Главная · Дисбактериоз · Психологические защиты. Феномен проекции в психоанализе

Психологические защиты. Феномен проекции в психоанализе

Мир человеческих отношений сложен и, к сожалению, не всегда приносит нам радость. Нередки моменты, которые вызывают и горечь, или разочарование. Это тяжелые чувства, от которых хотелось бы избавиться, и человек неосознанно научился защищать свою психику от чрезмерных перегрузок и негатива. Первым изучил и описал З. Фрейд, определив, что одним из наиболее древних и примитивных механизмов является проекция.

Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.

Проекция, как и другая психологическая защита, необходима нам, так как она предохраняет психику от и помогает строить отношения с окружающими. Но зная минусы и опасности проекции, нужно контролировать свои мысли и поведение, ограничивать свое стремление сваливать все на других и винить их во всех бедах.

Проекция .

Проекция – это когда человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Данный психологический механизм защиты является следствием вытеснения. Проекция позволяет человеку оправдывать многие свои поступки. Например, агрессивный человек других людей будет воспринимать также агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными, а лгунам кажется что все люди вокруг лгут. Человек может проектировать на других людей не только отрицательные аспекты своего реального «Я». Он может подавлять в себе и проектировать на других свои положительные особенности.

Нечеткие формы проекции прослеживаются в повседневной жизни каждого человека. Многие люди не могут, с критикой относится к своим недостаткам, но зато очень легко замечают их в других людях. Многие люди склонны обвинять всех окружающих себя людей в своих бедах и проблемах. Проекция очень часто бывает вредоносной и по этой причине приводит к ошибочному восприятию реальности. Зачастую данный механизм психологической защиты срабатывает у достаточно ранимых людей. В крайнем случае, при патологии механизм проекции приводит к галлюцинациям и бреду, а в этом случае у человека теряется способность и возможность отличить фантазии от реальности.

Психологи различают такие виды проекции:

Атрибутивная проекция – это когда человек приписывает свои мотивы, чувства и поступки другим людям;

Аутистическая проекция – это когда собственные потребности человека могут определить то как они воспринимают других людей или предметы;

Проекция рациональная – это когда человек вместо того чтоб признать собственные недостатки, они приписывают ответственность за свои собственные неудачи другим людям;

Проекция комплементарная – это когда человек воспринимает себя сильной властной личностью, а других людей считает слабыми.

Примеров проекции как механизма защиты можно привести очень много. Например, самые яркие проявления проекции это когда жена постоянно ревнует мужа к каждой юбке, а на самом деле она внутренне готова изменить сама мужу с первым встречным. И она скорее объявит своего мужа бабником, чем признается сама себе в своем внутреннем желании завести роман на стороне. Также примером проекции может быть, когда соседка старая дева – будет громко обсуждать и осуждать гулящую молодежь (в особенности девушек) в сексуальной распущенностью, так как она сама всего этого лишена. Но еще более сильно она осудит свою подругу «по лавочке» такую, же одинокую как она сама.

Люди, которые используют психологический механизм защиты проекцию, зачастую уверены в чужой непорядочности, хотя сами в тайне склонны к этому. Такие люди склонны к зависти и ищут негативные причины в том, что окружающие их люди успешны. Про таких людей зачастую говорят: «В чужом глазу соринку замечают, а в своем - бревна не видит».

Психологический ликбез. Проекция.

Запустил я свой психологический ликбез. Запустил - начал. И, каюсь, начав, снова запустил, каюсь, забросил. К тому, видимо, были определенные причины. Ну да не о них сейчас речь.
Давайте продолжать.

Сегодня речь пойдет о таких защитных механизмах, как
Я хочу объединить обсуждение проекции и интроекции , поскольку они представляют собой две стороны одной психологической медали. Поговорим еще и о проективной идентификации. Понимаю, что с первых слов, кажется, я запутал вас. Потерпите. Постараюсь распутать. Сейчас будем во все разбираться.

На сегодня
Проекция.

Проекцию замечательно иллюстрирует психологический анекдот:
Идут по лесу Пятачок и Вини-Пух. Тропинка узкая. Идут друг за другом. 10 минут, 20, полчаса, час. Вдруг Вини разворачивается и со всего размаха бьет пятачка.
- За что, Вини?!
- А, свинья, час за мной идешь, сопишь, и такую гадость про меня думаешь.

