Главная · Диарея · Год собаки мероприятие для детей. Внеклассное мероприятие "собака друг - человека". Самоопределение к деятельности

Год собаки мероприятие для детей. Внеклассное мероприятие "собака друг - человека". Самоопределение к деятельности

Светлана Морозова
«Собака - друг человека». Праздничная игровая программа для младших школьников

Ход праздника.

Учитель. Отгадайте загадку :

С хозяином дружит,

Ему верно служит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

У. Правильно. Именно ей, собаке - другу человека , мы посвятим наш сегодняшний праздник .

Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека .

1 вед. Собака – верный и преданный друг и помощник человека с давних времен . Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно.

2 вед. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку : не подкрадывается ли враг? А собака слышит то , что не слышит человек , чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию . Особенно она чутка ночью : ведь в прошлом собака была ночным хищником. Прошли тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека .

1 вед. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку на охоте : отыскивать дичь, приносить ее хозяину, помогала человеку защищаться . А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот . Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак .

У. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека , чтобы создать столько непохожих друг на друга собак , которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире ?

Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей. И год от года их становится все больше и больше. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка – волка.

1 вед. Собаки… Сколько их , какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше 500 г. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

2 вед. Есть длинноногие, а есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком .

1 вед. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие . И все они – самые верные наши друзья.

2 вед. Самые верные, потому что ни одно другое животное не предано человеку так , как собака , не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо. Есть собаки охотничьи , есть служебные и есть декоративные.

1 вед. Охотничьи помогают людям на охоте, и у каждой собаки своя специальность . С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

2 вед. Фокстерьеры и таксы выгоняют зверей из нор. Лайки отыскивают добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы знаете ? (Русская борзая, спаниель.) Предлагаю вам посмотреть фильм. (Учебный фильм о породах собак )

У. А вот и первое задание для вас.

Конкурс «Кто больше?»

За одну минуту надо написать как можно больше пород собак . За каждую названную породу начисляется по одному баллу.

А для остальных ребят загадки.

Пока жюри подводит итоги, послушайте немного грустное, но очень трогательное стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»

У. Прав поэт. Даже непородистая собака может быть верной и преданной своему хозяину. Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей. Никогда не предадите своего друга . Мы с вами всегда должны помнить слова замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери : «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» .

Слово жюри.

1 вед. Кто не знает пограничных собак ? Днем и ночью помогают они охранять рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники узнают о приближении нарушителей. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и , если потребуется, вступают в схватку.

2 вед. «Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз остановилась , стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привел пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашел трех нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и повели на заставу.

1 вел. Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака -ищейка – гроза для всех нарушителей закона.

«Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операциях. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений. Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетного пенсионера. После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда в фильме кличка собаки – Мухтар , а называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящен многим розыскным собакам .

У. Ребята, вы любите мультфильмы и художественные фильмы. Объявляется второй конкурс

Конкурс «Телевизионный»

Надо назвать за три минуты фильмы или мультфильмы, в которых участвуют собаки . Задание понятно? Начали!

Наш праздник продолжается . Но как-то праздник не похож на праздник без песен ! Может быть, споем? Какие песни, в которых говорится про собак , вы знаете?

Исполняется одна из песен.

Пока жюри подводит итоги 2-го конкурса, послушайте стихотворение.

Слово жюри.

2 вед. Собака облегчает тяжелый труд чабана : пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака , находясь рядом с чабаном, по его команде или по его жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо и налево, гнать ее в заданном направлении, предупреждает лаем о приближении людей, диких зверей. Наиболее подходящими для такой службы являются восточноевропейская и южнорусская овчарки – колли, а для пастьбы северных оленей – лайки.

1 вед. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелегкий боевой путь. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Носили пакеты с донесениями, медикаментами, в частности, бинты к раненым. Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков.

2 вед. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос , туда на разведку поднялась собака Лайка . Это было 3 ноября 1957 года. В этот день на орбиту, на высоту немногим меньше 2-х тысяч километров, был выведен второй советский спутник, имевший массу 508 кг. Лайка была в космосе 7 суток.

