Главная · Диарея · Сильный уравновешенный тип. Типы высшей нервной деятельности (общие и специфические)

Сильный уравновешенный тип. Типы высшей нервной деятельности (общие и специфические)

Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.

Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД - это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:

  • Психическую деятельность.
  • Особенности поведения.

Свойства ВНД

Основные особенности передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:

  1. Силу нервных процессов.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность.

Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.

Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.

Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.

Типы ВНД

Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:

  1. Сильный, подвижный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

ВНД - это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:

  1. Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
  3. Средний. Обе системы уравновешены.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.

Сангвиник

Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.

Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.

ВНД - это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.

Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и которые в обществе просто необходимы.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.

К особенностям можно также отнести:


Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
  • На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
  • Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.

Чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.

Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.

Изучение деятельности больших полушарий вместе с ближайшей подкоркой в нормальных условиях (методом условных рефлексов) привело к созданию схемы типов нервной деятельности или основных образцов поведения высших животных.

Типы нервной системы делят на общие, встречающиеся у человека и у животных, и частные, свойственные только человеку.

Тип нервной системы - это индивидуальная характеристика нервной системы по трем основным признакам: 1) силе возбуждения и торможения; 2) соотношению, или уравновешенности, возбуждения и торможения между собой и 3) подвижности возбуждения и торможения, которая характеризуется скоростями их иррадиации и концентрации, скоростью образования условных рефлексов и др.

Школа И. П. Павлова установила у собак четыре типа нервной системы. Первый тип - сильный (сильное возбуждение и сильное торможение), неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением, безудержный. Второй тип - сильный, вполне уравновешенный, инертный, малоподвижный, медленный. Третий тип - сильный, вполне уравновешенный, очень живой, подвижный. Четвертый тип - слабый, со слабым возбуждением и торможением, легко тормозимый. Легкая тормозимость этого типа обусловлена как слабым и легко иррадиирующим внутренним торможением, так и особенно внешним торможением под влиянием незначительных посторонних раздражителей.

Только у немногих животных четко выступают черты определенного типа нервной системы. У большинства же эти черты весьма неотчетливы, и определить у них тип нервной системы затруднительно.

От типа нервной системы при других равных условиях зависят: различная скорость выработки условных рефлексов, различные величины условных рефлексов и их прочность, различия скорости иррадиации и концентрации возбуждения и торможения, разная устойчивость к действию факторов, вызывающих нарушение высшей нервной деятельности, и приспособленность к различным воздействиям внешней среды. Тип нервной системы определяет не только поведение животного организма, но и характер деятельности его внутренних органов, обусловленный функциональным состоянием симпатической и парасимпатической систем.

Собаки, у которых преобладает торможение, слабо реагируют на вещества, возбуждающие симпатические центры промежуточного мозга, и, наоборот, сильно реагируют на вещества, возбуждающие парасимпатические центры промежуточного мозга. Собаки, у которых преобладает возбуждение, наоборот, сильно реагируют на вещества, возбуждающие симпатические центры промежуточного мозга, и слабо реагируют на вещества, возбуждающие парасимпатические центры промежуточного мозга. У уравновешенных животных реакция на оба вещества одинакова. Соответствие типов нервной системы, установленных методом условных рефлексов, типам нервной системы, определенным по действию веществ на симпатические и парасимпатические отделы промежуточного мозга, позволяет считать, что тип нервной системы зависит от преобладания тонуса одного из отделов вегетативной нервной системы. Следовательно, характер поведения животного в значительной мере зависит от функционального состояния вегетативной нервной системы (С. И. Гальперин, 1949, 1960).

Схема деления типов нервной системы на частные, человеческие основана на том, что у некоторых людей (первый тип) первая сигнальная система преобладает над второй сигнальной системой и, наоборот, у людей второго типа вторая сигнальная система преобладает над первой. У человека со средним типом нервной системы обе сигнальные системы имеют приблизительно одинаковое значение. Нормальное мышление возможно лишь при неразрывном участии обеих систем. Степень соотношения обеих систем чрезвычайно разнообразна у разных людей.

При определении типов человека необходимо учитывать, что человек отображает мир в двух формах: 1) воспринимая непосредственное действие раздражителей внешнего мира и 2) воспринимая речь, сигнализирующую эти непосредственные раздражители.

Типы нервной системы и темпераменты

И. П. Павлов считал, что четыре типа нервной системы, установленные в опытах на животных, приблизительно совпадают с классической схемой темпераментов, установленной на людях еще Гиппократом.

Первый тип приблизительно соответствует холерику, второй - флегматику, третий - сангвинику и четвертый - меланхолику. Темперамент характеризуется главным образом силой нервного, а следовательно, и психического процессов, взаимоотношением возбуждения и торможения и скоростью их протекания. Однако темперамент человека не равнозначен типу его нервной системы. Темперамент человека, несомненно, связан со свойствами нервной системы, характеризующими тип. Но формы поведения человека определяются не отдельными раздражителями, а явлениями, предметами и людьми, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его воспитанием, убеждениями, мировоззрением. Поэтому при характеристике темперамента человека необходимо учитывать не только функциональные особенности его нервной системы, а прежде всего условия его жизни в обществе определенной исторической эпохи и его практической деятельности.

Необходимо учесть, что только у немногих людей имеются указанные четыре темперамента в относительно чистом виде. У большинства черты разных темпераментов сочетаются.

