Главная · Дисбактериоз · Амбулаторно поликлинические учреждения марракеш. Основные виды амбулаторно-поликлинических организаций. Городские поликлиники для взрослых

Амбулаторно поликлинические учреждения марракеш. Основные виды амбулаторно-поликлинических организаций. Городские поликлиники для взрослых

В настоящее время одним из приоритетных направлений здравоохранения является развитие первичной медико-санитарной помощи и реализация национального проекта «Здоровье». Данное методическое пособие отражает систему построения основного направления оказания первичной медико-санитарной помощи населению - амбулаторно-поликлиническое обслуживание: номенклатуру и принципы организации, структуру и показатели деятельности поликлиники, роль, задачи и организацию работы врача первичного звена в процессе формирования здоровья населения.

Особое внимание уделено диспансерному методу наблюдения, организации работы основных подразделений поликлиники, стационарозамещающим формам медицинского обслуживания населения.

При составлении пособия использованы приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В качестве практического задания предложены ситуационные задачи, вопросы тестового контроля, разработанные сотрудниками кафедры.

Данное методическое пособие может быть использовано для аудиторной и самостоятельной работы и предназначено для студентов медицинской академии, ординаторов и организаторов здравоохранения.

I.ВВЕДЕНИЕ

В начале 1970-х годов произошла ориентация деятельности Всемирной

организации здравоохранения на проблему первичной медико-санитарной помощи

как одного из главных направлений укрепления здоровья населения.

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», введенными в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993г., - первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) определяется как основное звено при оказании населению медицинской помощи.

ПМСП - совокупность медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.

Для обеспечения доступности и качества первичной медицинской помощи населению, улучшения условий труда медицинских работников были разработаны основные направления приоритетного национального проекта «Здоровье»: укрепление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики, диспансеризации высокотехнологичных видов медицинской помощи. В последние годы осуществляется поэтапное внедрение такой службы амбулаторного обслуживания населения, как общеврачебная практика (особенно в сельской местности), что позволяет обеспечить непрерывность и преемственность наблюдения за больными.

Ведущим звеном в системе первичной медико-санитарной помощи является амбулаторно-поликлиническая помощь.

Главная цель данного пособия - подготовка к самостоятельной работе в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Для этого перед обучающимися поставлены следующие задачи:

1. Изучить принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи.

2. Ознакомиться с номенклатурой амбулаторно-поликлинических учреждений.

3. Освоить задачи и функции амбулаторно-поликлинической службы.

4. Знать структуру и основную документацию поликлиники.

5. Овладеть навыками работы с первичной медицинской документацией поликлиники.

6. Уметь анализировать показатели деятельности поликлиники.

7. Овладеть методикой расчета и оценки качества основных направлений деятельности поликлиники.

Продолжительность изучения темы составляет 6 часов и включает: знакомство с теоретическими основами организации амбулаторно-поликлинической помощи (принципами и задачами работы поликлиники, её структурой и основными функциями), самостоятельную работу, письменное решение ситуационных задач, тестовый контроль, обсуждение реферативного сообщения и подведение итогов занятия.

Изучаемая тема обеспечивает понимание современных проблем организации амбулаторно-поликлинической помощи в Российской Федерации и дает возможность приобрести навыки, необходимые организатору здравоохранения в практической деятельности при оценке и анализе работы поликлиники.

II.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Номенклатура амбулаторно-поликлинических учреждений:

Амбулатория.

Поликлиники, в том числе:

Городская, в том числе детская;

Центральная районная;

Стоматологическая, в том числе детская;

Консультативно - диагностическая, в том числе для детей;

Психотерапевтическая;

Физиотерапевтическая;

Восстановительного лечения.

Основными принципами амбулаторно-поликлинической помощи являются:

Участковость;

Доступность;

Профилактическая направленность (диспансерный метод работы);

Преемственность и этапность лечения.

В основе организации амбулаторно-поликлинической помощи лежит участковый принцип, т. е. за учреждением закреплена определенная территория, которая в свою очередь разделена на территориальные участки. Врачебная участковая служба является основной формой организации первичной медико-санитарной помощи населению на догоспитальном этапе. Каждый участок обслуживает участковый врач (терапевт, педиатр, акушер-гинеколог, врач общей практики (семейный врач) и средний медицинский работник. В медико-санитарных частях оказание медицинской помощи работникам промышленных предприятий осуществляется по принципу - цеховая участковость.

на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на педиатрическом участке - 800 человек детского населения 0 - 17 лет включительно;

на акушерско-гинекологическом участке - 2000 - 2500 женского населения;

на участке врача общей практики - 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на участке семейного врача - 1200 человек взрослого и детского населения.

Участковый принцип обслуживания позволяет:

1. Больным лечиться у одного врача, а врачу систематически наблюдать одних и тех же больных.

2. Знать условия труда и быта населения.

3. Изучать заболеваемость населения, выявлять больных, нуждающихся в диспансеризации.

4. Более эффективно проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия.

5. Систематически повышать санитарно-культурный уровень населения.

Соблюдение участкового принципа обслуживания возможно при следующих условиях:

Четкое определение границ и численности населения участков;

Укомплектованность штатных должностей участковых врачей;

Устранение причин текучести врачей на участках;

Установление удобных для населения графиков работы участковых врачей (скользящие графики);

Правильная организация работы регистратуры.

III.ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ - ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Важной особенностью амбулаторно-поликлинической помощи является органичное сочетание лечебной и профилактической работы в деятельности медицинского персонала. Конкретное выражение профилактической работы состоит в широком применении врачами амбулаторно-поликлинических учреждений, особенно участковыми терапевтами, диспансерного метода.

Диспансерный метод - это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения (здоровых и больных), своевременного проведения профилактических мероприятий.

Задачами диспансерного метода обслуживания являются:

1. Предупреждение заболеваний (первичная или социально-гигиеническая профилактика).

2. Сохранение трудоспособности больных, предупреждение осложнений, обострений, кризов (вторичная или медицинская профилактика).

3. Поддержание качества жизни с помощью лечебных мероприятий у лиц с ограниченными возможностями, онкологических больных, больных СПИДом и пр. (третичная профилактика).

Для выполнения этих задач диспансерный метод предусматривает проведение определенной системы мероприятий:

1. Формирование контингентов (здоровых и больных) для диспансерного учета, динамического наблюдения и проведения среди них плановых лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

2. Оценка состояния здоровья каждого человека и обеспечение систематического динамического врачебного наблюдения.

Отбор больных на диспансеризацию должен быть осуществлен в самые ранние стадии заболевания, когда лечебные и профилактические мероприятия наиболее эффективны.

Пути отбора на диспансерный учет:

1. Текущая обращаемость к участковым врачам-терапевтам и врачам-специалистам.

2. Профилактические медицинские осмотры.

Профилактический медицинский осмотр - это одна из форм активного медицинского обслуживания населения с целью выявления заболеваний в начальных стадиях и проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Различают следующие виды профилактических медицинских осмотров:

Предварительные - медицинские обследования, при поступлении на работу или учебу с целью определения соответствия здоровья требованиям профессии или обучения, а также выявления заболеваний, которые могут обостряться или прогрессировать в условиях работы с профессиональными вредностями или в процессе учебы;

Периодические медицинские осмотры - систематическое обследование в зависимости от условий труда и факторов риска с целью выявления ранних признаков профессиональных заболеваний или отравлений, а также заболеваний этиологически не связанных с профессией, но при которых продолжение контакта с данными профессиональными вредностями представляет опасность;

Целевые профилактические медицинские осмотры - медицинские обследования, предпринятые с целью выявления определенных

заболеваний на ранней стадии (туберкулез, новообразования, глаукома, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.) и охватывающие различные группы организованного и неорганизованного населения.