У. Немало прошло лет с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришел к человеку , да с ним и остался. Собака стала надежным другом человека . Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней. А теперь внимание – третий конкурс.

Конкурс «Поговорок»

Игроки получают конверт , в котором находится 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их за 5 минут. Каждая правильно собранная поговорка дает 1 балл, плюс 1 балл за быстроту.

А для остальных ребят кроссворд «Угадай-ка»

Жюри подводит итоги конкурса, а мы послушаем стихотворение С. Михалкова «Мой щенок» .

Слово жюри.

1 вед. Благодаря великолепному чутью собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Человеку , потерявшему зрение, собака заменяет глаза , приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых под Москвой имеет специальную школу , в которой обучают собак-поводырей .

2 вед. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу . Во многих странах поставлены памятники собакам . В Париже находится памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек .

В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых . Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки , которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла.

У. Поэты пишут, что собаки , как и дети, мечтают совершить подвиги, хотят быстрее вырасти и так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

У. Четвертый конкурс посвящен занятиям собак и называется

Конкурс «Профессиональный»

Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак . Каждая «профессия» дает возможность получить по одному баллу.

Пока команды работают, послушайте стихотворение.

Учитель. Да, где только не приходится трудиться собакам !

Жюри подводит итоги, а я хочу обратить ваше внимание на эту выставку рисунков. Особенно хочется отметить работы…

Слово жюри.

У. Да, собакам человек уделяет немало внимания : стихи, песни, литературные произведения, памятники. Собак рисуют известные художники. Вот, например, картина Решетникова «Опять двойка» (показать репродукцию) : мальчик пришел из школы , и его встречает собака .

В нашем пятом конкурсе вам не придется вспоминать картины, надо нарисовать собаку «по частям» .

Конкурс «Художественный»

Приглашаются по 4 человека от команды . 1-й рисует туловище, 2-й – голову, 3-й – лапы, 4-й – хвост.

Чей рисунок будет иметь больше сходства с собакой , та команда может получить 5 баллов.

У. Мы много сказали о породах собак . Но почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, чаще окружают нас.

Многие из вас, ребята, имеют собак , очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают. О своих любимцах написали небольшие сочинения …

А те, кто не имеет собак , принесли в класс свои любимые игрушки – собачек разных мастей и размеров. Вот, посмотрите…

Слово жюри…

1 вед. Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку и неудивительно : ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг . У одних эти мечты сбываются, у других – нет .

2 вед. Итак, что же такое – собака ? Собака – верный друг и помощник человека . Если вы решили завести собаку , помните : собака – не игрушка . Она требует заботы, времени и средств. Щенок, пока не вырастет, требует массу внимания. Бесчеловечно взять щенка , а затем, когда надоест с ним возиться, выбросить его на улицу. Собаку нужно любить ! Вот, послушайте…

У. О том, какие бывают собаки , как ухаживать за собаками есть много книг «домашние животные» , «Собаки » , «Энциклопедия» и т. д. Обратитесь в школьную библиотеку , и вам подберут там книги о собаках .

А мы проведем сейчас викторину. Успеха всем!

«Собачья викторина »

1. Кто лаял на слона?

2. Как звали собаку Мальвины ?

3. Как звали собаку Малыша ?

6. Как звали собачку , тянувшую репку?

7. Кличка собаки из мультфильма «Трое из Простоквашино»

8. Как звали собаку , которую топил Герасим?

10. Как звали пса Элли из сказки «Волшебник изумрудного города» ?

12. Как звали собаку Электроника ?

13. Какой породы была собака Электроника ?

14. Кто написал рассказ «Бобик в гостях у Барбоса» ?

15. Назовите кличку щенка, оставленного без присмотра, из стихотворения С. Михалкова.

Учитель. Наш праздник подошел к концу . Жюри подвело итоги. Предоставим ему слово.

А закончить праздник хочется стихами .

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Цели мероприятия:

Нравственно – экологическое воспитание школьников.

Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения,

что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы,

познакомить с различными породами собак.

Задачи:

Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим,

Познакомить с особенностями работы собак.

Оборудование:

Рисунки детей верных друзей своих - собак, плакаты, фотографии пород собак,

Просмотр презентации о работе собак.

Место проведения МОУ «СОШ № 2»

Ведущие мероприятия: учитель Токарева Ольга Викторовна и ученики 3 класса

Гости мероприятия: учащиеся 4х классов, завуч по УВР

Продолжительность мероприятия - 40 минут

Ход мероприятия.
Учитель:

Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень, очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнью Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

Понадобились тысячелетия, прежде, чем хищник забыл дикие привычки и настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивая дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.


  1. Ученик: Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.

  2. Ученик: Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.


  1. Ученик: Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру,

Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом.

Он даже есть не мог.


  1. Ученик: Ребята вспомнили о нём,
Вернулись с полпути

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти –

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Учитель: Хорошо, что ребята не бросили своего друга, вернулись и забрали его. А сколько брошенных, забытых, бездомных собак бродят по улицам в поисках своего хозяина.

Существует большое количество пород собак, но всех их можно разделить на три основные:

1.Служебные (овчарки, лайки, колли…)

2.Охотничьи (борзая, спаниель, русская гончая)

Ученик: Служебные собаки.

Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен. Пограничные собаки бывают специальные (одни ищут наркотик) и поисковые (они задерживают людей) Многим пограничным собакам стоят памятники, есть такой и в Москве, в Благовещенске на побережье Амура.

Ученик: Ездовые собаки.

Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам Тундры бегут собачьи упряжки,8 – 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.

Собака – единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов. Собаки – единственный вид транспорта у оседлого населения приморья. Кроме перевозки людей, грузов ездовых лаек используют для промысла нерпы. Эти собаки должны хорошо работать в упряжке, защищать своего хозяина от медведя. Ни одна экспедиция не обходится без ездовых собак. Скольким героям – полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера, Южного полюса.

В 1909 году Пири открыл Северный полюс на собачьей упряжке.

В 1911 году Амурндсен достиг Южного полюса тоже на собачьей упряжке.

Путешественники могли сами голодать, но собак всегда кормили.

Ученик: Пастушьи собаки.

Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде

или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернут отару налево или направо. Пастушьи собаки используются во всех странах. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это собаки:

овчарки, колли, лайки. Дрессировать собак необходимо в непосредственной близости от овец.

Ученик: Собака – поводырь

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки – поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака – поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак – поводырей.

Ученик: Собака в космосе.

В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.

Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны.

В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Успешно использовались собаки при истреблении вражеских танков. На их боевом счету более 300 подбитых танков.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение «О тех, кто лает»


  1. На свете множество собак
И на цепи и просто так

Собак служебных – пограничных

Дворовых Шариков обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из – под лавок.


  1. И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.

Псы – гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки – лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.


  1. Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды

Есть великаны – это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни – черны, другие – серы,

А на иных смотреть обидно –

Так заросли, что глаз невидно.


  1. Известны всем собачьи свойства
И ум, и честность, и геройство

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство.

И с полуслова послушанье,

И это всё – от воспитанья.


  1. Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка – лентяйка,

Бесстрашен пограничник – воин

И пес Руслан его достоин.

Хозяин пса - кулак и скряга

Под стать ему Репей – дворняга.

Не зря собака тех кусает

Кто камень зря в неё бросает.


  1. Но если кто с собакой дружит
Тому собака верно служит.

А верный пес – хороший друг –

Зависит от хороших рук.

Учитель: много написано стихов, песен о собаках, снято много фильмов. А мы сейчас споём песню «Пропала собака»

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение о маленьком проказнике, которое называется «Трезор»

На дверях висел замок

Взаперти сидел щенок

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье

Зайцу вырвал шерсти клок

В коридор из – под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота,

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол

С головой уткнулся в уголь

Вылез черный, не узнать.

