Главная · Болезни желудка · Психологические факторы здоровья. Психологические факторы здоровья человека и детерминанты его негативных психических состояний в труде

Психологические факторы здоровья. Психологические факторы здоровья человека и детерминанты его негативных психических состояний в труде

Психологические аспекты БЖД

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма лежат не только инженерно-конструкторские дефекты, но и организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста.

В психологии безопасности рассматриваются психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальною подверженность опасности. Из факторов, устойчиво повышающих индивидуальную подверженность опасности, определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности (затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п.) приводит к повышенному физическому к нервному утомлению, которое ослабляет психику, снижает чувствительность органов зрения и слуха, ухудшает координацию движений, быстроту и точность ориентации, притупляет бдительность и внимание, нарушает восприятие происходящего, снижает критический анализ видимых изменений обстановки и своих действий. Все это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.

Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей,
находящихся в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях,
действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой
комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение
психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных)
состояний - стресса, психической напряженности, аффективных реакций и
т.п.


Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации (повышенный уровень тревожности может стать причиной ошибочных действий оператора). При попадании любого человека в процессе разнообразной деятельности в сложные условия неизбежно возникает особое состояние, именуемое стрессом. Это состояние вызывает возбуждение всех систем, организма и оказывает большое влияние на поведение человека.

Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие (оценка обстановки) и мышление (принятие решения), причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к наиболее простым действиям, прочно закрепленным в предыдущей практике. Эмоциональное напряжение может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения в экстремальных условиях.

Напряженный тип поведения проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Такие работники на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциональных нагрузок. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения; этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бссконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это - агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Напряженный тип подается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости. Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха. Так как пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтрольного типов поведения, лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. В то же время влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии - состояние, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке, наступает своеобразный «психологический шок»; появляется сильная заторможенность либо беспорядочные импульсивные поступки, неспособность к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.

Психологические факторы

Существенное влияние на поведение потребителя оказывают психологические факторы, к наиболее важ­ным из которых относятся мотивация, восприятие, убеждения, установки, Я-концепция, психологическое состояние, познавательные процессы, ведущий род дея­тельности.

1. Мотивация - в любой момент жизни человек испы­тывает множество потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при опреде­ленном физиологическом состоянии человеческого организма - голоде, жажде, температурном диском­форте и пр.
Размещено на реф.рф
Природа других, скорее, психогенна, ре­зультат таких состояний психологического напряже­ния, как потребность индивида в признании, уважении или духовной близости. Большая часть челове­ческих потребностей не требует немедленного удов­летворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологическо­го напряжения. Психологами разработано несколько базовых концепций мотивации человека. Самые из­вестные из них (3. Фрейд, А. Маслоу) рассмотрены выше. В контексте психологических влияний имеет значение также модель Ф. Герцберга. Он автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с кото­рой недовольство человека и его удовлетворение оп­ределяются двумя группами различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно от­сутствие фактора недовольства, крайне важно активное присутствие фактора удовлетворения. К примеру, от­сутствие гарантии у компьютера может стать факто­ром недовольства. Но наличие обязательств по ре­монту приобретенной техники не является фактором удовлетворения или мотивом, который подтолкнет к покупке, так как гарантия не послужит основным ис­точником удовлетворения. На практике теория двух факторов применяется двояким образом.

В первую очередь, продавец должен избегать появления факторов недовольства (к примеру, непонятная инструкция к компьютеру или же плохое обслу­живание). Такие упущения не только не способ­ствуют росту продаж, но и могут сорвать покупку.

Во-вторых, производитель должен определить ос­новные факторы удовлетворения или мотивацию к покупке товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным потребителœем. Данные факторы согласно этой модели и опреде­лят выбор покупателœем какой-либо торговой марки.

За каждым решением о совершении покупки стоит какой-то мотив. Под мотивом совершения покупки можно понимать возникшую потребность, желание, стимул. Такой мотив дей­ствует как фактор, порождающий соответствующее поведение, направленное на удовлетворение появившегося желания. Рас­познавание мотивов совершения покупки раскрывает перед продавцом причины, по которым покупатель принимает реше­ние о покупке. Некоторые решения о совершении покупки мо­гут быть обусловлены более чем одним мотивом. В таком случае мотив, оказывающий основное влияние на принятие решения о покупке, принято называть доминантный мотив покупки.

Выделяют ряд мотивов.

Эмоциональные - это те, которые побуждают потен­циального покупателя к действию по зову настроения или страсти. Эмоции бывают огромной силой, и нередко именно они образуют фундамент доминант­ного мотива покупки.