Воспитание типов нервной системы

Типы нервной системы изменяются после рождения. Они развиваются в филогенезе, но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим воздействиям обстановки, то окончательно характер складывается как сплав из прирожденных черт нервной системы (типа) и изменений ее свойств, обусловленных внешней средой, часто закрепляющихся на всю жизнь. Таким образом, врожденные свойства нервной системы могут проявляться только в момент рождения. Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но в большей степени зависит от постоянного воспитания и обучения.

Тип нервной системы изменяется воспитанием, систематической тренировкой. Практикой торможения можно до известной степени изменить сильный неуравновешенный тип, сделать его более уравновешенным. Слабый тип труднее поддается значительным изменениям. У него нормальная высшая нервная деятельность осуществляется только в благоприятных условиях работы, так как он чаще других способен давать «срывы».

Тип нервной системы влияет на обучение сельскохозяйственных животных. Возбудимый тип лошади легко и быстро обучаем, но следует избегать перенапряжения торможения. Животные сильного, инертного типа медленно обучаются. Лошади слабого типа почти непригодны для работы. Они обучаются с трудом.

Типы высшей нервной деятельности

Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех основных темпераментов: меланхолическому, холерическому, сангвиническому и флегматическому. Эти темпераменты хорошо соответствуют четырем основным типам высшей нервной деятель­ности, установленным Павловым на основании многолетнего изу­чения образования и протекания условных рефлексов у животных. В основу деления на типы Павлов положил три основных свойства нервных процессов.

Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения. Она определяется пр-едёльнои силой раздражения, при которой мо­гут быть образованы условные рефлексы. Второе свойство - соот­ношение силы процессов возбуждения и тпрмпжрння иными сло-вами, их уравновешенность или неуравновешенность. Третье свой­ство -пс^движяость пропесспв нпч^ужгтр^ир и торможрння, т. е. скорость, сШкой они могут сменять друг друга.

На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выде­лил четыре основных типа: слабый; сильный, неуравновешенный;

сильный уравновешенный подвижный; сильный уравновешенный медленный, или спокойный. Такое деление на типы высшей нервной деятельности применимо и к человеку, в частности к детям.

Слабый тип. Дети, относящиеся к этому типу, не переносят сильных или длительных раздражении, которые вызывают у них запредельное торможение. Легко возникает у них и индукционное торможение. Так, рефлексы тормозятся под влиянием посторонних раздражителей, особенно новых, необычных. Такой ребенок, впер­вые попав в новую обстановку, например при первом посещении детского сада, стоит, опустив голову, не отвечает на вопросы, дер­жится за мать, а при настойчивых, повторных вопросах легко мо­жет заплакать. Условные рефлексы образуются медленно, после большого количества сочетаний с безусловным раздражителем, Двигательная активность невелика и малоустойчива. Ребенок про­изводит впечатление трусливого и слабого.

Слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолическому темпераменту.

Сильный неуравновешенный тип. Этот тип называют также воз­будимым. Он характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. У детей этого типа положительные условные рефлек­сы образуются легко, и притом не только на слабое, но и на сильное раздражение. Торможение рефлексов, наоборот, затруднено. Посто­ронние, даже сильные раздражители часто не только не вызывают индукционного торможения, но усиливают рефлекторные реакции. Отрицательные условные рефлексы неустойчивы, часто срываются. Речь быстрая, громкая, но неровная. Дети очень подвижны, чрез-


мерно возбудимы. В ответ на болевое раздражение, например при лечении зуба, могут дать общую безудержную реакцию, долго не прекращающуюся. Такую реакцию может дать даже слабое бо­левое раздражение, например при нанесении йодной настройки на царапину. Вследствие чрезмерной возбудимости и слабости тор­мозных процессов дети плохо, подчиняются дисциплине, нередко (особенно в запальчивости) держат себя вызывающе, агрессивно. Если чрезмерное возбуждение затягивается, оно может смениться депрессией, т. е. упадком сил, общей" заторможенностью,.

Этот тип соответствует гиппократовскому холерическому темпе­раменту. ^

Различают несколько вариантов неуравновешенного типа:

1. Часто весьма способные, но повышенно возбудимые, темпе­раментные дети. Очень эмоциональны. Их речь и движения быст­рые. Тормозные процессы хотя и снижены, но в слабой степени.

2. Вспыльчивые, взрывчатые дети. Нормальное поведение нару­шается часто, но на короткое время. В период взрыва держат себя запальчиво, агрессивно.

3. Дети с сильно выраженным снижением процессов торможе­ния. Легко становятся рабами своих инстинктов. Ради их удовлет­ворения нередко ни перед чем не останавливаются. Таких детей обычно называют распущенными и озорными. Трудновоспитуемы.

Сильный уравновешенный, подвижный тип. Условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются быстро. Обра­зовавшиеся условные связи устойчивы. Угашение, восстановление и переделка условных рефлексов происходит легко и быстро. Ча­стый и резкий переход от возбуждения к торможению и обратно не нарушает корковой деятельности. Речь в достаточной мере быстрая, громкая, эмоциональная и вместе с тем плавная, с жести­куляцией и выразительной, но не чрезмерной мимикой. Дети живые, общительные, с яркими эмоциями; обычно проявляют большой ин­терес к окружающим явлениям. Аналитико-синтетическая деятель­ность коры больших полушарий может достигать высокого уровня. Такие дети легко поддаются воспитанию; нередко проявляют боль­шие способности.

Этот тип соответствует гиппократовскому сангвиническому тем­пераменту.