Психоаналитическое понимание проекции, как вы можете догадаться, начинается с работ З. Фрейда. Он считал, что это механизм является причиной паранойи и ревности, в том числе бреда ревности. Фрейд считал, что свои бессознательные чувства, тревогу, страх человек не замечает и не переживает, а переносит на окружающих. З. Фрейд полагал, что проекция является частью феномена переноса в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы можете подумать, что…, но это вовсе не так".

Проекция «защищает» Эго от осознания своих «негативных», «неприятных», «неприемлемых» инстинктивных (в аналитическом смысле) импульсов. По своему действию проекция напоминает вытеснение . Однако при вытеснении эти импульсы перемещаются в бессознательное, а при проекции они смещаются во внешний мир. Английская школа психоанализа, в частности Мелани Кляйн считают, что в первые месяцы жизни, еще до всякого там вытеснения, ребенок уже проецирует свои первые агрессивные импульсы. Этот процесс очень важен для формирующегося у ребенка представления об окружающем мире и для развития его собственной личности. Использование механизма проекции естественно для Эго маленьких детей в ранний период развития. Они используют его как способ отрицания своих собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для того, чтобы возложить ответственности за них на какую - то внешнюю силу.

Мелани Кляйн пришла к выводу, что Эго (Я) младенца еще не в состоянии «переварить» возникающие деструктивные импульсы, направленные на самого себя. Но справляться с ними как-то надо. Поэтому Эго осуществляет эту задачу при помощи механизма проекции . Деструктивные импульсы выводятся вовне и переправляются на внешний объект, например на маму. Механизм проекции используется не только в отношении негативных, разрушительных импульсов, но и в отношении импульсов жизни (либидных импульсов).

Как работает проекция:
1. Возникает невыносимое или неприемлемое переживание. Чтобы с ним справиться, удалить его из сознания, чтобы оно не «вертелось» в голове и не вызывало массу неприятных чувств и эмоций, оно вытесняется, бишь выводится из сознания в бессознательное.
2. Затем оно переносится - перемещается на другого человека (объект). Теперь, вроде, это уже не твои мысли и желания, а чужие.
3. И, для закрепления эффекта, происходит дистанцирование от объекта. Еще бы, от такой «гадости» надо держаться подальше.

К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Особенности проекции хорошо известны в житейской и иллюстрируются пословицами и поговорками: «К кого что болит, тот о том и говорит», «На воре и шапка горит», «В чужом глазу и соломинку примечает, а в совеем и бревна не видит».

Проекция, во многом, пронизывает нашу жизнь. Часто человек не осознают что-либо в себе самом, однако, может бессознательно и достаточно точно "отслеживать" и замечать это в других. Личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему, но которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. Например, в этом кроются причины гомофобии. Человека настолько пугают его собственные гомосексуальные тенденции, что он не в состоянии их признать, принять и «переварить», а проецирует свой страх и ненависть на окружающих. Или другой пример, когда бездетная «старая дева» не в силах справиться со своими сексуальными импульсами проецирует их на окружающее и борется с развратностью и аморальностью мира. Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобии). Ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Возможен и другой вариант, когда в других этнических группах выискиваются признаки недоброжелательности, угрозы и призрения, которые испытываются, но отрицаются самим человеком.

В своих зрелых формах, проекция является основой эмпатии. Исходя из того, что никто не в состоянии читать мысли и проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция - тоже проявление механизма проекции, умение примерить свои чувства, мысли переживания на другого. Хорошо известно, как влюбленные умеют воспринимать состояния друг друга, как достаточно хорошая мать умеет чувствовать свое дитя.

Интроекция и проективная идентификация в следующей главе.

Н е секрет, что жизнь состоит не только из приятных моментов. Случаются и такие, о которых потом и вспоминать не хочется. В таких случаях включаются защитные механизмы, которые предохраняют нашу психику от перегрузки.