Рациональные - это мотивы совершения покупки, об­ращенные к разуму и рассудительности покупателя, основанные на процессе объективного осмысления. Рациональные мотивы совершения покупки включа­ют в себя потенциальную прибыль, качество обслужи­вания, возможности технической поддержки.

Но продавцам следует знать, что их бизнес не должна быть в полной мере логичным процессом. Чтобы вдохновить людей и направить их в нужном направлении, крайне важно затронуть их эмоции. Причем продавец, способный наладить личный кон­такт, получает преимущество. Продавцам следует постоянно прилагать усилия, чтобы вызвать те эмоции, которые влияют на принятие решения о покупке.

Покупка же, основанная на рациональных мотивах, - это, как правило, результат объективного просмотра всœей доступной информации без проявления эмоциональных чувств и чаще всœего руководство такими мотивами, как своевременная дос­тавка, финансовая прибыль, компетентная установка, экономия времени, увеличение выгоды или продолжительности сро­ка службы.

Мотивы, обусловленные приверженностью потребите­ля. Эти мотивы побуждают потенциального покупа­теля приобретать товары в одной фирме. Причем на поведение потребителя влияют превосходное обслу­живание, обширный ассортимент товаров, компетен­тность торговых работников.

Мотивы, обусловленные характерными особенностями товара. При этом имеют значение качество товара, тор­говая марка, цена, дизайн или инженерное решение.

Психологические факторы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические факторы" 2017, 2018.

  • - Личностные и психологические факторы

    Существует четыре группы факторов, которые оказывают прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные. Остановимся на подробном рассмотрении первых двух. К личностным факторам относятся:возраст, пол, доход человека,... .


  • - Психологические факторы

    В последнее время отмечается возрастающая роль психологических факторов в развитии сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Доказана роль стрессов, усталости на работе, чувства страха, враждебности, социальной незащищенности в развитии сердечнососудистых заболеваний. ... .


  • - ВИДЫ НАУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ НАУЧЕНИЯ

    Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в том числе генетическим, законам. У... .


  • - Социально-психологические факторы эффективности совместной деятельности воинского коллектива

    Морально-психологическое состояние и человеческий фактор. Потенциал. Совместная воинская деятельность, коллективным субъектом которой выступает подразделение (экипаж, расчет, личный состав караула и т.п.),... .


  • - Социально-психологические факторы семейного насилия

    Дети в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами жестокого обращения родителей и различных видов насилия со стороны семьи. Слово семья имеет определенное ценностное значение и несет огромную смысловую нагрузку.... [читать подробнее] .


  • На выбор покупателем товара воздействуют четыре основных психологических фактора - мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.

    Мотивация.

    В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

    Психологами разработано несколько основных концепций мотивации человека. Самые известные из них - теории Зигмунда Фрейда, Абраама Маслоу и Фредерика Герцберга-приводят своих сторонников к совершенно разным выводам относительно исследований потребителей и стратегии маркетинга.

    Теория мотивации по3.Фрейду. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий.

    Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи собирают “подробные интервью”, используя технику, позволяющую отключить сознательное “Я” - словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. В результате психологи пришли к целому ряду интересных и странных заключений: потребители не хотят покупать чернослив по той причине, что он сморщенный и напоминает им стариков; мужчины курят сигареты потому, что это подсознательно напоминает им сосание пальца во младенчестве; женщины предпочитают растительные жиры животным, так как ощущают вину перед забитыми животными.

    Психологи установили, что любой товар инициирует у потребителя уникальный набор мотивов.

    Теория мотивации А. Маслоу. Абраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности, потребность в чувстве защищенности, социальные потребности и потребности в самоутверждении. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремится к насыщению следующей по значимости.

    Теория А. Маслоу помогает производителям понять, каким образом разнообразные продукты соответствуют планам, целям и самой жизни потенциальных потребителей.

    Теория мотивации по Ф. Герцбергу. Фредерик Герцберг развил теорию двух факторов мотивации, один из которых вызывает недовольство человека, а другой - его удовлетворение. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствия фактора недовольства - требуется активное присутствие фактора удовлетворения.

    На практике теория двух факторов применяется двояким образом. Во-первых, продавец должен избегать появления факторов недовольства (например, непонятная инструкция к компьютеру или плохое обслуживание). Такие вещи не только не способствуют росту продаж, но и могут сорвать покупку. Во-вторых, производитель должен определить основные факторы удовлетворения или мотивацию покупки товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным покупателем.

    Восприятие.

    Человек, которым движет мотив, готов к действию. Характер этого действия зависит от его восприятия ситуации.

