Главная · Диарея · Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память. Гипнопедия и правила ее применения Обучение во сне выучить за

Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память. Гипнопедия и правила ее применения Обучение во сне выучить за

Самостоятельно выучить биологию во сне с нуля невозможно. Прослушивание специальных записей во время сновидений способно лишь помочь закрепить уже ранее прочитанный материал, который трудно запоминается.

Интересное открытие, что изучаемый материал можно легко запомнить во сне, произошло еще в 1923 году. Студент-радист заснул в наушниках, в которых звучал преподаваемый предмет о точках и тире. А когда он проснулся, то уже хорошо знал материал. Многолетние исследования ученых подтвердили, что во сне можно учиться, но для этого фаза сна должна быть глубокой, тогда мозг перерабатывает данные. К тому же, во время грез человеческий мозг не воспринимает новой информации, он только обобщает и анализирует полученные за день знания.

Мозг человека во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При правильном подходе полученные знания не искажаются и воспроизводятся после пробуждения. Больше всего память человека восприимчива к закреплению поступивших данных в такое время:

  • за 25 минут до отхода ко сну;
  • в первый час после засыпания;
  • за 30 минут до пробуждения.

Нейрофизиологи установили, что во время грез мозг на молекулярном уровне превращает нервные импульсы гиппокампа, отвечающие за краткосрочную память, в белковые соединения. Такие протеины откладываются в коре мозга и превращаются в долгосрочные воспоминания. Поэтому увиденное или услышанное днем ночью обрабатывается мозгом и запоминается.

Нельзя надеяться только на один сон, потому что спящий мозг новые знания не воспринимает. Нужно изучать данные в активном состоянии, а во сне их закреплять. Тогда постигаемая информация лучше усвоится. Ночное время можно с успехом использовать для развития памяти. Прослушивание изучаемого материала спящим человеком позволяет ему запомнить на 30% больше информации, чем только во время бодрствования.

Методика обучения во сне

Сомнологи разработали особую методику, позволяющую улучшить запоминание пройденного учебного материала во сне. Но проводиться такая гипнопедия должна в лабораторных условиях, под присмотром врачей. Воспроизвести правильно процедуру дома будет затруднительно.

Ночное закрепление информации начинается с того, что испытуемый прочитывает материал, затем прослушивает его по динамику и громко повторяет каждое слово за диктором. Все шаги операции сопровождаются расслабляющей музыкой. Через 25 минут испытуемый ложиться спать в полной темноте и тишине. Дрема испытуемого сопровождается голосом диктора, который по нескольку раз повторяет один и тот же материал, только каждый раз все тише и тише. Пробуждается испытуемый утром тоже под голос диктора, который громко читает тест, предназначенный для запоминания. Все это сопровождается игрой бодрой музыки.

Особенностью использования гипнопедии является то, что подобное обучение не может стать альтернативой стандартному изучению учебного материала. Она лишь позволяет лучше понять и запомнить уже увиденное, прочитанное или услышанное. Но на современном этапе развития науки и технологий гипнопедия не заменяет чтения учебников. Ведутся активные разработки техники, стимулирующей работу головного мозга, что позволило бы осваивать новую информацию в дремоте. Но пока такие инструментарии не готовы.

Самостоятельное ночное обучение

О том, как выучить сложный учебный предмет самому, есть характерная теория. Но следует быть готовым к тому, что закрепленный материал отложится глубоко в подсознании и извлечь его оттуда на экзамене будет проблематично. При неправильном проведении всей процедуры гипнопедии возможны побочные действия в виде плохих сновидений или расстройств сна.

Прежде всего, нужно подготовить удобное спальное место. Оно должно быть комфортным, одеяло теплым, помещение тихим, без посторонних шумов. Глаза желательно прикрыть светонепроницаемой повязкой, чтобы ничего не отвлекало от сна. Надеваются наушники, через которые будет прослушиваться запись.

