Главная · Дисбактериоз · Сколько дней нужно поститься чтобы причаститься. Можно ли есть рыбу перед причастием: правила и запреты

Сколько дней нужно поститься чтобы причаститься. Можно ли есть рыбу перед причастием: правила и запреты

Было установлено Самим Господом и совершается в Церкви непрерывно в течение двух тысячелетий. Всё это время христиане разных времён и народов как бы участвуют в той Тайной Вечери, когда Христос разделил хлеб и вино среди Своих учеников и объявил эту пищу Божественным Телом и Кровью.

Конечно, не любое вино или хлеб являются святынями, а лишь те, над которыми произносятся особые, литургические молитвы. Вкушаемые за Литургией Частицы подают верующим Божественную благодать, духовные силы, очищают от последствий греха. Нередки случаи выздоровления от болезней и других чудес, происходящих по воле Бога.

К главной святыне Церкви следует приступать после соответствующей подготовки. Важным шагом этой подготовки является пост. Опасаясь нарушить церковные правила, неопытные прихожане часто спрашивают священников, как правильно поститься перед Причастием? Для всех ли обязателен пост? В каких случаях его можно ослабить или отменить? Разобраться в этом поможет краткий экскурс в историю древней Церкви.

Как появилась традиция поститься перед Причастием

В первые века существования христианской Церкви Причастие было обязательным для любого присутствующего на христианина. Каждое воскресенье, а иногда и чаще, люди собирались в доме кого-то из христиан и совершали трапезу с молитвами и разделением хлеба. Тогда особого поста перед этим действием не полагалось, потому что Евхаристия проводилась вечером и все участники действия уже пообедали и даже поужинали.

Часто бывало так, что обеды состоятельных христиан были слишком роскошные и соединялись с музыкой и танцами, как это было принято на востоке. Апостол Павел, сам нередко совершавший Евхаристию, считал недопустимым, что такие христиане подходят к Причастию после пиров и увеселений, когда их мысли не могут сосредоточиться на молитве. Со временем Литургию стали совершать утром и появился обычай вкушать Тело и Кровь Христову натощак, «прежде всякой еды». Однако и тогда ещё не держали пост в течение нескольких дней, как это принято в современной Церкви.

Когда в 4 в гонения на христиан прекратились, многие стали креститься. Когда-то небольшие, сплочённые общины, собиравшиеся тайно по домам, превратились в большие собрания молящихся в просторных храмах. Из-за человеческих слабостей нравственный уровень верующих снизился. Святые Отцы Церкви, видя это, призывали каждого христианина внимательно испытывать свою совесть, подходя к Причастию.

Не позволялось подходить к Таинству, если человек вкушал пищу в ночь перед Литургией, имел сексуальные контакты или «нечистые видения» (сны). Открывающие на исповеди эти невольные грехи христиане на время отстранялись от Причастия и исполняли особое молитвенное правило. Относительно пищи в другие дни никаких ограничений не существовало, так как верующие достаточно строго соблюдали среду, пятницу и четыре поста в году.

Традиция поститься перед Причастием в течение трёх или семи дней установилась в синодальный период (XVIII-XIX вв.). Это было связано с общим упадком духовности и религиозности. Многие стали ходить в церковь «по привычке», а причащались лишь потому, что это учитывалось в церковных документах. Если в церковной книге отсутствовала запись, что прихожанин исповедовался и причащался, могли последовать неприятности на гражданской службе.

В это время была введена традиция «говения» - подготовки к Причастию в течение нескольких дней, чтобы отвлечь ленивого человека от житейской суеты и помочь настроиться на молитву. Такой обычай сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня. Говение состоит из ограничения в пище и исповеди накануне Причастия . Сколько дней говеть - решает духовник . Также об этом можно прочесть в Правилах, стенд с которыми обычно находится в храме на видном месте.

Правила поста перед Причастием

Итак, общецерковного правила обязательного поста и исповеди перед причащением не существует. Но многие священники настоятельно рекомендуют своим прихожанам поститься три дня перед приступлением к Таинству . Стоит ли отвергать хорошую традицию ради буквы закона? Спорить с батюшкой или сознательно отказываться от поста нельзя, так как осуждение и обиды лишь добавляют греха к уже существующим. Лучше исполнить положенное правило исходя из своих физических сил.

Православный предписывает отказ от следующих продуктов:

  • мясо любого животного или птицы, даже постное;
  • молоко (кефир, творог, сыворотка и т. п.);
  • яйца любой птицы;
  • рыба (не всегда).

Фактически в распоряжении говеющего христианина остаются фрукты, овощи, крупы, макароны и хлеб . Нельзя поддаваться соблазну приготовить изысканные «постные блюда»: пища должна не становиться источником удовольствия, а лишь поддерживать силы .