    Восприятие - процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создание значимой картины мира. Восприятие зависит не только от физических раздражителей, но и от их отношения к окружающей среде и от особенностей индивида.

    Ключевое слово в определении понятия “восприятие” - индивид. Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию? Это объясняется тем, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания. В результате потребитель далеко не всегда видит или слышит сигналы, которые направляют ему производители.

    Усвоение.

    В процессе сознательной деятельности человек усваивает определенные знания. Усвоение - определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта. Человеческое поведение является в основном усвоенным. Теоретики считают, что усвоение-результат взаимодействия побуждений, раздражителей различной интенсивности и подкрепления.

    Побуждение - сильный внутренний раздражитель, подталкивающий индивида к действию. Когда побуждение направлено на определенный раздражитель, способный снять напряжение, оно становится мотивом.

    Убеждения и отношения.

    Убеждения и отношения индивида формируются через поступки и усвоение и влияют на поведение потребителей.

    Убеждение представляет собой мысленную характеристику чего-либо.

    Разумеется, производителей весьма интересуют убеждения покупателей относительно товаров и услуг, создающих образы продукции и марок. На основании убеждений люди совершают действия. Если некоторые убеждения неверны и препятствуют совершению покупки, маркетологам необходимо провести кампанию по их корректировке.

    Отношение - устойчивая положительная или негативная оценка индивидом объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий по отношению к ним.

    У людей складываются отношения ко всему: к религии, политике, одежде, музыке, пище и т.д. Отношение к объекту заставляет людей любить его или ненавидеть, приближаться к нему или отдаляться.

    Сформировавшаяся устойчивая оценка определяет примерно одинаковое отношение человека к похожим объектам, ведь в этом случае отсутствует необходимость по-новому реагировать на каждый отдельный раздражитель. Отношения экономят физическую и умственную энергию индивида и именно поэтому они весьма устойчивы. Отношения человека представляют собой логически связную цепочку, в которой изменение одного звена потребует трансформации и других звеньев. Поэтому при разработке новой продукции целесообразно учитывать уже существующие отношения покупателей, не пытаясь изменить их. Но не забывайте об исключениях, когда изменение отношения оправдывает себя.

    Социальные факторы существенно влияют на реализацию фи­зиологических функций организма человека. Их подразделяют на три основные группы:

    1. Часть социальных отношений человеческого индивида, ко­торая включает механизмы социальной поддержки со стороны его социального окружения в биологическом и психическом (спло­ченность, эмоциональная связь) плане, а также факторы его взаи­мосвязи с социальной средой - совместное участие в реализа­ции общих целей.

    2. Область личностного развития, складывающаяся из духов­ной, культурной, профессиональной и творческой среды, под­разумевает личную и социальную установки человека на вос­приятие этих частей социума.

    3. Система условий устойчивости функциональной систе­мы (социальной среды или общества), членом которой является индивид. К основным компонентам этой области относятся по­рядок, ясность, контроль, справедливость, которые преобладают в обществе (общественный строй, гражданское общество, право­порядок).

    Рассмотрим теперь типы социально-психологических воздейст­вий. Основными из них являются: личностные (значимые для конкретного субъекта), семейно-личностные (проблемы взаимо­отношений с близкими или потеря их), производственные (мате­риальный и социальный статус и его стабильность, а также взаи­моотношения на работе). Наиболее значимыми из них считаются: усложнение социальных условий жизни человека; длительно со­храняющаяся эмоциональная нагрузка; совокупность различных событий, влияющих на образ жизни человека; непрерывные жиз­ненные перемены, а также способ поведения и сама психофизио­логическая реактивность индивида.

    Все вышеуказанные типы социально-психологических воз­действий имеют различную степень влияния на психосоматиче­ское здоровье человека, которая во многом зависит от конкретных социально-психологических условий, складывающихся в социу­ме. В последнее время материальное и семейное неблагополучие все чаще становятся наиболее значимыми и травмирующими индивид факторами. В современных условиях крайне показате­лен следующий пример. В любом обществе существует социаль­ная иерархия - неравномерное распределение материальных и дру­гих ресурсов. Каждый индивид имеет свой социальный статус, определяемый профессиональным уровнем, образованием, дохо­дами, уровнем социального обеспечения, бытовыми и жилищны­ми условиями. В современной ситуации социально-экономиче­ского кризиса образование, профессия и доходы оказываются разобщенными и не сопряженными между собой или эти связи существенно искажены. Люди, которые в стабильных экономи­ческих условиях могли бы успешно работать по специальности, полученной в результате образования, при негативной эконо­мической ситуации оказались в числе «лишних». Усугубляет их состояние и нарушение социальных связей. Возникает дефи­цит общения, социальная изоляция и одиночество, возрастает число стрессоров в ближайшем окружении при одновременном отсутствии социальной поддержки для их разрешения или бло­кировки их негативных последствий. Потеря работы или значи­тельное снижение доходов ведут не только к утрате социального статуса сегодня, но и к потере мотивации к активности в даль­нейшем, так как отсутствуют коллективные цели, негативно изме­няются взаимоотношения в семье и вне ее. Крушение системы нравственных ориентиров, потеря жизненных целей индуцируют одиночество, тоску, ощущение бесполезности прожитых лет при бесперспективности предстоящей жизни - вот те причины пси­хоэмоционального стресса, который приводит к резкому ухуд­шению психического и физического состояния человека.

