой и лишь затем применять зубную па­сту. Необходимо также приучать ребенка полоскать рот после каждого приема пищи.

Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следу­ет признать чистку зубов утром после сна и вечером после приема пищи, с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда, полдника и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегуляр­ный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное воздействие пищевых остатков и микробов сохраняется. Относительно высоким является вызывающее кариес действие твердых легкоусвояемых углеводов, застревающих в бороздках зубов и межзубных пространствах. При плохой гигиене по­лости рта в этих же участках, а также в области шеек зубов скаплива­ется мягкий налет, в составе которого содержатся микроорганизмы. Углеводы под действием микрофлоры полости рта превращаются в кислоты, разрушающие эмаль зубов. Возникает кариес зубов.

Между тем, было бы неправильно думать, что детям совсем не надо давать сласти, сахар. Сласти служат специфическим легким пи-


щевым раздражителем, который нормализует тонус нервной системы детей. Однако такое положительное влияние сластей на нервную сис­тему отмечается только тогда, когда их употребляют в меру - не бо­лее 15-20% общего суточного количества углеводов в день. Мед, ва­ренье, конфеты и другие сласти, которые содержат 60% Сахаров, реко­мендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10-12 раз должно превышать количество сластей. Если после приема легкоусвояемых углеводов полость рта ополаскивают во­дой, то во рту остается очень незначительное количество сахара. Осо­бенно вреден прием углеводов в качестве последнего блюда, сладкой липкой пищи (печенье, липкие конфеты), так как здесь особенно дли­тельно сохраняются углеводы в полости рта. Сильным, вызывающим кариес действием может быть прием углеводов в качестве последнего блюда на ночь, так как образующиеся кислоты длительно воздейству­ют на зубы. Причем создающееся во время приема высокое содержа­ние не является само по себе вызывающим кариес фактором, такую опасность создают именно остатки углеводов после приема пищи. Сле­дует помнить также, что для развития кариеса важным является не аб­солютное количество углеводов принятых, а частота их приема. Реко­мендуется прием углеводов только в завтрак и обед.

К моменту прорезывания зубов эмаль зуба имеет еще неполноцен­ный состав. Прорезывание постоянных зубов при правильном разви­тии ребенка совпадает по времени с выпадением временных зубов. В 6 лет появляется первый постоянный зуб. Родители должны знать, что на время полного прорезывания зуба в диете ребенка необходимо исклю­чить сласти (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кон­дитерские изделия), заменять их молочными продуктами, фруктами, овощами. Чтобы повысить устойчивость эмали зубов к действию фак­торов, вызывающих кариес, каждый ребенок должен придерживаться следующих правил:

1. Правильно чистить зубы дважды в день утром и вечером.

2. Не употреблять много сластей и мучных изделий, особенно в ка­
честве последнего блюда на ночь.

3. После каждого приема пищи и сластей полоскать рот водой
(лучше щелочной минеральной).

4. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной
соли 2-3 раза в день. ■

5. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.

6. Энергично и много жевать, не отказываться от жестких овощей
и фруктов.


7. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, пооче­
редно слабо и крепко сжимая зубы, закрывая и открывая рот легко и с
большой силой.

8. Закаливать свой организм и заниматься гимнастикой.

9. Посещать стоматолога 2 раза в год даже при отсутствии жалоб.
Чистить зубы следует не менее 3-5 минут по часам, разделив

каждую половину челюсти на три участка. Движения щетки должны идти от десны к зубу вертикально. Вначале очищают поверхность зуба со стороны губы, затем со стороны языка, в конце - жевательную по­верхность. Жевательные поверхности зубов необходимо чистить гори­зонтальными движениями; язычные и щечные - снизу вверх на ниж­ней и сверху вниз на верхней челюстях. Центральные зубы нужно чис­тить при сомкнутых челюстях вертикальными движениями.

Детям со здоровой слизистой оболочкой десны можно рекомендо­вать для ухода специальные детские гигиенические пасты «Артек», «Чебурашка», «Ягодка», «Мойдодыр», «Детская» и ряд других. Упот­ребление зубных порошков для ухода за зубами детей не рекомендует­ся, т.к. они больше стирают твердые ткани зуба, которые у детей менее прочны, чем у взрослых.

При множественном поражении зубов кариесом у детей наиболее целесообразно применять пасту «Жемчуг», содержащую специальные противокариозные вещества, и фторсодержащие пасты.

Дети должны знать десять правил чистки зубов (текст адаптирован для старшего дошкольника):

1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба,
головку с щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - исполь­
зовать и пасту.

4. Зубной порошок лучше не применять, т.к. им можно поперх­
нуться.

5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями
щетки в одном направлении: вверху - сверху вниз, внизу - снизу
вверх по 5 раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева
к дальним зубам справа, сначала вверху, потом внизу, а дальше - зад­
нюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо почистить жевательную поверхность сначала верх­
них, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам
справа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 раз у двух
зубов.


7. В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зуб­
ным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, затем слева
направо.

8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить голов­
кой кверху в стакан.

9. Чистить зубы надо дважды в день - после сна или завтрака и
перед сном.

10. Новую щетку иметь весной, осенью, летом и зимой.
Правильная регулярная чистка зубов должна стать гигиенической

привычкой на всю жизнь.

Правильное питание - употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, хорошее пережевывание, употребле­ние жесткой пищи, регулярный уход за зубами способствует предуп­реждению заболеваний зубов и десен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И. Первичная профилактика ос­
новных стоматологических заболеваний. Учебно-методическое пособие. - М.,
1986. - 74 с.

2. Леонтьев В.К., Магид ЕВ.. Сунцов В.Г. и др. Гигиена полости рта и ее ле­
чебно-профилактическое значение. - Волгоград, 1987. - 19 с.

3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А, Санитарно-просветительная рабо­
та в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей в организованных
коллективах (Методические указания). - Омск, 1982. - 11с.

4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 237 с.

5. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей. - Киев, 1987. - 152 с.

6. Санитарно-просветительные беседы по стоматологии для населения (мето­
дические указания для студентов под редакцией профессора В.И.Карницкого). -
Омск, 1982. - 116 с.