Главная · Диарея · Переходной возраст у девочек: признаки и симптомы. Во сколько начинается и во сколько заканчивается переходный возраст у девочек? Переходный возраст у мальчиков Переходный возраст у мальчиков 17 18 лет

Переходной возраст у девочек: признаки и симптомы. Во сколько начинается и во сколько заканчивается переходный возраст у девочек? Переходный возраст у мальчиков Переходный возраст у мальчиков 17 18 лет

Многие родители, к сожалению, не совсем представляют, что такое переходной возраст у девочек. Признаки, которые говорят им о том, что в жизни их дочери наступает новый период, часто просто игнорируются. Взрослые забывают о своем собственном детстве и юношестве, и поэтому, когда их любимая дочурка достигает переходного возраста, они оказываются совсем не готовы к происходящим переменам. Мамы и папы не имеют представления о том, когда начинается и во сколько лет заканчивается переходный возраст у девочек, какие изменения в их физиологическом и психологическом состоянии являются нормой, а какие - нет, какие проблемы сопутствуют этому периоду и как с ними бороться.

Что такое переходный возраст?

Переходной возраст - это довольно сложный период, который проходит каждый ребенок в процессе своего факт подтверждают и психологи, и врачи. В этот промежуток времени у детей изменяется мироощущение и сознание, а их организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Рано или поздно каждый родитель, воспитывающий любимую дочурку, задается вопросом о том, во сколько лет начинается переходный возраст у девочек. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку этот период не имеет строгих временных границ. Переходной возраст у девочек, признаки и симптомы, характеризующие его, отличаются и зависят от индивидуальности каждой личности. Однако в кругу специалистов-психологов принято условно разделять переходный возраст на три основные фазы:

Какими физиологическими изменениями сопровождается переходный возраст?

Как определить, что начался переходной возраст у девочки? Признаки обычно бывают налицо, поэтому внимательные родители вряд ли пропустят этот момент. С физиологической точки зрения имеют места следующие возрастные изменения:

Аномалии пубертации

Родителям необходимо быть очень внимательными в период, когда начинается переходной возраст у девочек. Признаки любых отклонений должны быть выявлены своевременно, так как любое промедление чревато серьезными последствиями. Мамам и папам стоит забить тревогу, если:

  1. Слишком рано начинают расти молочные железа. Речь идет о преждевременном росте груди, если это происходит тогда, когда девочке еще не исполнилось 8 лет.
  2. характеризуется началом пубертатного периода у девочек, не достигших 8-10 лет.
  3. Преждевременный рост волос в области лобка и подмышек.
  4. Преждевременное или запоздалое наступление менструации.
  5. Запоздалая пубертация, характеризующаяся отсутствием у девочек 13-14 лет признаков полового созревания.

Несмотря на то, что нет определенной даты, когда начинается переходный возраст у девочек, симптомы, описанные выше, должны насторожить родителей. В случае выявления любого из них рекомендуется обратиться к врачу за консультацией.

Болезни переходного возраста

Пубертатный период сопровождается серьезными изменениями во всем организме. Затрагивается также и состояние здоровья. Проблемы, возникающие в психологическом плане, оказывают дополнительную нагрузку на организм, вследствие чего порой он дает сбой.

Какие болезни возникают, когда начинается переходный возраст у девочек? Симптомы этих заболеваний проявляются как-либо или нет?

Как правило, недуги, характерные для переходного возраста, носят временный характер. Среди наиболее распространенных следует отметить следующие:


и переходной возраст

У девочек признаки полового созревания проявляются, как правило, в возрасте 12-13 лет. Они быстро растут, и всего за один год их рост может увеличиться на 5-10 см. Половое созревание девочек начинается с резкого развития молочных желез и, безусловно, половых органов. Тело приобретает более округлую форму, на ягодицах и бедрах откладываются подкожные жиры, на лобке и в области подмышек начинается интенсивный рост волос. Одновременно с этим происходят изменения и в характере. Девочки становятся более застенчивыми, они все чаще кокетничают с мальчишками, первый раз влюбляются.

Одним из самых важных признаков полового созревания является наступление первой менструации. В это время имеют место изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Наблюдаются перепады настроения, повышенная утомляемость и головные боли. Поэтому, когда начинается менструация, врачи рекомендуют девочкам чаще находиться на свежем воздухе, не подвергать организм чрезмерным физическим нагрузкам и больше отдыхать.

Какие психологические проблемы возникают у девочек в переходном возрасте?

Для девочек-подростков огромное значение имеет то, как их воспринимают окружающие. Для них очень важно, как они выглядят и какое впечатление производят на представителей противоположного пола, то есть на мальчиков. Много времени они проводят перед зеркалом и пристально изучают изменения, которым подверглось их тело. Зачастую девочки относятся к себе очень критично и остаются недовольны своим внешним видом. Кроме этого, у подростков наблюдаются частые перепады настроения, что объясняется усиленным выбросом половых гормонов в кровь. Гормоны - это также причина избыточной сексуальной энергии. Однако эту энергию девочка пока не может реализовать из-за своего возраста. В результате она становится агрессивной, дерзкой и непослушной. Родителям стоит набраться терпения и не забывать, что в этот период у подростков кора надпочечников функционирует намного интенсивнее, и именно поэтому их чадо постоянно находится в состоянии стресса.

Какие комплексы возникают у девочек в период пубертации?

В семье появляются новые проблемы, когда наступает переходной возраст у девочек. Фото интимного характера в ящике стола, гора косметики и новой одежды - далеко не редкость. Желание надеть короткую юбку и нанести на лицо толстый слой косметики вовсе не говорит о том, что девочка хочет привлечь к себе внимание. Порой это признак того, что у нее развились определенные комплексы, и она потеряла уверенность в себе. Ситуация усугубляется в случае, если девочка-подросток отстает в развитии от своих сверстниц. Второй размер груди подружки на фоне ее нулевого воспринимается как настоящая трагедия. Жизнь кажется серой и никчемной.

Если девочке не помочь, позволить ей и в дальнейшем оставаться наедине со своими проблемами, в итоге комплексы приумножатся. Это, в свою очередь, может привести к развитию затяжной депрессии, из которой выйти без вмешательства психолога не представляется возможным.

Как помочь девочке преодолеть трудности переходного возраста?

В трудно приходится не только подросткам, но и их родителям. Любящие мамы и папы часто обращаются к специалистам с вопросом о том, сколько длится переходный возраст у девочек. К сожалению, ни психологи, ни врачи не смогут назвать им конкретную дату, так как все зависит от индивидуальных характеристик ребенка. Однако они могут дать родителям несколько важных рекомендаций, которые помогут справиться с трудностями переходного возраста. Например, родители должны:

Позволять девочке принимать самостоятельные решения;

Забыть о директивном стиле общения;

Предоставить девочке большую свободу;

Не делать за дочь ту работу, которую она может выполнить самостоятельно;

Не критиковать парня, с которым она встречается;

Не нарушать ее личного пространства;

Не обсуждать дочь с посторонними людьми.

Переходный возраст

трех или семи лет

в три фазы

Первый вариант

Второй вариант

Переходный возраст - один из самых сложных психологических периодов в жизни человека, оказывающий существенное влияние на его развитие. Это сложный критический момент, переходный мостик между детской и взрослой жизнью. Кризис переходного возраста часто проходит болезненно, тяжело как для подроста, так и для его родителей.