Запись изучаемого материала нужно подготовить заранее. Специальное аудио сопровождение можно записать самостоятельно: читать учебник вслух при включенном диктофоне. Каждый параграф желательно повторить по несколько раз. Для этого уже записанные данные нужно скопировать на аудио носитель. Интервал на записи между данными должен быть не менее 5 минут. Запись должна быть идеальной, без посторонних звуков. Лишние шумы во время сна могут сбить весь процесс обучения или вызвать кошмары и расстройства сна. Прослушиваемая во сне информация должна быть не новой, а уже пройденной. Просто во сне мозг лучше обработает и усвоит уже изученное.

Нужно поставить на воспроизведение записанную ранее информацию и слушать ее за 20 минут до засыпания, через 30 минут после погружения в сон и минут за 20 до пробуждения. Обучение во сне не дает 100% гарантии успеха. Исследования гипнопедии проводились в лабораторных условиях, аудио подавалось испытуемому в нужной фазе глубокого сна. А дома самостоятельно в кустарных условиях эту фазу рассчитать сложно.

Доброго здоровья!

Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.

Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…

И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:

Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?

Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.

Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…

Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:

«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»

Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.

И что вы думаете? Утром просыпался - плеер на полу, наушники тоже непонятно где…

Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.

Несколько раз я пытался - ничего толкового не вышло.

Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?

Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?

Такие вопросы у меня периодически возникали.

Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю - ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть.)))

С тех пор прошло несколько месяцев.

И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне

Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты - устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.

Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. :)

В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.

Спокойной ночи:)

Утро. Я проснулся.

Рассказываю.

Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники - на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…

Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?

Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…

И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.

Для себя сделал такой вывод: спать - значит спать .

И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня .

Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит - нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!

А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.

Сергей Сокарп

P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?

Привет, никак. Верить в чудеса, конечно, хорошо, но английский за пять минут ты не выучишь точно. Зато есть отличный способ изучать его постепенно, регулярно и удобно! В очереди, метро, лежа дома на диване. Да, я о тех самых приложениях для ваших гаджетов. Все очень просто: установил, открыл, сиди себе «клацай» и обучайся.

Words . Это приложение входит в топ лучших за 2014 год. Вордс постоянно обновляется и развивается по сегодняшний день. Научный тренажёр английских слов содержит 26 тематических блоков, что позволяет развиваться именно в нужном на данный момент направлении. Более 8 тысяч слов разбиты на уроки, которые вы можете проходить в режиме оффлайн. Регистрация тоже не требуется.

Какова максимальная или максимальная скорость здесь? Также используется выражение: ускорение. Натурализация, натурализация. Грамматически, грамматически. Неудобство, неудобства. Одна из самых распространенных вещей для прослушивания: мы приносим извинения за неудобства. Приносим извинения за неудобства. Давайте остановимся в магазине. Давайте просто изменим интонацию. Таким образом, вы можете узнать много слов на английском языке в кратчайшие сроки. Оставьте комментарий здесь, в комментариях, используя одно из этих слов, которое вы только что узнали.

Приложение «запоминает» слова, в которых вы допускали ошибки, и предлагает их вам до тех пор, пока слова, вызвавшие трудности, точно не отложится в голове.

Кстати, еще очень удобно, что каждый урок рассчитан на один день и содержит до 25 слов. То есть 20 минут в день вам будет достаточно.

Не забудьте подписаться на канал, наслаждаться и делиться. В настоящее время английский язык стал языком работы, путешествий, науки, дипломатии и международного общения. Он признан официальным языком в более чем 75 странах и на нем говорят как иностранный язык на 750 миллионов человек! Вот почему так важно говорить по-английски.

Освоение английского языка имеет важное значение во многих областях. Английский откроет вам двери на профессиональном уровне и предоставит вам больше свободы выбора вашей будущей должности, для выполнения новых функций, требующих практики английского языка или просто для выполнения миссий за рубежом.

Duolingo. Это приложение позволяет изучать английский в игровой форме всего по пять минут в день. Дуолинго подойдет как новичку, так и профи. Разработчики пишут, что эффективность приложения доказана научно, что, согласитесь, внушает доверие. Исследования показали, что 34 часа занятий равняются семестру изучения языка в университете.

Освоение английского языка также позволит вам путешествовать по всему миру. Изучение английского языка позволит вам расширить свое видение мира и лучше понять разные англоязычные культуры. Чтобы эффективно изучать английский, Интернет остается одним из лучших решений сегодня.