    Особым видом негативного психоэмоционального воздейст­вия, который тесно коррелирует с развитием различных сомати­ческих болезней, является появление за определенный короткий период жизни серьезных перемен и событий, оказывающих влия­ние на образ жизни человека: изменение социального статуса, смерть близкого человека, повреждение здоровья, проблемы де­тей, производственные проблемы, смена качества и места жи­тельства и т. п. Наиболее серьезными факторами риска психосо­циального характера считаются: усложнение социальных усло­вий жизни человека, длительное воздействие эмоциональной перегрузки, а также способ поведения и сама психофизиологи­ческая реактивность индивида.

    По психогенной интенсивности все жизненные события де­лят на следующие группы:

    массивные (катастрофические) - внезапные и потрясающие события, как сверхактуальные, так и неактуальные для личности;

    ситуационные - острые, непредвиденные и многопланово влияющие на личность (утрата социального престижа с ущер­бом для самоутверждения);

    пролонгированные ситуационные - трансформирующие усло­вия многих лет жизни (лишения или изобилия).

    Социально-психологические воздействия могут формировать как осознаваемые и преодолимые психические травмы (повреж­дения), так и неосознаваемые и непреодолимые. Реакции инди­видов на внешние раздражители во многом зависят от исходного состояния организма, от наличия тех или иных доминирую­щих потребностей. Последние всегда выступают в роли свое­образного «фильтра», определяя избирательное отношение чело­века к факторам окружающей среды. Социально-психологические травмы играют большую роль в течении соматических заболе­ваний. Они могут быть причиной их возникновения, выступая в качестве решающего болезнетворного фактора. Такие болезни и расстройства называются психогенными или психосоматиче­скими и преимущественно относятся к области психиатрии. В то же время они могут также являться условием возникнове­ния и развития соматических расстройств и заболеваний. Такие болезни носят название социальных болезней. Большинство по­следних относят к области внутренних болезней. Например, ту­беркулез рассматривается как социальная болезнь, так как усло­виями его развития являются бедность, скученность и голод. Кроме того, социально-психологические условия в значительной мере влияют на течение заболеваний, на ход и результативность реабилитационного процесса вне зависимости от их причины и проявлений. В настоящее время не менее 30% (по мнению ряда авторов, не менее 50%) больных, обращающихся с соматически­ми беспокойствами в поликлиники и стационары, нуждаются лишь в коррекции эмоционального состояния. Согласно докла­ду Комитета экспертов ВОЗ по охране психического здоровья, именно психические расстройства могут быть поводом 1/3 всех случаев нетрудоспособности на производстве. Минимум у 25% лиц с соматическими страданиями значительную роль в пато­генезе играют невротические механизмы. С этим контингентом «трудных» больных сталкиваются в своей повседневной работе клиницисты всех специальностей. Однако в итоге большинство лиц с психогенными соматическими нарушениями оказываются на «нейтральной полосе», не получая должной врачебной помо­щи ни от терапевта, ни от психиатра.

    Психосоматический подход в реабилитационном процессе тре­бует от врача-реабилитолога иметь представление о структуре психологической сферы человека и о значении психологических факторов, особенностью которых является их безусловное про­явление через личность человека. Одно и то же социально-пси­хологическое условие у разных людей может привести к разным результатам в зависимости от их психологической конституции. Поэтому для понимания механизмов взаимодействия социально­психологических аспектов и организма человека необходимо иметь представление о психологической структуре личности, основных ее звеньях и о способах реализации психоэмоционального взаи­модействия человека со средой обитания.

    Исследование механизмов взаимодействия индивида с со­циальной средой неразрывно связано с вопросом соотношения биологического и социального компонента в структуре лич­ности человека. Выделяют следующие уровни (подструктуры) в структуре личности:

    биологический (темперамент, типы ВНД, половые и возраст­ные особенности, иногда патологические свойства психики);

    психологический (индивидуальные характеристики памяти, ощущений, эмоций, мышления, восприятия, чувств, воли);

    социальный опыт (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);

    направленность личности (влечения, желания, интересы, склон­ности, идеалы, мировоззрение, убеждения).