Диспансерному наблюдению подлежат:

А. Контингент здоровых лиц:

2) подростки, призывники;

3) рабочие цехов и профессий с вредными условиями труда;

4) граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи;

5) беременные женщины.

Б. Контингент больных (в том числе, лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи).

Выделяют следующие группы диспансерного наблюдения:

I диспансерная группа - здоровые лица, т. е. такие, которые не предъявляют жалоб, и медицинское обследование их не показывает наличия болезненных отклонений (не имеют хронических заболеваний и полностью трудоспособны).

II диспансерная группа - практически здоровые лица, которые имеют то или иное хроническое заболевание, не влияющее на функции жизненно важных органов и трудоспособность, а также лица с повышенным риском заболевания, нуждающиеся в наблюдении.

III диспансерная группа - хронически больные лица с компенсированными формами заболеваний, у которых заболевание протекает легко, без особенных нарушений функций организма.

IV диспансерная группа - больные, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, у которых заболевание сопровождается умеренным нарушением функций отдельных органов и систем и бывают частые обострения и продолжительная нетрудоспособность.

V диспансерная группа - больные в стадии клинической декомпенсации, т.е. такие у которых заболевание протекает с устойчивыми и тяжелыми нарушениями функций организма и сопровождается продолжительной и полной нетрудоспособностью.

После определения группы диспансерного наблюдения для каждого осмотренного разрабатывается индивидуальный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, включающий врачебные рекомендации по режиму труда, отдыха, рациональному питанию, при необходимости назначается медикаментозное лечение, ЛФК, массаж, физиопроцедуры, диетпитание, оздоровление в профилактории и санатории.

Индивидуальный план диспансерного наблюдения включает в себя следующие разделы:

Частоту наблюдения, периодичность проведения необходимых лабораторных и прочих исследований, консультаций с другими спе-циалистами;

Специализированное лечение амбулаторное, стационарное, лечебную гимнастику, физиотерапевтическое лечение, пребывание в профилактории, санаторно-курортное лечение и др.;

Изучение условий труда и быта;

Проведение социально-оздоровительных мероприятий (рациональное трудоустройство, диетпитание, социально-правовая помощь и др.).

В конце года врачи поликлиники составляют на каждого диспансерного больного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья больного и эффективности проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Диспансеризация больных туберкулезом, кожно-венерическими, онкологическими и нервно-психическими заболеваниями осуществляется в специализированных диспансерах.

IV. ПОЛИКЛИНИКА - ВЕДУЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений основными являются поликлиника и амбулатория.

Поликлиника — это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывается первичная квалифицированная специализированная медицинская помощь приходящим больным или больным на дому, а также осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.

Амбулатория обычно организуется в сельской местности, отличается от поликлиники уровнем специализации и объемом деятельности. В амбулатории, как правило, ведется прием по основным специальностям: терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия.

Поликлиники подразделяют:

По организации работы:

Объединенные со стационаром;

Необъединенные (самостоятельные);

По территориальному признаку:

Городские;

Сельские;

По профилю оказания медицинской помощи:

Взрослому населению;

Детскому населению;

Работникам промышленных предприятий;

Специализированные (стоматологические, физиотерапевтические, психотерапевтические, восстановительного лечения).

Задачи поликлиники

1. Оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению обслуживаемого района непосредственно в поликлинике и на дому.

2. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения обслуживаемого района и работников прикрепленных промышленных предприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.

3. Организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных).

4. Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Структура поликлиники

Поликлиника состоит из 3-х частей: управления, медицинской части и хозяйственной службы.

1. Управление поликлиникой.

Работу самостоятельной поликлиники возглавляет главный врач. Если поликлиника входит в состав больницы, то руководит поликлиникой заместитель главного врача по поликлинике. Главный врач осуществляет руководство деятельностью учреждения и несёт ответственность за качество лечебно- профилактической помощи, а также организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Главный врач проводит подбор и расстановку медицинского и административно-хозяйственного персонала, несет ответственность за их работу, выносит поощрения хорошо работающим инициативным сотрудникам и привлекает к дисциплинарной ответственности нарушителей трудовой дисциплины, осуществляет расстановку кадров, организует повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала, готовит резерв руководителей подразделений, устанавливает распорядок работы, утверждает графики работы персонала и т.д.

Заместитель главного врача поликлиники по медицинской части отвечает за лечебно-профилактическую деятельность учреждения. Он организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных на приеме в поликлинике и на дому, следит за постоянным внедрением в практику современных, наиболее эффективных методов профилактики, диагностики и лечения больных. Он обеспечивает преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационарами, организацию госпитализации больных, руководит всей профилактической работой и т.д.

Заместитель главного врача поликлиники по экспертизе временной нетрудоспособности несет ответственность за осуществление клинико-экспертной деятельности.

Помимо администрации в управление больницей входят бухгалтерия, канцелярия, кабинет медицинской статистики, архив, библиотека и т.д. (рис.3).

2. Медицинская часть

Структура медицинской части поликлиники определяется ее мощностью и численностью обслуживаемого населения (рис.4) и включает регистратуру, основные лечебно-профилактические кабинеты (кабинеты участковых врачей-терапевтов, кабинеты специалистов); отделение (кабинет) восстановительного лечения; дневной стационар; отделение профилактики; вспомогательные лечебно-диагностические подразделения (рентгенологический кабинет, лаборатория, отделение функциональной диагностики, эндоскопический кабинет и т.д.), хозрасчетные отделения и отделения дополнительных платных услуг, здравпункты при промышленных предприятиях.

Кроме этого на базе поликлиник могут быть развернуты отделение медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, центры амбулаторной хирургии, центры медико-социальной помощи.

3. Хозяйственная служба. В состав административно-хозяйственной части входят гараж, прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения. Руководит всей административно-хозяйственной работой заместитель главного врача по административно-хозяйственной части, в обязанности которого входит: поддержание в порядке здания, помещений, территории, хозяйственных коммуникаций, обеспечения учреждения автотранспортом, топливом и решение других хозяйственных проблем.

Основные направления работы поликлиники

Для осуществления своих задач городская поликлиника организует и проводит следующие мероприятия:

1. Оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях.

2. Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных и здоровых, оказание врачебной помощи населению, как на амбулаторном приеме в поликлинике, так и при оказании помощи на дому.

3. Своевременная госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении.

4. Восстановительное лечение больных.

5.Все виды профилактических осмотров (предварительные, периодические, целевые).

6. Диспансеризация населения.

7. Противоэпидемические мероприятия.

8. Экспертиза временной нетрудоспособности больных, направление на медико-социальную экспертизу лиц, имеющих признаки стойкого ограничения жизнедеятельности.

9. Установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения.

11. Санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни.

12. Учет и анализ деятельности персонала и подразделений поликлиники.

13. Мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

V.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1.Регистратура

Значительная роль в организации обслуживания населения в поликлинике принадлежит регистратуре.

Основными задачами регистратуры являются:

1. Организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;

2.Распределение потока пациентов по видам оказания помощи с целью создания равномерной нагрузки врачей;

3.Обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.

Регистратура городской поликлиники имеет: стол справок, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинских карт амбулаторного больного, помещение для оформления медицинских документов, медицинский архив. Кроме этого, может быть предусмотрен зал (стол) самозаписи.

Документом, позволяющим планировать рациональную работу поликлиники, является «Талон на прием к врачу» ф.025-4/у-88. Талоны на прием к врачу заготавливаются заранее, исходя из графиков работы врачей.

Наиболее рациональным типом регистратуры является централизованная регистратура, которая предусматривает ведение единой амбулаторной карты для всех специальностей и кабинетов.

2.Отделение профилактики

Может организовываться в городских поликлиниках, обслуживающих более 30тыс. человек, и включает в себя следующие кабинеты:

Доврачебного приема,

Смотровой женский,

Кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания,

Кабинет организации и контроля диспансеризации, ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете.