Лучшие сайты для изучения английского языка

Он предлагает много ресурсов очень хорошего качества, а также бесчисленные курсы для укрепления вашей грамматики. Он предлагает простые и понятные уроки даже для новичков. Английский язык: сайт, предлагающий бесчисленные выражения и слова для обогащения словарного запаса. Для всех тех, кто сделал английский в старшей школе или в средней школе, но кто, по крайней мере, думает, забыл все. Язык, который мы не используем, быстро исчезает в глубине нашей памяти. тех, кто хотел бы ознакомиться с основами английского языка в ожидании поездки или встречи с иностранными посетителями - или по тысяче других причин, которые принадлежат вам.

Каждый урок состоит из заданий по практике разговорной речи, аудированию, переводу, а также тестов. Вы сразу увидите, какие задания выполнили правильно, а приложение подскажет, как вы можете улучшить свои результаты.

LinguaLeo. Данная образовательная платформа для изучения и практики языков также основана на игровой механике. Новым пользователям приложение предлагает пройти тест, который поможет определить уровень знаний. Результаты теста послужат основой создания индивидуального плана занятий. Ваши цели и интересы также будут учитываться.

Для всех, кто регулярно говорит: «Мне действительно нужно говорить по-английски, но со всей моей деятельностью у меня нет времени!» Название этой книги дает вам ключ: 5 минут в день. У вас нет больше оправданий: каждый может найти эти 5 минут в свое время.

Эта маленькая книга предназначена для того, чтобы заставить ваши нейроны вывести на поверхность и оживить ваши старые воспоминания о занятиях английским языком. Благодаря своему мини-формату, который так удобно, он будет держаться в кармане или в вашем кошельке. дома или взять его там, где вы хотите.

Согласно плану вам на каждый день будет предоставлена лента заданий, которая поможет эффективно изучать иностранный.

Приложение дает доступ к огромному количеству оригинальных аудиокниг и песен, видеозаписей и текстов. Во всех материалах есть субтитры, что облегчает работу. Вы сможете в игровой форме освоить грамматику, чтение, понимание на слух, а также расширить словарный запас.

В этой маленькой книге вы найдете 60 карт, акцентированных в каждом упражнении. Прочитайте лист, и упражнение не займет у вас более 5 минут! Мы предлагаем два вида карточек, которые вы можете идентифицировать со своей иконкой. Хорошо пересматривайте свой английский за 5 минут в день, это возможно!

На протяжении многих лет ваш английский теряет некоторые из своих прекрасных возможностей? Вы хотели бы взять некоторые базовые основы и укрепить свои знания, но вы перегружены? Вы не являетесь поклонником вечерних занятий - эта Маленькая Книга английского языка за 5 минут в день - это книга, в которой вы нуждаетесь!

Memrise. В данном приложении используются эффективные техники запоминания, подтвержденные обширными научными исследованиями. Технология Memrise использует новейшие открытия в области нейролингвистики и методик обучения. Приложение подстраивается под индивидуальные особенности нашей памяти. Очень важно не просто выучить слова или фразы, но и не забыть их со временем. Разработчики позаботились и об этом. Фишка приложения в том, что выученные слова вы не забудете. Через определённые промежутки времени программа будет напоминать о выученных словах и поможет закрепить их в памяти навсегда.

Вы всегда найдете в своем дневнике минуту, чтобы открыть эту книгу и насладиться 60 уроков и упражнений, которые откалиброваны, чтобы учиться изо дня в день, эффективно: глаголы и их сопряжение; назвать людей и вещи; строить правильные предложения; ошибки, чтобы избежать и т.д.

Просмотрите, как только увидите: на транспорте, между встречами, в приемной вашего врача и т.д. метод, адаптированный к вашему ритму жизни! Вы всегда найдете в своем дневнике минуту, чтобы открыть эту книгу и насладиться 60 уроками и упражнениями, которые откалиброваны, чтобы учиться изо дня в день, эффективно: глаголы и их спряжение; назвать людей и вещи; строить правильные предложения; ошибки, чтобы избежать и т.д.