    С одной стороны, сама личность является «продуктом» со­циальных взаимодействий, а с другой стороны - их активным созидателем. Во всем многообразии отношений человека с общест­вом следует выделить два основных вида отношений: обществен­ные и межличностные (или психологические). Экономические, политические, социальные, идеологические отношения в сово­купности представляют собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что это не просто отношения индивида с индивидом, а отношения между представителями определенных общественных групп (классов, профессий, поли­тических партий и т. д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Таким образом, обще­ственные отношения носят безличностный характер. Их сущ­ность в конечном итоге сводится не к взаимодействию конкретных личностей, а, скорее, к взаимодействию конкретных социальных ролей. Социальная роль - общественно предопределенный вид социальной деятельности и способ поведения личности в обществе. Она всегда несет на себе печать общественной оценки: общество одобряет или не одобряет ту или иную социальную позицию. По­добная оценка может быть различной у разных социальных групп и способна изменяться в процессе развития общества. Каждый человек параллельно играет несколько социальных ролей: он мо­жет быть педагогом, отцом, сыном, членом профсоюза, игроком футбольной команды и т. д.

    Однако сама по себе социальная роль не определяет деятель­ность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях, так как это зависит от индивидуальных особенностей лично­сти. Иначе говоря, любая социальная роль не является абсолютно заданным шаблоном поведения для своего исполнителя, она всег­да дает некоторый «диапазон возможностей» («стиль исполне­ния роли»). Именно этот диапазон и служит основой для второго рода отношений - межличностных. Таким образом, обществен­ные отношения реализуются через деятельность, общение и взаи­модействие конкретных людей, т. е. через межличностные отно­шения. И общественные, и межличностные (психологические) отношения всегда даны нам в своем единстве и противополож­ности. Именно здесь происходит непосредственное столкновение (конфликт) общественного и личного, социального и биологи­ческого начал, которые в то же время неотделимы друг от друга. В связи с этим следует отметить, что индивидуальная реабилита­ция (в том числе и психологическая) невозможна без реабилитации социальной. Оба вида отношений раскрываются, реализуются через общение и деятельность людей. Инициаторами поведения всегда являются биологические (метаболические) и социаль­ные потребности.

    В контексте описания психоэмоциональных механизмов, со­циально-психологических повреждений и последующей реабили­тации следует напомнить ряд положений теории функциональ­ных систем П. К. Анохина. Особенностью психического поведения человека является его выраженный, опережающий по отноше­нию к событиям окружающей среды характер. В целенаправлен­ной социальной-поведенческой деятельности на основе генетиче­ских и индивидуально приобретенных механизмов памяти осу­ществляется опережающее программирование определенных результатов, удовлетворяющих социально-психологические по­требности организма. Именно с этими опережающими реальные события механизмами предвидения результата действия по прин­ципу саморегуляции и осуществляется постоянное сравнение достигнутых результатов, их оценка. Из этого следует, что воз­никающее на основе доминирующих потребностей поведение по своей сути нацелено на будущие результаты, удовлетворяю­щие эти потребности. Опережение реальных событий обязатель­но включает и эмоциональный компонент.

    На основе неоднократного удовлетворения ведущих потреб­ностей положительные эмоции начинают включаться в аппарат предвидения результата действия и воспроизводиться по опере­жающему типу, как только возникает соответствующая потреб­ность. В случае различных затруднений в достижении результатов в так называемых конфликтных ситуациях, наоборот, усиливают­ся отрицательные эмоции вплоть до формирования эмоциональ­ных стрессов.

    Именно в этой ситуации велика роль положительных эмоций. Положительные эмоции возникают при удовлетворении возник­шей потребности или при получении сигнала о том, что она бу­дет удовлетворена. При этом происходит снятие или уменьшение состояния напряжения. Положительная эмоция по своей силе про­порциональна величине снятого напряжения. Именно механизм возникновения положительных эмоций лежит в основе поиско­вой активности, стремлении к познанию и преодолению трудно­стей, что способствует в конечном итоге повышению жизнеспо­собности человека как вида.

    Согласно теории функциональных систем, ключевую роль в организации целенаправленного поведения играют эмоции. Непрерывно «окрашивая» различные этапы поведения, эмоции мобилизуют организм на удовлетворение ведущих биологиче­ских или социальных потребностей. Эмоции представляют со­бой субъективное психологическое состояние человека, качест­венно и количественно зависящее от характера социальной или биологической мотивации, возможности и реальности удовлет­ворения потребности при целенаправленном поведении и харак­теризующееся комплексом соматовегетативных реакций. Они рассматриваются как психические реакции человека на воздейст­вие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в ви­де удовольствия и приятия ситуации (положительные эмоции) или неудовольствия и неприятия ситуации (отрицательные эмо­ции). Если первые побуждают субъекта к достижению, сохранению и повторению, то вторые стимулируют деятельность, направлен­ную на избегание ситуаций, их вызывающих. Степень выражен­ности эмоций отражает значимость явлений и ситуаций, сохраняя сложившуюся в процессе эволюции роль важнейшего приспосо­бительного механизма - условнорефлекторного положительного или отрицательного подкрепления в процессе жизненного обуче­ния, т. е. наиболее эффективного и быстрого определения полез­ности или вредности сложившихся в данный момент условий.

    Важнейшей чертой эмоций является их доминантность по отношению к другим психологическим реакциям и состояниям, а также их способность охватить весь организм, подготовив его к выполнению биологически важной деятельности. Эмоциональ­ное возбуждение, возникшее в эмоциогенных зонах мозга, отно­сящихся к структурам лимбико-ретикулярного комплекса, вклю­чает различные нейроэндокринные механизмы, связанные с функ­цией желез внутренней секреции, что приводит к активации симпатоадреналовой и ренин-ангиотензиновых систем.

    Охваты­вая практически все стороны деятельности живого организма, эмоциональное возбуждение вызывает комплексные соматовеге- тативные реакции, выражающиеся в поведенческих, голосовых, мимических реакциях, перестройке деятельности внутренних органов. При эмоциональных реакциях происходит адаптивная перестройка деятельности функциональных систем организма, способствующая мобилизации организма на достижение полез­ного приспособительного результата. Например, сосудистые прессорные влияния, порождаемые эмоциональным возбужде­нием, преобладают над депрессорными механизмами, что при­водит к развитию гипертензивных реакций. Однако в здоровом организме депрессорные механизмы способны преодолеть гипер- тензивные влияния и тем самым надежно обеспечить стабиль­ное поддержание оптимального уровня гемодинамических по­казателей. В нормальных условиях такого рода реакции бывают кратковременными. Они устраняются вместе с прекращением отрицательного эмоционального состояния.

    Положение меняется при появлении условий к суммации от­дельных отрицательных эмоциональных реакций и к формиро­ванию длительных отрицательных эмоциональных состояний. Систематическая неудовлетворенность результатом поведения, связанная с невозможностью достижения приспособительного эффекта, неуверенностью и безысходностью в решении постав­ленных задач, порождает длительное непрерывное негативное эмоциональное состояние - эмоциональный стресс, который ха­рактеризуется комплексом соматовегетативных нарушений, затра­гивающих поведенческие механизмы и вегетативные функции. В этом случае сами отрицательные эмоциональные реакции, как и их соматовегетативные проявления, теряют адаптивный харак­тер и могут стать причиной патологических процессов. Моделя­ми эмоционального стресса служат невротические расстройства, а также психозы, протекающие с выраженными аффективными проявлениями. Патогенная по отношению к внутренним органам функция эмоционального стресса связана с тем, что его вегета­тивное выражение включает в себя как избыточную длительную активацию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

    Таким образом, эмоциональный стресс характеризуется со­стоянием выраженного эмоционального возбуждения, возникаю­щего под влиянием психологического конфликта, затрагиваю­щего значимые интересы личности. Формирующееся в таких условиях эмоциональное состояние обладает свойствами доми­нанты, тормозя по закону отрицательной индукции другие виды психической деятельности. Оно нарушает психические саноге- нетические возможности индивида, что приводит к нарушению эмоционального гомеостаза и выходу результирующего вектора за генетически обусловленные границы.

    Биологическая значимость эмоций не только сохранилась и за­крепилась эволюцией, но и получила наибольшее развитие в по­веденческой и трудовой деятельности человека, в первую оче­редь в связи с развитием социальных форм мотиваций. Биологи­ческие потребности за счет возбуждения специальных структур мозга приобретают формы эмоционально окрашенных биологиче­ских мотиваций. Последние во взаимодействии с возбуждением, обусловленным влиянием на организм социальных факторов, фор­мируют целенаправленное поведение, приводящее к удовлетво­рению ведущих потребностей организма и, в конечном счете, к сохранению жизни индивидуума, а также к укреплению его позиций в сообществе. Социальные потребности человека в зна­чительной степени определяются требованиями социальной сре­ды и включают такие отсутствующие у животных мотивации, как стремление к общему или специальному образованию, к тру­ду, творчеству и т. д.

