Главная · Болезни желудка · Идеальный режим дня для ребенка 2 года. Как составить режим дня с двумя маленькими детьми? Детская физкультура и активные прогулки

Идеальный режим дня для ребенка 2 года. Как составить режим дня с двумя маленькими детьми? Детская физкультура и активные прогулки

Ребенку исполнилось два года, он становится все более самостоятельным, активным, начинается период кризиса трех лет. Если он еще не пошел в детское дошкольное учреждение, следует начинать приучать его к определённому режиму дня.

Примерный план действий в течение дня полезен для ребенка, он становится менее беспокойным, легче усыпает и с удовольствием кушает. Ребенок, приученный к режиму, проще перенесет посещение детского сада и разлуку с мамой. Самим родителям также будет проще выполнять каждодневные обязанности, зная время сна и питания своего подопечного.

График дня должен учитывать особенности каждого малыша, но в целом план на день выглядит одинаковым.

К двум годам многие дети спят хорошо и беспробудно около 10 часов. Нарушить покой может болезнь или прорезывание последних коренных зубов. Днем дети спят один раз, сон длится до 2 часов.

Родители встречаются и с тем, что перейдя двухлетний рубеж, малыш отказывается ложиться днем. Сон в середине дня является важным этапом в развитии ребенка, т.к. его нервная система еще не окрепла. В детском саду дневной сон обязателен. Поэтому нужно распределить первую половину дня таким образом, чтобы малыш устал и спокойно поспал.

День нужно начинать в 7-8 часов и заканчивать до 22.00. В день ребенку нужно питаться полноценно три раза, между едой присутствуют легкие перекусы (фрукты, овощи, молочнокислые продукты).

Важным элементом распорядка являются прогулки на улице. Детские доктора рекомендуют выводить ребенка на улицу дважды в день по паре часов. Но если времени не хватает, достаточно и часа. Следует учитывать и погодные условия.

Промежутки между сном, кормлением и прогулками следует заполнять играми, творческими занятиями (рисование, лепка, чтение, танцы и др.).

Рассмотрим график дня двухлетнего ребенка

7.30 – просыпается, умывается;
8.00 – завтракает;
8.30 – играет, спортивные мероприятия;
10.00 – легкий перекус;
10.30 – первая выход на улицу;
12.00 – обеденное время;
13.00 – время отхода ко сну;
15.00 – играет, выполняет задания;
16.00 – полдник;
17.00 – второй выход на улицу;
19.00 – вечерняя трапеза;
19.30 – чтение, спокойные занятия
21.00 – употребление молочнокислого продукта;
21.30 – умывание, вечерний душ;
22.00– период ночного сна.

Строгое следование распорядку дня совершенно ни к чему, пусть малыш поспит подольше на 15 минут и поиграет побольше. Но примерный график для него необходим.

Начинайте постепенно приучать ребенка к нему и вскоре он сам будет просить кушать и спать в одно время.

План дня предполагает три раза позаниматься играми и творческими заданиями, но если на улице отличная погода, то можно потратить это время на прогулку на свежем воздухе в парке или отправиться на аттракционы. А в холодную и дождливую погоду как раз можно подольше поиграть, порисовать, полепить или пригласить гостей с детьми такого же возраста.

Режим дня для двухлетних ребят является залогом успешного гармоничного развития и подготовкой к режиму детского сада, а потом и школы. Дети проще переносят возрастные кризисы, легче адаптируется в новых условиях. А мамы и папы планируют свой день в соответствии с режимом подопечного.

Двухлетний ребенок – это яркая индивидуальность со своими интересами, характером и мнением. Одни очень подвижны и любознательны, а другие – усидчивы и в меру любопытны. Не зависимо от того, какой ребенок по темпераменту он нуждается в правильно составленном режиме дня, включающем: питание, дневной отдых, продолжительностью сна около 1,5 — 2,5 часов и ночной, длительностью 10 -11 часов, а так же игры, развивающие занятия и много другое.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно составить распорядок дня, с учетом характера и особенностей двухлетнего ребенка, чтобы он правильно развивался, рос здоровым и жизнерадостным.