Основными задачами отделения профилактики являются:

1.Раннее выявление больных и лиц с повышенным риском заболеваний.

2.Организация и контроль проведения диспансеризации.

3.Организация и проведение профилактических прививок взрослому населению и подросткам.

4.Разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний на территории обслуживания поликлиники.

5.Пропаганда здорового образа жизни.

Для осуществления этих задач отделение профилактики городской поликлиники организует и проводит следующие мероприятия:

Направление всех больных, посетивших впервые в данном году поликлинику, на профилактическую флюорографию, а женщин - и в смотровой кабинет в целях раннего выявления раковых и предраковых заболеваний;

Выявление лиц с повышенным риском заболевания при обращении их в отделение профилактики;

Учет здоровых и больных, состоящих на диспансерном наблюдении, помощь врачам в организации осмотров лиц, состоящих на диспансерном наблюдении

Подготовка и передача врачам-специалистам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболевания для дополнительного обследования, диспансерного наблюдения и лечения;

занятия для больных с различными заболеваниями (артериальной гипертензией, бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т.д.)

3. Организация работы участкового врача-терапевта

Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверждаемому руководителем учреждения, в котором предусматриваются фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, профилактической и другой работы.

Рабочий день врача-терапевта на участке состоит из приема больных в поликлинике (4 часа) и обслуживания больных на дому (2 часа). Ежемесячно участковому врачу выделяется 12 часов на профилактическую работу, в том числе 4 часа - для санитарного просвещения. Оптимальная нагрузка на 1 час работы участкового терапевта составляют 4 - 5 человек на приеме в поликлинике и 2 человека при оказании помощи на дому.

Обязанности участкового врача

1. Формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения (см. Приложение 2 «Паспорт врачебного (терапевтического) участка»).

2. Осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни; осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний.

3. Изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий.

4. Осуществляет диспансерное наблюдение пациентов, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке.

5. Организует и проводит диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, в том числе восстановительное лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому.

6. Оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому.

7. Направляет пациентов на консультации к специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям.

8. Организует противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке.

9. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке и оформляет документы для направления на медико-социальную экспертизу.

10. Выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.

11. Взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями.

12. Организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, инвалидам, престарелым, хроническим больным, нуждающимся в уходе.

13. Руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь.

14. Ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.

Важную роль в организации медицинской помощи населению играют врачи узких специальностей. Для выполнения основных задач врач-специалист обеспечивает проведение профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний, квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных своего профиля, проведение экспертизы временной нетрудоспособности, преемственность между стационаром и поликлиникой в лечении больных, своевременную госпитализацию больных по показаниям, диспансерное наблюдение за больными своего профиля, качественное ведение медицинской документации.

4. Отделение (кабинет) восстановительного лечения

Кабинет восстановительного лечения организуется в городской поликлинике, обслуживающей не менее 30 тысяч населения, для лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, последствиями травм, ортопедических, неврологических и других заболеваний.

Прием больных на восстановительное лечение производится по направлению заведующих структурными подразделениями поликлиники.

В кабинет принимаются больные после окончания острого периода, нуждающиеся в специальном комплексе восстановительного лечения со следующими заболеваниями:

Инфаркт миокарда в стадии рубцевания, хроническая ишемическая болезнь сердца, перенесенные операции на сердце;

Мозговой инсульт в восстановительном периоде;

Переломы позвоночника без нарушения функции спинного мозга, переломы костей таза, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, травмы суставов, артриты и артрозы;

Двигательные, речевые нарушения после операций по поводу опухолей и сосудистых заболеваний головного мозга;

Шейно-грудные и пояснично-крестцовые радикулиты, в том числе дискогенные, с частыми и длительными обострениями в фазе начинающегося восстановления двигательных функций, уменьшения болевого синдрома.

Для проведения восстановительного лечения и контроля за состоянием больных в период лечения кабинет использует необходимые лечебно-диагностические и вспомогательные подразделения поликлиники (физиотерапевтическое, лечебной физкультуры и др.).

Основными задачами кабинета восстановительного лечения являются:

1. Своевременное начало восстановительного лечения больных и обеспечение непрерывности, преемственности, последовательности, этапности в организации и осуществлении программы лечения.

2.Обеспечение дифференцированного подхода к методам и средствам восстановительного лечения различных контингентов больных.

В соответствии с этими задачами на кабинет восстановительного лечения возлагаются следующие функции:

Составление индивидуальной программы восстановительного лечения больного и ее осуществление с использованием современных методов и средств восстановительного лечения;

Привлечение для консультации необходимых специалистов поликлиники, осуществление взаимосвязи и преемственности с другими подразделениями поликлиники.

5. Дневной стационар

Дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактических учреждений, в том числе амбулаторно-поликлинических, и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

Целью работы дневного стационара является совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также повышение экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений.

Основными задачами дневного стационара являются:

1. Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в т.ч. профессиональной, а также длительно и часто болеющим.

2. Проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий.

3. Подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания.

4. Проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.

5. Осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин.

6. Проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности граждан и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертизу.

В структуру дневного стационара могут входить:

Палаты, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем;

Процедурный кабинет;

Хирургический кабинет с малой операционной;

Комната для пребывания медицинского персонала;

Иные кабинеты по решению руководства лечебно-профилактического учреждения.

Для осуществления функций дневного стационара могут быть использованы диагностические, лечебные, реабилитационные и другие подразделения лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого он создан.

В дневных стационарах ведение больных осуществляется лечащим врачом (участковым терапевтом, педиатром, акушером-гинекологом, врачом общей практики и другими врачами-специалистами). При необходимости привлекаются соответствующие врачи-консультанты. Для больных, не требующих госпитализации, в составе поликлиники может быть организован стационар на дому. Режим работы стационара на дому определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения в соответствии с потребностями населения в этом виде помощи.

Важным разделом работы поликлиники является учет и анализ статис-тических данных, характеризующих деятельность поликлиники. Во всех лечебно-профилактических учреждениях ведется унифицированная для однотипных учреждений учетная текущая документация, на основе которой формируются данные государственной статистической отчетности, проводится мониторинг оказания первичной медико-санитарной помощи в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.

VI.ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИКЛИНИКИ

1.Общие показатели деятельности поликлиники

1.1. Средняя численность населения на участке:

Число населения на территории обслуживания поликлиники

Число врачебных участков

1.2. Укомплектованность поликлиники кадрами, (%):

Число занятых врачебных должностей х 100

Число штатных врачебных должностей

Оптимальная укомплектованность поликлиники кадрами должна составлять 100%

1.3.Участковость обслуживания населения терапевтами (педиатрами) в поликлинике, (%):

Число посещений участковых врачей жителями своих участков х 100

Общее число посещений участковых врачей

Показатель характеризует соблюдение принципа участкового обслуживания населения при посещениях к врачам в поликлинике. При правильной организации работы участковых врачей этот показатель находится в пределах 85-90%

1.4.Участковость обслуживания населения терапевтами (педиатрами) на дому

Показатель характеризует степень соблюдения принципа участкового обслуживания населения на дому. Данный показатель находится в пределах 90-95%. Снижение показателя отмечается при эпидемиях гриппа.

1.5. Выполнение плана профилактических медицинских осмотров населения, (%):

Осмотрено лиц, подлежащих профилактич. медиц. осмотру х 100

Число лиц, подлежащих профилактич. медиц. осмотру по плану

Этот показатель должен приближаться к 100%.

