Главная · Болезни желудка · Основное содержание военной реформы 1924 1925. Энциклопедия. Эта тема принадлежит разделу

Основное содержание военной реформы 1924 1925. Энциклопедия. Эта тема принадлежит разделу

После завершения Гражданской войны и иностранной военной интервенции по ряду политических и экономических причин Совет-скос государство было вынуждено сократить численность своих вооруженных сил. К лету 1924 г кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек, т.е. была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г.

Вооруженные силы состояли из кадровых частей и территори­ально-милиционных формирований. Территориально-милиционные формирования состояли на 16 - 20% из кадрового состава, и на 80% из приписного состава, призываемого на регулярные сборы.

Необходимость решения сложных задач обороны страны сокра­щенным составом вооруженных сил вызвала потребность их всесто­роннего реформирования.

Военная реформа 1924 - 1925 гг. проводилась в соответствии с Планом мероприятий по коренному улучшению положения Красной Армии, разработанным военной комиссией ЦК совместно с Ревво­енсоветом (РВС) СССР и утвержденным ЦК РКП (б) 6 марта 1924 г.

Основными задачами военной реформы были:

  1. оптимизация содержания вооруженных сил;
  2. техническое оснащение вооруженных сил,
  3. реорганизация управленческого аппарата;
  4. совершенствование системы призыва, подготовки приписного состава и командных кадров;
  5. переход к единоначалию;
  6. создание правовой базы военной службы;
  7. развитие национального военного строительства.

В соответствии с приказом РВС СССР от 15 апреля 1924 г. в во­енных округах и армиях были созданы реввоенсоветы как высшие органы власти в округах и армиях. РВС и им соответствующие ко­мандующие подчинялись непосредственно РВС СССР.

9 января 1925 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О реорга­низации местных органов Народного комиссариата по военным и морским делам" были учреждены территориальные управления (на правах отделов исполкомов)

  1. корпусные территориальные управления - в губерниях, где был корпус;
  2. дивизионные территориальные управления - в губерниях, где были дивизии;
  3. губернские территориальные управления - в губерниях, где не было воинских соединений.

Корпусные территориальные управления подчинялись команди­ру корпуса, дивизионные - командиру дивизии, а губернские - непосредственно командующему военным округом.

С целью подготовки командных кадров в стране были созданы:

  • полковые школы для подготовки младших специалистов со сроком обучения 7-10 месяцев (приказ РВС СССР от 58 декабря 1924г.);
  • военные школы с 3 - 4-летним обучением для подготовки военных специалистов среднего звена (в 1925 г. РВС СССР утвердил Положение о военных школах РККА);
  • курсы переподготовки и усовершенствования;
  • военные академии и военные факультеты при гражданских вузах;
  • высшие курсы усовершенствования специалистов после окончания военных академий

2 марта 1925 г. М. Фрунзе подписал приказ РВС "О введении единоначалия в РККА". Оно вводилось в двух формах:

  • полное единоначалие - устанавливалось там, где командир был членом партии и отвечал ее требованиям. При нем назначался по­мощник по политической части;
  • неполное единоначалие - предполагало наличие комиссара, ко­торый отвечал за партийную и политическую работу и помогал ко­мандиру в боевой подготовке.

18 сентября 1925 г. был принят первый общесоюзный Закон "Об обязательной военной службе". Законом определялась всеобщая воин­ская обязанность, но с оружием в руках доверялось служить только трудящимся.

Служба мужчин рабоче-крестьянского происхождения длилась с 19 до 40 лет. Она состояла из:

1) допризывной подготовки всех граждан с 19 лет до 21 года;

2) действительной военной службы (сроком 5 лет), которая мог­ла проходить:

  • в кадровых частях;
  • в переменном составе территориальных формирований;
  • вневойсковым порядком;

3) состояния в запасе до 40 лет.

Национальное военное строительство имело своей целью при­влечение всех народов СССР к участию в обороне.

К концу 1924 г. РВС СССР разработал 5-летний план нацио­нального строительства Красной Армии. Уже в 1925 г. нацио­нальные формирования Красной Армии составляли 10% ее чис­ленности.