Когда механизмы психологической защиты работают исправно, они помогают смягчать удары судьбы, как подушка безопасности при автокатастрофе. Но иногда наша защита срабатывает не вовремя, тогда она скорее мешает, нежели помогает. Представьте ту же подушку безопасности, сработавшую внезапно, когда вы едете по шоссе на большой скорости. В таком случае мы уже не можем адекватно ориентироваться в реальном мире, в своих чувствах и отношениях с людьми.
Когда мы приписываем другим те качества, в обладании которыми мы сами очень не хотели бы себе признаваться, действует механизм под названием проекция.

Когда мы приписываем свои чувства другим людям, действует механизм под названием проекция

ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Мы приписываем людям свои намерения

Допустим, в вашем офисе появляется новый сотрудник, который вам очень нравится. При этом вы не думаете о романе: вы давно замужем и вполне счастливы, и мужу изменять не собираетесь. А через некоторое время вы начинаете подозревать мужа в измене: поздно пришел, не отвечал на телефонные звонки. День ото дня ваша ревность становится все сильнее. Скорее всего, в этой ситуации сработал механизм проекции: вы ни за что не признаетесь себе в том, что хотели бы изменить мужу, а потом приписываете ему свои намерения.

Мы неверно «угадываем» чувства других людей

Мы неверно «угадываем» чувства других людей, обычно приписывая им слишком много черт, присущих на самом деле нам. Если вы редко отказываетесь выполнить чью-то просьбу, задерживаясь из-за этого на работе, ходите в кино на те фильмы, которые нравятся вашим друзьям, а не вам, выслушиваете чужие монологи о жизни, и так далее. Скорее всего, вы сами очень чувствительны, огорчаетесь из-за чужих отказов, а потому приписываете и всем остальным такую же обидчивость. На самом деле коллеги могут и не догадываться (или наоборот, догадываться слишком хорошо), что излишне вас загружают, а друзья согласились бы посмотреть и другой фильм.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКЦИИ:

Плюсы

Проекция играет большую роль в том, что люди понимают чувства друг друга, могут сопереживать. Мы сочувствуем жертвам войны в Южной Осетии, ставя себя на их место. Мы понимаем расстройство малыша, лишённого мороженого, вспоминая свои переживания в детстве. Ещё проекция помогает нам перенести свой опыт из одной ситуации в другую, похожую. Наступив один раз на грабли, мы вспомним о полученных в тот раз незабываемых впечатлениях, увидим похожий предмет и обойдём его стороной.

Проекция играет большую роль в том, что люди понимают чувства друг друга, могут сопереживать


Минусы

Другие люди, как бы они не были похожи на нас, всё-таки остаются другими - со своими особенностями, привычками и взглядами на мир. Чтобы построить открытые и тёплые отношения, важно видеть человека таким, какой он есть. Наши проекции зачастую мешают нам это сделать: мы видим перед собой не реального человека, а своё отражение, или образ кого-то из прошлого. Так, пережив предательство, мы будем ожидать того же от всех людей, не будем никому доверять и просто не увидим тех, кто мог бы стать для нас действительно близкими людьми.

Проекции мешают нам быть честными сами с собой. Мы приписываем свои чувства другим людям, объясняем свои поступки действиями и других. Не понимаем себя. И не можем изменить свою жизнь к лучшему. Избегая болезненных чувств, мы лишаем себя и стимула к развитию.

Часто ли используете проекцию?

  • Ваши фразы, обращённые к собеседнику, чаще всего начинаются со слов «ты», «тебе» - «Ты думаешь, что...», «Я знаю, что тебе нравится/не нравится/наплевать..».
  • Оценки и интерпретации даются вам легко: вы всегда можете объяснить, почему именно этот человек поступает именно так.
  • Вы часто представляете, что думают люди о вас, как они к вам относятся.
  • Обычно вы заранее предполагаете, как могут развиваться события и как себя поведёт тот или иной человек.

Что делать:

1

Попробуйте начинать фразы со слов «Я думаю, что...», «Мне кажется», особенно если вы говорите что-то о чувствах и мыслях других людей. Ведь, действительно, никогда нельзя знать наверняка, что в голове у другого.

2 Общаясь, представляйте себя путешественником. Рядом с вами другой человек - это целая непознанная вселенная. Постарайтесь узнать эту вселенную. Чем она похожа на ваш мир, а чем отличается? Будьте вежливым туристом, а не всезнающим завоевателем - это может быть намного интересней.