Влез в кувшин – перевернулся

Чуть совсем не захлебнулся.

И улёгся на кровать – спать.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

Учитель: Как называется профессия человека, который работает с собакой, дрессирует её, знает, как нужно воспитывать себе друга.

Учитель: Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.

Во многих странах поставлены памятники собакам. (презентация)

Учитель: Но собаки, как и люди, стареют. В этом возрасте за ними должен быть особый уход, ведь она верой и правдой служила вам, защищала вас, охраняла ваше жилище. Послушайте стихотворение «Собака»

Она с утра лежит не лая

Она собака пожилая

Ей надоело лаять, злиться

Большая, рыжая, как львица

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На прилетевшего грача.

А этот грач, совсем не глуп,

Из чашки пьет собачий суп.

Ты, что молчишь?-

Кричит ей кто – то

Ей даже тявкнуть неохота.

Её с утра берёт дремота

Собака спит.

Ей снится детство: она щенок,

И все кричат: «Да замолчи ты, наконец – то

Опять ты лаешь на грачат»

А закончить наше мероприятие мы предлагаем поделкой.

Воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероного друга следует со школьной скамьи. Младшие школьники, как и дети дошкольного возраста, должны хорошо уяснить, что щенок или котенок - не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки, и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если мы сможем воспитать в детях чувство любви и ответственности за своих меньших братьев, потеряет свою остроту проблема бродячих животных.

Нам кажется, что именно в городе, где контакт детей с природой несколько ограничен, животные в доме просто необходимы, особенно в малодетных семьях. Большинство ребят хотят иметь в доме собаку. О благородстве, об огромной моральной ценности любви к собаке сказано немало. Достаточно вспомнить чеховскую Каштанку, тургеневскую Муму, купринского белого пуделя Арто, Белого Бима из повести Г. Троепольского.

Подготовка к утреннику включает следующее: на протяжении примерно месяца в группах проводится чтение книг по теме: «Дай лапу, друг», «Соленый пес», «Мухтар, ко мне», «Белый Бим - Черное Ухо», «Белый клык» и др.

На утренник можно пригласить собаководов-любителей. Можно оформить кроссворды. Например, кроссворд «Верные друзья»:

1. Красивая добрая собака с длинной шерстью, хорошо плавает. Ее родина - Северный остров Ньюфаундленд. (Колли.)

2. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьем, отличается злобностью. (Овчарка.)

3. Любимая порода комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная. (Пудель.)

4. Крупная пастушья собака с типичными, вперед прогнутыми ушами. (Водолаз.)

5. Маленькая, с удлиненным туловищем собачка. Шерстный покров мягкий, шелковистый, курчавый. (Болонка.)

6. Собака охотничьей породы, с успехом применяется для охоты как на крупного, так и на мелкого зверя. (Лайка.)

Ход утренника

1-й ученик. Собака - верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

2-й ученик. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом-пещеру, заблаговременно подавать сигнал тревоги лаем. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

3-й ученик. Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.

Чтение стихотворения А. Барто «Уехали».

1. Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

2. Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду.

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

3. Он на чужих ворчать привык,

Совсем, как взрослый пес.

И вдруг приехал грузовик -

Он всех ребят увез.

4. Он ждал, когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

5. Пес был один в саду пустом,

Он на террасе лег,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

6. Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

7. Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

4-й ученик. Все породы собак делятся на три основные группы: служебные (военные, караульные, пастушьи, ездовые), охотничьи (промысловые и спортивные) и комнатно-декоративные. К служебным относятся (показывает на стенде)-, овчарка, лайка, боксер, дог, пули, пуми, колли и др. Охотничьи собаки - это русская гончая, русская псовая борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и др. К комнатно-декоративным собакам относятся: пудель, сенбернар, болонка, той-терьер и др.

5-й ученик . Велика роль упряжных или, как их называют, ездовых собак. Посмотрите на север: по снегам тундры бегут собачьи упряжки. Восемь-десять собак, запряженные в легкие нарты, за сутки преодолевают расстояние до 150 км, перевозя до полтонны груза. Скольким героям-полярникам помогли они осваивать труднодоступные места Крайнего Севера.