Главной причиной возникновения кризиса переходного возраста является половое созревание, оказывающее влияние на психику человека, на его эмоциональное и физическое состояние. Половое созревание формирует в подростке новые для него потребности и интересы - половое влечение, которое вызывает тревогу и переживания, связанные с физическим «Я» человека, и определяет соответствующие кризису симптомы. Подросток начинает противопоставлять себя взрослым, пытается завоевать новую жизненную позицию. Результатом кризиса переходного возраста является формирование личности человека.

Кризис переходного возраста самый известный из всех возрастных кризисов. Если о кризисах трех или семи лет некоторым родителям может быть ничего неизвестно, то кризиса переходного возраста с ужасом ожидают родители практически всех подростков. Многие из них заранее пытаются создать условия для предотвращения кризиса, но в большинстве случаев это оказывается бесполезным. Подростки в этот период как бы специально провоцируют и нарушают запреты, пытаются раздвинуть рамки дозволенного. Они часто сами провоцируют конфликты с близкими, апеллирую тем, что взрослые не хотят их понять. Через эти конфликты подростки познают себя, самоутверждаются.

Конечно, это нелегкий период в жизни подростка, но пройти через него необходимо для дальнейшего развития и становления личности. Если переходный период проходит гладко , без симптомов кризиса, то в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. Кризис все равно случится, но несколько позже, в 17-18 лет, и будет протекать болезненно и бурно. Другой вариант: человек так и остается в инфантильной позиции ребенка даже в зрелом возрасте, т.е. процесса взросления как такового не происходит. Родителям не стоит бояться кризиса переходного возраста, так как он представляет собой естественный процесс развития личности. Гораздо хуже, если он не наступит. Так же как и при других возрастных кризисах, в нем присутствуют пиковые моменты, которые нужно пережить. Безусловно, переходный период - это тяжелое время и для подростка, и для его родителей, но это период личного обособления, завоевания собственной позиции и взросления.

Кризис подросткового возраста протекает в три фазы . Первая фаза негативная, или предкритическая. В это время происходит разрушение старых привычек и стереотипов, ломаются многие сформированные ранее структуры. Вторая фаза представляет собой кульминационную точку кризиса. В возрастном измерении - это 13-14 лет, хотя возраст, конечно, условный, так как все зависит от индивидуального развития подростка. Третья фаза - посткритическая. В этот период происходит формирование новых структур, новых отношений, новых взглядов.

Главная черта переходного возраста - это отстаивание подростком своей самостоятельности и независимости от взрослых. Очень часто это проявляется в сложностях поведения, ярко выраженном упрямстве, негативизме, повышенной конфликтности, открытом непослушании, отстаивании собственной точки зрения по любым вопросам. Подросток проявляет повышенную конформность по отношению к сверстникам и демонстративно противопоставляет себя взрослым. Он пытается создать антипод послушного ребенка. Такое поведение может продолжаться довольно длительное время и носить ярко выраженный характер, в некоторых случаях кульминационная фаза кризиса может пройти довольно гладко и спокойно.

Кризис переходного возраста может протекать по двум противоположным сценариям.

Первый вариант - классический. Он сопровождается традиционными симптомами любого возрастного кризиса, такими как строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, непослушание и критическое отношение к требованиям родителей и педагогов, бунтарство. В этот период особенно остро может проявляться чувство собственности. Подростки начинают очень ревностно относиться к своим вещам, к своему личному пространству. Они строго-настрого запрещают кому-либо заходить в свою комнату, трогать личные вещи, становятся скрытными и закрытыми для общения с родителями. Подросток остро переживает изменения своего внутреннего мира, переоценку ценностей и свято защищает свою формирующуюся, пока еще очень уязвимую личность от других.

Второй вариант развития кризиса прямо противоположен первому. Поведение подростка характеризуется чрезмерным послушанием, зависимостью от педагогов и родителей, возвратом к прежним интересам.

Первый вариант развития называют «кризисом независимости», так как его результатом становится большой рывок в развитии человека, выход за пределы прежних норм жизни. Второй вариант - «кризис зависимости». Он, напротив, возвращает подростка назад, в детство, к старой системе отношений со взрослыми, дающей чувство защищенности, поддержки и сравнительной беззаботности. И тот, и другой варианты ведут к самоопределению подростка, выбору жизненной позиции на данном этапе развития. В первом случае это позиция: «Я уже не ребенок», во втором - «Я ребенок и хочу дальше им оставаться».

Положительный смысл кризиса переходного возраста заключается в том, что через борьбу за свою независимость, которая протекает в безопасных, домашних условиях, подросток самоутверждается и познает свои способности и возможности. Кризис позволяет подростку сформировать чувство уверенности в себе и учит самостоятельности, качествам, которые в дальнейшей, взрослой жизни помогут ему справляться с возникающими на его пути трудностями. Исходя из этого, вариант «кризис независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса для формирования здоровой личности, чем «кризис зависимости». Однако «кризис независимости» с экстремальными формами проявления также считается непродуктивным.

«Кризис зависимости», несмотря на его спокойное протекание на радость родителям, не является благоприятным вариантом, так как не ведет подростка к должному развитию личности. Подросток так и остается в детстве, не приобретает взрослую независимость и способность к принятию самостоятельных решений.

Переходный возраст - это сложный этап в жизни человека, однако родителям не следует подгонять весь подростковый период под кризис. Знание симптомов начавшегося кризиса поможет родителям его обнаружить и вовремя помочь подростку справиться с ним, реализовать потребности этого периода, выработать эффективные способы преодоления связанных с кризисом сложностей. Это важно для решения главных задач развития этого периода.

Задачи развития для подростков

Подростковый период - это важный этап в развитии личности, критический момент в жизни человека. Это своего рода мост из детской жизни во взрослую. Период трудный, так как в организме человека происходят резкие изменения. Они носят в основном качественный характер и затрагивают практически все аспекты развития. В этот период идет кардинальная перестройка в нервной и эндокринной системах организма. Все внешние проявления кризиса, такие как неадекватное поведение, импульсивность в совершении поступков, резкое изменение интересов и увлечений, являют собой отражение внутреннего мира человека. Главная задача родителей в этот период - помочь подростку понять причины и последствия происходящих в нем изменений. Не надо пугать подростка и пугаться самим. Все происходящее совершенно нормально. Со временем произойдет перестройка организма, и жизнь войдет в нормальное русло.

К особенностям подросткового возраста относятся повышенное беспокойство, тревога, резкие перепады настроения, негативизм. Нередко подростки склонны к агрессии, часто провоцируют конфликтные ситуации. В этот период у человека особенно остро проявляется потребность в признании и оценке окружающими, и вместе они стремятся показать всем свою независимость. Это очень противоречивый период. В подростке одновременно сочетаются эгоистичность и преданность, грубость и ранимость, чувствительность к критике и излишняя самоуверенность. Настроение колеблется от сияющего оптимизма и готовности свернуть горы до мрачного пессимизма и разочарования во всем.