В 1928 и 1930 гг. были приняты новые редакции закона "Об обя­зательной военной службе":

  • был введен новый вид действительной службы - военно-про­изводственная служба (без отрыва от производства);
  • для студентов допризывная подготовка заменялась на высшую вневойсковую подготовку командного состава запаса.
  • Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
  • Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
  • Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
  • Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
  • Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
  • Общественный строй Московского государства
  • Государственный строй Московской Руси
  • Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.)
  • Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
  • Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
  • Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
  • Общественный строй Московского государства
  • Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
  • Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
  • 3. Реформы местного и городского управления
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
  • Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
  • Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
  • Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
  • Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
  • Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
  • Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
  • Проведение реформы.
  • Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
  • Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
  • Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
  • 1. Чрезвычайные меры правительства.
  • Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
  • Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
  • Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
  • Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
  • Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
  • Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
  • Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
  • Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
  • Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
  • Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
  • Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
  • Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
  • Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
  • Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
  • 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
  • Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
  • Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
  • Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
  • Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
  • Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
  • Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
  • Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
  • §6. Право
  • Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
  • Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
  • Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
  • Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
  • Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
  • Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
  • Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.

    В современных условиях уроки военного строительства 20-х годов имеют поучительный характер.

    Следует обратить внимание на те проблемы советского военного строительства в 20-30-е годы ХХ в., которые актуальны и сегодня:

    Реорганизация Вооруженных Сил, происходившая в 20-е годы, затронула все сферы жизни армии. Она включала в себе следующие основные мероприятия:

    1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,

    2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,

    3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.

    В некоторых изданиях военная реформа 20-х годов определяется как "преобразование в области военного строительства в СССР в целях укрепления Вооруженных Сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны".

    В начале 20-х годов назрела необходимость проведения военной реформы.

    Военно-политические, экономические и социальные условия, как внутреннего, так и международного характера, диктовали необходимость значительного сокращения Вооруженных Сил Советской Республики и приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с оборонным характером военной политики и экономическими возможностями страны.

    Проведенная в 1924 г. проверка состояния дел в военной сфере выявила ряд существенных недостатков. Вывод проверочной комиссии был однозначен: «В настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна».

    В мае 1924 г. ХIII съезд РКП(б) утвердил предложенные комиссией мероприятия в военной области.

    Основные направления военной реформы сводились:

    - к реорганизации и укреплению аппарата управления,

    -введению смешанной системы комплектования Вооруженных Сил (сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований),

    -перестройке системы подготовки военных кадров, введению единоначалия, укреплению воспитательной работы среди личного состава.

    Создание территориально-милиционных формирований началось ещё в августе 1923 г. Смешанный принцип комплектования юридически был закреплен в законе об обязательной военной службе , который предусматривал прохождение службы призываемых в армию в кадровых или территориально-милиционных частях.

    Военная подготовка при территориально-милиционной системе складывалась из допризывной подготовки, военного обучения граждан призывного возраста, кратковременных учебных сборов в территориальных частях, к которым призывники были приписаны; большое внимание уделялось междусборовой работе и вневойсковому обучению.

    Реорганизация Красной Армии дала определенные положительные результаты. Территориально-милиционная система позволила сохранить большое количество воинских соединений с сокращенными органами управления в качестве ядра для развертывания их в военное время.

    Отрицательной стороной этого процесса являлось то, что расположение территориальных дивизий определялось, как правило, принципом районирования . Поэтому в случае войны, учитывая огромное пространство СССР и недостаточную сеть железных дорог, сосредоточение этих частей на том или ином театре военных действий представляло одну из трудных проблем для мобилизационного развертывания.

    Другим недостатком этой системы являлось то, что она, будучи основанной на проведении коротких сборов, не могла обеспечить должное сплочение частей и изучение личным составом сложной техники.

    Одновременно с внедрением в Советские Вооруженные Силы территориально-милиционных формирований развивалось и национальное строительство. Политическое руководство планировало проводить его в двух формах:

    а) это создание однонациональных частей и соединений, которое осуществлялось народами СССР, уже имевшими собственные национальные кадры (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Татарии).