3 Если вы с возмущением отвергаете в себе некоторые черты характера, сделайте следующее: выпишите их в отдельный список и подумайте, для чего людям может пригодиться та или иная черта. Например, злость. Плохо, когда она используется для того, чтобы ругаться в очереди. Но ведь есть ещё и спортивная злость, помогающая добиться результатов. Или жадность - когда её много, это одно, но ведь есть и полезная доля жадности, она близка к инстинкту самосохранения: не будете же вы раздавать всю свою зарплату, нужно думать и о том, чтобы прокормить себя, свою семью. То есть в каждой негативной черте есть своё здравое зерно. Попробуйте принять, что вы иногда можете тоже злиться (совсем чуть-чуть), быть жадным (только в рамках необходимого).

«Проекция представляет собой своего рода вытеснение (аналогичное конверсии и т. д.), в котором представление становится осознанным в форме восприятия, а связанный с ним аффект, подвергаясь инверсии в неудовольствие, отделен и возвращен в Я».
Это то определение проекции, которое Фрейд дает Юнгу в апреле 1907 г. в одном из писем, где он высказывает ряд теоретических идей по поводу паранойи.

Стремясь объяснить проекцию, Фрейд добавляет в том же письме: «Каково условие того, чтобы некий внутренний, инвестированный аффектом процесс мог быть спроецирован вовне? Обратимся к норме: исходно наше сознание воспринимает всего только два рода объектов. Обращаясь вовне, оно имеет дело с восприятиями (Wahrnehmung), которые сами по себе аффектом не инвестированы и обладают собственными качествами; а внутри оно (сознание) имеет опыт «ощущений» (Empfindung), которые являются экстериоризацией влечений, использующих в качестве опоры некоторые органы, и в очень малой степени обладают таким свойством, как качественность, но, напротив, способны к значительной количественной инвестиции. То, что представляет собой это самое количество, локализовано внутри, а то, что качественно и лишено аффекта, расположено снаружи» (р. 86).

Рассуждая таким образом, Фрейд ставит перед собой цель метапсихологического осмысления проекции. Проекция предстает как некий защитный механизм, который Фрейд в письме характеризует как «своего рода вытеснение». Однако, рассматривая случай Шребера, Фрейд (1911) противопоставляет два защитных механизма: вытеснение, даже отвержение, которое действует в направлении снятия инвестиции неких представлений вплоть до появления возможности отвода объекта, и проекцию, которая находится еще дальше на пути «провала вытеснения, разрыва на поверхности, возврата вытесненного», что позволяет вновь отыскать дорогу для объектной реинвестиции, рассматривать бред как «попытку излечения». Это значит, что речь идет о двух экономически различных механизмах защиты, несмотря на то что их задачи могут быть взаимосвязаны, в частности, в рамках невротического функционирования.

Кроме того, если Фрейд в своих трудах часто упоминает патологическую проекцию, защитный механизм, характерный, например, для паранойи или фобии, то так же часто он упоминает и нормальную проекцию, процесс, не защитный и конституирующий для психики. В письме Юнгу он обращается к собственной концепции психического функционирования, настаивая на необходимости сопряжения работы влечения, отсылающего к области количественного и экономического, и восприятия, открывающего доступ к качественному во фрейдовской перспективе, позволяющему чему-либо «становиться сознательным». С этой точки зрения проекция играет ведущую роль в процессе дифференциации внутреннего и внешнего, снаружи и внутри.

Защита и/или процесс, проекция является сложной концепцией, и о ней Фрейд мог бы, по утверждению Джонса, написать целую статью в период, когда он размышлял о метапсихологии. Но как мы знаем, подобный труд так и не дошел до нас, несмотря на то что Фрейд, рассматривая случай Шребера (1911), заявлял о своем проекте «углубленного исследования процесса проекции» (р. 315). После Фрейда этой теме были посвящены многочисленные труды. Кроме того, известно понятие проективной идентификации, которое разрабатывалось М. Кляйн и пост-кляйнианцами и которое в аналитическом сообществе могло проявиться скорее как эвристическое, чем как проекция. Мы
можем рассчитывать на то, что участники нашего коллоквиума в рамках постоянного психоаналитического образования в Москве помогут пролить свет на эти понятия и составить суждение об их уместности в аналитическом процессе.