1.6.Частота заболеваний (распространенность) по данным профилактических медицинских осмотров (на 100 осмотренных лиц):

Число заболеваний, выявленных

при профилактических медицинских осмотрах х 100

Число лиц, осмотренных при профилактических

медицинских осмотрах (всего)

2. Показатели диспансеризации

2.1. Объем диспансеризации

2.1.1. Охват населения диспансеризацией (на 1000 человек):

Количество человек, состоящих под

диспансерным наблюдением в течение года х 1000

Общая численность обслуживаемого населения

2.1.2. Охват диспансеризацией здоровых, практически здоровых и больных.

2.1.3. Охват больных диспансерным наблюдением (на 100 зарегистрированных больных)

2.1.4. Полнота раннего охвата (своевременность взятия на диспансерный учет),

2.2. Качество диспансеризации

2.2.1. Соблюдение сроков диспансерных осмотров (плановость наблюдения):

2.2.2. Полнота охвата больных лабораторными, рентгеновскими и прочими видами исследований (по каждой нозологической форме болезней), (%):

2.2.3. Полнота проведения лечебных и оздоровительных мероприятий (санаторно-курортное лечение, диетическое питание, профилактическая госпитализация, противорецидивное лечение, трудоустройство и пр.),

2.3. Эффективность диспансеризации

Оценку эффективности диспансерного наблюдения следует проводить раздельно по трем группам:

Здоровые;

Практически здоровые (лица, перенесшие острые заболевания)

Больные хроническими заболеваниями.

Критерием эффективности диспансеризации здоровых (I группа диспансерного наблюдения) является отсутствие заболеваний, сохранение здоровья и трудоспособности (отсутствие перевода в группу больных).

Критерием эффективности диспансеризации лиц, перенесших острые заболевания (II группа диспансерного наблюдения), является полное выздоровление и перевод в группу здоровых.

Критерием эффективности диспансеризации лиц, страдающих хронической патологией (III группа диспансерного наблюдения), является стойкая ремиссия (отсутствие обострений заболевания).

2.3.1. Снято с диспансерного учета по заболеванию (т.е. переведен в группу практически здоровых)

Число лиц, переведенных из III группы

диспансерного наблюдения по выздоровлению

(улучшению) в группу практически здоровых х 100

Число состоящих под диспансерным наблюдением

2.3.2. Частота заболеваний в группе здоровых лиц, находящихся под диспансерным наблюдением

Число зарегистрированных заболеваний за год х 100

Число здоровых лиц, находящихся на "Д" учете

2.3.3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (в случаях и днях) по конкретным нозологическим формам, по поводу которых больные взяты под диспансерное наблюдение (на 100 диспансеризуемых):

Число случаев (дней) заболеваемости при данном заболевании

у состоящих под диспансерным наблюдением в отчетном году х 100

Число состоящих под диспансерным наблюдением с данным заболеванием

2.3.4. Частота рецидивов, обострений и кризов

Число рецидивов,обострений и кризов х 100

Число диспансерных больных

2.3.5. Показатель первичной инвалидности за год (на 1000 состоящих под диспансерным наблюдением):

Число лиц, признанных впервые инвалидами в данном году

по данному заболеванию состоящих под диспансерным наблюдением х 1000

Число состоящих под диспансерным наблюдением в течение года по данному заболеванию

2.3.6. Смертность лиц, находящихся на диспансерном учете (на 1000 состоящих под диспансерным наблюдением):

Число умерших диспансерных больных х 1000 Общее число состоящих под диспансерным наблюдением.

Амбулаторно-поликлинические учреждения

1. Амбулатория.
2. Поликлиники, в том числе:
- городская, в том числе детская;
- центральная районная;
- стоматологическая, в том числе детская;
- консультативно-диагностическая, в том числе для детей;
- психотерапевтическая;
- физиотерапевтическая.

Амбулаторно-поликлинические учреждения: polys - город

Поликлиника на железнодорожном транспорте

Фельдшерско-акушерский пункт

Физиотерапевтическая поликлиника

Центральная районная поликлиника

Центральная медико-санитарная часть, медико-санитарная часть

Центр восстановительного лечения для детей

Диагностический центр

Поликлиника восстановительного лечения

Вопрос 2 Модель здравоохранения с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для большинства граждан (О. Фон Бисмарк)

Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк)

Несколько источников финансирования – бюджет, страховые платежи,

Прямое налогообложение юридических лиц, высокая доля национального дохода, выделяемая ЗО,

Централизованная система финансирования, основанная на независимости специальных органов (фонды, страховые компании),

Большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю помощи,

Регуляция ценообразования, многообразие форм оплаты медицинской оплаты медицинской помощи,

Обеспечение высокого, гарантия государством, уровня качества помощи.

Задача 1

Нагрузка койки =число проведенных больными койко дней/среднегодовое число коек=150506/519=291день

Больничная летальность =число умерших/число выписавшихся*100=225/17932 *100=1,25%

Задача 2

Гр-ка находилась в отпуске с 19.05 по 28.05. 25.05 заболела, лежала в стационаре 32 дня. Порядок оформления временной нетрудоспособности: больной выдается листок нетрудоспособности в течении 15 календарных дней с 28.05, далее он будет продлеваться по решению врачебной комиссии.

БИЛЕТ 4.

1)Основные виды больничных организаций.

Больничные учреждения

1.Больницы, в том числе:

– участковая;

– районная;

– городская, в том числе детская;

– городская скорой медицинской помощи;

– центральная (городская, районная);

– областная, в том числе детская (краевая, республиканская,

окружная).

2. Специализированные больницы, в том числе:

– восстановительного лечения, в том числе детская;

– гинекологическая;

– гериатрическая;

– инфекционная, в том числе детская;

– наркологическая;

– онкологическая;

– офтальмологическая;

– психоневрологическая, в том числе детская;

– психиатрическая, в том числе детская;

– психиатрическая (стационар) специализированного типа;

– психиатрическая (стационар) специализированного типа

с интенсивным наблюдением;

– туберкулезная, в том числе детская;

– курортная

3. Госпитали всех наименований.

4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

5. Дом (больница) сестринского ухода.

6. Хоспис.

7. Лепрозорий.

2) Национальная система здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинcкого страхования (У. Беверидж), ее характеристика.

Модель ЗО на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Англия, Западная Европа, Канада, Япония) (У. Беверидж)

Несколько источников финансирования – бюджет, страховые платежи, личные средства граждан,

Децентрализованная система ЗО,

Гарантия государством базового объема бесплатной помощи для основной части населения,

Законодательное регулирование и контроль со стороны государства за медицинским учреждением,

Ответственность государства за сбор средств.

1. Объем государственных гарантий: 2. Источник финансирования услуг: З. Заказчик, его статус: 4. Исполнитель, его статус: 5. Характер взаимодействия заказчика и исполнителя: 6. Схема управления: 7. Роль госорганов: 8. Схема финансирования услуг: 9. Структуры, обеспечивающие права пациентов: 10. Структуры, обеспечивающие права производителей: Базовый объем бесплатной медицинской помощи (после оплаты части страховки ОМС из личных средств) для основной части населения. Лицензирование производителей. Обязательные отчисления предприятий и взносы граждан на оплату программы ОМС, добровольные отчисления на оплату программ ДМС и платных услуг. Частные страховые компании по программам ДМС, гражданин (частное лицо) при получении платных услуг. Частные ЛПУ, частнопрактикующие врачи. Долговременный контракт или оплата по счету; ограниченная рыночная саморегуляция спроса и предложения в пределах ОМС. Контроль государства, законодательное регулирование отношений. Законодательное регулирование отношений. Контроль за исполнением закона. Для программ ОМС: работодатель + гражданин - страховая компания – ЛПУ. Для программ ДМС: гражданин + (иногда работодатель) - страховая компания – ЛПУ. для платных услуг: гражданин - ЛПУ. страховые компании, адвокатские фирмы медицинские ассоциации.

Задача1.

Обеспеченность населения больничной койки:

Нагрузка койки=число проведенных больными койко-дней/среднегодовая численность коек=62622/234=268 дней

Средняя длительность пребывания больного на койку:

Число проведенных больным койко-дней/число выбывших больных=62622/6497=9,6дней

Число выбывших больных= 6407+90=6497больных

Задача2.