Сильный уравновешенный, медленныйтип. Положительные и отрицательные условные рефлексы образуются медленнее, чем у детей предыдущего типа. Речь медленная, спокойная, без резко выраженных эмоций и жестикуляций. Переход от возбуждения к торможению и обратно замедлен. Ребенок, как правило, отлича­ется спокойствием, усидчивостью при занятиях, хорошим поведе­нием, дисциплинированностью; легко справляется, если перед ним возникла трудная ситуация. Нередко такие дети хорошо учатся и проявляют большие способности. Полученное задание выполняют медленно, но добросовестно.

Этот тип соответствует гиппократовскому флегматическому тем­пераменту.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Типологи­ческие особенности высшей нервной деятельности определяются наследственностью. Однако поведение обусловливается не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми ее особен­ностями, которые возникли под влиянием среды, окружающей орга­низм со дня его рождения. Следовательно, врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Они могут в той или иной степени изменяться под воздействием воспитания и обучения. Подверженность изменениям, или пластичность, типов нервной деятельности представляет собой, по существу, лишь одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы - ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окру­жающей среды.

Пластичность типов нервной деятельности, возможность их пере­делки путем упражнения, воспитания представляют собой, по вы­ражению Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем мо­ложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.

Не все дети в равной мере поддаются воспитанию. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной высшей нерв­ной деятельностью, особенно тех, которые выше были определены как взрывчатые и распущенные.

Если, однако, правильная воспитательная работа ведется с са­мого раннего детства, то, как показывает опыт, можно значитель­но уменьшить дурные проявления типологических особенностей, смягчить их, привив ребенку прочные навыки, которые предотвра­тят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрес­сивность и запальчивость.

  1. Биологические предпосылки: оба типа реакции - и "+" и "-" - отличаются преобладанием характеристик слабого типа высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип: черты инфантилизма и отсутствие ярко сраженной мужской или женской дифференцированности. Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, а h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности. Тип реагирования - сензитивный, меланхолический.
  3. Характерологические особенности. Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья; их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.
  4. Личностные свойства. Тревожность, при h- сочетающаяся с пессимистичностью, ведущая потребность - аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни - в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Вариант h+ выявляет напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это - ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды, а вариант h- означает фрустрированность аффилиативной потребности, реализации которой мешают внутренние запреты (табу), в связи с чем возникает эмоциональный дискомфорт и происходит сублимация этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности. Однако набор индивидуально-личностных свойств здесь тот же, что и при h+. Ведущий мотив - избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.
  5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями. Лица, дающие преимущественно реакции типа h+, наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста. При наличии таланта успешно реализуют себя в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при h+), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией. Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры. При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном "Я" (показатели фактора k) выражен интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.
  6. Социальная активность. Оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h+) или общества в целом (h-).
  7. Болезненная деформация влечения. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации и других сексуальных инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.
  8. Как было установлено в экспериментальном исследовании, фактор h позитивно коррелирует с значимым выбором 5-го цветового эталона метода цветовых выборов МЦВ (адаптированного теста Люшера) и 5-й шкалы СМИЛ (MMPI). Кроме того, h+ больше связан с 1-м и 6-м цветами, а также с 3-й и 7-й шкалами СМИЛ. h с 0-м цветом, 2-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор s

  1. Биологические предпосылки . s+: сильный тип высшей нервной деятельности, s-: слабый тип.
  2. Конституциональный тип . При s+: атлетическая конституция, стеничный (гипертимный) тип реагирования; при s-: лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . При s+: решительность, жестгость, предприимчивость, лидерство, эгоистичность, трезвый взгляд на жизнь, уверенность в себе, властность, независимость, отсутствие озабоченности переживаниями других людей, нежелание ограничивать себя в чем-либо, преклонение перед достижениями технической мысли, страсть к скоростям, спартанские черты, воинственный характер, агрессивность, сексуальная активность без выраженной склонности к глубокой привязанности. При s-: нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции. Приоритет культурных ценностей.
  4. Личностные свойства . При s+: высокий уровень мотивации достижения, активность, агрессивность, низкий уровень интрапсихической активности. Эмоции внешне проявляются достаточно бурно - негодование, гордость, возмущение, злость, восхищение, но не оставляют глубокого следа в душе. Стиль межличностного поведения независимый, лидирующий. Тип восприятия целостный, интуитивный, без достаточной опоры на опыт, ориентированный на собственное субъективное чутье. В стрессе - импульсивные поведенческие реакции. Защитный механизм - вытеснение или отреагирование вовне. При s-: высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический. В стрессе - ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм - отказ от самореализации.
  5. Выбор профессии . При s+: водитель транспорта - шофер, летчик, машинист; лесоруб, охотник, прозектор, патологоанатом, фермер, слесарь, техник-механик, стоматолог, грузчик, военачальник, солдат, прокурор, охранник. При s-: медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярский или архивный работник, делопроизводитель, научный работник, филолог, искусствовед.
  6. Социальная активность . При s+: в сфере урбанизации и индустрии, приверженность к технократии. При s-: в сфере культуры и гуманистической деятельности.
  7. . При s+: садизм, антисоциальное поведение с жестокими проявлениями. При s-: мазохизм, фетишизм, самоуничижение, суицидальные тенденции.
  8. s+ позитивно коррелирует с 3-м (красным) эталоном Люшера, 4-й и 9-й шкалами СМИЛ (MMPI), a s- с 1-м (синим) эталоном МЦВ, 2-й и 7-й шкалами СМИЛ.

