Сколько доктору заплатят. Высокие зарплаты медиков:мифы и реальность Факторы, влияющие на уровень оплаты труда в учреждении, в разрезе среднего уровня доходов медработников по основной должности, тыс. рублей
Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним - за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат - за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.
Минздрав: работа над ошибками
Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.
Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:
Олег С., врач-невролог
С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное - стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая - только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% - целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.
Татьяна С., врач-отоларинголог
Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад - 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.
Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.
Московский подход: шило на мыло
Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу - за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.
Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы - не 15%, а 10%.
Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении - рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».
В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер - с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала - с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.
В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад - 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) - 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад - 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) - 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) - 2790 рублей, за ученую степень (10%) - 1860 рублей.
По официальным данным средняя зарплата столичного врача - 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» - 105500 рублей (в среднем - 70000).
Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».
Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» - угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.
Региональный опыт: минус 30%
Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, - рассказал активист. - Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС "сдельных" стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».
В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.
Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня - все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».
Среднегодовая численность занятых в здравоохранении нашей страны на 2012 год составила примерно 4573 тысячи человек. Доля занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг в России относительно остальных видов экономической деятельности составила 8% в 2012 году. По этому показателю Россия опережает страны СНГ и некоторые из стран ЕС, такие как Польша и Эстония.
Если посмотреть на динамику данного показателя, то мы увидим, что с 2010 года наблюдается тенденция к уменьшению общего числа занятых в этой сфере. Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139919134734 (Дата обращения: 25.04.2014). Тем не менее, по данным сборника «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения», обеспеченность населения врачами основных специальностей в России год от года постепенно растет: если в 2000 году общая численность врачей составляла 608,7 тысяч человек, то в 2012 - 639,3 тысяч, а обеспеченность населения врачами на 10000 человек населения за этот период также выросла с 42,2 до 44,7. Данные ежегодного отчета Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения» (2000-2012 гг). Эти данные из сборника расходятся с данными, представленными в статистических ежегодниках «Труд и занятость в России» и «Здравоохранение в России». Согласно первому, в 2012 году численность врачей в России составила 703,2 тысячи человек, Труд и занятость в России 2013: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916801766 (Дата обращения: 25.04.2014). а по второму обеспеченность врачами в 2012 году равнялась 49,1. Подобные расхождения могут быть связаны со способами получения данных и применением разных моделей расчета.
Для большинства федеральных округов характерна тенденция уменьшения числа врачей по отношению к численности населения (см. Таблицу 5). Наиболее неблагополучными в этом отношении являются Северо-Кавказский, Южный и Уральский федеральные округа, для которых показатель относительной обеспеченности населения врачами падает за годы реформ в здравоохранении. Одна из основных причин оттока врачей из системы здравоохранения связана с тем, что, например, в Южном и Северо-Кавказском регионах средняя зарплата медицинских работников оказывается одной из самых низких по стране в целом.
Таблица 5. Численность врачей всех специальностей по субъектам РФ и обеспеченность врачами на 10000 человек населения
Численность врачей всех специальностей по субъектам РФ, тыс.чел. |
Обеспеченность врачами на 10000 человек населения |
|||
Российская Федерация |
||||
Центральный федеральный округ |
||||
Южный федеральный округ |
||||
Приволжский федеральный округ |
||||
Уральский федеральный округ |
||||
Сибирский федеральный округ |
||||
56,2 Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139919134734 (Дата обращения: 25.04.2014). |
Начало реализации национального проекта «Здоровье» в 2006 году и увеличение зарплаты терапевтам-участковым и педиатрам послужило причиной притока врачей в бюджетные муниципальные поликлиники. Однако высокая нагрузка, увеличение бумажной волокиты и прочие последствия реформирования здравоохранения в 2000-х годах не укрепили тенденцию к вливанию новых кадров в первичную сферу охраны здоровья. Зарубежные исследователи указывают, что терапевтам, по сравнению с врачами-специалистами, сложнее устроиться в коммерческий сектор здравоохранения. Таким образом, развитие рыночных отношений в некоторых странах снизило степень привлекательности терапевтических специальностей как вида занятости. Трансформация профессии врача в условиях реформы здравоохранения: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04 / Присяжнюк Д.И. С. 52. В настоящее время наблюдается уменьшение численности участковых врачей, причем как терапевтов, так и педиатров. Данные ежегодного отчета Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения» (2000-2012 гг).С. 203, 205.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2013 года лидером по показателю соотношения между заработной платой врачей и средней зарплатой по региону является Уральский федеральный округ (см. Таблицу 6). В этом свете кажется парадоксальным, что данный регион относится к одним из наименее обеспеченных врачами на душу населения. Наименьшее значение соотношения между средним заработком врачей и по субъекту в целом демонстрирует Центральный федеральный округ. Несмотря на то, что, например, в Москве средняя заработная плата врачей наибольшая (70358 рублей в 2013 году), соотношение со средней заработной платой по городу составляет всего 125,1%. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2013 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/PublishOTKR_4/index.html#table (Дата обращения: 03.05.2014).