В подростковом возрасте развитие познавательных процессов характеризуется переходом к абстрактному мышлению. В этом возрасте ребенку становится просто перейти от конкретного к абстрактному. Он с удовольствием начинает рассуждать на отвлеченные темы, анализировать. Внимание в этом возрасте приобретает более избирательный характер. Подросток начинает фокусироваться на тех вещах, которые ему действительно интересны. Ощущение и восприятие уже находятся на довольно высоком уровне развития. В этом возрасте начинается активное развитие творческих способностей. Конечно, если ребенок склонен к рисованию или музыке, то эти способности проявятся гораздо раньше, но в подростковом возрасте формируется индивидуальный стиль деятельности. В подростковом возрасте происходит также скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Кризис переходного возраста ведет за собой изменения и в мотивационной сфере, причем как количественные, так и качественные. Мотивы приобретают более устойчивый характер, а в связи с этим и многие интересы принимают форму стойкого увлечения, хобби. Если в более раннем возрасте мотивы возникали импульсивно, то теперь они формируются на основе четко поставленной цели.

Основная задача подросткового периода - переход к взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане. Одно из важнейших приобретений, которые влечет за собой кризис переходного возраста, - это формирование чувства личной идентичности. Идентичность бывает телесная, идеологическая, моральная, профессиональная и сексуальная. Ища собственную идентичность, подросток стремится отгородиться от родителей, обрести автономию. Чтобы идентифицировать себя как взрослую личность, подростку необходимо пройти эмоциональную эмансипацию, освободиться от детских эмоциональных отношений. Для вступления во взрослую жизнь у человека должна сформироваться интеллектуальная независимость. Он должен научиться самостоятельно и критически мыслить, а также принимать самостоятельные решения по любым вопросам. Еще один показатель взрослости - это поведенческая автономия. Она проявляет себя в самых разных сферах жизни. Это и выбор стиля одежды. и предпочтения по провождению свободного времени, и близкий круг общения, и, наконец, выбор профессиональной сферы деятельности.

В переходном возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Друзья становятся самыми важными людьми в жизни подростка. Общаясь в своем кругу подростки делятся друг с другом той информацией, тем опытом, которые они не могут получить от взрослых. Через общение между собой молодые люди учатся социально взаимодействовать. К тому же через общение происходит удовлетворение возросшей в этот период потребности в эмоциональных контактах.

Центральное место в психофизическом процессе переходного периода занимает половое созревание подростка. В его основе лежат гормональные изменения, которые ведут в свою очередь, к изменениям в телосложении, поведении в обществе, интересах и самосознании. В подростковом возрасте повышается секреция половых гормонов, что объясняет юношескую гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, эротических фантазиях, частых эрекциях у мальчиков, потребности в мастурбации.

Подростки очень часто, общаясь между собой, поднимают сексуальную тему, причем в большинстве своем их разговоры проходят в довольно грубой и циничной форме. Взрослые, случайно услышав такие разговоры, начинаю переживать за моральный облик своих детей. Но необходимо учитывать, что подобные разговоры между подростками позволяют им снять сексуальное напряжение и отчасти разрядить его смехом. Взрослые тоже довольно часто используют этот прием, например, в анекдотах на сексуальную тему, поэтому не стоит удивляться, что у подростков даже пестики и тычинки вызывают сексуальные ассоциации.

Подростковая мастурбация является одним из самых первых проявлений сексуальности. Она способствует разрядке полового напряжения, которое вызывается рядом физиологических причин. Кроме того, мастурбация провоцируется некоторыми психическими факторами: подражанием сверстникам, проверкой собственной потенции, получением удовольствия. У большинства мальчиков первое семяизвержение происходит именно во время мастурбации. Установлен факт, что чем раньше происходит половое созревание, тем более вероятно, что подросток мастурбирует.

Часто подростковая мастурбация вызывает у родителей переживания и тревоги. Однако волноваться из-за этого не стоит, так как это массовое явление. Не стоит переживать и из-за ее интенсивности, так как это обусловлено только половой конституцией самого подростка. Бить тревогу нужно только тогда, когда это становится навязчивой идеей и оказывает вредное влияние на поведение и самочувствие подростка. Но и в этом случае мастурбация является только следствием плохой социальной адаптации, а никак не ее причиной.

Наиболее сложная психологическая проблема сексуального развития подростка - это формирование сексуальной ориентации, системы эротических предпочтений. Здесь возможны три варианта:

1) половое влечение к представителям противоположного пола - гетеросексуальность;

2) половое влечение к представителям своего пола - гомосексуальность;

3) половое влечение к представителям обоего пола - бисексуальность.

Бытует мнение, что многих подростков совращают взрослые. Это не так, хотя такие случаи бывают. Большинство сексуальных контактов происходит между сверстниками.

Очень часто родители или учителя, сталкиваясь с необычными проявлениями подростковой сексуальности, не знают, как поступить в подобной ситуации. Проблема действительно сложная, так как требует специальных знаний и такта. В большинстве случаев сексуальная ориентация не является результатом свободного выбора. Изменить ее очень сложно, а зачастую вообще невозможно. Это обязывает взрослых быть прежде всего гуманными к подросткам, ведь за сексуальными проблемами стоят проблемы самого человека. Нельзя допускать актов принуждения и насилия, нельзя унижать человеческое достоинство. Многие подростки в поисках своей ориентации проходят через сексуальный опыт с представителями своего пола, а потом во взрослой жизни выбирают гетеросексуальную ориентацию. Наклеивание ярлыков, угрозы и запугивание могут оказать в этой ситуации сильное патогенное влияние и принести больше вреда, чем пережитый сексуальный опыт.

Переходный возраст - это один из самых тяжелых периодов жизни, причем как для подростка, так и для его родителей. Что можно посоветовать родителям? Набраться побольше терпения и не давить.

Совет первый. Не пытайтесь решить проблемы путем категоричных запретов, скандалов и чтения подростку нотаций. Это тот возраст, когда родительское «нет» вызывает у ребенка внутренний протест. Даже в случае, если подросток сам осознает неадекватность своих действий, он все равно продолжает гнуть свое, просто назло родителям. Смиритесь с фактом, что ваш ребенок вырос. Воспринимайте его как личность, пусть и не до конца сформировавшуюся, но он имеет право на собственную точку зрения, на собственное мнение, на собственные желания. Подросток уже может сам принимать решения, касающиеся его жизни, поэтому призыв слушаться родителей уже не актуален. Если вы собираетесь поговорить с подростком, обсудить волнующие вас проблемы, то разговаривайте с ним, как с равным. Не пытайтесь учить его жизни - это пустая трата времени. Он все равно сделает по-своему. Вам остается только ненавязчиво направлять его в нужное русло. Причем ключевое слово здесь - ненавязчиво.

Совет второй. Всегда относитесь с полной серьезностью к проблемам своего ребенка, даже если они кажутся вам не стоящими внимания, детскими и надуманными. Достаточно однажды отмахнуться от подростка, и он перестанет делиться с вами, доверять вам свои проблемы и переживания, а любое ваше участие будет приниматься в штыки. Самое страшное здесь, если ребенок совсем перестанет с вами общаться, закроется в своем мире. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам - конечно, вместе с ребенком.