Режим сна и отдыха:

Малыша не следует насильно укладывать спать, отложив дневной сон на некоторое время, если он:

  • энергичен
  • долго не засыпает
  • немного не закончил игру: активное складывание пирамиды, одевание куклы, выгрузку из машинки кубиков и т.д.

Если вы следуете примерно запланированному графику, то ребенок привыкает к нему и интуитивно придерживается в течение длительного промежутка времени. Например, организм ребенка настраивается на то, что в этот период надо проснуться или уснуть, а в это время активно выделяется желудочный сок, требуя еды и т.д.

Бывают дни, когда дневной сон малыша длится дольше, чем обычно. Это вполне нормальное явление и может быть вызвано многими причинами:

  • физическим состоянием ребенка
  • новыми впечатлениями
  • окружающей обстановкой
  • погодными условиями.

Учитывайте время года создавая режим ребенку.

Некоторые родители замечают, что в летний период времени распорядок для малютки двух лет приходится корректировать или значительно изменять. Почему так происходит? Ответ простой: летом ребенок больше двигается и дольше бывает на свежем воздухе, получая массу впечатлений и незабываемых эмоций. В силу этих причин карапуз меньше спит, засыпая вечером на 1 час позже и просыпаясь утром на 1 час раньше. Чтобы ребенок не переутомлялся, его следует укладывать спать в дневное время на 1-1,5 раньше, дополняя ночной сон.

Летом ребенок бывает на улице практически весь день, а зимой только 1,5-2,0 часа в день.

В осенний или весенний сезон время прогулок регулируется в меньшую или в большую сторону в зависимости от погодных условий.

Незаменимым помощником в составлении режима дня будет для вас сам малыш!

Учитывая его склонности и интересы к той или иной игре, познавательным занятиям и т.д. Вы сможете определиться со временем и периодичностью их проведения. Например, если ребенок шустрый, то больше времени можно выделить для подвижных игр. Если же карапуз спокойный и усидчивый, то рекомендую включить в режим дня больше занятий творчеством, рисование и т.д.

А как же детский сад?!

Если ваш малыш ходит в садик, то его режим дня будет значительно отличаться от пребывания дома:

Во-первых, ребенок должен раньше вставать, ведь время утреннего подъема отсрочить нельзя.

Во вторых, чтобы карапуз выспался, его с вечера нужно раньше уложить спать. Ведь сон двухлетнего ребенка должен длиться не менее десяти часов. Кстати, не стоит приучать малютку засыпать в абсолютной тишине. В последствиеон будет просыпаться от любого звука или даже шороха.

В третьих, в выходные дни точно следовать режиму дня, установленному в садике. Малыш за рабочую неделю привык к нему и не стоит травмировать его психику и нарушать слаженную с графиком работу организма. Замечено, что любые нарушения режима сопровождаются капризами, истериками и плохим настроением ребенка. Малыш мучается, долго не засыпает, если раньше укладываете его спать, не хочет кушать, если в яслях время игры или другого занятия и т.д. и т.п.

Не забывайте про игры, обучающие и творческие занятия.

В составлении режима дня рекомендую выделить время для самостоятельной игры и для совместных занятий и игр с родителями или близкими для него людьми. Как правило, в первой половине дня родители заняты своими домашними делами, поэтому при составлении графика самостоятельную игру лучше включить до обеда. Конечно же, можно привлечь карапуза к своей работе, например, лепить пирожки. В результате малыш с азартом будет помогать Вам и увлекательно проведет время.