    б) создание частей со смешанным национальным составом, применявшееся в отношении тех наций, которые при царском режиме вообще не допускались в армию и не несли воинской службы. В данном случае считалось целесообразным вначале создавать военные школы и небольшие опытно-показательные подразделения, а затем на их базе национальные части.

    Появление национальных формирований в определенной мере повышало мобилизационные возможности страны, способствовало укреплению дружбы между народами СССР.

    Одной из главных задач военной реформы являлась перестройка системы подготовки военных кадров. В этом отношении стояли две задачи:

    Во-первых, повысить общий уровень знаний комсостава, усилить его военную и политическую подготовку;

    Во-вторых, наладить систему подготовки нового командного состава с целью нормального пополнения армии высококвалифицированными командными кадрами.

    Особое внимание было уделено вузовской подготовке. В первую очередь количество вузов стало соответствовать реальным потребностям армии, были пересмотрены методы обучения, а также проделана большая работа по обновлению и укреплению командного и преподавательского состава военно-учебных заведений.

    Возникли предпосылки для введения единоначалия. В июне 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о введении единоначалия и установило 2 его формы:

    а) оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были в ведении командира, а проведение партийно-политической работы оставалось за комиссаром;

    б) функции командира и комиссара совмещались в одном лице. Командир в таком случае назывался "Командир-военный комиссар". В этих условиях должность комиссара упразднялась и утверждалась должность помощника командира по политической части.

    Введение единоначалия в Красной Армии способствовало росту авторитета командного состава, содействовало установлению единства учебно-строевого и политического руководства. В целом сосредоточение власти в руках командиров повысило боеспособность Красной Армии и упорядочило управление войсками.

    В процессе военной реформы были созданы новые воинские уставы и наставления, отразившие основные изменения, происшедшие в Вооруженных Силах. Обусловлено было это тем, что в начале 20-х годов боевая подготовка войск проводилась без единого плана, неорганизованно.

    Введение единых планов боевой подготовки, разработка и внедрение новых инструкций, руководств и уставов способствовали усовершенствованию уровня обороноспособности страны.

    ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25 годов, преобразования в Вооружённых Силах (ВС) СССР для приведения их в соответствие с условиями мирного времени и экономическими возможностями государства после окончания Гражданской войны 1917-1922 годов. В начале 1924 года Комиссия ЦК РКП(б) во главе с В. В. Куйбышевым, а позднее - С. И. Гусевым, проинспектировав ВС, сделала вывод, что в существующем виде они небоеспособны. В феврале 1924 года пленум ЦК РКП(б) принял решение о проведении военной реформы и обновлении военного руководства. Общее руководство проведением реформы возлагалось на РВС СССР (председатель Л. Д. Троцкий, с 26.1.1925 - М. В. Фрунзе, с 6.11.1925 - К. Е. Ворошилов).

    Главными направлениями военной реформы стали: переход к смешанной системе построения ВС (сочетание кадровой системы и территориально-милиционной системы) и единоначалию; реорганизация системы подготовки военных кадров; создание национальных воинских формирований; перестройка аппарата военного управления; изменение структуры и системы работы органов военного тыла и др. Введение смешанной системы устройства ВС, несмотря на определённые недостатки (главные из которых - недостаточная боевая подготовка территориально-милиционных формирований), позволило при меньших затратах на их содержание иметь небольшую кадровую армию, обеспечивавшую безопасность страны в мирное время, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Закон СССР «Об обязательной военной службе» (1925) юридически закрепил переход к строительству армии и флота на смешанной основе. Он устанавливал всеобщую обязательную военную службу (включая 2-летнюю допризывную подготовку) граждан мужского пола с 19 до 40 лет: 2-4 года в частях кадровой армии; учебные сборы продолжительностью 8-12 месяцев за 5 лет - в территориальных частях. Было создано 3 самостоятельных органа военного управления: Штаб РККА, Главное управление РККА и Инспекторат РККА. В ходе проведения военной реформы была реорганизована система военно-профессионального образования, вместо 3-6-месячных курсов подготовки военных кадров создана сеть военно-учебных заведений. Существенно изменился состав РВС СССР: Троцкий и его сторонники были вытеснены с руководящих военных постов, их место заняли сторонники И. В. Сталина. Была упразднена должность главнокомандующего, Политическое управление РВС СССР преобразовано в Политическое управление РККА на правах отдела ЦК РКП(б), что значительно укрепило позиции политорганов в войсках. В ходе военной реформы советские ВС были приведены в соответствие с новыми политическими условиями в стране, возможностями экономики и уровнем развития военной науки и техники.