Фактор е

  1. Биологические предпосылки : е+: подвижный тип ВИД; е-: ригидный тип ВНД.
  2. Конституциональный тип : е+: пикнический, эмоционально-неустойчивый, е-: атлетический, агрессивный. е+: смешанный тип реагирования, тревожный; е-: смешанный тип реагирования, эксплозивный.
  3. Конституциональный тип . При е+: конформность установок, декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим. При е-: тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой в виде приступов ярости, злопамятность, мстительность, завистливость, ревность, представление об окружающем мире как враждебно настроенном, чем оправдывается собственная жестокость.
  4. Личностные свойства . При е+: изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, страх неудачи превалирует над мотивацией достижения, ориентация на общепринятые нормы поведения и мораль общества, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия. Реакция на стресс - страх. Защитный механизм - соматизация. При е-: устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, внешнеобвиняющий тип реагирования, конфликтность в межличностных отношениях, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс - агрессивный, взрывной; защитный механизм - враждебные поведенческие реакции или рациональная переработка.
  5. Выбор профессии . При е+: специалист по охране здоровья, священнослужитель, миссионер, учитель, воспитатель, адвокат. При е-: моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.
  6. Социальная активность . При е+: общественно полезная активность в сфере этики морали. При е-: противопоставление своих установок этикоморальным устоям.
  7. Болезненная деформация влечения . При е+: склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням; эпилептоидная слащавость. При е-: эпилептоидный педантизм и эксплозивность.
  8. е+ позитивно коррелирует с 1-м и 4-м эталонами Люшера, 3-й и 7-й шкалами СМИЛ; е- со 2-м и 7-м цветовыми эталонами, с 6-й и 4-й шкалами СМИЛ.

Фактор hу

  1. Биологические предпосылки . Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип - инфантильный. Эмоционально незрелый, неустойчивый, эмотивный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . Тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, неустойчивостью и изменчивостью эмоций, чертами демонстративности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам своей группы и одновременно отстаивать свои эгоцентрические интересы, декларировать альтруизм и реализовать эгоистические потребности), а тип hу- более высокой тревожностью, капризностью, склонностью к драматизации имеющихся проблем.
  4. Личностные свойства . При hy+ демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов; мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта. Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли. При hу- личность отличается более высоким самоконтролем и подавлением вышеперечисленных свойств. Отсюда "матовые" черты личности, "ищущей признания", со склонностью к лжи и фарисейству, а также боязливость и мнительность.
  5. Выбор профессии . При hy+: актер, журналист, манекенщица, художник, общественный деятель, дипломат, продавец, учитель, воспитатель, администратор. При hу-: служитель религиозного культа, миссионер, портной, работник сферы обслуживания.
  6. Социальная активность . Декларация альтруизма, участие в общественных движениях, служение народу.
  7. Болезненная деформация влечения . Истерические конверсионные симптомы (hy+) и психосоматические расстройства (hу-). Авантюризм и псевдология как варианты отклоняющегося поведения (hy+), ханжество (hy-).
  8. hy+ позитивно коррелирует с 4-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, с 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a hy- с 6-м и 0-м эталонами, а также с 7-и и 1-й шкалами СМИЛ.

Фактор k

  1. Биологические предпосылки . Смешанный (k+) или слабый (k-). ригидный (k+) или инертный (k-), левополушарный тип ВИД.
  2. Конституциональный тип . Лептосомный (астенический), гипостенический тормозимый (k-) и шизоидный ригидный (k+) тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . При k+: рассудочность, эмоциональная холодность, эгоистическая сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобщениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в общении, педантичность, недоверчивость, скрытность, замкнутость. При k-: неуверенность в себе, повышенная мнительность и тревожность, сдержанность в проявлении чувств, застенчивость, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга общения, повышенное чувство вины.
  4. Личностные свойства . При k+: созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное "Я", интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения - интровертный, стиль мышления - формально-логический. В стрессе блокировка или непредсказуемые действия, защитная реакция - бегство в мир фантазии. При k-: пассивно-страдательная позиция, выраженное "супер-Эго", тревожно-мнительные черты, пессимистичность, преобладает мотивация избегания неуспеха, стиль межличностного поведения - пассивно-зависимый, стиль мышления - вербально-аналитический. В стрессе - блокировка и нерешительность, защитный механизм - бегство в мир мечтаний.
  5. Выбор профессии . При k+: математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик. При k-: педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.
  6. Социальная активность . Деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана при реакции k- с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой, а при реакции k+ с экономикой, математикой, физикой.
  7. Болезненная деформация влечения . Болезненно заостренные черты типа k+ трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняющееся поведение - в бродяжничество, социальную дезадаптацию. При k- возможна трансформация в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно-ипохондрические нарушения, отклоняющееся поведение характеризуется полной пассивностью, замкнутостью.
  8. k+ позитивно коррелирует с 0-м, 5-м и 7-м цветовыми эталонами Люшера, с 8-й и 0-й шкалами СМИЛ; k- с 0-м и 5-м эталонами, с 7-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор р

  1. Биологические предпосылки . Сильный (р+) и смешанный-инертный (p-) тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип . Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (р+) и смешанный ригидный (р-).
  3. Конституциональный тип . При р+: спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность. При р-: избирательность в контактах, скрытность, подозрительность, ранимость в отношении критики, скептическая оценка чужого мнения, настороженность, тенденция приписывать окружающим собственную враждебность, стремление к правдоискательству.
  4. Личностные свойства . При р+: высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность-власть, стиль межличностного поведения - доминирующий, стиль познавательной деятельности - целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе - сверхактивность. Защитный механизм - отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации. При р-: мотивация избегания неуспеха так же высока, как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Повышенная конфликтность, внешнеобвиняющий тип реагирования, опора на накопленный опыт, стиль мышления - инертный, конкретный, синтетический. Склонность к построению негибкой системы нарушенных межличностных отношений, проекция собственной враждебности вовне.
  5. Выбор профессии . При р+: администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик. При р-: химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальный терапевт, специалист по акупунктуре.
  6. Социальная активность . При р+: политическая и административная активность. При р-: исследовательская и правдоискательская активность.
  7. Болезненная деформация влечения . При р+: экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение - алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия. При р~: паранойя, шизофрения; сутяжно-кверулянтские тенденции.
  8. р+ обнаруживает позитивную связь с 3-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, 4-й и 8-й шкалами СМИЛ, а р- связан со 2-м и 5-м эталонами, 6-й и 8-й шкалами СМИЛ.