В данном случае выдается листок нетрудоспособности медицинским работником матери по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 15лет: совместном пребывании одного из членов семьи с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении- на весь период острого заболевания.

БИЛЕТ 5.

1)Основные виды и принципы работы диспансеров.

Диспансеры:

– врачебно-физкультурный;

– кардиологический;

– кожно-венерологический;

– маммологический;

– наркологический;

– онкологический;

– офтальмологический;

– противотуберкулезный;

– психоневрологический;

– эндокринологический.

Диспансеризация – приоритетное направление в деятельности медицинских учреждений, включающее комплекс мер по формированию здорового образа жизни, профи- лактике и ранней диагностике заболеваний, эффективному лечению больных и их динамическому наблюдению.

Диспансерный метод прежде всего используется в работе с определенными группами здоровых людей (дети, беременные, спортсмены, военнослужащие и др.), а также с больными, подлежащими диспансерному наблюдению. В процессе диспансеризации эти контингенты ставят на учет с целью раннего выявления заболеваний, комплексного лечения, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Группы здоровья:

1 группа. Практически здоровые лица.

2 группа. Группа риска. Преморбидные состояния, предрасположенность.

3 группа. Больные со стадиями:

А. компенсации.

Б. субкомпенсации.

В. Декомпенсации.

2) Монопольно-бюджетная государственная система здравоохранения (Н.А.Семашко), ее характеристика.

возникла в СССР после Октябрьской революции (1917).

Эта модель ориентирована на высокий уровень централизации управления отраслью. Организация материально-технического и лекарственного обеспечения производится на основе государственного заказа и фондового снабжения по фиксированным ценам.

Преимущества:

Высокую степень социальной защищенности граждан путем установления всеобщих гарантий бесплатной медицинской помощи;

Строгий государственный контроль за условиями оказания медицинской помощи;

Воздействие на заболеваемость управляемыми инфекциями путем проведения иммунизации населения;

Высокую степень мобилизационной готовности при чрезвычайных ситуациях.

Недостатки:

Низкоэффективная бюрократическая система управления;

Недостаток дополнительных платных и сервисных услуг и отсутствие конкурентной среды;

Низкая заработная платa медицинских работников;

Отсутствие экономических стимулов в работе медицинского персонала;

Отсутствие системы независимого контроля за качеством медицинской помощи;

Диспропорции в развитии стационарной и амбулаторно- поликлинической помощи;

Низкую эффективность использования ресурсов в здравоохранении.

Задача1.

Частота госпитализации=Число выбывщих больных (число умерших+число выписанных)/ среднегодовая численность населения*100= 6407+90/32551*100=20%

Оборот койки= число прошедших больных/среднегодовое число коек= 6507/204=32больных

Число прошедших больных = число умерших+число выписанных+число поступивших/2= 90+6407+6518/2= 6507больных

Матери будет выдан листок нетрудоспособности медицинскими работниками (т.к. он выдвается всем застрахованным лицам,гражданам РФ и тд) со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.При сроке нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней,решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. Отцу будет выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи в возрасте до 7 лет: при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.

БИЛЕТ6.

1)Медицинские организации скорой медицинской помощи, переливания крови и санаторно-курортные организации согласно номенклатуре медицинских организаций.

Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови

– Станция скорой медицинской помощи.

– Станция переливания крови.

– Центр крови.

Санаторно-курортные учреждения

– Бальнеологическая лечебница.

– Грязелечебница.

– Курортная поликлиника.

– Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.

– Санаторий-профилакторий.

– Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия

2)Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки.

Типы систем здравоохранения:

  1. Государственно – бюджетная.
  2. Частно – предпринимательская.
  3. Тип системы здравоохранения, основанный на мед. страховании.

1 тип. Государственно – бюджетный.

Остаточный принцип. Вертикальное управление органами управления здравоохранения. Полный контроль государством.

Достоинства:

1) бесплатность помощи для населения,

2) равная доступность для населения высококвалифицированной помощи,

3) центральное и регионарное планирование ЗО,

4) экономное использование ресурсов,

5) приоритет у профилактических программ.

Недостатки:

1) снижение уровня материально – технического оснащения,

2) ограниченный выбор, снижение уровня медицинских услуг,

3) снижение оплаты труда медицинского персонала,

4) неравенство доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и административных территорий,

5) очереди в ЛПУ – регулятор обеспечения населения медицинской помощью,

6) высокие административные расходы.

2 тип. Частно – предпринимательский.

Финансирование – личные средства граждан. Контроль качества – через судебные инстанции пациентом. Минимальное участие государства.

Достоинства:

1) повышения уровня материально – технического оснащения,

2) широкий выбор и высокий уровень качества услуг,

3) высокая оплата труда медицинского персонала,

5) отсутствие очередей в ЛПУ.

Недостатки:

1) высокая стоимость услуг,

2) снижение доступности малоимущим,

3) недостаточное внимание помощи на дому,

4) трудность регулирования качества помощи.

3 тип. Основанный на медицинском страховании.

Финансирование – бюджет, страховые взносы юридических и физических лиц, личные средства граждан. Контроль качества – страховые компании. Государство осуществляет координацию, регулирование, экспертно – аналитическую и арбитражную функцию в сфере ЗО.

Достоинства:

1) высокий материально – технический уровень оснащения,

2) широкий выбор, высокий уровень оказания услуг,

3) высокий уровень оплаты труда,

4) материальная заинтересованность персонала,

5) отсутствие очередей в ЛПУ,

6) возможность выбора страховой компании и ЛПУ,

7) внешняя бесплатность для широкого населения, базисный объем помощи,

8) большое внимание контролю,

9) центральное и регионарное планирование ЗО.

Недостатки:

1) неравный доступ отдельным группам лиц, административным территориям,

2) низкий приоритет общественного ЗО и профессиональной медицинской помощи,

3) высокие административные расходы (содержание страховых компаний),

4) тенденция к неоправданному росту стоимости медицинских услуг.

Социально – экономические модели систем ЗО в мире:

  1. Монопольная государственная модель ЗО (СССР) (Н. А. Семашко)
  2. Модель ЗО без государственного регулирования (Азия, Африка)
  3. Модель ЗО с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан (США, латиноамериканские страны, арабские страны)
  4. Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк)
  5. Модель ЗО на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Англия, Западная Европа, Канада, Япония) (У. Беверидж)

Задача1.

Больничная летальность= число умерших/число выбывших*100= 90/6497*100=1,38 %

Число выбывших=6407+90= 6497 больных

Среднее число дней заняттости койки в году(фция больнич койки)= число койко-дней/среднегодовая численностькоек= 62622/204=307 дней

Задача2.

Врачом будет выдан листок нетрудоспособности служащей Митрофановой по решению врачебной комиссии на дни проведения соответствующего лечения.Т.е. на 04.05. и на срок с 16.06. по 2.07. назначаются освобождения от работы в листке нетрудоспособности.

В системе отечественного здравоохранения, как уже говорилось, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatorius - подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Краткий исторический очерк развития амбулаторной помощи в России

Впервые амбулаторная помощь больным в России стала применяться в XI в. В 1089 г. в Киевской Руси «безвозмездное врачевание» приходящим больным было вменено в обязанность «больницам, находящимся при церквях». Амбулаторный «прием» больных вели также знахари и знахарки, к которым обращался за помощью простой люд. Вплоть до XVI в. медицинское дело не подлежало ведению государства, так как Русь была раздроблена на феодальные княжества, на территории которых хотя и вводились (под контролем князя или монастыря) санитарные, карантинные меры, приглашались на службу и русские, и иностранные доктора, единой организации или службы здравоохранения не было. И только после создания централизованного русского государства под властью Москвы стали возможными организация государственных медицинских учреждений и издание соответствующих установлений по медицинскому делу. Так, указом Ивана Грозного была учреждена так называемая Царева, или Придворная, аптека (1581), выполняющая функции но оказанию медицинской помощи царю, его семье, ближним боярам. Вскоре был учрежден Аптекарский приказ по управлению медицинским делом государства.