Еще одна «вкусняшка»: вы можете делать мемы, которые помогут запомнить слова или фразы.

HelloTalk. На данной платформе учителями выступают носители языка. С ними можно разговаривать и переписывать. Очень эффективно, поскольку при изучении языка необходимо погружаться в языковую среду. Плюс вы сможете обзавестись новыми иностранными друзьями. Встроенный переводчик и словарь – преимущество данного приложения. Также есть инструмент, при помощи которого ваши партнеры по изучению языка помогут вам быстро исправить синтаксис, грамматику, произношение и многое другое.

Убедитесь, что вы прочитали правильный уровень сложности

Чтение английского языка помогает создать более прочные отношения с языком, и поэтому вы изучаете новые слова и полезные фразы. Если вы начнете с чего-то, что слишком сложно для вас, вы не можете продолжать! Вот почему важно заранее проверить уровень английского языка. Мы предлагаем два онлайн-теста, которые помогут вам.

Английский для развития карьеры

Если ваша работа требует от вас говорить по-английски каждый день или использовать более специализированные термины, то регулярные упражнения по чтению помогут вам расширить свой словарный запас. Это, в свою очередь, повысит вашу уверенность и произведет хорошее впечатление на ваших коллег и деловых партнеров. Смотрите голоса для большего вдохновения! Должны ли дети ходить в школу в следующий понедельник? Вы найдете много возможностей для коротких семейных каникул в одном из крупнейших европейских городов!

Приложения – это, конечно, хорошо, но не забывайте, что этого недостаточно, чтобы овладеть иностранным языком на должном уровне. И еще советик: лучше понемногу, но каждый день, чем 25 часов в сутки, но раз в неделю. Удачи!

Материал подготовила Крагель Дарья

Наверняка все люди хотели бы тратить меньше времени на обучение и переносить этот трудоемкий процесс на время сна. Но можно ли получать новые знания во сне без затрат времени и энергии, или это лишь научная легенда? Как учиться во сне? Эти вопросы волнуют ученых не одно столетие.

Следуйте онлайн-форумам на английском языке

Форумы, специально предназначенные для использования английского языка, - отличный способ для многих людей во всем мире обсудить их проблемы и трудности. Вы не только увидите, как это написано правильно, но вы также увидите других людей, которые искали его перед вами. Надеюсь, эти советы вам полезны. Если у вас также есть предложения, которые вы хотите добавить - поделитесь ими с нашими.

И хотя это не так, шутка только подтверждает, насколько жестко должен изучать немецкий язык. Скорее всего, вы знаете некоторые слова, полученные из фильмов, песен или экскурсий, но у вас никогда не хватит смелости изучать родной язык более 82 миллионов человек. Мы предлагаем вам более интересную причину изучения немецкого языка. И это то, что у него есть уникальные слова, используемые ежедневно в разговорной речи, которые вообще не существуют на других языках.

Процесс обучения во сне называется гипнопедией. В переводе с греческого «hypnos» означает «сон», а «paideia» - «обучение». Данный метод усвоения новой информации применялся еще в Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали спящим ученикам тексты старинных манускриптов. В Эфиопии сыщикам таким образом подробно описывали внешность преступников. Одобренные государством сеансы гипнопедии впервые стартовали в США, где офицерам военно-морской базы надевали на ночь наушники и начитывали телеграфный код.

Это и все другие слова не совсем точны, они уникальны и не существуют с точным именем на других языках. Представьте, что вы сидите в ресторане с друзьями, вы приказали, еда прибывает, и вы понимаете, что все выбрали супер вкусные вещи, а ваше блюдо не такое.

В буквальном переводе слово означает «замок в воздухе». Он используется в тех случаях, когда это абсолютно недостижимое намерение - нечто вроде болгарского выражения, «расцветающего львами». Как часто вам снится мечта настолько реальна, что вы с интересом следите за историей? Незадолго до окончания истории проснитесь и поймите, что вы упустите самое интересное. Затем вы обычно закрываете глаза и начинаете засыпать, по крайней мере, еще 5 минут, чтобы добраться до финиша.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция – запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

На болгарском языке у нас есть слово «неловкое», которое подходит для описания любой ситуации, в которой человек смущен или находится в незнакомой обстановке. Что, если у вас будет пара, которая начнет сражаться до вас? Это ужасная ситуация, потому что, независимо от вашего мнения по этому вопросу, вы не можете вмешиваться в отношения ваших друзей. Именно в этой конкретной ситуации вы чувствуете себя Риррихтершамом.