Проекция: функция непризнания и/или знания

Таким образом, проекция в своей защитной функции нацелена на то, чтобы отбросить вовне нечто, что не признано в самом себе. Фрейд часто подчеркивал, что легче защититься от внешней опасности, чем от внутренней. В работе «Тотем и Табу» (1913) он отмечает, что первобытные люди не признавали собственную бессознательную враждебность по отношению к умершим, приписывая им эту самую враждебность, и считали усопших опасными духами. Точно так же как и в психопатологии, здесь проекция способствует разрешению конфликта, связанного с амбивалентностью, в данном случае позволяя отказаться от всякого чувства ненависти по отношению к усопшему.

Но проекция имеет также функцию знания, поскольку благодаря непризнанию и утаиванию от самого себя внутреннего мира позволяет открывать мир внешний. В паранойе речь фактически идет о признании в другом того, что субъект не хочет видеть в себе, исследуя таким способом внешний мир. С этой точки зрения проекция, о которой Фрейд в 1913 г. пишет, что она «играет главную роль, определяя наш способ представления внешнего мира» (р. 78), дает некое репрезентативное содержание, мы о нем узнаем только лишь через ощущения удовольствия или боли, те лишенные качества «ощущения», о которых Фрейд писал в письме Юнгу. Проекция способствует работе изображения благодаря происходящим от внешнего мира «перцептивным остаткам» и делает возможным поворот, подобно тому, как разномодальные восприятия оказываются перенесены на объекты внешнего мира.

В этой своей функции знания проекция становится, как пишет Фрейд в 1911 г. в работе «Тотем и табу», «методом понимания», который и позволяет первобытному человеку вновь обрести в богах и духах то, чем сам он является. Таким образом, Фрейд указывает на важнейшую связь между проекцией и идентификацией, когда отмечает, что для первобытного человека является естественным и как будто врожденным свойством проецировать свою собственную сущность на внешний мир, рассматривая все наблюдаемые события как обязанные своим происхождением неким существам, имеющим глубинное сходство с ним самим. Не будучи тождественной анимизму, проекция тем не менее тесно связана именно с этим образом мысли, позволяющим первобытному человеку «устанавливать отношение» с миром и влиять на него, воздействовать, способствуя достижению «психического господства», лежащего в основе физического господства над опасной природой.

Фрейд здесь сравнивает чувство бессилия и отчаяния первобытного человека с возможными чувствами ребенка в начале жизни. Речь идет не о том, чтобы сводить доисторического человека к ребенку, против чего активно выступают наши коллеги, изучающие доисторического человека, а скорее о том, чтобы описать некий фундаментальный психический процесс: проекция соотносится с идентификацией (в смысле идентификации, ассимиляции, установления аналогии), позволяя развитие идентификации в рефлексивном смысле — как «идентификации себя». Проекция вписывается в непризнание в той мере, в какой тревога перед лицом внешнего мира становится в конечном счете лучше переносимой, чем тревога, которая связана с внутренним миром и опасностью влечения. Но одновременно проекция создает возможность какой-то ассимиляции между самим собой и внешним миром, а это как раз характеристика анимистического подхода к миру, лежащая тем не менее в основе способности воспринимать и конституировать внешний мир.

В размышлениях об эволюции культуры Фрейд (1913) предположил переход от анимистической стадии в развитии человечества к стадии религии и далее к научной стадии, способной получить широкое распространение, в особенности под влиянием психоанализа. Но психическое функционирование таково, что проекция и связанные с ней верования могут, конечно же, эволюционировать в направлении какого-то более объективного знания о мире, однако при этом и связанные с ними иллюзии не могут быть полностью устранены, как об этом напоминает галлюцинация сновидения. Гипотеза галлюцинаторного удовлетворения желания, построенная на модели галлюцинации сновидения, показывает, что галлюцинация предшествует восприятию и что это последнее является в основном неким верованием, как это отметил Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 1945). Проекция как процесс с необходимостью отсылает к фрейдовской диалектике галлюцинации и восприятия.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.