Таблица 6. Соотношение между заработной платой врачей и средней зарплатой по региону
Средняя заработная плата по субъекту РФ, рублей |
Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, рублей, всего |
Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, %, всего |
|
Российская Федерация |
|||
Центральный федеральный округ |
|||
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Южный федеральный округ |
|||
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Приволжский федеральный округ |
|||
Уральский федеральный округ |
|||
Сибирский федеральный округ |
|||
Дальневосточный федеральный округ |
В период с 2000 по 2012 гг. почти в 2 раза выросло количество занятых в государственных учреждениях, и теперь работники госучреждений составляют более половины от всех занятых в этой сфере (65,6% в 2012 году). Количество работающих в муниципальных учреждениях, напротив, уменьшилось вдвое и на 2012 год составило 26,8% против 54,6% в 2000 году (см. Таблицу 7).
Таблица 7. Среднесписочная численность работников здравоохранения в организациях по формам собственности, в % к итогу
В этом же разрезе интересны и тенденции в изменении заработной платы работников здравоохранения, представленные в Таблице 8. Врачи, работающие в организациях здравоохранения государственной собственности, получают заработную плату, которая превышает среднемесячную в целом по здравоохранению. Примечательно, что показатель соотношения заработка у работников муниципальных и частных организаций сферы здравоохранения в 2012 году, напротив, меньше, чем был в 2000 году. Стоит добавить, что для медработников, которые трудятся в государственных и частных учреждениях, с 2010 года показатель отношения их заработной платы к средней по отрасли уменьшается. Здравоохранение в России 2013
Таблица 8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников здравоохранения в организациях по формам собственности, в % к среднемесячной заработной плате в целом по здравоохранению
Данные негосударственного лонгитюдного обследования домохозяйств «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» показывают, что число врачей, зарплата которых оказывается ниже прожиточного минимума, сокращается с 21,8% в 2006 году до 15,25% в 2011 году. Наряду с этим, их среднемесячная номинальная заработная плата до сих пор остается одной из самых низких в сравнении со среднероссийским уровнем. В 2000 году это отношение составляло 63%, к 2012 году оно выросло до 78%, но, тем не менее, эти данные говорят о том, что врачи в России получают зарплату меньше средней по стране. Если посмотреть на динамику среднемесячной номинальной заработной платы по видам экономической деятельности, то мы снова увидим, что работники сферы здравоохранения (наравне с работниками образования) занимают по этому показателю одно из последних мест: в 2012 году средняя заработная плата работника здравоохранения в нашей стране составила 20641 рубль притом, что среднероссийский показатель равен 26629 рублям. Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения 2013
Таким образом, реализация ряда реформ в отрасли привела к некоторому увеличению экономического ресурса профессиональной группы врачей, но все равно происходит увеличение доли врачей, зарплата которых меньше средней по стране.