В 1620 г. возникают первые светские амбулатории, где прием ведут врачи. Организацию амбулаторной помощи ускорили тяжелые эпидемии оспы, чумы, холеры.

Петровские реформы дали начало реорганизации всего медицинского дела: вместо боярской приказной системы была создана государственная администрация, в том числе и Медицинская канцелярия вместо Аптекарского приказа. В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных, это была первая в Европе бесплатная амбулатория.

В 1804 г. впервые в истории России поликлиническая практика была введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов. Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа стали развиваться лишь в 80-х гг. XIX в., чему способствовало развитие земской и фабричной медицины.

Земская реформа создала систему медицинской помощи, включающую в себя участковое обслуживание, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами.

Усиленное развитие в нашей стране амбулаторно-поликлиническая помощь получила с 20-х гг. XX в., т. е. в годы становления отечественной системы здравоохранения. Так, по соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории, стационары. В 1929 г. опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», в котором главное внимание уделялось организации медицинской помощи, в том числе и амбулаторной. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, которая в то время в силу многих объективных причин была сведена к регистрации заболеваний и медицинским осмотрам. Совершенствовалась система охраны материнства и детства, значительно увеличилась сеть детских поликлиник и женских консультаций. Накануне войны, несмотря на ошибки и просчеты, репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, была построена государственная система здравоохранения, которая предполагала профилактическую направленность, плановость, доступность и т. д. К 1950 г., даже учитывая громадный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в годы войны (было уничтожено 40 000 больниц и поликлиник), число медицинских учреждений не только достигло довоенного уровня, но и возросло. В те годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется подготовка к диспансеризации в поликлинике. В период с 1961 по 1983 г. в амбулаторно-поликлинической помощи основное внимание уделялось диспансеризации.

Организация работы поликлиник и амбулаторий

В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации.

Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч.polis - город иklinike - врачевание) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т. д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.).

Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый , когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и больным в домашних условиях.

Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями . В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются:

  • оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
  • организация и проведение диспансеризации населения;
  • организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т. д.

Основные структурные подразделения городской поликлиники

В состав поликлиники входят следующие подразделения:

  • регистратура;
  • отделение профилактики;
  • лечебные отделения;
  • диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т. д.);
  • статистический кабинет;
  • административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Отделение профилактики включает кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и т. д. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля систематизируют больных, выдают различные справки, проводят предварительные осмотры.

В состав лечебных отделений входят участковые терапевты и врачи «узких» специальностей. Возглавляет каждое отделение заведующий отделением. Руководителем поликлиники является главный врач поликлиники (поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением) или заместитель главного врача по поликлинике (когда поликлиника объединена со стационаром).

В статистическом кабинете поликлиники осуществляют обработку и учет документации, анализируют показатели работы структурных подразделений поликлиники.

Организация работы участкового терапевта городской поликлиники

Участковый терапевт играет ведущую роль в системе охраны здоровья населения (в дальнейшем это будет семейный врач). В сложной работе участкового врача соединены медицинская и организационная деятельность (организация профилактики, лечения, диспансеризации, реабилитации, санитарно-просветительной работы). Участковый врач по сути является организатором здравоохранения передового звена.

Именно деятельность участкового врача-терапевта и участковой медицинской сестры наиболее близко соприкасается с работой органов социальной защиты и во многом является медико-социальной. Участковый врач и участковая медсестра оказывают важное влияние на решение медико-социальных проблем клиента в профессиональной деятельности социального работника. Именно к участковому врачу должен в случае необходимости обращаться специалист по социальной работе при трудностях медико-социального характера клиента.

Работа участкового врача-терапевта обычно организована таким образом, что каждый день он принимает больных в поликлинике (примерно 4 часа) и выполняет вызовы к больным на дому (примерно 3 часа). Врач не только выполняет те вызовы, которые сделаны самим больным или его близкими, но и сам при необходимости (без вызова) навещает больного на дому. Такие вызовы называются активными. Больных-хроников, одиноких престарелых, инвалидов участковый врач должен посещать не реже одного раза в месяц независимо от того, вызывал врача больной или нет. Выполняя вызов, врач не только лечит больного, но и выполняет элементы социальной работы: выясняет социально-бытовые условия больного, контактирует в случае необходимости с органами социальной защиты, отделением РОКК, аптечными учреждениями и т. д.

Медицинская сестра также принимает непосредственное участие в приеме больных (подготавливает необходимую на приеме документацию, выписывает по указанию врача рецепты на лекарственные средства, заполняет бланки направлений на обследование, измеряет артериальное давление, температуру тела и т. д.) и выполняет назначения врача на участке (делает инъекции, ставит горчичники, клизмы, проверяет выполнение больными назначенного режима и т. д.). В случае необходимости деятельность врача и медицинской сестры на участке может быть организована по типу стационара на дому, когда врач посещает больного на дому ежедневно, а медицинская сестра выполняет на дому врачебные назначения.

Диспансеризация

Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения.

Диспансеризация — это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предполагает обследование и лечение больных вне обострения заболевания.

Диспансеризация (или диспансерный метод) состоит из нескольких этапов. На регистрирующем этапе выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости, причем предпочтительнее первое). На следующем этапе обследуют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают условия труда и быта. На третьем этапе составляют план профилактических и лечебных мероприятий, оформляют документацию. Затем активно и систематически наблюдают за больным, проводят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровительные мероприятия на этапе исполнения. Санитарно-просвети- тельную работу, формирование здорового образа жизни, государственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия).

Деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений

В 2009 году основным направлением деятельности в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являлся комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности качественной медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Мурманской области, достижение структурной эффективности здравоохранения и рационального расходования бюджетных средств, дальнейшее укрепление первичного звена здравоохранения.

Сеть учреждений здравоохранения

По данным годовой государственной статистической отчетности, на конец 2009 года в Мурманской области функционировало 61 самостоятельных учреждений здравоохранения, являющихся юридическими лицами, в число которых входят:

22 больницы различных типов;

4 диспансера, имеющих стационарное отделение;

16 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе:

4 поликлиник для взрослых, 2 поликлиники для взрослого и детского населения (ЗАТО п. Видяево, ЗАТО г.Скалистый), 4 детских поликлиники, 6 стоматологических поликлиник;

и 4 центра: ГУЗ «Мурманский областной консультативно-диагностический центр», ГУЗ «Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», ГУЗ «Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи», ГУЗ «Мурманский областной Центр восстановительной медицины и реабилитации»;

7 учреждений охраны материнства и детства (4 учреждения родовспоможения (из них 3 родильных дома и 1 перинатальный центр), 3 дома ребенка);

6 учреждений особого типа (ГУЗ "Мурманское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", ОГУЗ "Мурманский территориальный центр медицины катастроф", ГУЗ "Мурманский областной центр медицинской профилактики", ГОУЗ "Мурманский областной медицинский информационно-аналитический центр", МУЗ "Бюро медицинской статистики" г. Мурманска, ГОУЗ "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв");

и 2 прочих учреждения: ГУЗ "Мурманская областная станция переливания крови", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области".

В 2009 году в составе учреждений здравоохранения действовали: 4 центра здоровья, 25 фельдшерско-акушерских пункта, 15 фельдшерских здравпунктов, 14 аптечных подразделений, 30 входящих амбулаторно-поликлинических подразделений в составе ЦРБ, ЦГБ и т.д., 16 врачебных амбулаторий.