6-й ученик. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные границы нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины. Известный следопыт Н. Ф. Карацупа за период службы в пограничных войсках задержал 467 нарушителей границы. Рядом с ним всегда была служебная собака. (Если есть, можно показать диафильм «Солёный пёс».)

7-й ученик. Собака облегчает тяжелый груд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо или налево, гнать ее в заданном направлении, выравнивать отару при пастьбе, предупреждать лаем о приближении людей, диких зверей и т. д. Наиболее подходящими для такой службы являются восточно-европейская и южно-русская овчарки.

8-й ученик. Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

9-й ученик. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с воинами прошли нелегкий боевой путь.

Писатель И. Г. Эренбург в одном из своих рассказов приводит такой эпизод: «В январе 1942 года гвардейский стрелковый полк оказался в тылу врага - под Вереей. Проволочная связь часто рвалась, радиоустановки не работали. Связь держали 14 собак. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Овчарка Аста несла из батальона на командный пункт пакет с донесением: «Огонь по березовой роще». Тяжело раненная, она доползла с донесением до своего Жаркова - и положение было восстановлено. Тор принес донесение: «Залегли. Не можем поднять головы: сильный обстрел». Назад он принес приказ: «Людей поднять. Вести наступление». Два часа спустя гвардейцы вошли в Верею».

10-й ученик . Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков. На их боевом счету 300 подбитых танков. Вот как описывает писатель Е. Ржевская в книге «Берлин, май 1945 года» бесстрашный подвиг собак - взрывников танков: «На лесной опушке сбились в кучу, лают, резвятся собаки. Но взвоет за кустами танк - и собаки замрут, нервно, настороженно. А он движется сюда - страшная громада - переваливаясь, оглушая. Собаки мучительно ждут, подрагивая. Внимание! И бросок вперед, безудержный, ликующий, - собаки мчатся под танки противника, неся смертоносный груз на спине».

11-й ученик. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.

Несколько учеников читают стихотворение С. Михалкова «Мой щенок».

Исполнение песни «Пропала собака» (слова А. Ламм, музыка В. Я. Шаинского).

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

Может быть, его украли,

На веревке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь заставили?

Может он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился, ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?

12-й ученик . Трудно обойтись без собак при охране общественного порядка, при борьбе с преступниками. При патрулировании местности и задержании нарушителей общественного порядка одна служебная собака делает столько, что и целый взвод не справится. Она не только помогает найти грабителя при прямом преследовании, но и может опознать его по запаху принадлежавшей ему вещи. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона. Так, розыскной пес Султан за время службы в уголовном розыске помог обнаружить похищенных ценностей более чем на 2 млн. руб.

13-й ученик. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке - проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И. П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла. В конце первой части утренника ребята исполняют песню «Бимка и я» (слова И. Черниц- кой, музыка А. Симонова).

Бимка, мой дружок веселый!

Расстаемся мы сейчас:

Я иду учиться в школу,

Поступаю в первый класс!

Припев:

Ты за мною не ходи,

Лучше дома посиди! Подожди!

Гав! Гав! Гав!

Должен ты меня понять:

Не могу тебя я взять.

Гав! Гав! Гав!

Книжки, форма - все готово!

Приготовлен и букет.

Но для друга дорогого

В школьном ранце места нет!

Припев:

Скоро, мой дружок веселый,

Повстречаемся опять.

Я, когда вернусь из школы,

Припев:

До свидания, Бимка!

Во второй части утренника выступают приглашенные гости.

Литература для школьников:

1. Казанский В. И. Борзые. - М.: Детская литература, 1984.

2. Коваль Ю. Алый. - М.: Детская литература, 1982.

3. Кнорра Ф. Солёный пёс. - М.: Детская литература, 1984.

4. Михайловский А. Воспитай щенка. - С.: Детская литература, 1971.

5. Рябинин Б. С. Друг всегда друг. - М.: Детская литература, 1979.