    Все эмоциональные состояния, каждое из которых характери­зуется специфическими чертами, имеют единую природу и пред­ставляют собой проявления различной степени напряжения.

    Первая степень (внимание, мобилизация, активность). Харак­теризуется возникновением ориентировочной реакции и усиле­нием внимания. Нарастает интенсивность катаболических процес­сов, повышается уровень основного обмена, активируются функ­ции дыхания и сердечно-сосудистой системы, повышается тонус скелетных мышц, чувствительность рецепторов, тонус и уровень активности коры головного мозга. Вегетативные сдвиги адекватны возникшей ситуации и обеспечивают возможность оптимального повышения работоспособности включенных в деятельность органов и систем. Этой стадии свойственны подъем духовных и физических сил, состояние вдохновения и высокой творческой активности.

    Вторая степень (стеническая отрицательная эмоция). Воз­никает предельное усиление функций органов и систем, обеспечи­вающих взаимодействие организма с внешней средой. Повышает­ся тонус, сила, работоспособность и кровоснабжение скелетных мышц, головного мозга и сердечной мышцы. Возникает возбужде­ние ЦНС и усиливается деятельность сердца, повышается арте­риальное давление, улучшается вентиляция легких, увеличивает­ся интенсивность окислительных процессов. При этом падает интенсивность функций органов и систем, обеспечивающих ана­болические процессы (спазм сосудов органов брюшной полости). Вегетативные изменения, развивающиеся по типу гиперкомпенса­ции («вегетативная буря»), не всегда адекватны возникшей ситуа­ции. Данную ступень иногда определяют как состояние аффекта.

    Третья степень (астеническая отрицательная эмоция). Ти­пизируется резким снижением физической и умственной рабо­тоспособности, торможением нейронов коры головного мозга, снижением чувствительности экстерорецепторов, выраженным утомлением мышц, спазмом сосудов и повышением артериально­го давления. Нередко регистрируется урежение ритма и ослабле­ние сердечной деятельности, дыхания, уменьшение коронарного и мозгового кровотока. Ухудшается кровоснабжение внутренних органов, угнетаются катаболические и анаболические процессы. Психологически эта степень напряжения проявляется тягостным ощущением тоски, страха, тревоги, отчаяния.

    Четвертая степень (невроз). Нарушается баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорко­вых структурах. Отмечается угнетенное самочувствие, ощуще­ние собственной бесполезности, бесперспективности сущест­вования. Наступает резкая дисфункция вегетативной нервной системы, нарушается регуляция работы внутренних органов и гомеостаза, что служит основой для возникновения кортико­висцеральных поражений (психосоматических заболеваний).

    Степени напряжения формируются относительно автоном­но. Нарушение той или иной градации может возникать «с мес­та», хотя возможны и переход одной степени в другую, и воз­никновение промежуточных состояний.

    Условием развития длительного эмоционального напряжения является психологический конфликт. Интенсивность напряже­ния определяется тем, какое место занимают нарушенные отно­шения личности в целостной системе отношений человека, а про- лонгированность напряжения зависит не столько от длительности существования объективно трудной психотравмирующей ситуа­ции, сколько от противоречивого характера отношений к ней лич­ности, что препятствует рациональному разрешению конфликта и затрудняет выход из него.

    Выделяют следующие типы конфликтов.

    Внутриличностный конфликт - столкновение между при­мерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями самого индивида.

    Межличностный конфликт - ситуация, в рамках которой действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реа­лизуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конку­рентной борьбе, стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной стороной.

    Межгрупповой конфликт - ситуация, когда конфликтую­щими сторонами выступают социальные группировки, пресле­дующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

    Характер психических нарушений, возникающих под влия­нием социально-психологических воздействий, в немалой степени предопределен свойствами личности. Так, развитые в личности черты сенситивности (чувствительности) в условиях перенапря­жения и истощения приводят чаще к астеническим нарушениям, а тревожная мнительность (превалирует логическое восприятие) субъектов в ситуациях, требующих смены привычного стереоти­па, коррелирует с вероятностью формирования навязчивых стра­хов. Истероидные варианты акцентуации личности при круше­нии характерных для таких людей эгоцентрических установок развиваются в истерические картины психопатологических реак­ций, а черты косности, ригидности аффектов и суждений при ситуациях отрицания жестко регламентированных представле­ний создают благоприятную базу для развития реакций паранои­дального типа.

    Рассматривая проблему формирования невротических рас­стройств, В. Н. Мясищев выделяет три основных типа внутри- личностных конфликтов: истерический, обсессивно-психастени- ческий и неврастенический.