Фактор d

  1. Биологические предпосылки . Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.
  2. Конституциональный тип . Циклоидный Конституциональный тип , циклотимический тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . Легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность. Устойчивый выбор d+ характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов, непостоянных в любви и дружбе людей, расточительных, неумеренных во всем, радикально настроенных, лукавых. Напротив, d- означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.
  4. Личностные свойства . При d+: экстравертированность, оптимистичность, реалистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности - эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе - активность. Защитный механизм - отрицание проблем. Дезадаптация по экзальтированному типу. При d-: интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации избегания неуспеха. В стрессе - блокировка, зависимое поведение. Защитная реакция - отказ от реализации своих потребностей, интропунитивные реакции; дезадаптация по депрессивному типу.
  5. Выбор профессии . При d+: предприниматель, коммивояжер, специалист по рекламе, артист, журналист, художник-шаржист, сатирик. При d-: антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт, экономист, делопроизводитель, работник библиотеки, музея.
  6. Социальная активность . При d+: в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности. При d-: в сфере духовных ценностей, в области масштабных финансовых операций.
  7. Болезненная деформация влечения . При устойчивом выборе d+ - экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, аферизм); при устойчивом выборе d- меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние. При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора - циклотимия, маниакально-депрессивный психоз.
  8. d+ позитивно связан с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a d- с 1-ми 0-м цветами, 2-й и 0-й шкалами.

Фактор m

  1. Биологические предпосылки . Сильный неустойчивый тип ВНД. Правополушарный вариант.
  2. Конституциональный тип - пикнический или инфантильный. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования, активный, оптимистичный. m+ - экзальтированный, а m экспансивный вариант.
  3. Конституциональный тип . При m+: поиск признания, стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, боязливость, стремление к сотрудничеству, стремление к сопричастности групповым интересам. При m-: самостоятельность, независимость, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм, настойчивость в достижении цели, стремление потакать своим слабостям, избыточная увлеченность развлечениями, поверхностность в контактах с окружающими, импульсивность в высказываниях и поступках.
  4. Личностные свойства . При m+: неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс - эмоционально яркая со склонностью к страхам,защитный механизм - психосоматический или по типу вытеснения. При m-: мотивы поведения обусловлены эгоцентричностью сиюминутных потребностей; самооценка завышенная; эмоциональная жесткость; интуитивное восприятие, опережающие опыт суждения; защитный механизм - отрицание проблем.
  5. Выбор профессии . При m+: преподаватель языка, зубной врач, импресарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа. При m-: коммивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель-дальнобойщик.
  6. Социальная активность . При m+: искусство, общественная активность. При т-: административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок, криминальная направленность.
  7. Болезненная деформаций влечения. При m+: истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания. При m-: импульсивное поведение, экспансивно-шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество.
  8. m+ позитивно коррелирует с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ. m- позитивно связан с 3-м и 7-м цветами теста Люшера, с 4-й и 8-й шкалами СМИЛ.

3. Сильный, неуравновешанный - холерик;

4. Слабый - меланхолик.

Тип темперам.

флегматик

меланхолик

сангвиник

Подвижность

Уравновеш-ть

Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреч. врачаГиппократа (5в. до н.э.). Гиппократ считал, что в темп-те человека имеется 4жидкости: - кровь (сангуис) - сангвиник; - слизь (флегма) - флегматик; - желчь (холе) - холерик; - чёрная желчь (мелан холе) - меланхолик. Кречмер выделил, зависимость между опред. типом сложения и типом темперамента. Он предложил 4 KOHcmumyifuoHOAbHbix типа телосложения:

лектосомный - узкие плечи, длинные худые ноги, вытянутое лицо... пикник - “толстый, плотный”. Люди: полные, живот большой, круглая голова, маленькая шея... атлетик - сильная мускулатура, широкие плечи... диспластики - бесформенное, неправильное строение тела...

3 Типа темперамента соответствуют типам телосложения:

шизотимики имеют хрупкотелое сложение, склонны к шизофреническим заболеваниям. Они погружены в себя, замкнуты, плохо приспосаб. к окружающим;

циклотимики - хрупкое телосложение, общительны, реал-но смотрят на мир, имеют резкие перепады настроения;

иксотимики - атлетическое телосложение, предрасположены к эпилепсии, зацикливаются на мелочах,

мало впечатлительны.

Теория Шелдона: типы телосложения:

эндоморфизм - слабое мешковатое телосложение,слабое развитие костей и мышц, внутренних органов.

Мезоморфизм - сильное, крепкое тело и развитые кости и мышцы.

Эктоморфизм - хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки, тонкий и с большой

4. Теплое и Небылицин:

1. Св-во нс - Тип нс - Темперамент - Тип поведения.

2.Ввели два св-ва: лобильность и динамичность.

3.Говорили, что “в обычной обстановке мы не наблюдаем тем-та, мы наблюдаем характер. Чем старше человек, тем менее заметен его темперамент”.

    Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Способности и задатки.

Способности -это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или тем видам деятельности,"которыми она занимается дополнительно (рисование, музыка...). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выполнения, но и для развития способностей.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, способности не могут быть врожденными, врожденными могут быть лишь задатки, т.е." анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Задатки в развитии способностей входят лишь как исходным момент. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развитие способностей, которые формируются пожизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обуславливают:

~> Разные пути формирования способностей;

>Влияют на уровень достижения, быстроту развития.

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие -или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих визах и областях деятельности, в том числе и в учении.

Специальные - это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам и т.д. Специальные способности органически связаны с общими.

Способности стали предметом специального психологического изучения в 19вехе. Ф Гальтон в своих работах положил начало экспериментальному и статистическому исследованию человеческих различай.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности.

Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. .Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей -тесты (тест достижений, тест интеллекта, тест креативности).

Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развили всех других систем, входящих в личность как составляющие,

Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.

Нередко человек вынужден заниматься некоторой деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.

Показателями способностей могут быть;

>Темп продвижения в овладении деятельностью;

>Широта переноса формирующихся психических качеств;

>Соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

    Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера.

Характер. Характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность) - достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. Мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт. Одним из ведущих показателей характера выступаетволя (лат. vоluntas – воля). Это - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. Немецкая характерология.Немецкая характерология , восходящая к классической немецкой философии, ставит в центр всех психологических исследований две главные задачи: - построения типологии характеров, - развития методов определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т.д.). При этом индивид трактуется как душевно–телесная целостность, внешние проявления которого вполне соответствуют его внутреннему душевному содержанию (противостоящего духовному как безлично–универсальному). К.Г. Карус (1789–1869), немецкий врач, философ, психолог и художник, особое внимание обращал на вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Leipzig,1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844). Его идеи о „физиогномике природы“ были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном „физиономическом наблюдении“ самой жизни и о разрушении „бессознательного космического ритма природы человеческим духом„. Л. Клагес (1872–1956), немецкий психолог и философ–иррационалист, представитель „философии жизни“, специалист в области характерологии, основатель научной графологии, считал, что первооснования человеческого существования открываются в непосредственном „физиономическом наблюдении“ жизни индивида, которая фиксируется на языке символов (сказания, мифы, отличительной чертой которых является слитность субъекта и объекта). Ф. Лерш (1898–1972), немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии, основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял: - „эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения); - личностную „надстройку“. Рассматривая „эндотимную“ основу характера, предложил классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня: - уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям), - уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении), - уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).

Сознание и бессознательное

Сознание, - писал В. Вундт, - заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т. д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание - это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов - это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание - это "со-знание", продукт общения знаний.

Заслуживает внимания система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он полагает, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как бы контакт с самим со-бой". Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание". По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том описание самого "поля сознания" остается бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся "законы сознания" имели чисто формальный характер; таковы законы относительной ясности сознания, непрерывности сознания, потока сознания.

К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации или выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т. п., но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его "полю", так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого "поля", - как на уровне человека, так и на уровне животных.

Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и основы научной истории сознания людей. Важность этого для психологической науки едва ли можно переоценить.

Несмотря на то, что психология располагает большим материалом по историческому развитию мышления, памяти и других психических процессов, собранным главным образом историками культуры и этнографами, центральная проблема - проблема исторических этапов формирования сознания - оставалась в ней нерешенной.

Маркс и Энгельс не только создали общий метод исторического исследования сознания; они раскрыли также и те фундаментальные изменения, которые претерпевает сознание человека в ходе развития общества. Речь идет прежде всего об этапе первоначального становления сознания и языка и об этапе превращения сознания во всеобщую форму специфически человеческой психики, когда отражение в форме сознания распространяется на весь круг явлений окружающего человека мира, на собственную его деятельность и на него самого. Особенно же большое значение имеет учение Маркса о тех изменениях сознания, которые оно претерпевает в условиях развития общественного разделения труда, отделения основной массы производителей от средств производства и обособления теоретической деятельности от практической. Порождаемое развитием частной собственности экономическое отчуждение приводит к отчуждению, к дезинтеграции также и сознания людей. Последняя выражается в том, что возникает неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее продукт, их объективному значению. Эта дезинтегрированность сознания уничтожается лишь вместе с уничтожением породивших ее отношений частной собственности, с переходом от классового общества к коммунистическому. "...Коммунизм, - писал Маркс, - уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчуждения...".

Эти теоретические положения Маркса приобретают особенно актуальный смысл в наше время. Они дают ориентировку научной психологии в подходе к сложнейшим проблемам изменения сознания человека в социалистическом, коммунистическом обществе, в решении тех конкретных психологических задач, которые выступают сейчас не только в сфере воспитания подрастающего поколения, но и в области организации труда, общения людей и в других сферах проявления человеческой личности

...Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функционирование языка, составляет важнейшую предпосылку психологии человека. Задача же психологического исследования заключается в том, чтобы, не ограничиваясь изучением явлений и процессов на поверхности сознания, проникнуть в его внутреннее строение. Но для этого сознание нужно рассматривать не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его образы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности.

Трудность состоит здесь уже в том, чтобы выделить категорию сознания как психологическую, а это значит понять те реальные переходы, которые связывают между собой психику конкретных индивидов и общественное сознание, его формы. Этого, однако, нельзя сделать без предварительного анализа тех "образующих" индивидуального сознания, движение которых характеризует его внутреннюю структуру. Изложение опыта такого анализа, в основании которого лежит анализ движения деятельности, и посвящена специальная глава книги. Не мне, разумеется, судить о том, является ли этот опыт удачным. Я хочу только обратить внимание читателя на то, что психологическая "тайна сознания" остается закрытой для любого метода, за исключением метода, открытого Марксом, позволяющего демистифицировать природу сверхчувственных свойств общественных объектов, к которым принадлежит также и человек как субъект сознания" [Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность. ].

Сложный путь развития категории сознания, в конце концов, привел к появлению марксистской теории сознания основанной на социально-биологической природе человека. Итак, согласно марксизму сознание это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно - исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе труда, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Все это верно и известно давно, как известно и то, что понятие "психика" и "сознание" не одно и тоже и их нельзя отождествлять. Не все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание, ряд психических процессов может проходить как бы "за рамками" сознания. Такие психические переживания получили название подсознательных.Теперь, как мне кажется, самое время перейти к подсознательному, попутно рассмотрев и понятие бессознательного.

"В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры" [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. - 1 с. ].

Приступая к рассмотрению бессознательного, отмечу некоторую особенность понимания бессознательного. Бессознательное не редко справедливо понимается какдействие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина не успела дойти до сознания, например реакция защиты, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и т. д.). Нобессознательное это еще и активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому и сами в данный момент не осознаваемые. В немарксистской философской и психологической литературе термин бессознательного часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Наибольшее развитие, данное представление получило во фрейдизме. Согласно этому представлению психика образуется из трех "слоев": бессознательного, подсознание и сознание. Бессознательное - глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личности и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти. Этот постулат выдвинутый Фрейдом, не является безусловно верным, поскольку никакого стремления к смерти, как бессознательного, у человека не существует. Подсознательное (или предсознательное) - это особая граничная область между сознанием и бессознательным. В эту область прорываются бессознательные влечения, и здесь же особая психическая "инстанция", порожденная общественной жизнью, его "сверх-я" (или совесть), подвергает их строгой цензуре. Сознание - это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно, прежде всего от бессознательных сил. Данное понимание является идеалистически извращенным, поскольку общественная сущность человека отвергается. А само его понимание приобретает форму человек - вещь в себе. Что является в корне неверным.

Подсознательное - характеристика активных психических процессов, которые, не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. То, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и тому подобное. Точно так же воспринимаемое, хотя прямо и не осознаваемое, влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковой контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением связи мысль. В подсознании нет ничего мистического или непознаваемого. Это явление продукт сознательной деятельности, и оно включает в себя психические процессы, не принимающие прямого участия в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данный момент. Таким образом,подсознание является областью действия подсознательных процессов в психики человека .

Теперь, когда нами достаточно рассмотрены сознание, подсознание и бессознательное настало время объединить их во всем многообразии их связей и противоречий. Сознание и подсознание представляют собой сферы человеческой психики, в которой первое отвечает за отражение объективной реальности, способ отношения человека к миру и самому себе, а второе выступает как бы чуланом психики. В нем может накапливаться вытесненная из сознания информация, причем далеко не всегда целиком, а зачастую в виде каких либо элементов, частиц, эта информация, прямо не участвуя в сознательной деятельности человека, тем не менее, оказывает на нее влияние. Так она влияет на поведение человека, отношение к вещам и окружающим его людям. Причиной негативного или положительного отношения человека к кому-либо, или чему-либо может выступать неосознаваемая, подсознательная ассоциация, основанная на когда-то полученном, но давно позабытом опыте. Этот опыт выступает немаловажным фактором человеческих отношений благодаря тому, что в подсознании сохранилась информация о нем. В тоже время, несмотря на свою роль, подсознание не является независимым, либо "защищенным" от сознания. Точно так же как подсознательная часть психики оказывает влияние на сознательную ее часть, и сознательная часть влияет на подсознательную. Самостоятельно, либо с помощью психоаналитика, человек может выводить из подсознания скрытые от него причины его собственного поведения, по мере осознания их, то есть, переходя из подсознательной в сознательную сферу психики противоречие, порождающее проблему, может быть успешно разрешено, а человек избавлен от страдания. Так хранящаяся в подсознании информация в зависимости от ее характера и относительно существующих общественных отношений способна своим участием в деятельности человека приносить ему вред или, на что редко кто обращает внимание, пользу. Будучи достаточно скрытой, от самого человека частью психики подсознание, тем не менее, не является сферой недоступной для сознания. Оно способно посредством некоторых усилий по расшифровывания символов собственных ощущений и поступков определить спрятанные в подсознании их причины. Неразрешенные сознанием противоречия, будучи подавленными, перемещаются в подсознание, откуда прорываясь, оказывают влияние на деятельность человека.

Особый интерес для нас представляет соотношение доли сознания и подсознания в деятельности человека. Этот баланс носит не только субъективно-личностный, зависящий от тех или иных особенностей человека, но и конкретно исторический характер, зависящий от социально-исторической стадии развития общества и классов. Примечательно, что по мере продвижения человечества вперед, по пути прогресса доля сознательного в психике непрерывно возрастала, а подсознательного снижалась. Это соотношение выражается способностью или неспособностью сознания разрешать те или иные противоречия, а не подавлять их, сталкивая в подсознание. Отсюда вытекает высокая, либо низкая ролью подсознания в деятельности человека, у людей с сильными психическими заболеваниями роль сознания (если она сохраняется) намного ниже в сравнении с ролью подсознания. Аналогично обстояло дело и у первобытных людей, хотя соотношение сознательного и бессознательного имело совершенно иной смысл. Впрочем, общим место и в случае с душевно больными, и в примере с первобытным человеком является заметно более высокая роль бессознательного в сравнении с современным человеком. Это происходит потому, что слабое сознание не может выступать сильным сдерживающие фактором инстинктов, что фактически высвобождает их.

Место бессознательного в психической системе человека заметно отличается от роли в ней сознательных и подсознательных процессов. Бессознательное основано в отличии от них, не на общественной деятельности человека, не на отношениях с другими людьми, то есть не на общественной природе человека, а на его животной, биологической сути. Таким образом, оно существует независимо от сознательной и бессознательной сфер психики. Роль бессознательного в деятельности человека, это роль инстинктов, которые в своих проявлениях могут не осознаваться. Сознание постоянно контролирует бессознательное, препятствую многим его проявлениям, однако хотя бессознательное находясь в таком состоянии, и носит подчиненный характер, тем не менее, сознание может лишь ограниченно подавлять бессознательное, но не властно его устранить. Довольно сложным является отношение бессознательного и подсознания, некоторые бессознательные процессы, подавляясь сознанием, смещаются в подсознание, откуда периодически прорываются в виде символических ощущений, либо поступков, которые носят уже подсознательный характер. Особенно хорошо описаны эти явления Фрейдом на примере человеческой сексуальности. Поскольку инстинкт продления рода и самосохранения являются наиболее сильными из человеческих инстинктов, то и их роль, как бессознательных явлений в человеческой деятельности наиболее велика.

Деятельность, направленность личности и ее формирование

Деятельность является основой формирования человека как личности.

Определяющим условием существования, развития человека как существа

социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые

включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным

условием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач

должно опираться на психологические закономерности соподчиненности

человеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательных

воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов

деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.

В отечественной психологии понятия личность и деятельность

рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблему

деятельности и активности личности, современная психология опирается на

идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из

трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности

человека. Источником активности личности являются потребности. По своему

происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности

характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет

свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых,

всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того,

в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих,

потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребности выражаются

в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так,

потребность в пище может привести к внешне совершенно разным видам

деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и

соответствуют разные мотивы.

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению,

убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики,

как научность, систематичность, логическая последовательность и

доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью

и поведением. Убеждения - важный осознанный мотив поведения, придающий всей

деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения

характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей

теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - это образ, которым

руководствуется личность в настоящее время и который определяет план

самовоспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения

личности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов

и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом

устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями

к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов

деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую

основу личности.

Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в

поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в

поведении. Например, участие в общественной работе, побуждаемое

соперничеством, желанием первенствовать среди товарищей, не однозначно

стремлению школьника принести пользу своему классу. В зависимости от

мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества

личности (в нашем примере, соответственно, индивидуализм и коллективизм).

Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по

подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких

нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности.

А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается

целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в психологии принято

говорить о системе мотивов, мотивации.

Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности.

Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных

видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней проявляются,

формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре -

воображение, в учении - абстрактное мышление и т.д.), от нее зависят

основные психические изменения каждого периода развития ребенка

(дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и

нормы поведения людей). Развитие ведущей деятельности обуславливает

главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях

личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная

организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие,

благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на

формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии

потребностей, мотивов и целей.

Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового

возраста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается

мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники же формируют

интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические

возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия

ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности

школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Развитие нравственной сферы личности

Формирование нравственной сферы личности предполагает формирование

нравственного сознания и поведения школьника. Под нравственным сознанием мы

будем понимать отражение в сознании человека принципов и норм

нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к

общественному делу, к обществу (т.е. знание нравственных норм и отношение к

Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас

нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в

возникающих новых для них ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само

по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения.

Психологические исследования показали, что нередко дети хорошо зная

нравственные нормы, не следуют им в своем поведении. Поэтому процесс

воспитания нельзя свести только к словесному воздействию, очень важна

организация деятельности учащихся.

Недопустимо, чтобы вербальные методы воспитания учащихся преобладали

над их конкретной деятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий в

убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и

соответствующих им нравственных привычек. Целенаправленное построение

деятельности детей, осуществляемое на основе нравственных понятий и

пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования

нравственного поведения. Формирование нравственного поведения предполагает

формирование нравственных привычек (привычки к труду, товарищеской помощи и

Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств и

привычек) наиболее успешно формируется в специально организованной системе

воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и

практическая деятельность школьников, но где в этой деятельности специально

проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с

коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму

приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного

поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в

нравственные убеждения.

Педагогическая психология.

    Предмет и задачи педагогической психологии, ее связь с другими науками.

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - этобазовая наука , которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называютшкольной психологией . Термин "педагогическая психология" был предложенП.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 1999; аннотация ). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: "педология" (О. Хрисман, 1892), "экспериментальная педагогика" (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский ,П.П. Блонский ) (см. Медиатеку ). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.(см. Хрест. 1.1) Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания . Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией . При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ееобъекта и предмета. В общенаучной трактовке подобъектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука . Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета. Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте. Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии(см. анимацию) . Например,В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований" (Крутецкий В.А., 1972. С. 7 ). Совершенно другой точки зрения придерживаетсяВ.В. Давыдов . Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому ипреподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется. Существует ряд и других точек зрения. Мы в дальнейшем будем придерживаться общепринятой трактовки, согласнокоторой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997; аннотация ).