Совет третий. Не навязывайте ребенку свое мнение по поводу того, как он должен проводить свое свободное время. Понятно, что вас бы больше устроило, если бы подросток занимался музыкой или спортом, а не шатался по улицам в компании друзей. Но помните: даже если вам удастся заставить ребенка заняться ненавистным для него занятием, он все равно найдет способ, как этого избежать. Вы впустую потратите свои деньги и нервы. Ко всему прочему ребенок начнет негативно относиться не только к вынужденному хобби, но и к вам как к инициатору. Если вы все-таки хотите чем-то занять ребенка, то попробуйте ненавязчиво выяснить, а чем бы ему самому хотелось заниматься. Наверняка вы сможете найти то, что придется по душе и ему, и вам.

Помните, что запретить что-то подростку практически невозможно. Подростки чувствуют себя взрослыми, они хотят, чтобы и окружающие их таковыми считали, поэтому стремятся любыми возможными способами избавиться от родительской опеки. И чем больше вы будете давить, тем большее сопротивление получите в ответ.

Что делать, если вы начали замечать, что от ребенка, который возвращается с улицы, стало попахивать табаком и алкоголем? Перво-наперво успокойтесь и не устраивайте скандал. Всем известно, что запретный плод сладок. Как бы вы ни запрещали, подросток все равно найдет способ удовлетворить свое любопытство, в крайнем случае, ваше давление подтолкнет его к побегу из дома. Провести профилактическую беседу, конечно, нужно, но действовать надо спокойно. Подготовьтесь к беседе заранее, тщательно продумайте аргументы, которые будете приводить. Вам не нужно рисовать перед подростком все круги ада, а необходимо заставить его задуматься, поразмышлять. в результате самостоятельно сделать выводы о том. что хорошо, а что плохо. Никогда не применяйте угрозы. Разговаривайте с подростком как со взрослым человеком, на равных. Объясните ему. почему вы не хотите, чтобы он поздно возвращался домой, чтобы курил, чтобы бросил учиться. Если вы заметили, что ребенок начал курить, не устраивайте по этому поводу истерику. Предоставьте ему информацию о тех последствиях, к которым приводит эта вредная привычка. Но нужно учитывать, что возможность когда-нибудь умереть от рака легких вряд ли его остановит. Воздействуйте теми последствиями, которые грозят ему в настоящее время, например, неприятный запах изо рта и от одежды, пожелтевшие зубы. Беседа должна вестись спокойным, ровным тоном, без нравоучений. Просто обмен информацией на уровне взрослого общения.

Не давите на ребенка, но и не потакайте. Несмотря на его взрослость и отношения «на равных», он должен соблюдать определенную субординацию и испытывать уважение к родителям.

Пубертатный период – это процесс изменений в организме подростка, в результате которых он становится взрослым и приобретает способность к продолжению рода. У мальчиков переходный возраст начинается в 13-15 лет и заканчивается к 17-19 годам . Происходящие в этот период гормональные перестройки определяют не только физические перемены в теле юноши, но и влияют на его социальное поведение. Что следует знать подростку и его родителям о пубертате?

В переходный период мальчик становится мужчиной

Современные средства для самообороны - это внушительный список предметов, разных по принципам действия. Наибольшей популярностью пользуются те, на которые не нужна лицензия или разрешение на покупку и использование. В интернет магазине Tesakov.com , Вы можете купить средства самозащиты без лицензии.

Пубертат – это транзиторный период между детским возрастом и зрелостью. В это время происходит значительная гормональная перестройка, что и обуславливает определенное, генетически заложенное физическое развитие. Под термином пубертат обычно понимают именно половое развитие юноши, но не затрагивают происходящие при этом психологические перемены. Подростковый период по факту длится дольше, чем непосредственно пубертат и включает в себя не только физическое, но и социальное взросление.

Физическое развитие вследствие гормональной перестройки организма

Начинается переходный период у всех мальчиков в разном возрасте. В среднем первые изменения отмечаются в возрасте 13-15 лет. Для сравнения, девушки взрослеют раньше и примерно на 2-3 года опережают мальчишек. Что же происходит в этот период в организме молодого человека?

  1. Увеличивается выработка ГН-РГ (гонадотропин-рилизин гормона) в гипоталамусе.
  2. Повышается в гипофизе.
  3. Стимулируется выработка половых гормонов в яичках.

Таким образом, первым вступает в дело гипоталамус. Он начинает активно синтезировать ГН-РГ, что в свою очередь приводит к усилению выработки гормонов в подчиненном ему гипофизе и далее в тестикулах. Усиленная выработка гормонов неизбежно приводит к запуску определенных процессов и началу полового развития.

Процессы, происходящие в организме юноши под влиянием гормонов:

  • Устанавливаются связи между гипоталамусом, гипофизом и гонадами.
  • Повышается чувствительность тканей к действию половых гормонов.
  • Происходит постепенное созревание рецепторного аппарата гонад.
  • Увеличивается масса семенных канальцев.
  • Происходит созревание сперматозоидов в клетках Сертоли.

Выработка гормонов приводит к половому развитию

Все эти процессы, происходящие в организме юноши, приводят к появлению определенных изменений в теле и формированию вторичных половых признаков.

Этапы физического развития в пубертате

За 2-3 года до наступления пубертата происходит усиление выработки . Этот процесс носит название адренархе. В это время идет усиленная , что и приводит в дальнейшем к запуску остальных физиологических процессов. Точная схема регуляции адренархе до сих пор не изучена, однако отмечается влияние некоторых ферментов на этот процесс (цитохрома P450 и др.).

В переходном возрасте изменение тела юноши происходит в несколько этапов:

Увеличение наружных половых органов

Первым признаком полового созревания у мальчиков считается увеличение яичек. В допубертатном периоде их размеры остаются практически неизменными и составляют 2-3 см в длину и 1,5-2,5 см в ширину. Начиная с 12-13 лет яички увеличиваются в размерах до 4 см³. Спустя 5-6 лет пубертата объем тестикул должен составлять около 20 см³.

Половой член начинает увеличиваться в размерах вместе с ростом яичек. Повышается частота эрекций (увеличение объема пениса в результате наполнения кровью пещеристых тел на фоне сексуального возбуждения). Возникают . В норме поллюции возникают каждые 2-3 дня, но увеличение или уменьшение их частоты в подростковом возрасте не следует рассматривать как патологию. У взрослых мужчин поллюции могут быть следствием длительного полового воздержания.

К 14-15 годам у мальчика появляются полноценные сперматозоиды. После возникновения первых поллюций молодой человек теоретически готов стать отцом. Не стоит забывать о контрацепции и защите от ИППП в этот период.

Вследствие ормональных изменений формируются вторичные половые признаки

Рост волос

В первую очередь волосы появляются на лобке, и происходит это вскоре после начала роста тестикул. Первые волоски возникают у основания пениса. Становясь гуще, волосы занимают всю лобковую область, распространяются на бедра, появляются вдоль белой линии живота и доходят до пупка. Спустя 6-18 месяцев начинается рост волос в подмышечной области, вокруг сосков, над верхней губой и на подбородке. Последовательность и интенсивность роста волос индивидуальна и во многом определяется наследственностью. Не у всех юношей отмечается рост волос на груди или других частях тела. Волосы продолжают расти в течение всей жизни и со временем становятся значительно гуще.

Изменение голоса

Ломка голоса происходит под влиянием андрогенов. Усиленный синтез гормонов приводит к быстрому росту гортани, утолщению и удлинению голосовых связок. Голос юноши становится низким. В течение нескольких лет голос может быть нестабильным. Окончательно тембр голоса устанавливается к 15-16 годам и обычно предшествует появлению волос на лице.

Изменение мускулатуры

В переходном возрасте мальчики быстро растут. Увеличивается длина костей, происходит рост мышечной массы. Плечевые кости и челюсти растут значительно быстрее, чем остальные части тела, что обуславливает формирование мужской фигуры. Максимальное увеличение мышечной массы отмечается спустя год после начала полового созревания. К концу пубертата юноши имеют в два раза больше мышечной массы, чем девушки того же возраста.

Изменение запаха тела

Воспалительные процессы затрагивают кожу лица и других частей тела

Под влиянием половых гормонов меняется состав жирных кислот, входящих в структуру пота. Усиливается потоотделение, возникает специфический запах. В это же время происходит усиленная выработка секрета сальными железами, что приводит к увеличению жирности кожи. Присоединение бактерий провоцирует развитие акне – воспалительных изменений на коже лица, спины, других частей тела. После завершения полового созревания у большинства юношей угри проходят самостоятельно. В ряде случаев требуется консультация специалиста и лечение.

Психологические изменения в пубертате

Гормональные перестройки влияют не только на изменения тела. Значительные перемены происходят и в психическом состоянии юноши. В возрасте около 12 лет идет значительное ускорение темпов роста головного мозга, а также отмечаются существенные перестройки в эндокринной системе. Сложные отношения между гипоталамусом и другими железами внутренней секреции создают условия для усиления возбудимости некоторых подкорковых структур, что и приводит к перестройке нервной деятельности у подростков.

Согласно многочисленным исследованиям в переходном периоде у мальчиков отмечается:

  • Снижение концентрации внимания и памяти в начале подросткового периода и некоторое улучшение показателей к концу пубертата.
  • Некоторое снижение умственной работоспособности в возрасте 14-16 лет.
  • Нарушение процессов торможения и повышение возбудимости центральной нервной системы.

В переходном периоде в организме подростка бушует самая настоящая гормональная буря. В связи с быстрым ростом головного мозга ключевые его структуры не всегда успевают адекватно кровоснабжаться, что также сказывается на умственной деятельности юноши и определяет некоторые аспекты его поведения. Нет ничего удивительного в том, что характер молодого человека меняется. Выраженность изменений может быть разная, но в большинстве случаев отмечаются такие моменты:

В результате перестройки организма меняется характер мальчика

  • Неуверенность в себе, стеснительность, низкая самооценка (нередко компенсируется избыточной агрессией).
  • Замкнутость, склонность к депрессивным состояниям.
  • Нервозность, избыточная тревожность.
  • Повышенная агрессивность, в том числе по отношению к старшим.
  • Эмоциональная лабильность. Перепады настроения и импульсивность – обычное явление для юношей в пубертатном периоде.
  • Конфликтность, противостояние с окружающим миром.
  • Появление полового влечения, интерес к противоположному полу.

Особое значение для мальчиков приобретают вопросы личных отношений. Одноклассницы из непонятных существ с другой планеты вдруг превращаются в красивых девушек. Возникает вполне понятный интерес к этой сфере жизни. Первый сексуальный опыт также нередко происходит в этом возрасте. Стоит ли удивляться, что поведение юноши постоянно меняется и практически никогда не соответствует ожиданиям родителей?

Факторы, влияющие на пубертатный период

Нельзя заранее предсказать, когда начнется половое созревание мальчика, и сколько оно будет длиться. На течение пубертата влияют следующие факторы:

О преждевременном половом развитии говорят при появлении вторичных половых признаков у мальчиков в возрасте до 9 лет. Отставание в половом развитии отмечают, если никаких изменений не происходит в возрасте 16 лет и старше. В любой из этих ситуаций следует обратиться к врачу и найти причину таких отклонений.

Советы родителям: как пережить переходный возраст

Пубертатный период – сложное время не только для самого подростка, но и для окружающих его людей. Нескладного, вредного и порой агрессивного мальчишку сложно любить так же, как умилительного толстощекого младенца. Мальчик больше не лежит смирно в пеленках, не зависает с конструктором, не поражает родителей умением складывать слова в предложения. Он мрачен и угрюм, недоволен жизнью и собой, и все время провоцирует конфликты. Не удивительно, что у подростков довольно часто случаются проблемы и недопонимания с родителями, и этих сложностей не удается избежать даже в самой любящей семье.

Родителям мальчика-подростка важно помнить: юноше забота и любовь нужна ничуть не меньше, чем младенцу, вот только выражать ее нужно несколько в иной форме. Избыточная опека молодому человеку лишь навредит и станет очередным раздражающим фактором. Взрослым нужно быть рядом и давать понять всем своим поведением, что ребенок может на них рассчитывать, что бы ни случилось. И вместе с этим нужно дать подростку возможность выразить себя, самореализоваться, найти свое место в жизни и занять определенную позицию сверстников. Найти баланс между свободой и заботой – вот что важно для родителей, чей сын вступил в сложную пору полового созревания.

В переходном возрасте родителям важно найти баланс между свободой и заботой

Несколько советов:

  1. Направьте энергию юноши в полезное русло. Предложите ему занятие, в котором он будет чувствовать себя нужным. Это может быть подработка в свободное от учебы время, помощь в семейном деле, занятия спортом или каким-либо хобби. Важно, чтобы у молодого человека была возможность выбора, ведь деятельность из-под палки вряд ли будет эффективной.
  2. Предоставьте юноше личное пространство. В идеале это должна быть отдельная комната, куда взрослый не будет врываться без предупреждения. Если такой возможности нет, стоит хотя бы отгородить для подростка собственный угол в общей комнате. Не стоит покушаться на его личные вещи или подслушивать разговоры с друзьями. Тотальный контроль не будет способствовать хорошим отношениям и только настроит подростка против вас.
  3. Избегайте ненужной критики. Помните, что подростки воспринимают все очень остро, особенно если это касается внешности или отношений с девушками. Высказывайте свое недовольство в корректной форме и не забывайте хвалить своего молодого мужчину.
  4. Интересуйтесь его жизнью. Ненавязчиво спрашивайте, как идут его дела в школе. Будьте в курсе, чем он увлекается, какие вопросы его интересуют. Не лезьте в личную жизнь, но и будьте совсем в стороне. Это поможет вам не только стать доверенным человеком для подростка, но и позволит вовремя заменить негативные изменения, если юноша свяжется с плохой компанией или попадет в неприятности.
  5. Признайте в нем личность. Позвольте юноше реализовывать свои склонности и выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Помните, что он не продолжение вас, а самостоятельный человек, и имеет право на личное мнение. Позвольте ему совершать свои ошибки и делать собственные выводы из произошедшего там, где это не представляет серьезной опасности здоровью и жизни.

Помните, что переходный возраст не вечен. Рано или поздно нескладный юноша станет взрослым мужчиной, и вам останется только вспоминать это сложное, но по-своему увлекательное время.

FAQ, или часто задаваемые вопросы

В каком возрасте пора беспокоиться о том, что не начались признаки физических изменений?

О запоздалом половом развитии стоит говорить в том случае, если к 15-16 годам у юноши не появилось ни одного вторичного полового признака (рост половых органов, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на лице, изменение голоса). В этой ситуации следует обратиться к андрологу.