Не зависимо от времени года обязательными являются каждодневные прогулки по свежему воздуху. На улице желательно поиграть с малышом в подвижные игры, чтобы ребенок вдоволь выхлестнул свою накопившуюся энергию. Во время прогулки поговорите с ним об окружающем его мире, обратите внимание малыша на красоту природы, ее окраску и т.д. Вернуться с прогулки нужно как минимум за полчаса до еды, чтобы карапуз смог спокойно снять из себя верхнюю одежду, немного отдохнуть и помыть руки.

Обязательным условием интеллектуального и культурного развития ребенка являются развивающие и познавательные занятия – уроки. Для двухлетнего карапуза они должны проходить в игровой форме, быть не длительными и не утомительными.

  • рисование. На этом занятии можно и рисовать, и разукрашивать.
  • творчеством: лепка или аппликация
  • музыка или пение. Во время этого урока можно разучивать и петь песенки, слушать красивую, красивую музыку.
  • выполнение физкультурных упражнений
  • общеобразовательное занятие, на котором изучают цвета, геометрические фигуры, времена года и т.п.
  • чтение – ребенок слушает, как читает взрослый или ознакомление с книгой – малыш пролистывает страницы и рассматривает картинки.
  • математика – разучиваем считалочки.

Приблизительный распорядок дня малыша 2 лет.

Следуя своему графику, ваш карапуз будет здоровым, счастливым, эрудированным, полным сил и энергии.

Действие

малютка просыпается

с 7.00 до 7.15

приводит себя в порядок

с 7.15 до 7.35

завтракает

с 7.35 до 7.45

Помогает маме заниматься домашними делами

с 7.45 до 8.00

занятие №1

с 8.00 до 10.00

прогулка на улице

с 10.10 до 10.15

переодевается после прогулки

с 10.15 до 10.30

малыш играет самостоятельно

с 10.30 до 11.00

моет руки, обедает

с 11.00 до 14.00

с 14.00 до 14.10

просыпается и приводит себя в порядок

с 14.10 до 14.30

самостоятельно играет в доме

с 14.30 до 14.45

занятие № 2

с 14.45 до 15.00

полдничает

с 15.00 до 16.30

прогуливается на улице

с 16.30 до 16.35

переодеваемся после прогулки, моет руки

с 16.25 до 16.55

играет самостоятельно

с 16.55 до 17.15

Занятие № 3

с 17.15 до 17.30

моет руки перед ужином, ужинает

с 17.35 до 19.30

прогуливается на улице

с 19.30 до 19.35

переодеваемся после прогулки

с 19.35 до 20.00

водные процедуры перед сном

с 20.00 до 20.30

ложится и слушает чтение книг перед сном

с 20.30 до 7.00

Читайте нашу статью о питании ребенка 2-х лет , уверена Вы сможете подчеркнуть там много новой и полезной информации для Вашего малыша.


Ребенок постоянно растет и развивается. Разница между годовалым малышом и двухлетним очень заметна. Потребности его также меняются. О них надо помнить, чтобы сформировать удобный режим дня.

Сон двухлетнего малыша

В этом возрасте кроха спит днем один раз. В зависимости от особенностей его темперамента сон может длиться 1,5–3 часа, ночной - 10–11 часов. Период бодрствования составляет от 5 до 6 часов.

Если режим повторяется изо дня в день, то малыш постепенно к нему привыкает, уложить его и днем, и вечером легко. Но важно определить, какой распорядок отдыха подходит конкретному ребенку. Для этого нужно обращать внимание на его поведение. Бывает, что после нескольких часов бодрствования карапуз становится чрезмерно активным, он беспорядочно носится, капризничает по малейшему поводу, не слушается, делает что-то запрещенное. Или наоборот - он чересчур спокойный, его ничего не интересует, хнычет по поводу и без. Так психика детей реагирует на переутомление. Если это не разовая ситуация, то дневной сон нужно немного сдвинуть, чтобы уложить кроху раньше на полчаса-час.

Возможна и противоположная проблема: укладывание затягивается, так как карапуз бодр и полон сил. Лучше отсрочить ненадолго сон, чтобы он успел устать. Иначе малыш все равно не заснет, а маминых нервов и сил будет потрачено немало.

Если режим налажен правильно, с учетом биологических часов ребенка, то он легко засыпает, а затем просыпается в хорошем настроении. Иногда кроха в два года может спать немного больше или меньше под влиянием самочувствия, погоды, полученных впечатлений. Это нормально. В случаях, когда подобные ситуации повторяются редко, предпринимать ничего не надо.

Распорядок дня ребенка может меняться в разное время года. Особенность летнего периода - за окном раньше светлеет и позже темнеет. В результате малыш тоже начинает вставать раньше, а ложиться позже. Чтобы избежать переутомления, укладывать днем его надо пораньше. Скорее всего, дневной сон будет более длительным.

Этому способствует не только уменьшение ночного отдыха, но и изменения в прогулках на свежем воздухе. Они становятся более длительными, чем зимой, так что кроха получает больше впечатлений. Также они более активные благодаря легкой одежде и обуви, ребенок много двигается. Вернуться с прогулки надо за полчаса до обеда.

Режим питания

Питание двухлетнего малыша остается четырехразовым. Детям в два года надо есть достаточно часто, ведь у них ускорен метаболизм, а день они проводят обычно более активно, чем взрослые. А вот от ночных кормлений в этом возрасте следует отучать. Теперь это дело привычки, а не потребность, поэтому режим надо менять.

Первый прием пищи имеет особенное значение. Завтраком нужно кормить через полчаса-час после пробуждения. Он должен обеспечить малыша энергией до самого обеда. Помогут в этом:

  • углеводы, получаемые из каш;
  • белки (можно предложить крохе сваренное вкрутую яйцо или омлет);
  • клетчатка, которая обеспечит чувство сытости и положительно повлияет на пищеварение.

Следующий прием пищи - обед. Кормить ребенка следует после прогулки, незадолго до дневного сна. В меню должны входить супы, мясные блюда с гарниром. Бывает, что малыш в два года не доедает порцию до конца, отказывается от тех или иных продуктов. Такое поведение в рамках возрастной нормы. Если он выглядит здоровым, активным и жизнерадостным, то ему наверняка хватает получаемой пищи.

После дневного сна приходит время полдника. Он не должен быть чересчур сытным. Полдник помогает продержаться до ужина, а не заменить его. Выспавшийся малыш очень активен, ему нужна «быстрая» энергия для игр. Оптимальный вариант - кефир, творог или йогурт с фруктами.

Если ребенка сложно утром поднять, то, вероятно, ему не хватает ночного сна. Стоит пересмотреть режим.

Ужин желательно делать легким. Это могут быть разные блюда из овощей, творожная запеканка, яйца в разных видах. Выбирать нужно то, что карапуз не ел в течение дня.

Другие дневные занятия

День следует начинать с высаживания на горшок. В два года малыш уже, скорее всего, готов им пользоваться. Так что если он еще не приучен, то этому надо уделять больше внимания и соответственно строить режим. Затем наступает время гигиенических процедур и несложной зарядки. Лучше всего делать ее вместе с карапузом: он с удовольствием повторяет действия за родителями. Полезно сопровождать процесс стихами и потешками.

После завтрака – оптимальное время для любых развивающих занятий. В первой половине дня информация хорошо усваивается. Так что стоит заняться рисованием, чтением, поучиться считать, различать цвета и другим полезным для ребенка навыкам. Если в планах домашние дела, то к ним стоит приобщить и кроху. Например, выдать ему тряпочку для протирания пыли.

Малыш двухлетнего возраста быстро устает от своего занятия, поэтому виды деятельности нужно постоянно менять. Желательно чередовать спокойные игры с более активными или танцами. После домашних мероприятий очень желательна прогулка, если позволяют погодные условия. Стоит обеспечить возможность много двигаться.

После возвращения домой карапуз моет руки, обедает, спит, полдничает. Затем опять приходит время для игр и прогулок. Чем ближе к вечеру, тем спокойнее занятия следует выбирать. Перед сном можно почитать книгу, спеть песенку малышу. Телевизор в это время смотреть не стоит: быстрая смена картинок на экране возбуждающе действует на неокрепшую нервную систему ребенка.

Пример распорядка дня

Приблизительный режим дня малыша в 2 года выглядит так.

С 8.00 до 9.00 ребенок просыпается, умывается, делает зарядку.

С 9.00 до 9.30 завтракает.

С 9.30 до 13.00 – время для домашних занятий, игр, прогулки.

С 13.00 до 13.30 – обедает.

С 13.30 до 16.30 – готовится ко сну, укладывается на дневной сон.

С 16.30 до 17.00 – полдничает.

С 17.00 до 19.30 время проходит за играми и вечерней прогулкой.

С 19.30 до 20.00 – ужинает.

С 20.00 до 20.30 – купается.

С 20.30 до 21.30 – готовится к ночному сну, укладывается.

Подобный режим дня приблизительный, в него можно вносить поправки, чтобы удобно было всей семье. Важно только следить, чтобы достаточно времени отводилось на ночной сон и полноценное питание. В два года ребенок уже способен ненадолго занимать себя, поэтому нужно приучать его играть самостоятельно.

Появление ребенка в семье – это не только радостное и волнующее событие, но и нарушение привычного образа жизни родителей. Редко бывает, чтобы малыш в первые месяцы жизни быстро привык к определенному режиму, но график дня двухлетнего ребенка, как правило, уже выработан и позволяет маме более-менее точно спланировать свой день.

Дети после первого года жизни охотнее выдерживают определенный режим дня, что позволяет лучше подготовить малыша к саду и сформировать у него ряд привычек, которые позволят облегчить воспитание и приучить чадо к послушанию. Придерживаясь определенного расписания, родители могут приучить малыша вовремя есть и укладываться спать без долгих капризов, так как он сам станет считать это нормой. Несмотря на то, что в каждой семье свои привычки и порядки, специалистами выработан примерный режим, который наиболее оптимально подходит для физического и психологического развития.

Важно помнить, что чем позитивнее будет преподноситься каждое действие, тем скорее и с большим удовольствием малыш втянется в процесс. Для каждого этапа можно подобрать разные стишки и даже игры, которые позволят заинтересовать ребенка в происходящем.

Пробуждение и подготовка к завтраку

Хорошо, если удастся приучить ребенка пробуждаться с 6:30 до 7:30 утра, но не нужно будить его специально до 8:,00-8:30. От того, с каким настроением ребенок проснется, зависит практически весь день. Во-первых, нужно предложить ребенку горшок (по необходимости), провести умывание и чистку зубов. Когда полезные привычки становятся частью обязательного утреннего ритуала, это помогает в дальнейшем избежать неприятных эмоций, связанных с приобретением необходимых навыков. Малыш будет считать обязательной нормой то, что нужно умываться и чистить зубы, и это позволит легче приучить его к порядку в других сферах.

Завтрак

Составлять утреннее меню нужно исходя из индивидуальных особенностей и медицинских показаний, но хорошо, если он будет включать следующие продукты:

  • кашу или запеканку (в том числе омлеты);
  • овощи и/или фрукты;
  • напиток (чай, компот, сок).

Не нужно насильно заставлять ребенка есть все, но и необходимый минимум нужно попытаться ему дать. Полноценный завтрак позволит организму малыша быстрее «проснуться» и наполниться энергией до обеда. Лучше не тратить на завтрак более получаса.

Прогулка и игры

После завтрака можно заняться творчеством, развивающими играми или пойти на прогулку, если позволяет погода и самочувствие. Если ребенка приучать к тому, что в первой половине дня нужно заниматься счетом, чтением и рисованием, потом ему будет проще адаптироваться к режиму дня в садике и школе. После первого года жизни с ребенком можно заниматься разными развивающими играми, понемногу начинать аппликацию, можно попробовать заинтересовать его изучением цветов и форм. Время на улице можно посвятить не только активным играм, но и получение первых навыков общения с чужими детьми. Для летнего периода лучше выбирать активные, подвижные игры, но независимо от времени года на улице в этом возрасте активность стоит поощрять.