    Лит.: Фрунзе М. В. Избр. произведения. М., 1957. Т. 1-2; Брехин И. Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 годы). М., 1958; Ивашов Л. Г., Емелин А. С. Опыт военной реформы 1924-1925 годы // Военная мысль. 1991. №4.

    Военная реформа сопровождалась большим подъемом военно-теоретической работы. Проводились многочисленные съезды и совещания командного состава различных родов войск в масштабе Вооруженных Сил и в военных округах, на которых обсуждались оперативно-тактические вопросы, перспективные задачи обучения и воспитания данного рода войск. Так, в 1924-1925 гг. состоялись съезды пехотных, кавалерийских, артиллерийских начальников, начальников связи, снабжения и других. В их работе принимали участие члены Реввоенсовета СССР во главе с М.В. Фрунзе. На страницах военной печати развернулись творческие дискуссии по всем актуальным вопросам военного строительства. Особенно активной была дискуссия по проблеме организации стрелковых войск, начавшаяся по инициативе Фрунзе. В это время все шире развертывали свою деятельность военно-научные общества.

    В 1925 г. в РККА насчитывалось 77 дивизий - 31 кадровая и 46 территориальных. Мобилизационная готовность Красной Армии усиливалась за счет сосредоточения основных вооруженных сил, главным образом кадровых соединений, в приграничных округах. "С точки зрения развертывания армии, - отмечал М.В. Фрунзе, - обстановка не только не стала хуже, чем была прежде, но в некоторых отношениях имеются даже серьезные улучшения".

    Уже в ноябре - декабре 1924 г. пленум Реввоенсовета СССР с участием командующих войсками и членов РВС округов в своих решениях записал, что "реорганизация проведена своевременно и оправдала себя на опыте первых месяцев работы. Несмотря на тяжелые условия сокращенного бюджета, все мероприятия проведены с полным учетом повышения боеспособности и мобилизационной готовности Красной Армии и Флота".

    По докладу М.В. Фрунзе пленум подвел общие итоги реформы и наметил развернутую программу укрепления территориально-милиционных формирований: "Организация территориальных частей перешла за пределы опыта - Красная Армия уже вступила в полосу практического строительства и его закрепления, В процессе опыта территориальных формирований и вневойсковой подготовки мы имеем глубокое достижение, с одной стороны, в/том отношении, что территориальная система в целом получила свое принципиальное признание в рабоче-крестьянских массах, с другой стороны - углубление ее дает все основания рассчитывать, что территориальная система в соединении с существующими кадровыми частями безусловно гарантирует создание боеспособных частей и обеспечение обороноспособности Союза".

    На 1 января 1926 г. В РККА было 610 тысяч человек в составе: 1. 70 стрелковых дивизий; а) 13 кадровых дивизий усиленного состава;

    • б) 22 кадровых дивизий сокращенного состава;
    • в) 35 территориальных дивизий;
    • г) 7 территориальных резервных стрелковых полков.
    • 2. 11 кавалерийских дивизий.
    • 3. 8 кавалерийских бригад.
    • 4. 6987 орудий всех калибров.
    • 5. 30162 пулеметов.
    • 6. 60 танков.
    • 7. 99 бронеавтомобилей.
    • 8. 42 бронепоезда.
    • 9. 694 самолета.
    • 10. 3 линкора, 2 крейсера, 8 эсминцев, 9 подводных лодок, 12 сторожевых катеров (на Балтийском море).
    • 11. 2 крейсера, 4 эсминца, 6 подводных лодок, 21 сторожевой катер (на Черном море).