6. Сергиенко К. До свидания, Овраг. - М.: Детская литература, 1979.

МБОУ Шипуновская общеобразовательная средняя школа имени А.В. Луначарского


Собака – друг человека

сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся 5-6 классов

Выполнила:

Крутько Наталья Александровна

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Шипуново, 2013

Цели:

    Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.

    Расширить знание детей о породах собак, их назначении.

    Воспитывать любовь к четвероногим друзьям.

Подготовка к мероприятию:

1. Книжная выставка «Такие верные и разные собаки».

2. Стенгазета «Собаки- существа, любящие нас больше, чем самих себя».

3. Выставка рисунков «Мой любимец».

4. Электронная презентация о породах собак.

5. Музыкальное оформление (Пропала собака, Люси)

6. Плакаты:

«Собака - не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры», «Плохо воспитанную и необученную собаку перевоспитать трудно», «Собака в доме - это радость», « Будь человеком! Тогда тебе будет другом каждая собака!», «Они - не мягкие игрушки», «Человек - друг собаки».

Ход занятия

I .Организация класса.

II .Основная часть.

Ребята я сегодня пришла в вам со своим другом. А кто он? Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь узнать тему нашего занятия.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает.

Правильно, мы сегодня будем говорить о собаках. Наше мероприятие посвящено всем вам известному домашнему животному, верному другу человека – собаке. Ирландская старинная поговорка гласит: «Дом без ребёнка, собаки или кошки - это дом без любви и радости».

Первая страница «Дикие собаки».

Ученые долго спорили, но потом пришли к единому мнению, что предком собаки является именно волк, а не шакал.

В давние времена первобытному человеку потребовался друг и сторож, а так как охота тогда была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, с этого и началось. Собака пришла к пещере человека и стала охотиться вмести с ним. Но человеку понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру. Собака стала помогать человеку: отыскивать дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться, вступала вместе с воинами в битву.

Ребятам раздаю шаблоны собак, они рисуют цвет шерсти, форма носа, ушки, глаза. И начинаем разговор, что вы знаети об этих признаках. Учащиеся отвечают, учитель дополняет о каждом признаке .

Цвет зависит от гена. За длину шерсти зависит гены, отвечающие за длинную шерсть, жесткую шерсть_ например у таксы там один ген отвечает.

скрученная шерсть – Спаниели, один ген рецессивный.

курчавая шерсть- разные гены.

Нюх у собаки –один из самых чувствительных среди всех домашних животных. В ноздрях у собак находиться в 40 раз больше нюхательных луковиц, нежели у человека. Нос у собаки всегда влажный потому, что через него испаряется влага, и тем самым выводится часть тепла тела, влажный нос легче определяет направление, откуда идет запах.

Слух. Человек таких звуков, которые слышит собака не слышит.

Собаки легко могут повернуть уши к источнику звука, и быстро определить откуда идет звук. Движению ушей помогает 18 мышц, которые позволяют собаке повернуть или приподнять уши.

Зрение у собаке развито меньше, чем у человека. Собака видит только серые и черные тона, более 40 оттенков серого цвета она различает.

Возраст собак:

1год собачьей жизни равен за 7 лет человеческой. В среднем собачей век 13-15 лет. У некоторых пород 15-17лет.

3х летний пес равен 26 годам человека, пес в этом возрасте полон сил.

15лет собаке она считается долгожителем прожившая до 86 лет. Собаки мелких пород дожившей до 14 лет.

Собаке крупной породы до 10 лет является долгожителем. Для догов срок жизни может стать неопределенный 8 летний рубеж.

Ребята, а что вы знаете о породах собак?

Игра с детьми по рядам, кто больше знает о породах собак?

За правильный ответ дается житон.

Раздаются на парту породы собак с описанием пород, и начинают учащиеся рассказывать о своих собаках.

Вторая страница «Породы собак».

На свете множество собак

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых, «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

И не на что уже не годных-

Бродячих псов, всегда голодных.

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее - декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилось. В наибольшей степени это относиться к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки- проводники слепых).