Подводя итог, нужно сказать, что общие расходы на здравоохранение в % от ВВП в нашей стране растут незначительно: в период с 2000 по 2009 гг. этот показатель увеличился с 5,4 до 5,6%.Мировая статистика здравоохранения 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44844/8/9789244564448_rus.pdf?ua=1 (Дата обращения: 24.03.2014). Для сравнения: в США в 2009 году эти расходы составляли 17,6% ВВП, во Франции - 11,9%, на Украине - 7,8%, в Германии - 11,7. Это входит в некоторое противоречие с декларируемыми целями по улучшению качества медицинской помощи, стимулированию роста престижности профессии врача.
На основании приведенных статистических данных можно сделать несколько общих выводов:
- 1. В настоящее время наблюдается сильная межрегиональная дифференциация по уровню зарплаты и показателям обеспеченности региона врачами.
- 2. Выделяются более и менее престижные врачебные специальности.
- 3. Средняя зарплата российского врача значительно ниже, чем у российских работников, занятых в других отраслях экономической деятельности.
- 4. Динамика уровня зарплаты, укомплектованности медицинских учреждений, численности врачей в разных регионах свидетельствует о противоречиях в степени привлекательности врачебной профессии в России, что в конечном итоге влияет на социально-профессиональный статус врача.
- 5. Выделяются относительно благополучные и неблагополучные регионы по ключевым характеристикам системы здравоохранения. В частности, для Московского региона характерны достаточно высокие показатели обеспеченности населения врачами и высокая средняя заработная плата. Врачи именно этого региона стали объектом исследования для формализованных интервью в рамках настоящего исследования.
Существует определенная статистика, которая указывает, в каком году был среднемесячный и среднегодовой заработок россиянина в национальной и иностранной наиболее ходовой валюте. Такие статистические данные нужны для того, чтобы отслеживать рост экономики страны, динамику развития.
Существуют данные о средней зарплате в России по годам, начиная со времен Советского Союза, и заканчивая текущим годом. Подобная статистика интересна, в первую очередь, историкам, занимающимся изучением хронологических аспектов из области экономики, самим экономистам и потенциальным мигрантам, которые собираются зарабатывать в будущем в РФ.
Для изучения данного вопроса детально, следует поинтересоваться исторической статистикой по зарплатам за последние десятилетия и прошлые столетия. А также такие данные помогут работникам приблизительно рассчитать пенсионные начисления для Пенсионного Фонда. Существуют расчетные схемы, по которым можно узнать свою прибыль по начислениям в будущем.
Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам. Из вышесказанного становится понятно, что коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.
Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.
Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.
У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме. При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.
Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.
Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:
- нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
- найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
- затем рассчитываем значение КЗС;
- в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.
Таблицы зарплат в стране по годам
Таблицы среднемесячных зарплат, которые установило правительство РФ с целью конвертации пенсионных прав для расчёта корректного пенсионного капитала.
Среднестатистические данные по оплате труда с 1960 по 1990 г. | |||||||||||||||
Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | ||||||||
1960 | 74,0 | 1968 | 111,8 | 1976 | 152,1 | 1984 | 192,1 | ||||||||
1961 | 76,0 | 1969 | 114,7 | 1977 | 158,0 | 1985 | 198,3 | ||||||||
1962 | 81,8 | 1970 | 120,1 | 1978 | 165,3 | 1986 | 205,2 | ||||||||
1963 | 83,5 | 1971 | 124,5 | 1979 | 169,3 | 1987 | 213,6 | ||||||||
1964 | 87 | 1972 | 131,3 | 1980 | 173 | 1988 | 232,7 | ||||||||
1965 | 93,0 | 1973 | 135,1 | 1981 | 176,4 | 1989 | 261 | ||||||||
1966 | 95,1 | 1974 | 142,1 | 1982 | 183 | 1990 | 305 | ||||||||
1967 | 100,4 | 1975 | 147,8 | 1983 | 189,4 | ||||||||||
Среднестатистические данные с 1991 по 1997 г. | |||||||||||||||
Периоды (по месяцам) | Даты | ||||||||||||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |||||||||
Оплата труда в рублях | |||||||||||||||
Январь | 305 | 1425 | 15,0 | 133,6 | 300,5 | 634,7 | 809,1 | ||||||||
Февраль | 293 | 2000 | 19,3 | 145,9 | 317 | 675,3 | 837,1 | ||||||||
Март | 336 | 2700 | 23,6 | 162,5 | 358,4 | 768 | 900,5 | ||||||||