В каком возрасте мальчики заканчивают рост?

Максимальный рост отмечается у юношей в возрасте 14-16 лет. В это время молодой человек практически достигает конечной отметки своего роста, но процесс на этом не заканчивается. Медленные прибавки отмечаются до 20-22 лет (по некоторым данным до 25 лет) – до полного закрытия зон роста.

Правда ли, что прыщи «пройдут сами», как только юноша начнет жить половой жизнью?

Это расхожее мнение не имеет под собой никаких научных обоснований. У большинства подростков угри проходят к окончанию полового созревания, то есть к 17-19 годам, и интенсивность половой жизни никак не влияет на этот процесс.

Нужны ли изменения в питании после наступления переходного возраста?

Питание подростка должно быть сбалансированным по основным элементам и витаминам. В рационе подростка должно быть красное мясо, свежие овощи и фрукты по сезону. Обычно в переходном периоде у мальчиков просыпается аппетит, поэтому существенных проблем с этим не возникает. Важно только ограничить долю фаст-фуда и быстрых углеводов, чтобы не спровоцировать проблемы с весом и нарушения метаболизма.

Когда этот кошмар закончится?

Все проходит, и это тоже пройдет. К 17-19 годам гормональная буря стихает, и молодой человек вступает в новый этап своей жизни. К этому возрасту вторичные половые признаки достигают своего максимального развития. Состояние кожи улучшается, уходят угри. Психоэмоциональное состояние также нормализуется по окончании переходного возраста.

Добавить комментарий

Многие из родителей разводят руками, сталкиваясь с подростками в переходном возрасте. Сколько лени! Сколько агрессии! Сколько хамства! И ведь учиться не хотят совсем! Всё так, но у любой из этих моделей поведения есть свое объяснение. Далеко не всегда подростки виноваты в том, что они «такие…». Многие свои реакции и поступки они еще не могут анализировать, не понимают, что с ними происходит. И самыми надежными помощниками в прохождении этого трудного возраста должны стать те, кого дети сгоряча записывают во враги номер один, то есть мы, родители. О том, как пережить кризисное время и сохранить дружбу с собственными детьми, мы беседуем с психологом Ольгой Исаевой , старшим преподавателем кафедры клинической психологии Московского медико-стоматологического университета.

И пусть они бьют тарелки!

Ольга, не хотелось бы брюзжать на тему, что раньше вода была мокрее, сахар слаще, а дети послушнее, что мы с Вами не были такими, как нынешние подростки, но…

Вы удивитесь, но брюзжание это оправданное. Ведь меняемся не только мы, меняется и само время, культурная среда, а подростковый, или переходный возраст, как считают психологи, - это культурный феномен. Еще некоторое время назад его не было. Например, при Иване Грозном…

То есть как? Трудных подростков секли розгами, и они оттого предпочитали не показывать характер?

Не совсем. Смысл подросткового возраста - это переход от детства к взрослой жизни. В традиционном обществе, где есть иерархия, где жизнь четко регламентирована, есть ритуал, переводящий человека из мира детства в мир взрослых, поэтому проблем с подростками не возникает. А вот в условиях нашей цивилизации все гораздо сложнее. Попробуйте ответить на вопрос, что для вас значит быть взрослой?

Не знаю. Наверное, уметь сдерживаться. Но вообще это сложно сформулировать.

Вот так и миллионы родителей затрудняются с ответом. А что спрашивать с детей? Смотрит подросток на себя в зеркало, на свои длинные руки и ноги, на почти уже усы, и видит «не мальчика, но мужа». Но все остальные смотрят на то же самое, а видят почему-то ребенка и обращаются соответственно: «Шарфик надень, холодно!» Он огрызается в ответ, потому что не понимает, что же нужно сделать, чтобы окружающие признали его взрослость.

Самый простой ответ: взрослый - тот, кому можно то, чего нельзя детям, а именно: пить, курить, ругаться матом и гулять допоздна. И если все это себе разрешить, то, якобы, все поймут, что ты вырос.

Сразу скажу: меньше всего проблем у тех родителей, кто с детства воспитывает в ребенке взрослость, чувство ответственности. Но некоторые дети, конечно, взрослеют не от хорошей жизни - например, когда в семье нет отца и его роль выполняет старший сын. Подростковая дурь в таких случаях обычно редкое явление, ведь на ребенка с детства рассчитывают, как на большого. Так зачем ему кому-то что-то доказывать?

А лет через десять он предъявит маме счет: ты лишила меня детства!

Практически с каждым ребенком придется хлебнуть забот. И конечно, пример неполной семьи - это пример экстремальной ситуации. Здесь, что называется, сама жизнь решает проблему переходного возраста. Но ведь в любой семье есть обязанности, которые ребенок способен выполнять. Уже в три-четыре года можно помыть свою тарелку. И дети обычно охотно помогают - через это они чувствуют себя взрослыми. Родители, конечно, рискуют: и возни больше, и опасность для посуды есть, да и гораздо проще сделать все самим. Но именно так и отбивают у детей желание помогать. Когда ребенок что-то делает, а родитель его корректирует, результат для обоих - радость. Поэтому лучше не давайте ему дорогую тарелку - пусть разобьет ту, которую не жалко, только бы с раннего детства у него был хоть какой-то участок своей ответственности.

Если же чаду уже пятнадцать, а мы впервые задумываемся, почему он безучастен в быту и пытаемся привлечь его к работе по дому, то и удивляться не стоит, что он нас «посылает». Он не привык к обязанностям и уже не в том возрасте, когда охотно включаются в жизнь семьи. Да и объяснить пятнадцатилетнему подростку, почему именно теперь на его долю выпадает помощь по дому, невозможно. Вы можете втолковывать ему, что он уже взрослый, а в ответ услышите упрек, что еще месяц назад его считали маленьким и позволяли ничего не делать, а теперь он почему-то резко вырос.

Здесь родителям остается лишь идти на хитрость. Например, сослаться на усталость и попросить помочь с посудой. Не упрекайте ребенка в лени, просто попросите, ведь вы действительно устаете после работы… Скорее всего, реакция будет положительной.

Фото Павла Гонтаря

«Немедленно надень шарф!»

Вы упомянули шарф, который родители просят надеть, когда на улице холодно. Как же сделать, чтобы шарф действительно оказался на шее, а не в кармане - из духа противоречия?

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Принцип очень простой: чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Но признаемся, далеко не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти. Подросток просто постарается эту власть нейтрализовать, если не признает ее авторитета. Вот и получается, что вы, заботясь о ребенке, требуете: «Немедленно надень шарф!» - а он в ответ: «Да иди ты… Я уже взрослый, будешь мне тут указывать!»

Решать проблему нужно тем же способом, что и с посудой. Просить, объяснять свое волнение и беспокойство: «Ну пожалуйста, там так холодно… Честное слово, мне будет спокойней». Ваши шансы быть услышанными сразу возрастут.