    Пастушьи породы

    Сторожевые, розыскные и служебные породы

  1. Охотничьи

  2. Комнатно-декоративные.

Немецкая овчарка .

Распространенные крупные породы собак из группы служебных. Это смышленые, умные, легко дрессированные собаки, обладающие острым чутьем, но для этого у них должен быть один хозяин. Их используют для розыскной службы, охраны государственных границ. Немецкие овчарки чаще других пород используются для сопровождения слепых.

Лайка.

Это собака среднего роста. Для лаек характерно сухое крепкое телосложение, высокий постав заостренных подвижных ушей, хвост крючком или тугой « баранкой» закинут на спину. Эти собаки любят охотиться, бесстрашные, с молниеносной реакцией в схватке со зверем, выносливы, с живым подвижным нравом.

Пекинес.

Это небольшая комнатная собака, обладает оригинальной внешностью. Шерсть длинная, густая, прямая. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. Собака сохраняет до самой смерти редкую игривость. К ее недостатком можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.Есть множество историй о маленьких собачках, которые держали свечи для императора или сидели возле него и лаяли, оказывая людям почести. Шли годы, и эти маленькие собачки стали особой дворцовой породой. Потом их стали называть собаками Китайской империи. Но почему же львиная собачка? Это название было обусловлено не только их внешностью. Считалось, будто именно эти собачки были воплощениями львов, которых Будда делал из своих пальцев.

Ребята, а вы можете рассказать, а собака которые вам помогала в жизни. Расскажите свои случаи.

Третья страница «Собака- помощник человека»

«У нас собаку уважают недаром:

Собака на фронте была санитаром, связистом, сапером.

Порою, собаки на танки фашистов бросались в атаку.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры»

Боялись собак.»

По всем военным дорогам прошли более 68 тысяч собак, которые внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом.

Животные работали нюхачами, искальщиками мин, поводырями, вытаскивали раненых из развалин, вывозили с поля боя тяжелораненых, подвозили боеприпасы, грузы.

И в мирное время днём и ночью собаки помогают охранять священные рубежи нашей Родины. Они преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины.

Собака – ищейка – гроза всех нарушителей закона. Она ищет следы, наркотики, украденные ценности.

Собаки облегчают тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников.

Собаки поводыри - запоминают маршруты и водят по ним своего слепого хозяина.

Лабрадор Колли

Колли порода этой собаки проявляет искреннюю заботу и любовь. Чаще всего каждый год в США награждают собак- героев, при пожарах и на воде.

Эти собаки способны вынести любые детские игры, но наедине нежелательно ребенка оставлять, ваш питомец обороняясь может случайно укусить мучащего его ребенка.

Лабрадор – порода обладает высоким болевым порогам, поэтому дети могут смело брать этих собак за уши и крепко обнимать.

В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спавшему во время снежных заносов 40 человек .

Памятник в Париже сенбернару Барри

Четвертая страница «Легенды о собаках»

Легенда о боксере

Бог, сотворив животных и человека, подумал, что ему понадобятся и собаки. И придумал и сотворил самых разных и могучих мастиффов, и стройных легконогих борзых и легкомысленных пуделей и прочие полезные или просто красивые породы. Но как-то всё ему не очень нравилось, хотелось создать собаку-совершенство. Не слишком большую и не маленькую, сильную и прыгучую, выносливую и очень ловкую, изумительно сложенную. И вот, наконец,модель удалась. Бог отложил ещё мягкую статуэтку собаки на просушку и ушёл отдохнуть. Свежеслепленная собака, однако, была очень нетерпелива. Она слышала, что Бог назвал её совершенством и возгордилась. Объявила себя повелителем всех собак и потребовала от них подчинения. Маленькие собаки не возражали, но большие отказались признать её первенство. Зарычали и оскалились. У новой собаки немедленно вскипела кровь, она, забыв о том, что глина ещё не затвердела, кинулась в бой на ближайшего соперника и от удара её нос сплющился. На шум прибежал Бог, забрал незадачливое творение в руки и начал смеяться. Потом пожурил собаку и сказал: занимаясь совершенством твоей фигуры, я забыл про характер. Отныне будешь менее вспыльчива и более терпелива. А твой сплющенный нос тебе останется навсегда - как память и предостережение.

А сказки о собаках вы знаети?

Литературный конкурс.

Много прекрасных стихов, повестей, рассказов и сказак посвящено собаке. Вы их, несомненно, читали. А хорошо ли запомнили? Вот сейчас и проверим.

1. Назовите любимую обувь Шарика из повести Э.Н.Успенского «Трое из Простоквашино». (Кеды)

2. Какой кличкой, созвучной названию дерева, наградил собаку А.В.Чехов? (Каштанка.)

3.Какая собака из одноименного рассказа И.С.Тургенева пала жертвой помещечьего произвола? (Муму.)

4.В какой сказке собачка гавкала: «Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут!» («Морозка».)

5.»Человек собаке друг /Это знают все вокруг… Из какого мультфильфа эти строчки? («Бобик в гостях у Барбоса».)

Ребята, а есть сегодня проблемы с нашим другом? Если есть назовите ее? А можно ли как-то ее решить?

Пятая страница «Не бейте брошенных собак»

«
Не бейте брошенных собак.
Их много - где кусты, заборы...
Им тяжело забраться в бак,
Чтоб перерыть очистков горы.
Не бейте брошенных собак...
И вечный голод, вечный страх
Стоит в глазах собак упреком,
Заледенел, замерз в глазах,
Замерз в глазах... Так одиноко...»

/ Р.Рождественский «Не бейте Брошенных собак...»/

Шестая страница «Викторина для любознательных»

1 тур

1. Как называется «общежитие» для собак? (псарня)

2. Где в Росси стоит памятник собаке?(Под Петербургом. пос. Колтушино, Центр имени И.П.Павлова)

3. Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? Когда это было? (Лайка, 1958г)

4. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя, передача « Спокойной ночи, малыши»)

5. Каким собакам обрубают (купируют) хвост? (Бульдогам, доберманам и догам)

6. В чем главное отличие зрения собаки от человеческого? (Собака различает только черные и белый цвет)

Имена многих собак остались в истории. Одни – как герои книг, другие – благодаря собственным подвигам и заслугам. В этом конкурсе вам нужно вспомнить как можно больше кличек собак, собачек, щенков, псов.

Вопросы

Как звали:

1. Собаку доктора Айболита? (Авва.)

2. Собаку, помогающую деду и бабке тянуть из земли репку? (Жучка.)

3.Песика, которого Чебурашка и Крокодил Гена знакомили с Львом Чандром? (Тобик.)_

4.Маленькую собачку охотника Пульки из сказки Н.Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Булька.)

5. Первых собак –космонавтов? (Белка и Стрелка.)

Я надеюсь, что после этого занятия, вы будете относиться к собакам с любовью, как верному своему другу, и она будет вам отвечать тем же.

Предлагаю вам сделать фото на память, можете взять моего друга на руки и он вместе с нами будет на фото.

Итог. Рефлексия. Что вы узнали на занятии?

    Сегодня я узнал…..

    Было трудно….

    Я выполнял задание…..

    Я понял, что……

    Теперь я могу…..

    Урок дал мне для жизни….

Библиографический список.

1. Ачкастова, Н.В. Я познаю мир.- М.: Издательство «Олимп», 2002.

2. Гусев, В.Г. Охотничьи собаки.- М.: Издательство «Лесная промышленность», 1981.

3. Никулина, Т.Н. Декоративные собаки.- М.: Издательство «Лесная промышленность», 1988.

4.Журнал «Читаем, учимся, играем» статья «Как собака подружилась с человеком» стр. 48-52 №7 2002год

5. Журнал» Читаем, учимся, играем» статья «Мордочка, хвост и четыре ноги» стр90-97. №7 2009год.

6.Журнал «Читаем, учимся, играем» статья «Четвероногим-за верность и преданность», №7 2007год