Самое замечательное в чтении книг - это то, что изображения начинают появляться в сознании, которое реагирует на историю. Вот почему большинство людей, которые смотрят фильм в ранее прочитанной книге, обычно разочаровываются в производительности персонажей. Тем не менее, они кажутся разными в глазах каждого читателя. Эти уникальные «проекции», которые способны создавать человеческий мозг, даже когда дело доходит до сновидений, называются Копккино.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне – всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения – образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Это всего лишь несколько уникальных слов на немецком языке. У немцев даже есть специальное слово для питья пива после рабочего дня. Вместе с тем, новогодняя резолюция. Бросьте курить, похудейте, прочитайте больше и изучите английский, немецкий или французский язык наконец! Последний в списке, чтобы овладеть иностранным языком, является одним из самых распространенных заявлений, которые мы делаем в начале нового года. В основном, мы также говорим, что нам нужно знать основные фразы, по крайней мере, до лета и даже купить учебник по самоуничтожению или войти в систему.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

Но потом появляется много работы, слова идут не так быстро, как мы ждали, мы сидели на одном уроке две недели. Теперь, когда мы узнаем несколько фраз, это лето снова, мы понимаем, что ничего не получили, и мы обвиняем нас в том, что мы не получили новогоднее разрешение снова.

Прежде всего, перестань кричать! Возможно, никто никогда не понимал, как учиться. Возможно, вы изучили словарный запас по классическому школьному методу, повторяя десять раз вслух, пишу десять раз, чтобы вы могли видеть, что вы все равно не помните. У нас есть несколько эффективных советов , которые помогут вам легко и быстро справиться с этим языком.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания – способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

Так легко обрабатывать 150 слов в час, как ничто. Слово невозможно забыть и забыть о практике начальной школы. В следующей статье мы расскажем, как перестать беспокоиться об иностранном языке и как просто победить его. Эксперимент в Стэнфордском университете.

Давайте сначала рассмотрим интересный эксперимент. В Стэнфордском университете они провели интересный эксперимент. У двух групп студентов была задача изучить сорок дней русских слов в течение трех дней, и никто не знал русского. Одну группу преподавали по биллинг, вторая - так называемая технология ключевых слов, о которой еще нужно сказать. Результат ясно показал, что метод намного эффективнее. Студенты, которые произносили слова, знали меньше, чем через несколько дней после нескольких дней, в то время как группа, использующая технику, контролировала почти две трети словарного запаса.

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» – стадия глубокого сна , отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Важно отметить, что даже через шесть недель между этими двумя группами была большая разница. Студенты, которые использовали новый метод обучения, могли вспомнить столько лексики, как первая группа всего за несколько дней. Самая большая проблема с изучением лексики заключается в том, что для нашей памяти выражения на иностранном языке слишком абстрактны и неинтересны. Мы обычно стараемся запомнить их просто, повторяя их все на основе их неопределенного значения. Но факт состоит в том, что мы ищем одно и то же слово в словаре несколько раз и все еще не держим его в голове.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) – нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Сеансы гипнопедии

Перечень наук, которые изучают во сне, широк и разнообразен. Усвояемость материала зависит от индивидуальных способностей человека. Если предмет вам легко дается в дневное время, заниматься им во сне нет необходимости. Гипнопедию чаще всего используют в тех областях знаний, которые трудно поддаются изучению и требуют быстрого усвоения. Иностранные языки, IT-технологии, базовые знания игры на музыкальных инструментах, зазубривание информации – наиболее востребованные сферы для применения гипнопедии.