Садимся делать уроки…

Другая ситуация: садимся делать уроки. Завтра контрольная, в голове у ребенка пусто, желание готовиться - ноль. Двойка обеспечена. А ему все равно…

Начало уже хорошее: садимся делать уроки. Задайте себе вопрос: кому это больше надо, вам или ему? Если вам - то вы получили ровно то, к чему стремились, то есть вы учитесь вместо него, и значит, уроки - ваша, а не его проблема, вплоть до окончания школы. В психологии это называется синдромом выученной беспомощности. Если вы с первого класса садились вместе делать уроки, то нечего ждать, что подросток сам будет этим заниматься. С какой стати? Это же вы боитесь двойку получить, это вы хотите «поступить его в институт». К тому же, дети не могут думать и рассчитывать с далеким прицелом, чтобы понять, что плохой аттестат - это реальная проблема. А вот с другом в «аське» не поговорить - это для них действительно беда…

Вы замечали, наверное, что дети еще до школы играют в ролевые игры: в магазин, в парикмахерскую, в учителей… Им хочется скорее стать взрослыми. Поддержите в них это начало! И когда ребенок пойдет в первый класс, объясните ему, что он уже взрослый и у него появилась работа, которую нужно делать хорошо. Обычно дети, пусть и инстинктивно, но с радостью принимают эту новую ответственность. Задача родителей просто не испортить дело.

Ну а если чадо повзрослело и не справляется со сложными уроками? Ведь именно с этого начинается родительское участие в алгебре, физике, сочинениях… Иначе он просто бросит учиться.

Вот именно что участие, и только. Нужно объяснить ребенку, что двойка - это его проблема. Пусть он для начала попытается понять, в чем именно у него сложности, имея в виду, что всегда может обратиться к вам при затруднениях. Ну а вы должны быть готовы помочь ему разобраться с этой конкретной проблемой, чтобы дальше он снова работал сам.

А если в ответ на предложение помочь я услышу: «Отстань! Занимайся своими делами!»

Пусть так. А вы и занимаетесь своими делами: ходите на работу, зарабатываете деньги для семьи. Вы свои обязанности выполняете. Напомните ему, только в очень дружелюбном тоне, что и у него тоже есть обязанности, но он, в отличие от вас, их не выполняет. Тогда возникает вопрос: а почему? Пусть он разберется, в чем сложность, и подойдет к вам с конкретным вопросом, не перекладывая на ваши плечи домашнее задание. До тех пор, пока его плохие оценки - ваша, а не его беда, не ждите, что в нем что-то изменится.

В подростковом возрасте тема с учебой осложняется и тем, что хорошие оценки перестают работать как самодостаточный стимул. Детям уже не страшно быть двоечниками. Даже наоборот - зазорно быть отличниками. Им интересно гулять, встречаться, школа становится местом тусовок. И тут родителям надо прилагать усилия, чтобы дисциплинировать ребенка. Отправной точкой могут стать его интересы. Кому-то нравится история или география, кто-то книги «глотает»… Подбрасывайте «топлива» в этот котел.

А если ребенок ничем не интересуется? И у него только одно желание - чтобы его не дергали?

Если подростку ничего не интересно, значит, проблема в семье. Значит, в доме нет приоритета знаний, а родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, кроме газет, никуда не ходят… И для чего тогда ребенку напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?

Ценность знаний должна культивироваться в семье. Ходите вместе в музеи, занимайтесь фотографией, путешествуйте (не обязательно далеко, можно и в соседний город, лишь бы вместе), общайтесь. Если эти интересы разбудить, то ребенку будет проще учиться. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Да, но если ребенку интересны только телевизор и компьютерные игры? И запрещать их бесполезно. Есть же друзья, у которых тоже компьютеры, он просто пойдет к ним в гости…

Любой запрет вызывает в подростке лишь дополнительный интерес, поэтому правильнее давать альтернативу. Вместо тупого мультика посмотрите вместе классное кино. Да, вы потратите свое время. Но за детей надо бороться.

О компьютере разговор отдельный. Конечно, вы должны и имеете полное право ограничить время пребывания ребенка у монитора. (Если компьютер в семье один, скажите, например, что вам надо за ним поработать). Но знайте, что как правило детям совсем не просто выйти из виртуального мира. И иногда, для того чтобы вытащить подростка оттуда, родителю нужно самому туда спуститься. Играйте вместе, отдавая предпочтение более мирным вариантам игр, постепенно переключайтесь на другие совместные дела, не связанные с компьютером. Если же игра стала для ребенка наркотиком, зовите на помощь психологов! Этой темой -зависимостью от игры, или лудоманией - сейчас очень серьезно занимаются.

Впрочем, зачастую самим родителям удобно, что ребенок сидит за компьютером и никого не трогает. Но это состояние жизни в виртуальном мире сродни беспризорности. Просто выглядит вполне социально приемлемо - ребенок вроде бы по подвалам не лазит, под забором не валяется, а сидит дома и чем-то занят. Но это опасное спокойствие. В виртуальном мире у него десять жизней, и он герой, а тут у него - проблемы в школе, ссоры с родителями… Зачем ему возвращаться в реальность?

Бейте тревогу, если вы заметили, что ребенок становится фанатиком. Ищите ему альтернативное занятие, которое было бы не менее увлекательно. Может быть, вам подойдут секции по борьбе, походы…

Еще к слову о виртуальном мире. Многие дети рисуют ручкой в тетрадке. И порой эти рисунки приводят в ужас, потому что там - железные чудовища, горгульи и другие несовместимые с жизнью, агрессивные существа. Как на это реагировать? Всему виной компьютерные игры?

Рисунки - это воплощение внутренних образов ребенка. Значит, всё это у него в голове, и сформировано, скорее всего, тем же телевизором и играми. Ужасы беспричинно в сознании не возникают. Знаю случай, когда подросток вытащил из рамки на стене свою фотографию и засунул на ее место рисунок с таким железным чудищем. Наверное, так он видит свой настоящий портрет. Представляете, что у него внутри?.. Подобные эпизоды должны стать для родителей очень серьезным сигналом: действуйте, стучитесь к ребенку, не бросайте его на произвол виртуальной судьбы с десятью жизнями! Он проиграет свою единственную, и вы проиграете вместе с ним.

Фото Юлии Кузенковой

Есть такой термин - лень

Многие дети ходят в художественную или музыкальную школы, но не все их заканчивают. Казалось бы: и способности есть у человека, и интерес какой-то был… Но дело брошено на полпути, ребенку надоело. Стоит ли заставлять заниматься дальше?

Во всем нужна мотивация. Если ребенок, например, рисует, значит, должны быть выставки и конкурсы, в которых он участвует. Он должен понимать, на какой результат работает, и соревновательный дух здесь - лучший двигатель. Просто рисовать или играть на скрипке, без конкретной цели - на этом интерес долго не продержится. Если в вашем городе не проходит выставок детских рисунков и музыкальных фестивалей - найдите их в Интернете! Познакомьте ребенка с художниками, музыкантами, у которых есть свои блоги (опять же, сначала сами их найдите, посмотрите, что за люди), пусть они общаются там. Для подростков ведь важны не столько занятия, сколько круг общения, тусовка, которая складывается в процессе работы. Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, а его друзья - нет, а он именно в их компании реализуется как личность, то вряд ли ему эта школа будет нужна. Скорее, у него возникнет тот же вопрос: а оно мне зачем?