Кроме того, медицинскую помощь населению Мурманской области оказывали самостоятельные государственные учреждения Федерального медико-биологического агентства: ФГУЗ «Центральная медико-санитарная часть N 120» ЗАТО г. Снежногорск» и ФГУЗ «Центральная медико-санитарная часть N 118» г. Полярные Зори.

Типы учреждений

Учреждения здравоохранения по уровням управления

Муниципальные

Субъекта РФ

Федеральные

Всего учреждений здравоохранения

в сельской местности

Больничные учреждения

Диспансеры

Учреждения охраны материнства и детства

Учреждения здравоохранения особого типа

Всего

Амбулаторно-поликлинические учреждения

** с 2005 г. - юридические лица в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ РФ № 627 от 7.10.2005 г., входящих в систему Минздравсоцразвития РФ

Амбулаторно-поликлинические учреждения (самостоятельные и входящие в ЛПУ), диспансерные отделения, женские консультации располагают плановой мощностью 18220 посещений в смену (2008 - 18224, 2007 - 18558), что на 10 тысяч населения составляет 217.8 посещений. Плановая мощность учреждений, расположенных в сельской местности, уменьшилась на 2.1% и составляет 472 посещения (2,6% суммарной мощности всех учреждений). Основная доля мощностей развернута на базе городских поликлиник и поликлиник, входящих в состав городских больниц - 44.9%, поликлиник ЦРБ - 27.9%.

По территории (система МЗ СР РФ):

Мощность поликлиник на 10000 населения (Всего)

Территория

г.Мурманск

г.Апатиты

г.Кандалакша

г.Кировск

г.Мончегорск

г.Оленегорск

ЗАТО г.Полярный

ЗАТО г.Североморск

Ковдорский pайон

Кольский pайон

Ловозерский pайон

Печенгский pайон

Терский pайон

ЗАТО Скалистый

ЗАТО г.Островной

Переведены в ФМБА

ЗАТО г.Заозерск

г.Полярные Зори

ЗАТО п.Видяево

В целом по территории

Наибольшее изменение мощности (увеличение на 5,5%) произошло в Кандалакше, несмотря но сокращение общих площадей с 2796 мІ до 2648 мІ и уменьшения численности прикрепленного населения с 55635 до 54681 (на 1,7%). Больше всего уменьшилась мощность в ЗАТО Видяево (на 0,68%). Мощность АПУ в расчете на 10 000 населения по области возросла на 0,69%, несмотря на уменьшение суммарной 18224 в 2008 году до 18220 в 2009 г.

Штаты амбулаторно-поликлинических учреждений

Динамика численности штатных и занятых должностей врачей в муниципальных учреждениях здравоохранения

В отчетном году в сравнении с 2008 годом на 2,18% уменьшилась численность штатных должностей и на 2,3% - занятых. Коэффициент совместительства (КС) в учреждения амбулаторно-поликлинического звена составил 1,4.

Укомплектованность штатов АПУ врачами в 2009 году

Укомпл. штатов

г. Мурманск

г. Апатиты

г. Кандалакша

г. Кировск

г. Мончегорск

г. Оленегорск

г. Полярный

г. Североморск

Ковдорский район

Кольский район

Ловозерский район

Печенгский район

Терский район

ЗАТО Скалистый

ЗАТО Островной

ЗАТО Заозерск

Полярные Зори

ЗАТО Снежногорск

Зато Видяево

Всего по области

Наиболее плохо укомплектованы штаты врачей АПУ Печенгского района (77,9%), Терского района, г. Североморска, ЗАТО Скалистый. В пределах установленной в РФ нормы (93,5%) штаты в ряде АПУ области укомплектованы за счет совместительства врачебных должностей с возрастанием коэффициента совместительства от 1,49 (среднего по области) до 2,11.

В отчетном году напряженная работа врачебного персонала проходила в амбулаторно-поликлинических учреждениях Кольского района (КС- 2,11), ЗАТО Скалистый (КС - 1,95) и г. Мончегорске - 1,75. Такое положение в обеспеченности кадрами неизбежно отрицательно влияет на качество оказываемой медицинской помощи населению этих территорий Мурманской области.

Укомплектованность врачами по занятым должностям в амбулаторно-поликлинических учреждениях области в 2009 году уменьшилась на 0,15%.

Динамика укомплектованности АПУ врачами по занятым должностям

Возросшая штатная численность врачей АПУ с 2006 года по 2008 год на 18,3%, в отчетном году вновь снизилась. Аналогичные изменения произошли и с занятостью ставок.

Штатная численность врачей амбулаторно-поликлинических учреждений в муниципальных учреждениях здравоохранения

Территория

Занятость штатных должностей

Мурманск

Кандалакша

Мончегорск

Оленегорск

Полярный

Североморск

Ковдорский

Кольский

Ловозерский

Печенгский

Скалистый

Островной

Заозерск

Полярные Зори

В отчетном году укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений в большинстве территориальных образований области была ниже установленной нормы (93,5). До нормы укомплектованы АПУ г. Мурманска, г. Кандалакши, г. Полярного, Кольского района, Полярных зорей. Наименьшая укомплектованность АПУ врачами в Печенгском, Терском районах и ЗАТО Скалистый.

Динамика штатных и занятых должностей среднего медицинского персонала в АПУ территории Системы Минздравсоцразвития

Укомплектованность средним медперсоналом возросла на 0,8% на фоне сократившихся штатных должностей на 4,3%, хотя и не достигает установленной Министерством здравоохранения и соцразвития РФ нормы (100%). По территориям области кадровая ситуация со средним медперсоналом представлена в таблице ниже.

Наиболее высокий коэффициент совместительства в работе среднего медперсонала Кольского района - 1,64.

Укомплектованность штатов АПУ средним медперсоналом в 2009 году

Укомпл. штатов

г. Мурманск

г. Апатиты

г. Кандалакша

г. Кировск

г. Мончегорск

г. Оленегорск

г. Полярный

г. Североморск

Ковдорский район

Кольский район

Ловозерский район

Печенгский район

Терский район

ЗАТО Скалистый

ЗАТО Островной

ЗАТО Заозерск

Полярные Зори

ЗАТО Снежногорск

Зато Видяево

Всего по области

Наихудшая укомплектованность штатов среднего медперсонала в ЗАТО Скалистый (80,97%) при установленной в РФ номе в 100%. В АПУ г. Североморска и Кольского района штаты укомплектованы за счет высокого уровня совместительства.

Наиболее высокий коэффициент совместительства среднего медперсонала в Кольском районе (1,64), в г. Североморске - 1,57, г. Мурманске - 1,49 при среднем по области 1,37.

Штатная численность среднего медперсонала амбулаторно-поликлинических учреждений в муниципальных учреждениях

Территория

Занятость штатных должностей

Мурманск

Кандалакша

Мончегорск

Оленегорск

Полярный

Североморск

Ковдорский

Кольский

Ловозерский

Печенгский

Скалистый

Островной

Заозерск

Полярные Зори

Наихудшая кадровая ситуация со средним медперсоналом сложилась в Терском районе, где укомплектованность по занятым должностям представляет 80,97%. Показатель укомплектованности средним медперсоналом Мурманской области (95,75%) в отчетном году превысил показатель по РФ (95,5%) при норме - 100%.

Человечество смогло существенно улучшить условия своего проживания и существования благодаря медицине. Мы дольше живем, более счастливы, меньше болеем. Если случаются проблемы со здоровьем, мы спешим к врачу. Однако искать отдельных специалистов по каждому заболеванию не всем удобно. Именно поэтому реализована идея концентрации, чтобы многие специалисты могли объединить свои усилия для достижения общей цели. Это предусматривает создание ряда учреждений: лечебно-профилактических, специализированных, исследовательских. Для нас наибольший интерес представляют первые.