Учение во сне, как и гипноз, является самовнушением. Однако, обучение во время засыпания слабее по силе воздействия на человеческий мозг. Новая информация, которую обучаемый слышит во сне, вызывает реакции на уровне рефлексов. Чтобы свежие данные запоминались лучше, для мозга необходимо полное отсутствие внешних отвлекающих импульсов. Эмоциональный фон человека также должен быть стабильно спокойным. В такой атмосфере мозг способен максимально сконцентрироваться на информации, получаемой во сне.

Эффективность ночных аудиотренингов повышается, когда:

  • студент заинтересован в тех сведениях, которые слышит, и подсознательно хочет их запомнить;
  • информация не вызывает раздражения;
  • обучаемый находится в состоянии полного покоя;
  • мышцы человека расслаблены и не подают отвлекающие сигналы мозгу;
  • посторонние звуки и другие воздействия внешней среды сведены к минимуму.

Крайне важным фактором действенности обучения является вера человека в то, что гипнопедия принесет желаемые результаты. Для качественной практики необходимо владеть техникой абсолютного расслабления. Напрягая одну конечность до дрожи, а затем резко расслабляя ее, вы научитесь различать момент наивысшей релаксации мышц. То же необходимо проделать с остальными частями тела. Когда вы овладеете этой практикой, можно смело приступать к занятиям.

Перед «обучающим сном» необходимо лечь на комфортный, но не прогибающийся диван лицом вверх. Конечности могут находиться в согнутом, но обязательно расслабленном состоянии. Закройте глаза и засыпайте. Через 30 минут автоматически включится аудиозапись с информацией для изучения. Если обучение проводит педагог, он будет повторять материал несколько раз тихим голосом.

Учеба во сне: за и против

Несмотря на долгосрочные исследования, эффективность гипнопедии остается спорной. Запоминание обычно происходит в полудреме, а не во время полноценного сна. В 2000 году ученый и практик А.Потапов рассказал об изучении им английского языка с помощью данного метода в течение полугода. Исследователь отметил облегчение чтения текстов, но на протяжении всего эксперимента он видел цветные кошмарные сны. Ученые опасаются, что увлечение данной формой образования может нанести урон психическому здоровью человека.

Однако ошеломляющие результаты некоторых студентов тоже нельзя оставить без внимания. Так, первокурсники инженерного факультета одного из вузов, использовавшие гипнопедию для изучения иностранных языков наряду с традиционной формой обучения, знали в два раза больше слов и выражений, нежели рядовые студенты.

Исследования многих ученых противоречат друг другу. Можно сделать вывод, что запоминание данных во сне является вспомогательным инструментом интеллектуального развития, но не его основой. Чтобы «сонное образование» принесло свои плоды, необходимо длительное обучение, а новый материал должен быть повторен спящему несколько раз.

Многочисленные эксперименты показали, что во сне лучше происходит закрепление уже полученных, но не в корне новых знаний.

Невозможно лишь во время сна выучить китайский язык или научиться профессионально разбираться в технике, не получая этих знаний днем в привычной форме. Сон действительно способствует обучению, помогает тренировать память и улучшает запоминание. Однако надежда на то, что человек сможет получить полноценное образование во время сна, в ближайшее время не оправдается.

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.

» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».

В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» - наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.

Треть своей жизни мы спим. Многие пытались использовать это время, чтобы научиться чему-то полезному, прикладывая для этого минимум усилий.

Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал , что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.

Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол - это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.

Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?

В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).

С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.

Чему можно научиться во сне

Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.

Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу - и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.

В 2012 году израильские исследователи выяснили, что у спящего человека можно сформировать определённые условные рефлексы - почти как в антиутопических фантазиях Олдоса Хаксли.

Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).

Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится - с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.

В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.

В 2013 году психологи из университета Иллинойса выяснили, что во сне можно не только стать музыкальнее, но и потренировать пространственную память.

Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал - и они справились с заданием лучше.

Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.

Утро вечера мудренее

Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом - самый верный способ на нём провалиться.

Исследования показали , что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются - так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.

Фаза глубокого сна обычно занимает вторую часть ночи. Поэтому, если вы спите меньше 6 часов, ваша память вряд ли будет работать в полную силу.

Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.

Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько - фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.

Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.