    В.В. Жарков

    В современных условиях уроки военного строительства 20-х годов имеют поучительный характер. Сложные и ответственные задачи проходящей военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывают историков к внимательному изучению соответствующего опыта.

    Осознание роли и места России в мировом историческом процессе, значения Вооруженных Сил в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей обычаев, традиций, нравственных ценностей нашего народа позволяют определить важность опыта деятельности государства по укреплению армии.

    Следует обратить внимание на те проблемы советского военного строительства в 20-30-е годы ХХ в., которые актуальны и сегодня:

    Реформа 1924-1925 гг. проводилась в условиях значительного сокращения военных расходов, численности Вооруженных Сил, что выводит на первый план проблему эффективного обеспечения обороноспособности;

    Опыт национального военного строительства сегодня интересен тем, что призывной контингент Вооруженных Сил Российской Федерации также многонационален;

    И в 20-е гг. ХХ в., и в настоящее время мы наблюдаем переходное состояние государства, общества и Вооруженных Сил;

    И тогда, и сейчас происходит свертывание и упрощение системы воспитательной работы с военнослужащими.

    Реорганизация Вооруженных Сил, происходившая в 20-е годы, затронула все сферы жизни армии. Она включала в себе следующие основные мероприятия: улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава, создание новой системы комплектования Вооруженных Сил, организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.

    В некоторых изданиях военная реформа 20-х годов определяется как "преобразование в области военного строительства в СССР в целях укрепления Вооруженных Сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны" .

    В начале 20-х годов назрела необходимость проведения военной реформы.

    Военно-политические, экономические и социальные условия, как внутреннего, так и международного характера, диктовали необходимость значительного сокращения Вооруженных Сил Советской Республики и приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с оборонным характером военной политики и экономическими возможностями страны.

    Проведенная в 1924 г. проверка состояния дел в военной сфере выявила ряд существенных недостатков. Вывод проверочной комиссии был однозначен: "Красной Армии как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в настоящее время нет. В настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна" .

    В мае 1924 г. ХIII съезд РКП(б) утвердил предложенные комиссией мероприятия в военной области. В резолюции съезда по отчетному докладу ЦК говорилось: "Съезд приветствует шаги, предпринятые ЦК для проведения вполне назревшей реформы в военном ведомстве" .

    Основные направления военной реформы были продиктованы жизнью и сводились к реорганизации и укреплению аппарата управления, введению смешанной системы комплектования Вооруженных Сил (сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований), перестройке системы подготовки военных кадров, введению единоначалия, укреплению воспитательной работы среди личного состава.

    Создание территориально-милиционных формирований началось ещё в августе 1923 г. Смешанный принцип комплектования юридически был закреплен в законе об обязательной военной службе, который предусматривал прохождение службы призываемых в армию в кадровых или территориально-милиционных частях. И если в 1923 г. последние составляли 17,2 % от общего количества соединений, то в 1926 г. их удельный вес в Красной Армии достигал уже 58,6% .

    Военная подготовка при территориально-милиционной системе складывалась из допризывной подготовки, военного обучения граждан призывного возраста, кратковременных учебных сборов в территориальных частях, к которым призывники были приписаны; большое внимание уделялось междусборовой работе и вневойсковому обучению.

    Реорганизация Красной Армии дала определенные положительные результаты. Территориально-милиционная система позволила сохранить большое количество воинских соединений с сокращенными органами управления в качестве ядра для развертывания их в военное время.

    Отрицательной стороной этого процесса являлось то, что расположение территориальных дивизий определялось, как правило, принципом районирования.

    Поэтому в случае войны, учитывая огромное пространство СССР и недостаточную сеть железных дорог, сосредоточение этих частей на том или ином театре военных действий представляло одну из трудных проблем для мобилизационного развертывания.

    Другим недостатком этой системы являлось то, что она, будучи основанной на проведении коротких сборов, не могла обеспечить должное сплочение частей и изучение личным составом сложной техники.