    Истерический тип определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реа­лий. Следует подчеркнуть, что его отличает повышенная требо­вательность к окружающим по сравнению с требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к собственному поведению. В генезе этого типа конфликта существенное значе­ние приобретают история развития личности и процесс форми­рования системы ее жизненных отношений. В силу неправильно­го воспитания такие лица не обладают способностью тормозить желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

    Обсессивно-психастенический тип обусловлен противоре­чивыми собственными внутренними тенденциями и потребно­стями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встре­чать противодействие другой, создаются благоприятные условия для резкого усиления нервно-психического напряжения и возник­новения невроза. Особенности данного психологического кон­фликта представляют собой обычно результат неправильного вос­питания в обстановке чрезмерной опеки, запугивания и лише­ния собственной инициативы.

    Неврастенический тип представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремле­ниями и завышенными требованиями к себе - с другой. В опре­деленной степени возникновению данного конфликта способст­вуют высокие требования, предъявляемые возрастающим тем­пом и напряженностью современной жизни.

    Человек легче переживает событие, которое он может опре­деленным образом активно направлять, управляя им, чем то со­бытие, на которое он совершенно не может повлиять и должен полностью ему подчиниться. Другим важным фактором, влияю­щим на воздействие различных ситуаций на человека, является его способность преодолевать их, а также поддержка и помощь, оказываемые при этом его узким и широким социальным окру­жением.

    Важнейшим элементом личностного реагирования на пато­генные события является система психологической защиты,

    функционирование которой способно смягчить или нейтрализо­вать реакцию на значимый стимул.

    Любое событие в жизни человека анализируется познаватель­ными системами личности с точки зрения угрозы. После оценки ситуации начинается разработка механизмов защиты. Защитные механизмы личности определяют как «процессы преодоления», отводя им роль контроля над угрожающими ситуациями. Стра­тегия преодоления складывается из прямого действия на источ­ник угрозы, отдаления его от себя, переоценки степени его значи­мости или организации отвлекающего поведения, вытесняющего из зоны внимания угрожающий объект. Механизмы психоло­гической защиты функционируют, как правило, на уровне бес­сознательного, выполняя роль автоматических саморегуляторов адаптивного поведения, что, безусловно, не исключает возмож­ности сознательного вмешательства в эти процессы с целью до­стижения их максимальной эффективности.

    В условиях тотального негативного воздействия отдельные члены общества инстинктивно выбирают наиболее социально приемлемый способ защиты - соматизацию, «уход в болезнь». Действительно, заболеть «более естественно», чем признать пе­ред собой и другими свою некомпетентность и социальную не­состоятельность. Кроме того, болезнь - наиболее безопасная и при­вычная форма запроса о помощи. Так, например, для мужчины, отца и мужа, при длительной потере работы или недостаточно­сти зарплаты болезнь становится единственным оправданием пе­ред собой и окружающими, способом выживания его личности. Для неработающей много лет жены болезнь - это возможность сохранить свой статус домохозяйки, когда материальное благо­получие семьи ухудшается. Признаки соматизации:

    а) несоответствие жалоб объективным данным соматическо­го состояния пациента; необычные и несвойственные соматиче­ским состояниям болезненные ощущения;

    б) наличие симптомов психопатологии (расстройство сна, по­вышенная тревожность, депрессивное состояние);

    в) жалобы на нарушенные отношения и конфликты в семье, беспокойство пациента по поводу своего социального статуса.

    Если «соматизация» становится ведущим способом сохране­ния социального статуса и самооценки личности, полное физи­ческое излечение невозможно. Преимущественно именно в этих случаях появляются множественные жалобы и боли, не соот­ветствующие соматическому диагнозу и объективным данным клинического обследования и состояния пациента. Поэтому при проведении реабилитации необходим поиск ресурсов личности и позитивных сторон жизни пациента. Обострение хронических заболеваний, обусловленное социально-психологическими при­чинами, зачастую вообще не удается компенсировать до тех пор, пока больной не начнет получать психотерапевтическое лечение. Ощущение пациентами своей социальной несостоятельности все чаще создает депрессивную симптоматику, накладывающуюся дополнительным фоном на соматическую. В таких случаях воз­никает необходимость комбинирования психотерапевтических и психофармакологических методов воздействия. Тем более что из общего числа больных с психосоматическими заболеваниями более половины составляют лица старше 60 лет, т. е. находятся в том в возрасте, когда имеют место необратимые патологиче­ские изменения не только физиологических, но и психических функций. У таких больных повышенная тревожность, вызван­ная социальной изоляцией, подчас проявляется маскированной (соматизированной) депрессией.