Апрель | 368 | 3049 | 30,9 | 170,3 | 383,1 | 743,4 | 900,8 | ||||||||
Май | 429 | 3684 | 37,1 | 180,2 | 427,7 | 774,2 | 906,4 | ||||||||
Июнь | 491 | 5099 | 47,7 | 205,9 | 468,4 | 829,1 | 962,1 | ||||||||
Июль | 539 | 5423 | 59 | 230 | 487,4 | 826,5 | 1000 | ||||||||
Август | 568 | 5893 | 65,3 | 236,4 | 518,5 | 837 | 980 | ||||||||
Сентябрь | 620 | 7356 | 80,8 | 249,1 | 558,4 | 856,0 | 1038 | ||||||||
Октябрь | 700 | 8823 | 94 | 270 | 590,4 | 839,2 | 750 | ||||||||
Ноябрь | 827 | 10496 | 100,1 | 281,6 | 608,5 | 817,9 | 764 | ||||||||
Декабрь | 1180 | 16154 | 140,8 | 357,1 | 729,2 | 1027 | 770 | ||||||||
Среднестатистические показатели с 1998 по 2001 г. | ||||
Год | ||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Месяц | Оплата труда в рублях | |||
Январь | 750 | 923 | 1194 | 1523 |
Февраль | 762 | 795 | 1300 | 1517 |
Март | 768 | 800 | 1281 | 1517 |
Апрель | 763 | 843 | 1290 | 1700 |
Май | 770 | 855 | 1295 | 1691 |
Июнь | 772 | 860 | 1300 | 1658 |
Июль | 775 | 900 | 1400 | 1800 |
Август | 777 | 750 | 1407 | 1500 |
Сентябрь | 780 | 1000 | 1315 | 1512 |
Октябрь | 783 | 1132 | 1500 | 1675 |
Ноябрь | 786 | 1295 | 1428 | 1680 |
Декабрь | 790 | 1042 | 1563 | 1690 |
Некоторые примечания:
- Существуют ограничивающие поправки, которые создал ПФ на законодательном уровне – величина коэффициента среднего дохода не может быть более чем 1. 2.
- К примеру, предположительно средняя оплата труда индивида в период с 2000 по 2001 год составляет две с половиной тысячи рублей, а также работник не пребывал в рабочих условиях Крайнего Севера, вплоть до начала 2002 года. Тогда, если рассчитать по формуле, то получится – КЗС = ЗР/ЗП = 2500 /1495=1,67. С учетом того, что никаких льгот у человека нет, коэффициент автоматически опустится до максимально возможного значения – 1.2.
- Второй пример на коэффициентном расчете, ниже показателя 1.2: если провести такие вычисления, но уже со средней оплатой труда в 1 тыс. рублей, то получится, что коэффициент будет равен 0.67. В таком случае числовые расчеты никуда не меняются, а берутся за основу.
Исключение по максимально возможной коэффициентной планке бывают только у работников, пребывающих на территории Крайнего Севера. В зависимости от конкретного района, максимальное значение колеблется в пределах 1.4 – 1.9.
Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним - за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат - за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.
Минздрав: работа над ошибками
Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.
Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:
Олег С., врач-невролог
С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное - стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая - только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% - целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.
Татьяна С., врач-отоларинголог
Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад - 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.
Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.
Московский подход: шило на мыло
Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу - за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.
Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы - не 15%, а 10%.
Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении - рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».
В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер - с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала - с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.
В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад - 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) - 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад - 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) - 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) - 2790 рублей, за ученую степень (10%) - 1860 рублей.
По официальным данным средняя зарплата столичного врача - 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» - 105500 рублей (в среднем - 70000).
Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».
Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» - угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.
Региональный опыт: минус 30%
Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, - рассказал активист. - Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС «сдельных» стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».
В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.
Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня - все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».
Интересна статья?
л ЛПОГХ 2017 ЗПДБ УТЕДОСС ЪБТРМБФБ ТПУУЙКУЛЙИ ЧТБЮЕК ДПУФЙЗОЕФ ХТПЧОС 66 ФЩУСЮ ТХВМЕК Ч НЕУСГ, ЪБСЧЙМБ ЗМБЧБ нЙОЪДТБЧБ тж чЕТПОЙЛБ уЛЧПТГПЧБ ОБ ЪБУЕДБОЙЙ ЧОХФТЙЖТБЛГЙПООПК ЗТХРРЩ «еДЙОПК тПУУЙЙ» Ч зПУДХНЕ. рП ЕЕ УМПЧБН, ЪБТБВПФПЛ ДМС УТЕДОЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ УПУФБЧЙФ РТЙ ЬФПН 33 ФЩУСЮЙ ТХВМЕК, Б ДМС НМБДЫЕЗП - ПЛПМП 30 ФЩУСЮ ТХВМЕК.
"ч ЮЕФЧЕТФПН ЛЧБТФБМЕ ЬФПЗП ЗПДБ ЪБТРМБФЩ ЧТБЮЕК ДПМЦОЩ ЧЩКФЙ ОБ РПЛБЪБФЕМЙ 180% УТЕДОЕК РП ЬЛПОПНЙЛЕ (66 ФЩУ. ТХВ.), 90% - ДМС УТЕДОЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ (33 ФЩУ. ТХВ. - йж) Й 80% - ДМС НМБДЫЕЗП (ПЛПМП 30 ФЩУ. ТХВ.)", - ГЙФЙТХЕФ уЛЧПТГПЧХ йОФЕТЖБЛУ.
рТЙ ЬФПН ПОБ ПФНЕФЙМБ, ЮФП "ГЕМЕЧЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ РТПЫМПЗП ЗПДБ ВЩМЙ ДПУФЙЗОХФЩ ДМС ЧУЕИ ЗТХРР УРЕГЙБМЙУФПЧ, ЛТПНЕ ЪБТРМБФ НМБДЫЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ".
лТПНЕ ФПЗП, РП УМПЧБН уЛЧПТГПЧПК, Х ЧТБЮЕК, ОБЮЙОБС У 2015 ЗПДБ ОБВМАДБЕФУС УОЙЦЕОЙЕ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФБ УПЧНЕУФЙНПУФЙ. "рПУМЕ 20 МЕФ ТПУФБ Й УФБЗОБГЙЙ, НЩ ОБЮБМЙ УОЙЦЕОЙЕ", - УЛБЪБМБ ПОБ. рП ЕЕ УМПЧБН, Ч РПУМЕДОЙЕ ДЕУСФШ МЕФ ЬФПФ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФ УПУФБЧМСМ 1,54-1,56. ч 2015 ЗПДХ ПО ХНЕОШЫЙМУС ДП 1,46, Б Ч РТПЫМПН ЗПДХ - ДП 1,4.
ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ДЕРХФБФЩ ОЕ УПЗМБУЙМЙУШ У НЙОЙУФТПН, ЪБСЧЙЧ, ЮФП "ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ РТЙМЙЮОБС ЪБТРМБФБ РПМХЮБЕФУС Х ФЕИ НЕДТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ТБВПФБАФ ЪБ УЕВС Й ЪБ ФПЗП РБТОС - ОБ ОЕУЛПМШЛП УФБЧПЛ". "чУЕ РПОЙНБАФ, ЮФП ЬФП - ОЕОПТНБМШОБС УЙФХБГЙС. чТБЮ ДПМЦЕО РПМХЮБФШ ДПУФПКОХА ЪБТБВПФОХА РМБФХ, ТБВПФБС ОБ ПДОХ УФБЧЛХ. уМЙЫЛПН ДПТПЗБС ГЕОБ Х РЕТЕТБВПФПЛ ЧТБЮБ - ПОЙ НПЗХФ УФПЙФШ РБГЙЕОФХ ЦЙЪОЙ", - ПФНЕФЙМ чЙЛФПТ рЙОУЛЙК.
пФНЕФЙН, ЮФП УПЗМБУОП ЙУУМЕДПЧБОЙА гЕОФТБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ Й РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЖПТН Ч 2000-2015 ЗПДБИ ЛПМЙЮЕУФЧП ВПМШОЙГ Ч тПУУЙЙ УПЛТБФЙМПУШ Ч ДЧБ ТБЪБ, У 10,7 ФЩУ. ДП 5,4 ФЩУ., ЛПМЙЮЕУФЧП ДПУФХРОЩИ ЛПЕЛ УПЛТБФЙМПУШ Ч УТЕДОЕН ОБ 27,5%, ДП 1,2 НМО, Б Ч УЕМШУЛПК НЕУФОПУФЙ РПЮФЙ ОБ 40%.
рТЙ ЬФПН, ЛПМЙЮЕУФЧП РПМЙЛМЙОЙЛ ЪБ ЬФП ЦЕ ЧТЕНС УПЛТБФЙМПУШ ОБ 12,7%, ДП 18,6 ФЩУ. ХЮТЕЦДЕОЙК, Б ОБЗТХЪЛБ ЧПЪТПУМБ У 166 ЮЕМПЧЕЛ Ч ДЕОШ Ч 2000 ЗПДХ ДП 208 Ч 2015.
бОБМЙФЙЛЙ ПФНЕЮБАФ, ЮФП ЕУМЙ ЧМБУФЙ РТПДПМЦБФ ЪБЛТЩЧБФШ ВПМШОЙГЩ ФБЛЙНЙ ЦЕ ФЕНРБНЙ, ФП Л 2021-2022 ЗПДБН ЛПМЙЮЕУФЧП НЕДХЮТЕЦДЕОЙК Ч УФТБОЕ ДПУФЙЗОЕФ 3 ФЩУ., ФП ЕУФШ ХТПЧОС ГБТУЛПК тПУУЙЙ Ч 1913 ЗПДХ.
ьЛУРЕТФЩ ФБЛЦЕ ПФНЕЮБАФ, ЮФП ТЕЖПТНБ РТЙЧЕМБ Л УОЙЦЕОЙА ДПУФХРОПУФЙ ХУМХЗ. ъБ 2000-2015 ЗПДЩ ХЧЕМЙЮЙМБУШ ЪБВПМЕЧБЕНПУФШ ОБУЕМЕОЙС: ПУМПЦОЕОЙС РТЙ ВЕТЕНЕООПУФЙ Й ТПДБИ ХЧЕМЙЮЙМЙУШ ОБ 39,1%, ЧЩСЧМЕООЩЕ ОПЧППВТБЪПЧБОЙС — ОБ 35,7%, ЪБВПМЕЧБОЙС УЙУФЕНЩ ЛТПЧППВТБЭЕОЙС — ОБ 82,5%.
пВТБФЙМЙ ЧОЙНБОЙЕ БЧФПТЩ ДПЛМБДБ Й ОБ ПРМБФХ ФТХДБ НЕДРЕТУПОБМБ. ъБ ЮБУ ТБВПФЩ ЧТБЮ У ХЮЕФПН ЧУЕИ РЕТЕТБВПФПЛ РПМХЮБЕФ 140 ТХВ., Б НЕДТБВПФОЙЛЙ УТЕДОЕЗП Й НМБДЫЕЗП ЪЧЕОБ — 82 Й 72 ТХВ. УППФЧЕФУФЧЕООП. «пРМБФБ ФТХДБ ЧТБЮБ Ч ЮБУ УТБЧОЙНБ, ОБРТЙНЕТ, У ЮБУПЧПК УФБЧЛПК ТСДПЧПЗП УПФТХДОЙЛБ УЕФЙ ЖБУФЖХДБ «нБЛДПОБМДУ» (ПЛПМП 138 ТХВ.). бДНЙОЙУФТБФПТ ЛБЖЕ ДБООПК УЕФЙ РПМХЮБЕФ ХЦЕ РПТСДЛБ 160 ТХВ. Ч ЮБУ, ФП ЕУФШ ВПМШЫЕ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООПЗП ЧТБЮБ У ЧЩУЫЙН ПВТБЪПЧБОЙЕН», — ЪБНЕЮБАФ Ч гьртЕ.