Вводная информация

Начать следует с определения. Амбулаторно-поликлинические учреждения являются организациями предоставляющими населению медицинскую помощь первого уровня как в месте постоянного базирования, так и на дому. Такие учреждения созданы также для осуществления комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возможности развития заболеваний.

Как построена их работа

Организация амбулаторно-поликлинических учреждений выполнена таким образом, что они оказывают внебольничную медицинскую помощь. Предоставляется она лицам, которые приходят на прием к врачу, а также на дому у пациентов. Амбулаторно-поликлиническая помощь - это наиболее массовая и общедоступная медицинская деятельность. Она имеет первостепенное значение для помощи населению. Учреждения данного типа служат для борьбы с нетяжелыми формами болезней, а также для выявления симптомов более крупных проблем и принятия соответствующих решений (например, отправка на дополнительную диагностику).

Классификация

К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относятся следующие организационные структуры:

  1. Амбулатории и поликлиники, являющиеся составляющей медико-санитарных частей и больниц.
  2. Диспансеры.
  3. Отдельные городские поликлиники, включая детские.
  4. Фельдшерско-акушерские пункты.
  5. Сельские врачебные амбулатории.
  6. Здравпункты.
  7. Женские консультации.

Если говорить об их топологии, то следует выделить только четыре основных типа:

  1. Для обслуживания взрослого населения. К ним относятся медико-санитарные части, территориальные поликлиники, консультативно-диагностические центры, женские консультации и стоматологические учреждения.
  2. Для обслуживания детского населения. К ним относятся медико-санитарные части, территориальные поликлиники, консультативно-диагностические центры и стоматологические учреждения. Рассчитаны на прием меньшего количества больных, нежели взрослые.
  3. Амбулаторно-поликлиническое медицинское учреждение смешанного типа. Это организации, которые могут обслуживать и взрослых, и детей.
  4. Диспансеры. Специализированные учреждения.

Как развиваются принципы оказания медицинской помощи

Следует отметить, что территориальные и цеховые врачебные участки постоянно растут и укрупняются. Их совершенствованию способствует специализация и формирование многоуровневой системы. Из чего она состоит?

На первом уровне находятся территориальные поликлиники и медсанчасти. Оказывают они помощь в основном по наиболее распространенным врачебным профилям. Таковыми является терапевтический, хирургический, неврологический, оториноларингологический, офтальмологический, дерматовенерологический и гинекологический.

На втором уровне размещены городские поликлиники. Они оказывают консультативно-диагностическую помощь, имеют специализированные кабинеты и отделения. В них имеются урологические, эндокринологические, пульмонологические, гастроэнтерологические и прочие кабинеты. Деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений этого уровня направлена на лечение распространенных проблем, для которых не требуется особенных условий.

Что делать, это возникла тяжелая болезнь? В таком случае на помощь приходит третий уровень. Это городские центры специализированной медпомощи. Они включают в себя поликлинический консультативный кабинет, стационарное отделение с соответствующим профилем, а иногда и круглосуточную службу поддержки.

О взаимосвязях

Не следует рассматривать амбулаторно-поликлинические учреждения как что-то отдельное, не взаимодействующее с другими элементами системы здравоохранения. Такие учреждения тесно взаимосвязаны со стационарной и скорой медицинской помощью. От степени их взаимодействия и преемственности в работе зависит эффективность не только отдельных учреждений, но и всего профилактического и лечебно-диагностического процессов. Их развитие напрямую влияет на использование имеющегося фонда больниц и санаториев. Взаимосвязь между различными учреждениями обеспечивается с помощью документооборота, совместных научно-практических конференций, практики чередования, когда врачи попеременно работают то в стационаре, то в поликлинике.

Совершенствование системы

В общих чертах было рассмотрено, что собой представляет структура амбулаторно-поликлинического учреждения. Но нельзя пока сказать, что она является совершенной. Актуальны вопросы повышения квалификации медицинских сотрудников амбулаторно-поликлинического звена. Для этого в ряде институтов организовываются специальные курсы, кафедры и факультеты. В некоторых городах на постоянной основе проводятся семинары. Также есть вопросы с укреплением материально-технической базы учреждений и обеспечением их кадрами. Ведь сейчас существует довольно сильная нехватка специалистов в отдаленных регионах, деревнях и селах. Это актуально для небольших учреждений здравоохранения, например, фельдшерско-акушерских пунктов.

С поликлиниками ситуация немного лучшая. Также совершенствуются диагностические центры. Они оснащаются высокоэффективным оборудованием и медицинской техникой, комплектуются высококвалифицированными кадрами. При этом внимание уделяется и возможностям использования потенциала высших учебных заведений. Амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения устанавливают с ними выгодные связи. С научно-исследовательскими структурами и многопрофильными больницами также существуют тесные и взаимовыгодные связи.

Какие показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений учитываются для определения их необходимости

После прошедших в стране реформ, которые затронули и здравоохранение, многие медицинские учреждения были объединены. Почему дело приняло такой оборот? На данный момент фиксируется приток населения в крупные города. Кроме того, сокращается численность населения в целом. Количество людей уменьшается, потому что рождаемость не поспевает за смертностью. Поэтому многие крупные объекты становится не очень выгодно содержать. Поэтому на месте ранее функционировавших многопрофильных поликлиник и крупных организованы более мелкие медицинские структуры, так как приток пациентов резко сократился.

Здесь выходит на первый план очень важный фактор - численность населения. От него зависит, сколько посетителей придет в медицинское учреждение. Так, самые большие поликлиники, согласно действующей нормативной документации, рассчитаны на то, чтобы обслуживать 1200 человек в сутки. Обычно у них есть и значительные дополнительные возможности (диагностические кабинеты, стационар). Чем меньше людей живет в населенном пункте, тем меньшее число людей нуждается в медицинском обслуживании. Особенно это касается врачей узких специальностей. Кроме этого, оценочным критерием медицинских учреждений является количество присылаемых гражданами жалоб, наличие населенных пунктов в округе, результативность назначаемого лечения, смертность.

Организационное построение

Амбулаторно-поликлинические учреждения могут как существовать в статусе отдельной организации, так и входить в состав определенного стационарного лечебно-профилактического территориального образования. В первом случае они должны размещаться в отдельных зданиях. Допускается их размещение в жилых и общественных зданиях, но только при таком условии, что структуры, в которых есть источники ионизирующего облучения (например, рентгенологический кабинет), не имеют смежных жилых помещений.

Кроме этого, необходимо обеспечить соблюдение гигиенических нормативов, а также обеспечить защиту от шумов. Если учреждение имеет смешанный тип (обслуживает и взрослое, и детское население), то та часть, которая работает с лицами, не достигшими 18 лет, должна быть изолирована и иметь отдельный вход.

Требования к конструктивному исполнению

Как должны выглядеть здания, отведенные под амбулаторно-поликлинические учреждения? Их состав и структура определяются на стадии проектирования. При этом учитываются нормативно-расчетные показатели и численность населения.

Сами здания состоят из трех основных функциональных частей:

  1. Вестибюль.
  2. Лечебно-профилактические структуры.
  3. Служебно-бытовые и хозяйственные отделения.

Кроме того, рекомендуется предусматривать блок централизованного обеззараживания отходов. Также должны быть оборудованы внешними пандусами для инвалидов и воздушно-тепловыми завесами все выходы и входы. Площадь общих помещений рассчитывается по числу посетителей, которые будут находиться в учреждении. Но для кабинетов нормы едины. Так, их высота не должна быть меньше трех метров. Если обеспечено достаточное воздушное пространство в кубическом объеме (это 37,7 м 3 на одного работника), то допускается уменьшение уровня высоты до 2,6 метра.

Заключение

В статье были рассмотрены характеристики амбулаторно-поликлинических учреждений, их типы, предназначение, пути развития, организационное построение, а также требования к зданиям, в которых они располагаются.