То, что вы описываете, психологи называют подростковой ленью (да, это термин!), которая имеет свои физиологические причины. В связи с бурным ростом в организме возникает дефицит энергии, а значит, ее надо экономить. Правда, если к какому-то делу просыпается подлинный интерес - эта энергия будет бить через край. Но это значит, что в другом деле ее убавится. Есть еще одна важная причина - у подростков слабо развита волевая регуляция. С точки зрения воли это вообще провальный возраст, заставить себя что-то делать очень трудно. У них постоянное чувство апатии, потери сил. Родителям нужно этот период переждать, перетерпеть, при этом периодически «пиная» подростка, возвращаясь к вопросу его личной ответственности. Главное, чтобы школьные задания он все-таки выполнял сам, а вы бы лишь оказывали конструктивную помощь и создавали условия для развития его интересов. Дайте ребенку возможность самому проявить себя в жизни.

Пить или не пить

Есть еще одна угроза: в тринадцать-четырнадцать лет многие уже пробуют алкоголь.

А не лучше ли придерживаться охранительной тактики, чтобы чадо вообще ничего не знало о спиртных напитках?

Такая тактика распространена в наших православных семьях, православных школах. Кажется, что лучше спрятать ребенка от соблазнов мира, и тогда он вырастет благочестивым человеком. Но соблазнов из мира не изъять, а подросток не будет готов к встрече с ними. Сколько есть примеров, когда, выйдя из стен православного лицея, ученики стоят за углом и дымят, как паровозы. Именно так дети и привыкают лицемерить.

Важно не столько уберегать ребенка от соблазнов, сколько быть рядом, когда он начнет с ними знакомиться. Говорите с ним о своих опасениях по-дружески. Если кто-то из знакомых сильно пьет, не скрывайте, что это настоящая болезнь, пусть подростку будет ясна причинно-следственная связь между алкоголем и алкоголизмом.

Когда я работала в наркоцентре, некоторые мои коллеги привозили детей на работу и показывали, что такое наркоманы, что такое ломка, как это выглядит и как это лечится, давали детям поговорить с больными… Те рассказывали о кайфе, но им самим было в тот момент так не в кайф! Одного визита ребенку было вполне достаточно, чтобы сформировать стойкое впечатление и отношение.

Авторитеты

Многие Ваши советы, как мне кажется, воплотимы в жизнь при условии, что родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Но пока у того переходный возраст, разве он будет слушать, разве родители - авторитет?

Доверительные отношения? В переходном возрасте?

Если у вас не было доверительного общения на протяжении тринадцати - пятнадцати лет, и в один прекрасный вечер вы решили поинтересоваться, что же там чадо пишет в дневнике, то реакция будет резкой и грубой. Но идти на контакт все же надо, и здесь есть беспроигрышный прием, который любят использовать манипуляторы: люди будут открываться вам, если вы начнете открываться им. У вас за плечами жизнь, вы тоже были в переходном возрасте, как-то чудили: пробовали первую сигарету, писали на заборе или нецензурно ругались… Все было, и не надо считать, что наши дети - непонятно в кого такие. Вспоминайте, что вы чувствовали, о чем переживали, и делитесь с ребенком. Конечно, не стоит рассказывать подробностей, как вы напились, но ваш опыт проживания кризисных ситуаций для него незаменим и гораздо интересней, чем истории из книг. Ребенок часто не видит в родителе человека, потому что мы усиленно его прячем, оставляя на поверхности только то, что можно назвать машиной по жизнеобеспечению. И когда мама или папа начинают постепенно открываться, когда оказывается, что у них тоже была молодость, разочарования и влюбленности, то ребенку становится понятно, что родители у него - нормальные люди, с ними можно иметь дело.

Например, владыка Сурожский Антоний все свои истории начинал словами: «Знаете, был со мной такой случай…». Он никогда не говорил в лоб, что нужно делать, а чего нет. Он рассказывал о своем личном опыте, о своем переживании Бога. Думаю, мы должны брать с него пример.

А вам жить интересно?

Вы говорите, родители должны быть интересными людьми и тогда будет к ним уважение. Что имеется в виду?

Часто, становясь родителями, мы перестаем жить собственной жизнью. Первые годы после рождения ребенок забирает столько внимания, что у мамы не остается сил ни на какие книги, кроме детских, а папа ничем не успевает интересоваться, кроме работы и обеспечения семьи. Дети растут, как и их запросы, и мы, взрослые, привыкаем к чисто технической функции - «накормить, одеть, обеспечить…». И ничего сверх того, чем мы должны заниматься как родители. Так мы отчасти перестаем быть собой. Но когда родитель превращается в круглосуточного воспитателя и теряет свою личность, он перестает быть интересным ребенку. Тем более подростку. Ведь первый вопрос, который он задает в ответ на наши претензии: «Ну а вы-то что? Требуете, чтобы я книжки читал, а сами-то читаете? Вы хоть чем-то интересуетесь?» И это серьезно.

Но откуда родителю, который приезжает с работы выжатым лимоном, пока ужин, уборка, пока уроки проверишь, взять время на увлечения?

А это вопрос приоритетов. Среди моих знакомых есть несколько профессорских семей. Приходишь к ним в дом: много-много книг, которые не умещаются в шкафы и лежат повсюду - на полках, стульях, подоконниках… Какой уж тут порядок. В этих семьях часто нет обеда, практически никогда нет ужина, а в холодильнике то, что сын-подросток успел купить по дороге из школы. Ведь в итоге ребенок сам начинает делать то, чего ему не хватает. Он знает: дома нет еды, мама придет после лекции в десять вечера, ее тоже надо накормить, ведь она же сама себе ничего не приготовит, да и сил у нее нет. Поэтому он сам купит еду, приготовит, поможет по дому, и у них с мамой, представляете, вечером будет время поговорить.

Женщина часто видит свое материнское предназначение в обеспечении быта, но за этим не только пропадает все остальное, зачастую в таком объеме этот быт и не нужен. И начинаются обиды, что муж отказался ужинать (ел на работе), хотя она старалась, сил не жалела. Как только вы решите для себя: что вам важнее - быт или что-то большее, тут же появится время на личные интересы.

Думаю, проверку себя нужно начать с вопроса: приносит ли мне радость моя собственная жизнь?

Очень полезный вопрос. Если ваш ответ «да», то в целом все у вас в порядке. Если же никаких страшных событий не произошло, а вы злитесь и унываете, - значит, пора что-то менять. Часто причиной уныния становится загнанность, трагическая усталость. Если так - пора остановиться. Всех денег нам не заработать, да и то, что есть, мы на тот свет забрать не сможем, а завтрашнего дня может и не быть! Помните, как сказано у Булгакова: человек смертен, и что еще хуже - внезапно смертен. Даже если уверены, что стараетесь не для себя, а для детей, - остановитесь и задумайтесь. Стоят ли заработанные вами деньги того времени, которое вы не провели с ними?

Если же дело в раздражении на жизнь, что она «так устроена», то помните, что это ваша жизнь, и, кроме вас самих, никто ничего в ней изменить не сможет. Ищите отдушину, вспомните, какие интересы были у вас в юности… И еще важно понимать, что именно те родители, которые воспринимают жизнь как радость, вернее станут для детей настоящим авторитетом. По одной простой причине - за такими людьми действительно хочется расти.

Фото в анонсе – Ларисы Подистовой

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком. Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице. Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — . Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов. Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени. При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным. Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и .

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи. Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании. Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием. Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими. Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права. Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают. Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми. Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное. Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д. При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться. Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки. Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей. Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.