    Положение усугублялось еще и тем, что в то время среди призываемых было много неграмотных, особенно среди крестьянского населения. Так, среди призывников 1924 г. количество неграмотных составляло 19,4% .

    Все вышесказанное серьезно затрудняло военное строительство. В марте 1924 г., выступая на совещании по территориальным формированиям, М.В. Фрунзе признал: "Рассуждая принципиально, мы должны сказать, что милиционная система при многих своих преимуществах сама по себе еще не может считаться самодовлеющим средством, гарантирующим при всяких условиях обороноспособность государства. Не всякая милиция и не всегда выгоднее и предпочтительнее постоянной армии" .

    Одновременно с внедрением в Советские Вооруженные Силы территориально-милиционных формирований развивалось и национальное строительство. Политическое руководство планировало проводить его в двух формах:

    а) это создание однонациональных частей и соединений, которое осуществлялось народами СССР, уже имевшими собственные национальные кадры (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Татарии).

    б) создание частей со смешанным национальным составом, применявшееся в отношении тех наций, которые при царском режиме вообще не допускались в армию и не несли воинской службы. В данном случае считалось целесообразным вначале создавать военные школы и небольшие опытно-показательные подразделения, а затем на их базе национальные части.

    К весне 1925 г. в национальных воинских формированиях служили 65 тыс. человек, что составляло десятую часть общей численности Красной Армии .

    Появление национальных формирований в определенной мере повышало мобилизационные возможности страны, способствовало укреплению дружбы между народами СССР.

    Одной из главных задач военной реформы являлась перестройка системы подготовки военных кадров. В этом отношении стояли две задачи:

    Во-первых, повысить общий уровень знаний комсостава, усилить его военную и политическую подготовку;

    Во-вторых, наладить систему подготовки нового командного состава с целью нормального пополнения армии высококвалифицированными командными кадрами.

    В армии имелся большой некомплект командного состава: высшего - 28 чел., старшего - 442 чел., среднего - 5138 чел., младшего - 7297 чел. .

    В 1924 - 1925 гг. был проведен ряд мер по очищению командного состава от чуждых (в советском понимании) армии элементов, по усилению роли красных командиров, по сплочению командного состава.

    Особое внимание было уделено вузовской подготовке. В первую очередь количество вузов стало соответствовать реальным потребностям армии, были пересмотрены методы обучения, а также проделана большая работа по обновлению и укреплению командного и преподавательского состава военно-учебных заведений: из 777 чел. 177 были признаны подлежащими увольнению или переводу на другую должность . И все же "опростить’’ вузы не удалось: в 1925 г. руководящий состав военных академий на 8,9% составляли выходцы из рабочих, 12,6% - крестьяне, 78,5% - прочих социальных слоев. В среде выпускников вузов доля рабочих и крестьян неуклонно повышалась: в 1924 г. 33% выпускников военно-учебных заведений по происхождению были из рабочих, а 52% - из крестьян .

    Возникли предпосылки для введения единоначалия. В июне 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о введении единоначалия и установило 2 его формы:

    а) оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были в ведении командира, а проведение партийно-политической работы оставалось за комиссаром;

    б) функции командира и комиссара совмещались в одном лице. Командир в таком случае назывался "Командир-военный комиссар". В этих условиях должность комиссара упразднялась и утверждалась должность помощника командира по политической части.

    Уже в апреле 1925 г. 40% командиров корпусов, 14% командиров дивизии и 25% командиров полков стали единоначальниками .

    Введение единоначалия в Красной Армии способствовало росту авторитета командного состава, содействовало установлению единства учебно-строевого и политического руководства. В целом сосредоточение власти в руках командиров повысило боеспособность Красной Армии и упорядочило управление войсками.

    В годы военной реформы произошло укрепление партийно-политической работы. На протяжении 1921-1923 гг. ЦК принял ряд важнейших решений, направленных на укрепление партийно - политических органов и улучшение проводимой ими партийно-политической работы.

    Специфика партийно-политических органов заключалась в том, что они являлись и руководящими (де-факто командными), и политическими (партийными) органами.