Допустимо ли есть рыбу перед Причастием? В большинстве случаев здоровому человеку следует от неё отказаться. Исключение составляет проживание на Крайнем Севере или судах, где рыба - основной источник питания. Морепродукты считаются более «постной» пищей, чем рыба, и их употребление в умеренных количествах разрешается. Кратковременный пост перед Причастием связывают и с другими ограничениями, отказываясь от следующего:

  • сладостей;
  • сексуальных контактов;
  • спиртных напитков;
  • курения;
  • участия в различных увеселениях (свадьбы, вечеринки, концерты).

За 6 часов до начала Литургии следует полностью исключить еду и питьё . Этот шестичасовой пост называется «евхаристическим». Если евхаристический пост нарушен, священник может не допустить к Таинству.

Многие верующие стремятся причащаться в дни общецерковных постов. Это даёт возможность спокойно подготовиться, особенно если близкие также держат пост и не предлагают лишних искушений.

Допустимо ли причащаться, если покурил или невольно нарушил пост? Обо всех излишествах, допущенных во время говения, следует рассказать священнику на исповеди . Через исповедь совершается допущение к Таинству и сокрытие даже маленького проступка считается большим грехом перед Богом.

Как поститься детям

В Русской православной церкви сложилась традиция обязательной исповеди детей с семи лет . В этом же возрасте они должны быть приучены к посту. Но причащаются дети с самого момента , т. е. с младенческого возраста.

Пост перед причастием для ребёнка не является обязательным, если ему не исполнилось трёх лет.

С трёх до семи лет ограничения вводятся постепенно, ребёнок должен не просто лишаться вкусной пищи, но осознавать необходимость и цель поста. Можно поддержать чадо собственным примером, убрав из семейного меню скоромные продукты. Самим родителям следует приступать к исповеди и Причастию вместе с ребёнком.

Решение о том, можно ли облегчить пост, должны принимать родители после беседы со священником, исходя из состояния здоровья ребёнка. Нельзя принуждать к говению детей, растущих в неверующих семьях и не имеющих должного духовного развития.

Пост для беременных женщин

Беременным женщинам и больным, желающим причащаться, но находящимся на строгой диете, пост можно ослабить или отменить. Делается это только по благословению священника . Перед тем как отправиться за таким разрешением, следует испытать себя, действительно ли кратковременный пост окажется непосильным бременем или из-за лени не хочется нарушать привычный ход жизни?

При невозможности беременной женщине отказаться от молочных продуктов, можно заменить это отказом от сладостей или других вещей, к которым она испытывает привязанность. Такое воздержание будет принято Господом как значительный подвиг.

Пост в условиях общежития

Допускается облегчение или отмена поста для христиан, находящихся на срочной военной службе, учёбе, больнице, интернате или местах лишения свободы , где питание осуществляется в общих столовых и нет возможности выбрать постную пищу. В этом случае следует придерживаться благословения духовника, посещающего воинскую часть или интернат. Отказ от скоромной пищи может быть заменён на другие ограничения или молитву . Этот вопрос желающим причащаться лучше решить со священником за неделю до Таинства или (если невозможно) перед исповедью.

Когда можно причащаться без поста

Во время рождественских святок — от Рождества Христова до Крещения — и на Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи — пятидневный пост для причастников не требуется, сохраняется лишь шестичасовой евхаристический. Но это разрешение можно допустить лишь тем, кто полностью соблюдал предыдущие, Рождественский и Великий посты.

Постная подготовка отменяется для тяжелобольных и умирающих.

Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)

Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Спасибо за внимание!

Каждое церковное мероприятие требует соблюдения определенных правил. Истинный христианин должен совершать покаяние и причастие, которое помогает человеку очиститься от грехов и начать жизнь с чистой душой и помыслами. Только как подготовиться к таинству (пост перед причастием), знают не все прихожане, особенно новички.

В чем смысл воздержания перед причастием

Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:

  • Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
  • Отказ от интимной близости.
  • Чтение молитв.
  • Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.

Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.

Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога. Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.

Перечисленные воздержания - это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.

Виды постов и их особенности

Какой соблюдать пост перед причастием, зависит от времени, в которое христианин готовится к таинству и как часто посещает церковь и исповедуется перед духовником.

В церковных правилах существуют следующие виды поста:

  • Пост может быть строгим, когда недопустимо есть продукты животного происхождения и даже рыбу. Исключение для лиц, с патологиями в желудочно-кишечном тракте, с сахарным диабетом, беременные, кормящие, дети и другие прихожане с рекомендациями от врача по питанию. Если человек собрался на причастие, когда по церковному календарю соблюдают рождественский или пасхальный пост, то все дни говенья нужно исключить запрещенные на посту продукты.
  • Во время обычного поста есть дни, когда при говенье перед причастием в рацион разрешается включать рыбу. Но в остальном правила поста едины.
  • Пост, во время которого нельзя есть не только рыбу, мясо, молочные изделия, яйца, но и растительное масло. Называется такой пост «елей».
  • Сухоядение - это вид поста, когда запрещена любая еда до захода солнца, а потом можно есть только постные продукты.

Чтобы соблюсти правила подготовки перед причастием и понять, какой пост следует держать мирянину, нужно обратиться за помощью к служителям церкви, - они разъяснят, учитывая особенности времени, выбранного для исповеди и причастия.

Правила поста перед причастием

Посту перед причастием нужно следовать по всей строгости, с учетом времени и возможного поста по православному календарю. Помимо поста в еде, верующему перед причастием нужно привести в порядок мысли и обдумать свои поступки.

  1. Ограничить просмотр развлекательных программ в телевизоре, компьютере, посещение мероприятий.
  2. Можно в свободное от домашних дел и работы время посвятить чтению церковной литературы для личностного просвещения.
  3. Исключить ссоры, обиды в отношениях с окружающими людьми. Пересмотреть свои поступки и по возможности сделать доброе дело.
  4. Отказаться на период поста перед причастием от интимной близости с партнером.
  5. На третий день поста, за день перед причастием, прочитать обязательные каноны: покаянный ко Христу, молебны к Пресвятой Богородице, ангелу хранителю. Каноны можно читать в удобное время в течение дня перед причастием. В день причастия с утра нужно прочитать молитву ко причастию. Все молитвы и каноны можно найти в молитвослове для православных или купить отдельную литературу по подготовке к причастию.
  6. Пост, или говенье, верующий должен держать до окончания утренней литургии и свершения причастия. Церковный день начинается не с утра, а с вечера предыдущего дня. Поэтому прихожанину, собравшемуся на причастие и выдержавшему трехдневный пост, нужно полностью отказаться от еды и напитков с вечера, накануне причастия.
  7. Посетить вечернюю службу перед днем, в который намечено таинство. Если выбрано воскресенье, то быть в храме на вечерней литургии в субботу.
  8. До момента вкушения даров Бога, нужно очиститься от грехов с помощью исповеди, рассказав батюшке о том, что на душе.

Только после чистосердечной исповеди и отсутствия обид, таинство причастия будет иметь ту силу и значение, которое проповедуется православной религией. Если после трехдневного поста остались сомнения и незавершенные дела, лучше отложить обряд и продлить свое смирение и достичь душевного спокойствия, чтобы не совершить других грехов.

Сколько длится пост

Существуют разные требования к количеству дней поста, который нужно соблюдать верующему перед причастием:

  • Длительный пост в течение недели - это лучший вариант говенья и смирения для христиан, посещающих редко церковь и не соблюдающих все каноны. За 7 дней у человека есть время обдумать свои поступки, усмирить гордыню, простить обидчиков и попросить прощение у близких и знакомых. Получив земное прощение, будут прощены Господом. До недавнего времени был обязательным для всех верующих, желающих причаститься.
  • Трехдневный пост - это основной вариант подготовки к причастию для православного человека. Новичку и тем, кто имеет проблемы со здоровьем, можно не держать строгий пост в еде, но в остальном требования не меняются.
  • Посты по средам и пятницам для лиц, посещающих храм еженедельно на воскресную службу.

Не нужно соблюдать пост перед причастием верующим, занимающимся военной службой или туризмом, потому что едят эти люди лишь то, что доступно и будучи в таком положении относительно пищи, им следует соблюдать духовный пост.

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием

Христианину, соблюдающему посты по церковному календарю систематически, не составит труда выдержать говенье в течение трех дней. Но для новичка отказ от повседневной пищи бывает трудным поначалу. Исключая из рациона мясо и продукты животного происхождения, у прихожан новичков возникает мирской вопрос, можно ли есть рыбу в эти три дня? Разве морепродукты и рыба относятся к списку запрещенных? Однозначно ответить можно ли рыбу в пост перед причастием или нет невозможно.

Все зависит от периода, в который предполагается исповедь и причастие. Есть рыбу можно в те дни, когда она разрешена в употребление при обычном посту. Но в дни строгого поста даже рыба для верующих под запретом.

Рыба разрешена беременным, кормящим, детям, чтобы не лишать их в момент подготовки к обряду полноценного питания и не навредить здоровью. Для остальных православных, сомневающихся в том, можно ли есть рыбу при говенье, лучше отказаться от нее на три дня, учитывая, что срок небольшой. Любые сомнения разрешат священники церкви, если прихожанин задаст интересующие вопросы, чтобы не были допущены ошибки в пост перед причащением из-за отсутствия информации.

Список разрешенных продуктов

Корзину для трапезы во время трехдневного поста нельзя назвать скудной. Ассортимент разнообразный и содержит в себе комплекс полезных витаминов и минералов, если составить меню правильно, а не есть однообразные блюда:

  • крупы;
  • макаронные изделия без яиц, из муки и воды;
  • фрукты;
  • овощи, зелень;
  • ягоды;
  • орехи;
  • грибы;
  • растительное масло;
  • постный хлеб;
  • чай, черный кофе, отвары, компоты.

Не запрещаются специи, пряные травы и натуральные соусы без добавления животных жиров. Если подойти к составлению меню с фантазией, то пост не покажется мучением, но тело будет подготовлено к очищению и искуплению грехов.

В заключение

К причастию нужно относиться серьезно и совершать обряд не потому, что так принято делать, а лишь с готовностью выполнить церковные правила подготовки как истинный христианин. Только при полном понимании смысла божественных даров можно открыть свою душу для вхождения в нее веры и благодати Христа.

Немало вопросов возникает у верующих, слабо воцерковленных или и вовсе не воцерковленных людей, желающих причастится Святых Таинств, каков должен быть , что можно есть, и как правильно подготовиться. Понятно, что подготовка к исповеди и причастию не состоит только лишь в посте, еще нужно духовное состояние, покаяние, молитвы и т.д. Но вопрос о посте актуален, о нем многие спрашивают, значит, его нужно раскрыть. Мы обратились к разным источникам, и остановились на ответах священника Константина Пархоменко, который выразил мнение большинства священства на этот вопрос.

Итак, из ответов явствует, что людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, — три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют — и хотя бы в субботу вечером, или в субботу — не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Как готовиться

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже.
Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.
Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Перед исповедью

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

В паломнических поездках

Также Константин Пархоменко рассказывает, отвечая на вопрос читательницы, что если находишься в паломнической поездке, или даже просто с туристической целью бываешь в других городах, тоже хорошо бы причащаться, бывая в святых местах. Также можно сократить правила, прочитав, к примеру один из трех канонов, к примеру, Господу или Богородице, а также канон с молитвами перед причащением.

Еще ответы батюшки на подобного рода вопросы .

Еще послушайте и посмотрите: молитвенное правило — как приступить , отвечает священник Константин Пархоменко на вопросы.

Обсуждение: 7 комментариев

    Желательно хоть иногда посещать церковь, находить на нее время, на веру и духовное очищение, да и свечки заходить ставить. Все по мере возможностей.

    Ответить

    Постись совсем не легко, особенно тем, кто до этого никогда ни в чем себя не ограничивал. Нужно для начала выдерживать пост по дню, например, в среду и пятницу, а потом готовиться к трехдневному.

    Ответить

    Что можно есть между исповедью и причастием? И можно ли перед причастием пить сладкий чай? И можно ли идти на литургию без исповеди?

    Ответить

    1. Маша, на литургию вы можете идти, не зависимо от того, постились вы или нет, будете ли исповедоваться и причащаться или нет, но, конечно, желательно, идя в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. Перед причастием с 12 часов ночи нельзя ничего ни есть, ни пить, тем более сладкий чай (даже воду нельзя). В дни, когда поститься будете, нельзя мясо, молочную продукцию, яйца), а в дни строго поста — и рыбу.

      Ответить

    На вечерней службе всё же важно быть (а не просто «желательно» и «в идеале»), так как вечернее богослужение — это, так сказать, первая часть предстоящей литургии. Раньше вся литургия служилась полностью, а потом, по нашей немощи, была разделена на вечернее богослужение и утреннее — собственно Литургию. А так получается, что мы приходим на богослужение не с начала, а, словно, посчитав не важной её первую часть — вечернее богослужение. Другое дело, если по каким-то важным обстоятельствам (например из-за работы на предприятии или весомым жизненным обстоятельствам) человек не может быть на вечернем богослужении — об этом, думаю, хорошо было-бы сказать на исповеди.

    Ответить

    Я тоже знаю, что пост — это обязательно перед причастием и исповедью Пусть хотя бы несколько дней душа будет пребывать в чистоте и благих помыслах. Уделите Богу хоть немного времени.

    Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

ЯЙЦА С ОБРАЗАМИ

О новом виде иконоборчества

Великий пост подходит к концу. Приближается . Православные верующие готовятся по традиции встретить ее .

Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”»

Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант - сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

Как будет "радостно" хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в , Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..

Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости.

Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.

И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор . Даже изображение обычного человека достойно б о льшего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней »

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

1) размещаться в достойных местах;

2) изготавливаться из долговременных материалов;

3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей;

4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу - Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим;

5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней;

6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.