Если ребенок просит есть между завтраком и обедом, постарайтесь обойтись небольшим количеством сока или легких фруктов или овощей. Не нужно перебивать аппетит незадолго до обеда, но не стоит отказывать ребенку в нужных ему калориях, если это не откровенная попытка выпросить что-то вкусное.

Обед

Около 12:0-12:30 можно приступать к обеду. Приучайте малыша мыть руки перед едой, чтобы это стало частью графика. В два года дети могут быть привередливы в еде и капризны, но, несмотря на это, нужно попытаться без лишнего негатива накормить ребенка, поочередно сменяя блюда. 100-150 г супа, 100-120 г второго с гарниром, какой-либо напиток – примерно так должен выглядеть обычный обед, который можно дополнить свежими овощами или фруктами. Вполне вероятно, что малыш не съест и половины, но если он выглядит здоровым и активным, не нужно настаивать на том, чтобы все приготовленное было съедено.

Послеобеденный сон

Распорядок дня двухлетнего ребенка обязательно должен включать в себя дневной сон. Даже если он не засыпает, нужно лечь вместе с ним с книжкой или любимой игрушкой и отдохнуть какое-то время в тихой спокойной обстановке. Обычно дети после года сохраняют тягу к послеобеденному сну, который позволяет им отдохнуть от полученных за полдня впечатлений. Ребенку будет легче, если время и процедура укладывания будут неизменными изо дня в день. Отдых после обеда позволит ребенку сохранить хорошее настроение до самого вечера.

Полдник

Ускоренный обмен веществ у детей приводит к тому, что детям нужно восполнять энергию минимум 4 раза в день. После дневного сна еда не должна быть сытной или обильной, поэтому лучшим вариантом считаются фрукты, молочные продукты или напиток с бутербродом. Время для полдника нужно выбирать, отталкиваясь от того, во сколько малыш обедал. После начала обеда должно пройти не меньше трех с половиной часов.

Развитие и развлечения

Режим второй половины дня может также включать прогулку, но вместо этого можно посвятить время домашним занятиям. Слишком активные игры лучше не выбирать, чтобы малыш не слишком разгуливался перед вечерним отдыхом. Как вариант, можно устроить просмотр мультфильмов или других развлекательных программ.

Ужин

Около 19:00-19:30 пора приступать к ужину. Вечернее кормление не должно быть слишком тяжелым и может содержать те продукты, от которых ребенок отказался в течение дня, например овощи, фрукты и кисломолочные продукты. Можно предложить запеканки, омлеты или вареные яйца, овощные блюда, салаты. В качестве напитка лучше выбрать сок, компот, молоко или кефир.

Свободное время

После ужина до 20:30-21:00 малыш может сам выбрать себе занятие по настроению, но стоит ограничить его в активных играх, так он спокойнее отправится спать и быстрее уснет.

Купание и ночной сон

В районе 21:00 можно начинать укладываться спать. Купание и другие вечерние процедуры можно превратить в небольшие игры с любимыми игрушками, тогда ребенок охотнее будет принимать в этом участие. Непосредственно перед сном, уже в кровати, можно прочитать ребенку сказку, чтобы ему интереснее было засыпать.

Такой режим дня подходит до третьего года жизни, но каждая семья может изменить его под свои предпочтения и возможности.

Не стоит сокращать время ночного сна, количество и порядок кормлений.

Каждый пункт нужно постараться преподнести как развлечение для малыша, постараться избегать негативных эмоций, так ребенок быстрее привыкнет к соблюдению распорядка и сам будет поддерживать установленный режим.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-1,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30-11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15-15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00-19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00- 7.00