    В 1924 г. начался процесс "очищения" партийно-политических органов от "негодных, неустойчивых элементов".

    Большое внимание было уделено вопросу подготовки политсостава, которая проводилась через военно-политические школы.

    Наряду с укреплением политорга-нов, ЦК РКП(б) провел ряд важных мероприятий по преобразованию и совершенствованию партийных организаций в Красной Армии.

    В 1924 г. в связи с увольнением военнослужащих 1901 года рождения и призывом 1902 года рождения произошло радикальное обновление почти всего рядового состава армии. Это сказалось и на армейской парторганизации: она значительно обновилась, изменилась ее численность (резко уменьшилось число членов партии - с 31595 человек на 1 января 1924 г. до 24468 человек на 1 июля 1924 г. ).

    Молодые армейские коммунисты не имели достаточной политической подготовки, что затрудняло их участие в партийной работе. Но постепенно состояние дел выровнялось, чему в немалой степени помогла разработанная Политическим Управлением РККА двухлетняя программа политического обучения и воспитания бойца, которая имела своей основной "целью подготовку сознательного, боеспособного защитника Социалистического Отечества".

    В процессе военной реформы были созданы новые воинские уставы и наставления, отразившие основные изменения, происшедшие в Вооруженных Силах. Обусловлено было это тем, что в начале 20-х годов боевая подготовка войск проводилась без единого плана, неорганизованно.

    Введение единых планов боевой подготовки, разработка и внедрение новых инструкций, руководств и уставов способствовали усовершенствованию уровня обороноспособности страны.

    Военная реформа 1924-1928 гг. имела большое значение, ее опыт до сих пор носит поучительный характер. Объективные условия, прежде всего экономическая неразвитость, предопределили создание смешанной системы Вооруженных Сил, сочетающих кадровую и территориально-милиционную армию. Однако при определенных достоинствах данная система не обеспечивала должного уровня боевой и политической подготовки войск. В ходе реформы был реорганизован военный аппарат, что позволило повысить надежность, оперативность и устойчивость управления войсками. Организационно-штатная структура армии и флота была приведена в соответствие с потребностями военного дела, материальными и людскими ресурсами страны. Реформа позволила стабилизировать численный состав армии, установить четкую систему комплектования Вооруженных Сил, прохождения военной службы. Значительным явлением стал переход к единоначалию. Радикальным изменениям была подвергнута вся система подготовки кадров через военно-учебные заведения, серьезно улучшена организация боевой и политической подготовки личного состава армии.

    Огромная работа была проведена в среде партийно-политической работы, где произошло укрепление партийно-политических органов и улучшение подготовки политсостава.

    Анализ опыта военного реформирования должен быть продолжен, так как это поможет выработать необходимые концептуальные рекомендации по совершенствованию современной воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по улучшению морально-политического обеспечения деятельности войск.

    Примечания

    1. См. напр.: Военный Энциклопедический Словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 254.

    2. Ворошилов К.Е. 15 лет Красной Армии. Л.: Ленпартиздат, 1933. С. 18.

    3. КПСС в резолюциях и решениях. Т. 3. М.: Политиздат, 1984. С. 208.

    4. См.: Кадишев А.Б. История советского военного искусства 1917-1940. М.: Изд. ЦИК СССР, 1925. С. 481.

    5. См.: Ворошилов К.Е. Статьи и речи. М.: Партиздат, 1937. С. 44.

    6. Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1977. С. 119.

    7. См.: Градосельский В.В. Национальные воинские формирования в Красной Армии (1918-1938 гг.) // Военно-исторический журнал. 2001. №10. С. 2-7.

    8. См.: Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 г.г). М.: Воениздат. 1958. С. 259.

    9. См.: Осьмачко С.Г. Военная реформа в СССР (1924-1928 г.г): Содержание, значение и исторические уроки. Ярославль: ЯВЗРКУ, 1991. С. 34.

    10. См.: Берхин И.Б. Указ. соч. С.301.

    11. См.: Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1983. С. 133.

    12. Cм.: Берхин И.Б. Указ. соч. С. 401.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта